Арт-убежище Саранск


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Блоги


Честная рефлексия о культурных событиях в родном Саранске
Анонсы и рекомендации


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Блоги
Статистика
Фильтр публикаций


Вот и закончился еще один учебный год для кого-то. Отгремели последние звонки и школьники начинают судорожно готовиться к ЕГЭ. Я от души желаю выпускникам удачи и призываю помнить, экзамены это еще не вся жизнь. Всегда можно попробовать что-то еще. Не только учебный год подошел к концу, театральный сезон в Саранске совсем скоро тоже завершится. Театральные команды уйдут отдыхать. А мы будем ждать их возвращения и смотреть, что же интересного будет в Саранске летом, ведь творческая жизнь города продолжается.
А пока у нас есть возможность запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда и посмотреть полюбившиеся театральные представления.

Итак, в эти выходные в театре Русской Драмы идет проверенная классика:

26 мая -  «Жорж Данден, или Одураченный муж»

27 мая – «Мастер и Маргарита»

28 мая – «Комедия ошибок»

Если вы не купили билет на спектакль «Мастер и Маргарита», то советую подождать еще чуть-чуть до 6 июня и сходить на премьеру «Маленькие трагедии» А. Пушкин. Хотя бы ради того, чтобы узнать, кто еще из ваших знакомых остался в городе).

Завершиться сезон в театре Русской драмы 18 июня постановкой - хитом спектаклем «Мастер и Маргарита».

Музыкальный театр им. И.М. Яушева в последнее время взял курс на оперное просвещение горожан.  Видимо поэтому в его афише до конца сезона стоит целых две оперы – 27 мая «Снегурочка» и 2 июня «Травиата». Опера – один из тех видов искусства, который требует подготовки не только от артиста, но и от зрителя. Сложно представить, как можно случайно забежать на оперу. К ней надо подготовиться. Советую, как минимум прочитать либретто и настроится на драматический накал страстей.

Национальный театр не отстает и закрывает сезон яркими постановками.

Одна только Апак лемде эрзянть тейтерезэ «Дочь некрещёного мордвина» стоит того, чтобы посмотреть её снова 25 мая на сцене театра. А 26 мая спектакль для упоротых театралов, как я его называю, «Эрьзя. Летящий к свету».  Мне очень хочется добавить в свою копилку просмотров этот спектакль с уже другим актерским составом. Эрьзю в исполнении П. Михайлова я видела, теперь жду версию Д.Мишечкина.

2 июня на сцене театра сказочная «Масторава». Мягкое, укутывающее волшебство мордовских легенд и мифа. Тем более на дворе июнь – месяц сбора трав, долгих ночей и загадочных рассказов о цветущем папоротнике.

3 июня у зрителей есть возможность прорваться таки на премьеру этого сезона - спектакль «Бесприданница».

А 17 июня постановка, которая навсегда в моем сердечке «Делец». Могу смотреть бесчисленное количество раз.

Театр завершает сезон показом  спектакля национальной тематики «Качели с небес» Менелень нюрям.

Театр одного режиссера и юных актеров Саранска - театр-студия МХАТик предлагает повеселиться напоследок 26 мая на спектакле «Финтифлюшки» Антоши Чехонте и завершит сезон 30 июня спектаклем «Воланд и Маргарита».

К сожалению, Молодёжный театр ТНБ Саранск (в здании кинотеатра России) пока предложил только мастер-классы, спектаклей в афише нет.

Итак, друзья,  я предлагаю в оставшееся время по максимуму насладится походами в наши театры, ведь лето это совсем другая история, другое творчество.

Лето – это маленькая жизнь, лучше не скажешь.

#Саранск #театр #афиша




Мне кажется, жить без памяти сложно, ты как будто не знаешь, откуда начинается отсчет. Не хватает нулевого меридиана в системе координат. Получается несколько хаотичное движение в пространстве. Хотя некоторым в таком мире нормально, что ж выбор - личное дело каждого.

Вот такая забавная штука: спектакль о настоящих татарах привел меня к разговору о собственных корнях, интересу к генеалогии и истории народов России.

Смотреть или не смотреть этот спектакль, решайте сами. Но посмотреть здание национальной библиотеки Республики Татарастан, настоятельно рекомендую. Лучше локации для закатных фоточек не найти.
#Казань #театр


О, это сладкое слово «отпуск»! Как же я ждала тебя. Мечтала о неторопливом пробуждении, буржуазном завтраке в какой-нибудь уютной кафешке. Наконец-то мечта сбылась, мне подписали приказ об отпуске. Я с чистой совестью взяла билеты в столицу Татарстана.

Казань привлекала меня многим. Во-первых, это красивый старинный город, во- вторых, там выступали со спортивными номерами мои друзья, а в-третьих, конечно же театр.

Театральная площадка «МОН КАЗАН» - это театр горожан, новый формат театрального искусства, где жители города, а также кураторы составляют коллективное высказывание на определенную тему. Участие в таком спектакле могут принять люди, как с театральным опытом, так и без него. При всей простоте, театр горожан это не любительский драмкружок. Здесь нет занятий по вокалу, актерскому мастерству и проч. Участники театра должны рассказать свою историю на тему, которую выберут все совместно. Итоговый показ составляется из таких личных рассказов.

Немного истории: первый театр горожан появился в Германии. В 2009 году в государственном театре Дрездена режиссер Мириам Чолль впервые пригласила к созданию спектакля непрофессиональных актеров, обычных жителей города Дрезден. Проект назывался «Открытая сцена для горожан». С тех пор этот театральный опыт переняли более 50 театров разных стран. В 2020 году такой театр появился в Казани. Я узнала о существовании этой площадки на курсе театрального критика А. Хитрова и разумеется, загорелась идеей посмотреть все вживую.

Наконец через год мне повезло дважды: попасть в этот театр, еще и на спектакль о национальной идентичности.

12 мая на театральной площадке «МОН КАЗАН» состоялся спектакль «Чын татар» в переводе на русский «Настоящий татарин». В нем горожане Казани рассказывают о том, как они понимают свою татарскость, рассуждают на вопрос можно ли стать татарином и можно ли перестать им быть? Что вообще это значить быть татарином сегодня? Национальность как платье одевается по праздникам и встреч с родственниками? Истории о том, что чувствуешь, говоря на родном языке в разных социальных кругах: дома, в университете, на работе. Как уходит татарскость из твоей жизни? Сложности перевода слов на русский язык. Эти и многие другие вопросы затрагивают в своих историях герои и героини спектакля.

Постановка большей частью идет на русском языке, в нескольких местах появляются субтитры, либо приглашается переводчик из зрителей. Поэтому её нетрудно смотреть нетатарскоязычным людям.
Хотя динамичным и ярким этот спектакль сложно назвать, он оставляет много вопросов и заставляет задуматься о важных вещах. Мне кажется, большинство вопросов спектакля можно адресовать жителям всех национальных республик нашей страны. Что значить быть татарином, якутом, тувинцем? Я тоже живу в национальной республике. Что значит для меня быть мокшей или эрзей? Я тоже думаю, что со смертью бабушки умрет моя эрзянская часть. В моей семье никогда не скрывали и не стеснялись говорить на эрзянском и мокшанском языках. Наоборот меня всегда хвалили, если я запоминала и говорила на нем со взрослыми. Но постепенно я стала использовать его реже и реже. Сейчас вот даже спектакли в национальном театре на эрзянском языке не всегда могу понять без помощи бабушки. Но разве эрзя это только язык? Наш известный скульптор Степан Эрьзя (Нефедов) большую часть жизни провел за пределами Мордовии и вряд ли ежедневно пользовался эрзянским языком. Можно ли назвать его не настоящим эрзянином? Сомневаюсь.

А если я русский, будет ли мне интересен спектакль? Честно, я не знаю. Думаю, зависит от того хочешь ли ты узнать о себе больше. Иногда, кажется, что русский это какое-то универсальное определение, которое особо ничего не сообщает о человеке другим, живущим в России людям. Я русский, больше никаких вопросов не задавайте. А я спрошу: какой ты русский? Ведь орловский русский не тоже самое, что русский тамбовский или рязанский. Знаешь ли ты, чем они отличаются и чем похожи? Есть выражение «Иваны, не помнящие родства», это о русских и многих других, забывших свои корни и потерявших память о прошлом своей семьи.

#Казань #театр






Вчера 18 апреля в здании одного из немногих кинотеатров Саранска с историей - кинотеатра "Россия" , состоялся показ первого спектакля нового городского театра - АНО «Молодежный театр ТНБ» г. Саранск. Зрителю был представлен спектакль «Зима» по одноименному произведению Е. Гришковца.

У меня есть ощущение, что театральные режиссеры очень любят это произведение. По крайне мере, мне, не выезжая из Саранска абсолютно, удалось посмотреть три разных версии этого спектакля. В варианте молодежной актерской труппы из г. Орла, в варианте наших именитых и заслуженных артистов театра Русской драмы, и вот теперь в варианте творческой команды молодежного театра ТНБ. Видимо постановщики из последнего ориентировались на тех зрителей, которые совсем не знают сюжета произведения. Иначе как объяснить краткий спойлер вначале спектакля. Вероятно, кому-то это и впрямь помогло лучше понять постановку. Мне кажется, в этой версии были как будто допроявлены некоторые моменты истории. Их сделали более четкими, однозначными, понятными. Возможно, когда ты смотришь впервые это необходимо, чтобы разобраться в сюжете, прояснить себе ход истории. Но мне сюжет был уже хорошо известен, поэтому у меня такая однозначность лишь вызывает вопросы. Очень хочется поблагодарить актеров Полину Михайлову и Александра Озерова, которые своей эмоциональностью заряжали этот спектакль. Без их энергии постановка была бы более тягучей.
Конечно, я не могу не сравнивать между собой увиденные спектакли. От молодежного спектакля не ждешь дорогих спецэффектов или высокого профессионализма. Я жду от молодежной сцены – драйва, яркости эмоций, искренности и огня. Да, они многого не умеют, не владеют техниками и проч. Но они горят и зажигают От «взрослого» театра ждешь уже всего эффектов, глубины, техники, высокого актерского мастерства, в конце концов. К сожалению, в этой версии «Зимы» мне не хватило ни того, ни другого. Допускаю, что так вышло из-за моей избалованности и частого просмотра, поэтому, дорогие читатели, имейте в виду: ходить в театр часто – становиться привередой и усложнять себе жизнь.
По итогу мне хочется посмотреть другие постановки АНО «Молодежный театр ТНБ» г. Саранск  и увидеть наконец-то весь потенциал новой театральной команды.

#Саранск #театр #ТНБ Саранск




Буду честной, к мероприятиям, которые организовывает @artzavod13 я отношусь скептически. Но сегодняшняя лекция по сторителлингу от Алексея Ляманова меня порадовала. Нельзя сказать, что он открыл какие то великие тайны рассказчика историй, но было достойно. Во первых, он соблюдал хронометраж, не растекался мыслью по древу, не уходил в рассуждения о жизни и тп. Ведь время - невосполнимый ресурс у каждого.
Во-вторых, Алексей чётко следовал плану лекции, при этом оставляя место юмору, живым примерам и вопросам слушателей. В третьих, после теории он оставил время для практики и разобрал ошибки начинающих.
По итогу у меня осталось ощущение честной, добротной работы. Я точно не потеряла свои полтора часа в компании Алексея, слушателей и организаторов мероприятия @artzavod13




Искусственная реальность все ближе к Саранску. В прошлом месяце творческое объединение "Поток" давало лекцию о нейросетях. Завтра 8 апреля желающим обещают рассказать том, как использовать нейросети для создания собственного мерча, какие ткани для этого подходят и др. Творческая лаборатория по цифровой печати "Цвет/ТЮС" и её спикеры Юлия Горюнова и Анастасия Карпова расскажут о развитии модной индустрии в России и за её пределами. В программе так же мастер-классы по созданию быстрых набросков с помощью маркеров и акварельных красок.
Мероприятие состоится в музее им. С.Д. Эрьзи в 10 утра.

А 14 апреля преподаватели художественной школы им. П.Ф. Рябова покажут участникам как создавать иллюзию в графике на мастер-классе " Трансформация поверхности куба". В процессе урока вы сможете научиться раскрашивать куб, так чтобы глаза сомневались в его ровной поверхности, но придется напрячь свое пространственно-объемное мышление и вспомнить уроки геометрии.

К сожалению, на сайте школы не указано доступен ли мастер-класс посетителям, не имеющим "Пушкинскую карту" поэтому советую перед посещением уточнить у организаторов.




Наконец самый главный вопрос: когда? Когда состоится открытие нового театра?
-  Открытие театра это процесс, требующий долгой и серьезной подготовки, поэтому пока об этом рано говорить. Но уже 17 апреля состоится техническое открытие зала, а 18 апреля будет показан спектакль «Зима». Этот спектакль был первым спектаклем театра на Булаке в Казани в 2010 году. Его по праву можно назвать визитной карточкой театра. Кроме того, для зрителей также будет представлена выставка «Донбасс: назад в будущее», где можно будет ознакомиться с историей этого региона.
Виктор Алексеевич, благодарю Вас за беседу! Желаю новому театру удачи, творческих успехов, обрести преданных и благодарных зрителей в Мордовии!


 
Виктор Алексеевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что за театр планируется открыть в Саранске?
-  В Саранске открывается АНО «Молодежный театр ТНБ», его можно считать филиалом казанского молодежного  театра на Булаке, но все-таки, это отдельное юридическое лицо. В нем будет собрана своя труппа, будут ставиться новые спектакли. Но сначала жителей и гостей Мордовии  театр познакомит с творчеством казанского молодежного театр на Булаке, в котором будут играть как местные актеры, так и казанские. 
Сейчас идет набор в смешанную труппу, в которой будут задействованы как саранские актеры, так и их коллеги из Казани. В искусстве как нигде важна творческая свобода, поэтому для профессионального совершенствования актерам необходимо работать с разными мастерами, на различных площадках. Театр на Булаке - это частный театр, поэтому отобранные актеры сразу вводятся в спектакль. Труппа, набранная в Саранске, будет играть в Мордовии и в Казани, а также в других городах России. Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о приглашении иногородних режиссеров для совместной работы. 
В некотором смысле Саранску повезло, новый театр фактически станет работать по уже отлаженным алгоритмам Театра на Булаке. Хотя этот театр является молодежным пространством, открытым для экспериментов, на сцене не допускаются откровенные сцены и мат. Есть определенная «ватер линия», ниже которой опускаться нельзя. 
Название «Театр на Булаке» непривычно моему мордовскому слуху.
Расскажите, пожалуйста, откуда появилось такое интересное сочетание? - Театр находится в историческом центре Казани, на ул. Левобулачная. Название улицы пошло от некогда существовавшего канала, который соединял озеро Кабан и реку Казанка. Само слово «Булак» означает протока или канал. Поэтому когда встал вопрос о названии театра решили так и назваться «Театр на Булаке».
Скажите, а где в Саранске будет располагаться АНО «Молодежный театр ТНБ» ?
-  Будет задействовано пространство кинотеатра «Россия», который в настоящее время проходит преобразование в Центр визуального искусства. Это первое в Мордовии сочетание театра и кино, уникальная коллаборация визуальных видов искусств. Тем более так удачно совпало, что размеры площадки в Казани практически такие же, как и в Саранске около 200 посадочных мест.
Я знаю, что в Казани при театре есть студия для обучения актерскому мастерству. В курсе ли Вы о планах театра создать подобную студию в Саранске?
-  Да, действительно в Казани есть студия с возможностью обучения актерскому искусству для детей и взрослых от 6 и до 100 лет. Конечно, в Саранске тоже планируется делать обучение для желающих. Молодым людям нужно дать возможности для реализации своих идей, дать возможность получать моральное и материальное удовлетворение через ту профессию, которую они выбрали – профессию актер.
Расскажите, а как родилась идея открыть подобный театр Саранске?
-  Идея открыть новый театр в другом городе была давно. Еще до начала пандемии, когда я был руководителем театра, я ездил в рабочую поездку в Нижний Новгород где мы нашли площадку и договорились о её открытии. Но с началом пандемии и введении режима самоизоляции эти планы рухнули. Потом будучи уже старшим советником Главы Республики Мордовия поступило предложение от Артема Алексеевича о том, что было бы хорошо открыть в Мордовии молодежный театр. Казанский молодежный театр на Булаке получил грант от президентского фонда культурных инициатив, который поддержал открытие театра.
Виктор Алексеевич, как по Вашему, чего не хватает театрам Мордовии? - Технарей не хватает! Не только в Саранске, но и другие города России сейчас сталкиваются с серьезным недостатком звукорежиссеров, художников по свету, сценографов. Часто бывает, что постановка вроде та же, а свет поставлен иначе и все, спектакль начинает рассыпаться. А зритель в зале недоумевает, как же так я ведь смотрел этот спектакль, он совсем другой. Ведь театр это не только актер, это прежде всего командная работа.


В Саранске откроют новый театр!
Уважаемые! У меня потрясающая новость! В нашем городе открывается новый театр! Нет, вы только представьте себе. Новый молодежный театр в Саранске. Я узнала об этом, как и многие из социальной сети Вконтакте. Спасибо кафедре театрального искусства института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева за оперативность! Разумеется, моему любопытству не было предела.
Что? Где? А главное когда? С этими вопросами в минувшую субботу я отправилась в институт национальной культуры, где проходил отбор актеров в труппу.
Мне повезло пообщаться с одним из основателей театра – Виктором Степанцовым. В настоящий момент Виктор Алексеевич занимает пост старшего советника Главы Республики Мордовия по культуре.


Бесконечно люблю вас и каждый раз ухожу с новыми силами и вдохновением!
Любите театр, ходите в театр чтобы ни случилось!
Ведь в жизни всегда должно быть место
Подвигу
Празднику
Приключениям






Шла в оперу, а попала в нацтеатр. Это про меня. Что ж, неизменна моя дорога.😂
В национальном театре в этом году решили поставить мистические истории Н.В. Гоголя, соединив украинские сюжеты и мордовскую сцену в спектакле ГОГОЛЬ. О ЛЮБВИ / РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ИСТОРИИ («Роштовань тамашат»). По моему вышло даже с налетом «угоршины» т.е слегка по венгерски. По крайне мере музыка очень напоминала ту, под которую ставят венгерский народный танец чардаш .
Для постановки режиссер Ольга Парфёнова выбрала два самых известных рассказа из гоголевского сборника – это «Майская ночь или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством». Спектакль логично идет в два действия с антрактом. Мне показалось, что для рождественской истории режиссеру и актерам как будто не уже хватило времени и сил. Возникло ощущение, что в части с утопленницей герои были еще свежи и бодры, а потом слегка устали как будто бежали чуть запыхавшись.
Афиша спектакля гласит, что это фантасмагория. Поэтому художник-постановщик Ксения Сорокина не была ограничена следованиям народной костюмной традиции. Благодаря этому истории получились вполне универсальными, лишившись предсказуемой украинской оболочки в костюмах и декорациях, они стали обычными сказками народов средней полосы. Ведь в каком селе не рассказывают страшилок про ведьм или русалок.
Мне очень понравилось визуальное решение наряда утопленницы - с сетью на голове. Бедняжка, даже после смерти она все еще запутана своей мачехой. Костюм сельского головы, как не особо положительного персонажа, напоминает наряд разбойничьего атамана. Сразу понятно от такого добра не жди. Легкое недоумение вызвал герой рождестсвенской истории – кузнец Вакула. То ли глаза моим меня подводят, то ли и впрямь ему нанесли руменец и сделали локоны. Ярко розовые щеки, красивые завитки и остроконечная шапка - местами мне казалось, что перед нами вариант скоморошного Петрушки, а не сельский кузнец.
В целом ощущение после спектакля милое и слегка романтическое. Эту постановку я бы поставила в один ряд со спектаклем «Менелень нюрям»   («Качели с небес»), когда хочется волшебных сказок и простых ответов на жизненные вопросы.

Фото взяты с официальной группы ВК театра, все права принадлежат владельцам.

#Саранск #театр #национальный_театр



Показано 20 последних публикаций.