Тема опустения деревень после поста Ольги Бонч-Осмоловской вызвала неожиданный резонанс, и попадалось много любопытных мыслей в разговорах с разными людьми.
К сожалению, приходится признать, что чаще всего (хотя и не всегда) люди конструируют симулякр деревни из резных наличников и павлопосадских платков, не имеющий под собой реальной основы.
Деревенская жизнь и уклад не имеют ничего общего с жизнью творческих людей и звезд в их стильных загородных домах или жизнью коттеджных поселков.
Тут, как справедливо кто-то заметил, глухие трехметровые заборы ярче всего свидетельствуют об отсутствии какой-либо общинности.
Идея, превращавшая деревню в общину, была сугубо экономической. Причиной, по которой люди находились на этой земле, были не красивые домики (они были следствием), а сама земля, кормившая их. Вырастить урожай или другой товар, а затем вместе довезти его до рынка и вернуться обратно в безопасности — вот основной смысл деревни.
Сейчас он очевидно утрачен в силу общего прогресса. Лихие люди не ограбят по дороге. Овощи и мясо горожане купят в магазине или на фермерских хозяйствах, а рынок стал царством перекупщиков. Сами селяне практически перестали что-либо выращивать.
Еще недавно особый уклад у деревни все же существовал. К примеру, в начале 90-х, когда в каждом дворе еще были «приватизированные» коровы и другой скот, важнейшим моментом годового цикла оставался сенокос. В нем участвовали абсолютно все, поскольку на одну корову на зиму требовалось накосить около 3 тонн сена, а промежуток от момента созревания до того, как трава поляжет и начнет гнить, очень короткий.
И мне довелось наблюдать невероятную инициацию моего брата в деревенского парня, после того, как он вместе со всем селом выходил на покос в течение всего положенного времени. Он стал своим в период, когда враждебность к москвичам (и чужакам-горожанам вообще) имела в деревнях самые радикальные формы — ваш дом или машину могли сжечь просто потому, что вы городские. Такой вот «коллективизм».
Это пример того, какое колоссальное значение в старой деревне до сих пор имеет институт репутации. Ни научное, ни общественно-политическое сообщество не может похвастаться такой длинной и внимательной памятью. Это именно тот случай, когда «стоит один раз поиметь козу» или даже спровоцировать устойчивый слух, и уважение потеряете не только вы, но и ваши родственники на несколько поколений вперед.
А храм...с храмом тоже не все так просто. Действительно, большая масса людей формирует приход, и есть некая взаимопомощь на почве духовного единства. Но все же на службе каждый индивидуалист более, чем где-либо: исповедь, молитва, общение с Богом — вещи очень личные, даже интимные. Паства не является коллективом и вне богослужения обычно не общается, за исключением части прихода, задействованной в прямом общении с настоятелем или священниками. Да и были церкви далеко не в каждой деревне, только в больших селах.
Словом, оторвавшись от земли экономически, деревенский житель превратился в загородного или даже городского дачника.
Как и чем вернуть настоящего Хозяина (прекрасное и емкое деревенское обращение), а не Туриста и вдохнуть настоящую осмысленную жизнь в русскую деревню, и возможно ли это сейчас?
Пока из мотивов видится только «любовь к отеческим гробам» и ностальгия по жизни на природе, романтике и эстетике деревянного дома с большим садом, схожая с особым отношением к печатным книгам в цифровую эпоху.
@russ_krasota
К сожалению, приходится признать, что чаще всего (хотя и не всегда) люди конструируют симулякр деревни из резных наличников и павлопосадских платков, не имеющий под собой реальной основы.
Деревенская жизнь и уклад не имеют ничего общего с жизнью творческих людей и звезд в их стильных загородных домах или жизнью коттеджных поселков.
Тут, как справедливо кто-то заметил, глухие трехметровые заборы ярче всего свидетельствуют об отсутствии какой-либо общинности.
Идея, превращавшая деревню в общину, была сугубо экономической. Причиной, по которой люди находились на этой земле, были не красивые домики (они были следствием), а сама земля, кормившая их. Вырастить урожай или другой товар, а затем вместе довезти его до рынка и вернуться обратно в безопасности — вот основной смысл деревни.
Сейчас он очевидно утрачен в силу общего прогресса. Лихие люди не ограбят по дороге. Овощи и мясо горожане купят в магазине или на фермерских хозяйствах, а рынок стал царством перекупщиков. Сами селяне практически перестали что-либо выращивать.
Еще недавно особый уклад у деревни все же существовал. К примеру, в начале 90-х, когда в каждом дворе еще были «приватизированные» коровы и другой скот, важнейшим моментом годового цикла оставался сенокос. В нем участвовали абсолютно все, поскольку на одну корову на зиму требовалось накосить около 3 тонн сена, а промежуток от момента созревания до того, как трава поляжет и начнет гнить, очень короткий.
И мне довелось наблюдать невероятную инициацию моего брата в деревенского парня, после того, как он вместе со всем селом выходил на покос в течение всего положенного времени. Он стал своим в период, когда враждебность к москвичам (и чужакам-горожанам вообще) имела в деревнях самые радикальные формы — ваш дом или машину могли сжечь просто потому, что вы городские. Такой вот «коллективизм».
Это пример того, какое колоссальное значение в старой деревне до сих пор имеет институт репутации. Ни научное, ни общественно-политическое сообщество не может похвастаться такой длинной и внимательной памятью. Это именно тот случай, когда «стоит один раз поиметь козу» или даже спровоцировать устойчивый слух, и уважение потеряете не только вы, но и ваши родственники на несколько поколений вперед.
А храм...с храмом тоже не все так просто. Действительно, большая масса людей формирует приход, и есть некая взаимопомощь на почве духовного единства. Но все же на службе каждый индивидуалист более, чем где-либо: исповедь, молитва, общение с Богом — вещи очень личные, даже интимные. Паства не является коллективом и вне богослужения обычно не общается, за исключением части прихода, задействованной в прямом общении с настоятелем или священниками. Да и были церкви далеко не в каждой деревне, только в больших селах.
Словом, оторвавшись от земли экономически, деревенский житель превратился в загородного или даже городского дачника.
Как и чем вернуть настоящего Хозяина (прекрасное и емкое деревенское обращение), а не Туриста и вдохнуть настоящую осмысленную жизнь в русскую деревню, и возможно ли это сейчас?
Пока из мотивов видится только «любовь к отеческим гробам» и ностальгия по жизни на природе, романтике и эстетике деревянного дома с большим садом, схожая с особым отношением к печатным книгам в цифровую эпоху.
@russ_krasota