Продолжая тему с дорогами, давайте посмотрим и на то, кто по этим дорогам ездил.
К 1991 году в СССР была "большая пятерка" автомобильных республик, где подушевое число авто превосходило уровень РСФСР в 1.5-2 раза. Это трио прибалтов + Армения + Грузия.
Особенно в отрыве были Эстония и Литва, но вообще видна понятная корреляция - чем больше денег и ништяков закачивали в республики, тем больше они ненавидели центр, считали русских унтерменшами и хотели независимости.
РСФСР смотрится значительно лучше Средней Азии, на уровне Украины и Туркмении, но тут есть три нюанса:
1. Москва. Все-таки столица СССР, на 1993 год тут было уже 113 авто на 1000 жителей. В 1991 поменьше, очевидно, но тоже сильно выше среднего.
2. Республики РСФСР, которые имели показатели повыше обычных областей.
3. Огромный % детей в Средней Азии и Азербайджане. Если считать авто на 1000 взрослых людей - пропорция заметно сгладится.
В 2024 РФ имеет порядка 320 авто на 1000 жителей, а судьба республик сложилось разнонаправлено.
Прибалтика на фоне вступления в ЕС и почетного статуса вымиратов держит отрыв подушевой автомобилизации, а вот у остальных все сильно хуже.
Таджикистан от уровня 1991 года особо и не поднялся, пишут про 51 авто на 1000 жителей в 2021 году.
Ну, и понятно, что автопарк стран стал радикально различным как по возрасту авто, так и по модельному ряду.
Скажем, довоенная Украина тянулась за РФ, но имела почти в 2 раза более старый автопарк из видавших виды "евроблях", тогда как продажи новых авто там были ничтожными.
В 2019 году в стране было продано в 20 раз меньше новых машин, чем в РФ, что там на душу прикиньте сами.