Гумконвой


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Politics


Добываем крупицы культуры из копей телеграма
подписывайтесь также на @captainpaleo @cucumberdeath @sarkyt


Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Politics
Statistics
Posts filter


Forward from: ЦИСКАРИДЗЕ•NEWS
#длятехКтодумает #цискаризмы #силавпамяти


Forward from: Кинопоиск
Японский кинематограф славится своими самобытными хоррорами, и аниме не исключение.

Мы выбрали шесть самых страшных и непохожих друг на друга аниме-сериалов, которые стоит посмотреть.


Forward from: воспитание вкуса
Второй день думаю о том, что Серебренников в Каннах-2022 - это яркий пример простой истины (которая ни фига не простая для большинства): если ты сам не отменяешь себя, тебя ни за что не сможет отменить и мир вокруг. Если ты разрешаешь себе быть, никто не запретит тебя. И чем чётче ты разрешаешь себе, тем более видимым ты становишься для окружающих. На всех уровнях: как на личном и личностном, так и на социальном и государственном. Мы же бесконечно занимаемся отменой себя, своих качеств, своих желаний и своих предпочтений. С самого детства.
Вообще не хочется заниматься оценкой творчества или величия Серебренникова как художника сейчас, хочется только отметить его пример и напомнить себе самой: вода мокрая, трава зеленая, а человека может запретить только он сам.
И Чайковского тоже.

https://youtu.be/nAKVqSou26E


Forward from: Парнасский пересмешник
Если приходя на выставки своих ровесников и видя арт-объекты в виде горки камней, вы тоже задумываетесь, где в России учат практикам современного искусства? То вам известно, что вузов, предлагающих программы в этом направлении, не так много. И, пожалуй, наиболее авторитетной остается программа Школы дизайна НИУ ВШЭ «Практики современного искусства». Кстати, объект на фото - работа выпускницы этой программы Катерины Егоровой. Сам как человек из Высшей школы экономики могу уверенно рекомендовать Вышку.

В этом году в «Практиках современного искусства» открыт набор на профили: Art & Science, Sound Art & Sound Studies, Видеоарт, Керамика и текстиль, Печатная графика, Современная живопись, Театр и перформанс, Фотография. Вне зависимости от выбранного направления, все студенты получают возможность принять участие в групповых и индивидуальных выставках HSE ART GALLERY.

25 мая в 19:00 в Школе дизайна на Пионерской, 12 - День открытых дверей, на котором можно познакомиться со всеми направлениями магистратуры.


Forward from: Министерство культуры Российской Федерации
📌 Римский рельеф «Митра, закалывающий быка» из коллекции Государственного Эрмитажа был успешно возвращен в музей.

Экспонат ранее демонстрировался в Королевском музее Мариемона в Бельгии на выставке «Мистерии Митры. К истокам римского культа», которая проходила с ноября 2021-го по апрель 2022 года.

📚 «Митра, закалывающий быка». Римская работа, II век. Мрамор.
В индо-иранской мифологии Митра – бог солнца, света и добра. Из крови заколотого им быка произошли растения, а земля стала плодородной. Культ Митры был широко распространен в Римской империи.

🙏🏻 Благодарим за совместную работу коллег из Министерства иностранных дел России, Федеральную таможенную службу и транспортную компанию.


Forward from: Горький
Почему «Война и мир», «Горе от ума» и «Мертвые души» были написаны не для нас, а древнерусская словесность появилась на свет в виде старчески мудрого младенца? Сможем ли мы когда-нибудь со стопроцентной уверенностью сказать, кто автор «Повести временных лет» и в каком веке было написано «Слово о полку Игореве»? И, наконец, отчего один любит брюнеток, а другой блондинок? Недавно увидели свет две новые книги филолога Андрея Ранчина: ЖЗЛ Нестора Летописца и избранные статьи о русской литературе позапрошлого и прошлого столетий — а мы воспользовались этим поводом, чтобы поговорить с ним о всякой всячине.

http://amp.gs/jlW3H


Forward from: παραχαράττειν τὸ νόμισμα
Очень люблю в интервью Адорно, опубликованном в Der Spiegel в 1969 году, его ответ на вопрос, не должна ли философия заниматься какой-то практикой и сопротивлением злу: «Философия сама по себе не способна предложить немедленные меры или изменения. Она производит перемены, именно что оставаясь теорией. Думаю, в кои-то веки пора задаться вопросом, не является ли также формой сопротивления, когда человек мыслит и пишет так, как пишу я. Разве теория — это не подлинная форма практики?».

А сейчас был рад наткнуться у Аристотеля на практически такую же характеристику теории как высшей формы практики:

ἀλλὰ τὸν πρακτικὸν οὐκ ἀναγκαῖον εἶναι πρὸς ἑτέρους, καθάπερ οἴονταί τινες, οὐδὲ τὰς διανοίας εἶναι μόνας ταύτας πρακτικάς, τὰς τῶν ἀποβαινόντων χάριν γιγνομένας ἐκ τοῦ πράττειν, ἀλλὰ πολὺ μᾶλλον τὰς αὐτοτελεῖς καὶ τὰς αὑτῶν ἕνεκεν θεωρίας καὶ διανοήσεις: ἡ γὰρ εὐπραξία τέλος, ὥστε καὶ πρᾶξίς τις. Pol. 1325b16-21

«Но необязательно практическая жизнь относится к другим людям, как считают некоторые, а практическими являются только те размышления, которые свершаются ради последствий практической деятельности, однако много больше ими являются теории и размышления, имеющие цель в самих себе и преследуемые ради них самих: раз [их] цель — деятельность, направленная на благо [у Жебелева здесь „благая деятельность“, но, по-моему, это несколько энигматически звучит, взял его перевод того же слова из 1325a22, не знаю, как удачнее перевести; у Росса to do well, у Обонне bien faire, у Шютрумпфа richtiges Handeln], значит, [это тоже] некая практика».


Forward from: Дом культуры Льва Лурье
​​🔻 Императрица Мария Федоровна, урожденная принцесса София Доротея Августа Луиза Вюртембергская, была не только женой императора Павла I и матерью двух императоров – Александра I и Николая I, но и начальствовала над воспитательным обществом благородных девиц, воспитательными детскими домами и вообще была покровительницей юношества в широком смысле. Все опекаемые ей учреждения были после ее смерти объединены в «Ведомство учреждений императрицы Марии», а в 1835 году, после освящения храма Смольного собора, ему был придан статус собора всех учебных заведений в память именно о Марии Федоровне. Одно из наименований храма – Собор Воскресения Словущего всех учебных заведений, вот как.

Куда больше подробностей об истории собора и людях, с ним связанных, расскажет Александр Буров в субботу:

▪️21 мая, суббота, 10.30 — Смольный собор: история снаружи. Петербург: вид со звонницы. С Александром Буровым.

А в воскресенье возвращаемся в Исаакиевский собор с Ольгой Набоковой:

▪️22 мая, воскресенье, 15.30 — Урод или гордость города? Вокруг и внутри Исаакия. С Ольгой Набоковой.

Федор Рокотов. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1780-е.


Forward from: Подосокорский
Еще из интервью с переводчиком "Властелина колец" Александром Грузбергом:

— А как понять с третьей-четвертой страницы, что ты читаешь великое произведение?

— Об этом есть у Булгакова в «Мастере и Маргарите»: когда кот Бегемот и Коровьев, по-моему, приходят в Дом литераторов и их не пускают: «Откуда мы знаем, что Достоевский писатель? А достаточно пять страниц его прочесть». Я не знаю, как я это понял с Толкином, но я почувствовал это.

— Какие еще произведения из тех, которые вы переводили, великие?

— Ну с этим (показывает на издание «Властелина колец». — Прим. ред.) ничего не сравнится. Вы знаете, я долго думал, как назвать это произведение. Lord of the Rings можно перевести как угодно: «Господин колец», «Повелитель колец», «Хозяин колец» — как угодно. Мне понравилось «Властелин колец», я выбрал такое название. Оно прижилось! Мало кто это знает, но, в общем, это я придумал это название.

Некоторые люди говорят, что им этот перевод нравится больше других. Много раз пытались издавать его, были попытки. Уже когда я перестал думать об этом издании… Перевод жил в рукописях, в самиздате, выходили всё новые и новые издания и переводы. Было такое очень крупное издательство, третье по размерам в стране (хотя сейчас оно уже не существует), в Екатеринбурге, называлось оно «У-фактория», «Уральская фактория». Оттуда мне написали, захотели издать Толкина. Естественно, я согласился.

Мне сказали, что там будет редактор, и он же переведет стихи. Его фамилия — Застырец. Стихи он перевел неплохо. Но когда я стал читать текст… Понимаете, там Арагорн — у Толкина он называется Strider, это от английского to stride, «ходить большими шагами». В этом издании он называется Бродяжник. Вот я не могу с этим смириться, но ничего не могу сделать.

«У-фактория» — это был 2002 год — выпустила два издания: одно — в трех томах, другое — в одном томе. Сейчас это уже библиографическая редкость. Один молодой человек из нашего института обратился ко мне, сказал, что каждый том стоит почти всю его зарплату, и я ему подарил, у меня был единственный экземпляр.

***

У меня и папа, и мама были самоучки. Мама окончила один класс школы, папа — три класса. Вот и всё их образование. Когда отец пошел в армию, это был конец 20-х годов, там он прошел курсы бухгалтеров. Тогда это было распространено: красноармейцев учили разным профессиям. Он прошел курсы и всю жизнь работал бухгалтером. Он жаловался в конце жизни, что трудно работать: приходят молодые люди, они окончили вузы, а он главный бухгалтер, он ими должен распоряжаться. Так вот, он страстно любил книги. Страстно!

Жили очень скромно, бедно, мама не работала, зарплата у папы была маленькая, и мама ворчала: «Детям надеть нечего, а ты — "книжки"». Но раз в месяц папа брал меня и мы обходили все книжные магазины (а это было в Одессе, я одессит) и покупали одну книгу, которую я тут же, конечно, прочитывал и запоминал чуть ли не наизусть. Мы сидели рядом с папой и читали одну и ту же книжку. Я прочитал и жду, когда он перевернет. Он: «Как, ты уже прочитал? А ну-ка расскажи, что ты прочитал». И я ему дословно рассказываю.

У меня любовь к книгам от него, конечно. Он книжки покупал, собирал, и потом, перед смертью, когда я уже сюда уехал, он собрал часть этих книг в ящики и прислал мне. И у меня до сих пор есть книжки, которые он покупал, которым я очень обязан. Когда я пришел в университет на первый курс, Франциска Леонтьевна Скитова, наш преподаватель, на первом же занятии узнала, что я знаю, что такое словарь Ушакова, что я с ним знаком. Она потом пришла на кафедру и всем рассказала, что это чудо какое-то. А просто мой папа — вот надо же, бухгалтер! — выписал четырехтомный словарь Ушакова. И я его читал еще школьником, вот он у меня до сих пор стоит".


Forward from: Архнадзор
Лялина площадь. Московские «Пять углов». Казалось бы, ни убавить, ни прибавить, все при ней: уютный масштаб, модерн и классицизм, доходники и особняки. Увы, в 2019 году местных жителей «обрадовали» планами поставить на Лялиной памятник Маршаку. Разве кто-то может что-то иметь против Маршака? Конечно, нет, вопрос, как всегда, не в самой идее, а в ее воплощении.

Подробнее читайте на нашем сайте:
https://www.archnadzor.ru/2022/05/17/izvinite-samuil-yakovlevich/


Forward from: Новое литературное обозрение
Журнал «Новое литературное обозрение» объявляет прием заявок на участие в новом спецвыпуске. Его тема: «Антропология ненасилия: Гуманистическая традиция в русской культуре».

Идея ненасилия в последнее столетие связывается с именами таких людей, как Лев Толстой, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг. В этом контексте ненасилие обычно рассматривается как тактика или стратегия массовых политических и религиозных движений. Однако, по нашему убеждению, идея и практика ненасилия шире: она бывает воплощена не только в политических и религиозных программах, но и в повседневных привычках и ритуалах, уходящих в прошлое так же далеко, как письменная история, а возможно, и дальше. Идеи ненасилия присутствуют в мифах, в этических учениях буддизма, индуизма, христианства и других религий. «Орестея» Софокла завершается тем, что Афина учреждает суд и этим кладет конец порочному кругу возмездия. В мифах троянского цикла та же самая богиня говорит Ахиллу, когда тот хочет наброситься на Агамемнона: «Не бей его мечом, бей его словом». Ветхозаветный принцип «Око за око, зуб за зуб» сменяется новозаветным «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Подобные истории выражают интуицию, согласно которой цивилизация как таковая предполагает ограничение деструктивных тенденций или их трансформацию, а потому обязательно включает элементы ненасилия.

Что могла бы сказать нам о ненасилии антропология современной культуры? Почему общество (и в более широком смысле — цивилизация), которое на протяжении тысячелетий практикует насилие и находит ему обоснования, все-таки периодически обращается к ненасилию как альтернативному этосу, modus vivendi и modus operandi?

Прислать заявку на публикацию можно до 1 июля. У нас на сайте вы найдете более подробный CFP, требования и адрес, на который можно отправить заявку.


Forward from: Эстет
​​#ТайнаОднойКартины

«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли, 1485 г.

Обращение Боттичелли к языческому сюжету, да еще с обнаженной натурой, может, на первый взгляд, показаться странным: в начале 1480-х годов художник вроде бы посвятил себя христианскому искусству. В 1481–1482 годах Сандро расписывал Сикстинскую капеллу в Риме, а в 1485-м создал богородичный цикл: «Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой». Но это внешнее противоречие. Дело в том, что по мировосприятию Боттичелли был близок к флорентийским неоплатоникам — кружку, возглавляемому философом Марсилио Фичино, который стремился синтезировать античную мудрость с христианской доктриной. «Венера» Боттичелли — первое изображение полностью нагого женского тела, где нагота не символизирует первородный грех (как, например, при изображении Евы). И кто знает, не будь картины отважного художника, появились бы на свет «Спящая Венера» Джорджоне (ок. 1510) или «Венера Урбинская» Тициана (1538)?

1. Венера. Согласно античному мифу, первый правитель мира — бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Капли крови Урана упали в море и образовали пену, из которой и родилась стоящая на раковине Венера. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Петрочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Как полагают искусствоведы, моделью для образа Венеры послужила Симонетта Веспуччи — первая флорентийская красавица, возлюбленная младшего брата Лоренцо Медичи, Джулиано. Она скончалась во цвете лет от чахотки.
2. Раковина — символ женского лона, из которого выходит Венера.
3. Зефир — бог западного весеннего ветра. Неоплатоники отождествляли его с Эросом — богом любви. В мифе о Венере Зефир своим дыханием направил раковину с богиней к острову Кипр, где та ступила на землю.
4. Флора — супруга Зефира, богиня цветов. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви.
5. Роза — символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами.
6. Камыш — символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты.
7. Ора Талло (цветущая) — одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Талло «следила» за весной и поэтому считалась спутницей Венеры.
8. Василек — символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов.
9. Плющ — это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность.
10. Мирт — растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и поэтому считавшееся еще одним символом плодородия.
11. Алая мантия — символ божественной власти, которой обладает красота над миром.
12. Маргаритка — символ невинности и чистоты.
13. Анемон — символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле.
14. Апельсиновое дерево — символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин — вечнозеленое растение).


Forward from: Golden Chihuahua
Сегодня легендарному Ричарду Аведону исполнилось бы 99 лет!
Отличный шанс вспомнить его съемку с Надей Ауэрманн и Кристен Макменами для Atelier Versace S/S 1995


Forward from: БЕСЕДИН
У коллег из Перми вышло большое интервью с первым переводчиком "Властелина колец" на русский язык. Именно он придумал перевести The Lord of the Rings именно так, а еще это разговор вообще о том, как работал с фантастикой самиздат в Советском Союзе.

https://59.ru/text/culture/2022/05/16/71332940


Forward from: Мосгорнаследие
🏛Доходный дом Федора Александровича Александрова
📍Мерзляковский переулок, 20с1

Это здание возвели в 1902 году по проекту Анатолия Александровича Остроградского. Зодчий разработал два варианта оформления фасадов, из которых был реализован «наиболее гармоничный». Заказчиком был Федор Александрович Александров — известный в Москве акушер-гинеколог.

Здание является объектом культурного наследия регионального значения.


Forward from: Нейроэкзистенциализм
Не из ребра: библейская археология и os penis

Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву

Никого из вас не смущает одинаковое количество рёбер у мужчин и женщин? Профессор библейской литературы Ziony Zevit нашел этому оригинальное объяснение. Да такое, что у верующих людей седалище заполыхало адовым пламенем, вплоть до отписки от уважаемого в узких кругах журнала.

У человека, в отличие от многих животных, отсутствует бакулюм или же os priapi - кость в соединительной ткани полового члена, присутствущая в разной степени развития у 5 отрядов млекопитающих. Еврейское существительное, переведенное как "ребро", tzela, действительно может означать костное ребро. Оно также может означать ребро холма, боковые камеры (окружающие храм, как ребра), или опорные колонны деревьев, таких как кедры или ели, или доски в зданиях и дверях. Таким образом, это слово можно использовать для обозначения опорного несущего элемента или балки. Но ребро-то на месте! А вот" пенисуальной кости" - нет. Следовательно, нужно искать какую-то потерянную несущую конструкцию.

И тут автор находит этиологическую подсказку, в Бытие 2:21, что было после изъятия ребра: "Господь Бог закрыл плоть". Эта деталь объясняет особый видимый знак на пенисе и мошонке мужчин - шов промежности (perineal raphe). На пенисе и мошонке человека края мочеполовых складок сходятся над мочеполовым синусом (уретральной бороздой), образуя пресловутый шов. Происхождение этого шва на наружных половых органах было "объяснено" историей о закрытии плоти Адама.

Так что не из ребра, братие и сестры, не из ребра...

Статья даже со ссылками:)
CONGENITAL HUMAN BACULUM DEFICIENCY

#хиханьки


Forward from: Журнал НОЖ
Эллины не верили в грех и вину, но очень заботились о своей репутации. Самое страшное для древнего грека — упасть в глазах окружающих. А когда полисный строй пришел в упадок, стыд перед гражданами превратился в стыд перед собой.

https://knife.media/greek-shame/


Forward from: Залесская Земля
Свенельд и меря.

В это непростое время у писательницы Елизаветы Алексеевны Дворецкой вышла новая книга - исторический роман под названием "Свенельд. Зов валькирий". Это первая книга из её нового цикла "Свенельд", который служит предысторией к циклу "Княгиня Ольга". Начинается действие в 911 году. Князья руси готовят большой военный поход на Каспийское море, а Свенельду, будущему герою русских летописей, всего 20 лет и он жаждет отличиться.

В этой новой книге особенно интересно подробное описание жизни племени меря, которое в IX-XI веках играло немалую роль в становлении Древнерусского государства в Ростовской земле (Мерянии). Это особенно необычно тем, что летописями меря упомянуты неоднократно, но при этом, до сего дня, не было ни одного романа, в котором давались бы их подробное описание и реконструкция жизни.

Елизавета Алексеевна постаралась привлечь максимум доступных источников, археологических и этнографических. Большую помощь по части языка древней мери оказал художник-этнофутурист и реконструктор мерянского языка Андрей Мерянин. Оживлению образов весьма помогли меряне из числа исторических реконструкторов, особенно Катерина Ломтева из Владимира на Клязьме.

Подробнее - https://www.labirint.ru/books/852134/

#меря #древняярусь #залесье #литература


Forward from: Эстет
​​ТОП - 5 СЕМЕЙНЫХ САГ.

Ежегодно с 1993 года 15 мая празднуется Международный день семей, провозглашённый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. «Эстет» собрал для вас главные семейные саги от русских и зарубежных классиков.

1. Сага о Форсайтах. Джон Голсуорси.

Цикл рассказывает о нескольких поколениях семьи Форсайт, живших на рубеже XIX и XX веков. Среди многочисленных персонажей преобладают нувориши как характерные представители викторианской эпохи, с устоями которой во многом и спорит автор. Так, особенно трагично изображен несчастный брак (например, Сомса и Ирэн), основанный на материальном и духовном собственничестве. «Форсайты» принес автору не только всемирную славу, но и Нобелевскую премию по литературе в 1932 году.

2. Будденброки. Томас Манн.

Немецкий классик XX века Томас Манн стал нобелевским лауреатом на три года раньше Голсуорси. Основанием для вручения премии также стала семейная хроника о жизни буржуазной семьи — а именно первый роман писателя, частично автобиографический. «Будденброки», опубликованные в 1901 году, описывают особенности родного для автора севера Германии и во многом повторяют историю семьи Манна — известного любекского купеческого рода.
Сложное мировоззрение Будденброков неразрывно связано с представлением о наследии: младшие герои вечно вынуждены сравнивать себя со старшими и поступать так, чтобы оставить наилучший след в своей долгой родословной. Томас Манн рассматривает путь семьи от расцвета фирмы до полного краха бизнеса и распада самого семейства, которое в конце концов оказывается в заложниках у последнего.

3. Сто лет одиночества. Габриэль Гарсиа Маркес.

Габриэль Гарсиа Маркес — один из самых значимых испаноязычных писателей прошлого века, который наравне с Борхесом и Кортасаром познакомил европейского читателя с магическим реализмом.
Воспоминания о быте родного колумбийского городка легли в основу знаменитого романа «Сто лет одиночества», который другой известный латиноамериканский нобелиат, Варгас Льоса, описал как «литературное землетрясение».
Повествование о семье Буэндия начинается с рассказа о Хосе Аркадио — родоначальнике и основателе города Макондо, который и становится местом действия. В историю семи поколений одного семейства, Маркес вложил притчу практически обо всем человечестве, основанную на мифологии и вере в судьбу.

4. Московская сага. Василий Аксенов.

Василий Аксенов родился незадолго до начала сталинских репрессий и вслед за родителями оказался одной из их жертв: мать писателя Евгения Гинзбург, арестованная в 1937 году, в автобиографическом «Крутом маршруте» рассказывает о долгожданной встрече с сыном спустя 10 лет лагерей. В 1992 году Аксенов завершил работу над «Московской сагой» — хроникой самых болезненных для русских интеллигентов лет.
Трилогия, в которую входят «Поколение зимы», «Война и тюрьма» и «Тюрьма и мир», охватывает период с конца Гражданской войны до смерти Сталина. На фоне бурно строящегося нового государства представители семейства Градовых пытаются оставаться собой, но бесконечно подвергаются влиянию роковых обстоятельств — арестов, войны и необходимости страшного выбора.

5. Сын. Филипп Майер.

История штата Техас, поданная через призму жизни трёх поколений семьи Маккалоу. Автор не старается приукрасить действительность, прорисовывая характеры и судьбы своих героев. Кого-то могут шокировать слишком натуралистические подробности, некоторых читателей смутит весьма своеобразный стиль написания саги. Однако произведение никого не оставит равнодушным. Человеческая гибкость вместе с несгибаемостью, поиски своего места в жизни и осознание ценности свободы, всё это в увлекательном и глубоком произведении Филиппа Майера.

19 last posts shown.