Громкая держава

@sictransit Like 2
Is this your channel? Confirm ownership for additional features

О Древнем Риме и не только: записи и выписки Виктора Сонькина, автора исторического путеводителя "Здесь был Рим".
Channel's geo & Language
Russian, Russian
Category
Education


Channel's geo
Russian
Channel language
Russian
Category
Education
Added to index
09.05.2017 23:31
advertising
TGAlertsBot
Monitoring of keywords in channels and chats
SearcheeBot
Your guide in the world of telegram channels
TGStat Bot
Bot to get channel statistics without leaving Telegram
3 879
members
~744
avg post reach
~548
daily reach
~5
posts per week
19.2%
ERR %
6.09
citation index
Forwards & channel mentions
20 mentions of channel
6 post mentions
62 forwards
CUPOLA
7 Jun, 13:46
Pushkinoty
27 Dec 2020, 13:46
12 Apr 2020, 15:05
18 Feb 2020, 11:21
18 Feb 2020, 11:21
23 Jan 2020, 15:29
23 Jan 2020, 15:29
23 Jan 2020, 15:29
Dusty Stories
13 Sep 2019, 19:44
Dusty Stories
13 Sep 2019, 19:44
Dusty Stories
13 Sep 2019, 19:44
Dusty Stories
13 Sep 2019, 19:44
13 Sep 2019, 15:23
13 Sep 2019, 15:22
7 Aug 2019, 01:34
7 Aug 2019, 01:33
20 Jul 2019, 12:39
15 Jul 2019, 17:00
11 Jul 2019, 19:02
11 Jul 2019, 18:34
trvscience
25 Jun 2019, 20:42
25 Jun 2019, 16:37
22 Jun 2019, 17:18
22 Jun 2019, 17:18
22 Jun 2019, 17:18
CUPOLA
21 Jul 2018, 13:55
Игра слов
30 Jun 2018, 16:20
25 May 2018, 19:10
United Memes Feed
23 May 2018, 22:11
23 May 2018, 22:10
Мел
10 Apr 2018, 15:56
10 Jan 2018, 15:15
Channels quoted by @sictransit
Sub umbras
22 Apr 2018, 15:14
18 Apr 2018, 00:11
Sub umbras
16 Apr 2018, 16:11
Sub umbras
7 Jan 2018, 15:39
Sub umbras
6 Oct 2017, 01:03
Шведовед
14 Aug 2017, 13:45
Sub umbras
2 Sep 2016, 14:50
Sub umbras
20 Jun 2016, 13:18
Recent posts
Deleted
With mentions
Forwards
Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/EyhppPdvJAi0uw

Поликсена Соловьева. От солнца
https://disk.yandex.ru/d/WC4lPV9a8pGXpA

Игорь Северянин. Это было у моря, где ажурная пена
https://disk.yandex.ru/d/0wYFHz82aCJxOQ

Павел Васильев. Бахча под Семипалатинском
https://disk.yandex.ru/d/MyleOnfcUmZBtw

Михаил Щербаков. На тринадцатый день календарь стушевался, и время повисло отвесно
https://disk.yandex.ru/d/GJwfirfm_p7ViA

Осип Мандельштам. Разрывы круглых бухт, и хрящ, и синева
https://disk.yandex.ru/d/wiNqJJK-QYjyeg

Александр Пушкин. Подражание арабскому
https://disk.yandex.ru/d/lEAoaDML5zTa_A

Александр Грибоедов. И сочиняют — врут, и переводят — врут
https://disk.yandex.ru/d/JzvJTyX5eWRi_Q

Зинаида Гиппиус. Она
https://disk.yandex.ru/d/2CkiuxXUzrYgmA

Николай Гумилев. Он поклялся в строгом храме
https://disk.yandex.ru/d/oVZrS-b-z7w5zQ

Александр Сумароков. Справка
https://disk.yandex.ru/d/6yZWwVC0F0bJdg

София Парнок. Ненужное добро
https://disk.yandex.ru/d/tLpgFxGEzodYPQ

Анна Ахматова. Измена
https://disk.yandex.ru/d/iya_hSvAL9FTqw

Екатерина Монастырская. Шар голубой
https://disk.yandex.ru/d/t_Q5cK4tPDQvRg

Федор Тютчев. О чем ты воешь, ветр ночной?
https://disk.yandex.ru/d/7hqn4UvzyGfZGQ
Read more
#pomespenyeach

“Это было у моря” хотя бы в каком-то виде помнят все (я, как и многие другие стихи этого времени, помнил его в бабушкином исполнении, с искажениями и, возможно, цензурными купюрами). *** С Щербаковым сложно. Несмотря на то, что “гитара спасла русскую поэзию от верлибра”, многие решительно отказываются считать текст, который сразу возникает как текст поющийся, хорошей поэзией. У этого нет никаких оснований; я до сих пор помню, как большой знаток (в том числе профессиональный) и любитель поэзии, сопровождавший нас в раннестуденческую поездку в (еще существовавшую) Югославию, Сергей Иванович Кормилов, знавший безумное количество стихов наизусть, благоговейно процитировал невероятные строчки Высоцкого — “Отражается небо в лесу, как в воде, / и деревья стоят голубые”; как минимум с тех пор такого вопроса для меня нет. При этом в отрыве от музыки, даже если она выполняет чисто второстепенную, поддерживающую роль, такие стихи часто выцветают; она служит каким-то дополнительным организующим инструментом, что, кстати, хорошо заметно по этому тексту. Сложно именно с Щербаковым еще и потому, что большинство людей нашего круга слышали его ранние песни, восьмидесятых типа годов, какой-нибудь “Восемнадцатый февраль” и “Трубач” и “Баб-Эль-Мандебский пролив”, то есть нечто, let’s face it, искусное, но довольно ужасное, и считают, что это и есть Щербаков; то есть все извилистое и сложное развитие поэта (в последнем альбоме, правда, дошедшее до явного кризиса) им вообще не известно. *** Наверняка на это обращали внимание, но вот совершенно очевидно гомоэротическое стихотворение Пушкина. *** У Грибоедова вся эпиграмма сильна, но первая строчка просто убийственная. *** Хрестоматийный Гумилев тут описывает явный Catch-22 (мне все переводы — уловка, зацепка — представляются неудовлетворительными, кстати; “наебка” точнее всего, мне кажется): если она ему дала, ее взоры не непреклонны; если не обратила на него внимания, она не входит в пространство эксперимента (как можно быть ей верным тогда?). Интересно, поняла ли Мадонна, что “он” пытается запудрить ей мозг; автор милосердно опускает завесу жалости над концом этой сцены. *** Бюрократический шедевр Сумарокова доказывает, что в России за десять лет меняется все, за двести лет ничего. *** В стихотворении Монастырской ритмическая свобода исходника (“Кавалер барышню хочет украсть”!) замечена и подкручена дальше; очень хорошо.

625. Поликсена Соловьева. От солнца [1924?]
626. Игорь Северянин. Это было у моря, где ажурная пена [1910]
627. Павел Васильев. Бахча под Семипалатинском [1929]
628. Михаил Щербаков. На тринадцатый день календарь стушевался, и время повисло отвесно [2007]
629. Осип Мандельштам. Разрывы круглых бухт, и хрящ, и синева [1937]
630. Александр Пушкин. Подражание арабскому [1835]
631. Александр Грибоедов. И сочиняют — врут, и переводят — врут [1824]
632. Зинаида Гиппиус. Она [1905]
633. Николай Гумилев. Он поклялся в строгом храме [1909]
634. Александр Сумароков. Справка [1759]
635. София Парнок. Ненужное добро [1932]
636. Анна Ахматова. Измена [1944]
637. Екатерина Монастырская. Шар голубой [ca. 1990]
638. Федор Тютчев. О чем ты воешь, ветр ночной? [1836]
Read more
Морские сражения в Колизее: было или не было? (В этом канале уже было когда-то; немножко расширено.)

https://zen.yandex.ru/media/herewasrome/morskie-srajeniia-v-kolizee-bylo-ili-ne-bylo-60feaaab1dde1437968583ad
Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/xGEG5pdReKz9vw

Александр Кушнер. Англии жаль! Половина ее населенья
https://disk.yandex.ru/d/hXOjPCFxTK9gwQ

Леонид Аронзон. Не ты ли, спятивший на нежном
https://disk.yandex.ru/d/cwcNPZHN7OTh9Q

Ксения Дьяконова. Подал левую руку — Мише, правую — Кате
https://disk.yandex.ru/d/bSjhqDJdPiOzOQ

Александр Пушкин. Город пышный, город бедный
https://disk.yandex.ru/d/z0K0_cQ8zTpuPg

Александр Пушкин. Ответ
https://disk.yandex.ru/d/VqIKPC7CRCnELQ

Николай Гумилев. Заблудившийся трамвай
https://disk.yandex.ru/d/xpOvbLXOlSVTNg

Виктор Ширали. Если я атеист
https://disk.yandex.ru/d/_XqfgQkOcES3lQ

Зинаида Гиппиус. Петербург
https://disk.yandex.ru/d/rvV-my9YViuDrg

Иннокентий Анненский. Петербург
https://disk.yandex.ru/d/nwtv2oRTZGtN6A

Осип Мандельштам. Ленинград
https://disk.yandex.ru/d/ADQxvSeKQmcLRg

Владимир Набоков. Санкт-Петербург
https://disk.yandex.ru/d/fwUP2XR2f_TIfQ

Георгий Адамович. Всю ночь слова перебираю
https://disk.yandex.ru/d/NgyM3qGCfYvj9A

Максимилиан Волошин. Петербург
https://disk.yandex.ru/d/GtYYu9Aa7iM9sw
Read more
#pomespenyeach

Петербургская подборка: стихотворения поэтов, родившихся и живших в Петербурге, или приехавших в город в детском возрасте (Адамович, Анненский), или поселившихся там более или менее взрослыми (Гиппиус), или уехавших оттуда в нежном возрасте и практически никаких других городов России не знавших (Набоков), или связавших с городом значительную часть сознательной жизни (Мандельштам), или просто посвященные Петербургу (Волошин). Интересно, что у большинства поэтов поэтика Петербурга — это поэтика “места, которому быть пусту”; Пушкин в “Медном всаднике” и в “Евгении Онегине” посвящает городу проникновенные слова, но в лирике оно по большей части вот так — “ни муз, ни Пресни, ни харит”. (У другого большого петербургского поэта, чьих стихов здесь нет — Ахматовой — то же самое, только with a vengeance: “И ненужным привеском болтался / Возле тюрем своих Ленинград”.) Ненависти нет у Гумилева (но стихотворение и без того очень страшное), в ностальгической миниатюре Набокова, в изысканном сонете Волошина, который словно бы ставит своей целью опровергнуть слова Адамовича, что “к Петербургу рифмы нет” — правда, написанном существенно раньше. Самая отчаянная ненависть — у Гиппиус и у Анненского, в первом случае бешеная и изнутри текста необъяснимая, во втором случае отрефлексированная, холодная. До высшей степени эта love-hate двойственность доходит в зловещем стихотворении Мандельштама, в котором поэт как будто заглядывает на семь лет вперед.

612. Александр Кушнер. Англии жаль! Половина ее населенья [2011]
613. Леонид Аронзон. Не ты ли, спятивший на нежном [1969]
614. Ксения Дьяконова. Подал левую руку — Мише, правую — Кате [?]
615. Александр Пушкин. Город пышный, город бедный [1828]
616. Александр Пушкин. Ответ [1830]
617. Николай Гумилев. Заблудившийся трамвай [1919]
618. Виктор Ширали. Если я атеист [2011]
619. Зинаида Гиппиус. Петербург [1909]
620. Иннокентий Анненский. Петербург [1910]
621. Осип Мандельштам. Ленинград [1930]
622. Владимир Набоков. Санкт-Петербург [1924]
623. Георгий Адамович. Всю ночь слова перебираю [1928]
624. Максимилиан Волошин. Петербург [1915]
Read more
Интернет, конечно, сохраняет не все, но удивительным образом все-таки многое. Вот моя вариация на тему Тарковского, датированная 1999 годом — в рамках пародийных забав, которые потом публиковались критиком Вячеславом Курицыным в рамках проекта "Голубое сало-II"; написано, впрочем, скорее всего, не для него, а просто потом пригодилось.

Предчувствиям не верю и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не страшусь. На свете смерти нет.
Ни в семь ее нельзя бояться лет,
Ни в семьдесят. Я выхожу из сада,
А вдалеке топор грызет бревно,
И мальчик под уздцы ведет кобылу.
И все, что исстари заведено,
Пребудет вечно, так как есть, как было.
Свечой, недогоревшей на пиру,
Его отец иссохнет в той чащобе,
И этот мальчик станет на ветру
Рубить дрова опять в бессильной злобе,
А сын его — вести на поводке
Другую лошадь, и круги замкнутся.
Я не боюсь. Но стоит оглянуться —
Я вижу, что за мной невдалеке
Шагает бледный конь, и мальчик в бутцах,
И до меня он хочет дотянуться,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
Read more
Слева направо: Татьяна Алексеевна Озерская, Арсений Александрович Тарковский, Екатерина Васильевна Короткова-Гроссман, Елена Георгиевна Криштоф
Attached file
Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/BivdS2hL1d82SQ

Арсений Тарковский. Река Сугаклея уходит в камыш
https://disk.yandex.ru/d/H2WQM8eaBSVmmg

Арсений Тарковский. Если б, как прежде, я был горделив
https://disk.yandex.ru/d/0l8bWtNZbhSatA

Арсений Тарковский. Когда возвратимся домой после этой неслыханной бойни
https://disk.yandex.ru/d/z6qDQe-7fO8mag

Арсений Тарковский. Четыре дня мне ехать до Москвы
https://disk.yandex.ru/d/VZzYtHieZm5jtQ

Арсений Тарковский. Бабочка в госпитальном саду
https://disk.yandex.ru/d/i398rBs6AtwZAw

Арсений Тарковский. Я слышу, я не сплю, зовешь меня, Марина
https://disk.yandex.ru/d/AIlE2BclHWzC9Q

Арсений Тарковский. Фонари
https://disk.yandex.ru/d/Gg6Fb6IrRCoFsw

Арсений Тарковский. На берегу
https://disk.yandex.ru/d/RzveGCtYCPuIKA

Арсений Тарковский. Имена
https://disk.yandex.ru/d/d7BDQO10kilPaQ

Арсений Тарковский. Синицы
https://disk.yandex.ru/d/5qRToEhYQ5zuOA

Арсений Тарковский. На черной трубе погорелого дома
https://disk.yandex.ru/d/O7SwjETTlpiygw

Арсений Тарковский. Утро в Вене
https://disk.yandex.ru/d/yIZBjuxWsdYVlg

Арсений Тарковский. Оливы
https://disk.yandex.ru/d/JgXmKxFi5mahkQ

Арсений Тарковский. В дороге
https://disk.yandex.ru/d/bSUDXUwH4SVj8g

Арсений Тарковский. Зуммер
https://disk.yandex.ru/d/1rb1bMA6dsnlGA

Арсений Тарковский. Первые свидания
https://disk.yandex.ru/d/IoUZcNgaLBQazw

Арсений Тарковский. Поэт
https://disk.yandex.ru/d/fmcGZM63u3u2Lw

Арсений Тарковский. Поздняя зрелость
https://disk.yandex.ru/d/TKYw-viqZDHqWA

Арсений Тарковский. Предчувствиям не верю и примет
https://disk.yandex.ru/d/XuCjaoaTLhYMQg

Арсений Тарковский. Тогда еще не воевали с Германией
https://disk.yandex.ru/d/1ZEEX8FfF66ocw

Арсений Тарковский. Ласточки
https://disk.yandex.ru/d/JxiCvu6s3lwsyQ

Арсений Тарковский. Вот и лето прошло
https://disk.yandex.ru/d/Lw_HZI2nQ1sCEw

Арсений Тарковский. Отнятая у меня, ночами
https://disk.yandex.ru/d/iZHlBl8AATsLwQ

Арсений Тарковский. Меркнет зрение — сила моя
https://disk.yandex.ru/d/eLdX_bx_-7YBaA
Read more
588. Арсений Тарковский. Река Сугаклея уходит в камыш [1933]
589. Арсений Тарковский. Если б, как прежде, я был горделив [1934]
590. Арсений Тарковский. Когда возвратимся домой после этой неслыханной бойни [1942]
591. Арсений Тарковский. Четыре дня мне ехать до Москвы [1943]
592. Арсений Тарковский. Бабочка в госпитальном саду [1945]
593. Арсений Тарковский. Я слышу, я не сплю, зовешь меня, Марина [1946]
594. Арсений Тарковский. Фонари [1951]
595. Арсений Тарковский. На берегу [1954]
596. Арсений Тарковский. Имена [1957]
597. Арсений Тарковский. Синицы [1958]
598. Арсений Тарковский. На черной трубе погорелого дома [1958]
599. Арсений Тарковский. Утро в Вене [1958]
600. Арсений Тарковский. Оливы [1958]
601. Арсений Тарковский. В дороге [1959]
602. Арсений Тарковский. Зуммер [1961]
603. Арсений Тарковский. Первые свидания [1962]
604. Арсений Тарковский. Поэт [1963]
605. Арсений Тарковский. Поздняя зрелость [1965]
606. Арсений Тарковский. Предчувствиям не верю и примет [1965]
607. Арсений Тарковский. Тогда еще не воевали с Германией [1966]
608. Арсений Тарковский. Ласточки [1967]
609. Арсений Тарковский. Вот и лето прошло [1967]
610. Арсений Тарковский. Отнятая у меня, ночами [1968]
611. Арсений Тарковский. Меркнет зрение — сила моя [1977]
Read more
#pomespenyeach

Если кто-нибудь следил бы внимательно за выбором поэтов и стихотворений в этом проекте, он (в гендерно-нейтральном смысле) мог бы заметить, что в первых выпусках было несколько стихотворений Арсения Тарковского, а потом они исчезли; произошло это именно потому, что я решил попозже сделать монографическую подборку, и вот она. У Александры Борисенко есть любимая история про ее названную бабушку, крымскую писательницу Елену “Капибару” Криштоф, которая дружила с Тарковскими, и как-то раз в Переделкине, где она работала, они сидели небольшой компанией на вернаде (см. фото в комментах), и она задумчиво сказала, что Бог, когда делал поэтов, взял огромный кусок теста, и это был Пушкин, а потом увидел, что у него осталось еще того же теста на маленькую булочку — и это, Арсений Александрович, были вы. Тарковский несколько замялся, не зная, как реагировать на такой комплимент, но его суровая жена, Татьяна Алексеевна Озерская, толкнула его в бок и сказала: “Бери, Арсюша, из того же теста, что и Пушкин”. Тарковского интеллигенты-россияне знают преимущественно по стихам, которые он сам читает (и прекрасно читает, не как поэт, а прямо как человек) на звуковой дорожке сыновнего фильма “Зеркало” (в частности, “Первые свидания”, от выбора которых я тоже не удержался) — но вообще корпус Тарковского обширен и разнообразен (в нем то ли есть то ли нет удивительный и очень темный верлибр “Был я некогда ежом-недотрогой”, который я знаю наизусть, но в собраниях не нахожу — и видел другие, совсем мало похожие на то, что я знаю, варианты; тут нужен комментарий текстолога, я не понимаю, что это). Стихотворение “Бабочка в госпитальном саду” по настроению страшно напоминает последнюю сцену романа, которую я только что переводил — происходящую в госпитальном саду; отмечаю это просто чтобы не забыть. Интересно, что ее первая (повторяющаяся потом еще раз) строка, “Из тени в свет перелетая”, была слоганом компании МММ — люди девяностых это, скорее всего, хорошо помнят; тогда копирайтером мог быть человек, который в прошлой жизни читал Тарковского. С другой стороны, мне вот кажется, что сейчас такое невозможно — но, наверное, это тоже не так, просто механизм будет другой. “Имена” — это развернутая иллюстрация латинской пословицы nomen est omen — которую как-то раз в свою бытность премьером неосторожно вспомнил Виктор Черномырдин. “Синицы” передают дух Греции (такой, туристической, той, о которой тоскуешь сейчас больше всего) ярче, чем любое другое стихотворение. “Поэт” — конечно, про Мандельштама, и при том что “бестолочь вокзала и театра кутерьма” совершенно прозрачны, “рынок, очередь, тюрьма” вызывают у меня некоторые сомнения — вряд ли это чтобы цензоров сбить с толку (тем более на “тюрьму” они бы скорее насторожились)? “Черная ночь, душный барак / Жирные вши” — этот обрывок 1938 года Тарковскому почти гарантированно не был знаком. В “Тогда еще не воевали с Германией” — мой любимый пример, показывающий, что “Сараево” (как, скажем, и Бородино, и Шереметьево, и Останкино, да и любое славянское название среднего рода на -о) по-русски вообще-то склоняется, а то, что происходит сейчас — это типичный распад падежной системы. “Ласточки” — признание в любви к Грузии и грузинским поэтам. “Вот и лето прошло” стало песней композитора Владимира Матецкого в исполнении Софии Ротару — ну бывает, Пугачева вот на стихи Мандельштама пела.
Read more
Про чернокожих римлян я в этом канале когда-то писал — и этот материал дзена это просто репост, но с парой новых картинок; если не видели сколько-то лет назад, можете взглянуть.

https://zen.yandex.ru/media/herewasrome/byli-li-sredi-drevnih-rimlian-chernokojie-i-pochemu-ot-nas-eto-skryvali-60efea5aa5e0fa233b4c6dbe
Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/87ov3zjx9BsSFg

Марина Бородицкая. В этот час, когда окна уже горят
https://disk.yandex.ru/d/1fyMx7pVRGzwfA

Федор Тютчев. Цицерон
https://disk.yandex.ru/d/ASJa-jvlT76u1w

Светлана Кекова. Ступает во сне на скрещенье дорог
https://disk.yandex.ru/d/XkoqzRnpOt-5jQ

Борис Слуцкий. Ключ
https://disk.yandex.ru/d/rNIPHd6WbWmfqw

Екатерина Полянская. По осени я вспоминаю ту
https://disk.yandex.ru/d/xJA4u3bkMTqcBg

Иван Крылов. Стрекоза и муравей
https://disk.yandex.ru/d/YBOcBIfAS_lsRw

Михаил Гаспаров / Федр. Муравей и муха
https://disk.yandex.ru/d/xeRDJZOsgdjxDA

Михаил Гаспаров / Бабрий. Муравей и цикада
https://disk.yandex.ru/d/6jZxlZHce7vrKg

Светлана Ширанкова. Марта, уже светает — прости. Пора
https://disk.yandex.ru/d/dBjtOqhyfGPiFg

Марина Цветаева. Леты подводный свет
https://disk.yandex.ru/d/bJfcJWrBkLb-1Q

Анна Радлова. Не нужен нам покой тысячелетний
https://disk.yandex.ru/d/0ykCjUtClwasmQ

Владислав Ходасевич. Не ямбом ли четырехстопным
https://disk.yandex.ru/d/85jIkEOkv3dkbA

Александр Пушкин. Когда в объятия мои
https://disk.yandex.ru/d/16ofkJXrLN1Usg

Белла Ахмадулина. Пререкание с Крымом
https://disk.yandex.ru/d/DZypeNKHtLwCyg

Марина Цветаева. Они и мы
https://disk.yandex.ru/d/tgNz5EEWPphWtA

Иван Бунин. Гробница Рахили
https://disk.yandex.ru/d/0cPTG2ww2hff0A

Михаил Ломоносов. Поставлен на столпах высоких солнцев дом
https://disk.yandex.ru/d/RAFiA6AlMhZUVQ

Елена Михайлик. Исходно граница Аида хранилась примерно так
https://disk.yandex.ru/d/mmKQntT4ogCq-A

Игорь Терентьев. К занятию Палестины англичанами
https://disk.yandex.ru/d/yrynrICKajGhrw

Даниил Хармс. Антон и Мария
https://disk.yandex.ru/d/P6-ZxcSB_1p9zw

Осип Мандельштам. Слух чуткий парус напрягает
https://disk.yandex.ru/d/uQgxRda1YlY6HA

Елена Ушакова. А кольчатая путаница листьев
https://disk.yandex.ru/d/_Pg6-Me3Btnntw

Александр Пушкин. Не пой, красавица, при мне
https://disk.yandex.ru/d/o8lUYyWZSoR39A
Read more
565. Марина Бородицкая. В этот час, когда окна уже горят [2009]
566. Федор Тютчев. Цицерон [1830]
567. Светлана Кекова. Ступает во сне на скрещенье дорог [2021]
568. Борис Слуцкий. Ключ [1987 (посм.)]
569. Екатерина Полянская. По осени я вспоминаю ту [2002]
570. Иван Крылов. Стрекоза и муравей [1808]
571. Михаил Гаспаров / Федр. Муравей и муха [1962 / I в. н. э.]
572. Михаил Гаспаров / Бабрий. Муравей и цикада [1962 / II в. н. э.]
573. Светлана Ширанкова. Марта, уже светает — прости. Пора [2007]
574. Марина Цветаева. Леты подводный свет [1922]
575. Анна Радлова. Не нужен нам покой тысячелетний [1920]
576. Владислав Ходасевич. Не ямбом ли четырехстопным [1938]
577. Александр Пушкин. Когда в объятия мои [1830]
578. Белла Ахмадулина. Пререкание с Крымом [1969]
579. Марина Цветаева. Они и мы [1912]
580. Иван Бунин. Гробница Рахили [1907]
581. Михаил Ломоносов. Поставлен на столпах высоких солнцев дом [1747]
582. Елена Михайлик. Исходно граница Аида хранилась примерно так [2021]
583. Игорь Терентьев. К занятию Палестины англичанами [1918]
584. Даниил Хармс. Антон и Мария [1935]
585. Осип Мандельштам. Слух чуткий парус напрягает [1910, 1913]
586. Елена Ушакова. А кольчатая путаница листьев [2010]
587. Александр Пушкин. Не пой, красавица, при мне [1828]
Read more
#pomespenyeach
Умерла Нина Михайловна Демурова — человек, который показал нынешнему поколению читателей “Алису” Кэрролла и вообще многое открыл в литературе и в переводе.
В свое время я был даже несколько удивлен — хотя, конечно, это ожидаемо — что слова Цицерона у Тютчева — это настоящие слова Цицерона: “Что же касается меня, то мне горько, что на дорогу жизни вышел я слишком поздно, и что ночь республики наступила прежде, чем успел я завершить свой путь” (“Брут”, 96.330, пер. И. П. Стрельниковой). Беда Цицерона была в том, что он всю жизнь считал себя политиком, и после бурных успехов молодости неизбежно — и справедливо — видел себя исключительно неудачником. Что он окажется запредельной и непреодолимой вершиной латинской прозы он, конечно, представить себе не мог — ну и ряд факторов, которые на это повлияли, сформировались через многие века после него, так что винить в недальновидности его тоже не имеет смысла. *** Набредя на симпатичное стихотворение петербургского поэта Полянской про стрекозу и муравья, я решил обратиться к истокам, и в Крылове был удивлен некоторыми словами, которые с младенчества (а с тех пор, конечно, Крылова я не перечитывал) помнились иначе: “Как под каждым ей листком”, а не “где”; “прокорми”, а не “накорми”; “да работала ль ты в лето” — не “лето”, тем более не “летом”. Дальше — античные источники, Федр и Бабрий; Гаспаров написал про них кандидатскую диссертацию, и тогда же вышел сборник, где корпус Федра (с латыни) и Бабрия (с греческого) был полностью им переведен; об этом в “Записях и выписках” есть небольшой мемуар, один из самых сильных трагикомических текстов на русском языке, найдите его (он начинается “В суд меня вызывали пока один раз в жизни”). На этих двух примерах резкая разница между Федром и Бабрием, которую Гаспаров везде провозглашает, видна очень хорошо. Меня отдельно поражает, что в момент публикации ему было 27 лет (а советская публикация — дело не мгновенное). *** “Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года” Ломоносова — “Восторг внезапный ум пленил, / Ведет на верьх горы высокой” — это один из первых осознанных примеров русской силлаботоники (созданный, что характерно, в Германии), тот самый четырехстопный ямб, которым написано и стихотворение самого Ходасевича (только с другой каталектикой, то есть с другими вариантами окончаний строк и их чередования). Сражение под Ставучанами, которое привело к падению турецкой крепости в Хотине, не имело большого стратегического значения (Хотин был аннексирован Россией только после русско-турецкой войны начала XIX века). Это город в Черновицкой области Украины. *** А вот, собственно, Ломоносов, только чуть более поздний. По-моему, это сильное стихотворение; Alexander Gavrilov, а вам как? *** С одной стороны, стихотворение Михайлик — это вариация мифа про Орфея и Эвридику; с другой — там все заканчивалось несколько иначе; с третьей — таких ситуаций вроде бы было не очень много, ну разве что (упомянутый) Геракл и Алкеста, жена Адмета. Обращаю внимание Maria Vinogradova на стихотворение про собачек. *** “К занятию Палестины англичанами” — это многократно более misleading название, чем “Ослиный бох” у Зданевича, самое похожее на этот пример стихотворение.
Read more
Яндекс-дзен позвал меня попробовать поработать громкой державой у них. Пока что там два материала — один когда-то публиковался в этом канале, другой новый; надо думать, будет еще!

https://zen.yandex.ru/herewasrome
Вся папка
https://disk.yandex.ru/d/MIbxjyNa3k3kQA

Олег Чухонцев. Послевоенная баллада
https://disk.yandex.ru/d/tSKmngbGEcegXw

Давид Самойлов. Пестель, поэт и Анна
https://disk.yandex.ru/d/5OnRyzpdlHHDdw

Александр Пушкин. Румяный критик мой, насмешник толстопузый
https://disk.yandex.ru/d/zUi2hO3IQKuO3A

Николай Некрасов. Плач детей
https://disk.yandex.ru/d/xbHV6QL0uXMznw

Наталья Мамлина. Зашумело шоссе и омыло свои берега
https://disk.yandex.ru/d/kWVtMP02lf_z_Q

Елена Жамбалова. чтоб не ругались мама с папой
https://disk.yandex.ru/d/gIHH3-Q7zeFO-w

Тая Ларина. Саманта
https://disk.yandex.ru/d/Yvc0OKs3DKIzfA

Иосиф Бродский. Шесть лет спустя
https://disk.yandex.ru/d/tEuqQ_YojZ32cg

Афанасий Фет. Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад
https://disk.yandex.ru/d/ezgu_pMLxp26ww

Владислав Ходасевич. Нет ничего прекрасней и привольней
https://disk.yandex.ru/d/VXah9mfYdVghQw

Николай Заболоцкий. Седов
https://disk.yandex.ru/d/wn9aQu40Sk3xWw

Иосиф Бродский. Полярный исследователь
https://disk.yandex.ru/d/vEYDj401C5bRNg

Любовь Колесник. в городе цветут акации
https://disk.yandex.ru/d/bJPWwe5b8_r66Q

София Парнок. Я думаю: Господи, сколько я лет проспала
https://disk.yandex.ru/d/BiNVgi8PLA7RIQ

Осип Мандельштам. Довольно кукситься! Бумаги в стол засунем!
https://disk.yandex.ru/d/Pn4aOfnHgTq-Vg

Анна Ахматова. Стансы
https://disk.yandex.ru/d/OlMa8qCVCdgxCA

Анна Ахматова. Когда погребают эпоху
https://disk.yandex.ru/d/Fx1kiRUCLvxPNw

Николай Тихонов. Ночь
https://disk.yandex.ru/d/M0n74LfTk3KXWQ
Read more
#pomespenyeach

(ссылки в комментах)

На этой раз в подборке много параллелей, в основном совершенно явных, но иногда не совершенно. “Послевоенную балладу”, которую я очень люблю, хотя понимаю плохо (что со стихами вообще не редкость) я пытался прочитать уже давно, но что-то сбивалось каждый раз; ну вот она. * Когда пишут стихи про Пушкина, обычно получается очень жалюгидно; а вот у Самойлова получилось отлично, несмотря на то, что там реально есть прямая речь Пушкина; и ничего. После этого — мрачная болдинская ковидная зарисовка Пушкина; на это на днях обратил внимание Юрий Сапрыкин. * “Плач детей” — еще одно из немногих стихотворений, которое читал наизусть мой дедушка; оно намного лучше (и короче) английского стихотворения, послужившего ему основой — The Cry of the Children Элизабет Баррет-Браунинг, хотя вообще у нее есть офигительные стихи. Правда, у стишка Баррет эпиграф из еврипидовской “Медеи” (“Увы увы, зачем вы смотрите на меня своими глазами, дети” — по переводу Анненского, конечно, хрен найдешь параллель, но скорее всего это строки 1040-1041, “Вы на меня глядите и смеетесь / Последним вашим смехом?.. Ай… ай… ай…”) — что, конечно, непредставимо для Некрасова. * Кто-нибудь помнит Саманту Смит? Кто не помнит по возрастным причинам, погуглите — это была вполне феерическая история, породившая даже дубль под названием “Катя Лычева” — которая Катя вроде бы жива-здорова, в отличие от Саманты, погибшей в авиакатастрофе (!). Стихотворение смешное и концовка ударная. * Ольга Прохорова отметила, что “Шесть лет спустя” начинаются на самом деле наблюдением о том, что первое января пришлось на понедельник, только это в размер не влезало. * Стихотворение Ходасевича — это мечта (а ведь есть люди, которые такие мечты превращают в приложения) о трейн-радаре, наподобие флайт-радара. А ведь трейн-радара так до сих пор и нет, верно? * Несколько неуклюжий “Седов” Заболоцкого, видимо, написан как сталинское стихотворение (Сталин там даже звучит замаскированно) под заказ, но время от времени настоящий Заболоцкий прорывается. Резкая миниатюра Бродского, наоборот, ставит все точки над ё героической идеи покорения чего-нибудь там. * Это стихотворение Парнок на самом деле абсолютно такое же, как предыдущее ее стихотворение в подборке, “Дай руку и пойдем в наш грешный рай”, только то кончается словом “здравствуй”, а это словом “властвуй”. К нему параллель — “Довольно кукситься” Мандельштама: как можно сказать то же самое (и даже более нагло и по-советски), но чтобы получилось гениально. * “Когда погребают эпоху” Ахматовой и “Ночь” Тихонова — о гитлеровском захвате Франции; но интересно, это была вообще позволительная эмоция в публичном пространстве, после Молотова-Риббентропа-то?

547. Олег Чухонцев. Послевоенная баллада [1979]
548. Давид Самойлов. Пестель, поэт и Анна [1965]
549. Александр Пушкин. Румяный критик мой, насмешник толстопузый [1830]
550. Николай Некрасов. Плач детей [1860]
551. Наталья Мамлина. Зашумело шоссе и омыло свои берега [2020]
552. Елена Жамбалова. чтоб не ругались мама с папой [2018]
553. Тая Ларина. Саманта [2020]
554. Иосиф Бродский. Шесть лет спустя [1968]
555. Афанасий Фет. Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад [1853]
556. Владислав Ходасевич. Нет ничего прекрасней и привольней [1926]
557. Николай Заболоцкий. Седов [1937]
558. Иосиф Бродский. Полярный исследователь [1978]
559. Любовь Колесник. в городе цветут акации [2017 (?)]
560. София Парнок. Я думаю: Господи, сколько я лет проспала [1927]
561. Осип Мандельштам. Довольно кукситься! Бумаги в стол засунем! [1931]
562. Анна Ахматова. Стансы [1940]
563. Анна Ахматова. Когда погребают эпоху [1940]
564. Николай Тихонов. Ночь [1940]
Read more