Культурная женщина


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Блоги


Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Блоги
Статистика
Фильтр публикаций


Смотрела МАММовский архив «История России в фотографиях» и те снимки, которые они сейчас постят из него в Фейсбуке + вспоминала их книги. Вообще, довольно часто им пользуюсь. И в очередной раз подумала: архив большой и интересный, но концептуальная основа там не всегда продуманная. Например, в «Россию» там попадает весь СССР. Когда-то это могло показаться мелочью, но сейчас очевидно, что за всем этим стоит политический выбор, пусть и неосознанный. СССР - это ведь не только РСФСР, ну так, например. (Но то же есть и у западных авторов, когда Russia и Russian - это все на свете вообще, связанное в том числе с советским опытом или другими народами.)


Посмотрела интересный ролик про восприятие возраста - и там внезапно наткнулась на информацию, что до начала 20 века философы и ученые описывали сны как цветные и после 1960х тоже. Но был период, когда люди описывали сны как ч/б. Более того, эти же поколения продолжают чаще других видеть черно-белые сны! Ютьюбер говорит, что мы, похоже, просто пока не знаем точно, как мы видимы сны и не приписываемся ли мы им какое-то понятное содержание при пробуждении, а фильмы ближе всего к структуре снов.

Не вполне про фотографию, но и про фотографию, конечно, тоже. Цвет в фотографии, его флуктуации, битва за фиксацию той или иной части спектра, а также различия между западным, восточным и советским восприятием (объясняемое во многом недоступностью технологий, но не всегда) - мои любимые темы.

https://youtu.be/vjqt8T3tJIE?si=WOCj7GWkwU1asqq8


(Самая печалька, что его книги в Оксфорде куда-то «сосланы» - либо на минус второй этаж в библиотеке-сборной солянке, где у меня легкая клаустрофобия, либо вообще в хранилище в другом городе, откуда их так сразу и не получишь, надо заказывать. Неужели его настолько редко берут и смотрят? Почему он не в библиотеке по искусству? А часть более новых исследований о нем вообще пришлось заказывать по МБА. Что кое-что, по-моему, говорит об избыточной традиционности оксфордского факультета искусства. И даже то, что сюда переехал профессорствовать и делать фотографические выставки Джеффри Батчен пока как-то не помогло… Интересно, насколько все-таки много где окопались эти «традиционные искусствоведы». А казалось бы - 21 век, сама фотография уже не то, чтобы в новинку. А вот!)


Перечитывала/пересматривала для работы революционную книгу 1986 года Виктора Берджина «Between» (психоанализ, критика капитализма и коммерциализации образа итп) - наткнулась на интересную подборку его фотографий и пояснениями в Гардиане (пояснения на англ., снимки доступны всем). Я с ним довольно часто несогласна - ну и понятно, это уже давние теории. Но как левый и социально ориентированный фотограф (хороший!), который опирался на собственные концептуальные и хорошо описанные идеи, он меня просто завораживает. Особенно как он имитирует стилистику фэшн-журналов эпохи, использует их клише и вовсю иронизирует.

Первый снимок реально испугал, после всех обсуждений последних лет домашнего насилия. Все-таки, мне кажется, его и других критика довольно сильно изменила и подходы в рекламе: что допустимо, что нет. А значит, все не зря, пусть мне и не всегда нравится его - довольно «в лоб» - применение психоаналитических теорий.

https://www.theguardian.com/artanddesign/gallery/2020/dec/16/what-lurks-between-the-confounding-work-of-victor-burgin-in-pictures


Коллега нашла в книжном сэкнд-хэнде книгу «24 часа из жизни СССР» 1987 года. А я вспомнила, что писала про этого удивительного человека - Рика Смолана. Это был текст в Фотофонде РИА. Который просто смыли, весь сайт, когда к власти там пришел Киселев. Я выложила его потом на свой сайт, но к сожалению, там сейчас мало картинок. Но все его проекты можно найти в сети, у него есть сайт итп.

Смолан - удивительный человек. Много лет уже я им вдохновляюсь. Он был молодым фоторепортёром в Time и шел в гору. Но остался крайне недовольным редакторским отбором истории девочки Наташи, оставшейся без родителей во Вьетнаме. Ее судьба - последствие Вьетнамской войны. И он ее изменил! Во-первых, он на полгода взял отпуск и поехал снимать длинную историю туда. Во-вторых, нашел ей приемную семью. И в-третьих, решил вообще уйти из СМИ и основал собственное агентство Against All Odds. То есть стал финансировать все свои проекты. В агентстве он делал огромные истории, в которых участвовали десятки фотографов по всему миру.

Такой комбинации отличного фотографа, огранизатора и фандрайзера я больше не видела. Это как бы человек-Магнум, но в единственном лице. Хотя, конечно, постепенно у него появилась и команда единомышленников. Рассказы о том, как он искал деньги на свои грандиозные проекты - это просто приключенческие романы! :)

Что касается «24 часов», он сделал несколько таких проектов. Вот что я писала в 2012 про советский: «Один день из жизни Советского Союза». 50 западных и 50 советских фотографов снимали 15 мая в разных местах 15 республик СССР – в год 70-летия Октябрьской революции в стране, в которой уже происходили судьбоносные перемены. Партнером в СССР было Агентство Печати «Новости». В тот день было отснято 127 тыс. кадров, а книга вышла тиражом в 540 тыс. экземпляров. Этот проект вдохновил сразу несколько отечественных «одних дней» – и сделал немало для разрушения «образа врага».
По отзывам американского читателя на одном из книжных сайтов, проект показывал: «Люди в 1987 году в СССР ничем не отличались от всех других людей на планете. Несмотря на жесткое и неподатливое правительство, люди – это просто люди со своими работами, семьями, друзьями. Они изображались в своих обычных повседневных хлопотах и радостях. А еще книга стала последним взглядом на образ жизни людей до распада СССР».

https://www.musvik.org/?p=20345


У Артема Чернова обсуждение в комментариях серии Эмиля Гатауллина - пипец, таким нафталином пахнуло! Очерняет нашу социалистическую действительность, говорят. 😁

https://www.facebook.com/1770566056/posts/pfbid02vvQntLphWAxwvmkwxdvxmqRiLJDtgjqXtjgpL1CmdAFwNxp63ifsDqtgc9XaCH6Bl/?app=fbl




Сегодня день рождения Юрия Александровича Рыбчинского. И вышло мое интервью с ним 2021 года. Какой же он был удивительный человек, и как этот разговор и сегодня поддерживает. Как будто свет и через почти полтора года после его смерти доходит:

“В конце концов, я не подписал второе Стокгольмское воззвание мира, которое должно было быть подписано всей редакцией, и меня там начали мучить по-всякому: «Юра, дорогой, ты 14 лет проработал, мы тебе ничего не сделали, ты подводишь весь коллектив!». А я перед этим прочел Солженицына «Бодался теленок с дубом», и там заканчивалось — жить не по лжи. Я ночью прочел, утром снял свою подпись, уже поставленную. В общем, когда поняли, что я не отступлюсь, меня вызвал главный редактор и сказал: у меня брат погиб на войне, а вы против воззвания, которое призывает к миру, вы что, может быть, в Бога поверили? Это тогда было такое обвинение. Я сказал: ни в какого Бога я не поверил, но вы мне не интересны, вы должны понять — вы мне не интересны.”

https://republic.ru/posts/113146


Узнала от коллег из Томска про важную выставку:

«Открытая исследовательская фотолаборатория прошла в музее во второй раз, став важным опытом работы с памятью места через фотографию. На этот раз в фокусе лаборатории оказалась Каштачная гора — место, где в 1920−1940-е годы проводились массовые захоронения репрессированных.

Открытая исследовательская фотолаборатория прошла в музее во второй раз, став важным опытом работы с памятью места через фотографию. На этот раз в фокусе лаборатории оказалась Каштачная гора — место, где в 1920−1940-е годы проводились массовые захоронения репрессированных. Ее судьба непроста: в 1951 году старое городское кладбище, примыкавшее к зоне захоронений, было ликвидировано, на его месте построены новые корпуса завода «Сибкабель», а затем жилые дома. В ходе расчистки территории большинство захоронений было уничтожено.

Как и в первом сезоне лаборатории, ее куратором выступила художница и исследовательница Лолита Моисцрапишвили.»

http://nkvdmuseum.ru/ex4


Репост из: Paper Kartuli
Это снимки документальных фотографов Грузии

Paper Kartuli рассказывала о десяти фотографах-документалистах разных поколений и техник: от личного фотографа Шеварднадзе и военных корреспондентов до современных авторов, исследующих темы свободы и насилия над женщинами.

🎞Читайте текст и смотрите подборку фото по ссылке.

💚 Подписывайтесь на телеграм | инстаграм | фейсбук Paper Kartuli


Стипендии в Канаде для исследовательских целей (только фотография!). Одна из них для художников, но надо использовать их архивы. Дедлайн для подачи 30 сентября.

https://theimagecentre.ca/fellowship/







Показано 14 последних публикаций.