PhilosophyToday


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Политика


Постправда, вся постправда и ничего, кроме постправды

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Политика
Статистика
Фильтр публикаций


Узнали тут случайно, что у известного представителя так называемых новых философов Андре Глюксмана есть сынуля, Рафаэль (1979). И он, как и папаша, тоже за все хорошее против всего плохого, то есть левый. За экологию, против Путина и Северного потока, Китая и аннексии Тайваня. А еще он член Европарламента от собственной же партии. И бывший советник Саакашвили во время Пятидневной войны (2008). Мы бы о нем и не стали писать, да вот незадача – мужчина оказался на все руки мастер. Снял документалки «Убивайте всех!» о геноциде в Руанде и «Оранжевый 2004» понятно о чем. Но лучше на этом завершить наш традиционный кинопонедельник.

И перейти к анонсам интеллектуальных событий на вторник, 19 марта:

Онлайн

19:30 Илья Смирнов «Не-чистое животное в социотехнической среде: между animal studies и STS».

21:00 Александр Кравецкий «Кулинарные книги и социальное дисциплинирование: от «Домостроя» до Елены Молоховец и далее».

Офлайн

16:30 Москва: Премьера спектакля «Цвет неувядаемый» про Бердяева (ИФ РАН).

17:00 Москва: Петр Епифанов «Симона Вейль: трудный мыслитель для трудных времен» (ИФ РАН).

17:30 Москва: П.А. Ореховский «Дискурсы и модели истории “длинного времени” (из опыта изучения советской экономики)» (МГУ).

18:00 Москва: Лю Кунь «Изучение наследия Лосева в Китае» (Дом Лосева).

19:00 Екатеринбург: Владимир Земцов «Русские в Париже» (Ельцин-центр).

19:00 Москва: Антон Васильев «Между эстетизмом и декадансом. Опыт Бодлера, Гюисманса и Уайльда» (ВГБИЛ).

19:00 Москва: Дмитрий Кралечкин «Фармакон и панацея: инструменты, от которых ждут большего» (ГЭС-2).

19:00 Москва: Вера Мильчина, Нина Кулиш, Мария Неклюдова и др. «История цвета в европейской культуре» (МВШСЭН).

19:00 Москва: Елена Саенкова «Искусство царских и строгановских мастеров конца XVI – первой половины XVIII века» (ГТГ).

19:30 Москва: Ксения Голубович «Лев Толстой. Объект – БРАТСТВО» (ММОМА).

19:30 Петербург: Василий Щепкин «Век XVI: хроники объединения Японии» (РХГА).

19:30 Москва: Ульяна Нижинская «Тайные смыслы народных сказок: природа как волшебный помощник» (Зотов).

Дни рождения

Борис Гройс (77)
Дмитрий Петров (62)
Михаил Тюренков (44)
Ирина Суркичанова (36)
Екатерина Григорьева (23)


О вреде чтения немецких философов в американских колледжах. Сериал «Властелины неба» (2024), 9 серия.


Репост из: Ромер и Беннинг
«Королевство зверей»

Ромен Дюри играет мужа и отца, который теряет сначала жену, потом и сына в результате эпидемии мутаций, превращающих людей в животных. Не в животных, конечно, это не «Лобстер», а в полулюдей, или полуживотых. Люди полупревращаются в животных, это именно devenir-animal, которое никогда не заканчивается. Бердмен с крыльями, с прорезающимся клювом, но с человеческими ногами, только постепенно учащийся летать и теряющий членораздельную речь. Ребенок-хамелеон, но все равно человеческий ребенок. Сын превращается в волка: сначала изгибается позвоночник, прорезаются клыки и выпадают свои зубы, шерсть приходится тайком брить, когти обрезать, нюх обостряется, слух тоже — приходится носить беруши. Все это показывается физиологически подробно и довольно жестоко — мутация процесс длинный и мучительный.

При некотором сходстве с людьми Х мутации не дают сверхспособностей, они не вписываются в логику сверхгероев, нет никакой институционализации мутантов (институционализация всего на свете — американская фишка). Мутации в «Царстве зверей» — не преимущество, а инвалидность. Государство, естественно, с ними разбирается биополитически, категоризируя мутировавших как больных или фуколдианских безумцев, aliénés, забирает их из семей и запирает. Народ, естественно, ненавидит и при случае линчует, называя «зверюгами» (удачный русский перевод). Они же постепенно выпадают из человеческого порядка — они заняты своими телесными трансформациями, теряют способность к членораздельной речи. Сын героя сначала разучивается ездить на велосипеде, потом ставить подпись на документе. Приобретенная физическая сила вроде бы ничего не дает. Да и бороться с мутантами легко: как на зверей, на них действует ультразвук. Их глушат. Поскольку фильм европейский, то он не выводит ни на какой глобальный нарратив о борьбе и признании.

Фильм хорош тем, что совсем не кажется аллегорией: «зверюги» не похожи ни на квиров, ни на гонимых евреев и пр. Может быть, немного на фриков из классического фильма Тода Браунинга. Интересна эта тема «о-зверения», возникающая то там, то тут (например, сериал Sweet Tooth). Видимо, это следствие повысившейся «видимости» животных как контента и идентификации с ними. Но фильм про то, что стать животными не получится, только фриками. Хотя, с другой стороны, животные в многочисленных видео, все эти сурки, бегемотики, слонята и пр., и сами уже стали фриками. В каком-то смысле можно сказать, что фильм не про то, что люди пополняют ряды животных, а про то, что животные вымирают как животные.


Репост из: Геноцид и декабристы
Иноагенты рассуждают о попранной справедливости, иллюстрируя всё это "умными сентенциями" про Канта. Но повесели не портрет калининградского философа-рационалиста, а портрет его оппонента — теиста Фридриха Якоби. И вот всё у них так.

#пропаганда


Репост из: Кинопоток сознания
"Make America Super Again!" Гласит постер нового сезона "Пацанов". Ну зачем вы портите такой крутой сериал отсылками к Трампу!!!( Почему-то уверен, что ничего напоминающего бывшего президента США в сериале не будет, но это любимое занятие пиарщиков медиаконгломератов на постерах посылы политические размещать в сезон выборов у проектов, где ничего такого нет. (но проверим, конечно, и отчитаемся))). Три месяца подождать остается.


Философия «Крестного отца», философия фильмов без теории, керкегоровские мотивы в творчестве Скорцезе, «Мой учитель – осьминог», феминистская порнография и многое другое в свежем номере Film&Philosophy.


Коли уж сегодня юбилей, и чтобы он не испортил нам наш кинопонедельник на этом канале, вот вам фильм «Бердяев» Свердловской киностудии (1991). 12 частей, 1 час 43 мин. С участием прот. А. Меня.


А зря. «Джентльмены» (2024) Гая Ричи, 4 серия


Анонсы интеллектуальных событий на понедельник, 18 марта:

Онлайн

20:00 Любовь Бугаева «Тарковский и живопись».

20:30 Владимир Емельянов «От эпоса Нинурты к Энума элиш».

Офлайн

12:00 Москва: Международная конференция «Метафизика творчества и судьба России» (ИФ РАН, МГУ, до 20.03). Ирина Антанасиевич, Абдусалам Гусейнов, Дун Сяо, Алексей Козырев, Ольга Жукова и др.

17:00 Казань: Булат Ханов, Марсель Шамсутдинов «Похоронить нельзя оставить» (Крафт-Хаус).

17:30 Москва: Артем Кравченко «История за стенами академии: между публичным и инструментальным» (Еврейский музей).

19:00 Екатеринбург: Юлия Сафронова «Исследования культурной памяти: история направления и современное состояние» (Ельцин-центр).

19:00 Москва: Петр Ершов «90 игр на одной картине. Питер Брейгель и история средневекового детства» (Некрасовка).

19:00 Москва: Инна Меркулова, Недрет Озтокат Киличери «Творчество Мишеля Турнье: семиотика и мифология» (ВГБИЛ).

19:00 Москва: Елена Медведева «Средневековый театр как соборное действо» (ВГБИЛ).

19:00 Петербург: Анна Моисеева «Семь небес и божественный Трон: ислам об устройстве Вселенной» (DN).

Дни рождения

Николай Бердяев (150)


Завтра у нас 150-летие Бердяева, любимого философа В. Путина, переизбранного сегодня не помним уже на какой срок, видимо навсегда, президентом РФ. А между тем в издании «Коммерсант» для широкого круга читающей публики опубликован очерк о юбиляре любимого вами выпускника философского факультета МГУ и экс-главреда «Афиши» Юрия Сапрыкина.

Очерк не так, чтобы большой, но завершается, как ни странно, рассуждениями про кота:

«Самые пронзительные страницы «Самопознания» — прощание с любимым котом Мури, который умирает в оккупированном Париже накануне его освобождения. Бердяев довольно скупо писал о войне, замечая только, что продолжал писать и под бомбардировками,— и уход Мури как будто перевесил для него все военные бедствия. «Страдания Мури перед смертью я пережил, как страдание всей твари. Через него я чувствовал себя соединенным со всей тварью, жаждущей избавления... Смерть его, такой очаровательной Божьей твари, была для меня переживанием смерти вообще, смерти всех, кого любишь. Я требовал для Мури вечной жизни, требовал для себя вечной жизни с Мури». На этом месте мы уже слышим чей-то возмущенный голос: как можно переживать о коте, когда в это же время...»

Чей-то возмущенный голос – это голос справляющего сегодня свой день рождения (пользуясь случаем, поздравляем) Федора Гиренка. Читаем в «Метафизика пата»:

««Гонорий забавлялся любимым петухом, когда получил известие о падении Рима». Не помню, у кого я вычитал эту фразу, но помню, что она увела меня к Бердяеву. Вернее, к пароходу, на котором Бердяев, а значит и его любимый кот Мури, плыли в Европу, в изгнание.

Бердяев – не Гонорий. Но и тот, и другой эстетики пата. Гонорий – телесной. Бердяев – духовной.

Что Рим? Гонорий боялся за судьбу петуха. У Гонория – Рим. У Бердяева – Россия. Но что Россия? Бердяев боялся за судьбу кота.

Когда кот умирал, Бердяев икал и плакал. Когда умирала Россия, Бердяев был озабочен поисками чистого носового платка.

Россия – она далеко, как что-то ноуменальное. А кот – вот он, рядом, под рукой. Его можно потрогать. Кот выделен эстетической телесностью пата, мистика которого перевешивает ноуменальность».

Все так…


- Итак, есть три источника и три составляющие радикальной архитектуры: реализм, спекуляция и совпадение. Как они связаны?

- Спекулятивная архитектура - это очевидно бумажная архитектура. Архитектура из чистой мысли, фантазии, которая не нуждается в реализации.

- Ничего подобного! Спекулятивная архитектура - это и есть единственно реалистическая архитектура. И дело вовсе не в спекулятивном реализме - в конце концов, новая радикальная архитектура лишь только отталкивается от идей Мейяссу, Хармана и К. Но не является ни ее иллюстрацией, ни ее примером, ни средством аппликации их идей. Если угодно, радикальная архитектура - это негатив спекулятивного реализма. Все, что связывает радикальную архитектуру и спекулятивный реализм - это лишь дань совпадению.

- Совпадение. Вы делаете на него ставку?

- Вместо презумпции каузальности - на которую ставила вся архитектурная традиция (сначала фундамент - крыша потом) - мы делаем ставку на совпадения, на иной тип связи между событиями, вещами и объектами, людьми и их местом обитания. Если считать совпадения случайными - как трактует их метафизика, в том числе архитектурная, то мы делаем ставку на случайность. На радикальную случайность и ее последствия.

- Радикальная архитектура - это не то, чем занимались Вудс, Холл и К?

- Нет, разве это радикализм, только лишь воплощать случайность, как предлагал Вудс или деконструктивисты от Лебескинда до Хадид?

- Нет, наш радикализм противоположен иллюстративным стратегиям деконструктивизма. Архитектура не обязана быть иллюстрацией идей, она должна быть сама идеей. Или, если угодно, ее антиподом, коли речь идет о ставке на случайность.

- Ее когда-то заметил Вудс в радикальной работе «Архитектура и война», но впоследствии отказался. Хотя его взгляд на жизнь в ее формах как фрагмент архитектурной игры вызывает далекоидущие размышления...

- Например, о том, что музыка - тоже элемент архитектуры. Она не декоративна, она инфраструктура. На стене звука можно вешать картины…

- И не только. Я бы сказал, что на стенах звука можно вешать людей...

- Вы просто какой-то людоед!

- Отнюдь, хотя нечеловеческая архитектура и есть то требование, которое воплощает архитектурный реализм. Допустим, реализм должен исходить, как это обычно бывает, из всего потока гетерогенных требований (будем реалистами и потребуем от архитектуры невозможного). Требований заказчика, эколога, жильца и его соседа, эксплуатационщиков, эстетиков, редакторов архитектурных журналов и прочих филистеров архитектурного рынка. Что получится, когда за этими требованиями нужно будет создать некоторую реальность?

- Хрущевка! Именно она - в ней минимум «идеализма» и максимум того, что можно было бы назвать архитектурным ничто, нулевой степенью архитектуры. Хотя мы понимаем, что хрущевка - это метафора, и, возможно, ротонда Бродского подходит как пример подобного куда лучше, хотя она чрезмерно эстетична и от нее веет снобизмом.

- Тогда у вас не Майяссу, Грант, Харман...

- Да, Жижек, Сталин и Лавкрафт!

(подслушано в одном столичном архбюро в далеком ноябре 2016 года)


Культурная мода в этой стране движется медленно из города в город, особенно если это две столицы, одна из которых культурная, а другая – не очень. Вот мода на хрущевки двигалась до Петербурга семь лет. И все-таки настигла. Петербурженка, специалист по рабочей молодежи Ленинграда и местной проституции Наталия Лебина написала книгу о социальной истории хрущевки. Скоро в НЛО.


Принято было ненавидеть хрущевки. Не было более лучшего символа ужасного совка, чем хрущевка. Пока не случилось это… 2016. Декабрь, Собянин торжествуя к гаранту вышел на отчет. И там что-то начал бубнить о пролонгации столичной программы по расселению аварийного и ветхого жилья. И тут вдруг Путин говорит: «Вы же богатый город. Чего бы вам все эти пятиэтажки не снести и построить новое жилье? Опять же, через год у меня выборы…» В феврале 2017 изумленная публика услышала о программе реновации. А уже летом интеллигенция повалила защищать до того момента ненавистные хрущевки от посягательств варварского московского девелопмента. В блогах появились фотки прекрасных хрущевок от Калининграда до Берлина, в вузах – исследования о величии панелек, а в магазинах – модельки хрущевок, чтобы публика клеила домики и ставила на полочку. Журналист Катя Винокурова так яростно боролась за свою хрущевку в самом страшном районе мира (тм), что заммэра Ракова лично вычеркнула ее дом из списков реновации.




Все так


У вас осталось три дня. Три последних дня. Крайний срок – 20 марта. В этот день философ и левый консерватор Сергей Коретко перестанет принимать от вас заявки на право прослушать его курс по истории политической мысли всего за 5 тыс. руб.! Поторопитесь. У вас еще есть шанс. У вас осталось всего три дня, три последних дня…

А пока вы все еще раздумываете, мы идем к вам с порцией новых анонсов интеллектуальных событий. Итак, воскресенье, 17 марта:

Онлайн

15:00 Евгений Кучинов и др. «Темная органопроекция».

16:00 Ирина Прохорова, Наталия Лебина «Хрущевка».

Офлайн

12:00 Москва: Акция «Ночь выборов» (Цветной). Алексей Чадаев, Борис Межуев, Александр Секацкий, Вардан Багдасарян, Алексей Чеснаков, Олег Матвейчев и др.

13:30 Москва: Конференция «Текстология и историко-литературный процесс» (Некрасовка).

14:00 Москва: Медленное чтение «Письма провинциалу» Блёза Паскаля (РГБМ).

14:00 Москва: Виктория Анисимова «Ван Донген, Фужита, Кислинг, Паскин и другие. Новая богема и вкус коммерции» (Еврейский музей).

15:00 Москва: Дмитрий Цыганов «Сталинские лауреаты поселка Переделкино. Сбывшиеся и несбывшиеся» (Переделкино).

17:00 Москва: Регина Поливанова «Две Москвы «Мастера и Маргариты»» (Иллюзион).

18:00 Москва: Виктор Зацепин «Голем, как он пришел в этот мир» (Еврейский музей).

Дни рождения

Федор Гиренок (76)
Борис Долгин (53)
Антон Котенев (35)


Джорджо Агамбен

Пока

Чтобы освободить мысль от пут, мешающих ей взлететь, лучше прежде всего приучить ее мыслить не существительными (которые, как недвусмысленно выдает само название, заключают ее в то «существо», субстанцию, с помощью которой тысячелетняя традиция считала, что можно постичь бытие), а скорее (как однажды предположил Уильям Джемс) предлогами и, возможно, наречиями. Об этой мысли о том, что сам разум имеет, так сказать, не сущностной и вещественный характер, а характер наречий напоминает нам уже тот необычный факт, что в итальянском языке для образования наречия достаточно присоединить к слову «ум», mente, прилагательное: полюбовно, amorosamente, жестоко, crudelmente, чудесно, meravigliosamente. Существительное субстанциально, количественно и внушительно, наречие же качественно и легко; и, если у вас возникнут проблемы, то вас выручит не «что», а «как», наречие, а не существительное. Вопрос «Что делать?» парализует и прибивает, а вот «Как сделать?» предлагает выход.

И чтобы мыслить время, которое всегда подвергало испытанию философов, нет ничего полезнее, чем полагаться – как это делают поэты – на наречия: «всегда», «никогда», «уже», «немедленно», «еще» — и, пожалуй, самое загадочное из всех — «пока». «Пока» обозначает не время, а «тем временем», то есть любопытную одновременность между двумя действиями или двумя временами. Его эквивалентом в глагольных формах является герундий, который, строго говоря, не является ни глаголом, ни существительным, но предполагает, что его сопровождает глагол или существительное: però pur va e in andando ascolta, «иди все дальше, на ходу внимая», - говорит Вергилий Данте, и все еще вспоминают «Романью» Пасколи, il paese ove, andando, ci accompagna / l’azzurra vision di S. Marino, «селенье», где «страннику сияет сапфирная корона Сан-Марино». Рассмотрим этом особое время, о котором мы можем мыслить только через наречие и герундий: это не измеримый интервал между двумя временами, это даже не собственно время, а почти нематериальное место, в котором мы каким-то образом пребываем в своего рода смиренном межвременьи. Истинная мысль — это не то, что выводит и заключает в соответствии с «до» и «после»: «Я мыслю, следовательно, существую», а, более трезвое: «Пока я мыслю, я существую». И время нашей жизни не является ни абстрактным, ни бешеным полетом ускользающих мгновений: оно и есть такое простое неподвижное «пока», в котором мы всегда уже находимся, не осознавая этого, – наша крошечная вечность, которую никогда не смогут измерить никакие разбитые часы.

Quodlibet, 14 марта 2024 г.


И да, еще раз для тех, кто все пропустил, повторим в прайм-тайм: к паблику VK, который является клоном нашего канала, мы отношения никакого не имеем. На наши жалобы и предложения администрация оной социальной сети предпочла забить болт. Остается только надеяться на то, что соцсеть VK когда-нибудть тоже запретят в РФ.

А пока все, что нам удалось узнать - это имя того, кто его ведет. Ну и с высокой вероятностью того, кто является заказчиком его контента.


Чего только на свете не бывает. Юнгианские психоаналитики решили разобраться с войной на Украине «В последние годы в Европе произошли сейсмические изменения: с началом Брексита и российско-украинской войны ранее существовавшие культурные комплексы взорвались, создав атмосферу, наиболее близкую к атмосфере зловещей враждебности времен Холодной войны после Второй мировой войны и оказав влияние на психику как на архетипическом, так и на культурном уровне. В этом томе авторы представляют первые попытки разобраться в текущей ситуации и подумать о ней с точки зрения активированных культурных комплексов, особенно в Великобритании и Восточной Европе, а, возможно, и по всему миру». Выйдет в августе.


Японцы читают Булгакова, который о., статьи о Нозике, Альтшуллере, Армстронге, большие языковые модели и церебральные органоиды в свежем Вестнике МГУ по философии.

Показано 20 последних публикаций.