Bunin & Co

@BuninCo خوش می آید 0
آیا این کانال شماست؟ برای ویژگی های اضافی مالکیت را تأیید کنید

Политическая аналитика от экспертов Центра политических технологий им. Игоря Бунина
ژئو و زبان کانال
روسیه, روسی
رسته
سیاست


ژئو کانال
روسیه
زبان کانال
روسی
رسته
سیاست
اضافه شده به شاخص
03.10.2017 16:21
ads
TGAlertsBot
Monitoring of keywords in channels and chats
SearcheeBot
Your guide in the world of telegram channels
Telegram Analytics
Subscribe to stay informed about TGStat news.
5 540
مشترکین
~6.4k
پوشش 1 انتشار
~13.1k
پوشش روزانه
~3
پست / روز
115.9%
ERR %
169.7
شاخص استناد
اعلامیه ها و اشاره های کنال
697 اشاره کانال
308 اشاره نشریات
2303 اعلامیه ها
Politopticon
Неудаща
T34
Ararat
Politopticon
T34
کانال هایی که توسط "@BuninCo" نقل قول می شوند
НЕЗЫГАРЬ
Твиттель
В ТЕЛЕ
Якутия 2100
Kkomkov
ProGermania
Всем ВЦИОМ!
ГосСовет 2.0
Politteh
Митя
Трудолюбов
16 негритят
Антискрепа
aavst
НЕЗЫГАРЬ
نشریات اخیر
Deleted
With mentions
اعلامیه ها
Bunin & Co 4 Dec, 19:36
Вчерашний день в Молдове выдался политически жарким. Сразу после поражения на выборах Игорь Додон заявил, что не будет препятствовать работе новоизбранного президента Майи Санду. Однако события показывают, что конфронтация между ними будет жесткой. В среду депутаты от Партии социалистов Додона внесли в парламент законопроект о выводе Службы информации и безопасности (СИБ) из-под подчинения президента. Сейчас работа основной спецслужбы Молдовы «координируется президентом и подконтрольна парламенту». Президент предлагает кандидатуру на должность директора СИБ, а парламент ее утверждает. По законопроекту, СИБ переводится под полный парламентский контроль. Победив на выборах, Санду заявляла, что ее приоритетом станет «освобождение государства от мафиозных кланов». В этой связи фигура главы СИБ имеет важнейшее значение.

Санду в ответ призвала граждан 3 декабря выйти на протест к стенам парламента. Лидер «Нашей партии» Ренато Усатый также назвал законопроект попыткой «узурпации власти» и призвал своих сторонников присоединиться к протесту. В четверг на митинг несмотря на пандемию вышло около тысячи человек. Они перекрыли проезжую часть, требовали досрочных выборов и кричали: «Долой мафию».

В самом парламенте события в четверг также развивались бурно. Против законопроекта о СИБ выступили не только партии «Действие и солидарность» Санду и «Платформа Достоинство и правда» Андрея Нэстасе, но и Демпартия, разошедшаяся с Владом Плахотнюком после того, как сбежавший олигарх увел из ее фракции половину депутатов. Вместе у трех партий 39 мест из 101. Они также предложили исключить из повестки и перенести на следующую неделю в спешке внесенные законопроекты о налоговой политике и бюджете на 2021 год. Однако эти предложения были отвергнуты уже очевидно сложившимся новым парламентским большинством в лице соцпартии и недавно созданной платформы Pentru Moldova, в которую входят 9 депутатов партии «Шор» и 6 депутатов из группы Pro Moldova (судя по всему, они были перекуплены скандальным беглым олигархом Иланом Шором). После этого депутаты от оппозиции заблокировали трибуну парламента, начались потасовки, но в конечном итоге все внесенные социалистами законопроекты без обсуждения были приняты в первом чтении, а законопроект о СИБ – даже в двух чтениях.

Таким образом, Додон целенаправленно формирует в парламенте опору для сохранения своего политического влияния и, напротив, стремится обрубить рычаги влияния будущего президента. Из вчерашних событий стоит отметить еще одно. Социалисты и шоровцы провели в первом чтении законопроект о придании особого статуса русскому языку и законопроект, отменяющий запрет на ретрансляцию в Молдове информационно-аналитических программ российских телеканалов. Президент Додон, имея в течение примерно полугода большинство в парламенте, не торопился с проведением этих законов, а сейчас они ему срочно понадобились. Расчет очевиден: поставить в сложное положение Санду и попытаться вернуть на парламентских выборах часть перешедших к ней русскоязычных избирателей.

И в заключение, напрашивается вопрос: что Шор попросил у Додона в обмен на свою поддержку в парламенте?

Александр Ивахник
Read more
Bunin & Co 4 Dec, 15:13
В России есть два дня, вопрос о признании которых нерабочими непонятен для любопытствующих иностранцев. Эти дни не отмечены никакими памятными событиями – ни военными, ни революционными, не религиозными, но для людей они важны. Это 2 мая и 31 декабря, за объявление которых выходными в Думе в разное время выступала оппозиция – соответственно, эсеры и жириновцы.

1 мая сейчас - это день массового выезда на дачные участки. И тут возникает ситуация дискомфортная, которую не учли авторы переноса выходного дня 2 мая на длинные новогодние каникулы. 1 мая люди отметили наступление теплых дней шашлычком под коньячок, а дальше надо возвращаться в город – в основном на личном автотранспорте. Авторы тогда думали о верхнем среднем классе, которому на Новый год хотелось спокойно слетать в Европу – и не задумались о многочисленных обладателях шести соток и «лад-калин».

Тем более, что 2 мая как выходной день существовал еще с 1928 года – тогда советская власть дала пролетариям и крестьянам возможность отдохнуть после празднования 1 мая (когда после совместного похода на демонстрацию можно было тоже совместно выпить и закусить) А также вытеснила из календаря религиозный праздник Вознесения (24 мая) – до коллективизации в СССР, чтобы не раздражать крестьян, разрешалось отдыхать в привычные праздничные дни.

Сейчас 2 мая де-факто восстановлен как нерабочий день – за счет переноса выходных. Но к другому важному дню – 31 декабря – это не относится. Тем более, что в советское время он выходным не был. Но в России до сих пор нормой для большинства населения является отмечать Новый год дома, для чего требуется масштабная подготовка (с вечным салатом «Оливье»), крайне затрудняющая любой рабочий процесс.

Поэтому уже целый ряд регионов - от Белгородской области до Татарстана – стали переносить выходные дни для госслужащих с последней субботы года (26 декабря) на 31-е число. В Орловской области поступили оригинально – отпустили отдыхать (а на самом деле, на кухню) только госслужащих-женщин. А в Ставропольском крае, наоборот, сделали этот день нерабочим для всех – гулять так гулять.

Алексей Макаркин
Read more
Bunin & Co 3 Dec, 16:31
Анатолий Чубайс – политик из эпохи, когда общественные аллергены во власти были персонализированы. Люди, проигравшие от реформ, искренне считали, что если заменить Гайдара и Чубайса на мудрых управленцев, думающих о народе, то все изменится к лучшему. В поиске таких альтернатив некоторое время охотно голосовали за генералов, рассчитывая, что те позаботятся о людях (вспомним губернаторства Лебедя, Руцкого, Громова и др.). Потом тоже были разочарования, хотя аллергенами заслуженные военные не стали.

Помимо прочего потому, что у них был «бэкграунд» в виде прежних заслуг, как и многих других представителей элиты («мужики нормальные, старались»). И Черномырдин был советским газовым директором с многочисленными наградами. И неудачливый советский премьер Рыжков руководил «Уралмашем» и сделал закономерную карьеру – сейчас он почтенный сенатор, Герой Труда и заодно Герой Армении (которой помог после страшного землетрясения). Гайдар и Чубайс так и остались в общественном мнении завлабами, выскочками – и им ничего не прощается не только из-за проведенных непопулярных реформ, с которыми они связали свои имена, но и из-за незакономерности карьер. Как прощали в прошлые века старому вельможе или отставному полководцу, но не королевскому фавориту, поднявшемуся наверх стремительно и в обход правил.

Последним персонализированным аллергеном в России был Зурабов – в связи с монетизацией льгот. А потом уже общество слабо интересовалось тем, кто именно и в чем виноват. Деполитизация как следствие усталости и представления о том, что от тебя лично уже ничего не зависит. А Чубайс надолго пережил свое время. И сейчас, когда модернизационные мечты в прошлом, а Запад воспринимается властью исключительно как угроза, он больше не востребован – ни как реформатор, ни как модернизатор, ни как коммуникатор с заграницей. Даже символического государева знака внимания не было – ведь Чубайс остается аллергеном, а общественное мнение сейчас и без того сильно напряжено.

Алексей Макаркин
Read more
Bunin & Co 3 Dec, 15:34
Похоже, в руководстве ЕС решили, что национал-популистские лидеры Польши и Венгрии перешли черту в эксплуатации принципа консенсуса при принятии решений в союзе. Там больше не намерены мириться с блокировкой этими странами принятия бюджета ЕС на 2021-27 годы в объеме более €1 трлн и создания фонда восстановления экономики после пандемии на €750 млрд. Варшава и Будапешт по-прежнему считают неприемлемой увязку выделения средств из фондов ЕС с соблюдением принципов верховенства права и отказываются снять свое вето. И вот Брюссель наконец дозрел до того, чтобы прибегнуть к обходным вариантам.

В среду глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила председателю Европарламента Давиду Сассоли, что она намерена спасти фонд восстановления экономики, в котором отчаянно нуждаются наиболее пострадавшие от коронавируса страны. Для этого ЕК пойдет на формирование фонда без Польши и Венгрии, если на следующем саммите ЕС 10-11 декабря не произойдет прорыва. Как отметил высокопоставленный чиновник ЕК, рассматриваются несколько альтернативных вариантов. Самый доступный из них – прибегнуть к механизму так называемого «усиленного сотрудничества», который предусмотрен в учредительных договорах ЕС. При таком механизме группа стран-членов (в данном случае 25) может участвовать в какой-то программе, а остальные при желании могут присоединиться позже. В этом случае, как и в первоначальном варианте, для наполнения фонда средствами ЕК будет выпускать облигации от имени союза.

Второй вариант предполагает создание фонда восстановления экономики вне структур ЕС, через межправительственное соглашение. При этом сценарии для привлечения на финансовом рынке €750 млрд потребуется система национальных гарантий, что неизбежно увеличит объемы госдолга участвующих стран. Поэтому такой вариант менее привлекателен, хотя и не исключается. Естественно, при любом варианте формирования фонда Польша и Венгрия никаких средств получать оттуда не смогут.

Но оба варианта не касаются долгосрочного бюджета ЕС на 2021-27 годы, принятие которого требует консенсуса. Если Польша и Венгрия продолжат упорствовать, и он не будет утвержден до конца года, то ЕК предложит новый проект бюджета на 2021 год, сверстанный исходя из бюджетных потолков текущего семилетнего бюджета. В таком случае ЕС не сможет выделять деньги на новые проекты по так называемой «программе сплочения», предназначенной для подтягивания стран новой Европы. А это значит, что Польша и Венгрия недосчитаются значительных средств.

Таким образом, в ЕС создается мощный рычаг давления на непокорных национал-консерваторов у власти. Что для них весомее – национальные экономические интересы или одержимость суверенитетом и традиционными ценностями – покажет саммит ЕС через неделю.

Александр Ивахник
Read more
Bunin & Co 2 Dec, 22:50
Любопытной оказалась двухдневная видеоконференция министров иностранных дел 30 стран НАТО. В принципе министры должны были обсудить подготовленный группой независимых экспертов доклад, посвященный обновлению стратегической концепции Альянса и реформам в организации до 2030 г. Толчком к разработке доклада послужили громкие прошлогодние слова президента Франции Макрона о «смерти мозга» НАТО вследствие потери ориентиров и нарастании внутренних противоречий.

Однако наибольшее внимание на встрече вызвала словесная перепалка между уходящим госсекретарем США Помпео и главой МИД Турции Чавушоглу. Помпео обвинил Турцию в разжигании напряженности с союзниками по НАТО в Средиземноморье и в том, что Анкара сделала подарок Кремлю, купив ЗРК С-400. Чавушоглу не остался в долгу. Он упрекнул Помпео в том, что тот обзванивал европейских союзников, призывая их ополчиться на Турцию, в односторонней поддержке Греции в региональных конфликтах и в отказе продать Анкаре американские ЗРК Patriot. Кроме того, Чавушоглу обвинил США в поддержке курдских террористических организаций в Сирии и заявил, что США и Франция способствовали раздуванию конфликта в Нагорном Карабахе, поскольку вместо выполнения посреднической миссии, по сути, поддерживали Армению.

Здесь уже не сдержался глава МИД Франции Ле Дриан. Он осудил агрессивное поведение Турции и подчеркнул, что если Анкара будет подражать интервенционистским действиям Москвы, то сплоченность в НАТО будет недостижима. В изоляции остался Чавушоглу и по вопросу о вооруженном конфликте в Ливии. Союзники по НАТО подчеркнули, что посылка Анкарой оружия и наемников в Ливию лишь ухудшает ситуацию. Впрочем, похоже, Чавушоглу и не ожидал понимания, а больше обращался к внутритурецкой аудитории. А там курс президента Эрдогана на демонстративное отстраивание от США и НАТО встречает поддержку. Опрос 2019 г. показал, что только 21% турок придерживаются благоприятного мнения о НАТО, а 55% настроены критически.

Что касается доклада о возможном реформировании НАТО, то в нем целых 138 пунктов, но принципиально нового не так уж и много. Один из пунктов как раз отвечает на нынешнее поведение Турции: предлагается ограничить возможность для блокирования решений НАТО со стороны отдельных членов. В отношении позиционирования НАТО в Европе всё по-прежнему: главное угроза безопасности – Россия, надо продолжать ее сдерживание, не отказываясь при этом от диалога. Зато значительно больше, чем прежде, внимания уделено растущей военной и политической мощи Китая. В докладе, в частности, говорится, что ответом Альянса на китайский вызов должно быть сохранение технологического преимущества, защита компьютерных сетей и инфраструктуры, укрепление связей с союзниками в АТР. Все эти вопросы будут рассматриваться на саммите НАТО в начале 2021 г., куда уже приглашен будущий президент США Байден, который известен как убежденный атлантист.

Александр Ивахник
Read more
Bunin & Co 2 Dec, 17:05
Проблема российской политики в отношении государств-«друзей» состоит в двойственности, в рамках которой одна тенденция доминирует над другой. Более слабая тенденция – рациональное понимание, что эти режимы находятся в тупике, если анализировать их долгосрочные перспективы.

Совершенно не видно, как Александр Лукашенко может держаться без массированного применения силового ресурса и постоянной угрозы российского вмешательства в условиях, когда, по опросу Chatham House, его не поддерживает 72% горожан (а оставшаяся база поддержки – в значительной степени пожилые и малообразованные люди, не способные к добровольным коллективным действиям). А силовики имеют обыкновение уставать в результате многомесячного давления. Николас Мадуро разогнал значительную часть среднего класса, разъехавшегося по различным странам Латинской Америки (благо, испанский язык позволяет устроиться на квалифицированную работу) и опирается на боливарианскую армию и «коллективос» в условиях полностью разваленной экономики. А Башар Асад держится на прямой военной поддержке России.

Поэтому в России хотели бы, чтобы эти режимы как-то трансформировались для большей стабильности – с тем, чтобы российский фактор в этих странах не зависел бы от судьбы конкретного президента. Но президенты это прекрасно понимают – и, напротив, заинтересованы в том, чтобы ничего не менять и замыкать отношения с Россией на себе. Тем более, что, как отмечалось выше, тенденция на управляемые перемены является более слабой. А сильная, доминирующая тенденция, связана со спасением «своих» без оглядки на легитимность и рейтинги. И «свои» это прекрасно понимают.

Поэтому Лукашенко не собирается вести диалог с оппозицией (нельзя же назвать диалогом «разводку» с политическими заключенными, которой занялся лично президент). Асад всё готовится к содержательному диалогу по конституционной реформе – и будет готовиться еще долго. Мадуро проводит парламентские выборы, которые бойкотирует реальная оппозиция – и понимает, что Россия все равно одобрит их результаты, каковыми бы они ни были.

Алексей Макаркин
Read more
Bunin & Co 2 Dec, 16:27
Владимир Путин, выступая 2 декабря на онлайн-заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ, коснулся российско-армянских отношений и перспектив карабахского урегулирования. По словам президента России, правительство Никола Пашиняна нуждается во всемерной поддержке. «Наша задача в том, чтобы сейчас поддержать и самого премьер-министра, и его команду с тем, чтобы наладить мирную жизнь, добиться исполнения всех принятых решений и помочь людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации», - резюмировал российский лидер.

Владимир Путин уже не первый раз демонстрирует готовность поддержать Никола Пашиняна и защитить его от критики. Так в своем в каком-то смысле программном интервью по Нагорному Карабаху 17 ноября президент РФ заявил, что обвинения премьер-министра Армении в предательстве не имеют под собой никаких оснований. Более того, Путин подчеркнул ту высокую меру ответственности, которую глава армянского правительства принял на себя, подписав совместное заявление о прекращении огня в Карабахе. Чем же объясняется такая позиция главы российского государства?

До начала второй карабахской кампании многие СМИ и эксперты говорили о сложностях в отношениях между Москвой и Ереваном после прихода к власти Никола Пашиняна. И в самом деле, Кремль не приветствует «цветные революции» на просторах бывшего Советского Союза. Но армянский лидер не раз подчеркивал, что «бархатная революция», вознесшая его во власть, не имела ничего общего с идеей «геополитического разворота» Армении в сторону Запада. Да и за два года Москва не раз могла убедиться в том, что команда Пашиняна не стремится в НАТО по украинскому или грузинскому сценарию. 

Сдержанность России в период военного обострения в Карабахе осенью 2020 года можно объяснить не стремлением к наказанию строптивых «революционеров», а желанием удержать влияние и на Ереван, и на Баку. Ведь отказ от статуса медиатора почти автоматически означал конфронтацию с Турцией, которой на данном этапе, как минимум, удалось избежать. Сохранив позитивное восприятие российской модерации в Армении и в Азербайджане. Сегодня же разрушение нового статус-кво поставит под вопрос и роль России, как медиатора, и ее миротворческую миссию, и диверсифицированную линию на Кавказе и Ближнем Востоке (учитывая взаимосвязь между этими двумя регионами). И потому не в интересах Москвы столкнуться с внутренними потрясениями или переворотами в Армении. Возможная в таком случае хаотизация в этой стране принесет только новые риски и непредсказуемость. 

Сергей Маркедонов
Read more
Bunin & Co 1 Dec, 23:05
Растет вероятность беспорядочного развода между Великобританией и ЕС. Остался ровно месяц до выхода страны из единого рынка и таможенного союза ЕС, а соглашение об их будущих торгово-экономических отношениях отсутствует. Уже истекли несколько дедлайнов, о которых заявляли обе стороны. Переговоры в Лондоне шли все выходные и продолжились на этой неделе. Одновременно развернулась настоящая война нервов. Самый влиятельный политик Европы Ангела Меркель в понедельник выразила надежду на хороший исход переговоров, но отметила, что некоторые страны ЕС теряют терпение, и вновь подтвердила, что союзу не нужна сделка любой ценой. С другой стороны, представитель Бориса Джонсона заявил, что Британия хочет достичь соглашения о свободной торговле как можно скорее, но не изменит свою переговорную позицию относительно возвращения к полному суверенитету.

Насколько можно понять, сейчас главным препятствием к заключению соглашения является не вопрос о равных условиях оказания госпомощи бизнесу (здесь наметились взаимные подвижки), а острые разногласия в вопросе о рыболовстве в исключительной экономической зоне Великобритании. Сейчас промысел в ней ведется в соответствии с Общей рыболовной политикой ЕС. Брюссель предложил сократить квоту вылова европейских рыбаков в британских водах на 15-18%, в Лондоне назвали это предложение смехотворным.

В свою очередь, Британия, по словам главного переговорщика ЕС Мишеля Барнье, добивается возвращения 80% европейской квоты, что нанесло бы серьезный ущерб рыбакам Франции и других прибрежных стран, которые традиционно вели промысел в британских водах. Кроме того, Лондон хочет ежегодного утверждения квот, а Брюссель настаивает на их долговременной фиксации. С точки зрения простой экономической логики, не очень понятно, почему Лондон так уперся в этом вопросе. Рыбная продукция составляет всего лишь 0,2% ВВП Британии. Более 70% британской рыбодобычи идет в страны ЕС, и без соглашения эта доля неизбежно снизится. Но для правительства Джонсона возвращение суверенного контроля над своими водными ресурсами – это дело принципа.

Впрочем, всё это не значит, что достижение какого-то взаимоприемлемого компромисса невозможно. Ангела Меркель в понедельник намекнула, что в обмен на уступки Лондона по рыболовству Брюссель может уступить в вопросе доступа Британии к европейскому энергетическому рынку. Лондон также крайне заинтересован, чтобы его мощный сектор финансовых услуг мог работать на едином рынке ЕС. Вот только времени для заключения торговой сделки почти не осталось, и это подчеркивают обе стороны. Последний саммит ЕС в этом году, на котором может быть одобрено соглашение, состоится 10 декабря. Так что предстоящие 10 дней будут самыми напряженными.

Александр Ивахник
Read more
Bunin & Co 1 Dec, 17:33
История с проверкой на экстремизм высказываний Алексея Навального дополнилась несогласованностью позиций различных правоохранителей. Александру Бастрыкину так и не удалось объединить под своим началом всех следователей – собственные следственные подразделения остались у МВД и ФСБ. Проверку высказываний проводит Главное следственное управление ГУВД Москвы – так что СКР, опровергая эту информацию, был просто не в курсе того, что происходит у соседей.

А смысл понятен – Навального в России не ждут, поэтому и предупреждают заранее о последствиях возвращения. Это из того же ряда, что и пакет реакционных законопроектов об ужесточении отношения к иноагентам, усилении регулирования митингов и пикетов и контроле над просветительской деятельностью. Своего рода «наш ответ Байдену» как реакция на Беларусь и стремление минимизировать любые политические риски перед думскими выборами 2021 года. Тем более, что закон об экстремизме отличается крайне размытыми формулировками, при которых даже упоминание о насилии может трактоваться как призыв (тем более, что и обосновывающих это экспертов найти легко).

Мнение мировых СМИ и западных политиков российскую власть уже не интересуют – особенно после разрыва с Меркель (как раз по поводу дела Навального) и раздражения от утечек содержания разговоров Путина с Макроном. К большой эмоции февраля 2014 года добавляется целый ряд новых, хотя и не столь сильных, эмоциональных реакций. В том числе и в связи с фигурой Байдена – рациональный аргумент о необходимости скорейшей договоренности о продлении действия соглашения об СНВ, что может дать импульс к более широкому диалогу, вытесняется воспоминаниями о его неприятии возвращения Путина в 2012 году и активной роли в украинских событиях. Навальный в этом контексте воспринимается как агент противника – примерно так, как советская власть относилась к диссидентам.

Алексей Макаркин
Read more
Bunin & Co 1 Dec, 15:29
После того, как в Молдове завершились президентские выборы, вновь избранный глава государства Майя Санду в своих выступлениях не раз подняла тему приднестровского урегулирования. Снова были актуализированы такие сюжеты, как вывод Оперативной группы российских войск (ОГРВ) с берегов Днестра и трансформация нынешней миротворческой операции в формат под эгидой ОБСЕ. Эти заявления предсказуемо вызывали широкие дискуссии, как в Кишиневе, так и в Москве.

Между тем, в самом Приднестровье состоялись выборы в Верховный совет. Голосование за депутатов парламента непризнанной республики состоялось 29 ноября. И на фоне бурных геополитических дебатов собственно внутренняя повестка дня ПМР оказалась в тени. То, что происходит в Тирасполе привлекало журналистов и экспертов намного меньше, чем так называемый «приднестровский вопрос» на выборах президента Молдавии (речь об участии жителей Левобережья Днестра и Бендер в голосовании на территории «материнского государства»). В чем причина такого невнимания? Ведь как ни относись к ПМР и ее властям они являются партнерами по переговорам с молдавской стороной. В формате «5+2» этот диалог ведется уже не один год, хотя успешным его и не назовешь. 

Думается, причин здесь несколько. В конце ноября в Приднестровье прошли парламентские, а не президентские выборы. Ранее парламент был в непризнанной республике местом жарких дебатов и даже противостояния ветвей власти. Но многое в последние годы изменилось.  Более того, за время легислатуры действующего президента Вадима Красносельского, Верховный совет утратил свое прежнее значение. Сократилось количество депутатских мандатов на всех уровнях, включая общереспубликанский, был снижен порог явки для признания выборов состоявшимися. Фактически выборы-2020 рассматривались, как генеральную репетицию президентской кампании будущего года. И ожидания от итогов оправдались. Из 33 депутатов 29 человек представляют провластную партию «Обновление», а оставшиеся 4- «практики-хозяйственники», являющиеся, скорее бизнесменами, чем политиками. Остроты ситуации добавляет то, что и партия «Обновление», и представители беспартийного бизнеса связаны с группой кампанией «Шериф», которая является, если так можно сказать, «республикообразующим». 

Это создает, с одной стороны, определенное удобство, в том числе и на переговорах. Если Кишинев часто отличает наличие двух-трех параллельных внешнеполитических курсов, то в Тирасполе понятная вертикаль. Она предсказуема. В то же время концентрация власти в руках бизнес-гиганта (по меркам Приднестровья) и ее делегатов в структурах управления создает и риски. Ведь в случае смены курса в ту или иную сторону, оппонентов такому повороту не будет. Или они будут слишком слабы, чтобы повлиять на ситуацию. 

Сергей Маркедонов
Read more
Bunin & Co 30 Nov, 17:49
Про планы партийной оптимизации.

1. «Справедливая Россия» почти за год до выборов в полупроходной зоне, и для нее это опасно. Главное даже не в цифрах, а в дефиците привлекательных идей. Партия за десятилетия сильно сдвинулась в сторону консерватизма и державничества – так что уже трудно узнать в ней участника Социнтерна, чем «эсеры» когда-то весьма гордились. Но эти характеристики неуникальны – поэтому по консерватизму «Справедливая Россия» проигрывает «Единой России», а по державничеству – и КПРФ, и ЛДПР, продвигающим разные его варианты («красный» и условно «белый»). Новые прорывные идеи придумать трудно, поэтому в этих условиях важен каждый голос – поэтому исчезновение любого мелкого конкурента, способного отнять хотя бы полпроцента, для партии выгодно.

2. «Родина» - проект с хорошим брендом, запомнившимся прошлым, но с совершенно бесперспективным настоящим. Рогозин в него не вернется, по крайней мере, пока Кремль делает главную политическую ставку на «Единую Россию» (а в 2021 году такая ставка однозначна) - отбор голосов у «партии власти» прямо противоречит правилам игры.

3. «За правду» неудачно выступила на региональных выборах 2020 года. Сейчас партия завышает ставки перед возможным торгом с «эсерами», заранее объявив о составе первой тройки и в связи с этим об альянсе с Николаем Стариковым. Но Стариков с его неудачным опытом партстроительства и с образом, близким к прилепинскому, дополнительных голосов партии не даст.

4. Пенсионеры обладают прекрасным брендом, но после истории 15-летней давности с Гартунгом проводят столь смиренные избирательные кампании (тоже чтобы не отобрать голоса у «единороссов»), что шансов на прохождение в Думу у них немного. Разве что избиратели из протеста начнут голосовать за партию, не настроенную на успех.

5. «Патриоты России» - это давно уже партийная франшиза с политкорректным названием, под которой в регионах идут самые разные люди – от северокавказских кланов до соратников ныне арестованного красноярского Быкова. Конвертировать эти успехи в федеральный результат невозможно.

6. Так что на математическом уровне объединение, на первый взгляд, может быть выгодно всем. Но есть и ограничитель – не идеологический, а тоже математический. Проходных мест в партийном списке мало, желающих (в первую очередь, инкумбентов) много. Есть еще и интересы «эсеровских» губернаторов, и спонсоров, которые захотят гарантий, вспоминая опыт так и не попавшего в Думу в 2016 году покойного Арсамакова. Так что малым партиям могут не понравится условия – а «эсеры» многого им не предложат.

Алексей Макаркин
Read more
Bunin & Co 30 Nov, 12:51
 Резолюция французского Сената ожидаемо не получила поддержку со стороны МИД Франции. Как правило, структуры исполнительной власти намного более консервативны в своих действиях по возможному изменению статус-кво в современном мире по сравнению с представителями законодательных органов. 

Как бы то ни было, а вопрос о критериях признания де-факто образований, возникших в результате этнополитических конфликтов, дискуссия в верхней палате парламента Франции подстегнула. Ведь данный вопрос был поднят в структурах власти не мирового маргинала и не экзотической страны вроде Науру или Тувалу, а государства-члена НАТО, ЕС, постоянного члена Совбеза ООН. Формула про Косово, как некий уникальный случай, таким образом, была, как минимум, поставлена под сомнение. 

И в этом контексте мы наблюдаем активизацию дискуссии о возможном признании Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК). Это образование возникло в результате противостояния двух киприотских общин (греков и турок), после того, как остров добился независимости от Великобритании. Но единого государства там так и не получилось.  ТРСК отделилась в ходе военного конфликта в 1974 года, и через девять лет она была признана Турцией. 

С тех пор больше ни одна из стран к решению Анкары не присоединилась. Но сегодня турецкая внешняя политика демонстрирует наступательность по многим направлениям. И кипрский вопрос сегодня снова актуализируется. С учетом ведущейся Турцией геологоразведки вблизи острова, вопрос о расширении признания ТРСК превращается в нечто большее, чем в вопрос символической политики. Недавно в турецком издании «Selçuk Böke» появилась публикация, в которой делался прогноз о трех странах, готовых присоединиться к Анкаре в деле поддержки Северного Кипра. Речь о Пакистане, Азербайджане и Ливии. Исламабад с самого момента распада СССР не признавал независимость Армении, а в последние годы его кооперация с Анкарой возросла. Можно вспомнить выступление Реджепа Тайипа Эрдогана на Генеральной Ассамблее ООН, где он жестко критиковал Индию за дискриминацию мусульман в Джамму и Кашмире.  Азербайджан и ранее демонстрировал интерес к кооперации с ТРСК, но проблема Карабаха сдерживала Баку от неоднозначных шагов на кипрском направлении. В ливийских же делах в последние годы турецкое влияние выросло до того, чтобы считать Анкару одним из важнейших игроков в Северной Африке. 

Стоит заметить, что в северной части Кипра в октябре 2020 года поменялась власть. И место Мустафы Акынджи, позволявшего себе публичную критику в адрес Эрдогана, а также споры с ним, занял Эрсин Татар. Тот, кто всегда и во всем поддерживал внешнюю политику Анкары. В отличие от своего предшественника и соперника на выборах он выступает не за федерацию на Кипре, а за два самостоятельных национальных образования на острове. В этом контексте Татар заинтересован в расширении международной легитимации ТРСК. И потому уже запланировал визиты в Ливию, Пакистан и Азербайджан. 

Сергей Маркедонов
Read more
Bunin & Co 29 Nov, 22:44
Прошло две недели после президентских выборов в Молдове. Избранный президент Майя Санду, которая вступит в должность 23 декабря, активно начала переходный период, сделав ряд заявлений по внешней и внутренней политике. В Москве наибольшую реакцию вызвали ее слова о том, что формат урегулирования конфликта в Приднестровье должен включать полный вывод российских войск с территории Молдовы. Мария Захарова тут же дала жесткую отповедь: «Мы рассматриваем данное заявление как направленное на подрыв усилий по мирному урегулированию приднестровской проблемы». Однако нужно учитывать, что для Санду это была по сути ритуальная фраза. Приднестровский конфликт – не просто застарелый, в обозримой перспективе он не имеет шансов на разрешение, и при президенте Додоне эти шансы не увеличились. Так что тема Приднестровья – это, пожалуй, последнее, что сейчас волнует избранного президента.

Гораздо более активный интерес Санду проявляет к укреплению отношений с Западом, прежде всего с Евросоюзом, а также со странами-соседями – Румынией и Украиной, не отказываясь, впрочем, от «повестки сотрудничества» с Россией. Показательно, что в один и тот же день, 18 ноября, она встретилась с главой делегации ЕС в Молдове, с послами США, Румынии, России и Украины. Что касается НАТО, то здесь позиция Санду однозначна. В телеинтервью 26 ноября она отметила: «Вы читали что-то в моей программе про НАТО? Я считаю, что мы должны говорить о проблемах людей, а сегодня они не ждут присоединения к НАТО. Главная проблема сейчас – это борьба с коррупцией, проблема государства, захваченного мафиозными кланами».

Однако для решения этой важнейшей для Молдовы задачи президентских полномочий в парламентской республике явно недостаточно. Глубокая реформа судебной системы и системы правоприменения требует принятия соответствующих законов. Преобладающее большинство нынешних депутатов парламента в этом не заинтересованы. Санду заявляет о необходимости смены поставленного Додоном правительства во главе с технократом Ионом Кику и скорейших досрочных парламентских выборов. Но в парламенте у ее партии и партии ее прежнего союзника Андрея Нэстасе вместе 26 мест из 101. Вообще-то сейчас все парламентские фракции согласны с тем, что выборы должны пройти досрочно. Вопрос в том, когда именно.

Додон заявил, что после сложения полномочий не будет претендовать на пост премьера, а снова возглавит Партию социалистов, имеющую наибольшую фракцию – 37 депутатов. Он отметил, что выборы должны пройти через год. Додон хочет, чтобы до выборов у власти оставалось правительство Кику. Но для этого ему нужно получить новое большинство в парламенте. Еще до президентских выборов коалицию с партией Додона покинула Демпартия. Она пытается отстроиться от Влада Плахотнюка после того, как беглый главный олигарх, разойдясь с Додоном, за большие деньги переманил половину депутатов от партии в отдельную группу Pro Moldova. Но теперь 6 депутатов этой группы из 12 вышли из нее и создали новую платформу Pentru Moldova вместе с 9 депутатами партии «Шор». Похоже, на этот раз скупщиком мандатов выступил другой беглый олигарх-проходимец Илан Шор, который перед вторым туром выборов критиковал Санду, а Додон хвалил работу партии «Шор». Едва ли Додон пойдет на открытую коалицию с платформой Pentru Moldova. Но неформальные договоренности, похоже, есть, и это дает Додону поддержку большинства депутатов. Так что в предстоящие месяцы, судя по всему, развернется вязкая борьба между новым президентом и бывшим, стремящимся сохранить контроль над парламентом и правительством.

Александр Ивахник
Read more
Bunin & Co 27 Nov, 15:30
История с инициативой об отмене официального статуса русского языка в Киргизии – стандартная двухходовка. Вначале один из 89 членов конституционного совещания сказал, что русский язык надо лишить этого статуса. Потом была выдержана небольшая пауза, и бывший и.о. президента (он ушел в отставку, чтобы получить право баллотироваться на президентских выборах 10 января) Садыр Жапаров благородно встал на защиту русского языка. Теперь подразумевается, что Россия должна оценить благородство – и возобновить финансовую поддержку Киргизии, которая была приостановлена после того, как зашаталась власть теперь уже бывшего президента Сооронба Жээнбекова. И стало видно, что к власти прорывается Жапаров – политик-популист, с Москвой несогласованный.

Интереснее другое – что одновременно с президентскими выборами в стране пройдет референдум по проекту новой Конституции, которая ликвидирует в Киргизии парламентско-президентскую республику, превращая ее в президентскую. Впрочем, парламент в Киргизии, даже наделенный большими формальными полномочиями, отличается конформизмом. Оппозиция Жапарову обращает внимание на то, что нынешнее парламентское большинство было сформировано еще при Алмазбеке Атамбаеве, затем, доставшись по наследству Жээнбекову, проголосовало за снятие неприкосновенности с Атамбаева, а сейчас всячески демонстрирует лояльность Жапарову. Но в то же время в парламенте представлены различные кланы (их «недопредставленность» после последних выборов и привели к острому конфликту, отмене их результатов и смещению Жээнбекова) с конкретными политико-экономическими интересами.

Теперь же, если жапаровская Конституция будет принята, президент сможет назначать и увольнять министров и других чиновников, вносить в парламент законопроекты. Количество депутатов уменьшается со 120 до 90 человек. Учреждается «высший совещательный, консультативный и координирующий орган народовластия» в виде народного курултая, на которого президент может опереться, если вдруг депутаты решат взбунтоваться. И, на всякий случай, предложено запрещать СМИ, деятельность которых «противоречит общепринятым нравственным ценностям и традициям народов Кыргызстана».

Президентская республика напоминает элитам о временах Курманбека Бакиева, одним из соратников которого был Жапаров. Попытка жесткого президентского правления завершилась тогда восстанием северных кланов, поддержанным Россией, обиженной на Бакиева за его сотрудничество с американцами. И теперь Жапарову в случае принятия Конституции и победы на выборах будет очень непросто руководить страной, привыкшей к внутриэлитному плюрализму. Где элиты при всем конформизме готовы при необходимости отстаивать свои интересы.

Алексей Макаркин
Read more
Bunin & Co 26 Nov, 20:30
Глава «партии танчиков» Вячеслав Макаров покинул свой пост. Партия прямой демократии оказалась самым неудачным из четырех новых партийных проектов. «Новые люди» успешно выступили в регионах, используя модернистскую риторику и проводя активные кампании (хотя конвертировать этот результат в общенациональный рейтинг пока не удается). «За правду» прошла в Рязанской области – на малой родине Захара Прилепина; в других регионах сталинистская и реваншистская риторика мало кого привлекла. «Зеленая альтернатива», прошедшая в два региональных парламента, выглядит безобидной экологической партией, за которую можно проголосовать аполитичному избирателю, если в списках нет Партии пенсионеров – существенно более удачного бренда, также ориентированного на такую аудиторию.

Партия прямой демократии не прошла ни в один региональный парламент. Ее лучший результат – 2% в Воронежской области. Соответственно, у партии нет федеральной льготы (возможности участвовать в выборах в Госдуму без сбора подписей). После таких результатов проект можно закрывать.

Если позиционирование трех партий примерно понятное (модернисты, реваншисты, экологисты), то Партия прямой демократии так и осталась без ниши. Еще в январе Макаров говорил в интервью The Bell, что он «достаточно аполитичен», дал понять, не чужд либертарианских ценностей, но при этом одобряет госкапитализм. Соединить все эти компоненты в минимально целостный образ было просто невозможно. А продвижение онлайн-технологий (предполагаемая «фишка» партии) рассматривается населением в отрыве от политики – как сугубо технологический процесс, не побуждающий к голосованию за партию. Ну и явное нежелание говорить о политике тоже не пошло партии на пользу – люди склонны ругать политиков, но на выборах все же делают политический выбор.

Алексей Макаркин
Read more
Bunin & Co 26 Nov, 13:48
Европейские власти чувствуют, что жители сильно устали от карантинов и локдаунов, вновь введенных во время второй волны коронавируса. Широко распространившаяся депрессия и активное недовольство ковидоскептического меньшинства побуждают правительства искать способы смягчения ограничений для впрыска позитивных эмоций хотя бы на период Рождества и Нового года. В ряде стран такой способ увидели в массовом скрининге населения с помощью быстрых тестов на антигены коронавируса. Такие тесты, появившиеся сравнительно недавно, имеют ряд преимуществ перед классическими ПЦР-тестами: они дают результат в течение 10-15 минут, не требуют лабораторных условий и намного дешевле. Расчет делается на то, чтобы к праздникам протестировать большинство жителей, инфицированных оставить на самоизоляции, а здоровым разрешить общаться с родственниками и друзьями и перемещаться на длинные расстояния.

Наиболее масштабный характер быстрые тесты на антиген приобрели в небольшой Словакии, где правительство решило пропустить через скрининг все население. До Рождества будет организовано три раунда скрининга в дополнение к двум прошедшим, всего будет проведено 8 млн тестов, причем их прохождение станет обязательным. В Австрии также запланировано в декабре тестирование большинства населения. В Великобритании сейчас массовое быстрое тестирование испытывается в Ливерпуле. После масштабирования этого опыта планируется провести операцию «Лунный выстрел», в ходе которой будет осуществляться 10 млн тестов в день.

Однако эксперты-вирусологи предупреждают, что массовое осуществление быстрых тестов на антигены не является надежным основанием для принятия государственных решений. Пока нет достоверных данных о точности этих тестов. Отдельные исследования выявили, что показатели точности (до 90% и выше), объявляемые разработчиками и организаторами тестов, бывают значительно завышенными. Исследование, проведенное в США, показало, что тесты на антиген не выявляют вирус на ранних стадиях заражения. Помимо этого, степень точности быстрых тестов зависит от того, кто их делает. Британское исследование выявило, что разница в точности тестов, проводимых опытным медперсоналом и оперативно обученными людьми, составляет 16%. А при массовом скрининге используется в основном второй тип людей.

Так что, с точки зрения специалистов, ставка политиков на экспресс-тестирование для либерализации условий проведения Рождественских праздников может привести к обратным результатам. В Великобритании власти приняли решение о том, что на Рождество родственники или друзья из трех домохозяйств смогут собираться вместе в одном доме. Однако двое советников, входящих в Научно-консультативную группу по чрезвычайным ситуациям при правительстве, заявили, что такое ослабление ограничений приведет к переполнению больниц и даже может вызвать третью волну эпидемии.

Александр Ивахник
Read more
Bunin & Co 26 Nov, 12:01
К визиту в Минск Сергея Лаврова Александр Лукашенко приготовил подарок. Закончено следствие по делу экс-председателя правления Белгазпромбанка Виктора Бабарико, которому предъявлено обвинение по фактам получения взяток организованной группой в особо крупном размере и легализации средств, полученных преступным путем. Это значит, что скоро суд и немалый срок лишения свободы. Хотя всегда остается шанс на то, что «батька отпустит», но он быстро уменьшается.

Встреча Лукашенко с оппозиционерами, включая Бабарико, никак не повлияла на судьбу экс-банкира. В России рассчитывали, что Лукашенко пойдет хотя бы на какие-то компромиссы с частью оппозиции, попытавшись расколоть своих оппонентов на «жестко прозападных» и «совместимых с Россией». И попытается изолировать первых, сговорившись со вторыми. Но Лукашенко, во-первых, исходит из того, что «совместимые» (типа Бабарико) для него опаснее именно из-за связей с Москвой (и при этом приемлемостью для Запада). А, во-вторых, из всех соглашений с оппонентами он признает только одно – безоговорочную капитуляцию последних. На что Бабарико идти не хочет.

Провластные источники в России сообщают, что в период своего спасения Лукашенко обещал провести конституционную реформу и потом уйти в отставку. Но укрепившийся Лукашенко уходить не собирается, равно как и всерьез ограничивать свои полномочия. Он исходит из того, что Россия будет вынуждена продолжать его поддерживать, чтобы не допустить очередной «цветной революции» у своих границ. А сам белорусский президент надеется возобновить столь нелюбимую Москвой (когда речь идет не о себе, а о партнерах) многовекторную внешнюю политику, полагая, что Запад в среднесрочной перспективе смягчит свое отношение к его режиму.

А пока что, согласно результатам исследования «Белорусской аналитической мастерской», в Белоруссии сокращается число сторонников интеграции с Россией. Если в начале прошлого года эту идею поддерживали более 60% белорусов, то в сентябре их доля снизилась до 51%. А в ноябре — и вовсе до 40%. На этом фоне растет количество тех, кто выступает за интеграцию с Евросоюзом: в течение месяца их доля выросла с 24 до 32%. Это прямое следствие того, что Россия в общественном мнении Беларуси все более связывается с Лукашенко.

Алексей Макаркин
Read more
Bunin & Co 26 Nov, 10:59
Информационные агентства под вечер 25 ноября запестрели сообщениями о французском признании независимости Нагорного Карабаха. В какой степени это соответствует действительности? И можно ли говорить о том, что отношение официального Парижа к проблеме более нюансированное, чем оно представляется любителям сенсаций?

Что же собственно произошло? Сенат Франции действительно принял резолюцию по Карабаху. Этот вопрос актуализировался в октябре 2020 года после военной эскалации в Закавказье. Тогда Валери Буайе, французский сенатор (представляет департамент Буш-дю-Рон) заявила о необходимости признания независимости Арцаха (там в Армении называют Карабах). В твиттере она следующим образом обозначила свою цель: «Противостоять продвижению Азербайджана в Нагорном Карабахе означает также противостоять распространению турецкого ислама по Европе». 

Впоследствии эта инициатива обрела форму документа, который подписали лидеры пяти крупнейших политических фракций верхней палаты французского парламента. По словам одного из подписантов Эрве Марселя, принятие карабахской резолюции поддержали все основные силы в Сенате. Итог налицо. 305 голосов «за» при одном «против». Но есть принципиальный нюанс! Документ, поддержанный сенаторами, носит рекомендательный, а не юридически обязывающий характер. Верхняя палата парламента Франции ходатайствует перед правительством поддержать непризнанную НКР, чтобы использовать это в ходе дальнейших переговоров. Но далеко не факт, что кабинет министров пойдет на этот шаг. 

Франция – один из трех сопредседателей Минской группы. И одностороннее признание статуса Карабаха означало бы радикальное изменение роли Парижа, ее превращение из медиатора в патрона армянской стороны. Добавим к этому еще тот факт, что такой патронаж не обеспечен реальными военно-политическими ресурсами. И, естественно, он создал бы жесткую оппозицию таким действиям со стороны Анкары и Баку, которые бы использовали такой шанс для проталкивания вопроса о пересмотре имеющегося формата сопредседателей. И потому реакция МИД и исполнительной власти Франции на сенатский проект была более, чем сдержанной. 

К чему же тогда эта парламентская буря? Начнем с того, что не за горами президентские выборы. И темы противостояния воинствующему джихадизму, вопросы контроля над миграционными процессами, а также «имперские» поползновения Турции будут в фокусе будущей предвыборной повестки дня. Развернется нешуточная конкуренция за освоение всего комплекса секьюритизации. И в этом контекст хорошо вписывается и Карабах, и продвижение темы заботы о малых странах. Те сюжеты, которые французская аудитория может позитивно воспринять. Поэтому «карабахское лыко» также окажется в строку, какие бы перспективы ни открывались у переговорного процесса и Минской группы ОБСЕ. 

Сергей Маркедонов
Read more
Bunin & Co 25 Nov, 17:57
Либерал Эммануэль Макрон под воздействием исламистских терактов во Франции, неудач в борьбе с пандемией и постепенно приближающихся президентских выборов ощутимо сдвигается вправо. Во всяком случае именно так восприняли во Франции и за ее пределами законопроект о безопасности, внесенный депутатами президентской партии «Вперед, Республика!» и одобренный 24 ноября Национальным собранием.

Сам по себе законопроект является естественным ответом на ухудшение ситуации с безопасностью в стране. Но жаркие споры вызвала ст. 24 законопроекта, запрещающая публикацию в СМИ или социальных сетях видеокадров и фотографий, которые фиксируют действия полицейских, если это делается с намерением «нанести вред физической или психологической неприкосновенности» сотрудника полиции. Нарушителям грозит тюремное заключение сроком 1 год или штраф в €45 тыс. Правительство утверждает, что эта статья необходима для защиты полицейских и членов их семей от злоумышленников, а критики заявляют, что она усилит безнаказанность полиции и будет стимулировать насилие с ее стороны во время разгона протестных акций. Правозащитные и журналистские организации указывают, что расплывчатость формулировки открывает дорогу полицейскому произволу и может препятствовать свободе слова, которую в других случаях защищает президент Макрон. В субботу тысячи французов несмотря на локдаун вышли на улицы Парижа и других городов с протестом против законопроекта.

С критикой законопроекта выступили французский омбудсмен Клэр Эдон и представитель Еврокомиссии, который отметил, что страны-члены ЕС должны соблюдать принцип пропорциональности между безопасностью и гражданскими свободами. Проявились несогласные и в самом президентском лагере. Министр культуры Розелин Башло заявила, что противники законопроекта поднимают правомерные вопросы и что необходимо обеспечить защиту права на информирование. В правящей партии «Вперед, Республика!» также не все поддержали законопроект. Во вторник Национальное собрание одобрило законопроект после первого чтения 388 голосами против 104. Но 10 депутатов из партии Макрона голосовали против, а 30 воздержались. В декабре законопроект будет обсуждаться в Сенате. Премьер-министр Жан Кастекс заявил, что по окончании законодательного процесса он направит принятый закон на рассмотрение в Конституционный совет.

Президент Макрон пока отмалчивается, но его политическая траектория в тяжелом 2020 году достаточно очевидна. Он победил на выборах 2017 года благодаря тому, что подчеркнуто ломал старые водоразделы между левыми и правыми и сумел привлечь широкий спектр лево- и правоцентристских избирателей. Сейчас Макрон поворачивается в сторону убежденных правых консерваторов, стараясь не дать им уйти в праворадикальный лагерь Марин Ле Пен. Но при этом президент вполне может растерять поддержку на широком левом фланге.

Александр Ивахник
Read more
Bunin & Co 25 Nov, 16:51
Но проблема, очевидно, носит системный характер. Возможна ли коррекция? Через поправку в Конституцию, отменяющую коллегию выборщиков – нет, не возможна – у республиканцев достаточно сил, чтобы это заблокировать. Через изменение правила назначения выборщиков? Да, есть два способа, но оба проблематичны. Первый – сделать ее чуть более пропорциональной по модели штатов Мэн и Небраска: 2 выборщика = сенаторы – по большинству голосов в штате в целом, остальные – по большинству на территориях, соответствующих округам по выборам в Палату представителей. Но это лишь отчасти скорректирует описанные выше системные перекосы. Есть второй путь: заключить соглашение между штатами (intestate compact), подразумевающее, что выборщики обязаны голосовать за того кандидата, который получил больше голосов по стране в целом (т.е. отмена коллегии выборщиков де факто). Проект такого соглашения давно рассматривается, но оно вступит в силу лишь в том случае, если его поддержат законодательные собрания штатов, в сумме дающих не менее 270 выборщиков (в противном случае оно не имеет смысла). Пока это не получается.

И в заключение: да, избирательная система влияет на исход выборов. Но в конечном итоге их исход определяется множеством факторов: программой кандидатов и их личностями, способностью найти подход к разным когортам избирателей, тактическим ходами и – да, фактором случайности. Если бы не пандемия, шансов удержаться в своем кресле у Трампа было бы гораздо больше. Что не отменяет заслуг Байдена, добившегося рекордного результата по числу проголосовавших за него избирателей.

Борис Макаренко
Read more