Образование по-другому


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha
Toifa: Ta’lim


Мы видим образование по-другому.
Приглашаем к партнерству экспертов отрасли, вузы, EdTech.
Контакт для связи — @educate_differently_bot

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Statistika
Postlar filtri


Одна из основных задач пилотного проекта по трансформации высшего образования – устранить разрыв между рынком труда и образованием

Об этом говорили сегодня на панельной сессии «Квалификации будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений» на ПМЭФ. К дискуссии были приглашены представители органов власти, руководители вузов, представители платформ по поиску работы, а главное – работодатели, которые озвучили свои боли и потребности.

Выступающие подчеркнули, что сейчас на рынке труда наблюдается достаточно высокий уровень безработицы. Из более 4 млн выпускников, около 1 млн – экономисты и юристы. При этом многие лидеры, например, финансового рынка признаются, что далеко не всегда готовы брать кандидата на работу сразу после университета.

Работодатели, особенно гиганты рынка, как правило, заинтересованы в изменении системы образования для более качественной подготовки специалистов. Более того, они активно развивают собственные программы: создают и поддерживают работу профильных классов в школах городов присутствия предприятия; содержат собственные колледжи; выводят студентов на продолжительные практики у себя на рабочих местах; разрабатывают собственные программы переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Отметим, что, несмотря на, казалось бы, параллельность работы вузов и предприятий, заметны переклички в основных тенденциях. И те и другие говорят: о необходимости большего количество практики студентов на реальных рабочих местах, о необходимости внедрения вариативных сроков обучения, о потребности сближения образования и самых современных технологий, которые есть на предприятии и т.д.

Экспериментальные модели «пилота» предлагают образовательные программы с вариативным уровнем квалификаций, но сложить это в цельную картину можно только при активном участии лидеров отрасли.

Подводя итог, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков подчеркнул, что все выступающие делали акцент на синергии бизнеса и образования. По результатам исследований было выявлено, что эффективность такой совместной работы – 80-85% трудоустройства выпускников на выходе. В учреждениях, которые не имеют ориентации на конкретного работодателя и такой тесной интеграции – 50-55%.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Контуры трансформации высшего образования в России начинают вырисовываться

5 июня ректор ТГУ Эдуард Галажинский рассказал Совету Федерации о реализации пилотного проекта по обновлению системы высшего образования в ТГУ. С момента его старта прошел год, за это время был инициирован ряд важных дискуссий, запущены исследования и начаты принципиальные изменения.

1️⃣ Вариативные сроки обучения. В ТГУ были проведены консультации с профессиональным сообществом и ассоциациями работодателей, чтобы определить, какой срок обучения в университете является оптимальным. Ориентиром для определения срока обучения была выбрана национальная рамка квалификаций.

2️⃣ Определение содержания образования. Важнейший вопрос – кто определяет чему учить? В ходе дискуссий поддержали мнение: это должны делать лидеры отрасли, потому что они больше всех заинтересованы в качественных специалистах. ТГУ в рамках «пилота» сотрудничает с банковской сферой, предприятиями нефтехимии, аграрной отраслью.

3️⃣ Изменение нормативной базы. Каждое направление обсуждений сопровождается институциональной проработкой, т.е. на входе предполагается, как под каждое преобразование должна измениться нормативная база (контроль распределения контрольных цифр приема, финансирование обучения и т.д.).

«Мы нащупали те решения, которые принципиально изменяют отрасль. Это тоже не есть изобретение механизмов на ходу. Начиная с covid, мы проводили исследования, чтобы понять, что происходит с образованием, с его качеством и какие требования у работодателей. Поэтому, на мой взгляд, это осмысленное и сложное движение вперед». – Эдуард Галажинский.


ℹ️Напомним, ТГУ в 2023 г. стал одним из вузов-участников пилотного проекта по совершенствованию системы российского высшего образования. По замыслу, вместо международного стандарта в РФ предлагается разработать собственную модель высшего образования. В рамках «пилота» ТГУ запустил 13 программ. В них вуз реализует среди прочего модель так называемых микроквалификаций, позволяющих студентам работать с первых курсов.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Минобрнауки России dan repost
Пилотный проект по обновлению системы высшего образования показал целесообразность выделения единого ядра в образовательных программах соответствующих областей

Об этом Глава Минобрнауки России Валерий Фальков сказал на пленарном заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа».

В качества примера Министр привел опыт Санкт-Петербургского горного университета, который включил в единое ядро своих пилотных программ 12 дисциплин, принципиально важных для получения инженерной профессии.

💬 «Единое ядро создаст два важных эффекта для системы высшего образования в целом. Во-первых, позволит обеспечить общее образовательное пространство от Калининграда до Камчатки независимо от вуза, его ведомственного подчинения и других факторов. Во-вторых, создаст новые возможности для студенческой мобильности и быстрого формирования сетевых программ», — сказал Валерий Фальков.

За последние годы по запросу работодателей вузы открыли уже больше сотни сетевых программ. На них студенты региональных вузов получают возможность использовать ресурсы ведущих университетов страны для подготовки по актуальным для отраслей региона профессиям, например в сфере судо- и авиастроения, пояснил глава Минобрнауки.


Томский государственный университет и Большой университет Томска развивают механизмы интеграции высшего образования с бизнесом и промышленностью

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский считает, что в вузах инновационный процесс как базовый институционализируется сложно, нужна системная работа с изменением процедур, практик, людей другого типа. Появляются взаимовыгодные сообщества типа инжиниринговых центров, где университеты — соучредители, а предприниматели, используя ресурсы и знания университетов, выстраивают работу с компаниями на другом языке, в более гибком режиме.

Как мы видим механизмы интеграции всех участников процесса? Первое — трансформация самих университетов. Такие программы развития как «Приоритет», «Передовые инженерные школы» позволяют вузам с экспертной поддержкой выстроить совершенно новый процесс перевода знаний в инновации. Вторая системная вещь — формирование и становление университетов как экосистем. Если заходить в технологическое предпринимательство, невозможно в старых стенах эту форму сложить. Третий момент — проекты с лидерами высокотехнологичных отраслей. Если не создаются такие проекты, то не появляется амбициозных задач на стыке технологий, перспективы прорывных студентов для студентов, стартапов. Последнее — новая модель образования, потому что партнеры, включаясь в постановку задачи образования, начинают влиять на процессы, по-другому формулировать требования подготовки. Тогда меняется представление о фундаментальности, качество подготовки. — Эдуард Галажинский.


▶️ Полная запись встречи с участием представителей крупного бизнеса, власти и университетов доступна по ссылке.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Губернатор Владимир Мазур на пленарной сессии форума U-NOVUS, который проходит сегодня в Томске, сообщил о готовности региональной власти налаживать взаимодействие бизнеса, науки и промышленности

Он отметил, что Томская область сильна своими разработками в таких сферах как микроэлектроника, малотоннажная химия, связь, медицина, беспилотные авиасистемы. Уже сейчас школьников и студентов при поддержке властей активно вовлекают в современную, актуальную научную деятельность.

В своем послании Владимир Путин ставит задачу технологического суверенитета. Мы комплексно эту задачу решаем. При этом томский научно-образовательный центр решает сопутствующие задачи: как сократить путь внедрения технологий, как подготовить специалистов, которые владеют этой квалификацией. Без бизнес-партнеров мы не достигнем поставленных целей. Одной из основных своих задач как губернатора я вижу привлечение в регион инвесторов на главном направлении технологического развития. Сегодня на форуме руководители более 100 технологических предприятий, представители госкорпораций приглашены, в том числе, для того, чтобы проекты наших студентов стали частью этого процесса. Томская область всегда была и будет передовой в части научных достижений. Моя задача — быть в тесном взаимодействии всех институтов, которые я сейчас перечислил. — Владимир Мазур.


Запись пленарной сессии «Управление технологическим развитием – объединив усилия: университет, бизнес и государство» доступна по ссылке.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Выступая на пленарной сессии форума U-NOVUS, министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков подчеркнул важность таких событий для сближения высшего образования с рынком труда.

Задача государства состоит в создании возможностей для эффективного сотрудничества ученых, инженеров и технологических предпринимателей.

Особенность площадки состоит в том, что крупный бизнес, реальные компании приехали не в качестве спонсоров, а в качестве настоящих партнеров, заинтересованных в том, чтобы посмотреть, какие проекты можно поддержать. Нельзя забывать, что миссия университета — больше, чем подготовка кадров. Как минимум в нее входит еще и технологическое развитие страны. Технологическое развитие России немыслимо без университетов. Это другой вид деятельности, требующий напряжения сил, концентрации усилий, интересов большой группы людей. Это сопряжено с подготовкой кадров. И этим миссия университета не исчерпывается. Университеты отвечают за гармоничное пространственное развитие страны. — Валерий Фальков.


Полная запись панели с участием Валерия Фалькова, губернатора Томской области Владимира Мазура, заместителя председателя правления «Газпромбанка» Дмитрия Зауэрса, ректора ТГУ Эдуарда Галажинского и других спикеров доступна по ссылке.

Образование по-другому -> @newwayofedu


🔥 Уже через час в Томске стартует пленарная сессия «Управление технологическим развитием — объединив усилия: университет, бизнес и государство», в которой примет участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Напомним, сессия проходит в рамках Всероссийского форума молодых ученых и предпринимателей U-NOVUS.

➡️ Трансляция здесь


На форуме молодых ученых и предпринимателей U-NOVUS в Томске обсудят взаимодействие образования, бизнеса и государства

В открытии форума и пленарной сессии «Управление технологическим развитием — объединив усилия: университет, бизнес и государство» примет участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

❗️Сессия начнется 31 мая в 10:30 (тск). Трансляция и запись будут доступны в группе ВК ТГУ.

ℹ️Форум молодых ученых и предпринимателей U-NOVUS 2024 проходит в Томске с 29 мая по 1 июня 2024 г. при поддержке Минобрнауки РФ и администрации Томской области. Генеральным партнером выступает российская инвестиционная компания ПАО АФК «Система» (MOEX: AFKS), программным оператором – ТГУ.

Образование по-другому -> @newwayofedu


В продолжение темы фундаментального ядра образования наша рубрика «Глоссарий образования»

В прямом эфире с Еленой Сухановой, директором Института образования ТГУ, проблематизирована тема поиска новой фундаментальности, о которой мы тоже уже говорили выше. Сделаем еще несколько важных дополнений к понятию в связи с новыми обсуждениями в экспертных сообществах.

Как мы говорили ранее, определить наполнение понятия «фундаментальное ядро» важно, в том числе, с точки зрения преодоления разрыва между образованием и реальным сектором экономики. Для этого необходимо понимать, чего ждет работодатель от профессионала в своей сфере, обладающего высшим образованием. А самой системе высшего образования необходимо определиться – какие традиции и новаторства должны составить основу фундаментальности, а значит и основу всего высшего образования.

В дискуссии относительно основных понятий и целей пилотного проекта активное участие принимают шесть вузов участников, в том числе ТГУ. Так, Лаборатория философии образования Института образования ТГУ проанализировала философские теории, чтобы найти основание определения ядра фундаментальности. И главная развилка, которая была обозначена: фундаментальность – это некий «склад», совокупность знаний, или фундаментальность – это специфика мышления?

В связи с этим можно условно наметить различия в трактовках «западных» и «восточных» вузов. Первые употребляют понятие «ядро», утверждают, что готовят междисциплинарного исследователя. Вторые – скорее, готовят студента как человека, имеющего активную гражданскую позицию, принимающего ценности того общества, в котором он находится. Отметим, что подход к фундаментальности как типу мышления требует гораздо менее регулярного пересмотра стандартов, т.к. наши представления о мышление меняются медленнее, чем знание о мире.

В целом, изменения понятия фундаментальности могут быть обоснованы переходом от одной модели образования к другой. По мнению исследователей, ключевое преобразование – меняется сама характеристика человека, которого готовит система образования. Он должен быть проактивным, готовым к изменениям, уметь работать со сложностями, должен, в конечном счете, быть самостоятельным. Современный человек существует в когнитивно сложном мире, к тому же быстро меняющемся, и конечно вынужден на это реагировать.

Критерием успешности в таком подходе становится не столько количеств знаний и точность воспроизведения усвоенного, сколько инновационность, креативность мышления, умение от этого образца отойти. Т.е. выпускника университета отличает не готовность к изменениям (это уже само собой разумеется), но культура поведения внутри этих изменений.

#глоссарийобразования

Образование по-другому -> @newwayofedu


Преобразование образования dan repost
«У системы высшего образования начался период серьезного концептуального, содержательного переосмысления». О пилотном проекте трансформации системы высшего образования мы поговорили с директором Института образования ТГУ Еленой Сухановой.

«Основная проблема пилотного проекта – как совместить в одной программе задачу сохранения, усиления фундаментального ядра и практикоориентированность. Никогда этот вопрос не ставился, потому что сами по себе наука и образование считались фундаментальным содержанием. Сейчас изменилась позиция исследователя. Для современной науки важно понимание ценностного каркаса исследователя, культуры исследования.

Большая проблема с пониманием перспектив развития мира в целом и образования в частности. Кроме того, обсуждать фундаментальность, которая отличает выпускника университета от выпускника профессионально образования, невозможно в дисциплинарном поле. А в каком поле – пока непонятно». – Елена Суханова.


Подробнее смотрите в записи эфира ⬇️
https://www.youtube.com/watch?v=f2NKPiMVx8s


В новой рубрике «Опыт университетов» продолжим тему индивидуализации образования

На базе ИжГТУ состоялась III Всероссийская онлайн-конференция «Цифровизация инженерного образования». В продолжение темы гибкости, индвидуализации образования, которую мы затрагивали в ряде постов выше рассказываем о том, как это направление реализовано в ижевском университете.


Ведущий научный сотрудник кафедры «Строительные материалы, механизация и геотехника», главный специалист отдела аналитической и методической работы ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Анастасия Гордина выделила несколько основных направлений:

✅Допквалификации
Внедряется возможность получения нескольких квалификаций в период обучения. Вторая квалификация может быть реализована как в рамках программы ДПО, так и в качестве второй специальностях в рамках ФГОС ВО. Всем направлениям подготовки, которые не заточены под IT-специальности, предлагается пройти факультатив, позволяющий повысить их цифровую грамотность, цифровую культуру. Студенты получают дополнительный образовательный блок, который можно будет укомплектовать в программу повышения квалификации, предложить несколько направлений в рамках программы переподготовки. На выходе студенты могут получить смежную программу переподготовки, которая связана с современными отраслями.

✅Смешанный формат обучения
На уровне магистратуры реализована программа «Цифровое строительство». Предложена образовательная программа, которая позволяет за счет широкого выбора элективных дисциплин формировать у студента узкую профессиональную направленность. Такой широкий выбор элективных дисциплин, причем с совмещением форматов реализации (онлайн и оффлайн), есть и на других направлениях подготовки. Среди преподавателей вуз проводится конкурс на создание онлайн-курсов, которые позволяют расширять и углублять знания студентам. А тем, кто отстал от программы, – ликвидировать академические задолженности.

✅Вовлечение студентов в олимпиадное движение и в конкурсы
Данное направление позволяет замотивировать студентов, познакомить их с первыми практиками профессиональной деятельности. С 1-2 курса студенты активно вовлекаются в процесс и понимают, насколько им необходимо скорректировать свою траекторию обучения, чему больше уделить внимания.

✅Сквозная проектная деятельность
Реализована через сбор кейсов представителей реального сектора экономики. На всех программах подготовки предусмотрен курс «Основы проектной деятельности», далее направление реализуется при помощи рассредоточенных практик. Это позволяет в течение двух лет реализовать свой диплом не только как итоговый проект, но и представить его в виде стартапа, получить отзывы от реального сектора экономики.

✅Развитие управленческих компетенций
Реализовано за счет внедрения дисциплины «Технологическое предпринимательство» на всех уровнях, а также дисциплина «Управление проектами». Студенты вовлекаются в акселерационные программ, которые позволяют реализовать любые их идеи, довести до бизнес-проектов.

✅Сетевое взаимодействие с вузами-партнерами и предприятиями реального сектора экономики


#опытуниверситетов

Образование по-другому -> @newwayofedu


Преобразование образования dan repost
⚡️ 24 мая в 15:00 (11:00 мск) на нашем канале состоится прямой эфир с директором Института образования ТГУ Еленой Сухановой

Разговор приурочен к году участия университета в проекте «пилота» – государственной программы изменения системы высшего образования в России. Институт образования является непосредственным участником этого процесса, проводит огромную исследовательскую и аналитическую, методическую, экспертно-консультативную работу.

Кроме того, на базе Института уже второй год существует собственная, во многом экспериментальная, программа бакалавриата «Образование в новой социокультурной и цифровой реальности». А в 2024-2025 уч. гг. стартует программа магистратуры «Аналитика и междисциплинарные исследования в образовании». Реализация таких программ позволяет преобразовывать образование в полном контакте с непосредственными участниками процесса.

Елена Анатольевна ответит на вопросы о пилотном проекте и роли Института образования в его реализации, о планах на будущее и собственном видении пути трансформации образования.

❗️Свои вопросы вы также можете оставить в комментариях к данному посту.


Круглый стол дискуссионного клуба Ecumene «Абитуриент-2024: лучшее для лучших»

17 мая в редакции «Комсомольской правды» при поддержке Ассоциации «Глобальные университеты» состоялось обсуждение предложений вузов для абитуриентов, популярности целевого обучения, а также потенциала выбора будущей профессии для будущего студента. На мероприятии присутствовали ректоры ведущих российских университетов.

Сегодня собрались ректоры ведущих университетов нашей страны, и они очень разные. Когда мы вкладываем в слово «ведущие» разные смыслы, это еще раз говорит о том, что абитуриентам и их родителям предлагают огромный спектр выбора. О возможностях такого выбора, о тех новациях, которые предложат университеты уже в этом году, мы сегодня и поговорим. – Ирина Карелина, вице-президент НИУ ВШЭ исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты».


В качестве одной из самых проблемных фраз, которые приходится слышать выпускникам вузов, участники отметили следующую: «Забудьте все, чему вас учили в университете». Актуальная задача образования, идущего в ногу со временем, – поставлять кадры, которые будут востребованными современными отраслями экономического сектора. Важна гибкость образовательных программ, тесное взаимодействие между университетами и работодателями, возможность для студентов выбирать интересную и востребованную рынком специализацию.

Каждый университет при этом пока выбирает свой инструментарий. Так, например, ДонГТУ перестроил свою структуру. Студенты, вне зависимости от выбранного направления, учатся первые 1,5 года по одной образовательной программе. Затем выбирают направление, согласно своему интересу.

УрФУ тесно сотрудничает с Уральским заводом гражданской авиации. Совместно они запускают для студентов образовательные траектории с теми навыками, которые необходимы для будущей работы.

ЮФУ сделал ставку на наличие широкого спектра профессиональных программ, благодаря чему студенты в рамках основной образовательной программы могут получить несколько квалификаций. Реализуется это с помощью таких инструментов как цифровые кафедры, проектное обучение, неформальное образование как возможность получения профессиональных компетенций

Об этих и других новшествах вузов подробнее читайте в материале КП о работе дискуссионной площадки.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Индивидуализация как способ реализации вариативности и адаптивности высшего образования

Ранее мы говорили о том, что вариативность – непременное условие современного образования. Наблюдается общий тренд на взаимодействие с реальным сектором экономики, на возможность получать профессию, которая только зарождается или прямо сейчас претерпевает кардинальные изменения, на необходимость специалистов под абсолютно разные конкретные задачи в рамках одной сферы или профессии.

Университеты стали понимать, что без разветвлений и множественных выборов не обойтись. Поэтому необходимо развивать механизмы для сглаживания этого пути студента, осознанного его прохождения, рациональной профессионализации. В последние годы активно развиваются такие инструменты сопровождения индивидуальных образовательных траекторий как институт тьюторства, технологии организации образовательных пространств, вспомогательные платформы для индивидуализации (напр., Modeus).

Интерес к теме есть, показателем этого являются и дискуссии на полях ИОТ-слёта, посвященного индивидуальным образовательным траекториям. Мероприятие пройдет в Москве 30-31 мая, но уже сейчас в чате можно ознакомиться с основными фокусами обсуждения.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Вариативность образования – вызов, на который реагируют университеты

Наличие любого типа вариативности в образовательных программах (разные сроки обучения, курсы по выбору, ранняя профессионализация и введение карьерных треков, выбор языка для изучения и проч.) предполагает риск дезориентации студента, родителей. Это объяснимо: на множестве этапов обучения случаются развилки и появляется необходимость выбора (см. карточку).

Да, это может пугать, представлять дополнительные сложности, но без деятельностного участия самого студента в образовательном процессе никакой субъектности добиться не получится, сделать образование индивидуализированным, адаптивным, отвечающим запросам рынка –тоже. Значительные усилия требуются и от университета для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить возможность выбора для студента. А, с другой стороны, важно сохранить качество образования, найти ресурс для вариативности, обеспечивать функционирование и своевременное обновление образовательных программ, разрабатывать необходимый инструментарий и форматы.

От уже знакомых курсов по выбору и возможности самостоятельно выбирать место практики нужно переходить к более комплексным и эффективным решениям. С какими форматами индивидуализации образования знакомы вы?

Образование по-другому -> @newwayofedu


Рубрика «‎Глоссарий образования»‎ сегодня посвящается термину «гибкость образования»‎

Выше мы говорили о том, что получение высшего образования, вероятно, в скором времени будет градуировано по срокам обучения. За счет чего это происходит? Факторов множество, один из них – гибкость как качественная характеристика образовательной программы. Она заключается в способности оперативно изменять содержание, результаты и формы образовательной деятельности в зависимости от изменений запроса основных участников отношений в сфере образования.

Гибкость как характеристика образовательного процесса тесно связана с персонализацией высшего образования. Т.е. программы должны иметь потенциал конструирования и реконструирования образовательных блоков в процессе. Такая возможность актуальна и для разработчиков (взаимозаменять модули под запрос индустриального партнера или в результате корректировки замысла, целей программы), и для студентов (конструировать программу под свой персональный запрос).

#глоссарийобразования

Образование по-другому -> @newwayofedu


Бакалавриат: быть или не быть?

В соцсетях ярко прозвучало заявление Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова о том, что бакалавриата в российской системе образования больше не будет. Вместо этого появятся такие категории как «‎высшее образование»‎ и «‎специализированное высшее образование»‎. Наделавшая шума новость, на самом деле, не такая революционная и внезапная, как может показаться. Это результат эксперимента и исследований, проводимых в рамках пилотного проекта по совершенствованию системы образования.

Одно из самых больших различий будет заключаться в том, что высшее образование постепенно уходит от жестких временных рамок обучения. Запрос на дифференциацию сроков обучения был обозначен и университетским сообществом, и партнерами вузов из реального сектора экономики. Есть разные позиции, которые еще предстоит «подружить» между собой. Но повсеместный бакалавриат, введенный в 2010 г. подошел не для всех направлений подготовки. Где-то не хватает времени, чтобы сформировать, например, инженерные компетенции, а где-то можно раньше переходить на такие вещи как узкая специализация, исследовательский трек и т.д.

‎Позицию одного из университетов-участников пилотного проекта читайте в карточке.

Образование по-другому -> @newwayofedu


В день радио вспоминаем о том, как радио было связано с образованием

Сегодня, 7 мая, в России отмечается День радио. В 1895 году А.Попов продемонстрировал первый радиоприемник. В советский период радио имело огромное значение и осталось в истории как культурный феномен. Подобно тому, как сегодня мы рассуждаем о возможности использовать новые технологии в образовании (искусственный интеллект, интерактивное оборудование и проч.), можно было говорить об использовании радио в ХХ веке.

Во-первых, вспоминаются программы для детей, играющие не только развлекательную, но и воспитательную роль. К их числу относятся: «Радионяня», «Ровесники», «Клуб знаменитых капитанов» и др. В них в игровой, песенной форме детям объясняли основы естествознания, помогали запомнить правила русского языка и дорожного движения, рассказывали о героях своего времени и даже учили писать стихи! Это ли не полезный контент и геймофикация образования.

Во-вторых, этот образовательный эффект (вполне в духе современного «образование через всю жизнь») существовал и для взрослых. По радио можно было услышать произведения классиков литературы, а затем и целые радиоспектакли, которые были очень популярны среди слушателей. Конечно, знакомили советского гражданина и с музыкальными произведениями мировой и отечественной музыки. Нельзя обойти стороной то, что бы мы сейчас назвали микрообучением, – короткие рубрики с советами или инструкциями по какому-то небольшому навыку.

Некоторые программы оцифрованы и доступны сейчас. Рекомендуем ресурс для ностальгии и приятного времяпрепровождения.

Все меняется, но в чем-то преемственность остается.
А какие радиопередачи помните или о каких знаете вы?

Образование по-другому -> @newwayofedu


Правительство РФ расширило перечень направлений подготовки и научных специальностей, по которым осуществляется реализация «пилота»

12 мая исполнится ровно год с момента подписания Указа Президента РФ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Этим указом был дан старт пилотному проекту по изменению уровней профессионального образования, в который тогда вошли шесть университетов с частью своих образовательных программ. Однако со временем стало понятно, что перечень программ подготовки, которые готовы на эксперимент, расширяется. Кроме того, по словам Министра науки и образования В.Фалькова, необходимо постепенно тиражировать накопленный опыт на всю систему высшего образования.

Обновленный перечень в Постановлении Правительства РФ является логичным закреплением этой необходимости. В него включены, например, математика, компьютерные и информационные науки, физика и астрономия, биологические науки, прикладная информатика, сельскохозяйственные науки, лингвистика и др. За счет этого уже в 2024 г. начнется апробация новых интструментов преодоления тех барьеров, которые на сегодняшний момент не позволяют качественно продвинуться в улучшении механизмов взаимодействия с профсообществом, оценки качества образования, актуальности направлений подготовки и проч.

Напомним, что реализация пилотного проекта началась 1 сентября 2023 г. Основная задача – переход к новым уровням высшего образования. Предполагается, что станут возможны вариантивные сроки обучения: для высшего образования – от 4 до 6 лет, а для магистратуры – от 1 до 3 лет (в зависимости от направления подготовки, специальности или профиля подготовки либо от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы). Пилотный проект продолжится до конца 2025/2026 учебного года.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Учителя школ выступили за налаживание системного взаимодействия между общеобразовательными учреждениями и вузами

Совсем недавно мы рассказывали о том, как университеты стремятся систематизировать свои отношения со школами, чтобы, с одной стороны, заполучить себе талантливых абитуриентов (и способствовать развитию их талантов на раннем этапе), а, с другой стороны, иметь возможность влиять на самоопределение школьников при выборе будущей профессии, сдаваемых экзаменов. И вот университетам вторят школы – такие отношения нужны!

И да, учителя также поддерживают идеи популяризации естественных наук среди школьников, плавного перехода от одной ступени образования к другой. Именно это обсуждали участники съезда Национальной ассоциации учителей естественных наук, в котором приняли участие порядка 400 представителей регионов. А уже 22 апреля НИЦ «Курчатовский институт», Минобрнауки, Минпросвещения и общероссийское движение детей и молодежи «Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве.

Глава Минпросвещения С.Кравцов отметил, что забывать про гуманитарные науки никто не планирует. Но нужно подумать, как усилить межпредметные связи, синхронизировать изучение нескольких дисциплин для бОльшего образовательного эффекта. Что касается естественно-научного образования, С.Кравцов призвал создать стратегию его развития в тесном взаимодейтсвии школ и университетов. Тем более, что в конце 2023 г. президент подписал Указ о развитии природоподобных технологий. В рамках его мероприятий будет, в том числе, создана научная инфраструктура.

Уже на Съезде была принята резолюция, предлагающая создать совет по развитию естественно-научного образования, совершенствовать систему повышения квалификации учителей физики, биологии, химии и создать условия для реализации программ естественно-научных предметов в тесном взаимодействии с наукой и научными организациями. Также предполагается создание в регионах профильных классов и классов с углубленным изучением учебных предметов естественно-научного цикла в соответствии с запросами экономики региона.

Образование по-другому -> @newwayofedu

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.