Нам пишут
Несколько сумбурно но точка зрения понятна и имеет право на существование.
Но всё-таки общий культурный контекст сейчас создаётся скорее массовой культурой.
В целом я с вашей позицией согласен. Советское гуманитарное наследие это скорее в минус. Советское и постсоветское массовое образование - в минус, и оно с неизбежностью сейчас умирает.
Но есть важный нюанс. Всеобщее гуманитарное образование нужно. Каждому. Просто как элемент инфраструктуры. Как способ сохранения связности общества. Как способ создания общего для всего населения страны культурного контекста. Чтобы хотя бы в общих чертах, в самых базовых вещах люди понимали друг друга.
Советское образование такой контекст создавало. И мы до сих пор, к сожалению, именно в этом контексте живём, т.к. другой так и не создан. Советский культурный контекст размывается, а вместо него возникло множество контекстов различных субкультур + контекст, навязанный западной культурой. Современный западный контекст, по моему, нам ещё более враждебен, чем контекст позднесоветский. А субкультурные контексты локальны и по сути "растут как трава", никак не создавая общего культурного контекста.
В результате наше общество, буквально, не понимает само себя, ненавидит само себя, пожирает само себя. С такой гуманитарной базой нам никакие враги не нужны. Сами себя успешно хороним, который уж год. И это дырка именно в гуманитарной сфере. В массовой гуманитарной сфере. Высоким искусством её не заткнуть, увы. Отдельными прорывами в гуманитарной сфере этого не исправить. Некоторые вещи гуманитарного плана надо насаждать людям насильно. Как всеобщую грамотность, как арифметику. Складное враньё советской пропаганды как-то работало в этом направлении. Именно из-за своей системности и обязательности оно создавало в целом не противоречивую картину мира, общую для всех жителей СССР. С ней можно было не соглашаться, даже бороться. К ней можно было что-то своё дополнительно достраивать. Но на неё можно было опереться. Она была общей для всего общества. Сейчас такой общей картины нет даже в самых базовых вещах.
Понятно, что на советском уровне навязать всем один общий дискурс сейчас уже невозможно. Наоборот - в гиперинформационном обществе такая навязчивая пропаганда с таким числом полуправды и передёргиваний приведёт к обратным результатам. Но вот поддержка на гос. уровне тех, кто организует молодёжи "рассказы у костра" - всяческих клубов - туристических, спортивных, поисковых, военно-исторических, ролевых и т.д. - это ведь то самое неформальное гуманитарное образование от наставников. Это влияние на контексты субкультур и шаги к созданию общего гуманитарного контекста для всего общества. А через какие-то общие проекты по созданию внятных аналогов русской википедии, какого-то видеоконтента и контента по самообразованию можно и в целом общий для всей страны гуманитарный контекст создать.
А школа, конечно, должна учить не тому, чему учит сейчас. Должна не вливать в головы набор сведений. Должна учить коммуникации, учить детей учиться, созидать и взаимодействовать друг с другом. И этому только в живую можно научиться. Причём, это именно гуманитарные технологии. На уроках литературы и истории должны быть диспуты, "суды", групповые исследовательские проекты, какие-то ролевые игры, школьные спектакли и подобное. Т.е. практическая гуманитарная деятельность. Это всё можно и нужно делать в рамках школы. Сейчас специалистов для этого нет. Точнее они есть - но их очень мало и они не в средней школе, как правило, работают. НО вливание некоторых, не таких уж и больших госденег позволит масштабировать деятельность этих специалистов. А всё остальное - видеоуроки, тесты и прочее, к чему наша школа сейчас и так неизбежно скатилась - надо оставить, как идею. Просто сократить нагрузку. Не грузить детей избыточной гуманитарной информацией. Совеременные школьные учителя - не более чем надсмотрщики за порядком в классе и за выполнением заданий. Надо сокращать нагрузку на детей, уменьшая число заданий и число надсмотрщиков. А освободившееся место и время заполнять практической гуманитарной деятельностью.
Несколько сумбурно но точка зрения понятна и имеет право на существование.
Но всё-таки общий культурный контекст сейчас создаётся скорее массовой культурой.