Историк Хаджимурад Доного приводит слова русского генерала Комарова:
В чем же причина долгого и упорного следования адатам местных владетелей и почему они упорствовали во внедрении шариатского правосудия? Причина такого упорства крылась вовсе не в национально-патриотических или идеологических мотивациях, а в том, что владетели с внедрением шариата практически полностью могли потерять свою власть над людьми и финансовым ресурсом, лишались возможности осуществлять самостоятельную расправу. Шариат нес для них невыгодную справедливость, объявляющую всех равными перед законом Аллаха. «Сохранение адата было выгодно для самих правителей, – писал А. Комаров, – которые сами нашли в нем поддержку и упрочение своей власти. Штрафы, взыскиваемые с виновных при решении дел по адату, составляли немаловажный источник доходов и возможность установить новые адаты и решать по ним многие дела, не стесняясь постановлениями Корана, давали им могущественные средства – упрочивать свою власть» . Вместе с тем, нормы шариата в противовес узким местным адатам могли сыграть значительную роль в объединении горских масс, ханств и обществ.
Добавлю:
Книга Аллаха является кладезем мудрости для человека размышляющего. В ней можно найти объяснение многим вещам, связанным с природой человека. Если мы внимательно изучим истории пророков, то увидим, что зависть и любовь к мирским блага - главная причина отказа следовать за истиной, с которой приходили пророки.
В Коране сказано:
قَدْ نَعْلَمُ إِنَّهُ لَيَحْزُنُكَ الَّذِي يَقُولُونَ ۖ فَإِنَّهُمْ لَا يُكَذِّبُونَكَ وَلَٰكِنَّ الظَّالِمِينَ بِآيَاتِ اللَّهِ يَجْحَدُونَ
Поистине, Мы знаем, что тебя (о, Пророк) печалит то, что они говорят (о тебе) (называя тебя колдуном, поэтом, прорицателем и сумасшедшим). Поистине же, они не считают тебя лжецом (в своих душах) [они знают, что ты полностью правдив], но однако беззаконники [те, которые пытаются притеснить тебя и враждуют с тобой] отрицают знамения Аллаха (о том, что ты правдив) (и не верят в то, с чем ты явился к ним)!Коран 6:33
В толковании к этому аяту ибн Касир приводит историю из книги Ибн Исхака. Аль Ахнас ибн Шарик пришел к Абу Джахлю и спросил его о Коране, который тот услышал:
Что я слышал? Мы и Бану Абд Манаф боролись за почет: они кормили людей, и мы кормили, они помогали, и мы помогали, они давали и мы давали, мы были одинаковы, и никто не опередил другого, как две одинаково бегущие скаковые лошади. Они сказали: «Среди нас пророк и к нему приходит откровение с неба». А у нас такого нет. Клянусь Аллахом, мы в него никогда не уверуем и не поверим». Аль-Ахнас встал и покинул его.
Разум не способен привести человека к благу, если сердце его окутано страстями. Одурманенный своими желаниями, он не в состоянии заставить себя следовать очевидным доводам и трезвому рассудку.