Юрий Баранчик @barantchik специально для Друида @wisedruiddБелоусов-Дюмин и шанс на выстраивание вертикали военных инноваций "снизу"Сегодня состоялось первое совместное совещание помощника президента РФ Алексея Дюмина и министра обороны РФ Андрея Белоусова. Не размениваясь на бюрократию, сразу перешли к важному – взаимодействие с регионами в части поставок беспилотных летательных аппаратов и обучения их применению.
Предлагается повысить эффективность "народных КБ" в сферах разработки и производства БПЛА, средств радиоэлектронной борьбы и разведки. И, судя по всему, с повышением роли регионов, которым предстоит стать первичным звеном оценки деятельности этих самых народных КБ. При этом А. Белоусов отметил важность координации, которая должна не только повысить темп и качество поставок, но и избежать избыточной вариативности изделий на фронте.
Радует, что подтверждается
прогноз о параллельном кабинете, который должен работать "на результат", отрабатывая новые подходы и концепции, которые после подтверждения эффективности будут потом внедряться в каноничные структуры. Закономерным итогом работы по линии Дюмин-Белоусов должна стать полная перестройка работы Минобороны с инновациями. Причём то, что получится, будет иметь явное сходство с иностранными практиками.
Сейчас у инноваций в оружейном деле путь снизу затруднён крайне. Первая причина – нет гарантий, что твоя инновационная разработка куда-либо пройдёт или хотя бы будет компенсирована стоимость разработки, а твоя компания, потратившая ресурсы на невостребованный продукт, не разорится от некомпенсированных расходов на НИОКР и испытания. Вторая – до сих пор то, что ему нужно, Минобороны решало самостоятельно и внутри себя. После чего формировался оборонзаказ и назначенная приказом военная приёмка, определялись те, кто будет заниматься НИОКР, потом выделялось финансирование, возникали торги и определялось предприятие-производитель, потом испытания и принятие на вооружение. Так, глядишь, года через 3-5 изделие появлялось в войсках. Причём это изделие было такое, чтобы все ахнули – иначе не оправдать такие сроки и бюджеты.
До СВО в Минобороны, несмотря на обильный сирийский опыт, никто не думал о важности копеечных на фоне других разработок FPV-дронов с "морковкой" от РПГ. Иначе сейчас бы летали у нас дроны с термобарическими зарядами убойности "Шмеля".
Очевидно, что сейчас такие сроки не просто неприемлемы. Они катастрофичны. Потому что возникает огромное отставание от военных реалий, а разработка становится устаревшей ещё до воплощения в железе. А значит, должна возникнуть система из нескольких уровней. На первом из них принимаются любые технологические идеи от заявителей, не выглядящих полными идиотами. Ценз выстроить нетрудно, это могут быть профильные ОКВЭД у предпринимателей, некая идущая деятельность предприятия или объективная квалификация частного лица, предлагающего свою разработку.
Дальше идёт отбор идей, по критерию их актуальности и реализуемости в ближайшее, или не очень, время. После чего выделяются гранты на производство опытной партии и бумажная работа на случай того, если изделие "пойдёт".
По итогу опытные партии вместе с представителями производителя закрепляются за отдельными подразделениями, где быстро станет понятно: изделие хорошее, будет таким после доработок – или извините. Хорошие изделия можно запустить в серию, а те, кто в этот раз недоработал, могут попробовать в следующий раз.