Записки начинающего учителя

@livetoteach Like 0
Is this your channel? Confirm ownership for additional features

Тут публикуются размышления одного человека, который решил стать учителем
Channel's geo & Language
Russian, Russian
Category
Blogs


Channel's geo
Russian
Channel language
Russian
Category
Blogs
Added to index
12.05.2017 23:33
advertising
Telegram Analytics
Subscribe to stay informed about TGStat news.
SearcheeBot
Your guide in the world of telegram channels
TGStat Bot
Bot to get channel statistics without leaving Telegram
136
members
~0
avg post reach
~3
daily reach
N/A
posts per day
N/A
ERR %
0
citation index
Recent posts
Deleted
With mentions
Forwards
маркер с огромной скоростью полетел из моих рук в сторону принтера после того, как за учеником, которого я выгнала из класса, захлопнулась дверь. Полет маркера на 6 уроке, как жест отчаяния и бессилия перед обстоятельствами. Вдох-выдох. Продолжаю урок и честно его отрабатываю до конца.
Половина 7 урока уходит на восстановление порядка и справедливости. Прошло почти 2 года, а мат и бытовое хамство по-прежнему больно ранят меня.
Плохо помню, как дошла до электрички. Встретилась с Ф., дорогой мы говорили. Мне было очень интересно слушать, но говорила я с трудом, потому что в электричке сидела не я, а лишь моя оболочка. Внутри меня было пусто и глухо. Вся энергия и эмоции остались в классе. Ф. вышел раньше, а я до самого Киевского вокзала тупо смотрела в окно на голые деревья. Я не могла ни читать, ни работать, ни слушать музыку, ни даже думать. Ноги страшно гудели, напоминая, что последние 7 часов я провела почти полностью в движении.
Несмотря на усталось, я выбрала не самый короткий маршрут до дома. Поднимаюсь из метро на Арбатской. Я здесь за красотой и эстетикой. У кинотеатра Художественный толпится приятная красивая молодежь, а вот и мой любимый конструктивистский дом Моссельпрома. Улыбаюсь. Еще не приходя до конца в себя, покупаю букет цветов в переходе и жадно втягиваю ноздрями запах свежести, исходящий от роз. Ныряю в Калашный. А вот и моя любимая кофейня. Кажется, сегодня подходящий день, чтобы открыть сезон холодного кофе. Рядом с ТАССом меня останавливает прохожий, чтобы узнать, что это за храм на противоположной стороне улицы. Я не помню его названия, но мне так приятно ответить, что там венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Я никогда об этом нигде не читала, но мне столько раз рассказывала об этом бабушка во время наших прогулок. Вот сквер, где я лет в 15 сидела и читала "Невыносимую легкость бытия" Милана Кундеры, а вот особняк Рябушинского, который построил Шехтель и в котором жил Горький. В палатах XVII века в соседнем переулке открылась галерея. А во дворике рядом скромно стоит памятник Блоку. И я уже не иду, я лечу! Вот оно все мое, все родное! Вот что делает меня мной и наполняет оболочку содержанием. И хочется в этот момент поцеловать каждую пядь земли от Арбатской до Пушкинской и бесконечно благодарить. Живу здесь всю жизнь и люблю, но раньше не ценила, а теперь ценю особенно, потому что знаю, что бывает по-другому.
Мой маршрут закончится неподалеку от МАССОЛИТа, описанного Булгаковым в "Мастере и Маргарите". Вечером меня ждет тренировка, ужин за неторопливым разговором о прошедшем дне, подготовка к завтрашним урокам. Во мне снова много содержания и надежды на лучшее, чтобы продолжать честно делать свою работу.
#smthabout
Read more
из письменного ответа:
«Жуков был очень великим, и конечно, добрым».
#smthabout
я что-то очень давно сюда не писала. Год непростой, работы вал по всем фронтам.
Но сегодня написать захотелось очень. Случай, который меня к этому подтолкнул, мне кажется, хорошо иллюстрирует сегодняшнее состояние школы и страны в целом.
Дети в моей школе в общей своей массе совсем не хотят учиться, но есть один замечательный класс, в котором подобрались удивительно пытливые и заинтересованные ребята. Они, как и положено молодым людям, интересуются, помимо всего прочего, и политикой. Их политические взгляды порой абсурдны, но тем и ценны, ведь они продолжают задавать вопросы и искать ответы.
Один ученик из этой компании поучаствовал в конкурсе «Если бы я был Президентом» и прошел во второй очный тур со своим эссе. Тур будет проводиться в Санкт-Петербурге. Представляю, как С. радовался предстоящей поездке! Это ж буквально звездный час вне зависимости от результата!
К сожалению, С. не поедет, как выяснилось сегодня. Директор наложил вето на его участие. Оказывается, что С. некоторое время назад выложил в социальной сети фотографию, на которой, в частности, присутствовали слова (цитирую приблизительно): «Конституция — это очень тупая книга». На эту фотографию обратили внимание сотрудники органов (остается гадать каких) и сообщили о неподобающем поведении учащегося администрации школы. Директор принял меры и лишил С. поездки. Я не знаю более эффективного способа отбить у детей всякое желание учиться.
#smthabout
Read more
начинаю потихоньку работать над музеем: набираю группу в кружок по музейному делу и оповещаю детей о сборе всяких древностей. Сегодня получила первый экспонат, найденный, по словам маленького дарителя, в огороде. Пять копеек екатерининской эпохи
#smthabout
спонтанная находка на уроке: объяснила смысл слова "контрреформация" через Counter-Strike. Зашло на ура в классе, а в Вконтакте пришли сообщения от благодарных двоечников: "Сегодня урок был nice".
Кажется, год начался хорошо.
#smthabout
Друзья, я участвую в конкурсе "ТОП школа" от Рыбаков Фонда на соискание гранта для реализации проекта "Живая история". Проект призван создать в школе №3 г. Балабаново, локальный культурный центр. Я очень верю в то, что этот проект важен и нужен, и прошу вас поддержать его голосом!
https://topschool.rybakovfond.ru
Основой будущего культурного центра станет музей школы и микрорайона, который мы создадим вместе с детьми. Очень хочется, чтобы культурный центр стал площадкой встречи и диалога самых разных жителей микрорайона и восполнил отсутствие мест культурного досуга.
Чтобы проголосовать, нужно зарегистрироваться, выбрать категорию "Городская школа", номинацию "Школа — центр социума" и поставить лайк напротив №1123 "Живая история"!
Распространение информации о проекте приветствуется ☺️
https://youtu.be/iHIjzlOVHB0
Read more
Подходит к концу мой первый год в городе Б. И, кажется, пришла пора честно признаться себе в том, что мне очень плохо в этом городе. Я ясно осознала этот факт, когда в первый же вечер по возвращении в Б. из Москвы обнаружила себя на кухне с банкой клубничного варенья, которое я ела ложкой, тупо глядя в экран ноутбука. Как только я оказываюсь в Б., с моим ритмом жизни и мироощущением происходят удивительные метаморфозы. Мной овладевает ужасная апатия, все дается с трудом. Единственное, что меня двигает вперед, — это внешние обязательства. Не было бы их, и, мне кажется, что я бы все дни проводила, лежа в кровати. Объясняю себе эти изменения как реакцию на стресс, в который меня ввергает окружающая реальность. Ведь в Москве я часто ощущаю чистое счастье момента, ношусь по делам как ужаленная. То есть дело не в моей лени, а в месте, в котором я нахожусь. В Б. я существую только в двух ипостасях: «Я в школе» и «Я дома». Школа — моя точка роста, а квартира — убежище от реальности города Б. Меня очень тяжело куда-то вытащить не по работе, а осенью мне было настолько сложно, что я даже в Москву на выходные перестала уезжать: поездка на электричке мне стала в тягость. До переезда в Б. все рассказы о том, что проживание в каком-то месте может быть поводом для депрессии, казались мне рафинированным нытьем. Теперь зато я хорошо понимаю, почему люди в таких городах спиваются. Представляю себе следующий год. У меня очень много профессиональных планов, и хочется все успеть. Но как найти на все сил? Как не вязнуть в этом болоте? Постараюсь за лето найти ответы на эти вопросы. #smthabout
Read more
В конце урока у 7 класса оставила немного времени, чтобы поговорить о завершающемся учебном году и о впечатлениях детей от этого года. Дети рассказывали, что им нравится на уроках истории: уроки живые, вы не стучите палкой по столу, стало понятнее и т.д. Было даже пару робких реплик о том, что стало яснее, зачем вообще нужна история в школе. Я в свою очередь поблагодарила детей за опыт, за их активность, за то, что на уроках стало гораздо тише, и за то, что они научились вести спокойный диалог.
- Спасибо за то, что слушаете и слушаетесь!
- Ну вы ж наш учитель! Как иначе-то?
❤️
#smthabout
Read more
Учились сегодня с 6 классом рисовать mind map к теме/тексту. Весь класс погрузился в создание своих карт: на уроке было очень тихо, а в воздухе чувствовалось электричество умственного напряжения ⚡️Ниже пара работ для наглядности:
#smthabout
С недавних пор стала ужасно скучать по дому, по Москве. Наконец-то, настигла меня страшная духота маленького города. Так хочется оказаться на Киевском, и чтобы вокруг сновали люди туда-сюда. Так хочется по-московски отдохнуть, устроив себе карусель из встреч, дел и маленьких забот.
В последнюю неделю перед каникулами тоскую особенно сильно и от этого, наверное, совсем не могу читать. Больше слушаю музыку и вспоминаю. Невольно задаюсь вопросом, а хотела бы я вернуться в свою жизнь образца весны 2016 — среди красивых и модных людей, в эпицентре событий? Точно нет. Как бы ни было тесно в этом маленьком городе и как бы ни давили порой стены школы, сочетание этих двух факторов порой дарит такую глубину, что отказаться от нее просто не хватает духа.
Сегодня я стояла перед одним из классов и честно рассказывала им, как мне тяжело было с ними работать, какой шок я пережила после первого урока у них и как страшно было порой ходить к ним на уроки. Голос пару раз дрогнул, потому что я испугалась своих слов. Автоматическая мысль: «Они мне не простят этой слабости». Я стояла перед своим самым безумным классом, а на меня смотрело 25 любопытных, веселых и добрых ребячьих глаз. Мы друг друга приняли. И из самого сердца хлынуло чувство благодарности. Ребята, спасибо вам за этот опыт! Не знаю, кто кого все это время воспитывал и учил.
В Москве я окажусь уже очень скоро и запущу веретено событий. Буду повсюду бегать и жадно стараться все успеть. А потом опять затоскую, и куда сильней. По школе на окраине города Б.
#smthabout
Read more
Немного абсурда из повседневной жизни учителя. Отругала сегодня мальчика за то, что контурную карту не принес, и он решил сбегать за ней домой до начала урока. Спустя пять минут после звонка, в класс заходит его классный руководитель и сообщает, что на мальчика напали собаки. Кажется, у меня появилось сегодня несколько седых волос.
PS С ребенком все в порядке: собаки только повалили его в снег и разорвали джинсы.
#smthabout
Read more
Дети посвящают меня в свои тайны.
Я знаю, кто ужасно грустит по умершему брату, кто страдает от ревности, а кто от неразделенной любви, кто давно потерял смысл в жизни, хотя ему всего 12, а кто бисексуален.
От этих тайн мне часто бывает не по себе, и я совершенно не представляю, что делать с этой информацией. Я не всегда стремлюсь помочь (чем тут поможешь?) или дать совет. Чаще я просто слушаю, а еще чаще читаю (обычно мне пишут в ВК).
Я не знаю, правильно ли я поступаю и существует ли вообще универсальный рецепт поведения в таких ситуациях. Но мне кажется важным быть с детьми человеком в первую очередь, а не учителем. Вдруг кому-то станет легче хотя бы оттого, что у него есть возможность рассказать о своих переживаниях?
#smthabout
Read more
Сегодня случился мой самый сложный день в школе. Я заменяла учителя первого класса. 4 урока: физкультура, окружающий мир, письмо и труд.
— Можете расстегнуть мне платье/рубашку/брюки?
— Я не могу завязать шнурки!
— У нас не бывает физкультура первым уроком, я не буду переодеваться!
— Алексана Евгень, Алексана Евгень, а можно я буду просто звать вас Алексана, а то мне сложно?
— У меня болит палец, что мне делать?
— У меня нет с собой прописей/картона/ножниц/физкультурной формы!
— Я не буду с ней сидеть, она вонючка!
— Я проглотил клей!
— А вот так правильно?
— А можно на моем дереве будут снежные листочки?
— А он меня бьет, а я в него плюнул!
— А когда мы уже пойдем домой? Я так хочу домой…
— А я хочу в туалет!
— И я!
— И я!
АААААААААААААААА
#smthabout
Read more
— К., пожалуйста, подойди к доске и прочитай исторический календарь.
— Нет.
— К., пожалуйста, подойди к доске и прочитай исторический календарь.
— Нет.
— К., встань и прочитай календарь.
— Не хочу, не буду.
— Тогда дневник давай.
— У меня нет.
— Тогда иди за классным руководителем.
— Нет.
— К., тогда пригласи в школу маму.
— Я не уверен, что у нее найдется на это время.
Это обычный диалог с ребенком, который точно знает, что его родителям на него наплевать. К. больше ничего не боится, так как знает, что больше нет никаких рычагов воздействия, а в школу ходит для того, чтобы отбывать эти серые будни странной повинности, к которой его обязало государство.
После уроков звоню маме К.:
— Здравствуйте, это Т.А.? Вас беспокоит Александра Евгеньевна, учитель истории и обществознания, вам удобно сейчас говорить?
— Ну.
— Дело в том, что у К. не сдано большинство работ за четверть, и если так продолжится, я не смогу его аттестовать. Также К. отказывается отвечать у меня на уроках, что затрудняет наше взаимодействие. Я была бы признательна, если бы вы посодействовали мне в этом вопросе. Я готова оставаться с К. после уроков и давать дополнительные задания, чтобы закрыть долги, но мне очень нужна ваша помощь. — Ну ясно. Ну я попробую, конечно, поговорить (усмешка).
(Связь обрывается).
Сегодня я общалась с несколькими родителями. Большинство разговоров были похожи на тот, что я привела выше. Одна мама говорила со мной заплетающимся языком.

Что я могу сделать для таких детей, коих у меня в классе большинство? Что я могу сделать с пустыми глазами родителей, которые одинаково равнодушно реагируют на критику и похвалу?

Сегодня был сложный день. Дети на уроках всячески показывали мне, как им скучно. Я злилась. Сначала на них, а после разговоров с родителями от безысходности.

Вдох-выдох. Я все еще помню, зачем я здесь нахожусь и что я тут делаю. Открываю учебники и с надеждой на лучшее начинаю готовиться к завтрашнему дню. Без надежды тут никак нельзя.
#smthabout
Read more
Вот и начались мои первые выходные в Летнем институте. Кажется, это отличная возможность наконец рассказать о том, как я жила последние пару недель.
Начнем с того, что в эти полмесяца у меня практически не было свободного времени: день начинался в 7 утра и заканчивался в обсуждениях всего на свете только около полуночи. Сейчас у меня остались силы разве что сидеть на диване в холле корпуса пансионата и лениво стучать по клавишам, но я, пожалуй, никогда в жизни не испытывала такой приятной усталости.
Мне пришлось проделать огромную работу над собой: вытащить всякий хлам из потаенных уголков души и взглянуть на себя такой, какая я есть. Иногда это было неприятно, а порой даже страшно, но зато я точно знаю, что стала честнее с собой и окружающими.
Я исписала кучу листов в тетради на лекциях по возрастной психологии, типологии личностей, решению конфликтных ситуаций, методологии преподавания истории и обществознания. Багаж знаний пополняется каждый день и хочется поскорее все это пробовать и применять на практике.
Кстати, про практику. В понедельник мы торжественно открыли лагерь «Территория лета» на базе школы в Белоусово, и с тех пор каждый день ездим к детям вести занятия по разным предметам, играть с ними, общаться и учиться у них. Я успела за неделю провести свои первые в жизни уроки. Но о «Территории лета» и своем школьном опыте я, пожалуй, расскажу в отдельной заметке.
Учитель для России — удивительный проект. Для меня остается загадкой, как его представителям удается рекрутировать настолько умных и талантливых будущих учителей в таких количествах! Каждый из тех, с кем мне удалось пообщаться на Летнем институте поражал оригинальностью мысли и сильной индивидуальностью. Такое сообщество дарит много вдохновения, поддержки и дает возможность быть собой, не осуждая, но тем не менее я очень устала быть постоянно на виду. Сейчас в санатории непривычно тихо: большая часть участников разъехалась, а те, кто остались в основном спят. Еще несколько часов назад я мечтала о такой тишине, а теперь мне немного грустно. За последние пару недель случались сложные моменты, когда начинали все вокруг раздражать, и я невольно задавала себе вопрос, а правильный ли выбор я сделала, присоединившись к проекту? Сегодня я с уверенностью могу ответить положительно. Я отдала проекту свое сердце.
На этой светлой ноте я начинаю свои заслуженные выходные, чтобы в воскресенье радостно вернуться и продолжить начатый путь.
#smthabout
Read more
в лагере начался блок занятий, посвящённый развитию личностных качеств, поэтому сегодня моё расписание выглядело так:
1) йога
2) пластика
3) ораторское искусство
4) практика медитации и внимательности
5) практика развития лидерских качеств.
Интересно составлена программа подготовки будущего учителя, согласитесь.
#smthabout