беседа с искусствоведом

@iskustved Like 0
Is this your channel? Confirm ownership for additional features

О мире классического искусства сквозь события, истории, профессиональные детали и тайны
Навигация - https://t.me/iskustved/5
Channel's geo & Language
Russian, Russian
Category
Art & Photo


Channel's geo
Russian
Channel language
Russian
Category
Art & Photo
Added to index
03.05.2018 18:55
advertising
TGAlertsBot
Monitoring of keywords in channels and chats
TGStat Bot
Bot to get channel statistics without leaving Telegram
Telegram Analytics
Subscribe to stay informed about TGStat news.
182
members
~0
avg post reach
~7
daily reach
N/A
posts per day
N/A
ERR %
0.57
citation index
Recent posts
Deleted
With mentions
Forwards
Open Content Movement

Пока одни прилагают все доступные усилия в борьбе с цифровой революцией, другие позволяют несокрушимой волне снести их и решают стать частью этого стремительного течения.

Движение открытого контента началось с 2011 года, когда Амстердамский Rijksmuseum впервые предоставил 300 000 изображений картин Вермеера с высоким разрешением, доступных для скачивания бесплатно (то была ответная реакция на обнаружение 10 000 некачественных снимков одной из его работ). Музейного сообщество испытало легкий шок на фоне проводимой политики взимания платы за изображения и публицистику, но в тоже время заставило их пересмотреть свои взгляды на миссию музея.

Дальше Гетти, Вашингтонская национальная галерея, Метрополитен и другие перспективные институты начали обеспечивать не только свободный доступ к своим исследованиям и высококачественным изображениям объектов, но и сняли любые ограничения на авторские права в надежде привлечь широкую общественность к искусству (иначе - это ходячая реклама музея, запущенная в массы чужими руками 😎)

Признание необходимости делиться тем, что у тебя есть, продвинет не только научный искусствоведческий мир, но и культурную образованность следующих поколений. Рано или поздно к этому придут и другие музеи. Хотя бы потому, что отставать от тренда и ведущих институтов — не круто 😁

Если вы еще чувствуете в себе закостенелость и малейшие признаки неприятия идеи открытости, то взгляните на все преимущества ✨

#артпроекты
Read more
​​Искусство не валюта

И пока музейное сообщество смотрит в будущее, Италия совершает прыжок назад.

Министерство культуры Италии подписало соглашение с Bridgeman Images о лицензировании изображений 439 государственных музеев (включая Уффици 👿). Теперь распространение итальянских шедевров каждому желающему придется заплатить. По словам Bridgeman в их радужном пресс-релизе - это честь и гордость, таким способом поддерживать культурное наследие.

Но давайте по-честному: как £158 за изображение Венеры Боттичелли (1 КАРТИНЫ!) в малой тираже (менее 2500 экземпляров) в «учебном издании» поспособствует развитию культуры? 👇🏻

Либо книги станут дороже, либо публикации лишаться картинок. Кому от этого лучше? Ищите выше.

Сейчас любое влиятельное художественное учреждение оцифровывает свою коллекцию. Однако качество «виртуального музея» не редко заставляет глаза съезжаться в кучку от размытых пикселей. Хочешь что-то рассмотреть? Изволь достать звонкий мешок и заплатить. Если ты крутая компания, которая решила использовать чарующую улыбку Моны Лизы в коммерческих целях - предложение справедливое. Но как быть студентам, преподавателям и исследователям? Как нести луч света в падший мир, если оказываешься погребен под счетами за электричество?

Цифровизация — краеугольный камень музееведения. Из-за неискоренимой жадности и нежелания продвигать культуру посещения музеев, (и в лучшем случае, из-за страха пустых залов, но давайте будем честны, от аромата 💵💶💴 всем сносит крышу) хранители культурных ценностей вводят жесткий экономический контроль над их «сокровищами». И только атланты этой сферы осознали, что законы музейного института, которые были действенны еще лет 10 назад, уже сейчас должны подстраиваться под стремительно изменяющуюся действительность.

Иначе они будут хромать и ковылять, и все равно потеряют свою авторитетность. (Продолжение на днях 😛)

Источник: Grosvenor, англ 🇬🇧

#новостимузеев
Read more
​​Отелло возвращается

ФБР вернуло похищенного Шагала наследникам коллекционеров семьи Хеллер.

Картина "Отелло и Дездемона" была украдена в 1988 году вместе с другими произведениями искусства, драгоценностями и серебряными вещами из дома Эрнеста и Розы Хеллер, когда пара уехала в ежегодную поездку в Аспен. За кражу на сумму 600 000$, они получили страховую выплату в размере 100 000$, так и не дожив до возвращения работ.

В руках ФБР картина оказалась из-за расхождений между вором (он работал в том здании, где жила семья) и посредником. Их первая сделка сорвалась, когда последний понял, что не получит выручки. В течении несколько лет мужчина прятал его на чердаке в коробке «Misc. High School artwork» (все это время они никак не могли договориться об оплате 🤦‍♀️), пока директор галереи в Вирджинии не обратился в полицию в 2017 году.

Попытка слить музею бездокументного Шагала была обречена. Картину быстро нашли и вернули семье коллекционеров. Сейчас она готовится к продаже. ФБР надеется узнать судьбу остальных украденных ценностей. (На фото Эрнест и Роза Хеллер в белом)

#искусствовзаконе
Read more
Art Palette #GoogleArts

Ничего не буду говорить, просто заходите на новый сервис Google - Art Palette и наслаждайтесь произведениями искусства со всего мира по заданным вами цветам. Очень круто расслабляет! 😎👍🏻

#артпроекты
Индийские мечты Рембрандта

Есть в творчества великого мастера одна малоизвестная линия, связанная с искусством чарующей Индии. Тонкие и изящные рисунки Великих Моголов настолько взбудоражили воображение мастера, что он захотел стать автором чего-то подобного.

Все началось с голландской Ост-Индской компании в 1602 году, когда в Амстердам большим потоком хлынули экзотические товары. В инвентарном описании уже 1656 года в коллекции предметов искусства Рембрандта упоминаются некоторые предметы из Индии Великих Моголов. 23 рисунка Рембрандта даже визуально доказывают, что художник имел доступ к имперским картинам, сделанным между 1610 и 1655 годами.

О пересечении двух культур в творчестве голландского художника рассказывает новая выставка Музея Гетти. Ну а нам доступны — обзорная статья и небольшое видео.

Откройте для себя новые стороны художника 🙌🏻

Статья The Getty, англ 🇬🇧

#новостимузеев
Read more
Следить за событиями в искусстве при максимальной занятости — не сложно. Сложно рассказывать вкусные подробности об этом кому-то еще. Так я уже пропустила кучу интересностей в виду нехватки времени, но зато успела встретиться с Вермеером и Рембрандтом 🧡💛 И заодно послушать великолепного куратора коллекции. Ее изысканный и утонченный вид до сих будоражит мое воображение. Едва ли наши исследователи вытерпят с ней хоть какое-то сравнение.

И я все еще нахожусь в некотором потрясении. 1 картина в неделю! 1! В течении 5 лет собрать первоклассную коллекцию, выстроить сложенную концепцию и заниматься ее исследованием - кажется сказкой 19 века, где Каплан вполне вписался бы в ряд Морозова, Щукина, Третьякова и других крупных коллекционеров (если переводить на масштаб России).

Если Вы в Москве, обязательно сходите и что-нибудь для вас станет открытием. Меня же покорил ученик Рембрандта - Геррит Доу 💫
Read more
​​Коллекция голландской мечты

Мои мурашки начинают зажигательную пляску, когда я считаю дни до 28 марта — начала демонстрации голландских шедевров ГМИИ. Надеюсь вы тоже на низком старте 🏃🏼‍♀️

Лейденская коллекция принадлежит супругам Каплан — Томасу и Дафне. Том - американский предприниматель, филантроп и коллекционер произведений искусства. С мальчишеского возраста он был очарован Рембрандтом и изрядно удивился, узнав, как много картин художников Золотого Века голландской живописи еще не разобрали себе музеи.

Собирать свою собственную коллекцию Том начал в 2003 году вместе с женой. И менее чем за 20 лет они создали крупнейшее частное собрание голландского искусства (масштабы коллекции превосходят все, кроме некоторых национальных музеев❕), сентиментально окрестив ее в честь родного города Рембрандта. Сама коллекция фокусируется не только на мастере, но и его школе, освещая личности и темы, которые сформировали Золотой век в течение пяти поколений.

Часть этого сокровища (82 из 250 полотен 👍🏻) при поддержке Сбербанка ГМИИ привез в Москву, а в сентябре с ней смогут познакомятся жители культурной столицы — Санкт-Петербурга.

Н
О не отчаивайтесь, если свидание с шедеврами в России вам не грозит. Лейденская коллекция была оцифрована и представлена на сайте вместе с научными материалами, описанием, исследованием темы и прочими вкусностями для любознательных (мне как всегда повезло, первая картина, которую я открыла, оказалось дополнена снимками IR и X-rays 😍)

The Leiden Collectio
n 🌐
Артхив, подробнее о коллекци
и 🇷🇺

#новостимузеев #частныеколлекции

Если наберете 100 ♥️, расскажу, как формировалась коллекция, и с чего начинали Капланы §
m
♥️ 27
Read more
​​Череда праздников ослабила свою хватку, в отличии от дел, поэтому мы медленно, но уверенно продолжаем. Сегодня хочу с вами поделиться интересным ресурсом, где любой желающий может исследовать сокровища Национальной галереи Вашингтона. Прямо на сайте. Простыми кликами. По занимательному интерфейсу. Исследования работников музея. (Представляете?! Нет, вы ведь еще не посмотрели 😝)

Проект называется NGA Online Editions. Был сделан в рамках открытой политики музея, привлекающей исследователей и малоопытных, зато любопытных посетителей. В зависимости от предмета, вы можете увидеть реконструкцию, посмотреть технологическое исследование, найти техническое описание состояния экспоната, провенанс и посмотреть доступные медиа. Правда относится это к определенным коллекциям, да и то не ко всем предметам в ней, но база исследований пополняется и ваше внимание найдет, где зависнуть 😎

Посмотреть на примере «Адам и Ева» Гольциус (лучше с компьютера).

NGA Online Editions 📚

#библиотекаискусства
Read more
Так вот, любите ли вы самостоятельно изучать искусство? (Интерес не праздный, думаю, делиться с вами полезными ресурсами или нет 💃)
anonymous poll

Мучаю гугл запросами фиг-отыщи и граблю после каждой выставки музейный магазин 🤓 – 19
👍👍👍👍👍👍👍 63%

Наслаждаюсь постами в крутых соцсетях, личные встречи с книгами и статьями избегаю 😝 – 11
👍👍👍👍 37%

👥 30 people voted so far.
Мучаю гугл запросами фиг-отыщи и граблю после каждой выставки музейный магазин 🤓 – 19
Наслаждаюсь постами в крутых соцсетях, личные встречи с книгами и статьями избегаю 😝 – 11
​​Любите читать про искусство? 🤔 Порой мне кажется, профессия искусствоведа плавно растворяется в специальностях переводчика и филолога. Когда в глазах уже рябит от нескончаемых печатных букв (и совсем не кириллического формата), мозг начинает неистово сигнализировать всеми нейронными связями о профессиональном «подлоге и обмане». Но переворачивается страница, глаза впиваются в цветастую репродукцию, и накрученное мозгом сердечко успокаивается - таковы искусствоведческие реалии 📚
Read more
​​Исследователи картины Дега (фото в посте выше) соединили карты нижних слоев и окрасили в собственный цвет элемента, чтобы получить изображение записанного портрета. Только представьте, это лежит под слоями готовой картины и мы можем это видеть! (Наука, и правда, творит чудеса 🔬)

#артисследования
​​X-ray fluorescence

Рентгенофлуоресцентный анализ (РФА) тоже использует рентгеновское излучение, но имеет совершенно иной процесс и результат.

Портативный прибор уже с лицевой стороны холста и при максимальном приближении к произведению испускает тонкий луч на площадь картины порядка 1-10 мм и фиксирует полученную с отражением информацию о пигментах (вообще-то о химических элементах, но всем давно известно каким краскам они принадлежат 🎨) на данном участке сквозь все слои.

Затем специальная программа выстраивает график элементов этого участка, что позволяет охарактеризовать грунт, белила, краски без отбора проб (что очень важно, потому что за попытки урвать кусочек от какой-нибудь Джоконды вам хранитель руку откусит 🦈) . Расшифровка этой информации позволяет специалисту датировать произведение, подтвердить частино подлинность, подобрать материалы для реставрации (и вообще приносят огромную пользу всему миру искусства 😁).

При более масштабных задачах прибор может собрать информацию со всей поверхности произведения, проходя каждый дюйм холста. Долго и нудно, согласна, зато позволяет создать карты элементов на всех слоях произведений и визуально увидеть, что под чем лежит, где прячется и какие были изменения. И эта возможность наблюдать за тем, как создавалась произведение, слой за слоем — просто какая-то фантастика 👾

Пересмотрите видео про «Нищую» Пикассо, там речь именно об этом.

#артисследования
Read more
​​X-Radiography

Рентгенографическое исследование будет вам понятнее любого другого, так как оно очень схоже с медицинским аналогом.

В основе метода — рентгеновские лучи, которые проникают сквозь слои краски и оставляют на пленке образы невидимых для глаза слоев внутри картины. Конечный отпечаток зависит от степени поглощения пигментом этих лучей, толщины нанесенной краски и ее концентрации. К примеру цинковые или свинцовые белила имеют высокий уровень поглощения, а значит на рентгенограмме эти места будут белыми. И наоборот. (Картины, написанные на свинцовом грунте совершенно невозможно прочитать, так как на рентгенограмме отображается только пустой холст. Зовется в Третьяковке это «молоком» 😛)

Обычно картина кладется горизонтально на опоры, снизу прибором направляется конусовидный луч, который проходит сквозь холст и отображается на положенной сверзу пленке. Процесс проходит в закрытой комнате, стены которой обиты свинцовыми пластинами. Управление ведется за дверью, иначе привет излучение ☠️. А дальше практически как в кино про фотографов и красные комнаты, только с улучшенным техническим оснащением.

Все это дает возможность заглянуть внутрь работы, увидеть процесс создания картины. Как работал мастер? Как накладывались мазки? Использовал ли он подготовительный рисунок? Были ли переписи в ходе создания произведения? И не скрывается ли там еще один шедевр? Это дает огромную информацию о творчестве художника умеющим читать эти пленки исследователям. А кроме того, картина порой может оказаться по всем вышеперечисленным признакам просто подделкой 🤷🏼‍♀️

#артисследования
Read more
Все уже узнали, что скрывает нищая дама Пикассо, пока меня не было? 😉 Надеюсь да, потому что если нет, срочно бегите читать! (На русском здесь или тут на английском). Вкратце — под работой Пикассо исследователи Северо-Западного университета в Иллинойсе обнаружили пейзаж неизвестного художника. Они же нашли связь этой картины с недавно проданным акварельным рисунком Пикассо, изображающим похожую женщину, но с другим расположением рук. Все это им удалось узнать благодаря двум самым распространненым методам искусствоведческого исследования, использующим рентгеновские лучи. И вот они, великие X-rays, станут героями сегодняшней темы 👯‍♂️

#артисследования
Read more
Женская история искусств. Миссия AWA

Сдуть пыль, вывести в свет и продемонстрировать красоту прекрасной половины эпохи Ренессанса — главная цель Advancing Women Artist Foundation.

Фонд продвижения женщин-художников является американской некоммерческой организацией, которая занимается исследованием жизни и работ художниц Флоренции. Их «невидимые работы» пылились в музея и бесправно игнорировались искусствоведами на протяжении столетий. По мнению основателей фонда, эта скрытая часть культурного наследия должна быть не только сохранена (ведь эти памятники тоже нуждаются в реставрации 😔), но и представлена всему миру.

Для этого исследователи погружаются в жизнь каждой художницы-новатора той эпохи, чье искусство восстанавливается. В ход идет все - документация в архивах, исследование музеев и библиотек, проведение новой атрибуции, изучение и реставрация самих объектов искусства. И после этого их будет ожидать признание на выставке AWA.

Статья The Guardian о реставрации Тайной Вечери руки Плаутиллы (одна из их «подопечных») рассказывает об особенностях «женской руки» в искусстве, позволяя взглянуть изнутри на работу фонда и проникнутся его миссией. (А с каким уважением и трепетом они отзываются о ней! 😻)

Сайт AWA 🌐

#арторганизации
Read more