Бизнес-этикет


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha


Бизнес-этикет — это порядок поведения в сфере делового общения онлайн и офлайн.
Сотрудничество: @LehaMSK


Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Statistika
Postlar filtri


Такого в деловой среде не прощают

Хочешь иметь хорошую репутацию в деловой среде? Старайся избегать следующих моментов:

• Не делай селфи в публичном месте, особенно на светском мероприятии. В любителях пофоткаться на фоне людей, красивых стендов и прочей мишуры нет ничего порочного. Но если будешь делать так, произведёшь впечатление неискушённого человека с плохим вкусом.

• Не задавай прямых вопросов. Вы женаты? Где живёте? Кто ваши клиенты? Сколько зарабатываете? Ошибаешься, если думаешь, что прямолинейность презентует тебя как человека с деловой хваткой. Скорее как бестактного и навязчивого. Спрашивай обтекаемо, например: добрались без пробок? Из ответа сможешь вынести примерный маршрут человека.

• Не ходи в мятой одежде на официальные встречи. Иногда полезным будет даже надеть костюм из ненатуральной, но немнущейся ткани, чем на нарядиться в чистый хлопок и обнаружить себя помятым.


Миллион правок

Когда ты долго и кропотливо работаешь над каким-нибудь важным документом, всегда доводи дело до логического конца. Не стоит отправлять начальнику файл, а затем досылать миллион правок к нему — это неуважение к ресурсам человека.

Отправил промежуточный итог, а при доработке начали всплывать моменты, требующие корректировки? Не заставляй босса отвлекаться на каждую цифру и запятую, которую ты внёс. Обновлённую редакцию направляй ему только после вычитки и исправления всего файла целиком.

Подкопи правки, внеси их все разом и направь в последующем электронном письме. В теле письма обязательно перечисли, что изменилось и почему. Либо направляй файл в режиме редактирования и комментирования. Это удобно.


Не названивай

Если ты позвонил или написал человеку первым, то теперь тебе нужно подождать ответного звонка или сообщения от этого человека. Если же ты продолжишь самостоятельно написывать или названивать абоненту, то очень скоро он почувствует к тебе неприязнь и отвращение. Даже если изначально ты ему нравился.

Здесь работает даже не столько этикет, сколько психология: продавливая личные границы человека, будь то коллега или сосед по подъезду, ты заставляешь его вставать в оборону. Желание защитить свои границы заставит его воспринимать того, кто пытается их нарушить, как врага.

На работе тебе нужны результаты, а не конфронтации, верно? Поэтому общайся мягко и деликатно. Не навязывайся и соблюдай границы.


На уровне

Старайся вести переговоры только с лицом, принимающим решения. Никаких секретарей, помощников и заместителей: от них мало зависит исход сделки — понимай это.

Промежуточные этапы переговоров можно проводить и через других лиц, однако решающее обсуждение должно состояться именно с тем человеком, который имеет полномочия оставить в вопросе последнее слово.

Нет ничего страшного в том, чтобы настоять на встрече с главным. Даже если его помощник говорит, что представляет интересы босса, не затягивай с назначением встречи. Однако если ты сам являешься чьим-то помощником, то сильно не наглей — веди переговоры на своём уровне и стремись повысить его.


Бесполезный кофе

Казалось бы, отличная идея — пригласить человека, с которым хочешь завести полезное деловое знакомство на чашечку кофе. Не стоит делать это, если кофе — это всё, что ты можешь ему предложить. Востребованный специалист воспримет это как напрасную трату времени и заподозрит корыстные мотивы.

Если твоя цель — деловая беседа, заранее обозначь предмет обсуждения и обеспечь, чтобы объект твоего интереса воспринял её как взаимовыгодную перспективу. Либо вырази заинтересованность в платной консультации.

Целью является неформальное сближение? Тогда приглашай будущего делового партнёра на эмоциональное социально значимое мероприятие: презентацию автомобиля или кинопремьеру. На такую встречу можно прийти со вторыми половинками.


Не мешай всё в одну кучу

Обсуждаешь с человеком сразу несколько проектов? Не делай это в одном диалоге — запутаешься и ты, и собеседник. Намного удобнее создать разные чаты под разные задачи. С групповыми чатами поступай так же.

Одно обсуждение пусть будет посвящено рутинным моментам офисной жизни, другое — Проекту 1, третье — Проекту 2 и так далее. Так в краты снизится риск потери важной информации в потоке разнообразных обсуждений.

Плюс можно исключить «лишние уши». Зачем бухгалтеру компании узнавать в общем чате о проблемах проекта, который его никак не касается? А главному боссу для чего знать, когда ты с коллегами из отдела отправляешься обедать? Незачем и не для чего.

Тематических обсуждений может быть сколько угодно. Главное, давать им понятные названия и приглашать туда только заинтересованных людей.


Заведи страничку

Обязательно ли деловому человеку вести социальные сети? Не обязательно, но желательно. Зачем? Есть пара весомых аргументов.

Если ты занимаешь не последнее место в компании или планируешь активно расти по карьере, сделай так, чтобы твоя персона была на виду. В бизнесе многое решают связи, которые удобно заводить и поддерживать в интернете. Почему бы не воспользоваться этим?

Необязательно выкладывать всю подноготную своей жизни на обозрение. Ты можешь иметь две странички: одну — для близких, другую — для деловых контактов.

Пиши содержательные посты на нейтральные и деловые темы, выкладывай фото из путешествий, делись книгами и фильмами, которые можно посоветовать. А если ты семейный человек, можешь умеренно презентовать этот факт: он создаст впечатление надёжного и стабильного человека.


Шёл бы ты отсюда...

Когда начальник обращается к тебе с задачей, никогда не проявляй негатив по этому поводу. Это некорректно. Даже если ты и без того адски загружен, или задача нестандартная, или она прилетает перед самым окончанием рабочего дня. Держи себя в руках.

Вместо того чтобы закатывать глаза с мыслью «шёл бы ты отсюда...», внимательно выслушай руководителя. Затем можешь отстоять свои границы в конструктивном диалоге. Покажи себя заинтересованным членом команды. Иначе, зачем ты ходишь на работу?

Если у тебя большой загруз, скажи об этом: вместе с боссом перераспределите приоритеты в делах. Рабочий день подходит к концу, и тебе пора бежать? Не стесняйся об этом сообщить и договориться о сроках выполнения задачи. А к нестандартной работе лучше всего отнестись как к возможности для роста: прояви инициативу и покажи себя с новой стороны — это прекрасный способ продвижения по карьере.


Мгновенный ответ

Адекватные люди не ждут моментальной реакции на свои смс или имейлы, но лучше не затягивать с ответом. Особенно в рабочие часы.

Если работа связана с активной перепиской, старайся отвечать отправителям при первой же возможности. Работая координатором проекта или оператором поддержки, отслеживай каналы связи и выходи на связь в течение 15-30 минут после получения сообщения.

Оперативная переписка не входит в прямые обязанности? Окей. В этом случае ты вправе запланировать для себя один или два интервала проверки почты и мессенджеров. Оптимально делать это в начале рабочего дня и в конце, например, в 11 утра и в 5 вечера.

Не бойся упустить что-то важное: если возникнет экстренная ситуация, тебе позвонят по телефону или свяжутся другим доступным способом.


Этикет хорошего руководителя

Хороший начальник, которого уважает коллектив, умеет проявить к людям простое человеческое внимание и заботу. Так что если у тебя есть подчинённые, старайся замечать и поощрять их успехи. Высказанной благодарности уже достаточно, чтобы вдохновить человека.

Общаясь с подчинённым у себя в кабинете, не отвлекайся от диалога на посторонние дела. А если уж пришлось отвлечься, не постесняйся извиниться перед человеком.

Отдавая какое-то поручение, будь вежлив, ведь просьба воспринимается намного лучше, чем приказ.

И ещё пара нюансов. Несмотря на высокий пост и загруженность, старайся не опаздывать на встречи с подчинёнными. Входя в помещение, где они ждут тебя, поздоровайся первым. При спонтанной встрече сначала здороваются подчинённые.


Руки в боки

Жесты, позы, мимика, интонация и тембр твоего голоса — всё это может сказать больше, чем слова. Учёные утверждают, что как минимум 60% информации люди считывают с невербальных сигналов.

Про скрещенные на груди руки писали тут. Однако не только закрытая поза может навредить деловой коммуникации.

Поза «фигового листа» — когда ладони сомкнуты внизу перед собой в форме буквы «V» — является признаком неуверенности в себе и застенчивости. Впечатление только усилится, если ты будешь покачиваться из стороны в сторону и часто касаться лица или волос.

Противоположного эффекта можно добиться, если стоять подбоченясь, широко расставив ноги. Однако впечатление самоуверенного, агрессивно настроенного человека не то, что тебе нужно. Лучше занять нейтральную позу без ненужных акцентов.


Чем он тяжелее, тем с ним легче

Классический деловой этикет предписывает мужчине не носить деньги в карманах. Приобрети бумажник, купюры в котором не сгибаются. Но ничего страшного не произойдёт, если ты выберешь более лаконичный вариант.

Лучше не носить с собой монеты на постоянной основе. Пусть кошелёк будет тонким, вмещающим в себя денежные купюры и несколько банковских карт. Для дисконтных карт заведи приложение в смартфоне либо приобрети отдельное портмоне. В нём также можно хранить монеты и документы.

Дизайн должен быть минималистичным, без лишней фурнитуры. Цвет пусть совпадает с цветом портфеля.

Женский кошелёк допускает ношение монет. Он может быть крупнее мужского, а его дизайн должен сочетаться с сумочкой.


Лайфхак с вложением

Помнишь, что вкладываемым в имейл файлам нужно давать понятные названия? Это удобно для получателя письма. Но ещё удобнее, если ты сможешь сделать так, чтобы человеку не пришлось открывать вложение.

Постарайся вынести в тело письма ключевую информацию из прилагаемого файла. Сам файл всё равно прикрепи, но дай возможность адресату открыть его, когда ему будет комфортно это сделать.

К примеру, ты направляешь коллеге сводную таблицу, в которой «не бьются» какие-то данные. Кусок таблицы с этими данными и своими комментариями лучше поместить в тело имейла для наглядности, вместо того чтобы просто обозначить, что есть нестыковка 238-й строчке.

Это не строгое правило, но полезная рекомендация для тех, кто хочет делать свою работу максимально эффективно и старается с уважением относиться к коллегам.


Стояли звери около двери

Простое «правило дверей»: сначала выпусти выходящих людей, затем можешь заходить сам.

При входе в помещение есть нюансы, зависящие от того, в какую сторону открывается дверь. Если дверь открывается «от себя», первым заходит младший по званию, который должен придержать дверь для старшего.

Дверь открывается «на себя»? В этой ситуации старшему следует открыть дверь и пропустить его вперёд. Таких же правил придерживается тот, кто сопровождает гостя в незнакомом ему здании.

Вращающиеся двери нужно привести в движение — это должен сделать младший сотрудник или «хозяин» территории. Прежде чем проходить вглубь здания, следует подождать, пока все гости прошли через дверь.


Правильная рассадка

Первую строчку с списке почётных мест в авто занимает заднее сидение по диагонали от водителя. Там должен сидеть самый статусный из пассажиров.

На втором месте — сидение у водителя за спиной, на третьем — кресло рядом с ним. Наименее почётная позиция, очевидно, находится сзади посередине. Туда вообще лучше никому не садиться, если есть такая возможность.

Если твой коллега подвозит тебя на личной машине, садись впереди рядом с ним вне зависимости от твоего или его ранга. Так вам будет намного удобнее вести беседу, которую, к слову, желательно поддерживать.


Лифтовый этикет

В деловом здании первым в лифт входит стоящий ближе всего к двери. Находящихся в кабине людей следует поприветствовать.

Кнопку нужного этажа нажимает стоящий рядом с панелью — не стесняйся попросить человека об этом. А если попросили тебя, не закатывай глаза, а спокойно нажми нужную клавишу.

При выходе из кабины пропусти вперёд старшего по должности коллегу, если вы ехали вдвоём. Когда в лифте несколько человек, первым выходит ближайший к двери. Стоя у выхода в набитом лифте выпусти выходящих людей — выйди из кабины и зайди обратно, чтобы не устраивать толкучку.

В просторном лифте стой вполоборота к остальным пассажирам. Не смотри пристально в глаза стоящему напротив человеку: в замкнутом пространстве это может выглядеть агрессивно. Общение с попутчиками лучше сведи к минимуму либо тихо поговори на нейтральную тему.


Этикет ведущего совещания

Проводишь совещание? Делай это по этикету:

• Если не все участники знают друг друга, посодействуй их знакомству.

• Ты на работе, а не в школе — не жди опоздавших, чтобы начать мероприятие. Это уважительно к пунктуальным участникам встречи.

• Перед началом обсуждения кратко ознакомь присутствующих с повесткой и временным регламентом. Не забудь озвучить цель, к которой вы должны прийти в результате.

• Придерживайся заданной темы и временных рамок. Если в ходе совещания возникает новый важный вопрос, требующий детального обсуждения, лучше назначить для этого другое совещание или создать потом групповой чат.

• Запиши совещание на диктофон и организуй ведение протокола встречи, чтобы потом не упустить важные моменты и зафиксировать итоги. Направь протокол всем участникам и другим заинтересованным лицам.


Я тут подумал...

Что ты почувствуешь, если первые строчки рабочего электронного письма или смс будут звучать так: «Я тут подумал...» или «Мне тут пришла идея...»?

Ничего неэтичного в подобных словах нет, однако они моментально дают прочитавшему их человеку понять, что дальше последуют пространные рассуждения на неизвестную тему. А ещё сразу читается намёк, что отправитель планирует подкинуть тебе внеплановую задачу, а то и не одну.

Чёткие конкретные формулировки сами по себе не вызывают негативных эмоций, поэтому лучше отдавать предпочтение им. Вместо «Я тут подумал, почему бы нам не расширить перечень наших услуг...» напиши «В связи с расширением штата у нас есть возможность добавить две новые услуги для наших клиентов. Это поможет увеличить прибыль компании на 30%».

Меньше воды — больше конкретики.


[Без темы]

Важное правило имейл-этикета: никогда не отправляй деловое электронное письмо без темы. Почему? Во-первых, потому что через пару-тройку дней его будет крайне сложно отыскать в папке «Входящие». А во-вторых, своим «ноунеймом» ты никак не проявляешь заботу о получателе.

Грамотно составленная тема имейла должна быть «говорящей». Она должна помочь адресату с первых секунд понять суть вопроса, прикинуть, какое действие от него потребуется и в какой срок.

Например:
«Приглашение на совещание 28 июня».
Здесь очевидно, что в ответ на письмо нужно подтвердить своё участие в мероприятии. Приглашение можно открыть в течение дня или нескольких (если позволяет дата совещания).

«Вопросы по проекту (срочно!)»
Такое письмо моментально привлечёт внимание человека, ведь из темы понятно, что решать вопросы нужно как можно скорее.


Личное не публичное

Рассказывая всем в офисе об изменах своего партнёра или диких пьяных выходных, ты можешь поставить слушателей в неловкое положении. А ещё успешно дискредитируешь себя в глазах людей. Зачем тебе это?

Совсем ничем не делиться с коллегами тоже не вариант — так будешь казаться снобом, оторванным от коллектива. Береги репутацию — выбирай нейтральные темы, которые смогут представить тебя в хорошем свете.

Но также не будь слишком любопытным коллегой. Тебе может быть комфортно делиться подробностями о себе, но другие могут относиться к этому иначе. Соблюдай этикет — уважай частную жизнь и личное пространство других людей.

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.