FMCG Report


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Sales


Всё о товарах повседневного спроса: от производства до продаж. Тренды потребительского поведения и предпочтений, новости брендов и торговых марок.
ИД НОМ idnom.ru
По вопросам сотрудничества @id_nom
Для связи с редакцией @FMCG_otvet

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Sales
Statistics
Posts filter


Пѣсни про пельмени. Посвящаются Сибирякамъ.

Случайно наткнулись на шедевр 1879 года за авторством некоего М. Блинова. Строки, близкие каждому. Целых 23 стиха про пельмени. Второй — наш любимый:

Что лучшее во всемъ твореньи?
"Конечно—женщина"... Ну—нѣтъ—
Прiятнѣй много есть предметъ:
"Сибирские пельмени"...


Отдельно отметим, что произведение "дозволено цензурой". Пойте на здоровье.


#перспектива

Натуральный консервант с лишайником.

Ученые из ДГТУ разработали сразу два варианта пищевой добавки для продления срока годности мясных продуктов. Оба — на основе расторопши. В первом варианте используется лишайник центрария исландская, а во втором — рябина. Исследователи смешали ингредиенты с водой и глицином, а затем добавили в полуфабрикатные котлеты в концентрации 4%.

Срок годности по сравнению с составом по ГОСТу удалось продлить до трех месяцев. В замороженном виде — до четырех. При этом полезные свойства используемых растений сохранились, а показатель pH вырос. Разработчики уверены, что добавка имеет высокий коммерческий потенциал, потому что на продукты с антисептическим и бактерицидным действием есть спрос.

Отдельно приятно, что нехватки квалифицированных кадров в отрасли можно не бояться: автор разработки — бакалавр ДГТУ Катрин Федосеева. Более старший научный персонал помогал ей только в создании варианта добавки с рябиной.


Белорусы продолжают торговать нелегальными кормами в России.

Россельхознадзор обнаружил, что в рунете ведется торговля запрещенными к ввозу в страну кормами для питомцев и кормовыми добавками. Это в том числе бренды Hills, ACANA и Orijen. В их продукции ранее выявили незаявленные ГМО-компоненты и несоответствия по составу. Более того, товары продаются без ветеринарных сопроводительных документов.

Виновники — ритейлеры "Гарфилд", Little Paws и "Леопольд" из Белоруссии. Скорее всего, те же самые, что привлекли внимание Россельхознадзора боле года назад. Причем по той же причине. Служба, как и тогда, попросила белорусский Минсельхоз разобраться в ситуации и приструнить своих предпринимателей. Но, судя по всему, такие обращения не работают.


Четверть продуктов "без глютена" — с глютеном.

- В 2023 Роспотребнадзор провел серию исследований продуктов в рамках нацпроекта "Демография", а теперь представил результаты.

- Оказалось, что по некоторым показателям качества продукты отклоняются от обязательных требований, как и по содержанию БЖУ.

- Одно из серьёзных нарушений — наличие глютена в продуктах, маркированных как безглютеновые. Оно встречается в 24,6% таких продуктов.

- Это значит, что содержание глютена в них превышает установленный техрегламентом порог в 20 мг вещества на 1 кг продукта.

Реакция участников рынка


- Глава "Русбренда" Алексей Поповичев заметил: в докладе Роспотребнадзора не указано, обнаружился ли глютен в обычном, или же в лечебном питании.

- В первом случае речь идет о недостоверной маркировке, а во втором — о риске для жизни людей с целиакией (непереносимостью глютена).

- Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев указал на популярность продуктов без глютена, которая только выросла после пандемии.

- По его данным, в этом году в некоторых сетях спрос на такие продукты подскочил на 40%, а в среднем их ассортимент составляет 20-400 позиций на магазин.

- Представители некой крупной торговой сети заметили, что основной рост спроса в деньгах фиксируется в категориях кондитерки и сухих завтраков.


Новинок стало меньше, зато продаются они лучше.

- За I полугодие на FMCG-рынке появилось 3,3 тыс. новых брендов — на 18% меньше, чем годом ранее (данные NielsenIQ).

- Их суммарный оборот вырос год к году на 25% до 7,5 млрд руб.

- Больше всего новинок пришлось на категорию пива (96).

- Также новые бренды активно запускали производители чипсов, шоколадок, йогуртов и мороженого.

Причины динамики

- Темпы вывода на рынок новых брендов замедлились из-за высокой базы прошлых пары лет, когда компании активно замещали ушедшие иностранные марки, считает исполнительный директор "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков.

- Рост оборота при снижении числа новинок директор по работе с клиентами NielsenIQ Салтанат Нысанова объясняет инфляцией (8,6% в июне по данным Росстата) и характером запусков.

- В этом году доля брендов премиального сегмента среди новинок выросла, а бюджетных марок и СТМ — снизилась.

- Коммерческий директор по управлению СТМ и импорту "Ленты" Александр Котляров подтвердил, что сеть как раз запустила значительную часть СТМ в прошлом году и снизит темпы в этом.

- Высокая активность в категориях снеков и десертов связана с тем, что запуск новинок — один из основных способов конкуренции для небольших производителей такой продукции.

- Что касается пива, то мы считаем, что тут немалая часть новинок пришлась на замены ушедшим вслед за владельцами крупных пивоваренных компаний брендам. Речь, в частности, о "Балтике" с её Garret, Green Beat и т.д.


Forward from: Свободная касса (ритейл & e-com)
Так рождается выпечка.

Контент для вечернего релакса. Не знаем, кто автор ролика, но музыку он подобрал идеально.


Мастер-класс по мерчандайзингу.


Nestle заплатит за "ненатуральную" минералку, но не признает вину.

- Не так давно мы писали о заражении скважин компании фекальными бактериями, что обратило наше внимание на другую проблему, связанную с ее минеральной водой.

- Nestle продавала очищенную ультрафиолетом и угольными фильтрами воду как "натуральную", что противоречит требованиям французского законодательства.

- Расследование привело к тому, что подразделение компании Nestlé Waters Supply Est согласилось выплатить €2 млн, лишь бы заглушить неприятный информационный фон.

- Из них €1,1 млн пойдет на план по переоборудованию производства, а €500 тыс. — на выплаты истцам, которые привлекли внимание властей к проблеме.

Не все истцы довольны. Например, группа активистов Foodwatch негодует:

Это скандальное решение, которое посылает очень плохой сигнал об атмосфере безнаказанности: Nestle Waters может годами обманывать потребителей по всему миру и оставаться безнаказанной, просто вытаскивая чековую книжку.


С обвинениями в обмане потребителей Nestle не согласна. Своей вины компания не признает и уверяет, что очистка не влияла на минеральный состав ее воды. Пусть так, но формальные требования (которые не просто так заложены в законодательстве) Nestle нарушила. За что и поплатилась.


Forward from: Рыбхоз. Всё о рыбе
Все консервы из тунца на рынке – безопасные. 

Роскачество сдержало обещание и провело исследование консервированного тунца. Поводом стала вспышка ботулизма в июне, за источник которого тогда сначала приняли тунца, а не фасоль. В исследование организации попала продукция от 20 ТМ ( 3 ТМ – тунец рубленый, 17 ТМ – тунец кусками). Цена на момент закупки составила от 37,29 до 176,31 руб. за 100 г.

● Из 20 исследованных торговых марок обязательным и опережающим требованиям стандарта Российской системы качества соответствует продукция 11 ТМ. Из этих товаров на присвоение российского Знака качества претендуют консервы 4 ТМ, произведенные на территории России: "ВкусВилл", "Владкон", "Капитан Вкусов", "Ультрамарин".

● Товары 7 ТМ, также признанные высококачественными, произведены в Китае и Таиланде: "Беринг", "Вкусные консервы", "Магуро" "О’кей Daily" (Китай) и "Дикое море", "Пеликан", Fortuna (Таиланд). Поэтому они не могут претендовать на российский Знак качества.

● Продукция 3 ТМ отвечала всем обязательным требованиям законодательства, но не дотянулась до некоторых опережающих требований Российской системы качества: "5 морей" – из-за повышенного содержания соли; "Моя цена" – из-за недостаточного количества рыбы в банке; "Красная цена" – из-за неприятного запаха рыбы и ее разваренной консистенции.

● Никто из производителей, вошедших в исследование, не заменяет тунца более дешевой скумбрией.

● В консервах не обнаружено нарушения допустимых законодательством норм кадмия, мышьяка, свинца, ртути (который всех пугают) и гистамина.

● Количество рыбы во всех исследованных консервах отвечает обязательным требованиям.

Ко всему прочему результаты исследования позволяют утверждать, что консервы "Тунец натуральный" – полезный продукт, т.к. в большинстве из них обнаружили достаточно высокое содержание белка, фосфора, селена и омега-3 жирных кислот.


#ПоЗаявкам

"Слобода" может сменить этикетки.

Коллеги из "Бюро названий" нашли для нас две интересные заявки в Роспатент от ГК "Эфко". Это этикетки кетчупа шашлычного и майонеза перепелиного марки "Слобода".

Новый логотип бренд представил еще в мае. Но в каталогах сетей и на сайте "Слободы" соусы все еще представлены со старым вариантом написания. Не исключено, что вскоре мы увидим на полках кетчуп и майонез в новых упаковках.


Роскачество впервые выдало органический сертификат на коньячный дистиллят.

- "Роскачество-Органик" сертифицировало дистиллят и виноград французской компании Les Vignobles Arrivé из Вироле, Франция.

- Эта компания специализируется на производстве органического вина, что следует из информации с ее сайта.

- Ее вино сертифицировано по стандартам Ecocert (французский), Agriculture Biologique (европейский) и USDA Organic (из США).

- В России продавалось только вино бренда Château Bellevue (без упоминаний об органике), но не остальных трех — Domaine du Taillant, Domaine Elisabeth и Le Talmondais.

- Коньяк марки Elisabeth — на фото выше — продавался в специализированных сетях, а теперь поставляется в "Азбуку вкуса".

- Теперь производитель получит право наносить на этикетку этого напитка российский органический сертификат, что выделит продукцию на полке.

- Les Vignobles Arrivé стала первой французской компанией, попавшей в реестр органических производителей Минсельхоза. И это несмотря на "недружественное" происхождение.

- Ранее Роскачество впервые сертифицировало органический сидр.


ФАС проверит производителей хлеба, муки и сливочного масла.

Антимонопольщики направили письма крупнейшим производителям этих товаров, чтобы напомнить им о необходимости уведомлять о каждом планируемом повышении цен на продукцию до конца 2024. Если служба признает эти индексации необоснованными, то применит к компаниям меры антимонопольного реагирования.

Не исключено, что поводом для проверок стала информация о повышении отпускных цен на хлеб. Некоторые хлебопеки тогда запланировали переписать ценник в третий раз за год. Они оправдывали решение ростом себестоимости производства хлеба. Но не смогли согласиться, повлияла ли на этот рост цена муки.

Что происходит с маслом — отдельный вопрос. Оно стало резко дорожать, но не в России, а в ЕС. По данным Росстата, в нашей стране продукт весь 2024 не дорожал более чем на 1% в неделю. За неделю 26 августа-2 сентября рост составил 0,8% против 0,95% неделей ранее. Но это больше, чем за другие недели — возможно, ФАС этого достаточно, чтобы инициировать проверку.


#бредыбрендов

Печенье "Слово пацана".

Кондитерская фабрика из Пензы "Ванюшкины Сладости" представила продукт, резко контрастирующий с ее мультяшно-детским имиджем. Печенье-сэндвич под названием "Дружище" содержит брендинг всем известного сериала, остаточный хайп по которому все еще умудряются доить производители. Но тут, как нам кажется, промах с ЦА.

Надеемся, хотя бы права на бренд у фабрики есть.


Как снижалась алкоголизация россиян — смотрим в обзоре "Известий".

- В 2023 по сравнению с 2014 подушевые продажи спиртного сократились на 21,5% до 6,5 л на человека в пересчете на этанол.

- Значительно упали продажи крепких напитков: водки и ЛВИ — на 19,5% до 6,1 л на человека, коньяка — на 20,7% до 0,95 л.

- Доля пива и вина в общем потреблении алкоголя выросла за последние 10 лет минимум на четверть.

- Количество острых отравлений спиртным снизилось на 34%, причем с летальным исходом — на 29,9%.

- По данным ВОЗ, в 2020 Россия опустилась на 13-ю строчку по объему потребления алкоголя (11,7 л/чел). с четвертой в 2012 (15,1 л).

По итогу россияне:

- меньше пьют в целом;

- чаще предпочитают слабый алкоголь крепкому;

- реже травятся;

- меньше умирают от спиртного.

Какие меры позволили этого достичь:

- сокращение нелегального оборота спиртного;

- повышение акцизов на алкогольные напитки;

- запрет на продажу алкоголя в ларьках и ночью;

- уголовная ответственность за продажу спиртного несовершеннолетним;

- запрет на распитие алкоголя в общественных местах.

ВОЗ считает политику России по борьбе с пьянством высокоэффективной. Главное, чтобы пара последних лет не развернули положительную тенденцию вспять.


У "ЭФКО" появились средства для стирки.

- Предприятие "ЭФКО Косметик" запустило производство средств для стирки под брендом Magic Drive.

- На заводе в Воронежской области налажен выпуск трех видов геля для стирки (для белого, черного и цветного белья) и кондиционера.

- В запуск проекта "ЭФКО" инвестировала 100 млн руб., а текущая мощность площадки составляет более 14 тыс. т продукции в год.

- Особенность средств Magic Drive — чистый состав без вредных для экологии фосфатов, зато с высокотехнологичными ферментами.

- В будущем "ЭФКО Косметик" планирует использовать энзимы собственного производства, для разработки которых уже сотрудничает с учеными из Новосибирска.

- У группы "ЭФКО" уже есть опыт получения ферментов, а ее косметическое подразделение уже выпускает более 300 наименований бытовой химии.

- Уже сейчас средства для стирки Magic Drive можно приобрести на крупнейших маркетплейсах.


Рейтинг NTech-2024.pdf
7.1Mb
Крупнейшие позиции на рынке — в новом рейтинге NTech-2024.

Агентство NTech составило новый рейтинг лидеров продаж среди брендированных продуктов питания. В него не вошли СТМ, тендерные позиции, алкоголь с сигаретами, а также торты, пирожные fresh, орехи, сухофрукты и семечки.

Как составлен рейтинг

- Рейтинговый балл рассчитывался как доля денежных продаж SKU от Главной полки холодильника, умноженная на 1 млрд.

- Главная полка холодильника (ГПХ) — это модель потребительской корзины, разработанная NTech.

- Данные представлены по 2024 SKU за период июль 2023-июнь 2024.

Топ-5 позиций

1. Adrenaline Rush в банке 449 мл. Рейтинговый балл — 3 531 683. Это значит, что продажи энергетика составляют 0,35% от общих продаж всех индексируемых NTech продуктов.

2. "Чехов сахар" сахар-песок пакет 1 кг. Балл — 3 089 021. Ранее позиция занимала первое место по денежным продажам.

3. Kinder Surprise яйцо шоколадное с сюрпризом 20 г (1 338 681). За год SKU перескочило через четыре строчки.

4. "Ламбер" сыр 50% весовой (1 291 066). Балл за год снизился, но место в рейтинге не изменилось.

5. "Петелинка" филе грудки куриное весовое (1 286 296). SKU поднялось на семь мест и может вскоре обогнать "Ламбер".

Данные обо всех 2024 участниках рейтинга и топы по категориям можно посмотреть в приложенном файле и по этой ссылке.


От сетей потребовали усилить контроль за мёдом.

- Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов направил АКОРТ, АКИТ и Союзу независимых сетей России письмо.

- В нем он напомнил ритейлерам о том, что исследование Роскачества выявило значительную долю фальсификата на рынке, и потребовал принять меры.

- В частности, сети должны будут проинформировать поставщиков мёда о необходимости соответствовать ГОСТу. Кузнецов ждет отчетов до 13 сентября.

- С 1 сентября в силу вступили поправки в закон "О пчеловодстве", согласно которым продукцию с добавлением сахарного сиропа нельзя называть мёдом.

Масштаб и причины нарушений


- По данным Роскачества, около 60% марок мёда на рынке продают фальсификат. В основном это бюджетные марки и СТМ.

- По данным Союза пчеловодов России, доля подделок достигает 70% от общего объёма мёда.

- Мёд, разбавленный сиропом, полученный от выкормленных сиропом пчёл или выданный за более дорогую разновидность, получает конкурентное преимущество на полке.

- При этом в законодательстве понятие "мёд" не было закреплено — оно присутствовало только в ГОСТе, которому можно было не следовать.

- Как правило, различные манипуляции с мёдом совершают перекупщики и переработчики, которым производители сбывают продукцию.

Реакция ритейла

- Директор Союза независимых сетей Иван Бабухадзе признал, что в сетях продается много некачественного мёда, но участники ассоциации готовы с ним бороться.

- Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев заявил, что ритейлеры проверят информацию о некачественном мёде, на что уйдёт до 10 дней.

- Караваев отметил, что поступающий на полки крупных сетей мёд проходит многоступенчатую проверку качества, так что фальсификата на полках быть не должно.

- Президент АКИТ Артем Соколов передал требования Минпромторга онлайн-ритейлерам.

Хватит ли этих мер

- Директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков считает, что доля фальсификата благодаря ним снизится.

- Председатель Союза пчеловодов России Валерий Капунин менее оптимистичен и указывает на необходимость более строго наказывать нарушителей.

- Он предлагает штрафовать их, останавливать производство на три месяца, а на особо буйных рецидивистов заводить уголовные дела.

- В Роскачестве уверены, что нужно продолжать мониторинг рынка и дать переработчикам мёда доступ к "Меркурию", чтобы они могли отследить происхождение продукта.


Forward from: Рыбхоз. Всё о рыбе
Болезни сердца и диабет помогут рыбным консервам.

Мировой рынок консервов из рыбы и морепродуктов к 2028 году с текущих $33,4 млрд вырастет на 32,5%, до $44,3 млрд. Такой прогноз у аналитиков Business Research. Одним из основных драйверов роста они называют обеспокоенность населения собственным здоровьем.

Так, по данным Британского фонда сердца, в 2023 году каждый 8-й мужчина и каждая 14-я женщина в Великобритании умерли от ишемической болезни сердца. В России ситуация ничем не лучше – на болезни систем кровообращения приходится 43,8% причин смерти. Согласно же статистике Международной диабетической федерации, примерно 537 миллионов взрослых людей во всем мире страдают от диабета. Конкретно в России таких более 5 млн человек. 

Все эти проблемы со здоровьем побуждают потребителей чаще выбирать богатые омега-3 консервированные морепродукты в качестве питательного диетического продукта. Употребление их в пищу также снижает риски развития хронических заболеваний, так что "здоровые" люди тоже будут формировать на них повышенный спрос.

Производители рыбных консервов видят этот тренд и постепенно под него подстраиваются. Например, британская компания John West Foods представила богатый питательными веществами ассортимент консервов из тунца, предназначенных специально для поддержания здоровья сердца и повышения иммунитета, а также для людей, ведущих активный образ жизни.


Жвачка, которая меняет вкус.

Hershey выпустила новую серию для своего бренда жвачки Ice Breakers — Flavor Shifters. Название себя оправдывает: изначально потребитель чувствует один вкус, но постепенно начинает ощущать другой.

Варианта два: от диких ягод к ледяной мяте и от зеленой мяты к той же самой ледяной мяте. В чем суть второго вкусового сочетания, неясно — надо пробовать.


Весь фальсификат нужно блокировать и изымать, считает глава Россельхозданзора Сергей Данкверт.

- Руководитель службы заметил, что делать это мешают несовершенства законодательства.

- У Россельхознадзора уже есть возможность выявить факт фальсификации на ранних этапах, но процесс блокировки некачественной продукции нигде не прописан.

- В итоге представители службы запускают долгий процесс проверки и выдачи предостережений, а продукция поступает покупателю.

- Вместо этого, по мнению Данкверта, нужна норма о приостановке оборота товаров при подозрении на фальсификат.

- Хранение при этом будет осуществляться за счет производителя, а в случае подтверждения факта фальсификации — и уничтожение тоже.

- Ранее Дакнверт предлагал оперативнее наказывать недобросовестных производителей.

- О блокировке и уничтожении фальсификата он тоже говорит не в первый раз — проблема животрепещущая.

20 last posts shown.