«Секретная миссия» (Мосфильм, 1950 )
Кажется, я нашел подлинный источник «17 мгновений весны» и всех остальных советских фильмов про советских агентов в гестапо. А Штирлиц в девичестве был московской женщиной-матерью с сыном Борькой.
Итак, фильм созданный великим антифашистом Михаилом Роммом при помощи не менее великого оператора (и позже режиссера) Бориса Волчека (да, отца Галины Волчек) по сценарию творческого тандема Константина Исаева (текст) и палача Михаила Маклярского (МГБ) на «злобу дня» (разоблачение югославских «предателей», которые якобы от гестапо перешли в ведение американцев), получил столь сильный визуальный ряд и нетривиальное содержание, что далее его фабула зажила своей жизнью. Хотя создатели этого фильма к ней больше и не обращались.
Итак, начало 1945 года, американская делегация – сенатор Аллен (реальный очень консервативный американский сенатор 1930-1950-х годов) с помощником из спецслужб прилетают на самолете в Берлин с промежуточной посадкой в Лиссабоне и Цюрихе (а вот этого не было). В аэропорту у трапа их красиво встречает Шелленберг и два охранника. Аэропорта в фильме будет ещё много – Лиознова позже передерет это кусками, вплоть до планов. Далее делегация едет по разбитому бомбардировками Берлину до красивой виллы в пригороде. Здесь сенатор поселится на три месяца и будет вести интриги с Гиммлером, Борманом, Кальтенбруннером. Причём сцена переговоров с Борманом в автомобиле, а также виды немецких автобанов за окнами мы тоже увидим снятые спустя двадцать с лишним лет – практически так же, как это делал Волчек в 1950-м.
По сюжету, крайне хамски себя ведущий Аллен гоняет Гиммлера как мальчишку, требуя тайной капитуляции союзников на западном фронте (где войска союзников в Арденнах якобы бегут к Ла-Маншу) и укрепления восточного, Борман ревнует к нему Гиммлера и тоже хочет войти в состав послевоенного правительства. Черчилль, через Аллена, сдаёт им тайминг обещанного из Москвы наступления. Однако Сталин (его в фильме, кстати, не показывают) нарушает их планы более ранней датой его начала.
Тогда Аллен летит из Германии в Лондон на самолете, который ведет пленный американский пилот, а после втыка от промышленных магнатов, прилетевших в Лондон из Нью-Йорка, возвращается и начинает встречаться с ключевыми немецкими промышленниками, чтобы сохранить их индустрию для будущей войны с СССР. Заодно, он получает от немцев страшно важную вещь – списки агентуры на Балканах, а сами агенты вызываются в Берлин и проходят инструктаж о том, что теперь они в подчинении у американцев.
За всем этим наблюдает крайне нелюбезная гестаповка Марта Ширке, приставленная к сенатору в качестве сопровождающей и охранницы. Она и машину ему с помощником водит, и за порядком в доме следит и вообще является злобной фурией, несколько охлаждающий разнузданный характер сенатора. На самом деле, это, конечно, это советская разведчица Маша Глухова, а вредная она такая, потому что не любит, не гестаповцев, ни американцев. Не дождутся они от меня улыбки, говорит она на очередной встрече в метро, своему напарнику по агентуре – который в офицерской форме рассекает по городу. Но ещё недавно он был в Москве и привез гестаповке последние новости о её сыне Борьке и его учёбе в школе.
В финале она разоблачена противным Кальтенбруннером, который понял, что все думали, что она агентка немцев или американцев, или англичан, а на самом деле она агентка русских, и гибнет, за рулем автомобиля, а фильм полностью сползает в агитку против империалистов, мечтающих о новой войне с Россией несмотря на волю своих народов прославляющих в жанре выкриков на советских партийных съездах и страну и великого Сталина. Это то, кстати, что осталось в фильме после «реконструкции» 1969 года, а что было в оригинальной версии – только можно представить.