Наталья Зубаревич: Кадровый дефицит – новая реальность, и к ней нужно адаптироваться Профессор географического факультета МГУ, эксперт в области социально-экономического развития регионов
Наталья Зубаревич – о дефиците рабочей силы и вариантах решения проблемы. Текст подготовлен
ЦСП «Платформа» в рамках масштабного исследования к
TNF 2024.
Кадровый дефицит в нефтегазовых регионах: причины и география проблемы С точки зрения демографии мы уже на дне кадрового кризиса. Ситуация улучшится не раньше 2032-33 гг., и выход из нее будет медленным и плавным. Но сейчас надо понимать, что этот кризис с нами надолго, к нему придется адаптироваться. Положение усугубляется оттоком людей на контракты в армию, не хватает рабочих, «синих воротничков».
Нефтегазовая отрасль всегда выигрывала за счет высоких зарплат, но сейчас темпы роста зарплат во всех ключевых нефтегазовых регионах медленнее средних по стране. Сработал эффект высокой базы. По всей стране рост зарплат в январе-мае 2024 г. составил 19% к тому же периоду прошлого года. В регионах добычи темпы роста: в Ненецком АО – 12%; в Коми – 13%; на Ямале – 12%; на Сахалине – 14%; в Томской области – 15%; в Ханты-Мансийском АО – 16%. Выше темпы в тех регионах, где много машиностроения, которое работает на оборонку.
Причем в сервисных компаниях ситуация может быть еще хуже. Если в самой нефтянке порядка 300 тыс. занятых, им можно найти возможность повысить зарплаты, то для сотрудников вспомогательных сервисов, смежных предприятий это делать сложнее. Всегда спасала вахта. Сейчас же у вахтовика есть выбор: 120 тыс. на производстве или 200 тыс. за контракт в армию. И многие выберут второй вариант. Если военный конфликт закончится и эти люди вернутся, тогда для нефтегаза будет бонус – его зарплаты таковы, что эти работники скорее пойдут в нефтегазовую отрасль.
Способы преодоления кадрового дефицита: как удержать собственные кадры и привлечь новые В условиях
конкуренции за людей одним из способов решения проблемы кадрового дефицита может быть развитие городов, рост их привлекательности и торможение миграционного оттока. Но только изменением городской среды ситуация не лечится, в базе должны быть конкурентные зарплаты и качественные рабочие места. Например, есть нефтеперерабатывающий город Омск, но в городе низкие зарплаты. А рядом богатая Тюмень и привлекательный Новосибирск. Конечно, люди будут уезжать из Омска.
Успешный пример улучшения городской среды – Тобольск, который меняется под воздействием инвестиций СИБУРа. Там даже открыли международный аэропорт, а это очень сильное влияние на город. Развивают Тобольск туристический, раскручивают эту тему, на этой волне возникают сервисные бизнесы и альтернативные рабочие места – город становится комфортным для жизни. Но пока рано говорить о громком успехе.
Благоустройство публичных пространств – это, скорее, пиарные и недорогие вещи. Бизнес может ими заниматься. При этом социальная ответственность бизнеса значительно шире. Но ни строительство дорог, ни содержание медицины и здравоохранения не должны ложиться на бизнес. Потому что это функция государства.
Надо также усилить контакты с колледжами и вузами, построить цепочку приманивания «синих» и «белых воротничков» к себе, начиная со школьного уровня. Так делают все в условиях высочайшей конкуренции за «синих воротничков» и за выпускников инженерного профиля.
Если коротко обобщить мои советы бизнесу по развитию регионов, то:
во-первых, нужно определиться с бизнес-перспективами в регионах присутствия, от которых зависит стратегия территориального развития;
во-вторых, построить цепочки рекрутирования кадров путем максимизации контактов с местными колледжами и вузами;
в-третьих, уделить особое внимание субподрядчикам, просчитывать бизнес-модель и, где необходимо, поддерживать смежные предприятия;
в-четвертых, договориться с местными властями о зонах социальной ответственности, рационально подходить к вопросу реализации социальных проектов.
Полная версия доступна по
ссылке.