Forwarded from: Marina Akhmedova
Посчитала: в этом году я написала 11 лонгридов. Пять из них широко разошлись в сети. Два из них были громкими - "Паны вернулись" о бабушке, доживающей свой век в умершей деревне Смоленской области, и "Самое страшное письмо Путину" о девочке из Сафоново.
Первый текст содержал 36000 символов с пробелами. Второй - 40500 символов с пробелами.
Еще лет семь назад в репортажной журналистике четко была озвучена просьба - не писать тексты больше 25 тысяч знаков. Говорилось: читатель устал от букв, они его не вштыривают, он экономит время.
Года два назад заговорили о том, что текст не должен содержать больше 15 тысяч знаков. Читатель совсем-совсем устал. Буквы его давно не вштыривают. Времени - еще меньше.
В качестве эксперимента я пыталась ужать текст до 15 тысяч знаков, а потом поняла: невозможно в таком объеме нарисовать портреты нескольких героев, обозначить ситуацию и показать историю в развитии. Это как если ты приходишь к герою, чтобы взять у него психологическое интервью, показать читателю его внутренний мир, а он говорит - "У нас всего 15 минут". Сухую заметку написать можно. Историю создать нельзя.
В то же время в этом году я читала лекции о журналистике в разных университетах и была вынуждена прочитывать лонгриды студентов и начинающих журналистов. Это были такие реальные простыни с описанием своего авторского внутреннего мира и с героями, разбросанными по всей этой простыне, но не собранными в один пучок. Авторы как будто наслаждались тем, что из-под их пальцев выходят буквы, еще буквы, еще и еще буквы. А опубликованный лонгрид становится чем-то вроде интеллектуального статусного элемента - как сумочка за миллион для какой-нибудь жены богатого мужа. Я ерзала, вычитывая эти тексты, портила себе прическу, сопела, пыхтела. Я бы давно бросила это чтиво, если бы оно не было моей работой.
И вот в конце года я, наплевав на все советы типа "пиши, сокращай", нагло накатала текст в 40 тысяч 500 знаков, он стал самым моим длинным текстом и... самым читаемым.
Поэтому к концу года я прихожу со стойким убеждением - я не буду больше сокращать свои тексты. Если текст интересный, его будут читать. А проблема с нечитаемостью текстов все-таки объясняется не столько их объемом, сколько их качеством. С этой уверенностью и захожу в Новый год.
Читайте тексты!
Первый текст содержал 36000 символов с пробелами. Второй - 40500 символов с пробелами.
Еще лет семь назад в репортажной журналистике четко была озвучена просьба - не писать тексты больше 25 тысяч знаков. Говорилось: читатель устал от букв, они его не вштыривают, он экономит время.
Года два назад заговорили о том, что текст не должен содержать больше 15 тысяч знаков. Читатель совсем-совсем устал. Буквы его давно не вштыривают. Времени - еще меньше.
В качестве эксперимента я пыталась ужать текст до 15 тысяч знаков, а потом поняла: невозможно в таком объеме нарисовать портреты нескольких героев, обозначить ситуацию и показать историю в развитии. Это как если ты приходишь к герою, чтобы взять у него психологическое интервью, показать читателю его внутренний мир, а он говорит - "У нас всего 15 минут". Сухую заметку написать можно. Историю создать нельзя.
В то же время в этом году я читала лекции о журналистике в разных университетах и была вынуждена прочитывать лонгриды студентов и начинающих журналистов. Это были такие реальные простыни с описанием своего авторского внутреннего мира и с героями, разбросанными по всей этой простыне, но не собранными в один пучок. Авторы как будто наслаждались тем, что из-под их пальцев выходят буквы, еще буквы, еще и еще буквы. А опубликованный лонгрид становится чем-то вроде интеллектуального статусного элемента - как сумочка за миллион для какой-нибудь жены богатого мужа. Я ерзала, вычитывая эти тексты, портила себе прическу, сопела, пыхтела. Я бы давно бросила это чтиво, если бы оно не было моей работой.
И вот в конце года я, наплевав на все советы типа "пиши, сокращай", нагло накатала текст в 40 тысяч 500 знаков, он стал самым моим длинным текстом и... самым читаемым.
Поэтому к концу года я прихожу со стойким убеждением - я не буду больше сокращать свои тексты. Если текст интересный, его будут читать. А проблема с нечитаемостью текстов все-таки объясняется не столько их объемом, сколько их качеством. С этой уверенностью и захожу в Новый год.
Читайте тексты!