Мифология

@mifologiya Like 5 1 000 + MP

Мифы рассказывают две грации, гарпии, мойры. И имя первой — Солнца Свет @tai_yang, второй — Зверь @jackal_tabaki.
@tai_yang — отклики, предложения, реклама.
Медиум: https://medium.com/мифология
Channel's geo & Language
Ukraine, Russian
Category
Education


Contact author
Channel's geo
Ukraine
Channel language
Russian
Category
Education
Added to index
05.09.2017 00:15
Recent update
19.05.2019 09:47
10 495
members
~5.5k
avg post reach
~2k
daily reach
~3
posts per week
52.4%
ERR %
29.38
citation index
Forwards & channel mentions
417 mentions of channel
45 post mentions
115 forwards
MMC
15 May, 08:55
Grownups_Not_Only
14 May, 01:32
20 лет назад
14 May, 00:00
Эрмитаж
13 May, 17:20
MMC
7 May, 22:50
Fire walks with me
7 May, 22:10
MMC
30 Apr, 22:15
Forester
1 Apr, 18:05
MMC
22 Mar, 07:56
MMC
14 Mar, 20:43
20 лет назад
11 Mar, 22:46
Ртуть
11 Mar, 19:38
Нумизмат
11 Mar, 17:25
Эстет
11 Mar, 17:00
Букварик
7 Mar, 17:05
Ortega
4 Mar, 15:01
Fire walks with me
4 Mar, 13:40
MMC
3 Mar, 20:38
MMC
3 Mar, 20:38
MMC
19 Feb, 12:24
an[G]us_dei
19 Feb, 12:24
Реклама
17 Feb, 01:16
Channels quoted by @mifologiya
Гумконвой
14 May, 16:59
20 лет назад
14 May, 16:59
Эрмитаж
14 May, 16:59
Fire walks with me
7 May, 22:16
Fire walks with me
7 May, 22:16
dop sub
19 Mar, 13:02
Вnature.
18 Mar, 16:05
Ртуть
14 Mar, 19:04
Нумизмат
12 Mar, 07:30
20 лет назад
12 Mar, 07:30
Гумконвой
12 Mar, 07:30
Эстет
12 Mar, 07:30
Букварик
4 Mar, 15:09
Хтонь
23 Feb, 11:24
Cinemagraphie
1 Feb, 12:00
Букварик
1 Feb, 12:00
Cinemarticle
29 Jan, 14:50
BadPlanet
27 Jan, 12:14
Саралидзе
21 Jan, 18:05
Recent posts
Deleted
With mentions
Forwards
Мифология 15 May, 08:29
​​Инуитские дети знали, что не стоит слишком близко подходить к краю воды, потому что там, под льдом, их поджидал калупалик.

Как рассказывали родители своим чадам, первое, что они услышат, будет жуткий далекий гул его песни, доносящийся из толщи воды. Но если калупалик был слишком нетерпелив, он начинал осторожно постукивать пальцами по льду под их ногами.

Калупалика можно увидеть лишь на мгновение. Он молниеносно выскочит из воды, вопьется своими длинными острыми когтями в жертву и утащит ее под воду. Лишь на короткий миг несчастный увидит его лицо, похожее на женское, которое позеленело и раздулось от разложения в морской воде. У него были длинные волосы, тело покрывала чешуйчатая кожа, а ноги были похожи на надутую шкуру тюленя.

Калупалик засовывал жертву в капюшон своей парки (амаутик, в ее капюшоне женщины носили детей) и нырял обратно в море. Зачем дух крал детей - неясно: одни рассказывали, что дети для него были просто деликатесом, другие - что он ел их для бессмертия, а третьи - что калупалик взращивал их как своих детей.

Этим существом родители запугивали детей, чтобы они не играли у кромки льда, где самых непослушных как раз и поджидает кровожадный калупалик.

#Север #эскимосы

Арт из мультфильма Qalupalik by Joy Ang.
Read more
Мифология 14 May, 16:59
У нас снова выходит подборка «Клио». Как всегда, тут есть что почитать.

@theworldisnoteasy — авторский канал о новейших прорывных исследованиях на стыке естественных и гуманитарных наук;

@nazad90 — шёл 1999 год. Ельцин ищет приемника, впереди встреча нового тысячелетия. Вспомни, каким ты был и во что верил 20 лет назад;

@historygothy — Рим, Византия и леденящая душу готика. Тайна Грааля и кровавые ритуалы древности. Авторский канал "История и истории";

@Hermitagemuseum — Эрмитаж. Все о знаменитом музее, от истории до шедевров мирового искусства;

@sublimeporte — историко-политический канал: Россия, Китай, Ближний Восток, Европа. Автор - магистр Пекинского университета;

@crypttales — Древний Египет изнутри. Тайны жизни фараонов и простых людей. Боги, мумии, медицина и гигиена. Брак и смерть в бронзовом и железном веке;

@knossoslab — Древняя Греция, Крит и Микены — канал о том, как история становится мифом, а мифы помогают понять историю;

@rusklad — Первый канал о кладоискателях и поисках кладов. История и краеведение. Оценка и атрибуция антиквариата;

@kremlinmuseums — что ели на завтрак цари и чем красились царицы, чему учили царских детей и как веселились при дворе? История Московского Кремля в деталях и свежие музейные новости;

@philosophycafemoscow — канал молодых философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Философы, философия и философские журналы. Немного МГУ. Ни смысла, ни покоя;

@moscowpast — Москва 20 лет назад. Лужков, рынки, казино, криминал, рэкет, Чиркизон, Лужа, Арбат... Подпишись и смотри, как менялась столица!;

@china_music — китайская традиционная музыка и культура. Окунись в мир гармонии и релакса;

@gumkonvoyглавный гуманитарный агрегатор Telegram.
Read more
Мифология 13 May, 12:39
В японской мифологии, как и во многих мифологиях мира, есть дух, живущий в доме и охраняющий его. В русской традиции это домовой, а еще — жуткий игоша, неупокоенный младенец; в скандинавских странах — ниссе, принадлежащий к невидимому народцу. В Японии такого духа называют дзасики-вараси, чье имя состоит из двух слов: «комната с татами» и «ребенок». В некоторых частях Японии духа называют дзасики-бокко, «греющийся в комнате с татами (или главной комнате дома, гостиной)».
Однозначных способов привлечения дзасики-вараси в дом нет, однако если дух живет там, семью ждет успех и процветание. Если ёкай уходит из дома, то вскоре семью ждет череда неудач и запустение. Предпочитает же он большие старые дома, за которыми хорошо ухаживают.
Чаще всего дзасики-вараси видят в образе маленького ребенка трех лет, мальчика или девочки в традиционной одежде, который бегает в разных частях дома, играется и смеется. Есть упоминания, что дух может являться в виде огромных косматых фигур.
Ёкай очень любит детей и может играться с ними, обучая их песням и играм. Дух хоть и является добрым, но любит шалости: может оставить следы маленьких ног из пепла, выдернуть подушку из-под головы спящего, беспокоить жильцов и их гостей звуками музыки и смеха из комнат, которыми мало пользуются. Видеть его могут только дети и владельцы дома.
Однако жить ёкаи могут не только в домах, в которых живут люди. Иногда их домом может стать здание школы. Например, в начальной школе городка Тооно появлялось несколько дзасики-вараси, они были похожи на детей шести—семи лет. По вечерам, часов в девять, они начинали бегать между столами и стульями в классах, играя в какие-то игры.
В соседнем уезде, в деревне Цутибути в здании начальной школы до сих пор появляются дзасики-вараси. Вместе с маленькими детьми они играют в прятки, бегают и прыгают. Увидеть их могут лишь ученики первого класса. Ни учителям, ни ученикам постарше они не видны.
Интересный эпизод о дзасики-вараси показан в аниме «Mononoke», однако там он очень близок к славянскому игоше с его трагической сущностью и историей.

#Япония #демонология
Мифология
Для наших предков весь окружающий мир был наполнен потусторонними существами. Многие места отличались присутствием особого духа-хозяина, гения места. У славян отмечается особенно развитая система этих духов, причём чем дальше от дома была локация, тем большую опасность для человека представлял дух. Человек должен был уважать их, всегда спрашивать разрешения на деятельность во владениях и задабривать дарами. Наиболее доброжелательным по отношению к человеку был мифологический хозяин и покровитель дома, кутный бог — домовой. #язычество #славяне #демонология
Read more
Мифология 10 May, 09:55
Forwarded from: Мифология
Все-таки интернет — чудесное изобретение. Не там свернешь и вот ты уже в лингвистических дебрях.
В статье «Кто такой медведь» мы рассматривали значение этого зверя в мифологическом мире славянских народов и немного — о табуировании его названия. Эта статья будет больше об истории языка, чем о мифологии.

И вот оказывается, что вариантов первоназвания медведя еще больше, чем мы предполагали.

▫️«Ведающий медом» является неверной расшифровкой «медведя». От праиндоевропейского *medu-/medv- 'мёд' (до сих пор еще существует слово с этим корнем - медвяный) + *ěd- 'есть, принимать пищу' — «поедающий мёд».

▫️Существует предположение, что «медведь» появилось вследствие избегания индоевропейского названия *r̥kþos (или *rk’sos, *rk’tos). После образовывается древне-греческий ἄρκτος, латинский Ursus (который является сейчас названием семейства, Ursidae), древнеиндийский Rksah (очень похоже на санскритское rākṣasaḥ, \‘ракшас’, демон-людоед, злой дух, — как вам такое, а?). Несмотря на такие глубокие корни считается, что индоевропейское название такое же табуирование, как и современные.

▫️Есть даже версия, что от «урсус» произошло и само слово Русь (по принципу урс-рус-Русь, то есть «место, где водятся медведи»).

▫️В ряде славянских языков это слово дополнительно искажено перестановками и заменами согласных, которые, помимо чисто фонетических, могут иметь эвфемистическую природу: укр. ведмідь, с отрицанием в польском niedźwiedź, также в чешском в части говоров не medvěd, а nedvěd (например, фамилия Недвед).

▫️Еще один исторический языковой кульбит — в древнеиндийском есть слово babhrus — «коричневый, бурый». Отсюда названия некоторых животных по цвету шерсти у индоевропейцев: бобр, «красно-бурая корова» (сравните по значению «бурёнка»), литовское bėris — «лошадь гнедой (коричневой) масти», и немецкое Bär — «медведь» (буквально «бурый, коричневый»). Ну а дальше идет уже «бер» и «берлога» — логово бера. Кстати, черного медведя (лат. Ursus americanus) называют барибал.

▫️Существует еще лингвистически неясное название ком. Нигде не встретила происхождение этого слова, однако много встречается упоминаний известной поговорки «Первый блин комом». На самом деле она звучала совсем по-другому: «Первый блин — комам» (и это только ее часть, всё вместе это выглядит так: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а четвертый — мне!”»). Комами называли медведей, которым на комоедицы приносили в лес на пеньки первые ритуальные блины — «комы». Только проснувшийся медведь очень голодный, а значит — опасный. Чтобы он не нападал на скот, люди практично соединили встречу весны с подношением грозному зверю.

Не думаю, что это все возможные варианты происхождения слова, но и от этого голова кругом :)

#Русь #медведь
Read more
Мифология 7 May, 22:16
А я вспомнить не могла, у кого я Фоссе среди каналов видела, когда наткнулась зимой.

Ну и @chaoss_flame действительно лучше разбирается в такого рода вещах 🤷‍♀ Серьезно. Двое из нас давно читают — советуем.
Мифология 7 May, 22:16
Forwarded from: Fire walks with me
Ассирийская магия, конечно, потрясающая книга, очень советую, если кто интересуется. #magic #books
Мифология 7 May, 21:56
В ассирийском сборнике магических заклинаний и ритуалов «Маклу» есть заклинание, которое произносили, сжигая изображения демонов:
«Я поднимаю факел, я сжигаю изображение утукку, шеду, рабицу, этемму, ламашту, лабацу, аххазу, лилу, лилит, ардат лили».

О трех последних демонах и поговорим чуть подробнее.

Как пишет Шарль Фоссе, Лилит — пожалуй, единственный ассирийский демон, который встречается у других семитских народов. И эти три демона так или иначе отразились на становлении ее облика.

Лилу, лилит и ардат-лили — тройка демонов, которые практически не разделены в шумерских текстах. В зависимости от того, с какого языка переводить «лилу»/«лила», имя будет иметь разное значение.

Если переводить с шумерского - «воздух, ветер; дух, призрак», то демоны становятся природными сущностями, которые вызывают бури. Если взять аккадское «лилу» — «ночь», это отсылает к тому, что демоны посещают женщин и мужчин в основном ночью. Отсюда и смесь представлений: этих демонов считали ночными привидениями.

Считалось, что злобные лилу и лилит ночью подстерегают спящего и душат его. Они могут насылать страшные сны, а иногда даже убивать: заснул человек - и не проснулся.

В. Емельянов соотносит этих демонов со славянскими заложными покойниками - людьми, которые умерли неестественной смертью и которые возвращаются в мир живых.

Эти демоны были бесплодны, потому есть предположение, что ими могли становиться умершие люди, которые не оставили потомства.

Кстати, наша тройка демонов не сугубо женская. Есть среди них и мужской дух — лилу. Они преследовали женщин и даже вступали с ними в связь. От таких связей рождались либо демоны, либо уроды.

В. Емельянов — также из предисловия к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе.

#Месопотамия #магия #демонология
Read more
Мифология 2 May, 22:49
Призрак женщины в белом платье — довольно распространенный архетип. В Мексике это Ла Йорона, Плачущая.

#Мексика #призрак
Мифология 26 Apr, 20:59
Кровавые Кости (Bloody Bones) —  фольклорный персонаж, также иногда именуемый Рохэд (Rawhead), Томми Рохэд (Tommy Rawhead), Рохэд-и-Кровавые Кости (Rawhead-and-Bloody-Bones). Истории о нем возникли в Англии и были особенно популярны в Ланкашире и Йоркшире, а затем попали в Америку. Впервые упоминается примерно в конце XIV века. Словари XVII — XVIII в. описывают Рохэда как злого духа, которым пугают непослушных детей.

На юге США Рохэд и Кровавые Кости представляются как два разных персонажа или части одного монстра: первый — это череп, лишенный кожи, а второй — танцующий обезглавленный скелет.

По другой версии, Кровавые Кости — злой водный дух, что обитает в глубоких прудах и старых мергелевых карьерах, заполненных водой, на дно которых утаскивает детей (тем же самым занимаются Гриндилоу и Зеленозубая Дженни из фольклора Йоркшира и Ланкашира).

Ещё в одном варианте Кровавые Кости обитает в шкафу или под лестницей. Если набраться смелости и заглянуть в трещину в двери, можно увидеть жуткое, скрюченное существо, по лицу которого стекает кровь. Оно сидит на груде костей, которые принадлежали детям, которые лгали или произносили дурные слова. Через замочную скважину лучше не заглядывать — иначе он сможет тебя поймать.

#демонология #Англия #Америка #городская_мифология
Read more
Мифология 22 Apr, 19:53
Пока я в одиночестве бью копытом в ожидании самой эпичной битвы (потому что две другие девы застряли где-то в середине «Игры престолов»), наткнулась на одну мини-лекцию. Неоднозначную, но интересную. И немного сносок к ней.

Митра — индоиранское божество света, дружбы и согласия, один из главных богов зороастризма, также связан с Митрой из индийской Ригведы.

Также она упоминает Ахура-Мазда и Аримана — еще двух богов зороастризма. Если Ахура-Мазда — это добро, творец и жизнь во всех проявлениях, Ариман — воплощение всего злого и дурного, от болезней до неурожая, властитель злых духов.

Карфагенский Ваал, он же Баал Хаммон, — бог плодородия, одно время почитался как верховный. Кстати, насчет человеческих, а особенно детских, жертвоприношений в научном обществе не один век бушуют споры. В 20-м веке считали греческие и римские свидетельства о них клеветой, а детские тофеты (место жертвоприношения) — просто кладбищами. Но как знать.

#мифы_в_культуре #зороастризм #Индия #финикийцы
Read more
Мифология 22 Apr, 16:00
@classicyog - йога санскритских первоисточников. Для кого йога - это упражнения не только для тела, но и для ума. Авторский канал Андрея Сафронова «Записки на полях древних текстов»: исследовательские находки, факты, размышления.
Мифология 20 Apr, 20:00
«Махабха́рата» (санскр. «Великое сказание о потомках Бхараты») — древнеиндийский эпос, основной сюжет которого повествует о борьбе за власть между группами двоюродных братьев — Пандавами и Кауравами. Но, помимо этого, эпос содержит вставные мифы, притчи, рассуждения, легенды. Одна из них рассказывает о Савитри. Дочь царя мадров Ашвапати, она избрала в мужья Сатьявана, сына ослепшего царя Дьюматсены, который потерял престол из-за коварства соседнего царя и живет с семьей в лесу. Мудрец Нарада предупреждает девушку, что Сатьявану суждено умереть через год, но Савитри не отказывается от своего выбора.

Она остается с мужем в лесу, и целый год они живут в уединении и покое. Но приближается срок предреченной смерти. За четыре дня до кончины супруга Савитри принимает обет. Она отказывается от пищи и неподвижно стоит три дня. На четвертые сутки царевна идет с мужем в лес за дровами. Внезапно Сатьяван
«... почувствовал боль головную
И молвил, взглянув на жену молодую:
«Любимая, мне занедужилось, что ли?
Болит голова, в сердце — острые боли»


Царевич умирает на коленях у возлюбленной. Когда за ним приходит бог смерти Яма и забирает душу Сатьявана, Савитри не отступает ни на шаг и следует за ними. Девушка вступает в диалог с богом. Ее ясный ум и речи приятны Яме; в награду за мудрость и благочестие он обещает выполнить все просьбы Савитри, кроме оживления мужа. Так, Яма возвращает зрение и царство свекру Савитри, обещает, что у ее отца и у нее самой родится по сто сыновей. Последняя же просьба звучит так:
«Ты сто сыновей посулил мне, однако
Уносишь Сатьявана в логово мрака,
Прошу я: ты жизнь возврати ему снова,
И правдой твое да насытится слово!»


Эта дилемма для Ямы, ведь он забирает мужа Савитри, но как без него ей родить сто сыновей? Пораженный чистотой и самоотверженностью Савитри, Бог смерти дарует жизнь Сатьявану, и пара возвращается к родителям.
«Согласно заветам и древним обрядам,
Четыреста лет проживете вы рядом»


Литография Майкла Паркеса «Савитри»

#Индия #легенда #смерть
Read more
Мифология 17 Apr, 10:55
​​Пока нас всех завалило работой по самые макушки, публикуем небольшими объемами.

Японские цукумогами могли принимать самые неожиданные формы и у каждого есть свое название и определение в системе координат «плохой–добрый».

Например, иттан-момэн (с японского можно перевести как «штука хлопковой ткани») представляет собой отрезок белой ткани, летающей по ночам и душащей случайных прохожих. Ёкай обворачивается вокруг головы и шеи жертвы, после чего поднимается с ней в небо.

Иттан-момэн представляет собой кусок длинной (около 30 см в ширину и 10-30 м в длину) хлопковой ткани белого цвета.

Иттан-момэн несколько отличается от цукумогами, поскольку, если полоснуть ткань острым ножом или мечом (а именно так от него можно спастись), выступит кровь.

рисунок Xatchett — Autumn Army - Ittan momen

#Япония #демонология
Read more
Мифология 8 Apr, 21:54
​​Ещё одно средневековое изображение, ставшее мемом.

Миниатюра из бестиария 13 века, изображающая заклинателя аспида. Аспидом может называться любая ядовитая змея, однако в бестиариях его обычно рисовали крылатым и ушастым.
Чтобы обезвредить аспида, нужно выманить его из норы, а для этого надо прочитать заклинание или сыграть на флейте. Заслышав эти звуки, аспид одно ухо прижимает к земле, а другое затыкает хвостом. Этим он уподобляется богачу, который одно ухо обращает к благам земным, а другое затыкает грехом. В 57 псалме говорится: «Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, затыкающего уши свои». В средневековых бестиариях аспид становится также персонификацией ада, побежденного Христом, согласно словам 90 псалма: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона».

#Средневековье
Read more
Мифология 3 Apr, 16:44
Леонид Пашковский, который снимает крутой проект «Хочу домой», рассказал о том, что такое тайский буддизм. С подношениями духам (даже особая Fanta для них есть) и магическими татуировками.
Все смешалось: буддизм, индуизм и, похоже, местные шаманские традиции (и немножк маркетинга).

https://www.youtube.com/watch?v=UP5DTrmIzPU
Мифология 31 Mar, 19:34
​​Всегда неприятно, когда над тобой ехидно посмеиваются окружающие. А вот в Японии это могут делать вовсе не люди. Вернее, не совсем люди.
Один из ёкаев Страны восходящего солнца специализируется в гнусном смехе над своей жертвой, сводя ее этим с ума. В стране, где одобрение окружающих и коллективизм имеет огромное значение, подобные привидения могут довести и до самоубийства.
Называют ужасного ёкая керакера-онна, что можно перевести как “хохочущая женщина”.
Говорят, что у керакера-онна грустная история. Во времена Эдо эта женщина работала проституткой (не гейшей, а именно проституткой — между этими двумя профессиями лежит огромная разница). Средняя продолжительность жизни девушки в те времена едва ли дотягивала до 30 лет: условия труда были ужасными, клиенты могли позволить себе любые вольности в обращении с девушкой, да и клиентами проституток зачастую были малообеспеченные мужчины, которые не могли себе позволить заплатить за время общения с гейшей.
Неизвестно, когда будущая керакера-онна умерла, ясно одно — умирала она мучительно. По японским поверьям, дух умершего человека мог стать ёкаем, если не смог смириться с собственной кончиной.
Итак, теперь керакера-онна обитает в районе квартала красных фонарей и ищет себе жертву. Ею часто становятся неуверенные в себе люди. Сначала человек слышит еле слышное хихиканье на периферии сознания. Если жертва керакера-онны обернется, то увидит огромную призрачную женщину, парящую в небе. Призрак одет в традиционное кимоно, на лице толстый слой белил и румян, а зубы выкрашены в черный по моде тех времен, в которые жила ёкай.
Проблема в том, что оборачиваться на смех не нужно, иначе призрак никогда не отвяжется, сводя своим смехом с ума.
Чтобы отвязаться от ёкая, необходимо не обращать на него внимание — тогда керакера-онна отвяжется и будет искать себе новую жертву.

Впрочем, есть источники, которые утверждают, что ёкай не несет никакой опасности, а всего лишь смешит и веселит грустны людей. Спорное утверждение, конечно. Достаточно посмотреть на рисунки керакера-онны.

#Япония #демонология
Read more
Мифология 28 Mar, 23:55
​​Однажды я всё лето потратила на то, чтобы посмотреть «Секретные материалы» и меня очень сильно впечатлила одна серия, «Кадиш» (15 эпизод, 4 сезон), в которой рассказывалось о големе, персонаже иудейской мифологии.
У слова «голем» есть разные версии перевода. По самой распространенной гипотезе «голем» происходит от слова гелем, означающего «необработанный, сырой материал» или просто глину. Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перешедшее в современный иврит.
Легенда рассказывает, что первого голема создал из глины и праха главный раввин Праги Йехуда Лёв бен Бецалель для защиты еврейского народа. Существо ожило, когда раввин вложил ему в рот шем, или тетраграмматон, — четырёхбуквенное непроизносимое имя Бога, считающееся Его собственным именем.

В древнееврейском языке тетраграмматон — эти четыре буквы: י (йуд) ה (хей) ו (вав) ה (хей). Латинскими буквами тетраграмма транскрибируется как IHVH, или YHWH, или JHWH.
Тетраграмматон — это третье лицо единственного числа будущего времени глагола «быть» и буквальный перевод тетраграмматона: «(Он) будет». Некоторые учёные предлагают перевод «(Он) жив». От глагола «быть» образовано и первое лицо единственного числа настоящего времени — «(Я есть) сущий», которое употреблено в Исх. 3:14: «Бог сказал Моисею: Я есть Сущий».
Таким образом, можно предположить, что оживление голема происходило словами «он жив/есть».
По другой версии раввин начертал на лбу голема слова «эмет», истина.
Существо создали для защиты еврейского народа от кровавого навета — обвинения евреев в убийстве христиан для использования их крови в ритуальных жертвоприношениях. Кровавый навет появился еще в античное время, однако в христианской Европе (примерно с 12 века) получил самое большое распространение из-за убеждения причастности евреев к распятию Христа.
Голем, исполнивший свое предназначение, рассыпался в прах.
Однако существует версия легенды, в которой голем перестает слушаться своего создателя, практически обретая собственное сознание и волю. Раввину приходится стереть первую букву из слова «эмет», оставив «мет», смерть.

кадр из сериала X-files

#иудаизм
Read more
Мифология 26 Mar, 10:57
Forwarded from: Мифология
Оборотень — мифологическое существо, которое по собственному желанию либо против своей воли способно временно менять облик. В мифах и сказках встречаются существа, способные превращаться в зверей: волков, лисиц, летучих мышей, котов, воронов, пауков и т.д., в растения и даже предметы. Наиболее распространённым является образ оборотня-волка: ликантропа.

Гр кусь

#бестиарий
Где оборотень на обороте тени
Древнегреческое слово ликантроп является производным от λύκος — «волк» и ἄνθρωπος — «человек». Английское werewolf, немецкое Werwolf, общескандинавское varulv, вероятно, образованы от древнегерманских wer  — «мужчина» или с др.-сканд. vargr — «изгой, дикарь, волк» и wolf — «волк». Поверья и легенды об оборотнях отличаются у разных народов в разных странах. Могут отличаться даже записи с одних и тех же территорий, но сделанные в разное время. Нельзя точно назвать истоки возникновения образа. Существует мнение…
Read more
Мифология 22 Mar, 00:00
Мы знаем множество давних мер предосторожности во время похорон, чтобы усопший не вернулся: вынесение ногами вперед, устилание пути хвоей и т.д. Однако есть действия, связанные и с самими родственниками: чтобы «не бояться покойника и не тосковать по нему», мертвеца трогали за ноги, в могилу бросали платки и т.д. Считалось, что тоска вредит и живым, и мертвецу: ему становится тяжело лежать, и он приходит обратно. Особенно сильной считалась тоска женщины по сыну или возлюбленному: мужу либо жениху. По ночам усопший является девушке (иногда в виде огненного змея), разговаривает, целует ее, помогает по хозяйству. Но она сохнет и умирает, если не отвадить покойника. Для этого необходимо было совершить нелепые, неправильные действия (ср. с плутанием в лесу). Например, в свадебные одежды наряжали брата с сестрой, которым венчаться не положено. Говорили, что когда покойник придет, на его удивленный вопрос нужно ответить: «А разве можно мертвому к живой ходить?». Тогда ходить и перестанет.

В европейских фольклорных текстах встречается мотив и «мертвого жениха». Погибший на чужбине юноша приезжает к возлюбленной и предлагает девушке уехать с ним. Она соглашается (не всегда зная, что он уже мертв), но вскоре понимает, что едут они на кладбище, а ее будущий дом — гроб да могила. Если девушка сможет протянуть до первых петухов, обманув жениха или скрывшись в часовне, то останется жива. Впрочем, нередко она умирает от страха, или возлюбленный утягивает ее с собой.

За метелицей мой миленькой идёт,
Он идёт-идёт, не шотается.
Русы кудри не ворошатся на ём.
Черна шапка да не свалится долой.
Черна шапка да свалилася.
Cвалилася, покатилася


#смерть #фольклор
Read more
Мифология 21 Mar, 17:05
В Скандинавии погибшего героя сжигали на отправленной в море ладье, чтобы он мог попасть в Вальхаллу.
Айны во время похорон сжигали дом умершего. По их представлениям дом отправляется вслед за хозяином, чтобы служить ему и в загробном мире, как и на земле.
У народа бо, который жил на территории Китая, была традиция хоронить покойников в гробу на высокой скале. Причем гроб вешали на стороне, обращенной к жилащам. Горы в их представлении выступали мостом между земной и загробной жизнью. Кроме того, покойники должны были защищать живых и приносить удачу.

Эти и другие традиции захоронения отражают знания и ценности древних людей. И знаем мы об этом во многом благодаря тяжелому труду археологов.

Один из них завел канал — Дневники археолога. В нем он делится не только древностями со всего мира, но и своими находками. Вы узнаете здесь:
▫️Почему у некоторых народов людей хоронили вниз головой,
▫️Какое изобретение греков нашли на глиняной табличке из Месопотамии,
▫️Как выглядят рыболовные крючки, которым 23000 лет

И многое другое. Кратко, интересно и без воды о том, как жили люди до нас.
Read more