По ту сторону вымысла

@beyondthefantasy Yoqdi 0
Bu sizning kanalingizmi? egalikni tasdiqlang Qo‘shimcha imkoniyatlardan foydalanish uchun

Фантастика и реальность. События и личности, факты и мифы, ставшие источниками вдохновения для авторов знаменитых произведений фантастики.
Автор канала - Игорь Мокин, канд. филол. наук (@ivmokin). Рекламу и платное продвижение не предлагать.
Kanal hududi va tili
Rossiya, Rus tili
Kategoriya
Kitoblar


Kanalning hududi
Rossiya
Kanal tili
Rus tili
Kategoriya
Kitoblar
Indeksga qo‘shilgan
17.10.2017 17:46
So‘nggi yangilash
21.05.2019 02:46
602
ta obunachilar
~546
1 ta e’lon qamrovi
~355
kunlik qamrov
~5
ta e’lon haftasiga
90.7%
ERR %
0.58
iqtibos olish indeksi
@beyondthefantasy iqtibos olgan kanallari
So‘nggi e’lonlar
O‘chirilgan e’lonlar
Eslovlar bilan
Repostlar
PS
В пятой серии горят и рушатся псевдо-средневековые здания. К несчастью, мы недавно наблюдали, как горит средневековое здание в действительности. Если вы хотите помочь восстановлению Собора Парижской Богоматери, это можно сделать через его официальный сайт, выбрав ссылку "для иностранных граждан".
Инструкторы по историческому фехтованию демонстрируют варианты приема полумеча по немецкой школе Лихтенауэра.
Сезон последний. Cерия 5.
Исторические параллели "Игры престолов"

(ВНИМАНИЕ! Спойлер 5 серии 8 сезона.)

Полумеч

"Игра престолов" не всегда хороша в сценах боя: и тактика битв, и хореография поединков чаще всего страдают от недостатка внутренней логики, особенно в последние два сезона. Между тем, историки, экспериментаторы-археологи и реконструкторы сейчас знают многое и о тактике, и о приемах индивидуального боя в Средние века, и эти знания могли бы лечь в основу боевых сцен в средневековом фэнтези - получилось бы еще зрелищнее, я уверен. И вот, в последнем сезоне, в сцене поединка Джейми и Эурона впервые, кажется, за весь сериал на экране применяется подлинный и очень характерный прием средневекового боя на мечах. Давайте изучать.

Джейми наносит решающий удар, схватив свой меч, который держит левой рукой, за середину клинка свободной рукой - в его случае, металлической. Это называется "прием короткого меча" (нем. kurzer Schwert) или "прием полумеча" (Halbschwert). Он был широко распространен в европейском фехтовании позднего Средневековья, в первую очередь при бое в доспехах. "Полумеч" позволял наносить точный и сильный колющий удар, что было особенно важно, если противник одет в латы: так можно было поразить незащищенное место. (Но не пробить сами доспехи! Доспехи легко пронзить только в кино - и, к сожалению, в "Игре престолов" броня из картона тоже встречается повсеместно.) Кроме этого, "полумеч" использовали и для защиты от ударов, и для перехода от фехтовальных приемов к борцовским на короткой дистанции.

Кстати, как показывает практика реконструкторов, для выполнения "полумеча" не обязательно иметь железную руку: правильный хват клинка позволяет избежать травмы, даже если держаться за меч рукой в простой перчатке или просто голой рукой. Исторические иллюстрации - например, в "Фехтовальной книге Тальхоффера" 1467 г. - часто изображают бойцов, применяющих "полумеч" без всякой защиты рук.

#сезонпоследний #играпрестолов #средневековье
To‘liq o‘qish
Сезон последний. Cерия 4.
Исторические параллели "Игры престолов"

(ВНИМАНИЕ! Спойлер 4 серии 8 сезона.)

PS. Погребение павших

В начале серии мы видим сцену сожжения павших воинов. Здесь в кинокартинке тоже не все соответствует знаниям историков и антропологов о том, как реально проходит этот обряд. Интересующимся предлагаю прочитать очень толковую статью археолога Эйрика Стёресунна, где он рассказывает и об общих принципах кремации в истории, и разбирает конкретные археологические данные по Скандинавии от бронзового века до эпохи викингов.

#играпрестолов #сезонпоследний
To‘liq o‘qish
Римский "скорпион" на рельефе колонны Траяна. Римская версия орудия была внешне меньше похожа на арбалет, чем сериальная: вместо одной дуги в ней обычно использовались два отдельных плеча на поставленных вертикально торсионах в своеобразных "башенках" по бокам ложа. Хомут посередине - прицел.
Сезон последний. Cерия 4.
Исторические параллели "Игры престолов"

(ВНИМАНИЕ! Спойлер 4 серии 8 сезона.)

Баллистика

Самый яркий поворот в четвертой серии - это появление Железного флота и его легкая победа в сражении. Оставим в стороне то, как по замыслу режиссера Даэнерис пренебрегла разведкой и как неоправданно мощны и точны оказались выстрелы из "скорпионов". Поговорим о самих этих орудиях.

Гигантский стреломет, который в сериале называют "скорпион", применялся в войнах в течение всей античной эпохи и изредка в Средние века. Само слово "скорпион" взято сценаристами из эпохи Древнего Рима: так римляне называли один из типов стреломета; а общее название для этого класса орудий было "баллиста" - откуда наше слово "баллистика". Основное применение античных баллист было в качестве артиллерии на стенах укреплений для борьбы с осаждающими; в такой функции мы и видим "скорпионы" в конце серии на стенах Королевской Гавани.

Стрелометы умеренно большого размера использовались и во флоте: расстреливать команду кораблей противника. А вот прошибать борта кораблей, как в сериале, они, судя по всему, не могли. Кроме стрелометов, на кораблях покрупнее иногда устанавливали камнеметы - катапульты - для стрельбы по береговым укреплениям. Но как противокорабельные орудия их в античном флоте тоже не применяли: для стрельбы по движущимся целям катапультам не хватало точности и скорострельности. Противовоздушная оборона кораблей по понятным причинам в античности не была нужна, но, как мы понимаем, точная стрельба по летящей цели была в те времена технически недостижима в любом случае.

#сезонпоследний #играпрестолов #античность
To‘liq o‘qish
In Our Time (ссылка)
Жанр: радиопередача
Периодичность: раз в неделю кроме летних каникул

Это подлинно легендарная передача, которую уже двадцать лет ведет знаменитый популяризатор науки и писатель лорд Мелвин Брэгг (да-да, лорд; при этом он не потомок какого-нибудь древнего рода, а получил баронский титул за собственные заслуги). Его голос знаком почти любому в Британии. В свое время Брэггу предложили самый "мертвый" час в эфире: в 9 утра в четверг, начало рабочего дня - и дали карт-бланш. Он принял предложение, количество слушателей за год выросло в два с лишним раза, и с тех пор его передача остается самой популярной на четвертом канале Би-Би-Си - и переехала на более удобное время, кстати.

За счет чего такой успех? Брэгг ведет передачу в прямом эфире и беседует в студии в течение часа с тремя учеными, экспертами в какой-либо области. Каждый раз берется одна тема из общей истории, истории науки, литературы или искусства: среди недавних тем, например, догмат о непогрешимости римского папы, Сэмюэль Беккет, восстание Глендоуэра, исследования Венеры и так далее. Брэгг известен как своей эрудицией, благодаря которой ориентируется во всех взятых темах, так и умением поставить вопрос: либо задать его так, что ответ даст понятную картину всей темы, либо высветить проблемный аспект. В результате в беседе возникает цельный образ изучаемого явления, взятого с разных сторон. Это просто идеальная подача материала. Для меня In Our Time стала одним из любимых источников, когда хочется узнать о чем-нибудь в самой широкой перспективе, прежде чем углубляться в детали.

#рекомендации_по_средам
To‘liq o‘qish
Битва при Антиохии на гравюре Гюстава Доре.
Сезон последний. Cерия 3.
Исторические параллели "Игры престолов"

(ВНИМАНИЕ! Спойлер 3 серии 8 сезона.)

Deus vult!

Зрители и блогеры уже успели разобрать по косточкам все неудачные тактические решения героев сериала в битве за Винтерфелл. Действительно, голливудские сценаристы наступили на свои любимые грабли и показали "как бы средневековое" сражение максимально нелогично. Но при этом в истории Средних веков все же есть один известный случай, когда безнадежная вылазка за стены осажденной крепости против многократно превосходящего противника привела к победе осажденных. Речь идет об осаде Антиохии в 1098 г. в ходе Первого крестового похода.

Армия крестоносцев, продвигаясь на восток к Святой земле, взяла свою первую цель - город Антиохию (ныне турецкая Антакья) - после долгой и мучительной осады. Однако практически сразу крестоносцы оказались в положении осажденных. К городу подошла сводная армия нескольких местных турецких правителей, вступивших в союз ради борьбы с вторжением христиан. Возглавлял ее эмир Кербога.

Католики сразу поняли, что против турецкой коалиции они бессильны. Город был основательно поврежден предыдущей осадой; местные жители сильно пострадали от христианского войска и терпеть пришельцев не хотели. Когда крестоносцы уже пали духом, простой священник Петр Варфоломей неожиданно объявил, что в городе находится священная реликвия - Святое копье, которым сотник Лонгин пронзил грудь распятого Иисуса Христа. Действительно, после импровизированных раскопок копье было найдено, и латиняне воспряли.

Оставалась, однако, проблема турецкой армии под стенами. Видя, что длить осаду смысла нет, и зная о хрупкости союза между турецкими эмирами, европейцы решились на вылазку. Они провели три дня в посте и богослужениях, а затем открыли ворота, выстроились перед стенами и бросились на полном скаку на позиции осаждающих. Святое копье они несли как знамя. Эмир Кербога понадеялся на размер своего войска и не стал атаковать крестоносцев, пока те были уязвимы на марше. Когда он отдал приказ вступать в бой, было уже поздно.

Крестоносцы рвались в бой и верили, что с ними божья сила. Deus vult! - так хочет Бог! - кричали они. Анонимный хронист, автор "Деяний франков", пишет:

...[Турки] бросали копья и пускали стрелы, раня [наших]. [В этот миг] показалось спускавшееся с горных склонов бесчисленное воинство на белых конях, и все знамена тоже были белые. Завидев эту рать, наши сперва вовсе не разобрались, что это было такое и кто были [эти воины], пока, наконец, не уразумели, что то была подмога Христа, которой предводительствовали святые Георгий, Меркурий и Димитрий. Сказанному надлежит верить, ибо многие из наших самолично видели [все это]. (перев. М. А. Заборова)

(Эта сцена, конечно, сама по себе напоминает и битву за Хельмово ущелье во "Властелине колец". В ней в роли святых выступает Гэндальф на белом коне.)

Инициатива была окончательно на стороне крестоносцев; турецкие воины вступали в бой по частям и не могли воспользоваться общим численным превосходством. Видя, что первые отряды, вошедшие в бой, уже разбиты и бегут, остальные турецкие начальники решили спастись бегством - а по пути пройтись по владениям тех эмиров, чьи войска только что погибли.

Отстутствие сплоченности в рядах погубило альянс турецких эмиров, а крестоносцы одержали решительную победу и преисполнились рвения идти дальше. Впереди ждал Иерусалим.

#играпрестолов #средневековье #сезонпоследний
To‘liq o‘qish
Друзья, после перерыва из-за плохого самочувствия сегодня начинаю отдавать "долги" по публикациям. Сегодня, завтра и послезавтра пишу про прошедшие три серии "Игры престолов", и еще сегодня будет обычная рекомендация по средам.
Король Артур едет биться с котом на мозаиках в средневековом соборе в Отранто (Италия).
Волшебные коты

В популярной серии японских ролевых игр Final Fantasy, как и практически во всех японских произведениях фэнтези, царит прекрасная мешанина из различных мифов, литературных образов и просто обрывков культурного кода. В каждой игре серии действуют полностью новые персонажи и новый игровой мир, а игр с 1987 года вышло уже 15, поэтому таких изобретательных смешений очень много. Остановлюсь на одной занятной отсылке к мифологии, которая попалась мне при работе с фольклорным материалом.

Речь пойдет о самой знаменитой игре серии, Final Fantasy VII (1997 год). В ней есть очень изворотливый и трудный в управлении персонаж - кот-предсказатель по имени Cait Sith. Труден он именно потому, что занимается гаданиями: его боевые приемы основаны на случайных эффектах. Так вот, играя в эту игру подростком, я думал, что он произносится как бы по-английски - "кэйт сит". Но на самом деле Cait Sith произносится "кат ши", так как имя взято из гэльского языка; это персонаж кельтских сказок и легенд.

Кат ши (Cait Sith на шотландском, Cat Sí на ирландском) означает "кот из племени ши". Ши (иногда приводят более древнюю форму этого слова: síde, сиды) — это жители волшебных холмов, "скрытый народ", владеющий чародейством и не всегда дружелюбный к людям. Отсюда же, кстати, название духа банши - bean sí значит "женщина ши". Вредный кат ши, если его не задобрить на праздник Самайн, может проклясть коров, и их молоко станет скисать сразу же. А когда человек умирает, кат ши может забрать его душу, поэтому, когда в доме покойник, кота надо отвлекать играми, музыкой или чем-то еще завлекательным в соседней комнате.

Свой волшебный кот есть в Уэльсе. Его зовут Кат Палуг (вероятно, "кот-царап"), и он попал в предания о короле Артуре; по одной из легенд, его побеждает сам король, по другой - один из рыцарей с помощью зеркального щита, как Персей победил Медузу.

А связь вредного кота с праздниками прослеживается еще и в исландском фольклоре, где есть Йольский - то есть рождественский - кот, который нападает на людей, не приодевшихся к празднику, а в более жестокой версии и просто съедает их. В этом мотиве есть влияние как язычества: новый годовой цикл требует обновления всей жизни, - так и христианства: люди должны чтить праздник и не работать, а проводить время с пользой для души.

Из этих разнообразных преданий черный кот, видимо, и попал в европейскую "ученую" магию Средних веков и Нового времени, а уже из магической и демонологической традиции его позаимствовал М. А. Булгаков. Кот Бегемот - дальний, но все же родственник всех этих котов.

#фэнтези #средневековье #артуриана #кот
To‘liq o‘qish
Новый текст из серии "Сезон последний" выйдет завтра или послезавтра, а пока что выложу обычный материал - но про котиков.
Сезон последний. Серия 2.
Исторические параллели "Игры престолов"

(ВНИМАНИЕ! Небольшой спойлер 2 серии 8 сезона.)

Бонус. Тормунд, убийца великанов

Самая запоминающаяся похвальба в прошедшей серии "Игры престолов", а может, и во всем сериале - это рассказ вождя дикарей Тормунда о том, как он заслужил прозвище "Убийца великанов". Он утверждает, будто убил великана, а затем его самого, как великаньего младенца, выкормила грудью жена убитого.

Тормунд всем своим образом напоминает средневекового исландца, персонажа саг. И в исландских сагах мы действительно находим похожие истории. Они встречаются и в более приближенных к действительности "родовых сагах", и в сказочных "лживых сагах". И те, и другие передавались из уст в уста начиная с эпохи викингов, а записаны в 13-14 веках.

Великаны или тролли - а для средневековой Скандинавии это чаще всего одно и то же - в сагах могут играть роль как противников, так и покровителей героя. Последнее часто сочетается с описанием сексуального контакта между героем и великаншей - то есть, в отличие от сериала, она берет на себя роль не кормилицы, а любовницы. Герой саги всегда мужского пола, и таким образом он подтверждает свою состоятельность как мужчина.

Например, в "Саге о Греттире" главный герой, оказавшись вне закона, на короткое время поселяется в укромной долине, принадлежащей "одному полутроллю по имени Торир" и заводит тесное знакомство с его дочерьми, которые отвечают ему взаимностью. Между тем, это место Греттиру показал его друг по имени Халльмунд, который тоже имеет черты великана. Этот Халльмунд впоследствии пытается ограбить другого изгнанника, по имени Грим, но тот его убивает. Затем Грим живет с его дочерью, и они хорошо ладят, а потом он возвращается к людям.

#играпрестолов #сезонпоследний #викинги
To‘liq o‘qish
Medievalists.net / The Medieval Podcast (ссылка)
Жанр: тематический сайт и подкаст
Периодичность: ежедневно/еженедельно

Сайт Medievalists создан 10 лет назад двумя студентами из Торонто. Сейчас он разросся, а его авторский коллектив запустил еще несколько сайтов и подписной журнал The Medieval Magazine. На сайте можно найти самые разные материалы, и любому, кто интересуется Средневековьем (а также его образами в современной культуре), он даст очень много.

Каждую неделю на нем выходит 5-10 постов, как правило, связанных с новыми открытиями и новыми публикациями в медиевистике. Авторы дают ссылки на свежие статьи и диссертации со всего мира (чаще всего с возможностью скачать полный текст), а также пишут познавательные материалы для широкого читателя, составляют списки книг и даже видео с ютюба по средневековой теме. При этом сайт освещает и "строго" исторические работы, и публикации по истории литературы, науки и религии. Охват по регионам тоже большой: не только западноевропейское средневековье плюс Византия, но и Ближний Восток, Китай и Япония; а хронологически материалы захватывают позднюю Античность, переселение народов и эпоху викингов, с одной стороны, и раннее Новое время - с другой.

А в прошлом году коллектив запустил тематический подкаст, который ведет историк и популяризатор науки Даниэлла Сибульски. В нем освещаются отдельные интересные темы из жизни Средних веков, как правило, в привязке к выходящим книгам или к материалам сайта.

#рекомендации_по_средам
To‘liq o‘qish
Сезон последний. Серия 2.
Исторические параллели "Игры престолов"

(ВНИМАНИЕ! Небольшой спойлер 2 серии 8 сезона.)

Рыцарь Семи королевств, часть 2

В новой серии "Игры престолов" сир Джейме произносит фразу "Посвятить в рыцари может любой рыцарь" (Any knight can make a knight). Действительно, в Вестеросе, чтобы стать рыцарем, достаточно получить благословение любого другого рыцаря; участие короля или другого владетеля необязательно. Пи этом не все герои сериала знают об этом принципе; в данном случае их позиция равна зрительской, ведь средний зритель при фразе "посвящение в рыцари" представляет себе вывешенную здесь вчера картину. В рыцари посвящает будто бы только монарх, как в современной Британии.

В историческом Средневековье ситуация была ближе к Вестеросу, чем к нынешним образцам. Для посвящения в рыцари требовалось участие старшего рыцаря, который вручит посвящаемому оружие, нанесет ритуальную пощечину и заключит в объятия. Об этом пишут наши основные источники той эпохи: Гильом Дюран, Жоффруа де Шарни, Рамон Льюль. Да, этим рыцарем часто оказывался важный аристократ или государь, но это не обязательно. Главное здесь - достоинство принадлежности ко всему сословию, а не конкретный ранг. Все рыцари братья, все равны честью - именно поэтому символом рыцарского духа был круглый стол, за которым все равны. Кроме того, в полноценной церемонии посвящения в средние века должен был участвовать священник: он читал проповедь о рыцарстве и благословлял оружие.

Можно ли посвятить в рыцари женщину? Леди Бриенна отвечает, что нет: такова традиция. Fuck tradition, отвечает Тормунд (в реальном Средневековье так бы никто не сказал - пренебрежение традициями стало модным в 19 веке, - но в фэнтези можно). В реальной Европе женщин тоже в рыцари не брали. Мыслители Средних веков, с их любовью к логическим обоснованиям всего и вся, придумывали для этого аргументы: например, что быть рыцарем есть особое достоинство, которое к лицу только мужчине как более добродетельному существу (ведь женщина первой поддалась на козни дьявола). У того же Льюля читаем:

Если оруженосцу достаточно иметь привлекательные черты лица или ладную фигуру, белокурые волосы или зеркальце в суме, дабы быть посвященным в рыцари, то в оруженосцы и рыцари вполне можно было бы принять миловидного крестьянского парня или привлекательную женщину; но в этом случае мы бы покрыли позором древнее и славное сообщество; и мы уронили бы то достоинство, которым Господь наделил мужчину в большей степени, чем женщину; это унижение и этот позор запятнали бы рыцарский орден. (пер. В. Багно)

Между тем, прошедшая серия была особенно богата на исторические и литературные мотивы, так что на днях здесь выйдет еще один материал на ее основе.

#играпрестолов #средневековье #сезонпоследний
To‘liq o‘qish
На картине художника-прерафаэлита Э. Б. Лейтона "Акколада" все не очень точно, но зато красиво. Создатели современных фэнтези чаще всего ориентируются именно на этот романтический образ Средневековья.
Сезон последний. Серия 2.
Исторические параллели "Игры престолов"

(ВНИМАНИЕ! Небольшой спойлер 2 серии 8 сезона.)

Рыцарь Семи королевств

В только что прошедшей второй серии последнего сезона "Игры престолов" одной из центральных сцен является посвящение в рыцари. Это важнейший элемент средневековой культуры, который для широкого зрителя в наши дни стал прямым символом этой эпохи. Давайте посмотрим, насколько сцена на экране похожа на исторические и современные версии обряда.

В сериале посвящение в рыцари проводится путем троекратного прикосновения, или легкого удара, плоской стороной меча по плечам посвящаемого: справа, слева и снова справа. При этом произносятся священные формулы во имя богов - Воина, Отца и Матери. Вообще-то богов в религии Вестероса всего семь, так что символика числа семь была бы более оправдана, но сценаристы опирались на католический обряд, где священное число, конечно, три.

Прикосновение мечом - действительно, часть обряда посвящения в рыцари, но современного. Иногда прикосновений всего два, как в современной Британии. Троекратное прикосновение в честь Святой Троицы используется, в частности, в католических духовно-рыцарских орденах, таких как Орден Гроба Господня.

А вот в Средние века жест был иной. Вот что сообщает нам один из самых главных источников по рыцарской культуре - труд каталонского философа и математика Рамона Льюля (он же Луллий) "Книга о рыцарском ордене":

Затем он (посвящающий рыцарь - И. М.) должен поцеловать оруженосца и дать ему пощечину, что символизирует милосердие, ибо напоминает ему о данных им обещаниях и о великой ответственности, которая на него ложится, а также о той великой чести, которой его удостаивают, принимая в рыцарский орден. (пер. В. Багно)

Вот эта пощечина, или удар по шее, как символ смирения, и превратилась в прикосновение мечом. А поцелуй с объятием, символ рыцарского братства, сохранился в названии церемонии: посвящение в рыцари традиционно именовалось и до сих пор называется акколадой - от провансальского слова accolada "объятие". (Кстати, акколада в нотной грамоте тоже "обнимает" несколько нотных станов.)

На экране отсутствует другой важный жест: посвященному в рыцари оруженосцу торжественно вручали меч и шпоры - символы рыцарского сословия. Однако если церемония проходила ускоренно: перед сражением, как в этой сцене сериала, или после битвы, - посвящаемый, естественно, уже был при оружии, и эту часть опускали.

Завтра читайте продолжение: может ли любой рыцарь посвящать других в рыцари и можно ли сделать рыцарем женщину?

#играпрестолов #средневековье #сезонпоследний
To‘liq o‘qish
Сальто в далекой галактике и в Кносском дворце. Линдси Ромэн обращает внимание, что заостренные крылья космического истребителя похожи на бычьи рога.