Как построить корпоративную культуру с нуля?
Корпоративная культура в том или ином виде существует в любой компании. Только в одних случаях она оказывает позитивное влияние на команду и бизнес-процессы, а в других - негативное. Измерить состояние корпоративной культуры можно по качественным и количественным показателям. Качественные — позволяют измерить «температуру» команды, а количественные — отвечают за метрики.
Качественные показатели негативных тенденций в корпоративной культуре:
👉 Микроменеджмент. Ответственность за принятое решение всегда перекладывается на вышестоящего руководителя, а сотрудник не развивается.
👉 Отсутствие прозрачности. Замалчивание проблем, которые в будущем приводят к серьезным катастрофам.
👉 Токсичное общение.
👉 Низкая вовлеченность сотрудников.
Количественные показатели негативных тенденций в корпоративной культуре:
👉 Текучесть кадров. Растет текучка — растут бюджеты эйчара — растут сроки выполнения задач — слишком быстро растет бэклог.
👉 Лояльность сотрудников. Она падает, если внутри команды есть деструктивные традиции и практики. Например, традиция «И так сойдет». Или токсичная эффективность — переработки в субботу и воскресенье становятся нормой. На лояльность негативно влияют также частые конфликты и сплетни.
На конференции ProductSense’23 Андрей Завада, co-Founder & Chief Executive Officer,
Storist.me рассказал о том, что ему предстояло объединить 2 разных команды — мотивированных джунов и сеньоров, большинство из которых уже обновили резюме и проходили собеседование в других компаниях. Он решил сделать это с помощью развития корпоративной культуры — она помогла бы снизить текучку и повысить лояльность сотрудников.
Как построить корпоративную культуру с нуля?
1 шаг. Формулируем правила.
Нужно поставить перед собой вопросы. Например:
❓Какую культуру я хочу создать
❓В чем будет заключаться моя роль
❓Есть ли право на ошибку? А на вторую
❓До какой степени мы будем открыты
❓Как будет выглядеть развитие
Ответы на эти вопросы формулируют правила, которые задают фундамент. И эти правила должны быть одинаковы для всех: джунов, синьоров, сотрудников, которых вообще никем не заменить, и для вас, как лидера.
2 шаг. Ищем employee company fit.
Здесь работает очень простая механика: у сотрудника есть запрос, вы должны этот запрос идентифицировать и удовлетворить.
Например, можно использовать фреймворк “Три базовых потребности”:
1️⃣ Деньги
2️⃣ Желаемый рост сотрудника в должности
3️⃣ Желаемое развитие сотрудника в компетенциях
3 шаг. Утверждаемся как лидер.
Основные принципы для построения лидерской позиции:
📌Сформулировать и озвучить правила и самому подчиняться им, но оставить для себя право вето. Например, на принятие спорных решений (когда команда проголосовала 50/50);
📌Не мешать людям работать и совершать ошибки;
📌Корректировать стратегию развития через регулярные встречи;
📌Регулярно отслеживать employee company fit;
📌Аргументировать свою позицию. Например, через данные и инсайты с рынка.
4 шаг. Развиваем культуру.
▶ Необходимо постоянно возвращаться к ценностям и правилам. Например, можно повесить их в офисе на видном месте.
▶ Раз в месяц делать чекап с помощью фреймворка “Три базовых потребности”.
▶ Создавать специальные «экипажи»: синхронизировать сотрудника и амбассадора культуры, соединять их для решения одной задачи. Постепенно те, кто не хотел воспринимать новую культуру, заряжались хорошими позитивными практиками и принимали правила игры.
В конечном счете, благодаря развитию корпоративной культуры, Андрею удалось сохранить почти всю команду. Вместе они прошли долгий путь — от создания идеи с нуля и полного факапа до развития нового бизнеса. Подробнее о том, как это происходило и какие ключевые выводы удалось сделать, смотрите в записи его
выступления на YouTube.