Строительство и бизнес


Гео и язык канала: Россия, Русский


Строительство, архитектура, новости рынка ИЖС и бизнес. Авторский блог основателя Good Wood Александра Дубовенко @G00DW00D
Рекламу на канале НЕ размещаем!
Предложить нам каналы для закупа: @assistant_marketing

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


Власти до сих пор не поняли, что ИЖС резко сократилось.

Я не поехал на ПМЭФ, однако многие коллеги поехали и выкладывают сторис.

Цитирую одного из чиновников:
«ИЖС сейчас является драйвером строительной отрасли. Сейчас вводится ИЖС больше, чем многоквартирных домов. Это означает, что более 50% вводимого жилья приходится на ИЖС».


Я готов согласиться. До сих пор очень много домов, профинансированных до июля 2024, сдаются в эксплуатацию. У нас в GOOD WOOD в мае были рекордные объемы сдачи домов по ипотеке. Это означает не только большие цифры в статистике, но и большие деньги, которые все еще поступают из банков и подкармливают тех, кто неминуемо разорится в ближайшие месяцы.

Что видим мы? Сокращение ИЖС более чем на 50% в среднем. Больше всего пострадал средний сегмент (эконом+, комфорт). «Треш-эконом» — типа домов за миллион — и самострой особо не изменились: это изначально не было связано с ипотекой. Бизнес+, элит и премиум тоже не изменились, так как не зависели от ипотеки.

Когда начнется резкое замедление темпов ввода?

Ну смотрите: последние одобрения ипотек были в июне 2024, рекордные выдачи — в июле 2024.
Сколько времени проходит с выдачи ипотеки до ввода? Я думал 6–9 месяцев, и все рухнет уже в мае. Но оно еще живет в июне. Думаю, к августу придет окончательно.

Кредитование сократилось в десятки раз, а стройка идет полным ходом.

Думаю, реально масштаб бедствия все осознают только к концу года, хотя мне и так все ясно)

22.9k 4 185 59 366

Скрам: серия 5.

Сегодня я простым языком объясню, как это работает.

С тех пор, как два года назад мы начали активно внедрять скрам, я стал не только экспертом, но и популяризатором скрама в бизнес-сообществах. Я много раз выступал на конференциях на эту тему.

К сожалению, в интернетах нет ответа на главный вопрос:

А НАХРЕНА ВСЕ ЭТО НАДО?


Я придумал два способа объяснить человеку, как это работает. Поехали.

Представьте, что вы живете в квартире вдвоем — муж и жена. И в квартире что-то работает неидеально: дверь скрипит — надо смазать, телевизор пора заменить, кран течет, матрас надо менять, полка в шкафу шатается.

И у вас сейчас нет скрама. Как это работает?

Ничего не происходит. Жена пилит мужа то по одному поводу, то по второму, и иногда муж не выдерживает и что-то одно делает. Пила временно затихает, но потом включается снова.

В чате как раз спрашивали, с какого масштаба можно начинать внедрять скрам. Да вот с этих двух человек и можно начинать. Итак, погнали:

Муж с женой договариваются о следующем:

Давай заведем список. Если в доме что-то не устраивает — мы будем туда вносить.

Перестаем пилить и выносить мозг друг другу)

Мы будем раз в неделю встречаться, открывать список и оценивать каждую проблему по трем параметрам:

1. насколько сильно она бесит мужа
2. насколько сильно она бесит жену
3. насколько легко (дешево, быстро) ее можно исправить

Перемножаем три коэффициента и сортируем задачи. Наверх попали те, которые бесят обоих и легко исправляются.

Мы договорились о том, что в неделю будем брать одну задачу с высшим приоритетом — и выполнять ее.

Возможно, данная систематизация дефектов в квартире покажется вам бредом. Но моя задача — простым языком пояснить суть этой идеи.

Если для квартиры эта схема перебор, то для офиса из 100 сотрудников — очень даже может сработать. А если задача — развивать процессы, сайт или такой продукт, как, например, «котельная в доме», то это вообще лучшая система.

У меня есть еще один способ объяснить простыми словами, что такое скрам — и он будет описан в следующем посте.

28.5k 2 286 27 556

Скрам: серия 4.

Краткое содержание прошлых серий:

Серия 1. Я уже не справлялся тащить все развитие на себе.
Серия 2. Сотрудники не только не хотят, но и не могут эффективно выполнять мои задачи.
Серия 3. Как мы готовились.

Июль 2023.

Мы решили начать с внедрения скрама на одну команду, причум ИТшную. Продукт называется «Личный кабинет заказчика». Наняли скрам-мастера на удаленке — нашли на Хедхантере, что-то типа 70 тысяч в месяц.

Он провел для всех обучение, мы привели в порядок бэклог, запустили Кайтен, я был главным по продукту (product owner). Провели разбор задач (груминг бэклога), стратсессию.
В общем, сделали все по науке — и оно полетело. Через месяц всем стало понятно: личный кабинет стал развиваться быстрее, четче, а ресурсов на его развитие тратилось меньше.

Сентябрь 2023.

Пришло время попробовать скрам в «реальном секторе». Мы создали еще 3 команды:

«БС» (большая стройка) — команда, которая занимается технологиями, узлами, стандартами, регламентами и чек-листами, связанными со строительством теплого контура (фундамент, стены, кровля, окна).

В команду вошли: конструкторы, прораб, менеджер клиентского отдела, менеджер по продажам, инженер ПТО, снабженец.

«МС» (малая стройка) — команда по инженерке и отделке.

И «Сервис» — команда, которая придумывает новые сервисы и улучшает обслуживание заказчиков, которые уже живут в домах.

Эти 3 команды придумал я. Трех продактов выбрал я. Состав команд я формировал вместе с продактами.

Получается, что внедрение скрама проходило не по-бирюзовому, а красными авторитарными методами. Так, кстати, очень часто бывает: чтобы внедрить такое — нужны сверхусилия первого лица. Инакомыслие должно жестко подавляться, а любые несогласные и сомневающиеся должны моментально увольняться.
Хочешь внедрить что-то бирюзовое — включи красноту.

В нашем случае никакого давления на людей не потребовалось — почва была подготовлена. Все понимали, зачем нам это нужно и как это работает.

Зарплата удаленного скрам-мастера подскочила до 300 тысяч, и он сам сказал: «Ребята, вам нужен скрам-мастер в штат». И в ноябре мы уже наняли скрам-мастера в штат.

Мы ввели дополнительную условную мотивацию за участие в скрам-команде — 10 000 Good Coins (10 тыс. руб.) в месяц. И самое главное — мы дали этим командам возможность быть главными в компании.

Мне пришлось поработать над собой. Если раньше мое слово было главным, то теперь я мог только закинуть идею на общих основаниях — так же, как и любой сотрудник компании. Теперь они, а не я, решали, какие задачи брать в работу, а какие — нет. Они сами собирали данные и развивали продукт. Их решения были обязательными к выполнению.

Если один сотрудник обращался к другому за помощью — ее могли оказать не сразу. Но если он говорил: «Мне это нужно для выполнения задачи из скрам-команды», — помощь поступала моментально.

В итоге популярность и авторитет этих четырех скрам-команд выросли настолько, что все хотели туда попасть. Многие начали спрашивать: «А почему у нас нет скрама?» В общем, почва для дальнейшего развития созрела.

Больше я не создал ни одной скрам-команды сам. Дальше вся эта система работала уже на самоуправлении. Миссия по внедрению скрама с моей стороны была выполнена — скрам-мастера и сотрудники сами создавали, делили, объединяли и аннигилировали команды. Сейчас у нас 24 скрам-команды.

Но об этом — в следующих сериях.

P.S. Если описывать все, что я хотел описать, то получилось бы 20 постов. Но это был бы перебор — поэтому теорию скрама вы можете изучить самостоятельно.

Изучите такие термины, как:

- бэклог продукта
- бэклог спринта
- спринт
- события скрама: планирование спринта, груминг бэклога, ревью, ретроспектива
- роли PO и скрам-мастера


Об этом не будет в моих постах, но я расскажу об истории внедрения, о некоторых фишках, с которыми мы столкнулись, и об интересных историях, которые я придумал, чтобы людям стало чуть понятнее, что такое скрам.

30k 3 167 26 412

Скрам. Глава 3.

Напомню: в первой главе я рассказал о своей главной боли — никому ничего не надо, а я хочу, чтобы все развивалось само.

Во второй главе я рассказал, как сотрудников заваливало задачами по развитию.

14 апреля 2023 года я написал пост. Цитирую несколько абзацев:

«Мы решили пойти дальше и внедрять скрам шире — в таких местах, как R&D по продуктам и узлам, в области улучшения процессов, в области качества (поиск первопричин рекламаций и их устранение), в оптимизации проектов и узлов с точки зрения стоимости, унификации и удобства реализации.»

«Друзья! Сейчас я активно изучаю опыт внедрения Скрама в производственных и сервисных офлайн-компаниях (только не IT, с IT мне и так все ясно). Если вы знаете о том, что где-то работает Скрам или вдруг он работает у вас, пожалуйста, напишите в личку, я бы хотел пообщаться.

Upd: никто не собирается по Скраму строить дома. Дома строятся по отлаженной годами четкой системе. Но сами документы, чертежи, регламенты, по которым строятся дома, требуют развития, обновления. Вот для этого обновления нам и нужен Скрам.»

Большое спасибо всем, кто отозвался. Мне написали несколько человек из разных стран. В частности, я пообщался с инженерами из Боинга, Вольво, Северстали, ВТБ, Альфа-Банка, Сименса и Силовых машин.


Итого я провел 10 зумов по часу, чтобы понять, как эта штука работает в разных компаниях. С каждым новым зумом я все больше и больше убеждался, что это именно то, что нам нужно. Я становился фанатом скрама и понимал, что он как раз решит наши проблемы — с завалом задач и вовлеченностью команды.

Несколько человек также порекомендовали съездить в компанию Грасс, где скрам уже внедрен, а сама компания открыта и проводит стажировки. Мы отправили в Грасс 20 человек, включая меня, чтобы изучить их опыт внедрения.

На момент поездки я уже знал о скраме многое и увидел, что в Грассе он частично используется даже в операционке — и что некоторые вещи можно было бы сделать лучше. Но моя главная задача была — показать всей команде, что эта штука действительно работает.

В Грасс нас отлично приняли! В результате многие наши лидеры захотели попробовать это у себя.

У меня нет цели рассказывать, что такое сам скрам — вы легко найдете статьи и видео на эту тему. Но я постараюсь описать, какие ключевые фишки скрама нас зацепили и почему мы решили его внедрять.


Задачи по развитию не передаются исполнителям напрямую, а помещаются в бэклог.

Вся история выполненных, невыполненных или отложенных задач видна в одном месте.

Задачи оперативно разбираются, но не выполняются сразу. Они обсуждаются командой, составляется план их реализации.

Задачи приоритизируются.
Самыми лучшими считаются задачи, которые легко (и быстро) реализовать, но которые при этом дают максимальный эффект.
Максимальный эффект, например, это максимальная прибыль.

Работа ведется спринтами (тактами) — например, двухнедельными. В начале спринта задачи берутся в работу, а к его концу — все завершаются. Никаких завалов: команда берет только то, что реально может выполнить.

Чтобы этот процесс не останавливался и работал системно, в компании есть скрам-мастер. Он обучает коллег, внедряет скрам и следит за тем, чтобы все работало.

Подготовительный процесс завершен. О внедрении — в следующих главах.

31.1k 2 137 18 411

Скрам. Глава 2.

Предыдущий пост набрал много комментариев — многие ждут продолжения. Поехали.

Перед тем, как рассказывать об инструментах и способах их внедрения, нам надо полностью осознать глубину проблем, связанных с развитием в компаниях. В первой главе мы поговорили о моем взорванном мозге, а теперь давайте посмотрим: а что же делается в компании?

До внедрения скрама мы работали через поручения. Людям раздавали задачи: «Давай сделаем это», «Давай это улучшим», «Давай изучим то». В результате у каждого сотрудника высокого уровня этих задач накопилось на 10 лет непрерывной работы.

В этих условиях падает мотивация что-то делать. Зачем сотрудник будет над ними работать, если их все равно все не выполнить? «Лучше я ничего делать не буду». Кроме того, бывает ситуация, когда на задачу тратится очень много времени. Директор думал, что это на 5 минут, поставил задачу — а на нее ушло 100 часов, и делалась она полгода. А когда наконец была выполнена, оказалось, что она уже неактуальна.

Хранятся все эти задачи непонятно где: в емейлах, в головах , в мессенджерах. Если сотрудник уходит, он оставляет за собой невыполненные задачи на полпути — и уходит вместе со списком задач, и новый человек не сможет быстро их подхватить.

Я изучал многие компании. Везде, где нет чего-то типа скрама. именно такая ситуация — полный завал по задачам, все двигается медленно, времени из-за операционки не хватает, развитие идет хаотично.


А вот как это работает у нас сейчас:

Задачи хранятся в общем хранилище, которое называется бэклог, а не в мессенджерах, емейлах и головах.

Работа по задачам идет так называемыми спринтами. Это означает, что в пятницу (условно) у сотрудника — 0 задач. Подчеркиваю: ноль. Он никому ничего не должен. Сравните: объем задач на 10 лет и 0. В этом — огромная разница и сила скрама.

Как следствие, если сотрудник уходит, данные о выполненных ранее и о текущих задачах не теряются.

Задачи, которые требуют десятков часов работы, разбиваются на кусочки, и по ним быстрее поступает обратная связь. Ситуация, при которой кто-то истратил много ресурсов на задачу впустую, исключена.

В следующих главах я расскажу про сам скрам — что все-таки это такое. Расскажу, как мы его внедряли и какие команды у нас есть.

39.9k 4 232 64 668

Что такое скрам?

Начиная с 2017 года, я активно внедрял в Good Wood самоуправление. К 2022 самоуправление полностью заработало. Убрали начальников. Все строилось само, меня никто не дергал. Но было ли мне спокойно от этого? Нет.

Приезжаю я как-то на объект к заказчику, а там сервисные инженеры (наша скорая помощь). Выехали экстренно на протечку, я спрашиваю: «Что случилось»? Отвечают: «Опять этот фитинг турецкий потек. Раньше ставили нормальные, немецкие — они не текли. А теперь ставят это дерьмо, мы ездим, чиним».

В офисе я прихожу к главному проектировщику и говорю: «Ты в курсе, что фитинги турецкие наши текут?». «Да, надо нормальные ставить. У нас есть это в списке, как дойдут руки, поменяем на другие».

Получается, все вроде как работает без меня. Но работает в режиме «завтра будет как вчера, ну может чуть-чуть похуже». И единственный, кто бегал и всех дергал, что надо что-то менять, это я. У меня одного шило в одном месте. Сотрудников я обвинять в безразличии не мог, ибо они строили дома. Причем без начальников. Ведь это уже круто. В итоге я продавливал 10-15 изменений в месяц, и как-то потихоньку мы все равно развивались.

Голова у меня была вся в мыле, энергии уходило много, и у меня не было удовлетворения. Я чувствовал, что я много работаю, заставляю людей что-то менять, и это происходит медленно. Все равно я чувствовал, что мы недорабатываем и нам надо меняться быстрее.


Прошло 3 года.

Сегодня у нас 24 скрам-команды. 90 человек занимаются изменениями!!! Мы производим не 10-15 значимых изменений в месяц, а 100-150. Моя роль в этом равна нулю. Я не собираю данные, сигналы, задачи, я не приоритизирую, не занимаюсь разработками, не контролирую, не внедряю изменения. Это все делают скрам-команды.

Конечно, я причастен к тому, что мы внедрили скрам. В интернете практически нет простых объяснений, что такое скрам. Айтишники и так это понимают. А вот промышленники — нет. Я сейчас один из главных популяризаторов скрама в России, и меня часто зовут на топовые конференции по этой теме — рассказать про наш опыт.

Пост получился и так длинным, а рассказать хотелось много. Если интересно, как это все-таки работает, что это такое и как мы это внедряли, пишите в комментариях. Возможно, это будет сериал про скрам.

41.7k 3 277 92 938

9. Пенсионеров с единственным садовым домом хотят освободить от налога на него. Законопроект уже в Госдуме.

Я всегда за упрощение. Убрать вообще нафиг все льготы пенсионерам, а все полученные деньги вложить в увеличение пенсий. Мне кажется, это логичнее и проще администрировать. Но, возможно, пенсионеру приятнее, что у него везде льготы, и он это ценит больше, чем размер пенсии, которая, наверное, всегда будет казаться маленькой. Но я лично выступаю за упрощение всех этих процессов.

10. Власти предлагают создать реестр добросовестных застройщиков в ИЖС.

Поддерживаем ли мы создание реестра добросовестных застройщиков в ИЖС? Ну, как бы и да, и нет. Тут важно понимать, насколько серьезно будут к нему относиться заказчики и насколько по-серьезному он будет составляться. Я больше верю в страховые компании. Например, при получении ипотечного кредита ты должен застраховать дом на 5 лет от дефектов в страховой компании.

И вот тут сразу появятся рейтинги. Если строил дядя Вася — страховая потребует экспертизу и возьмет как минимум 10% стоимости, так как она несет риски, что он исчезнет. А если компания солидная — страховая возьмет 0,1%, так как уверена, что в случае чего застройщик сам все исправит.
Такой закон, который успешно работает в Японии, моментально все отрегулирует и расставит по местам. Но боюсь, еще лет 20 должно пройти, чтобы мы до этого дошли.


7. Плавучие дома начали продавать через маркетплейс.

Тема хаусботов — прекрасна. Однако Вайлдберис тут что-то не слишком подходит. Они любят брать конские проценты (30% и выше), а на таких дорогих товарах, как, например, автомобили и хаусботы, каждый процент — это серьезные деньги. Поэтому люди, конечно, найдут способ купить хаусбот напрямую у производителя, а не через Вайлдберис. Если это просто промокампания — то почему бы и нет, но о системной продаже хаусботов через ВБ или Озон говорить не приходится.

8. Сейчас у каждого четвертого застройщика — финансовые проблемы. Правительство ищет решение, как снизить риски банкротства девелоперов.

Правительство до сих пор не разобралось, в чем разница между ИЖС и МКД, и они вообще пока не очень понимают вопросы, связанные с ИЖС. Вот, например, эти указы — «Снизить риск девелоперов и застройщиков».

В ИЖС почти не существует никаких застройщиков. Давайте четко определим, какие потенциальные проблемы есть у МКД-строителей и у ИЖС-строителей.

У МКД-строителей (они же девелоперы, они же застройщики) проблема в том, что упал темп продаж, и они вынуждены замедлять темпы строительства. Соответственно, медленнее раскрываются эскроу-счета, а корпоративный долг достаточно дорогой. В итоге те, кто не накопил жир (например, в виде площадок) и кэш, — возможно, не справятся с ситуацией и разорятся.

Кто от этого пострадает? Ну, возможно, чуть-чуть банки, которым не вернут корпоративный долг. Но деньги заказчиков находятся на эскроу-счетах, и им вернут (да, на эти деньги уже не купишь то, что они хотели построить, но тем не менее — что-то вернут).

У ИЖС-строителей другая ситуация. Никаких кредитов у них нет. Никакого корпоративного долга — тоже. Их это не беспокоит. У них есть проблема с финансовым учетом и с убыточностью. Они начинали строить новые объекты, брали предоплаты, а на них строили вчерашние. Возникал финансовый лаг (бесплатный, неснижаемый объем предоплат в размере примерно ¼ от годового оборота). По-хорошему, эти деньги надо хранить в кубышке, потому что это не твои деньги. Но фактически их уже нет. А куда они делись?
Они вложены в квартиры и машины основателей — это в лучшем случае. А в худшем — они съедены неэффективностью (низкой прибыльностью, рекламой, демпингом и скидками). То есть некоторые компании 3–5 лет подряд фактически работали в убыток, но при этом их владельцы неплохо кушали.

Когда рынок ровный или растущий — проблемы нет. Новые продажи перекрывают все старые дыры. Но когда рынок начинает падать, новых продаж становится меньше, а строить надо много — появляются кассовые разрывы, а потом банкротство.

Компаний-подрядчиков таких тысячи, и у большинства те же проблемы. Если начнутся банкротства, пострадают не банки, а заказчики, которые отдали предоплаты и остались без домов.


🗣Власти убивают ИЖС?

🗣 Кто получит больше денег на ипотеку — айтишники или многодетные?

🗣Стоит ли срочно закупать стройматериалы до летнего скачка цен?

Всем привет, это #новости_малоэтажки за май! Давайте разберем, что интересного произошло с рынком частного строительства за месяц.

1. Спрос на ипотеку в ИЖС вырос вдвое в апреле. Но он все равно в семь с половиной раз меньше, чем в прошлом году. А средний чек по кредитам на ИЖС сейчас — 6,6 млн рублей. За месяц он вырос на 300 тысяч.

Давайте оценим, в какую глубокую дыру правительство загнало ИЖС, на примере данных апреля 2025.

Всего выдано льготной ипотеки на сумму 158 миллиардов рублей. Из них на ИЖС — на 4 миллиарда. Что это значит? Это значит, что доля ИЖС 2.5%. А до того, как ввели эскроу-счета, ИЖС занимал 50%. Какой мы делаем вывод: после 1 июля 2024 ипотечное кредитование многоквартирных домов сократилось примерно в 2 раза, и это нормально. А кредитование ИЖС сократилось в 80 раз!!!! В 80!!! В это сложно поверить, но это факт.

Я уже много раз это писал, но я повторю 2 мысли.

1. Сейчас правительство не видит каких-то проблем, потому что ввод жилья, заложенного раньше, продолжается, и катастрофа пока не видна. Катастрофу увидят и осознают в полной мере в августе, скорее всего начнется откат.

2. Что делать? Как поддержать ИЖС?
1) Сделать поэтапное раскрытие эскроу-счета для снижения рисков и финансовой нагрузки на строителей.
2) Сделать возможность получения вторичного кредита на ИЖС (рефинансирование по льготной ставке) для дома, построенного и сданного подрядчиком или хозспособом.
3) Дать банкам нормально денег, чтобы им хватало на выдачу льготных кредитов без комиссий. Сейчас комиссии запретили, а денег не дали.
4) Расширить семейную ипотеку на ИЖС на семьи с одним ребенком до 18 лет.

2. Две трети зумеров — тех, кто родился с 97-го по 2010-й год — мечтают купить загородный дом или коттедж.

Мечтать, конечно, не вредно, но наша статистика показывает обратное. Для молодых, особенно несемейных людей, больше подходит тесная квартира в городе — желательно поближе к центру, коворкингам, клубам и пабам. А вот взрослые и семейные люди хотят жить на собственном участке.

3. В России резко вырос спрос на благоустройство участков.

Наверное, волна докатилась. Ввели рекордное количество домов в 2023, 2024, а теперь в 2025 решили заняться благоустройством и озеленением.

4. Чем больше семья — тем больше лимит. Власти готовят новые правила для семейной ипотеки. А для многодетных лимит хотят увеличить в два раза — законопроект уже в Госдуме. Он должен вступить в силу в следующем году.

В принципе, тема хорошая. Но, на мой взгляд, действия чуть-чуть несистемные. Одной рукой мы уменьшаем выдачу ипотек, другой — увеличиваем льготы. Хотите помочь многодетным — дайте льготную ипотеку с хорошей ставкой. Достаточно субсидировать ставку. Все дополнительные «помощи», на мой взгляд, не нужны. Зачем усложнять администрирование?

5. На IT-ипотеку выделили еще 61 миллиард рублей.

Прекрасно. Жаль только, убрали Москву и Питер. Но тут я, наверное, не объективен, так как именно моя компания работает только в Москве и Питере. И тут — бабах, шиш с маслом)))

6. Эксперты предупредили: уже в июне стройматериалы могут подорожать на 5%. А летом — на 10–20%.

Ну, дорожают, конечно, материалы. Ибо, условно, в стройке сейчас идет стагфляция — это инфляция плюс стагнация. Но это в среднем сегменте, там, где как раз льготная ипотека сильно влияла. А в премиальных сегментах никакой стагнации нет — материалы дорожают.


Оконщики переобулись

Нашей компании уже 20 лет, и каждый раз одно и то же. Оконщики (производители окон) сначала наглеют и гнут пальцы: «Ваш Гуд Вудовский объем — это ноль для нас, мы стеклим жилые комплексы. Берите то, что есть, и можете свои требования свернуть в трубочку»)

Наступает кризис. Это было в 2008, в 2014, в 2023, теперь в 2025. И каждый раз одно и то же.

Оконщики атакуют. Они совершенно не помнят, что наговорили еще полгода назад. Превращаются в пушистых. И клянутся:

⁃ Больше не будет мух в стеклопакетах
⁃ Напыление будет установлено правильной стороной, и мы будем его проверять на заводе
⁃ Дистанционные рамки будут стыковаться только в углах
⁃ Разводов на стеклах не будет, и мы не будем ссылаться на ГОСТ, что они допустимы
⁃ Не будет задиров от шлифовки, сварных швов на углах рам
⁃ Хранить изделия мы будем бережно на одном месте, а не перевозить туда-сюда по складу по 20 раз
⁃ Мы обещаем хранить изделия столько, сколько вам нужно, и не пугать «Если не заберете изделия, мы остановим прием новых заказов от вас».

Какие же они ласковые и прекрасные. Но мы знаем, что будет, когда опять начнется бум. Все вернется и станет так, как было. Но сейчас прямо огромное удовольствие работать с оконщиками.

55.9k 2 207 180 906

Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram

67.6k 4 221 172 652

Brand vs HR Brand

Всем привет, коллеги. Напомню, что компания Good Wood в каком-то смысле возглавляет «бизнес-экскурсионное» движение в России — это когда одна компания ездит к другой в гости на 1 день и учится, а потом происходит взаимный обмен.

Недавно мы быти в Новосибирске в компании КОТЭС и Смарт Консалт. Там прозвучала гипотеза. Она соединилась в моей голове с мыслями футуролога Гарретта Джонстона, и я выдаю вам концепцию вероятного будущего, которое наступит через 5 лет:

В будущем заказчик не сможет выбирать компанию для строительства дома без искусственного интеллекта. Он попросит AI-ассистента полностью сверить бюджет и проверить реальное качество строительства по открытым данным. Вывод — вся эта маркетинговая мишура и крики станут неактуальны. Выиграет тот, кто реально делает лучший продукт. А как его сделать? Набрать лучших людей. А как набрать лучших людей? Сделать сильный HR-brand. Сделать работу в твоей компании наиболее привлекательной — удобный офис, сервис для сотрудников, удобный график, возможность расти.

Вывод — в будущем HR-бренд важнее просто бренда среди заказчиков.


Я занимаюсь этим активно 5 лет. Я уже давно сказал себе: «Моя задача в том, чтобы друзья сотрудников завидовали тому, что они у нас работают». Все крутили у виска. Теперь я понял, что такой подход — это главный вопрос выживания в будущем, и мы на правильном пути.

Видео тут редкость, но выложу наш ролик про сервис для сотрудников.

67k 4 228 57 481

Эго заказчиков

У нас достаточно часто происходят конфликты с заказчиками по одной и той же схеме.

Заказчик хочет построить дом в запрещенной зоне, например:

1. В зоне аэропортов
2. На водоохранной территории
3. На арендованной земле — непонятно, на кого
4. Или на земле, где строительство ИЖС не предусмотрено категорией земли.

Мы говорим: вам сначала нужно получить согласования и документы, а потом вы сможете к нам обратиться за строительством.

Иногда после этого идет бурная реакция. Цитирую почти точно последний случай общения заказчика с менеджером:

«Ты будешь меня учить, где я могу строить, а где нет? У тебя какое образование? Я вам бабки плачу бл$#@@. Ты хочешь, чтобы я позвонил главному, и он тебя уволил?».


Естественно, после этого договор расторгается, мы несем убытки, но нам лучше потерять деньги, чем иметь дело с такими людьми.

В нашем кодексе мы уже давно предусмотрели эту ситуацию. Цитирую:

===
7. О ЗАКАЗЧИКАХ

7.1. Наш клиент — это заказчик, который хочет построить себе дом. Он понимает, что за качество надо платить. Он требует уважения к себе, но и сам с уважением общается с компанией. Он ценит свое время и не хочет заниматься стройкой погружаться в детали. Он хочет выстроить доверительные отношения с компанией и работать с профессионалами. Если в процессе общения заказчик ругается матом или кричит: «Я вам заплатил деньги», то это не наш стиль общения, нам лучше закончить отношения с ним.

7.2. Наш заказчик выбрал компанию GOOD WOOD, потому что он ей доверяет. Он не проверяет сметы, так как знает, что в них все правильно. Он не проверяет технические решения, так как уверен, что с ними все ОК. У него мало времени, он хочет гарантированно
с первого раза получить хороший результат.

7.3. Мы должны сделать клиента довольным на выходе. Он должен удивиться и в идеале стать нашим фанатом. А на выходе сказать: «Не зря я выбрал GOOD WOOD!»

7.4. Один из наших ценнейших активов — это довольные клиенты, живущие в наших домах.

7.5. Клиент не всегда прав. Занимая во всех случаях сторону клиента, мы демотивируем наших сотрудников, а так делать нельзя. Но объявить клиента неправым может только тот сотрудник, у которого уже есть репутация предоставления суперсервиса большинству заказчиков.

7.6. Если 9 из 10 этапов мы сделали хорошо,
а на последнем, 10-м, клиент разочаровался, то он разочаровался полностью во всей нашей работе и нас не порекомендует. Необходимо найти точку, на которой отношения стоит закончить. Лучше сделать это пораньше и расстаться на хорошей ноте.

7.7. Мы никогда не советуем заказчику прочих подрядчиков, которые будут доделывать дом. Так как если подрядчик накосячит, мы будем нести за это моральную ответственность. Кроме того, постоянные советы кого-то наводят на мысль о коррупции. Если заказчик настаивает, чтобы ему кого-то порекомендовали, то давать эту рекомендацию можно только через «Личный кабинет», публично, и, конечно же, запрещено получать какие-либо вознаграждения
от компании, которую мы посоветовали.
====

67.7k 3 270 212 663

6. Ученые придумали новые чудо-материалы и разработки:
- Искусственный песок из морской воды, электричества и углекислого газа.
- Кирпич-хамелеон, который меняет свой вид в зависимости от интенсивности света.
- «Самоуплотненная» древесина, которая прочнее, легче и экологичнее металла.

Каждый месяц тысячи ученых по всему миру придумывают супер-инновационные пески, кирпичи, металл из древесины и древесину из металла. Проходят годы, а мы как строили все из цемента, глины и дерева, так и строим. А почему? А потому, что если бы реально что-то дельное изобрели, то сразу бы стали использовать и показали бы поселки и города, построенные по новой технологии. А построенных домов нет, зато есть куча разговоров. Так всегда происходит, когда все изобретения фейковые и делаются только ради того, чтобы попасть в новости.

7. Земля дорожает быстрее домов.

Это факт. Это связано с тем, что принято несколько мер по ужесточению перевода земли в ИЖС, наложили всякие курты и решили сделать искусственный дефицит земли. Частично тут поучаствовали крупные многоэтажные девелоперы (слоны в посудной лавке). Они всегда зарабатывали не на стройке, а на том, что умели урывать сладкие куски земли в городах (площади, как они называют), а строили у них нанятые подрядчики. Они сунулись в ИЖС, а тут свободный рынок земли (площадок): кто угодно может на Циане купить себе земельный участок — и это недорого. В этих условиях высокой конкуренции слоны не выживают. Они начали лоббировать ужесточение доступа к земельным ресурсам. Ну и действительно, земля стала дорожать. Вполне возможно, где-то в хороших локациях их расчет сработает, и они смогут извлекать прибыль из малоэтажки даже в условиях своей низкой строительной эффективности.

8. Себестоимость строительства частных домов снизится из-за налоговых изменений. Это коснется тех, кто строит по эскроу-счетам. Но заказчики вряд ли почувствуют выгоду.

Отмена НДС для тех, кто работает с эскроу — это, конечно, хорошо, но деньги дорогие, риски высокие, комиссии банковские большие. Поэтому минимальная «премия к рынку» при стройке через эскроу-счета — 20%. В принципе даже эти 20% все равно достаточно привлекательны для заказчика. Ведь ему дают деньги под 6% (считай, бесплатно), но 20% нужно поделиться. Он будет готов.

Мы давно уже говорим, что в условиях высокой ставки ЦБ льготная ипотека под 6% не нужна. Сделайте 9–12%. Запретите комиссии (в том числе скрытые, через механизм депонирования), сделайте поэтапное раскрытие эскроу-счетов, разрешите ипотеку на готовые дома (вторичную) — и будет все нормально. Проектное финансирование, кстати, станет ненужным. Зачем тратить лишние бюджетные деньги на него?


🗣Земля под ИЖС скоро станет роскошью?

🗣 Ипотека на дом рухнула в 14 раз — что делать застройщикам?

🗣Роботы вместо строителей — фантастика или близкое будущее?

Всем привет, это #новости_малоэтажки за апрель! Давайте разберем, что произошло с рынком частного строительства за месяц.

1. Ранняя весна разогрела спрос на частные дома. За месяц заказов на строительство под ключ стало на 40% больше! Отдельные услуги (например, фундаменты) взлетели на 50%.

В целом спрос, конечно же, низкий. Однако возник эффект, который мы прогнозировали. Начиная с июля 2024 года по февраль цены на строительные материалы и работы практически не росли, а рубль продолжал дешеветь. И многие, кто собирались строить дома, сначала немного подождали — они, конечно, надеялись, что цены пойдут вниз. Но они хотя бы не дорожали. В марте цены постепенно начали снова расти, и те, кто накопил на дом, решили, что март — это оптимальный месяц для входа в стройку. Поэтому мы, видимо, и наблюдаем полуторакратный рост с низкой базы.

2. Хуснуллин предлагает запустить отдельную госпрограмму для поддержки ИЖС.

Ну, мы уже давно говорим, что ИЖС надо спасать — особенно сегмент недорогих домов с ипотекой. И там плохо работают эти эскроу-механизмы. Думаю, в августе начнут запускать всякие механизмы стимулирования.

3. Эскроу для домов набирает обороты — за месяц заключили 100 договоров. 2,5 тысяч подрядчиков готовы работать по новой схеме.
100 договоров? А раньше их было несколько тысяч в месяц)

4. Ипотека на ИЖС стала неподъемной. Ставки выросли на 13%, спрос упал в 14 раз.

Ну, в общем, это все уже не новости. Мы об этом говорим уже 9 месяцев))) В правительстве уже заметили коллапс рынка. И, конечно же, будут приняты меры поддержки. Вопрос — какие конкретно.

5. Стройтехнику теперь можно контролировать удаленно. Новая технология поможет бороться с нехваткой рабочих и авариями на стройках.

Беспилотные такси уже придумали, теперь решили пойти дальше и делать беспилотную строительную технику. Приезжает без водителя экскаватор, сам копает, сам строит дом. Может быть, когда-нибудь такое и будет. Но у нас в России с нашими дорогами и условиями строительства до этого достаточно далеко. Стройка у нас начинается с того, что сначала техника завязнет в СНТшных дорогах, потом с помощью бутылки водки и крана эту технику достают, потом председатель и соседи начинают мешать, потом электричество отключается. Без матюков ничего не начинает строиться. Как все это можно поручить машине? А кто будет бухать и воровать на стройке? Тоже машины? Я думаю, до этого еще искусственному интеллекту очень далеко.


Делюсь новой HR-технологией. Просмотр собеседования психологом.

Мы работаем уже 20 лет и постоянно совершенствуем технологии подбора сотрудников. На мой взгляд, это вообще одна из ключевых компетенций успешной компании — уметь брать лучших людей.

Напомню, как работает наш рекрутмент: собеседование проходит по зуму, записывается, и эта видеозапись поступает на просмотр достаточно широкому кругу людей. Например, если мы берем менеджера по продажам, то это собеседование обязательно посмотрят все будущие коллеги, коллеги из смежных отделов (архитекторы, инженеры) и даже наши друзья-заказчики, которых мы привлекаем для таких специальных задач. Решение о приеме принимается коллегиально.

Плюсы такого подхода в том, что сотруднику намного проще приходить в компанию, так как его уже все знают. Но главное в том, что если коллектив взял ответственность на себя, что «Он нам подходит», то именно этот коллектив будет делать все возможное, чтобы кандидат прижился в компании и успешно прошел адаптацию.

Все, что написано выше, было и раньше, и уже работает у нас несколько лет. Но я хочу рассказать про инновацию, которую мы запустили 2 недели назад. Просмотр собеседования у профессионального психолога-профайлера. Этот человек способен видеть, где человек говорит правду, а где нет. Видит какие-то загоны, считывает тип личности, основные мотивации и присылает достаточно подробный отчет с предположением, подойдет ли этот человек нашей компании на эту должность.

Как очень часто бывает с инновациями, сейчас мы все друг друга спрашиваем: «А что, так можно было? А почему раньше мы этого не делали?».

Ну а я, как всегда, СРАЗУ раскрываю наши секреты, ибо это реально очень полезная штука. Пробуйте, не пожалеете!

58.3k 3 398 187 512

Всем привет.

15 апреля планировался приезд Путина в Доброград. Там все перекрыли, даже наши стройки пришлось там остановить по требованию властей. Планировалась важная встреча по поддержке ипотеки вообще и ИЖС в частности.

Скорее всего, борцы с инфляцией в правительстве победили строительное лобби, и тему решили слить. Путин, естественно, решил не ехать, и выступил там по видеосвязи. Фактически вместо принятия конкретных решений все чуть-чуть поворчали, что времена сложные. Дом РФ долго себя хвалил перед президентом, ну и остальные тоже. В итоге ничего не решили.

Были сделаны поручения: «Разобраться и внести предложения по поддержке» — так всегда делают, когда хотят слить тему.

Несмотря на нулевой эффект от этого несостоявшегося эпохального события, кое-что положительное я увидел.


1. Они видят спад.
2. Они видят проблему в ИЖС в том числе.
3. Они видят банковские грабительские проценты и решили с ними бороться.
4. Они озвучили то, о чем я писал, что льготная ипотека не должна быть 6%, если ключевая ставка 21. Я писал, что нам нужна 12%, и все будут счастливы. Они в принципе намекнули, что так и будет.
5. Намекнули, что на ИЖС будет отдельная ипотека. Неужели все-таки услышали про поэтапное раскрытие эскроу-счетов и ипотеку на вторичку?

Будем ждать. Я планировал откручивание гаек к июлю, потом мне показалось, что их решили окрутить в апреле. Нет, апрель отменяется, снова ждем июль.

53.7k 4 233 51 439

Всем привет. Начинаем прямой эфир с заказчиком через час, в 16:00. Он пройдет здесь, в телеграм-канале. Увидимся!

Если вы не успели на эфир, смотрите в записи:
📱 YouTube
📱 Вконтакте


Всем привет, завтра в 16:00 здесь будет прямой эфир. Напомню, что недавно мы стали проводить его не только на YouTube, но и здесь, в телеграм-канале.

Обычно мы звали на эфир коллег-экспертов из компании Good Wood, а в этот раз к нам присоединится заказчик. Думаю, будет интересно посмотреть про стройку с другой стороны.

В общем, 16.04 в 16:00, увидимся.

В комментариях к этому посту пишите свои вопросы, и мы на них ответим.

51.8k 4 26 34 162

Всем привет.

Важное сообщение для архитекторов ИЖС
!

Мы продолжаем традицию проведения всероссийских конкурсов (хакатонов) по разным специальностям, связанным с ИЖС. На этот раз мы решили провести его для архитекторов.

В составе жюри выступят наиболее талантливые, именитые и медийные архитекторы индивидуальных домов:

Роман Леонидов @LR_architects
Виталий Злобин @zlobin_architect
Азат Хасанов @azat_ryadom
Борис Зайцев @zaboris

Дата проведения: 21 мая 2025 года

Конкурс спонсируется компанией Good Wood.
Призовой фонд — 400 тыс. руб.

Для тех, кто пройдет отборочный тур, перелёт в Москву и проживание в отеле будут оплачены спонсором.

Регистрация и задание отборочного тура

Пожалуйста, перешлите знакомым архитекторам!

54.5k 2 344 15 202
Показано 20 последних публикаций.