Бухонлайн


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Новости и СМИ


Новости для бухгалтеров. Анализируем законы, предупреждаем о рисках. Деловой стиль. Без слухов, желтизны и хайпа. Канал создан редакцией Контур.Экстерна
№ 5397859743

Зарегистрирован в РКН
Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Новости и СМИ
Статистика
Фильтр публикаций


⚡️ Налоговые штрафы вырастут в несколько раз

Власти намерены повысить штрафы за налоговые правонарушения в несколько раз. Правительственный законопроект с соответствующими поправками в НК РФ внесен в Госдуму.

Сначала отметим шесть самых заметных новшеств.

1. Согласно поправкам в статью 116 НК РФ, штраф за просрочку подачи заявления о постановке на налоговый учет вырастет с 10 000 до 30 000 рублей, а минимальный штраф за работу без постановки на учет предлагается поднять с 40 000 до 121 000 рублей.

2. Минимальный штраф за неподачу налоговой декларации или расчета по страховым взносам вырастет с 1 000 до 2 600 рублей (поправки в ст. 119 НК РФ).

3. Штраф за несоблюдение электронной формы для подачи декларации или расчета предлагается повысить с 200 до 560 рублей (поправки в ст. 119.1 НК РФ).

4. За грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения в течение одного налогового периода штраф может вырасти с 10 000 до 28 000 рублей, за повторное нарушение — с 30 000 до 83 000 рублей, а минимальный штраф за занижение налоговой базы — с 40 000 до 111 000 рублей (поправки в ст. 120 НК РФ).

5. Минимальный штраф за неподачу в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, увеличится с 200 рублей до 560 рублей за каждый документ (поправки в ст. 126 НК РФ).

6. Российской организации, которая вовремя не сообщит вовремя налоговикам о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств) будет грозить штраф в размере 121 000 рублей (новый пункт 3.1 ст. 126 НК РФ).

Комментируемый законопроект повышает и другие штрафы в налоговой сфере:

— за неявку свидетеля налогового правонарушения — с 1000 до 14 000 рублей;
— за неправомерное несообщение сведений налоговому органу — с 5 000 до 14 000 рублей;
— за непредставление уведомления об участии в международной группе компаний — с 500 000 до 600 000 рублей.

В случае принятия закон вступит в силу через месяц со дня официального опубликования.

➡️ Скачать образец учетной политики для УСН на 2026 год


Какой районный коэффициент применять при разъездной работе?
Опрос
  •   Установленный по основному месту работы
  •   Установленный по фактическому месту работы
  •   Наибольший из двух коэффициентов
139 голосов


⚡️ Срок давности для штрафов по «антиотмывочным» статьям увеличат вдвое

Росфинмониторинг предлагает увеличить срок давности привлечения к ответственности за нарушение закона о противодействии легализации преступных доходов (от 07.08.01 № 115-ФЗ). Соответствующие изменения планируется внести в статью 4.5 КоАП РФ.

Росфинмониторинг предлагает увеличить срок давности привлечения к ответственности за нарушение закона о противодействии легализации преступных доходов (от 07.08.01 № 115-ФЗ). Соответствующие изменения планируется внести в статью 4.5 КоАП РФ.

Подготовленные поправки увеличивают срок давности привлечения к ответственности по части 4 статьи 15.27 и статье 15.27.3 КоАП РФ. Указанные нормы устанавливают ответственность за:

— неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, или финансирование экстремистской деятельности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния;

— совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем.

Для организаций штраф по статье 15.27 КоАП РФ составляет до 1 млн рублей.

В настоящее время срок давности по названным статьям составляет три года. Росфинмониторинг предлагает увеличить срок до шести лет. В ведомстве считают, что трехлетний срок ограничивает возможности своевременного выявления и пресечения соответствующих правонарушений.

➡️ Скачать образец учетной политики для УСН на 2026 год


👀 Когда впереди столько изменений, важно знать, на что опереться. Поэтому мы снова собираем бухгалтеров со всей страны

Открываем регистрацию на 28-ю Всероссийскую конференцию для бухгалтеров «Бухгалтерские новшества — 2027: чтобы все сошлось».

⌛️ 18–19 ноября соберем ведущих экспертов и тысячи бухгалтеров со всей страны, чтобы вместе разобраться в изменениях 2027 года и получить чёткие ориентиры для работы.

В программе — НДС, НДФЛ, налоговые риски, новые правила работы с ЭПД, нейросети в бухгалтерии и развитие бухгалтерского бизнеса. Будут разборы реальных кейсов, готовые алгоритмы, консультации экспертов и общение с коллегами.

➡️ Участие бесплатное, онлайн. Регистрируйтесь и присоединяйтесь, чтобы в бухгалтерии всё сошлось!

После регистрации подарим памятку «Ставки НДС в 2027 году».


❓ Что сдавать в октябре 2026: памятка по основной отчетности

В октябре предстоит отчитаться по итогам III квартала 2026 года. В нашей шпаргалке собраны только те расчеты, декларации и уведомления, которые актуальны для большинства налогоплательщиков и работодателей. Закрепляем памятку в канале, чтобы сроки сдачи отчётности всегда были под рукой.

— 5 октября — уведомление об исчисленных суммах НДФЛ
— 20 октября — алкогольная декларация
— 26 октября — РСВ
— 26 октября — 6-НДФЛ
— 26 октября — декларация по налогу на прибыль
— 26 октября — ЕФС-1
— 26 октября — декларация по НДС
— 26 октября — уведомления об исчисленных суммах налогов
— 26 октября — отчет о прослеживаемости
— 26 октября — декларация по туристическому налогу

➡️ Читать статью


⚡️ Для самозанятых, работающих с юрлицами, ставку НПД могут поднять до 13%

С предложением применять ставки налога для самозанятых «более избирательно» выступил Андрей Епишин, замглавы комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. В первую очередь перемены могут коснуться курьеров и таксистов.

По словам Епишина, «у нас есть компании, где самозанятыми работают тысячи, сотни тысяч водителей и курьеров. Почему они должны платить налоги по ставке 4–6%?». Сенатор считает: «с тех, кто по факту работает на полной занятости, надо брать полный НДФЛ по ставке от 13%». Речь о начислении страховых взносов пока не идет.

Тех, кто оказывает услуги только физлицам, изменения, скорее всего, не затронут. Речь идет о самозанятых, которые «полный рабочий день всю неделю годами работают на юрлиц на протяжении многих».
Напомним: это не первая инициатива Совета Федерации по ужесточению спецрежима для самозанятых. В конце 2025 года сенаторы предложили правительству отменить НПД уже с 2027 года. Однако впоследствии Госдума пообещала: «никаких новых налогов или повышения ставок налога на профдоход не будет».


⚡️Минфин предложил повысить НДФЛ на проценты по вкладам

Министерство финансов внесло в правительство пакет законопроектов, посвященных бюджету РФ на 2027 год. Среди законопроектов — поправки в Налоговый кодекс, повышающие налоги, связанные с личными финансами и личным потреблением.

НДФЛ на проценты

Авторы поправок предлагают распространить общую прогрессивную шкалу НДФЛ на пассивные доходы — проценты по вкладам, доходы от продажи имущества, от операций с ценными бумагами, доходы по дивидендам. Сейчас эти доходы в зависимости от суммы облагаются по ставкам от 13% до 15%. Минфин предлагает увеличить максимальную ставку по пассивным доходам до 22%.

При этом в министерстве подчеркивают: законопроект сохранит действующие преференции при начислении НДФЛ на доходы от вкладов. Напомним, как эта норма действует сейчас.

Налог на проценты начисляется на разницу двух величин. Первая — сумма процентов, полученных физлицом за год по всем вкладам или остаткам на счетах. Вторая — 1 000 000 руб., умноженный на максимальную ключевую ставку ЦБ из действовавших в налоговом периоде по состоянию на 1-е число каждого месяца. Максимальное значение ключевой ставки за 2025 год — 21%. Соответственно, необлагаемый доход по процентам за 2025 год составляет 210 тыс. рублей. НДФЛ начисляется только на сумму, превышающую 210 тысяч рублей. Если совокупный доход физлица меньше 5 млн рублей, проценты облагаются НДФЛ по ставке. 13%. Если больше — по ставке 15% (на сегодня это максимальная ставка для пассивных доходов).

НДФЛ на зарплату

Важно понимать, что сейчас доходы по пассивным доходам как бы отделены от «зарплатных» доходов. Сейчас это работает так. Налоговики получают информацию от всех работодателей физлица и рассчитывают общую сумму дохода физлица, чтобы определить ставку НДФЛ по «зарплатным» доходам — 13%, 15%, 18%, 20% или 22% (см. «По какой ставке начислять НДФЛ работнику, который трудится в нескольких местах: пример расчета от ФНС»). Доходы от вкладов они при определении ставки налога не учитывают. Поясним.

Допустим, человек получил за год 2,4 млн рублей от всех своих работодателей, а еще получил 300 тысяч  рублей в виде процентов по депозитам. При действующей редакции Налогового кодекса он должен платить с «зарплатных» доходов 13% НДФЛ. А поправки Минфина как бы приплюсовывают пассивный доход к «зарплатному», и в приведенном примере ставка НДФЛ по зарплате возрастает с 13% до 15%. Соответственно, физлицу придется самостоятельно доплатить 2% НДФЛ со всех доходов от зарплаты или договоров ГПХ.

Налоги на личное потребление

Помимо НДФЛ законопроект вводит НДС со ставкой 22% для операций по продаже товаров из-за рубежа через маркетплейсы. Уплачивать его в качестве агентов будут торговые площадки. Очевидно, что сумма налога увеличит стоимость товара. То есть в итоге НДС на товары из-за рубежа будет платить потребитель.

Кроме того, Минфин предлагает ввести таможенный сбор в размере 100 рублей за посылку. Сбор придется уплачивать за товары для личного потребления стоимостью до 200 евро, пересылаемыми из-за рубежа почтовыми отправлениями.

➡️ Скачать образец учётной политики для УСН на 2026 год


Может ли работодатель регулярно привлекать сотрудника к работе в выходные, получив его согласие на год вперёд?
Опрос
  •   Может
  •   Может, если работа в выходные обусловлена производственной необходимостью
  •   Не может — согласие нужно оформлять при каждом вызове на работу
145 голосов


⚡️ Министр финансов озвучил размер МРОТ на 2027 год

Минимальный размер заработной платы в 2027 году составит 28 935 рублей. Об этом 24 сентября на заседании правительства РФ сообщил министр финансов Антон Силуанов.

Министр также рассказал участникам заседания, что в Госдуму внесен законопроект о новых правилах сравнения зарплаты с «минималкой». Об этом законопроекте «Бухонлайн» писал на прошлой неделе (см. «Правила сравнения зарплаты с МРОТ собираются ужесточить»). Слова министра означают, что данный законопроект с высокой степень вероятности будет принят Госдумой.

Напомним, что сейчас размер МРОТ составляет 27 093 рубля в месяц. Таким образом, за год «минималка» вырастет всего на 1 842 рублей. Рост составит всего 6,6%. Для сравнения: в нынешнем году власти увеличили МРОТ более, чем на 20%.

Для граждан, чей реальный доход зависит от размера МРОТ, это плохая новость. А вот для малого бизнеса, скорее, хорошая. Ведь с 2027 года даже неработающим фирмам приходится платить «взносы на МРОТ».

➡️ Скачать образец учётной политики для УСН на 2026 год


💬 Зарплата под видом арендной платы: суд назвал признаки схемы

В отличие от заработной платы, арендные платежи освобождены от страховых взносов. Из-за этого возникает соблазн провести вознаграждение за труд как плату за арендованное у сотрудников имущество, например, за автомобили. Но при проверках такая экономия может обернуться большими доначислениями. В этом убедилась компания из Новосибирской области. Рассказываем, какие обстоятельства судьи сочли доказательствами фиктивности аренды.

Суть спора

Организация оказывала услуги по обучению вождению и имела штат водителей-инструкторов. С ними были оформлены трудовые договоры. Заработная плата инструкторов устанавливалась в размере, близком к МРОТ.

Одновременно они получали вознаграждения по договорам аренды транспортных средств без экипажа. Инструкторы сдавали свои машины в аренду работодателю. А тот выдавал им эти автомобили для проведения учебных занятий.

Однако такой подход к оплате труда вызвал претензии со стороны ИФНС. Итог налоговой проверки: доначисление страховых взносов в общей сумме 2 327 062,87 руб. плюс штраф за их неуплату.

Аргументы ИФНС

Спор перешел в суд. Инспекция утверждала: работодатель подменял зарплату выплатами по договорам аренды и неправомерно применял положение п. 4 ст. 420 НК РФ, которое освобождает арендные платежи от взносов. На самом деле перечисления по договорам аренды автомобилей являлись переменной частью зарплаты. Таким образом, чтобы уменьшить налоговые обязательства, организация искажала факты хозяйственной жизни. А это, в силу прямого указания в ст. 54.1 НК РФ, лишает ее права на налоговую экономию. Соответственно, на псевдоарендные выплаты нужно начислить страховые взносы (так же как на оплату труда).

В качестве подтверждения вывода о фиктивности аренды ИФНС сослалась на следующие обстоятельства.

1. Передача автомобилей работодателю оформлялась лишь на бумаге. Работники могли пользоваться ими как в рабочее, так и в нерабочее время. А значит, машины оставались в исключительном пользовании водителей.

2. Оформленные ранее сотрудниками полисы ОСАГО, где было указано на личный характер использования транспорта, сохранили свою силу.

3. Все расходы на ремонт, техническое обслуживание и закупку ГСМ для машин по-прежнему несли их собственники (водители-инструкторы), а не арендатор.

Вызвал вопросы и порядок расчета арендной платы. Договоры предусматривали, что ее величина зависит от количества отработанных часов, указанных в путевых листах. Во время таких поездок работники выполняли конкретные поручения работодателя и подчинялись внутреннему трудовому распорядку. Получалось, что арендная плата перечислялась именно за процесс труда.

Решение суда

Все эти обстоятельства убедили судей в том, что выплаты в рамках трудовых отношений подменялись выплатами по договорам ГПХ. И это делалось с целью необоснованной налоговой экономии на страховых взносах.

Организация попыталась «перебить повестку» и попросила суд переквалифицировать спорные выплаты не в заработную плату, а в компенсацию за использование личного имущества работников (ст. 188 ТК РФ). Такие компенсации освобождены от страховых взносов. А значит, настаивала компания, оспариваемое доначисление неправомерно.

Но судьи отметили, что для такой переквалификации нужны первичные документы. Они должны подтверждать реальные затраты работников (оплата ГСМ, расходы на обслуживание и др.), подлежащие компенсации. Также в них должна быть видна связь затрат работника с выплатами от работодателя. Организация же не предоставила таких бумаг. Признать выплаты компенсационными на основании только предполагаемой (возможной) величины затрат сотрудника нельзя.

В итоге суд отказался переквалифицировать выплаты работникам в компенсации за использование авто. А сделанные налоговиками доначисления утвердил в полном объеме (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.04.2026 № Ф04-431/2026 по делу № А45-21001/2024).

➡️ Скачать образец учётной политики для УСН на 2026 год


❓ Как продавцам с маркетлейсов учитывать «баллы за скидки»: позиция ФНС

Маркетплейс продал товар селлера со скидкой. За это маркетплейс начислил селлеру баллы, которые можно использовать для оплаты услуг площадки. Должен ли селлер учитывать эти баллы в доходах по УСН или налогу на прибыль? Нужно ли включать их в стоимость товара при начислении НДС? На эти вопросы Федеральная налоговая служба ответила в письме от 02.09.26 № СД-35-3/11693@.

О чем спор

С проблемой учета баллов сталкиваются многие продавцы, работающие с маркетплейсами. Пример тому — недавний спор ИП на УСН со столичной инспекцией. ИФНС доначислила предпринимательнице 150 тысяч рублей и оштрафовала почти на 30 тысяч рублей. Налоговики решили, что ИП занизила сумму налога, поскольку не учла в доходах баллы, которые ей начислил Озон.

Дело дошло до суда, который закончился весьма неожиданно. ФНС России, куда предприниматель тоже обращалась с жалобой, отменила решение инспекции о доначислении и штрафе. В итоге суд прекратил производство по делу, так и не рассмотрев спор по существу. (Подробнее об этом деле читайте в статье «Бонусные баллы Ozon и УСН: налоговая доначислила налог и сама же отменила решение»).

Теперь ФНС выпустила разъяснения (письмо от 02.09.26 № СД-35-3/11693@), которые наверняка порадуют селлеров. Налоговики проанализировали типичный договор продавца с маркетплейсом и сделали следующие выводы.

Являются ли баллы доходом?

Согласно договору, продавец дает электронной площадке поручение устанавливать скидки на товары от имени и за счет продавца. За это продавцу начисляются баллы, которые могут быть использованы исключительно для получения скидки на услуги маркетплейса.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации поручение на применение скидок для покупателя маркетплейсу дает продавец. То есть он исполняет договор (продает товар покупателю) по цене, уменьшенной на сумму скидки. Соответственно, и в доходах он должен учитывать сумму, полученную от покупателя. То есть уменьшенную на величину скидки.

При этом баллы, начисленные продавцу маркетплейсом, и их использование для оплаты услуг площадки по своей экономической и правовой сути отражают внутренний механизм калькуляции вознаграждения маркетплейса как агента. Для продавца баллы не являются выручкой или иным поступлением в натуральной форме, подчеркивают в ФНС.

Как считать НДС?

Тот же вывод налоговики распространяют на НДС. В случае реализации товаров со скидкой продавцы в целях исчисления НДС должны учитывать стоимость товаров, по которой они были реализованы покупателям, то есть уменьшенную на сумму скидки, предоставленной покупателю на товар. Ведь если договором предусмотрено уменьшение стоимости товаров на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты), то при исчислении продавцом налоговой базы сумма указанной премии уменьшает стоимость товаров (п. 2.1 ст.  154 НК РФ).

➡️ Скачать образец учётной политики для УСН на 2026 год


❓ Правительство утвердило график переноса выходных в 2027 году

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление от 17.09.26 № 1187. Документ утверждает график переноса выходных в будущем году. Согласно постановлению, новогодние каникулы в 2027 году продлятся 11 дней.

Выходные дни, совпадающие с нерабочими праздничными днями 2 и 3 января, переносятся на 5 ноября и 31 декабря соответственно. А день отдыха с субботы 20 февраля — на понедельник 22 февраля.

Это означает, что ближайшие новогодние каникулы продлятся 11 дней — с 31 декабря 2026 года (четверг) по 10 января 2027 года (воскресенье) включительно. А «длинные» выходные в 2027 году будут выглядеть так:

— с 21 февраля (воскресенье) по 23 февраля (вторник);
— с 6 марта (суббота) по 8 марта (понедельник);
— с 1 мая (суббота) по 3 мая (понедельник);
— с 8 (суббота) по 10 мая (понедельник);
— с 12 июня (суббота) по 14 июня (понедельник);
— с 4 ноября (четверг) по 7 ноября (воскресенье).

➡️ Подписывайтесь на Бухонлайн


⚠️ Правила сравнения зарплаты с МРОТ собираются ужесточить

В Госдуму внесен законопроект, который дополняет статью 133 Трудового кодекса о МРОТ — минимальном размере оплаты труда. В случае принятия соответствующего закона работодателям придется сравнивать зарплату с МРОТ по новым правилам.

Поправки должны зафиксировать в ТК РФ многочисленные решения Конституционного суда. Высокий суд неоднократно указывал, что при сравнении зарплаты с «минималкой» в состав МРОТ не могут включаться стимулирующие выплаты, северные коэффициенты и надбавки, оплата сверхурочной работы и так далее (см., например, «Конституционный суд: выплаты за сверхурочную работу, а также за работу в выходные и праздники должны начисляться поверх МРОТ»).

После принятия поправок в статье 133 ТК РФ после слов о том, что месячная зарплата работника на полной ставке не может быть ниже МРОТ, появится абзац следующего содержания.

В состав указанной месячной заработной платы …, не превышающей минимального размера оплаты труда, не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты …, в том числе доплаты и надбавки компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях …, а также доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Компенсационные и стимулирующие выплаты начисляются сверх размера месячной заработной платы …, не превышающей минимального размера оплаты труда.


➡️ Подписывайтесь на Бухонлайн


В каком случае можно заключить трудовой договор о дистанционной работе с иностранным гражданином?
Опрос
  •   Работник проживает на территории РФ
  •   Работник проживает за пределами РФ
  •   Возможны оба варианта
116 голосов


⚠️ Из-за взносов на МРОТ директорам придется изменить подход к планированию отпусков

Минфин высказал позицию, которая совпадает с разъяснениями ФНС о взносах на МРОТ во время отпуска или больничного. Из письма Минфина от 03.08.26 № 03-15-05/66996 (имеется в распоряжении редакции) можно сделать вывод, который позволит организации сэкономить на взносах. Вот он: даже при наличии зарплаты, значительно превышающей МРОТ, директору не стоит уходить в длительный отпуск с начала календарного месяца.

Минфин рассмотрел следующую ситуацию. Директор ушел в отпуск с 1 июля 2026 года на 28 календарных дней. Отпускные ему начислили и выплатили за 3 дня до начала отпуска, то есть в июне (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). Соответственно, в июле сумма начисленных директору выплат в июле оказалась ниже МРОТ. Вопрос звучал так: можно ли при сравнении июльских выплат с МРОТ учесть выплаченные в июне отпускные за июль? Или же при расчете базы для исчисления взносов за июль нужно учитывать только те выплаты, которые были начислены директору в июле?

Минфин ответил так. Датой осуществления выплат является день начисления выплат в пользу физического лица (ст. 434 НК РФ). Соответственно, если сумма, начисленная директору в июле была меньше МРОТ, платить взносы нужно, исходя из МРОТ (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Вывод Минфина можно распространить и на больничные. Если директор проболеет в одном календарном месяце 3-4 недели, то взносы за месяц болезни придется начислять на МРОТ. Тот факт, что Налоговый кодекс не предусматривает никаких исключений не только для отпусков, но и для больничных, ФНС России отмечала в письме от 25.08.26 № БС-29-11/2356@ (см. «Как начислять взносы на МРОТ, если директор в отпуске или на больничном: позиция ФНС»).

Вывод: чтобы сэкономить на взносах, директору лучше пойти в длительный отпуск с середины месяца. Тогда при наличии у директора нормальной рыночной зарплаты работодателю не придется платить взносы на МРОТ. Жаль только, что аналогичным образом спланировать болезнь не получится.

➡️ Подписывайтесь на Бухонлайн


❓ Минфин разъяснил, что делать с НДС при утрате товара вследствие пожара или хищения

Специалисты Минфина в письме от 01.09.2026 № 03-07-11/76470 разъяснили, как вести налоговый учет товаров, уничтоженных в результате чрезвычайных ситуаций (включая атаки БПЛА). В министерстве подтвердили: восстанавливать НДС по таким товарам не нужно, а их стоимость можно учесть в расходах по налогу на прибыль.

Начисление и восстановление НДС

Как известно, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Пленум ВАС РФ в пункте 10 постановления от 30.05.14 № 33 указал: выбытие имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), не является операцией, облагаемой НДС. Поэтому продавцы не должны начислять и платить НДС после выбытия товаров в результате стихийный бедствий или атак на склады.

А вопрос о восстановлении НДС покупателями рассмотрен в решении ВАС РФ от 23.10.06 № 10652/06. Там сказано: утрата имущества в результате чрезвычайной ситуации не относится к числу случаев, при которых суммы НДС, ранее правомерно принятые налогоплательщиком к вычету, подлежат восстановлению. Соответственно, покупателям товара, который был утрачен в результате уничтожения склада, не нужно восстанавливать НДС по этим товарам.

Расходы по налогу на прибыль

Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций относятся к внереализационным расходам налогоплательщика. Это следует из положений пункта 2 статьи 265 НК РФ.

Сказанное означает, что убытки, полученные в результате чрезвычайных ситуаций (включая затраты, связанные с последствиями атак БПЛА), признаются в составе внереализационных расходов. Делается это в том отчетном (налоговом) периоде, в котором имущество было уничтожено.

➡️ Скачать образец учётной политики для УСН на 2026 год


Завтра проведем бесплатный вебинар по бухгалтерии для тех, кто начинает бизнес

Расскажем, как избежать ошибок, как выбрать систему налогообложения, когда можно вести учет самостоятельно, а когда лучше передать его бухгалтеру.

📌 16 сентября в 10:00 мск

Присоединяйтесь или поделитесь с тем, кому тема сейчас актуальна.

➡️ Зарегистрироваться


💬 Десять вопросов про ЭПД и ЭТрН: читаем ответы Минтранса

Обязательно ли составлять путевой лист в электронном виде? Нужна ли ЭТрН при перевозке груза до 3,5 тонн? Сколько ЭТрН надо составлять при перегрузке товара в другую машину? На эти и другие вопросы Министерство транспорта ответило на своем сайте.

Масса груза меньше 3,5 тонн: надо ли составлять ЭТрН при автомобильной перевозке?

Если заключается договор перевозки груза, такая накладная необходима. Ограничение по массе действует при допуске к перевозке грузов по Федеральному закону № 520-ФЗ, а не к обязанности оформлять транспортную накладную.

Нормы права:
Статья 4 Федерального закона от 07.06.25 № 140-ФЗ; статья 1 и статья 3 Федерального закона от 29.12.25 № 520-ФЗ.

Собственный груз перевозится собственным транспортом: нужно ли оформлять транспортную накладную?

Поскольку договор перевозки не может быть заключен между одним и тем же лицом, в описанной ситуации составлять ЭТрН не нужно.

Нормы права:
Статьи 6 и 8 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ; статья 785 Гражданского кодекса РФ.

Обязательно ли с 01 сентября 2026 года оформлять путевой лист в электронном виде?

Нет. Путевой лист может оформляться как в виде электронного документа, так и на бумажном носителе.

Нормы права:
Статья 6 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ; приказ Минтранса России от 28.09.22 № 390

Надо ли отправлять электронный путевой лист в ГИС ЭПД?

Да, если путевой лист сформирован в электронном виде.

Нормы права:
Статья 18.1 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ; Федеральный закон от 07.06.25 № 140-ФЗ.

Организация перевозит груз между своими филиалами: требуется ли транспортная накладная?

Если перевозка осуществляется собственным транспортом и договор перевозки груза не заключается, транспортная накладная не требуется. Если же привлекается сторонний перевозчик, с которым заключается договор перевозки, то нужно составлять ЭТрН. Важно помнить: случай, когда грузоотправитель совпадает с грузополучателем отнесен к числу исключений, которые позволяют составить транспортную накладную на бумажном носителе.

Нормы права:
Статьи 6 и 8 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ; статья 785 Гражданского кодекса РФ; приказ Минтранса от 01.06.26 № 262.

Можно ли оформить одну ЭТрН на несколько партий груза?

Можно, если эти партии груза следуют в одном транспортном средстве и отправляются от одного грузоотправителя  для одного грузополучателя из одного места погрузки в одно место выгрузки.

Норма права:
Пункт 10 постановления правительства РФ от 21.12.20 № 2200.

Обязан ли грузоотправитель указывать массу груза в транспортной накладной?

Масса груза обязательно определяется и указывается для навалочных, насыпных, наливных грузов и контейнеров. Масса груза определяется путем взвешивания, либо расчетным методом — на основании обмера, технической документации и данных измерительных приборов.

Нормы права:
Статья 12 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ; пункты 54 и 75 постановления правительства РФ от 21.12.20 № 2200.

Можно ли исправлять ЭТрН?

ЭТрН может быть исправлена по инициативе участника информационного взаимодействия. Однако есть сведения, изменить которые в ЭТрН нельзя. Они перечислены в пункте 10 постановления правительства РФ от 21.05.22 № 931. К таким сведениям относятся, в частности, сведения  приеме груза грузополучателем от перевозчика.

Норма права:
Постановление Правительства РФ от 21.05.22 № 931.

Можно ли отозвать или аннулировать ЭТрН после принятия в ГИС ЭПД?

Нет. Процедура отзыва или аннулирования ЭТрН, принятой ГИС ЭПД, не предусмотрена.

Норма права:
Постановление правительства РФ от 21.05.22 № 931

Можно ли формировать «черновики» ЭПД в ГИС ЭПД?

Нет. Правилами обмена ЭПД отправка «черновиков» в ГИС ЭПД не предусмотрена.

Норма права:
Постановление правительства РФ от 21.05.22 № 931.

➡️ Проверьте, надо ли вам переходить на ЭПД с 1 сентября


❓ Уведомления по НДФЛ и взносам с 1 сентября 2026: как подать единое уведомление на год вперед

Теперь уведомление об исчисленных суммах для страховых взносов и НДФЛ можно подать на год, полгода, квартал или любой период, не переходящий на будущий год. Означает ли это, что деньги придется сразу переводить на ЕНС? Изменятся ли сроки уплаты и подачи обычных уведомлений? Что делать, если прогнозная сумма не будет равна фактической? Ответы — в нашей статье.

➡️ Читать статью


⚡️ Банк России не стал снижать ключевую ставку

Совет директоров Банка России сохранил ключевую ставку на уровне 14,00% годовых. Таким образом, планомерное снижение ставки, продолжавшееся более года, приостановлено.

Напомним: в начале 2026 года действовала ставка 16%, с середины февраля — 15,5%, с конца марта — 15%, с конца апреля — 14,5%, с конца июня и до конца июля — 14,25%.

По оценке Банка России, текущее ценовое давление в последние месяцы существенно усилилось. Из-за сокращения производственных мощностей в отдельных отраслях рост цен ускорился до 5-6% в пересчете на год. А в июле текущий рост цен с поправкой на сезонность составил 11,6% в пересчете на год.

В этой связи принято решение оставить значение ключевой ставки без изменения.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 23 октября 2026 года.

❓ Справка
Ключевая ставка включена в формулы, по которым рассчитываются пени за несвоевременную уплату налогов, проценты при возврате излишне взысканных сумм, компенсация за задержку выплаты зарплаты и др.

Также от значения ключевой ставки зависит, возникает ли у физлица материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами (ст. 212 НК РФ). Этот же показатель используется при учете процентов по займам, полученным от «своих» компаний и ИП (ст. 269 НК РФ), и в других случаях. Наконец, изменение ключевой ставки означает и соответствующее изменение ставок по банковским депозитам.


➡️ Подписывайтесь на Бухонлайн

Показано 20 последних публикаций.