Скрам: серия 4.Краткое содержание прошлых серий:
Серия 1. Я уже не справлялся тащить все развитие на себе.
Серия 2. Сотрудники не только не хотят, но и не могут эффективно выполнять мои задачи.
Серия 3. Как мы готовились.
Июль 2023. Мы решили начать с внедрения скрама на одну команду, причум ИТшную. Продукт называется
«Личный кабинет заказчика». Наняли скрам-мастера на удаленке — нашли на Хедхантере, что-то типа 70 тысяч в месяц.
Он провел для всех обучение, мы привели в порядок бэклог, запустили Кайтен, я был главным по продукту (product owner). Провели разбор задач (груминг бэклога), стратсессию.
В общем, сделали все по науке — и оно полетело. Через месяц всем стало понятно: личный кабинет стал развиваться быстрее, четче, а ресурсов на его развитие тратилось меньше.
Сентябрь 2023.Пришло время попробовать скрам в «реальном секторе». Мы создали еще 3 команды:
«БС» (большая стройка) — команда, которая занимается технологиями, узлами, стандартами, регламентами и чек-листами, связанными со строительством теплого контура (фундамент, стены, кровля, окна).
В команду вошли: конструкторы, прораб, менеджер клиентского отдела, менеджер по продажам, инженер ПТО, снабженец.
«МС» (малая стройка) — команда по инженерке и отделке.
И
«Сервис» — команда, которая придумывает новые сервисы и улучшает обслуживание заказчиков, которые уже живут в домах.
Эти 3 команды придумал я. Трех продактов выбрал я. Состав команд я формировал вместе с продактами.
Получается, что внедрение скрама проходило не по-бирюзовому, а красными авторитарными методами. Так, кстати, очень часто бывает: чтобы внедрить такое — нужны сверхусилия первого лица. Инакомыслие должно жестко подавляться, а любые несогласные и сомневающиеся должны моментально увольняться.
Хочешь внедрить что-то бирюзовое — включи красноту.
В нашем случае никакого давления на людей не потребовалось — почва была подготовлена. Все понимали, зачем нам это нужно и как это работает.
Зарплата удаленного скрам-мастера подскочила до 300 тысяч, и он сам сказал:
«Ребята, вам нужен скрам-мастер в штат». И в ноябре мы уже наняли скрам-мастера в штат.
Мы ввели
дополнительную условную мотивацию за участие в скрам-команде — 10 000 Good Coins (10 тыс. руб.) в месяц. И самое главное — мы дали этим командам возможность быть главными в компании.
Мне пришлось поработать над собой. Если раньше мое слово было главным, то теперь я мог только закинуть идею на общих основаниях — так же, как и любой сотрудник компании. Теперь они, а не я, решали, какие задачи брать в работу, а какие — нет. Они сами собирали данные и развивали продукт. Их решения были обязательными к выполнению.
Если один сотрудник обращался к другому за помощью — ее могли оказать не сразу. Но если он говорил:
«Мне это нужно для выполнения задачи из скрам-команды», — помощь поступала моментально.
В итоге популярность и авторитет этих четырех скрам-команд выросли настолько, что все хотели туда попасть. Многие начали спрашивать:
«А почему у нас нет скрама?» В общем, почва для дальнейшего развития созрела.
Больше я не создал ни одной скрам-команды сам.
Дальше вся эта система работала уже на самоуправлении. Миссия по внедрению скрама с моей стороны была выполнена — скрам-мастера и сотрудники сами создавали, делили, объединяли и аннигилировали команды. Сейчас у нас
24 скрам-команды.Но об этом — в следующих сериях.
P.S. Если описывать все, что я хотел описать, то получилось бы 20 постов. Но это был бы перебор — поэтому теорию скрама вы можете изучить самостоятельно.
Изучите такие термины, как:
- бэклог продукта
- бэклог спринта
- спринт
- события скрама: планирование спринта, груминг бэклога, ревью, ретроспектива
- роли PO и скрам-мастера
Об этом не будет в моих постах, но я расскажу об истории внедрения, о некоторых фишках, с которыми мы столкнулись, и об интересных историях, которые я придумал, чтобы людям стало чуть понятнее, что такое скрам.