Строительство и бизнес


Гео и язык канала: Россия, Русский


Строительство, архитектура, новости рынка и бизнес. Авторский блог основателя Good Wood Александра Дубовенко @G00DW00D
Рекламу не размещаем!
Покупаем рекламу для своего канала: @valentinfedotov


Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


Архитектор-продавец, как это?

На наших стажировках, я часто рассказываю, что в нашей компании архитектор работает в связке с менеджером отдела продаж. Это означает, что если он сделает проект, и он не пойдет в стройку, то архитектор почти не получит за него деньги. Раньше конверсия проект —> стройка у нас была 30-50% в разные годы. Последнее время она стабильно выше 90%.

Как это работает в других компаниях (которые, конечно, не прошли наши стажировки :) — архитектор рисует все хотелки клиента, заказчик подписывает акт, архитектор получает деньги. Затем менеджер осмечивает, заказчик делает круглые глаза от цифры, и сделка срывается.

Как работает у нас? Сразу определяется бюджет и архитектор постоянно его контролирует на всех стадиях. Если заказчик просит добавить комнату или пристроить гараж, архитектор говорит: «Минуточку, у меня тут написано бюджет 14 млн рублей. Или мы его увеличиваем до 16 или давайте забудем о том, что вы сейчас просите».

Ну и, пользуясь случаем, хотелось бы пригласить к нам на работу архитектора. Нам нужен талантливый, молодой, амбициозный архитектор. Поможем с релокацией из любой точки России. Снимем квартиру. ЗП — до 200 тыс. руб.

Присылайте резюме мне в личку
@G00DW00D

Друзья!
Помогите мне найти такого человека! За успешную рекомендацию 100 тыс. руб.

… Продолж
им про архитекторов. Самые крутые люди как в нашей компании, так и вообще в мире — это те, кто параллельно освоили несколько профессий и работают на стыке. Точно также наши архитекторы освоили не только архитектуру, но и эргономику, базовые знания по инженерным системам, по продажам, по сметам, по конструктиву. Ну и, конечно, очень важна насмотренность. В этом году, чтобы развивать насмотренность, будем через Турцию прорываться в Италию и через нее в Вену в Blaue Lagune, а также в Финляндию на Asuntomessut — это две главные выставки домов в Европе.


7. Компания из Калифорнии изобрела мини-дом из перлита и магния. Он стоит 2,5 миллиона рублей, строится за 3 дня и служит 500 лет.

Комментарий А.Дубовенко: «Очередные художники-фантасты придумали чудо света с целью собрать денег у инвесторов, проесть их и сказать: «А что вы хотите, стартапы — это всегда высокие риски». Ну и, конечно, нужно придумать для привлекательности какой-нибудь бред типа «А он будет сделан из магния». Я занимаюсь домостроением уже 18 лет. За это время не произошло ни одного прорыва. Порядка тысячи выскочек предлагали свои чудесные изобретения, которые должны в ближайшее время сделать прорыв в домостроении. А никаких прорывов не происходит. Но при этом происходят постепенные и очень важные улучшения.

Например, появился безвредный клей с нулевой эмиссией формальдегида для бруса.
Появился керамоблок Porotherm Termo, который не нужно дополнительно утеплять.
Появилось низкоэмиссионное стекло и новые типы напыления.
Появился кровельное покрытие кликфальц.
Улучшились мансардные окна.
Появились конденсационные котлы.
Появились современные системы управления и умные дома.

То есть: отдельные компоненты появляются и улучшаются, и в итоге улучшается сам продукт. Таким образом, наша отрасль развивается не за счет домов из магния, а за счет постепенного улучшения его компонентов».

8. Путин потребовал отказаться от экспорта круглого леса — нужно самим перерабатывать древесину и продавать на внутреннем рынке.

Комментарий А.Дубовенко: «Ну понятно, что если экспорта нет, то нужно что-то делать свое. Но ведь это не так просто. Для того, чтобы в стране развивалось высокотехнологичное производство, необходимы серьезные реформы, которые увеличат инвестиционную привлекательность нашей страны. В настоящее время, на мой взгляд, это не в приоритете. Но ведь все рано или поздно меняется».


#новости_малоэтажки
Первый в этом году выпуск новостей малоэтажки. Читайте, что интересного случилось в загородном домостроении за январь 2023.
Каждая новость — с комментарием автора канала и основателя GOOD WOOD Александра Дубовенко.

1. В этом году цены на дома могут снизиться на 5–10%. При этом на дома премиум-класса они могут вырасти на 25–30%.

Комментарий А.Дубовенко: «Действительно, чем бюджетнее дом — тем меньше в нем % импортных составляющих. Соответственно, если сравнивать текущие цены с ценами начала 2020-го, то недорогие дома подорожали на 20%, а качественные — на 30%. А вот насчет прогнозов на 2023 я, наверное, не соглашусь. Ценам падать уже некуда. Арматура, дерево почти всё подешевело до уровня 2020 года. А импортное может, конечно, подешеветь, но только после снятия санкций. Подорожать что-то, конечно, может, если завозить станет сложнее, но это тоже маловероятно. В общем, динамика цен будет определяться спросом. Сейчас средний отложенный спрос. Если политическая и экономическая ситуация будут улучшаться, цены будут увеличиваться. Если не будет улучшаться или будет ухудшаться — цены будут стоять на месте. И, скорее всего, они могут скакнуть при резком снижении курса рубля. Но такие сценарии тоже маловероятны».

2. На российском рынке растет потребление пиломатериалов. При этом цена древесины на международном рынке находится на историческом минимуме.

Комментарий А.Дубовенко: «Да, действительно, 2021 и 2022 — это годы в основном кирпичного домостроения. Дерево ушло в элитный сегмент. В некоторых компаниях цена клееного бруса доходила до 90 тыс. руб. за куб. Теперь клееный брус стоит как в 2020-м — 30-35 тыс. руб. за куб, и это снова очень привлекательная цена. И, конечно, доля деревянного домостроения опять увеличивается».

3. Спрос на загородное жилье упал после взлета в 2021 году. Эксперты считают, что в этом году он останется на том же уровне.

Комментарий А.Дубовенко: «Немного не так. Падение было в августе 2021-го до ноября 2021-го, так как цены вышли на пик. Потом они начали снижаться, и в декабре 2021-го спрос опять вырос. Он был высоким не долго — до конца февраля 2022. В марте был провал. От апреля до сентября спрос рос, но потом случился сентябрь. Он меньше повлиял на падение спроса, чем февраль, но тем не менее повлиял. Сейчас спрос примерно равен допандемийному 2019 году, что можно считать неплохим спросом».

4. Миллениалы стали лидерами по ипотеке на ИЖС в прошлом году. Люди 1977-1995 годов рождения оформили 71% ипотечных кредитов Миллениалы стали лидерами по ипотечному спросу на ИЖС в 2022 году.

Комментарий А.Дубовенко: «Ну да. Постепенно наше поколение начинает доминировать. Пока в спросе на дома».

5. С десятого января Сбербанк повысил ставки по ипотеке. Минимальная ставка теперь 10,9 % годовых.

Комментарий А.Дубовенко: «Да. Но есть пока льготная ипотека, и это прекрасно. Об этом наша следующая новость».

6. Льготную ипотеку продлили до первого июня 2024 года. А семейную ипотеку теперь выдают всем семьям с двумя детьми до 18 лет.

Комментарий А.Дубовенко: «Продление льготной ипотеки очень помогает поддержать рынок малоэтажного строительства. Спасибо, что не отменили».


В нашей компании «клиент всегда прав» не работает

В главном документе нашей компании Конституции Good Wood написана фраза «клиент не всегда прав». Давайте разбираться.

Если, например, потенциальный заказчик ругается матом или говорит: «Я вам плачу бабки», — то менеджеры не просто имеют права отказать в обслуживании, но и обязаны это сделать.

Задачу отдела продаж все менеджеры знают прекрасно. Их три:
1) базовая, она есть у всех — заключить договор и взять аванс. В нашей компании добавляются 2 дополнительных задачи:
2) не обещать лишнего;
3) не привлечь токсичного клиента.

Слава богу из 50-100 потенциальных клиентов в день, которые обращаются к нам, мы должны выбрать только одного, с которым комфортно работать. Я просто счастлив от того, что у нас не стоит задача продавать всем подряд, а мы можем выбирать, с кем работать. Буквально вчера отказали заказчику в стройке коробки за 30 млн рублей из-за хамского поведения. Причем такие решения принимаю не я, а сами сотрудники (конечно, коллективно).

Безусловно, заказчики как и сотрудники, являются высшей моей ценностью, но я должен сделать все возможное, чтобы токсичные люди не попадали в нашу орбиту. Да, многие обижаются и иногда пишут в интернете. Но меня, в первую очередь, интересуют люди, которые построили дом и живут в нем. Их около 5000 семей. А те, кто не построил — ну что ж, бывает.

Хороших вам заказчиков :)


Всем привет.
Немного про бизнес

В чате обсуждают, как замотивировать управленческую команду. Решил написать пост, как у нас это работает:

В вопросе взращивания команды нет простых решений. Это очень длительный процесс настройки всей компании на одну волну. На текущий момент у нас основные принципы:

1. Нет четкой границы между руководителями и сотрудниками.

2. Прозрачность всей информации для всех. Речь идет и о всех финансовых показателях, так и об управленческих решениях.

3. Сверхнизкая текучка кадров. Хотя возможно это не плюс, компаний каждый год стареет на 1 год). Но пока все красавцы).

4. Максимально комфортные условия для сотрудников в офисе и реальная забота о сотрудниках. Несколько примеров: свой зоопарк, безлимитный апельсиновый фреш и кофе, строю фитнес-клуб на территории. Заболел — справки не нужны. График отделы определяют сами. Любое обучение, спорт, совместные тусовки — оплатит компания 50%. Любая медицина, включая сложную операцию за границей — 70% оплатит компания. Попал в сложную ситуацию — вытащим. Нельзя требовать от коллег заботиться о заказчике, если компания не покажет, как надо заботиться.

5. Высокие требования к сотрудникам. Не ответить в рабочем чате в 21:00 или в воскресенье днем у нас не принято. Не иметь на телефоне во время отпуска доступ ко всем рабочим файлам у нас не принято. Если обращаются, надо помочь — не важно, из какого ты отдела. Нужно не отправить к другому, а помочь.

6. Найм сотрудников осуществляется командой. А уволить сотрудника у руководителя нет полномочий.

7. В компании проросла сильная корпоративная культура доверия, заботы о сотрудниках и клиентах. А также она базируется на 3-х основных вещах: 1) любовь к тому, что делаешь. 2) небезразличие к проблемам, даже если формально тебя это не касается. 3) горизонтальные неформальные связи между коллегами.

8. Ну и, наконец, принципы самоуправления. Например, менеджер, ведущий клиента, является полноценным партнером компании. Он сам решает все финансовые вопросы по нему. Во многих отделах нет начальников. Нет бесполезных совещаний с докладами. Нет регулярных отчетов. Нет никаких встреч директоров. А большинство важных оперативных совещаний боссов по каким-то вопросам траслируется по видео для всех сотрудников.

По идее, тут должна быть реклама стажировки.) Но она и так перепродана на несколько месяцев вперед. Но ничего — тот, кто реально хочет, найдет способ.


Всем привет
Про подсчет площадей в малоэтажке

Так как у нас законов нет, то все пытаются раздуть площадь, типа снизить стоимость квадратного метра. Так, например, гудвудовский КД-4, который они называют 240 м², по факту регистрируется в БТИ как 180 метров.

Причины две:
1. Маленькая: перегородки съедают площадь.
2. Большая: террасы и балконы — уличные помещения считались как 1/3 площади.

Каково было мое удивление, когда в 2022-м году площадь в некоторых случаях стала возрастать до 210 м². Я начал разбираться. Оказывается, отменили 2-й пункт. Террасы и балконы стали считать без коэффициента. А знаете почему? А потому, что Путин приказал увеличить ввод малоэтажной недвижимости. И самый простой вариант это сделать — считать балконы правильно, а не как раньше.


Ценовые новости по пиломатериалу и клееному брусу

Пиломатериал (доска) еще подешевели до уровня 13500 ₽/куб. Это уже очень близко к допандемийной цене 12700 ₽/куб. Речь идет об обрезной доске 200х50 с доставкой в МО, цена с ндс, официальные поставки с ЕГАИС. В пике мы закупали по 25 тыс. ₽ (рекорд цены был 33 тыс. ₽).

До пандемии клееный брус с нарезкой чашек стоил в GOOD WOOD 35,5, сейчас 38,5 пик был 54 тыс. ₽.

Но про нас неинтересно, мы его не продаем на сторону. Интересна ситуация у крупных производителей.

Они в свое время не замечали российского производителя. Откровенно не выполняли условий контрактов, поднимали в одностороннем порядке цены и всячески показывали, что им плевать на внутренний рынок. Одна из компаний в пандемию подняла цену на клееный брус аж до 90 тыс. ₽ для внутренного потребителя.

Что произошло сейчас?
Из-за санкций и резкого снижения спроса европейский и японский рынок закрылся. Китайцы берут не много. В итоге у них у всех загрузка упала до 50%. Ну и ходоки от них конечно побежали повсюду — купите типа наш брус. А земля-то круглая. Невозможно вести себя некрасиво, когда бруса не хватает, а потом чтоб все вдруг про это забыли.

Во многих странах есть крупные производители клееного бруса, они же владеют лесами и пилят лес. А производители домокомплектов закупают заготовку (биндер) и нарезают уже на более компактном производстве. Так почему у нас по-другому? А потому, что у нас не работает партнерство и контракты. Как только немец предложит на 1 копейку дороже мы останемся без бруса. Поэтому мы клеим его сами и еще долго будем помнить, что с крупными компаниями надо быть осторожными.






Всем привет

Сегодня в 19:00 на Youtube-канале выходит ролик про стоимость дома под ключ.

Предыстория: нас постоянно спрашивают, сколько стоит дом под ключ. И причем с наездом — «вы же должны знать». А я реально не знаю: я не занимаюсь унитазами, плитками, стиральными машинами и шкафами.

Поэтому мы провели исследование — опросили и записали интервью с несколькими нашими заказчиками, которые построили дом по проекту КД-4. Этот проект выбрали потому, что мы построили несколько сотен таких домов. В итоге получилось масса ценной информации.

Сам ролик можете смотреть в Youtube, а вам мы предоставляем выжимку по цифрам (файл прикреплен ниже).

Это та сумма, которую надо вложить в тепловой контур КД-4, чтобы жить. Конечно, это только по информации от наших заказчиков. И это не эконом-класс. Но данные ценнейшие, на мой взгляд.


Как продавать в кризис?

Любой бизнес зависит от продаж. Есть поток денег заказчиков на входе — бизнес жив. Нет потока — бизнес умер.

Я рассуждаю так. Продажи в 2023 будут зависеть от:

- Мобилизации
- Курса валюты
- Ипотеки
- Погоды

Могу я на это повлиять? Нет.

А еще от чего зависят продажи?

- От сервиса, который предоставляет компания заказчикам, которые уже живут в домах (скорость реакции на замечания, помощь в решении проблем, консультация других подрядчиков).

- От качества продукта (планировки домов, дизайн, использование последних технологий).

- От качества исполнения работ (внутренний контроль, внешний контроль от партнеров).

А могу ли я на это повлиять? Конечно могу. Этим и занимается наша команда. Хотя, признаюсь, я не робот и меня беспокоят и первые факторы.


Всем привет!
Поделюсь секретами, что такое для нас Новый год.

Как вы знаете, компания Good Wood, которой я руковожу, строит 300 домов в год. В этом году мы построили больше 300, около 320, но новых контрактов заключили на 220 домов. Достраивали дома по тем договорам, что заключили в прошлом году.

Новогодние праздники для нашей компании — это не просто выходные, как, например, майские. Новый год — это то, к чему мы готовимся весь декабрь, а потом еще месяц отходим от этого. Рассказываю, с чем это связано.

Дело в том, что в течение года на объектах постоянно находится около 100 бригад. В среднем, этап занимает 10 дней, соответственно каждый день 10 бригад сдают свою работу и каждый день 10 бригад заезжают на следующие объекты. Так происходит весь год, кроме, конечно, Нового года.

На новогодние каникулы у нас действует другое правило. Мы должны перед Новым годом закрыть все этапы. А для этого мы уже 15 декабря останавливаем производство домокомплектов и переходим на накопление полуфабрикатов. Мы должны активно содействовать, чтобы все закрыть до праздников. Затем, около 10 января, сразу появляется куча бригад и говорит «Дайте работу». Мы должны отгрузить не 1 дом в день, как обычно, а 3-4 домов ежедневно. Мы должны переводить работу складов на круглосуточный режим. А производство надо запустить 3 января — и начать активно делать домокомплекты.

Ну и, конечно, самая сложная задача: кто поедет в новогоднюю ночь на экстренный ремонт котла в Тверскую область, если у заказчика остановится отопление или будет выбивать УЗО? Ведь нужно ночью принять звонок, диагностировать проблему и договориться, чтобы наш специалист вместо отмечания НГ поехал к заказчику. Да, такие аварии происходят не в каждую новогоднюю ночь, но эту ситуацию тоже надо предусмотреть. Мы должны быть готовы отреагировать, в том числе настроить соответствующие цепочки приема ночных звонков.

Грубо говоря, с точки зрения семьи Новый год — это прекрасный семейный праздник. А с точки зрения бизнеса — адский геморрой. Простите за выражение. Но мы стараемся справляться.

Всех с наступающим.


#новости_малоэтажки
В последней подборке новостей мы хотим еще раз вспомнить самые главные новости 2022 года, которые изменили рынок малоэтажки и которые будут влиять на него и в следующем году:


1. В 2022 году правительство пыталось бороться с санкциями:
Был введен параллельный импорт — когда товар ввозится без разрешения правообладателя.
Государство пыталось легализовать санкционное зарубежное ПО.
▸ В России появлялись импортозамещающие производства.

2. Государство поддерживало домостроение с помощью ипотеки и льгот. В этом году запустили:
льготную ипотеку для ИТ-специалистов,
льготную ипотека на самострой,
10-процентную скидку на покупку домокомплектов.

В мае объем ипотеки на частные дома вырос в 5 раз.

3. В июне в России увеличился спрос на загородные дома. В столице он вырос вдвое за месяц. Но после начала мобилизации спрос на всё жилье упал на 20%, а сделки с недвижимостью встали на паузу.

4. В сентябре этого года цены на деревянные дома приблизились к себестоимости.

5.
Площадь загородных домов в России за 3 года уменьшилась в 1,5 раза. Почти половина рынка приходится на одноэтажные коттеджи в 100–150 м².

6. В России растет интерес к CLT-панелям. Сегежа достраивает первые многоэтажки из этого материала.

Какая строительная новость уходящего года была самой важной для вас?

А комментарии Александра вы можете услышать в нашем выпуске на Ютуб


«У них дороже, смотрите, сколько у них ртов»

Многие небольшие компании, работающие в «среднем» сегменте используют такую риторику: «У них дом стоит 10 млн рублей, а у нас такой же стоит 6 млн рублей, потому что у них маркетинг — смотрите, сколько у них ртов».

Давайте разбираться, так ли это. Во-первых, заказчика должны волновать не абсолютные показатели — «сколько ртов». А относительные — сколько в каждом миллионе, который я плачу, заложено на материалы, на оплату работ бригад, на накладные расходы и на прибыль.

Мое исследование показало, что накладные расходы и мелкой, и крупной компании одинаковые и находятся в диапазоне 15-20%, а чистая прибыль — в диапазоне 5-10%. При этом у небольшой компании % прибыли, как правило, выше. Связано это с тем, что владелец не будет заниматься этим опасным бизнесом, если он не возьмет себе хотя бы 500 тыс. руб. в месяц.

Структура накладных расходов небольшой и крупной компании, конечно, отличаются. Самое смешное, что именное те, кто кричит про «маркетинг» и «рты», тратят намного больше на эти статьи. Например, многим компаниям привлечь заказчика в среднем обходится 7%, а, например, Гуд Вуду — 1%. Также в большинстве компаний бонус продавцу 3%, у нас — 1%. Итого: только на эти две статьи у мелкой компании уходит 10% из 15-20%, а у крупной — 2% из 15-20%.

Но есть статьи, на которые % затрат больше: например, налоги, исследования R&D, резерв на рекламации, инженерный состав, контроль, обучение сотрудников.

Тогда возникает вопрос: а почему тогда у одних 10 млн, а у других 6 млн? Дело не в «кормить рты»? А в чем тогда? А тут три основных отличия:
1. Более простые материалы с худшими потребительскими качествами;
2. Другие узлы и пироги, тоже влияющие на качество;
3. Манипуляции: что-то в смету не включено, и придется все равно доплачивать в будущем.

Теперь дисклеймер:
1. Далеко не все мелкие компании работают в низком сегменте и манипулируют. Есть много честных компаний.
2. Далеко не все крупные компании строят хорошо. Мы знаем массу обратных примеров.

58k 4 124 310

Всем привет.

Недавно в чате, привязанному к каналу, я прочел следующее: «Самому себе построить дом дешевле, чем в Гуд Вуде». Для меня эта фраза очень странная. Ведь аппендицит самому себе вырезать тоже дешевле, чем в клинике.

Давайте я опишу три вещи, которые мы недавно внедрили. И мне интересно, как человек «сам себе» это будет делать.

1. Мы провели испытание жидкой резины, которая позволит сделать временный барьер для воды между террасой и основным домом, пока разуклонки нет.

2. После геологии и зондирования, мы рассчитываем несущую способность грунтов, но сочли этого недостаточным. Мы собираем после 5 первых забитых свай информацию об отказах и по таблицам опять рассчитываем несущую способность. Если она сильно отличается, то на площадку приезжают дополнительные сваи (к сожалению, за наш счет).

3. Мы ввели разный шаг хомутов на балках ростверка 200 и 350, это иногда позволяет в случае хороших грунтов и не тяжелых домов уменьшить количество свай.

Естественно, речь не про конкретно Гуд Вуд, а про все компании, которые занимаются развитием, обновляют узлы, занимаются расчетами, обучают инженеров, используют современное ПО. В этих условиях рассуждения «я построю дешевле» выглядят просто дикостью.


Всем привет!

Льготную ипотеку под 6.3% сворачивают и сделают под 10.3%. Осталась ипотека айтишникам и семейная.

Конкретно для компании Good Wood особо ничего не изменится. Сейчас берут кредит только 1/8 заказчиков. И это, как правило, самые дешевые дома. Сделки эти самые геморройные, очень налогоемкие, так как банк сразу переводит всю сумму и надо сразу заплатить НДС 20% и только потом возвращать по ходу строительства.

Но давайте подумаем, что будет дальше. У многих компаний ипотечные сделки были 50% или даже 80% от портфеля. У них, конечно, будет просадка в следующем году. В принципе, просадка возможна вообще у всех, если будет ухудшаться политическая обстановка.

Теперь самое смешное — ипотека для самостройщиков.
Ее для чего оставили? Вангую: куча людей возьмет деньги у банка, истратит их не на дом и отдаст в банк копеечные земельные участки. И когда банки начнут их продавать, будут убытки и, конечно, самостройную ипотеку отменят. А вообще, на государственном уровне поддерживать серую зону экономики, но отменять поддержку налоговой части экономики — это странно.


#новости_малоэтажки
Новая подборка новостей загородного строительства — за прошедший ноябрь 2022. Читайте, что важного и интересного случилось в малоэтажке за месяц. Каждая новость — с комментарием автора канала и основателя GOOD WOOD Александра Дубовенко.

1. Правительство запустило 10%-ную скидку на деревянные дома. Программа будет распространяться на готовые домокомплекты заводского производства стоимостью до 3,5 млн рублей.

Комментарий А.Дубовенко: «Эта новость активно обсуждается в нашем чате, привязанном к телеграм-каналу. Основная мысль — государство хочет выделить 10%, чтобы поиметь 20% НДС. Я не полностью согласен, конечно, с этим мнением. Есть компании, например, GOOD WOOD, которые и так платят НДС. Но все прекрасно понимают, что, если вы запросите у Государства 10%, то к вам придет проверка, поэтому программа неработоспособна. Вообще из тысячи инициатив, в том числе связанных с выделением огромных бюджетных денег на поддержку малоэтажки, не провалилась только льготная ипотека. Необходимо полностью свернуть все виды поддержек и просто продлить льготную ипотеку».

2. Жителям ряда приграничных районов выдадут ипотеку под 0,1%. В списке территорий, где можно будет получить ипотеку по предельно низкой ставке — отдельные районы Дагестана, Карачаево-Черкесии, Карелии, Северной Осетии, Алтайского края, Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Смоленской, Челябинской областей.

Комментарий А.Дубовенко: «В целом, регулирование спроса на жилье через ипотечные программы — хорошая практика».

3. Минцифры ищет способы легализации зарубежного ПО, у которого нет российских аналогов

Комментарий А.Дубовенко: «В целом, идея правильная. Ибо с платежами проблемы. Хотя, скажу я вам. За тот же Архикад мы как платили несколько миллионов рублей в год, так и продолжаем платить. Так что, когда речь идет о больших деньгах производители ПО не торопятся уходить из России».

4. В России вырос спрос на бункеры

Комментарий А.Дубовенко: «Ну да, в нашу компанию периодически приходят чудики, которые хотят что-то такое необычное построить. Если раньше хит сезона был «Пчелиный домик» — дом, в перекрытии которого между первым и вторым этажом заселены пчелы. То в этом году, конечно, хит сезона — бункер».

5. Спрос на загородную недвижимость молодеет. По данным ВЦИОМ, люди до тридцати пяти лет начали активно интересоваться частными домами.

Комментарий А.Дубовенко: «Конечно, с появлением удаленной или частично-удаленной работы, молодежь в некоторых случаях переселяется за город. Но все равно дача остается в первую очередь семейной историей. У многих основная причина переезда на дачу — это «Чтобы ребенок рос на природе, а не в бетонной коробке с пьяными соседями сверху».

6. Минстрой рассматривает закон о «Дачной реновации» — инициатива, согласно которой можно будет использовать земли СНТ под многоквартирную застройку в рамках закона о комплексном развитии территорий. Владельцы дач и частных домов взамен получат денежную компенсацию или квартиру в новом доме.

Комментарий А.Дубовенко: «В целом, выглядит полной чушью. Но ведь наверняка есть компании, которые положили глаз на поселок «Сокол» в Москве. Идея прекрасная: выкупить эти дома у людей, снести всё бульдозером и построить ЖК. Все довольны, кроме тех, у кого отнимут дома. А в Москве есть еще и Серебряный бор. Только вот незадача, живут в таких домах не совсем простые люди, а депутаты, генералы силовых ведомств и прочие люди, которые умеют усмирять пыл акул бизнеса. Так что, закон-то примут, а вот сносить дачи не дадут».


7. В Москве прошел House Business Day 2022 — одно из крупнейших мероприятий отрасли малоэтажного домостроения.

Комментарий А.Дубовенко: «Мероприятие прошло отлично. Мы сделали работу над ошибками. Хвалиться, какие мы классные, не буду. Основные недостатки — это не полностью проработанный контент на сцене; перегрузка инфраструктуры общепита вокруг; проблемы с парковками.

Мы все эти вопросы решим в следующий раз. И сделаем мероприятие на порядок лучше. Всем спасибо, кто пришел, также огромное спасибо спонсорам».


Небольшое пояснение к предыдущему посту (про тендеры)

Заказчику нужно понимание цены, но кроме самой цены, ему очень важны следующие вещи:

1. Гарантии, что цена не вырастет, и что не всплывет необходимость доплат.
2. Выполнение технологий.
3. Понимание, что материалы совместимы между собой.
4. Гарантии, что не возникнут проблемы при эксплуатации.
5. Заказчику надо, чтобы его остановили в случае неправильных решений.
6. Наконец, ему нужна финансовая ответственность: если бетон не наберет прочность, помутнеют стеклопакеты, слезет покрытие с кровли — компания за свой счет переделает этап.
7. Также неплохо было бы, чтобы дом был экологичным и не портил здоровье жителям.
8. И совсем неплохо было бы, чтобы дом не сгорел от замыкания электропроводки или от дымохода.
9. Хотелось бы, чтобы в случае остановки котла его быстро починили, особенно зимой.
10. Ну и, наконец, хотелось бы, чтобы не пришлось давать взятки газовикам и прочим людям при регистрации здания.

Итак, вернемся к сметам. Можно ли по смете понять эти важные вещи? Нельзя. Получается компании, которые дают эти плюсы, имеют по определению более высокую цену. Цену высокую они покажут, а свои плюсы объяснить не смогут, поэтому эксели никто из серьезных заполнять не будет.


А что думаете вы?
Опрос
  •   Я как клиент считаю что надо заполнять
  •   Я как клиент буду выбирать не по экселю
  •   Я строитель и буду заполнять
  •   Я строитель и не буду заполнять
  •   Воздержался
7596 голосов


Тендеры при заказе строительства дома

В нашем чате, привязанном к каналу, идет активная дискуссия — что делать с «экселями»? Поясню:

Некоторые потенциальные заказчики берут смету из одной строительной компании и рассылают в 30 других компаний с просьбой заполнить цены. И таким образом они ищут самый дешевый вариант.

Часть подписчиков считает, что заполнять надо, так как иначе это неуважение к клиенту.

Другие уверены, что если заказчик объявляет «тендер», то ни одна хорошая компания не будет тратить время на этого заказчика.

Показано 20 последних публикаций.