Напоминаем, что в постоянной экспозиции Третьяковской галереи открыта фокус-выставка «Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение», которая посвящена масштабной реставрации одноименной картины. В рамках проекта мы подготовили серию публикаций, рассказывающих о бытовании картины и ее непростой судьбе.
Первую серию посвящаем истории создания полотна.
Илья Репин – автор произведения – вспоминал:
«Впервые пришла мне в голову мысль писать картину - трагический эпизод из жизни Ивана IV - уже в 1882 году, в Москве. Я возвращался с Московской выставки, где был на концерте Римского-Корсакова. Его музыкальная трилогия - любовь, власть и месть - так захватила меня, и мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке.
Страшно было подходить - несдобровать... Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории... Началась картина вдохновенно, шла залпами... чувства были перегружены ужасами современности... А наша ли история не дает поддержки... Но все казалось - мало. В разгар ударов удачных мест разбирала дрожь, а потом, естественно, притуплялось чувство кошмара, брала усталость и разочарование... Я упрятывал картину, с болезненным разочарованием в своих силах - слабо, слабо казалось все это... Разве возможно... Но на утро испытываю опять трепет - да, что-то похожее на то, что могло быть... И нет возможности удержаться опять в атаку, никому не хотелось показывать этого ужаса... обращался в какого-то скупца, тайно живущего своей страшной картиной...».
В работе над полотном художник опирался на труды Николая Карамзина, который описывает этот момент в «Истории государства Российского»:
«Царь заподозрил царевича в предательстве... острым жезлом сильно ударил царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью. Тут исчезла ярость Иоанова. Побледнев от ужаса, в трепете и исступлении он воскликнул „Я убил сына!" - и кинулся обнимать, целовать его...».
Детально изучая эпоху, Репин писал в Оружейной палате этюды с костюмов и бытовой утвари, в Доме-музее Романовых и Румянцевском музее делал зарисовки интерьеров и мебели.
Еще до завершения полотна Павел Михайлович Третьяков хотел его приобрести. Боясь не попасть на открытие 13-й выставки передвижников, где Репин впервые должен был представить публике картину, Третьяков писал художнику:
«Ночь в вагоне провел плохо, что бывает со мной, когда нахожусь в нервном состоянии. Картину Вашу «Царь Иван Грозный и его сын Иван" покорнейше прошу считать за мной».
Несмотря на то, что Репин намерен был получить за свое монументальное полотно 20 тысяч рублей, он уступил его Третьякову за 14 500, сочувствуя, как он вспоминал, «этой колоссальной страсти» московского собирателя.
#ИванГрозный_возвращение
Посетить выставку можно
по билету в основную экспозицию.Генеральный партнер проекта – Сбер.