Что такое “тоталитаризм” и как его появление связано с развитием рекламы?
В исторической терминологии есть такое страшное слово “тоталитаризм”, которое обозначает известные диктаторские режимы XX века. Еще университете возникает вопрос - а чем тоталитаризм отличается от авторитаризма? Авторитаризм - это просто банальная диктатура в базовом понимании. А тоталитаризм? Тут мы уже говорим про форму власти, которая пытается управлять всеми проявлениями человека в обществе.
Конечно же тоталитаризм звучит ужасно, но изначально это явление достаточно логично вытекает из реальности пресловутого XX столетия. Когда у правительств в связи с развитием технологий появились новые инструменты - ТВ, СМИ, радио, государства поняли, что могут использовать их для воспитания идеального человека. Забегая вперед, и ведь не только правительство хочет сделать законопослушного, работающего, преданного и честного гражданина, заботливого отца и фанатичного налогоплательщика. Любой бренд мечтает о покупателе, который будет столь же осознанно любить продукт, всегда его выбирать, рекламировать друзьям и так далее.
Особенность “тоталитаризма” заключается в том, что в XX государство стало лезть на территорию культуры. Еще Ленин говорил о том, что кино - “главное из всех искусств”. Через искусство создается эстетический идеал эпохи. В театрах показывают идеал интеллектуала. Кино создает образ “народного героя”.
Да, это ужасно, это манипуляции. Внедрение в сознание ложных помыслов. Кстати, но ведь так работает условный “лайфстайл” - стиль жизни. Чем дядя Степа отличается от Криштиану Рональду, который на рекламном плакате держит бутылку лимонада? Ведь если Рональду будет пить лимонад с сахаром каждый день, он никогда не добьется ни подобной внешности, ни спортивных результатов, да и вообще отбросит коньки. Добавим еще влияние медиатехнологий и нейросетей, когда вам преподносится “идеальный” Рональду - то есть, отфотошопленный, улучшенный и так далее.
Страшна не реклама. Страшна реклама там, где ты ее не ожидаешь.