Научно-образовательная политика

@scienpolicy Like 1
Is this your channel? Confirm ownership for additional features

Политика наука, образование, цифра.
Аналитика и инсайды.
Связь и сотрудничество - sciedu@protonmail.com (резервная - sciedu@criptext.com) и @SciEdu_bot
Для пресс-релизов: nopnews@criptext.com
Channel's geo & Language
Russian, Russian
Category
Politics


Channel's geo
Russian
Channel language
Russian
Category
Politics
Added to index
24.01.2018 16:02
advertising
Telegram Analytics
Subscribe to stay informed about TGStat news.
SearcheeBot
Your guide in the world of telegram channels
TGStat Bot
Bot to get channel statistics without leaving Telegram
19 507
members
~2.4k
avg post reach
~40.6k
daily reach
~22
posts per day
12.4%
ERR %
323.45
citation index
Forwards & channel mentions
3589 mentions of channel
2572 post mentions
4554 forwards
19 Sep, 21:16
ScienceULTRAS
17 Sep, 23:55
Нашъ РГГУ
17 Sep, 20:23
Нашъ РГГУ
17 Sep, 16:46
17 Sep, 13:08
ScienceULTRAS
16 Sep, 16:19
Channels quoted by @scienpolicy
Семья РСМ
20 Sep, 15:00
19 Sep, 10:47
ТАСС
18 Sep, 22:51
18 Sep, 11:58
УрФУ
18 Sep, 11:51
АСИ
17 Sep, 21:34
РИА Новости
17 Sep, 20:29
РИА Новости
17 Sep, 20:28
17 Sep, 18:33
НЕЗЫГАРЬ
16 Sep, 19:24
Якутия 2100
16 Sep, 12:38
АСИ
15 Sep, 16:44
Politteh
15 Sep, 15:26
Сибиряк
14 Sep, 17:40
Recent posts
Deleted
With mentions
Forwards
"Из уважения к ПалПалычу" причину дисквалификации Павла Красноруцкого (глава Российского союза молодежи) перед полуфиналом "Лидеров России" его коллеги не комментируют и не раздувают.
И мы не будем.

Но отметим, что среди всех молодежных лидеров, чья персона так или иначе притягивает критику читателей НОП, ПалПалыч вот уже много месяцев держит первое место.

https://t.me/rsmfamily/602
Семья РСМ
ПРО СПРАВЕДЛИВОСТЬ Мы неоднократно писали про конкурс Лидеры России Политика. Первая публикация тут, последняя была тут. Организаторы конкурса дисквалифицировали Павла Красноруцкого перед началом полуфиналов конкурса, за нарушение правил участия в конкурсе. Напомним, что согласно правилам, участие в конкурсе не может принять гражданин России, имеющий действующую или погашенную судимость. _____________ #СемьяРСМ Благодарим организаторов конкурса за честность и независимое отношение к участникам.
Оценка результатов в науке:
поддержать не стоит волноваться


Завтра, 21 сентября, в Минобрнауки РФ пройдёт заседание Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно- исследовательские,опытно -конструкторские и технологические работы гражданского назначения.

Мероприятие откроется вступительным словом заместителя Министра Медведева, после чего Комиссия заслушает три основных вопроса:

1. Об оценке результативности научной деятельности научных организаций и образовательных организаций ВО в 2020 году

2. О формировании в 2020 году объединённого экспертного совета по научным организациям и по образовательным организациям ВО (с утверждением состава и регламента работы совета)

3. О принятии к рассмотрению (по оценке результатов научной деятельности) сведений по научным направлениям, значимость которых для организаций не превышает 5%.

В последние дни в редакцию НОП поступило немало вопросов от руководителей научных организаций и проректоров по науке в вузах. Основной тон вопросов - ожидается ли жесткая критика?

Наш источник Минобрнауки так ответил на вопрос НОП:

Это же старая история, каждый год проводится оценка научных институтов и на ее основе происходит распределение по категориям. Все планово. Нет поводов для беспокойства.

От редакции НОП добавим, что в последнее время уровень эффективности личных коммуникаций между министром Валерием Фальковым и президентом РАН Александром Сергеевым продолжает расти.

В числе прочего, экспертное сообщество отметило сближение позиций РАН и Минобрнауки в вопросе научной экспертизы, а также оценило недавнее заявление академика Сергеева, в котором тот не поддержал призывы оппозиционно- настроенных учёных, предпринявших попытку "втянуть" РАН в обсуждение "белорусского трека" с позицией, резко отличной от государственной позиции РФ.
Read more
любил петро себя в науке
для этих целей каждый день
и методично и не в муке
петро набрасывало тень

в наукоёмком новосибе
и страшно пете и смешно
он видел нас и вас в ковиде
но для науки он - ...

#НОПирожки
«Оборонный» локомотив прорыва

Перед профессиональным праздником всего оборонно-промышленного комплекса – Днем оружейника – президент Владимир Путин провел Заседание Военно-промышленной комиссии.

Еще раз глава государства зафиксировал основные приоритеты научно-технологической политики, которые являются универсальными – тем важнее, что оборонка, сохранив в общих чертах полноту инновационного цикла, способна и сама встроиться в инновационные процессы, и транслировать важные компетенции по реализации комплексных программ и проектов, в т.ч. по треку наставничества.

Кадры
Хочу пожелать всем, кто сегодня работает в отрасли, новых успехов на благо Родины, потому что именно труд, компетенции, талант рабочих, инженеров, специалистов – это основа развития оборонно-промышленного комплекса России.

Преемственность
Нынешнее поколение российских оружейников достойно продолжает дело своих предшественников, производит действительно уникальные образцы вооружения, которые сегодня опережают зарубежные аналоги, а в некоторых случаях наше оружие и не имеет никаких аналогов, по ряду характеристик это совершенно очевидно.

Привлечение молодежи
Будем и дальше укреплять кадровый потенциал оборонно-промышленного комплекса, в том числе создавать условия, чтобы талантливые управленцы, учёные, конструкторы – те, кому сегодня 30, 40 лет, – могли в полной мере проявить свои способности, использовать накопленный опыт, реализовать свои смелые идеи и в перспективе занять «командные высоты» на предприятиях отрасли, взять на себя ответственность за их будущее, а значит, за надёжное обеспечение современной техникой армии и флота России в предстоящие десятилетия.

В этой связи сегодня в рамках первого пункта повестки дня заседания комиссии обсудим, как идёт формирование федерального кадрового резерва в ОПК.

Социальные лифты и профессиональные конкурсы
Отмечу, что подобные форматы – президентский и федеральный резерв управленческих кадров, открытый конкурс «Лидеры России» и ряд других – активно развиваются и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Специалисты, прошедшие такой строгий отбор, уже работают на разных уровнях власти.

С мая этого года такая работа началась и на предприятиях ОПК. Знаю, что по четырём направлениям идёт работа. Уже отобраны 55 перспективных профессионалов, действительно настоящих лидеров, которые сейчас учатся стратегическому планированию деятельности оборонных предприятий, организации работы крупных трудовых и научных коллективов, управлению портфелем заказов и финансами.

Управленцы новой формации
Подчеркну, важно готовить руководителей именно нового поколения, которым предстоит решать стоящие перед отраслью масштабные и нестандартные задачи. Таких специалистов нам нужны сотни, без всякого преувеличения. Речь идёт о многих сотнях специалистов самого высшего звена.

Диверсификация
Особый акцент президент сделал на диверсификацию ОПК – именно она является ключевым условием полноценного функционирования оборонки как локомотива научно-технологического прорыва.

Мы не раз говорили о том, что предприятиям ОПК следует шире использовать возможности, которые открывает реализация национальных проектов и федеральных программ. Активное участие в них позволит увеличить выпуск гражданской продукции и внедрить передовые технологии, освоить новые рынки сбыта, запустить инвестиционные циклы, ориентированные на среднесрочное и долгосрочное планирование, тем самым укрепить технологический суверенитет России, внести серьёзный вклад в её экономическое развитие.

Импортозамещение
Собственно говоря, с вашей подачи, с подачи Правительства был принят закон, вносящий некоторые изменения в контрактную систему. Теперь Правительство вправе устанавливать размер минимальной доли госзакупок и закупок компаний с госучастием, которые приходятся на отечественные товары и услуги. Проще говоря, из общего объёма закупок определённый установленный процент должен приходиться именно на нашу, отечественную продукцию. И это требование нельзя будет нарушать или пытаться обходить.

Стенограмма выступления Президента: http://kremlin.ru/events/president/news/64049
Read more
Друзья, состоялось очень важное и содержательное обсуждение школьной жизни и сопутствующих ей вопросов, экспертами, в чьей компетентности не приходится сомневаться.
Особая благодарность Научному руководителю ЭАЦ НОП Евгению Сжёнову за предоставленную публикацию!
Рекомендуем посмотреть эфир - скучно не будет!


В рамках онлайн-конференции "100 вопросов от родителей" поговорили об адаптации через механизмы образования.

Вместе с нами в школьных проблемах разбирались представители Минпросвещения, в том числе Людмила Бокова, недавно сменившая должность замглавы Минцифры на директора Федерального института цифровой трансформации образования.

Важно, что спикеров организаторы дискуссии пригласили не только исходя из экспертной позиции, а как мам, пап, бабушек и дедушек.
Поэтому выступал в роли папы троих школьников и члена родительского комитета.

В числе прочих родителей, собеседниками стали экономист Яков Миркин, кроме финансовых прогнозов умеющий и детские сказки писать, а также Ирина Захарова, заслуженный деятель искусств РФ , в узких кругах известная также как мама Марии Захаровой.

Пандемия covid-19 добавила "жару" в каждую семью, где есть школьники. Один из вызовов в том, что родители на долгое время стали "домашними учителями". Причём - погружёнными в специфику онлайн - обучения детей/внуков.
Как именно такой "домашний учитель" могу сказать, что для семей с тремя и более детьми (как у меня) это даже не вызов, а прямо "вызовище".
И хорошо, что есть площадки, где можно обсудить такие проблемы и пути их решения.

@szhenov для @bpshkola

Трансляция эфира в ВК:

https://vk.com/videos-68080033?z=video-68080033_456239237%2Fclub68080033%2Fpl_-68080033_-2
Read more
Нацпроектные финансы: наука и образование

Портал «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого выступает ТАСС, проанализировал, как изменится финансирование национальных проектов в ближайшие три года.

Как и обещали представители всех задействованных в реализации двух нацпроектов – «Науки» и «Образования», сколь-нибудь серьезного секвестра не планируется.

Одним из самых «стабильных» оказался национальный проект «Наука». Бюджетные ассигнования на его обеспечение на 2021 год запланированы в объеме 54,893 млрд рублей, в 2022 году- 76,056 млрд рублей, в 2023 году - 97,610 млрд рублей. Всего в 2021-2023 гг. на нацпроект будет направлено 228,5 млрд руб. бюджетных средств. При этом предусмотренные в законопроекте объемы финансирования по сравнению с утвержденными ранее, в 2021 году уменьшены на 250,2 млн рублей, или 0,46%, в 2022 году - на 310 млн рублей (снижение на 0,41%), в 2023 году - на 195 млн рублей (снижение на 0,20%). Таким образом, суммарный объем финансирования нацпроекта в 2021-2023 годах сократился всего на 0,35% по сравнению с ранее утвержденными показателями бюджета.

При этом если судить цифрам, указанным в действующем паспорте национального проекта, финансирование сократилось на 2,1%.

На реализацию национального проекта «Образование» в 2021 году из бюджета планируется направить средства в объеме 172,9 млрд рублей – это почти на 39,6 млрд (или 30%) больше, чем предусматривалось на этот год в первоначальном паспорте нацпроекта «Образование» (в нем фигурирует сумма в 133,3 млрд рублей).

На 2022 год и 2023 год ситуация аналогичная – в проекте бюджета Минфина заложена сумма в 156, 9 млрд рублей (+31%) и 187,8 млрд рублей (+58%) соответственно. Таким образом, всего в течение следующих трех лет из федерального бюджета на нацпроект планируется выделить около 517 млрд рублей. В сравнении с финансированием, заложенным в действующем паспорте нацпроекта, расходы на образование в 2021-2023 в целом увеличены более чем на треть (39%) – с 370 млрд рублей (по нацпроекту) до 517 млрд рублей (в соответствии с текущим проектом бюджета).

При этом, если сравнивать с данными бюджета на предыдущую трехлетку, в 2021 и 2022 годах видно снижение финансирования, но небольшое – 4,6% и 3,7% соответственно.

В итоге никакого серьезного урезания финансирования сфер научно-технологического прорыва и человеческого капитала не произошло. Напротив, четко видна стратегия, вектор которой четко определил президент Владимир Путин – без развития не будет результата, а кадры решают всё.

Несмотря на сложные обстоятельства Правительство явно ориентируется на то, чтобы всеми силами сохранять финансовое обеспечение и «Образования» (а в него также входит серьезный блок мероприятий по социальным лифтам и профессиональным конкурсам президентской платформы «Россия – страна возможностей), и «Науки». Этот факт позволяет с уверенностью говорить о том, что будущий нацпроект «Наука и университеты» сохранит финансирование практически в полном объеме по всем мероприятиям, которые перейдут в него по вектору исследований и разработок, а также высшей школы.

Подробнее о финансировании всех нацпроектов.
Read more
Forwarded from: Бажитов N.V.
Машук. Новая реальность создаёт и новые возможности.
На Машуке говорили о том, как меняется образование и молодёжная политика, каким может быть образ молодёжного форума. Новую цифровую реальность дискуссии воплощал своим примером модератора Евгений Сжёнов :)

У меня самого не получилось успеть, поэтому попросил коллег-спикеров свести краткие тезисы (назовём их коллективными), по которым серьёзных споров не возникло, тут спасибо всем и главное Максу Михайлову.

О современном образовании
1. Настоящее дистанционное образование – это, в большинстве случаев, не то, что было весной. Это хорошая новость. Вторая хорошая новость: дистант точно станет частью любой образовательной программы (и университетской, и внеучебной, и, вполне возможно, и школьной).
2. Образовательная траектория студента точно выходит за рамки вуза/ссуза/школы. В каких-то случаях это возможность восполнить дефицит компетенций студента. Например, конкурс «Управляй», чемпионаты WorldSkills и т.п. С другой стороны, это возможность примерить на себя иные образовательные стандарты и технологии, погрузиться в новую образовательную среду, сравнить себя с более широким кругом. В результате (надеемся) – рост осознанности, адекватности и амбиций 😊
3. «Учитель будущего» собирается специально вовлекать в конкурс студенческие команды, это позволит ускорить инновации в образовании, повысить готовность к реальности как пространству улучшений.

О молодежной политике и форумах:
1. Молодёжная политика сейчас – это политика личного взаимодействия и контактов на основе доверия. Темы общения: от образовательной траектории до «стало скучно». Поэтому крайне важен локальный уровень политики – на уровне вуза/ссуза, тусовки.
2. Мы получили сильный сигнал к заботе о своём здоровье и к ответственности за здоровье других - это пока «непереварено» с тз последствий.
3. Молодёжь всё ещё не использует форумы на полную мощность. Например, проектные треки. Цель ведь не грант. Цель – раскрытие потенциала команды и проекта, вывод его на новый уровень.
4. Форум может вынести за свои рамки все активности, которые не требуют прямого человеческого общения – длинные доклады, дополнительные материалы, сбор мнений и идей (как на форуме АСИ). А сам форум становится площадкой для общения, коммуникации, создания команд, взаимной акселерации, дружеского общения – всего того, что безусловно в онлайне проигрывает оффлайну.
5. Форум вполне может быть круглогодичным. Например, для того, чтобы реализовать жизненный цикл проекта. 1-2 недели работы над проектом превращают его в тренажёр. Если же получится поддерживать проектную работу на протяжении всего года, то эффект будет реальным.
6. Если форум переходит на круглогодичный режим, то необходима специализация – выбор какой-то темы, которая становится главной для форума, выходит на федеральный или глобальный уровень (не исключая локальность проектов).
7. И о глобальном: если форум в дистанте, то это потенциально форум миллионов – у него нет географических границ. А, значит, вопросы любого региона могут свободно обсуждать и, например, ребята из Дагестана, из Тывы, из Калининграда, Чили и даже с острова Мадагаскар. Такой подход радикально меняет принципы проектирования и коммуникации форума. Но это как раз та возможность, которая кажется абсолютно реальной, к ней мир стал готов благодаря пандемии.

И отдельно о командах.
Команда – основа деятельности. Конкурс «Учитель будущего», как и большинство предпринимательских, управленческих (Управляй!) и инженерных состязаний и тхакатонов, сразу имеет дело с командой. С одной стороны, каждый преподаватель ведёт урок в одиночку. Но если мы посмотрим на образование глазами школьника/студента, то у него всё складывается в непрерывный поток. И качественные изменения этого потока возможны только при согласовании, интеграции, междисциплинарности. При настоящей командной работе.
Форум должен стать площадкой формирования команд, построения доверия между участниками. Будет доверие – получится и последующая дистантная или очная командная работа.
Read more
Forwarded from: ТАСС
Эпидемиологическая обстановка в вузах России стабильна, вспышек заболевания коронавирусом в общежитиях и учебных корпусах не зафиксировано, сообщил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков.
#документы

Всё в Россию, все в ИНТЦ
Правительство РФ 15 сентября 2020 года приняло Постановление от 15 сентября 2020 г. №1443. Согласно документу, государство будет субсидировать бизнес, который примет участие в создании ИНТЦ в России. «Технологические долины» смогут усилить коммерциализацию науки и привлечь в область исследований талантливую молодежь. В качестве инструмента поддержки выступит возмещение уплаченных таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров. Ответственный орган власти - Федеральная таможенная служба. Примечательно, что для развития российской науки и технологического бизнеса речь идет о покупке лучшей продукции из-за рубежа.

На слуху сейчас несколько ИНТЦ: «Воробьевы горы» (на базе коллаборации МГУ и «Иннопрактики» Екатерины Тихоновой), экосистема на острове Русский под эгидой Дальневосточного федерального университета, «Сириус» - на базе одноименного центра и научно-технологического университета, «Долина Менделеева» - флагманский ИНТЦ по химии во главе с РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Субсидии однозначно повысят интерес к данному формату научно-образовательно-технологической кооперации.

Молодежная гражданственность
Социальная активность и гражданская ответственность – это те определяющие ценности, которые сегодня находятся в фокусе государственной молодежной политики. В рамках общей задачи по интеграции молодых людей в социально-экономический процесс существует заданная нацпроектом задача по активному привлечению молодежи в сектор исследований, разработок и высшего образования. В рамках новой инициативы утвержден порядок предоставления грантов на молодежные проекты (Постановление от 15 сентября 2020 года №1436).

Меры направлены на повышение интереса к творческим и социально значимым направлениям, а также популяризации здорового образа жизни, экологическому волонтёрству, сохранению традиционной культуры и ремёсел и развитию внутреннего молодёжного туризма и краеведения. Сумма гранта составит до 1,5 млн рублей.

Эти гранты логичным образом дополняют систему поддержки молодых исследователей, которая в данный момент принимает окончательные очертания на базе ключевых идей мегагрантов и Президентской программы Российского научного фонда.
Read more
Вторая научная столица

Между двумя столицами есть та станция, где, как говорят, бордюр переходит в поребрик, а батон в булку. Несмотря на принципиальность подобного терминологического трансфера, более важным моментом является распределение политического веса между Москвой и Санкт-Петербургом.

В экспертном сообществе широко обсуждаются всевозможные переезды различных органов государственной власти, однако пока что сложно говорить о реальном перераспределении полномочий между двумя столицами.

Тем не менее, в области научной политики Санкт-Петербург (с Ленинградской областью) всегда играл значимую роль, вместе с московской агломерацией агрегируя почти три четверти всего научного потенциала страны. Не говоря уже о том, что многие высшие администраторы науки и сами родом с брегов Невы.

Отдельным фактором долгие годы оставался Жорес Алферов как главный энтузиаст новаторских подходов в синтезе образования и науки, а также в качестве патриота северной столицы.

В итоге назрела необходимость повысить правосубъектность питерской науки. И вот здесь начались достаточно интересные политические игры. До реформы РАН существовал Санкт-Петербургский научный центр, который затем перешел в ведение ФАНО (а следом – и Министерства науки и высшего образования). И более 15 лет шли дискуссии о необходимости (вос)создания самостоятельной научной структуры в северной столице.

Данную тему обсуждали на последнем Президиуме РАН. И как выяснилось, очень многое испортил – «квартирный вопрос», то есть споры о том, кто кому должен (или не должен) передавать соответствующие здания. В определенный момент, со стартом активной реализации нацпроектов и прихода в Минобрнауки команды Валерия Фалькова, ситуация сдвинулась с мертвой точки.

В рамках решения Академии, поддержанной не только ее президентом Александром Сергеевым, но и главой государства, запустился процесс создания СПбНЦ в качестве самостоятельного юридического лица в структуре РАН.

Но существовал и альтернативный проект – создание регионального отделения (по аналогии с Уральским, Сибирским и Дальневосточным). Сторонники данного подхода отличились изрядным оппортунизмом, противопоставив свой, по сути изначально обреченный на провал, план позиции Академии. Процесс перетек в громкие воззвания, на том и иссяк.

В итоге принято решение о формировании Санкт-Петербургского объединенного научного совета (как суммы созданных 8 профильных) во главе с Бюро. Это два временных органа, которые будут функционировать до утверждения Устава СПбНЦ, выборов председателя и формирования Президиума. Питерский центр будет обладать всеми полномочиями регионального отделения, кроме квоты на выборах членов РАН.

Подобный расклад, по своей сути, устраивает все заинтересованные стороны, конечно, за исключением тех, кто прячет за позицией «отделение или смерть» совсем ненаучные интересы.

Неудивительно, что именно в Санкт-Петербурге концентрируются многие участники самых громких проектов в области науки и образования – 3 вуза из 5-100, много лабораторий мегагрантов.

Изначально предполагалось, что научно-образовательные центры мирового уровня – это чисто региональная история. Что, впрочем, не мешает университетам двух столиц принимать активное участие в консорциумах. Пожалуй, лучшей эффективности добился Питерский политех (СПбПУ), который включился в «команду мечты», собранную из научных, образовательных и инновационных партнеров на площадке НОЦ Самарской области «Инженерия будущего».

А вот научные центры мирового уровня – история другая. В частности, именно в Санкт-Петербурге сформирован НЦ «Передовые цифровые технологии», в котором очевидны серьезные позиции «атомной твердыни» Росатома и Курчатовского института.

Да и в целом, именно северная столица является оплотом «старой гвардии» научной политики – и именно туда многие «сватают» Андрея Фурсенко, который рано или поздно оставит пост главного научно-образовательного советника президента.
Read more
Белгородский транзит

Произошло событие, знаменующее собой смену политических эпох – с поста ушел последний губернатор «закалки 90-х» и ельцинского периода – глава Белгородской области Евгений Савченко.

В области научной политики последним бенефисом для казавшегося вечным губернатора стало вхождение области в число первых пяти пилотных регионов, которым была оказана высокая честь создать научно-образовательные центры мирового уровня по нацпроекту «Наука».

НОЦ «Инновационные технологии в АПК» является точкой сопряжения не только компетенций в области сельского хозяйства (что неудивительно для аграрного региона), но также выступает в качестве хаба для очень мощных процессов в области генетики.

Одним из ключевых технологических участников консорциума центра является «Завод премиксов №1», созданный и развивающийся при активном участии Курчатовского института. Не даром Михаил Ковальчук столь уважительно, но при этом по-деловому общался с Евгением Савченко в своей «Картине мира».

Также именно белгородский НОЦ выступает в качестве одного из ключевых партнеров Курчатовского геномного центра мирового уровня (также созданного в рамках нацпроекта «Наука»), который сфокусирован именно на генетике и микробиологии в интересах сельского хозяйства.

Традиционно председателем наблюдательного совета научно-образовательного центра является губернатор – поэтому вклад Евгения Савченко в создание и развитие НОЦ сложно переоценить.

Тем не менее, его уход с поста главы региона не должен привести к провисанию этого важнейшего для области направления работы и развития – партнеры и союзники не дадут этому случиться.

Да, «крепкий хозяйственник» Савченко уделял особое внимание инновациям и развитию, что регулярно находило отражение в соответствующих рейтингах. С другой стороны, нельзя не отметить – научно-технологический прорыв чрезвычайно требователен к динамизму работы и открытости переменам (часто болезненным).

Белгородская область претендует на статус одного из флагманов реализации «сельскохозяйственного» приоритета Стратегии научно-технологического развития – для этого необходимо (про)активное включение в различные меж- и трансрегиональные взаимодействия – что потребует достаточно болезненного отхода от практики построения «сельхозсоциализма в одном отдельно взятом регионе».

Однако, нет никаких сомнений – что в области науки и образования именно активная позиция Евгения Савченко заложила тот фундамент, на которой теперь сможет опереться его преемник в рамках ускорения развития Белгородской области и ее вывода на передовой фронт прорыва.

Важно и внутриполитическое значение его отставки – он действительно оставался последним реликтом ельцинской эпохи, когда губернаторы были, в первую очередь, активными публичными политиками, не боявшимися любых столкновений с федеральной властью. В итоге во внутренней политике прошел окончательный сдвиг от ельцинского постсоветского периода к путинскому. И движение продолжается – поскольку важнейшим сейчас является определение формата глобального трансфера в сторону пост-путинской России 2.0.

Наука, технологии, инновации, образование и человеческий капитал являются ее основными характеристиками – и то, что Евгений Савченко столь долго и успешно занимал свой пост говорит о том, что прорыв не является разрывом – он базируется на лучших практиках и наработках как периода 2000-2010-х, так и некоторых форматах, доказавших свою эффективность еще в 90-е.

Не менее интересно, что все эти годы Белгородская область являла собой некую гибридную модель между Россией и Белоруссией, от каждой из которых руководство региона пыталось брать лучшие черты. Однако, уверенность, с который Белгород вступил в нацпроектный прорыв демонстрирует, что отечественный путь все же более выигрышный.
Read more
Кадры: коммуникация и креатив

В системе координат компетентностной модели управленца, реализуемой в рамках кадровой политике Кремля, особое место занимают два качества – коммуникация и креатив.

Умение работать в современном динамичном и социально-сетевом информационном пространстве является одним из ключевых требований к претендентам на сколь-нибудь высокие посты – особенно министерские и губернаторские.

Сегодня медиа-планы хоть и не утрачивают ценность для стратегического планирования компаний по информированию граждан или построению имиджа политика, но перестают играть определяющую роль в коммуникации – как с населением, так и между элитами.

От реактивной коммуникации (по предзаданному плану и сюжету) идет трансфер к активной (в реакции на динамично поступающие инфоповоды) и далее – к проактивной, когда уже можно вести речь и о поиске важных событий, и о построении дискурса.

Все эти качества в достаточно чистой (но при этом нередко – избыточной) форме можно найти в Телеграме. Присутствие в нем становится sine qua non любого публичного политика, государственного ведомства или органа региональной власти.

Примечательно, что в этих вопросах государственная машина следует за лучшими практиками гражданского общества – ведь именно оно создало лицо политического сегмента Телеграма. И именно здесь четко проявляется еще одно фундаментальное требование к коммуникации в арсенале политика и чиновника – диалогичность.

Сейчас нельзя общаться с аудиторией в одностороннем порядке, транслируя ей смыслы и не заботясь ни об обратной связи, ни о непосредственном общении с людьми. Соцсети в этом смысле являются и возможностью, и вызовом – если они используются как еще одна форма обратной связи с припиской об ответе в установленные законом сроки, это означает некомпетентность чиновника. А вот если облеченный властью управленец не боится открытого и прямого разговора, то его шансы на благоприятный карьерный рост всерьез повышаются.

Не менее важно умение налаживать коммуникации в сложном взаимодействии между командами и отдельными их членами – «узкие места» в этих вопросах особенно видны в рамках межведомственного взаимодействия.

Вторым не менее важным качеством является креативность. Не зря Сергей Кириенко столь тепло относится к креативной индустрии. Ведь именно умение действовать нестандартно даже в достаточно жестких рамках регламентов – одно из самых востребованных ныне при принятии решений о назначениях в высшем эшелоне власти.

Именно возрастание требований к креативу является водоразделом между технократизмом, который был положен в основу с целью «прокачки» управленческой системы, и форматом «чиновника 2.0», способного не только исполнять распоряжения, но и наполнять их неочевидным смыслом и звучанием.

При этом отточенность функционирования машинерии госуправления становится базисом, на котором может возводиться коммуникационно-креативная надстройка. Важно, что под креативностью в кадровой политике понимается умение действовать, не слишком выходя за рамки полномочий. И игра на этом поле бывает достаточно сложной для политиков – зачастую губернаторы и руководители федеральных ведомств скатываются в популизм (чаще первые) или в голый технократизм (вторые).

Стоит отметить, что именно коммуникативность и креативность во многих смыслах являются прекурсорами человекоориентированности, которая сейчас поставлена во главу угла и государственной политики (нацпроекты), и требованиям к качествам управленцев.

Для глав регионов требования даже жестче – им необходимо творчески подходить к решению проблем и находить общий язык с жителями независимо от того, насколько велик аппаратный вес губернатора или прогнозируемы итоги выборов.

В силу данных причин не стоит удивляться ни особому вниманию «группы прорыва» (Кириенко-Ковальчуки) к коммуникационной или креативной сфере. Обе они содержат компетенции и лучшие практики, которые способны улучшить качество управления в стране и создать новый управленческий класс чиновников версии 2.0.
Read more
Мы понимаем эмоции и логику Игоря Игнатенко, врио ректора Байкальского госуниверситета.

Новый руководитель вуза создает комфортные условия для сотрудников и студентов университета.

Такие инфоповоды были бы прекрасными для иллюстрации работы уполномоченного по правам человека Иркутской области, кем профессор Игнатенко работал с 2017 года до назначения в БГУ.

Но публиковать кучу фото сарделек, колбасы, пирожных и ватрушек, сопровождая радостной публикацией об открытии в университете магазина "Шпикачка" - это ли уровень Байкальского государственного университета, ведущего учебно-научного центра Иркутска?

По крайней мере, фото мясных полуфабрикатов в личном ТГ-канале врио ректора хорошо бы разбавлять сообщениями о научно-образовательных достижениях университета.

А то какой-то шпикачно-сосисочный прорыв у вас происходит, коллеги.

https://t.me/trueresearch/626
Read more
Forwarded from: УрФУ
⚡️ Пять случаев заражения COVID-19 выявлены в гуманитарном институте УрФУ, один из них — у сотрудника. Заболевшие и контактировавшие с ними студенты и сотрудники изолированы. На дистанционное обучение переведены отдельные академические группы филологического и психологического департаментов, где обучаются заболевшие. Качество образования при этом сохраняется. Обязательное условие возвращения на занятия в корпуса — два отрицательных теста на коронавирус.

В учебных и студенческих корпусах осуществляется термометрия на входе и дополнительная обработка поверхностей, аудиторий и лабораторий. Сохраняется масочный режим.
Read more
Открытый разговор с Дмитрием Песковым

В понедельник 14 сентября специальный представитель Владимира Путина по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков и научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сженов провели интересную беседу о перспективах технологического развития, университете будущего, правильной цифре в образовании, ожиданиях от форума АСИ и о том, почему форс-мажор ещё долго будет с нами рядом.

Часа беседы и спикерам, и зрителям было явно мало, аудитория НОП будет ждать ее продолжения в скором будущем!

https://telegra.ph/Otkrytyj-razgovor-s-Dmitriem-Peskovym-09-17-2
Открытый разговор с Дмитрием Песковым
14 сентября состоялся открытый разговор специального Владимира Путина по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова и научного руководителя экспертно-аналитического центра “Научно-образовательная политика” Евгения Сженова. Евгений Сженов: Есть люди, с которыми разговаривать особенно интересно, потому что не ожидаешь, что они скажут, в хорошем смысле. Они являются настоящими визионерами, создающими смыслы, которые наполняют потом госполитику, зарождают основы нацпроектов. Именно такой гость…
Read more
100 вопросов от родителей

Сегодня, 18 сентября, в 9:30 по Москве открывается всероссийская онлайн-конференция «100 вопросов от родителей», ее организатором выступает Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Стратегический партнер мероприятия — портал «Я — родитель».

В панельных дискуссиях примут участие уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова, российский адвокат, доктор юридических наук, профессор, председатель Общественного совета при МВД РФ Анатолий Кучерена, президент группы компаний InfoWatch Наталия Касперская, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург, основатель проекта RuGenerations, ведущий эксперт в области теории поколений Евгения Шамис, ведущий специалист страны в области эмоционального интеллекта Виктория Шиманская, эксперт проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Владимир Фролов, разработчик концепции интуитивного питания Светлана Бронникова, председатель правления общероссийской общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая, основатель «Этномира» Руслан Байрамов, главный редактор интернет-издания «Мел» Надя Папудогло, актриса и телеведущая Эвелина Бледанс, мама популярного блогера DAVA М Анна Манукян, директор федерального института цифровой трансформации образования Людмила Бокова, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» и многодетный папа Евгений Сженов и многие, многие другие.

Программа конференции состоит из 5 потоков, отражающих наиболее актуальные и волнующие современных родителей темы: «Семья. Возрастные особенности», «Навыки будущего. Успешные дети», «Образование. Мотивация и перспективы», «Родительство: актуальные проблемы» и «Родительство: особый статус».

«Научно-образовательная политика» является партнером конференции.

https://www.100questions.ya-roditel.ru/
Read more
Forwarded from: Евгений Сжёнов
Сегодня по приглашению Игоря Балка приму участие в работе научного трека BIG DATA & AI CONFERENCE 2020.

Очень нравится девиз конференции- анализ данных без визионерства.
Действительно, мы в последнее время очень много говорим о важности различных аспектов цифровой трансформации экономики.

При этом, последнее слово останется за конкретными внедрёнными кейсами.

Каким будет завтра анализ данных и машинное обучение?
Насколько эффективно технологии будущего можно будет применять в высокотехнологичном бизнесе?

Обсудим уже сегодня.


http://ai-conf.org/#speakers
Read more
Если хотите послушать умный и предметный разговор о вызовах "цифрового прорыва" в высшей школе, найдите час времени и посмотрите разговор наших коллег. Будет полезно.

https://youtu.be/cAhc1tzrfJ8