Сын Литератора


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Books



Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Books
Statistics
Posts filter


​​Друзья, привет!

Сейчас важная новость:

Я открыл школу для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Учим школьников 8–11 классов.

Ссылка на сайт

Сам отвечаю за математику, а Антон Брежестовский, лучший мастер в своем деле, – за английский.

Цена – 1000 за час, первое занятие – БЕСПЛАТНО.

Пишите в личные сообщения, покажите этот пост тем, кому это может быть интересно


​​Краткий гид по советским режиссерам. Vol. 2

Марлен Хуциев

У него есть 2 прекрасные своей бессюжетностью картины про 60-е. «Июльский дождь» и «Мне 20 лет» (Застава Ильича). Сперва небольшое отступление, потом вернемся к Хуциеву.

Есть фильмы, на которых нужно вырасти, чтобы их любить. Для многих – это та же «Ирония Судьбы». Я на ней не вырос, посмотрел уже в сознательном возрасте – и полюбить не смог. Таких много: тот же «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука» и прочие. Поколение родителей смотрело их в детстве, для них в этих картинах скрыто нечто большее, чем то, что показано в фильме. С картинами же Хуциева получилось интереснее. Оба фильма про эпоху 60-х я смотрел лет в 20. И оба зашли. Круты атмосферой, ненавязчивостью и легкостью. Красотой города времен середины XX века. В главных ролях – молодые люди. В свои 20-30 лет они ищут себя, переосмысляют прежнее отношение к жизни. Пытаются понять, что в жизни действительно ценно.

P.S. У Хуциева есть еще фильм «Был месяц май» 1970 года. Там еще знаменитая мелодия Поля Мориа в конце. Легкости там не найдешь, но за один этот фильм я чувствую, что должен рассказать о Марлене Хуциеве.

Резюмирую: если не против бессюжетности и любите кино за атмосферу, то за ламповыми 60-ми вам к Хуциеву. Хотите тяжелой драмы о ВОВ – вам к нему же.


​​Краткий гид по советским режиссерам. Vol. 1

Канал у меня, конечно, про литературу. Но когда есть повод подкинуть дров в топку культурной печи (не дров культуру в топку печи), я подкидываю.

Я не бог весть какой знаток кинематографа, но вот мой личный выбор режиссеров ушедшей эпохи.

1. Тарковский. Это имя (фамилия) отлично известно ценителям высокой культуры. Типа все слышали, мало кто смотрел, еще меньше поняли, о чем это вообще и зачем. Благодаря Тарковскому я четко понял: вот оно. То, на что способно кино. Трудно сформулировать точно, но есть четкая грань, понятная интуитивно, между кино и кинчиком а-ля «Притяжение» или «Трансформеры». Первое оставляет тебя наедине с сотней мыслей и образов, а второе – как аттракцион. Было прикольно, но душу не трогает. Не буду строить из себя аристократа, я порой хожу на дерьмовые фильмы. Отчетливо понимая, что иду смотреть не кино, а пытаться кайфануть с веселой чехарды в кадре и работы ответственных за спецэффекты. Но после Тарковского возникла некая брезгливость в отношении массового «кинчика». Чем больше смотришь хорошее кино, тем тяжелее прогнать мысль, что попкорн-кино снимают дураки расчётливые для дураков поверхностных.

По Тарковскому: начать стоит сразу с «Зеркала». С непривычки может быть тяжело не уснуть. Честно говоря, восприятие знатно подпорчено массовыми фильмами, отучающими по ходу картины сосредотачиваться и думать о происходящем. Суть поп-культуры в введении аудитории в анабиоз. Чем незатейливее – тем лучше. Чем легче для восприятия – тем большим доступно. Чем доступнее – тем выше сборы. Бизнес удался. Некая безыдейность времени. Здравствуй, рыночная экономика.

А, да, я говорил про «Зеркало». Сложно сказать, что именно в нем хорошо. Разве что все хорошо. Кадр, цвет, звук – все вяжется в целостную систему. Сюжет ни черта не понятен, его стоит разгадать самому или сгонять за трактовкой в ближайшую Википедию. «Зеркало» стоит смотреть однозначно, и тут уже либо человек ни черта не поймет, либо кайфанет с этого, не побоюсь слова, произведения искусства (видите, не побоялся даже двух слов).

У Тарковского есть еще очень крутой фильм о Великой Отечественной. «Иваново Детство». Я не люблю этот жанр, не мое. Но среди фильмов о войне – этот один из лучших.

Если хватит выдержки – то следом советую смотреть «Сталкера». Тарковский вообще славен тем, что ничего с первого взгляда не ясно. Но радует то, что за каждым фильмом Тарковского всегда стоит продуманная идея. И ее стоит попытаться разгадать. Искусство вообще хорошо тем, что допустимы разные трактовки. Это ж не федеральное тв с его наивной однополярностью.

Когда (если) сумеете проникнуться Тарковским – рекомендую «Ностальгию». Сложно говорить о фильмах Тарковского. Повторюсь, это безумно крутая визуалка, звук и лежащая в основе картины идея. Правда, еще один из признанных фильмов – «Андрея Рублева» – я не вывез. Мне сложно смотреть что-то на религиозные темы – не возникает интереса, как бы прекрасно оно не было подано.

Про «Жертвоприношение» рассказать пока ничего не могу – его хочу посмотреть в этом году. «Солярис» буду пересматривать... Вот в июле пересмотрел. Потрясающая визуалка, сюжет, затрагивающий вопросы морали и сущности homo sapiens. А OST так вообще сам Бах написал. Который Себастьяныч.

Общий посыл: Тарковский – это сложно, но попытаться стоит. Если зайдет, то можно нехило так приобщиться к культуре и распространять этот мем дальше.

_Мем_
(спасибо, Ричард Докинз) – единица культурной информации. Мы живем и умираем. А пока живем – делимся мемами (не только теми, что вконтактике) с окружающими. Например, я осознанно и не очень распространяю следующие мемы: интересоваться культурой круто, говорить и писать, используя жаргонзимы, – норма, фильмы Тарковского – кайфовая тема, научный подход и образование – тоже, а пропаганда первого канала – для тех, что не мамонты.

P.S. «Лох не мамонт, лох не вымрет» – Сережа Мавроди

А однажды наступает день, что мы отчаливаем. Но мемы живут себе дальше. Такой вот концепт у Докинза.


​​Информация. Часть 5

99 сребреников

Друзья, примеры не забыты. Но пока осеняет по другим фронтам – делюсь тем, что рождает сознание. Сегодня про рекламу.

1. Прямая реклама. Сейчас она жива под видом роликов в Интернетах. Если спуститься в загробный мир к телевизору – можно узреть страшное. Те малочисленные Орфеи, кто вернулся из загробного царства Cotton Wool в здравом рассудке, рассказали мне, что воочию видели, как группки «За 40» сгрудившись сидят вокруг ящика, пребывая в новостном анабиозе. Бледно-голубые блики играют на унылых лицах, а порой злые гении маркетологов играются их страстями в красочных 30-секундных роликах за десятки и сотни тонн «грина». Тогда лица страдальцев озаряются яркими красками, и в выходные они бредут покупать. Да, я последнее время много читаю Пелевина. Извините.

Немного «распелевюсь» и вернусь к материалистичной реальности. Как вижу рекламный ролик, – мозг за пару секунд определяет, интересен ли мне товар или услуга. Чаще всего – нет. Но маркетологи не дремлют, стремятся зацепить первой же фразой. Попасть в ценности/проблемы/боль потребителя. В любом случае, главная цель рекламы – продать. Осчастливить покупателя – если повезет. Зависит от ценностей компании. Алкогольная и табачная индустрии, например, едва ли пекутся о потребителе.

2. Лучше рекламы, чем сарафанное радио пока не придумали. Опыт знакомых – лучший аргумент в пользу выбора продукта. Этот способ тоже не без греха, но, если нужно что-то купить, – проще всего подробно расспросить купившего знакомого.

Кстати, по причине того, что мы любим сарафанное радио, популярна реклама у блогеров. Мы ведь лояльны тем, кого смотрим или читаем в соцсетях. Тут все упирается в ценности блогера. Если Тиньков прав, и блогеры за деньги готовы продавать родственников, то, во-первых, к черту продажных блогеров, а во-вторых, ценность рекомендаций таких блогеров – нулевая. Так что выход один – верить тем, кто не торгует мнением. Такие люди остались, и бабло у них не венчает вершину пирамиды Маслоу.

Про другие виды рекламы – позже. Прошу энтузиастов написать мне, о какой рекламе вам хочется прочитать.


​​3. Художественная лит-ра
Как вы видите, с Ильей мы о ерунде не говорим. Я скромно вижу художественную литературу как специфическую форму развлечения. Художка рождает порой крутейшие мысли. Порождает мощные чувства. И позволяет поговорить с умным и близким по духу человеком – автором. Осталось лишь найти своего автора. Говорить свое занудное "только не уйдите с головой в художку и не забудьте про реальный мир" не буду. Самому порой смешно от таких мыслей.

P.S. Илья ведет канал в крутом разговорном стиле. И что я особенно ценю: он пишет по делу. Любите толковых авторов – подписывайтесь на Книговпечтатление


Информация. Часть 4

Разговор с автором Книговпечатления


Очень приятно, когда в ответ на посты вы пишете личные сообщения. Когда говорите спасибо или делитесь полезными ресурсами. И даже когда со мной спорите. Мой канал уже сто лет как некоммерческий, поэтому живая реакция – самое ценное, что я хочу получить в обмен на время и труд.

Самый активный читатель – Илья, автор канала Книговпечатление, – реагирует буквально на каждый пост. С ним мы ведем конструктивную беседу. Разговор навел на следующие мысли:

1. Информация для развлечения
Мало говорю про развлекуху, ибо протестантская этика и дух капитализма во мне не оставили ни единого шанса гедонисту. Если же вы любите порой «кайфануть», то прекрасный принцип «Зачем мне это?» сработает на ура. Четко осознали, что отдохнуть под сериальчик – то, что вам нужно, – дерзайте.

Но есть небольшая проблема: общество потребления устроено так, что человек по-максимуму тратит свободное время и, конечно же, деньги на развлечения. "Big shopping maul", как говаривал старина Джордж Карлин. Мир превращается в огромный ТРЦ. Ни в коем случае не рекомендую на 100% отказываться от развеселой движухи. Но топил и буду топить за осознанный подход ко всему, из чего состоит жизнь человека. Смотрите Шурыгину? Пожалуйста! Но надеюсь, вы четко осознаете, что вам хочется развлекаться в подобной форме. Короче, меньше плавания по течению – main idea.

2. Инфа как тайм-киллер
Тема масштабная. Пока вкратце, но мы обязательно к ней вернемся. Илья заверил меня, что для молодежи ТВ давно почил. Рад, что так. Проблема в том, что вместо часов сидения перед ящиком, мое поколение также бесцельно сидит в соцсетях. Мой опыт: я постарался честно себе ответить, нафига я трачу столько часов на соцсети каждый день? Могу ли я жить без них? Поразмыслил и удалил Инсту. Ютуб стал смотреть лимитированное время. ВК только по делу. Телеграм для меня – способ самовыражения и общения, по делу, разумеется.

Книжка по теме: Тони Крэбб – Безумно занят


​​Информация. Часть 3

Информационный ЗОЖ

Принцип стар как мир, но это мой любимый вопрос: «Зачем?».

Применительно к информации – «Зачем мне это знать?».

Я очень стараюсь поддерживать информационную чистоту. Если нет четкого понимания, зачем мне смотреть несколько часов ток-шоу про Диану Шурыгину – я даже не подумаю тратить на это время. Спасибо друзьям, сюжет передач я знаю. Этого хватило, чтобы не смотреть.

Вопрос «Зачем мне это знать?» помогает отсекать информационный шум. Но важно разделять: помимо полезных здесь и сейчас знаний еще есть общая эрудиция. Те же истории про Шурыгину эрудиции вам не прибавят. А вот знание, как устроено тело человека, полезно для общей эрудиции. Или знание ключевых событий из истории. Человек со слабой эрудицией – собеседник сомнительный, так что умнеть во все стороны – занятие необходимое.

Поэтому схема простая: информация полезна на практике – усваиваем. Повышает эрудицию – усваиваем. Нет четкого ответа, зачем нам эта информация, – нафиг.

В следующем посте напишу много-много примеров из жизни.


​​Информация. Часть 2

Забыть телевизор

Порядка 8 лет я не смотрю ТВ. И на этот шаг придется пойти каждому, кто не хочет захламлять мозг ненужной информацией. С годами только утвердился во мнении, что телек – для отсталых от времени. И это я говорю не с позиции чувака с вейпом на гироскутере. Мол, телек для динозавров – я такой современный, пойду Ютуб смотреть. Не в этом дело. Суть в том, что телек – это максимально неэффективный способ получения информации. Это как изучать историю, болтая с сумасшедшим соседом-саентологом. Уж простите за тавтологию.

2 главные причины забыть телевизор:

1. Ограниченный выбор. Будь у тебя хоть огромный пульт с 1000 кнопок – ты все равно выбираешь только канал. А что на нем сейчас показывают – решаешь уже не ты. А что делать, если вдруг захотелось узнать, кто такие Докинз или Милонов? Или нужна вообще любая конкретная информация? Добро пожаловать в Интернет. Из ТВ конкретную информацию не получишь. Мировоззрение «а че там по ящику?» – проявление склонности быть ведомым. Порой это, наверное, и окей. Но не в этом случае. Выбор информации – явление жизненно важное. Не знаешь, что тебя интересует конкретно? Тебе с радостью заполнят мозг информацией уровня сериалов, новостей, ток-шоу и прочей дрянью.

2. Качество информации. В этом-то и кроется вторая проблема ящика: все новостные программы, подобие дебатов, общественных дискуссий и т.д. – это трансляция в массы точки зрения владельца канала. По сути, новости по ящику – это больше даже не про новости, а про формирование «правильной» позиции в отношении этих новостей. Логика проста: эфирное время стоит денежек. Разве найдется дурак, который отдаст 30 минут прайм-тайма на то, чтобы просто донести до людей новую информацию? Это смешно. Каждая минута новостей – это огромные бабки. Если тебе что-то показывают по телеку – значит, это очень нужно тому, кто владеет каналом. Поэтому все новостные передачи на ТВ – это старательная работа профессионалов психологии влияния. Цель их кропотливой работы – сформировать у зрителя отношение к проблеме. При регулярном просмотре ТВ человек со временем открывает в себе одну супер-способность. Способность переехать в другую реальность. В которой все черным-бело и западный ветер доносит до отчизны смрадный душок. Это называется, пропаганда – здравый смысл, счет 1:0.


​​Дико интересуюсь темой «информация». Мы живем в эпоху, окрещенную информационной. Даже если захотите провести остаток жизни глядя сериалы, – вам не хватит времени в сутках, чтобы посмотреть их все.

Не хватит времени на все фильмы. Не хватит на все новости. Даже на все Телеграм-каналы. И, увы, на все интересные книги.

Текущая ситуация:

1. Доступный объем информации больше, чем наша способность ее воспринять и, тем более, усвоить.
2. Новая информация появляется постоянно.
3. Новая информация появляется все быстрее и быстрее.
4. Большая часть информации не нужна: пользы ноль, но платим за инфу мы временем. В итоге мы в минусе.

Разумный вывод: мы фильтруем информацию. В ближайшее время буду делиться опытом на тему: как потреблять меньше информационного мусора.

Тема неочевидная, но важнее нее навскидку придумать не могу. Этому не учат ни в школах, ни в вузах, но это один из важнейших навыков, позволяющий прожить осмысленную жизнь, а не тонуть в потоке информационного мусора. Я не гуру, но вопросом занимаюсь уже годами. Надеюсь, поделюсь полезной инфой.


​​​​Виктор Пелевин – Чапаев и Пустота

Читал я «Чапаева и Пустоту» и не мог понять: нравится мне пелевинский сюр, или же это словоблудие какое-то? Ближе к концу книги меня вдруг неожиданно проперло. По-другому и не скажешь. Бывает ведь, что автор вдруг скажет нечто. А нечто срезонирует так сильно, будто обратились к тебе лично. Так и возникло ощущение, что Пелевин мой автор.

О чем?
Сюжет «Чапаева и Пустоты» – что-то вроде галлюцинации. Формально – это 4 не особо событийно связанных истории. В главных героях – поэт-декадент Петр Пустота. Он периодически выдает агитационные речи за большевизм, тусуется с Чапаевым (что абсурдно) и влюбляется в пулеметчицу Анну – племянницу Чапаеву. События происходят во время Гражданской войны.

Параллельно развивается история Сердюка – чувак в середине 90-х решил устроить бизнес с японцами. А те приняли его в клан и втянули в междоусобные войны. Звучит все это малость безумно. Третья и одна из ярчайших линий – разговоры бандитов у костра о вечном кайфе. Еще одна линия – Мария и Шваценеггер, не самая интересная, но злободневная.

Весь этот бред читается с удивительным интересом. «Чапаев и Пустота» – это галлюцинаторный опыт 4 пациентов психиатрической больницы. Все эти истории про войну и дико-демократические 90-е годы – видения при групповой терапии. Эти видения совместно переживают все пациенты. Правда, пока читаешь, – нет-нет, да задумаешься, а не становишься ли сам пациентом от такой литературы.

Связанно рассказать о книге не шибко удается. Как-то это все неинтересно в сравнении с текстом Пелевина. Книжка хороша разговорами. Реально интересными и даже глубокими. Насытившись научпопом, я не думал, что меня проймут разговоры о метафизической и экзистенциальной движухе. Однако проняли.

Кому?
Интеллектуалам-эрудитам и эрудитам-интеллектуалам.


​​Поразмыслил над "Чапаевым и Пустотой": Пелевин все же крут. Но Пелевин подождет.

Banksy
Уровень угрозы допустимый
Если нет, вы скоро узнаете об этом


Месяц назад футбольное безумие взяло обуяло Москву. Но мое равнодушие к фанатскому энтузиазму провело меня мимо Никольской прямиком на выставку Banksy в Третьяковке. Не шедевр, но ежели любите стрит-арт, то денег стоит. Выставка идет до какого-то сентября. В связи с выставкой вспомнил об одной книжке от Эксмо. Она про Бэнкси.

О чем?
О Бэнкси. Книга – колкий рассказ о художнике. Не нудное био, а сборище баек и легенд. И ненудного био. В книге сотня известных работ Бэнкси и очень толковый текст. Толковый в контексте провокативности работ Бэнкси. Потому книжка изобилует стебом над социалкой, телевидением, полицией и, разумеется, королевой Великобритании. О том, кто такой Бэнкси, писать не буду. Вот инструкция по теме:

Как решить, что ты разбираешься в стрит-арте:
1. "Выход через сувенирную лавку"
2. Выставка Banksy в Москве
3. Книжка типа сегодняшней
4. Браво, стрит-арт постигнут

Кому понравится книжка?
Любителям стрит-арта, общественных провокаций и Бэнкси лично.

Общее впечатление от книги: посыл работ Бэнкси – это то, чего сейчас сильно не хватает. Иронии и самоиронии на фоне гипертрофированной серьезности.


Сын Литератора в здании. Что по-русски значит: "Привет, я вернулся!"

А вернулся я не с солнечного курорта. Душная Москва – едва ли курорт. Но я сижу безвылазно в нерезиновой и работаю над школой. Мы начнем готовить к ЕГЭ по англу и математике с сентября.

Но сейчас расскажу о моей литературной бытности:

1. Читал Пелевина "Чапаев и пустота". Акромя "Generation Пи" ничего у него не читал. Чтиво забавное. Мозговыносящее. Юмор неявный, но если вооружиться общей эрудицией, то можно найти у Пелевина смешные, а порой и искрометно смешные скетчи. Поклонником Пелевина я так и не стал, но внимания этот персонаж достоен.

2. Купил вторую книгу Юваля Ной Харари – "Homo Deus". Первая его книга "Sapiens" – шедевр научпопа. Рецензия на "Sapiens" на канале. Уверен, вторая книга Харари не разочарует.

3. Мучал книгу о Чарли Мэнсоне – "Helter Skelter". Это основатель "Семьи". Такая чернуха, что сдается мне, что я не вывезу. Может быть добью, но читать 500 страниц про преступления со всеми подробностями – не самое вдохновляющее занятие. Постараюсь дочитать и тогда уже оформлю рецензию.


​​Сегодня забавная книжка от Политеха и издательства МИФ.

Д. Баюк, Т. Виноградова, К. Кноп – Алиса в Стране Наук

О чем?
Собрались как-то физик, биолог и математик и взялись за «Алису в стране чудес». Взялись и доходчиво написали о том, что бы было с Алисой в реальном мире. Например, вздумай она пролететь через центр земли.

(Внимание, спойлер! Если бы она не расплавилась, пролетая возле ядра, то качалась бы как маятник внутри сквозного туннеля, пока не застряла бы навеки. Sad story)

А еще Алиса уменьшалась в книге, верно? Ответственные за биологию забавно расписывают, кто микроскопический живет под землей, и как размер животного влияет, например, на теплообмен и обмен веществ в организме. Мораль сей басни: если бы Алиса просто пропорционально уменьшилась, то функционировать как живой организм она не смогла бы.

Еще в книге был исчезающий котан по фамилии Чеширский. Авторы сочли это достойным поводом рассказать нам про систему линз, преломление и отражение света, создание голограмм.

В книге еще несколько десятков занимательных рассказов про черные дыры, систему координат, время и другие научные ништяки. Все в контексте путешествий Алисы. Учитывая то, что Кэрролл был математиком, я думаю, он бы авторам респектнул.

Кому?
Всем, кто любит веселый научпоп и, возможно, любит «Алису в Стране Чудес». Книга позиционируется как детская, но, если кто-то лет в 10 вкурит во все естественнонаучные сложности, – мое ему почтение. Я бы рекомендовал книгу любознательным гуманитариям, кто ничего не вынес со скучных школьных занятий по физике, химии и биологии.


3 проекта в духе историк-поп

Про YouTube поговорили, чуть позже поговорим еще. Сегодня расскажу про 3 не особо известных, но очень крутых проекта. Любители истории и интересанты от культуры, пост для вас.

1. Pastvu.com – карта мира, пестрящая фотографиями. Фотки идут аж с середины XIX века. Ценность ресурса: находишь свой дом, район, город и с интересом смотришь, а как тут было лет 100 назад. Путешествие во времени гарантировано. Например, от pastvu.com узнал, что лет 50 назад на месте Москва-Сити был какой-то завод, а местность забавно звалась «Камушками».

2. Wikimapia.org – еще одна карта. Уже современная. Ценность: в Викимапии можно найти информацию о каждом объекте. Будь то сталинские высотки или Ховринская Заброшенная Больница, станции метро или красные площади с их кремлями. На карте отмечен каждый чих-пых. Недавно с интересом «погулял» по Нижнему Новгороду – огромное количество исторических зданий, там тебе князья Юсуповы и Голицыны, графья Строгановы, советские эксперименты с домами-коммунами – архитектура крутая, аж захотелось поехать лично посмотреть.

3. Prozhito.org – портал, хранящий кучу личных дневников. И это не аналог ЖЖ, дневники тут настоящие, те, что вели люди на бумаге. Лет так 100 назад. Прожито собирает и публикует хронику событий, запечатленную простыми людьми. Роскошный способ почувствовать дух времени.

P.S. если знаете похожие ресурсы – пишите мне, не стесняйтесь. По Ютубу после прошлого поста уже поступили ценные рекомендации, спасибо вам!

P.P.S. Историк-поп – ну как науч-поп, история для неисториков))


​​Друзья, привет!

Мои литературные дела обстоят так:

Читаю “Helter Skelter” – потрясную историю о Чарли Мэнсоне от прокурора, выступавшего общественным обвинителем по делу Семьи. Одно из самых громких дел XX века. Дочитаю – грянет рецензия.

На выходных вспомнил о бравом Джеймсе Джойсе, ирландском писателе, чей «Улисс» я за каким-то чертом вымучивал в 14 лет. Меня хватило вплоть до главы на старославянском. Думаю, спустя 10 лет я понял бы в книге больше. После 3/4 «Улисса» я взялся за вполне доступный 14-летним «Портрет Художника в Юности», о нем и расскажу.

Джеймс Джойс – Портрет Художника в Юности

О чем?
Главный герой – альтер-эго Джойса. Зовут его Стивен Дедал. Если не ошибаюсь, он же замечен на страницах «Улисса». «Портрет» рассказывает о детстве и тем, что за ним следует, мальчишки из крутой семьи. Он учится в частной школке, события развиваются однажды в Ирландии. Здесь однажды – начало XX века. Население в среднем дико повернуто на религии, Стивен сам чуть не ступает на церковную тропу.

«Портрет Художника в Юности» – рассказ о неприятии устоявшихся норм. Стивену не посчастливилось родиться в набожном и консервативном обществе. Не повезло потому, что он всю книгу ищет духовные ориентиры, а старый мир не в состоянии предложить хоть что-то удовлетворительное ни уму, ни сердцу «художника в юности». Глобально говоря, книга о поиске себя. О нежелании принять сложившиеся порядки. О юношеском протесте против доисторических традиций и религиозности ирландцев начала XX века.

Тема злободневна, потому что за век ирландцы пришли к тому, что в конце 2018 будут голосовать за исключение понятия «богохульства» из конституции. Тем временем Россия, поиграв в советский атеизм, пришла к обвинительным приговорам по статье за оскорбление чувств верующих…

Вернемся к книге. Дедала мотает из крайности в крайность. Он то предается утехам с проститутками в публичных домах, то испытывает дичайшие муки совести по поводу вышеупомянутых преданий плотским утехам. «Портрет» – взгляд на жизнь Дедала изнутри, все события Джойс подает сквозь призму восприятия Дедала. Написано, признаюсь, мастерски. Для рецензии я пробежался по книге и не нашел ничего лучше, чем кайфануть со стиля Джойса еще разок.

Кому?

«Портрет Художника в Юности» зайдет тем, кого в детстве не покидало ощущение, что окружающие могли бы быть и поумнее. Понравится тем, кто чувствовал (до сих пор чувствует) себя в оппозиции обществу, ищет себя и не мыслит жизни без протеста.
Я не особо чуток до стилистических тонкостей, но поговаривают, что Джойс хорош. От себя замечу, что читается «Портрет художника в юности» стремительно, правда, за «Улисс» я не ручаюсь. Хотя, как знать, может, вы проникнитесь «Портретом Художника в Юности» и замахнетесь на сам «Улисс».

P.S. 16 июня, кстати, был Bloomsday – праздник имени Леопольда Блума, главного героя "Улисса": Блум 16 июня бороздил просторы Дублина в романе. А спустя век просторы Дублина бороздятся фанатами Джойса. Веселый движ, загуглите. В целом, хороший повод вспомнить о Джойсе.


Книжные челленджи

Год назад я активно вел Инстаграм. Получался около-книжный блог, мне нравилось. Потом, конечно, надоело, но речь не про то. Речь про то, как люди участвуют в забавных соревнованиях, а-ля прочитай 50 книжек в восемнадцатом году. Прошу простить, но уродился я критичным человеком. Потому первая реакция на эти челленджи была: «А зачем?»

Народ весело обсуждает, сколько книг читает в месяц, кто осилил двадцать, кто уже тридцать. Короче, чемпионы скорочтения в здании. Я же изумился глупости подобных мероприятий и участвовать в 100500 книг за год не собираюсь.

Объясню позицию: у меня был период, когда я гнался за количеством, читал по 2-3 книги в неделю. Спустя 3 месяца меня отпустило. Во-первых, материал нифига не усваивается. Если читать художку – то, может, тема и рабочая. Люди любят сублимировать жизнь разными способами, в том числе и художкой. Не хватает ярких эмоций – бессобытийная жизнь легко наполняется переживаниями за героев очередного фикшна. Невзоров мое мнение одобряет, если он вообще, конечно, что-то одобряет. В защиту художки стоит сказать, что из нее нехило можно почерпнуть идей и вдохновения. Но все же странно, когда человек заканчивает одну книгу и сразу переходит к другой. Генри Форд гордился бы таким конвеером в лице одного читателя, но как по мне, уход в литературный мир из реальности – занятие сомнительное. А жить-то когда?

Деловая литература же работает по следующему принципу: прочитал книгу – пошел тестировать идеи. Рабочие приемы оставляем, ерунду из головы выбрасываем. Прочитал, к примеру, Чалдини, и можешь месяцами смело тестировать его приемы. Читать 50 книг по психологии убеждения в год может прийти в голову разве что праздному дураку-теоретику.

Есть люди, типа меня, что любят все вокруг упорядочить. Внедрить систему. Часто такой народ кайфует с того, что все строго и по регламенту. А о целесообразности этих нормативов можно уже и не думать. Я ведь участвую в челленжде, можно заняться литературной фаллометрией с другими чтецами.

Да, я веду блог со звучным названием «Сын Литератора», где подтапливаю за литературу. Но честно скажу: если человек прочитает одну единственную книгу, вдумается, а затем пойдет и остаток года будет ее применять на практике – толку будет в разы больше, чем в нелепых челленджах. И пофигу, сколько книг кто прочитал. Главное – извлекать из литературы пользу. Верх нелепости – начал книгу, не пошло. Но человек мучается и дочитывает из принципа. Смешно.

Больше литературы я топлю только за принцип «жить без оглядки». Без оглядки на окружающих. К примеру, я вообще не пью алкоголь. Среди моих друзей нет ни одного, кто так же принципиально бы не пил. Меня регулярно уговаривают «ну давай, ну за компанию» и т.д. А мне пофигу, я живу своей жизнью.

Короче друзья, чаще задавайте этот пакостный вопрос «Зачем?», да будет вам счастье.


​​YouTube Образовательный. Часть 1

Ютуб – помойка дикая. Заходишь в тренды и готовься смело деградировать. Но все же есть авторы, которых стоит посмотреть. Не все каналы строго про литературу, но вклад в просвещение таки вносят. Рассказываю, что образовательного смотрю на YouTube.

1. Kurzgesagt – in a Nutshell. Этот контент для тех, кто speak English. Доступное изложение про эволюцию, гомеопатию, старение, черные дыры и еще сотню изысков от науки. Субтитры в наличии. Годная анимация – тоже.
Ссылка: https://www.youtube.com/user/Kurzgesagt

2. CrashCourse – море образовательного контента на английском. Сам смотрел курс по истории от Джона Грина, весело, задорно да еще и информативно. На канале можно посмотреть про любимую литературу, психологию, биологию и прочее интересное такдалее.
Ссылка: https://www.youtube.com/user/crashcourse

3. Артур Шарифов – блогер, топящий за науку. Мой ровесник, отстаивающий научный подход. Глядя на таких современников, становится спокойнее за будущее. Дико респектую популяризаторам науки. Артур доходчиво рассказывает про эволюцию, глобальное потепление, образование и забавные штуки из статистика типа «ошибки выжившего» и т.д. Если не смущает небольшая доля фриковатости, то его канал рекомендую!
Ссылка: https://www.youtube.com/channel/UCxtTXA5DU1bZHLLomu83zVw

4. Anastacia Kay – канал блогера Насти, что поработала в консалтинге, поучилась в Европах, а потом ушла в когнитивистику. Ее гипер-позитивная подача меня напрягла, но спустя минуту-две видео она обычно успокаивается и рассказывает очень годные вещи. С ее подачи я узнал про книжку «Сила Воли» Келли Макгонигал и еще с пяток годной литературы по психологии и саморазвитию. На канале еще есть всякая ерунда для любителей канцелярии, молескинов и тэдэ, но и образовательного контента хватает.
Ссылка: https://www.youtube.com/user/funastacia

5. Numberphile – сумасшедшие математики рассказывают о не менее сумасшедших вещах. Например, что сумма всех натуральных чисел – это минус одна двенадцатая. Канал на английском, может быть непросто для восприятия, но чуваки там буйно одержимы своим делом.
Ссылка: https://www.youtube.com/user/numberphile

P.S. про Научпок и т.д. расскажу в следующей части, пока что был топ того, что смотрел последнее время.


​​Робин Шарма – Монах, Который Продал Свой Феррари

С возрождения канала повелось у меня поминать спикеров мотивационных. Сегодняшний автор прибыл в Канаду из Индии. Ну или его батя там прибыл. Короче, к черту Википедию и ее описания, скучно. А вот книгу Шарма (Шармы?) читать нескучно. Напротив, весело и забавно. Рискуете даже словить пару откровений. Я серьезно.

О чем?
Книга построена как притча. В этом у Шарма кто-то отыщет шарма. Меня, правда, стиль немного напряг. Попривык я к работам серьезных чуваков а-ля мистера Чалдини. А тут 200+ страниц сплошного диалога. Автор за чаем общается с другом – в прошлом крутым юристом. А юрист этот непростой. Имел он несколько миллионов зеленых, а потом бахнул кризис у человека. Личностный. Экзистенциальный! И отбыл он в Индию. А именно – в Гималаи. Постигать мудрости мудрецов мудрых. Если что: это я стиль пародирую, слово «тавтология» мне знакомо.

Однако к сути: юрист в Индии не на Гоа ножки полоскал, да веществами баловался, а просветлялся у монахов-отшельников. По ходу процесса понял, что потребление всяких там Феррарей не делает человека счастливым. Маркетологи рыдали всей маршруткой. Но Джулиан (так звали в миру юриста, перепрофилировавшегося в монахи) преобразился. С собой поладил. О том, насколько жить стало лучше, жить стало веселей, Джулиан рассказывает автору книги, который поражается всему как ребенок. По ходу разговора звучит ряд банальных, но рабочих истин. Приведу несколько:

Мышление определяет твою жизнь. Думаешь, что вокруг козлы – с ними тебя и сведет жизнь. Если более научно, то это фокус внимания. На чем фокусируешься – то и замечаешь вокруг. Поразительно, но два человека могут смотреть противоположным образом на одну ситуацию. Например, один думает «Наступило лето, рано светает – это повод раньше вставать и больше успевать сделать за день». А другому, блин, птицы в 4 утра спать мешают.

Шарма расстраивает Сергея Шнурова и топит за ЗОЖ. Спорт, здоровое питание (тут, разумеется, веганство), ранний подъем, медитация. Если нужна мотивация заняться чем-то полезным – Шарма поможет.

В книге звучит еще пара крутых мыслей: никогда не поздно себя воспитать. Шарма не к тому, что «О, никогда не поздно – значит, займусь завтра». Скорее, захотел – сделал. Тут главному герою было лет 50. Хоть и был весь этот внешний лоск в жизни: яхта, вилла, машинки дорогие, но чуть здоровье напомнило о себе – и ему уже нет ни малейшего дела до всего, что он прикупил за жизнь. Шарма на первое место ставит психическое здоровье, осознание того, что ты живешь осмысленной жизнью.

Еще одна прописная истина: полюби помогать людям. Безвозмездно. Из своего не бог весть какого, но опыта выскажусь: люди очень охотно благодарят взамен. Всего 1 из 20 людей решит «отблагодарить» тебя за искреннее желание помочь тем, что сядет на шею и решит всячески эксплуатировать. Людей с неврозами и социопатов никто не отменял. От таких необходимо максимально дистанцироваться. Для здорового человека благодарность – норма. Принцип взаимного обмена вшит нам в программу, см. Чалдини.

Наконец, Шарма пишет: больше прислушивайся к своим ощущениям, чувствам. Тоже рабочая идея: жить одним только умом – так себе затея. Речь не про импульсивные бесстыдства и безволие. Просто, если стабильно чувствуешь, что человек рядом – не твой, ну, некомфортно с ним – значит, нужно что-то менять. Бывает, приуныл? Разберись с собой. Почему, в чем причина? Игнорировать негативные эмоции – дурная затея. Мы привыкаем реагировать на мир в конкретном ключе. Так месяц-другой походишь смурной да и привыкнешь. А нафиг оно надо?

Кому?
Тому, кто ищет годной литературы жанра «помоги себе сам» и дозы здоровой мотивации с уклоном в буддизм. «Монах, Который Продал Свой Феррари» – эзотерично, но вдохновляюще. Годный селф-хелп-бук. Стиль – притча. С десяток крутых идей наберется. Прожженным работникам над собой рекомендовать не берусь, но в качестве первой книги в жанре творение Робина Шармы (Шарма) зайдет на ура.


​​8. Уж простите за дотошность, но еще пример (люблю примеры): если в объявлении на условном Авито продавец пишет большими буквами «продам СРОЧНО» или «НУЖНЫ ДЕНЬГИ», то это отличный повод давить на то, что деньги приедут в течение часа, и нагло сбивать цену. Никогда не бывает лишним спросить причину продажи. Неопытные перегорщики палятся и раскрывают карты: «Долги, кредиты, срочно нужны деньги». Что делать дальше – вы знаете. Обратное тоже верно: помню, пытался что-то срочно продать на Авито. Звонили и спрашивали причину. Отвечал уклончиво. Тогда в ответ прилетало предложение: мол, через час будем с деньгами, но давайте 1000, а не 1500. На что я лениво отвечал, что мне не горит, будет у вас 1500 – тогда и приезжайте.

9. Фактор авторитета. В переговорах важно в разной степени вежливости давать понять, что решение тут принимаете вы. Конечное слово за вами. Мне до сих пор это дается нелегко, но, когда занимаешь позицию силы, это ощущается интуитивно. Тогда уже можно заказывать любую музыку, хоть рэпера Фейса (хотя его все же заказывать не стоит). Пример: покупая рекламу в телеграме (раньше вокруг этой темы хайп был жуткий), я посчитал среднюю цену за рекламный пост в зависимости от размера канала и просмотров. Исходя из нее торговался с владельцами каналов. Типа я знаю наверняка, сколько стоит реклама, поэтому цена должна быть ниже.

10. Фактор вложений. Трейси пишет о том, что чем больше стороны потратят времени и сил на переговоры, тем сложнее им будет разойтись, ни о чем не договорившись. Поэтому есть вариант – избрать выжидательную позицию, обсуждать условия, намеренно не приходя к финальному решению. Если у второй стороны начнет поджимать время или сдавать терпение, – будет проще выбить нужные вам условия в сжатые сроки.

11. Эмпатия. Никто не отменял межличностных отношений во время переговоров. Есть у меня друг, который может смело и весьма искренне улыбаться незнакомым людям. Улыбка – вообще страшная сила. Я ему по-белому завидую, но его метод работает почти со всеми. Расположив вторую сторону к себе лично, гораздо легче добиться более выгодных условий сделки. От себя советую находить в разговоре с другой стороной точки соприкосновения. Типа «О, вы родом из Камышина! А у меня оттуда прадед, село такое-то». Короче мимикрию никто не отменял. Идеально, если камышинские села и в самом деле изобилуют вашими прадедами. Попавшись разок на лжи, можно разом забыть о каком-либо расположении и уважении со стороны собеседника.

12.
Хладнокровие. Смотрели когда-нибудь чемпионат по покеру? Игроки там ворочают сотнями тысяч долларов. А со стороны посмотришь – скучно им до смерти. Тут, думаю, пример понятен.

Кому?
Половину книги я вам рассказал. Скрасил, по возможности, примерами. Читается элементарно. Польза от книги огромная. Рекомендую всем, кто хоть иногда с кем-то спорит или о чем-то договаривается. То есть каждому. За информацию в книжке Трейси ручаюсь, проверена опытом (сынлитераторским).


Брайан Трейси – Переговоры

Трейси – мощный мотивационный дед. Который десяток лет Брайан наставляет алчущую успеха молодежь на путь истинный. Кроме шуток, он крутой бизнес-тренер. Тренирует на личностный рост и прочие успешные пироги.

О чем?
В «Переговорах» переговорщик Трейси переговаривается с нами о переговорах. Ну вы поняли, о чем книга. Чтения там на пару часов. Хоть мною уже осилена «Договориться Можно обо Всем» Гэвина Кеннеди, пару новых рабочих правил Трейси точно рассказал.

Облегчу вам задачу: расскажу о том, что тронуло душу.

1. Даже если сейчас тебя с легкостью убеждают взять пылесос по акции, купить пирожок в Макдоналдсе или расстаться с десяткой, которой не хватает бомжу на спиртосодержащее, – не расстраивайся. Научиться договариваться можно с нуля. Это не бог весть какое искусство. Скорее – ремесло.

2. Самое важное, что останавливает всех нас от ведения переговоров, – боязнь получить отказ. Здесь работа над собой следующая: отказы никогда нельзя принимать близко к сердцу. Логику «мне отказали, значит, я плохой» забываем и не вспоминаем. Спустя десятки неудачных переговоров любой более-менее сообразительный человек поймет, какие принципы работают, а какие – нет. Главное – не париться из-за отказов. Даже неудачами их считать не стоит.

3. Переговорный процесс – это знание крутых приемов и умение их применить. Знания легко берутся из книг Трейси, Кеннеди и прочих гуров (много гуру). Умение применить – только практика, ошибки, отказы и поражения. Спустя время навыки переговоров оттачиваются, и вот ты уже сам продаешь пылесосы по акции. Шутка. Умеешь вести переговоры. А это уже нешуточно полезный навык.

4. Одна из заповедей переговорщика – все обсуждаемо. Даже если кажется иначе. Пример из жизни: люблю китайский чай до одури. Неплохо в нем шарю. Чай беру в одном и том же магазине. После пары закупок на круглую сумму попросил у ребят скидку. Дали 5%. Быстро дорастил ее до максимальных 10%. Больше чайные ребята не планировали давать клиентам. Но набравшись смелости я предложил сделать мне исключительное предложение. Итог: дали скидку 15%. Это пример долгосрочных отношений. Мне выгодно: беру чай приятно дешевле (например, плачу 8500 вместо 10000). Чайным ребятам выгодно: вряд ли я пойду в другой магазин. А с такой скидкой еще и всем друзьям посоветую именно эту чайную. Обе стороны поступили грамотно.

5. Подготовка к переговорам. Важно шарить в теме. Пришел покупать машину – будь добр знать диапазон цен на данную модель, весь модельный ряд бренда, технические характеристики, цены у другого дилера и т.д.

6. Еще подготовка: знай потребности другой стороны. Пример: мой друг помогал (за бабки) студенту решить домашнюю работу. Студент вообще не шарит в теме, но с начала разговора заявил: домашка ему очень важна, а он ни сном, ни духом, как ее решать. Это позволило другу назначить высокую цену за такую помощь. Гораздо выше, чем если бы студент сказал: «чувак, тут дел на полчаса, домашка легкая, я это знаю».

7. Еще пример про “знай потребности другой стороны” из Трейси. У автодилеров есть норма, которую они должны выполнять по продажам. Квартальная и годовая точно есть. Поэтому, приходя покупать машину в конце квартала или года, вы с высокой вероятностью будете обсуждать условия покупки с дилером, которому нужно будет закрывать план. И он вероятнее пойдет на уступке по цене. В начале квартала/года цена будет выше. То, что машина в конце года автоматически дешевеет, я знаю, но пример не об этом. Речь о потребностях другой стороны.

20 last posts shown.

718

subscribers
Channel statistics