Самоучитель сценариста


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Блоги


Блог Дениса Данилова
Сценарное мастерство, практика и личный опыт. Наше Кино, QS Films, Вольга, Look Films, Bazelevs
Реклама на канале → @dreamonspec_ads
Консультации, редактура, скриптдокторинг → @geekvault
Пишу и режиссирую → geekvault.tilda.ws

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Блоги
Статистика
Фильтр публикаций


🏷🎟#цитата #ДжеймсКэмерон

1.6k 0 10 20 31

Как влюбить зрителя в героя своего сценария и как этому помогают конфликты.​​

Давайте сначала подумаем над тем, чем больше всего можно заинтересовать зрителя?

Как герой решит проблему? Как он всех победит?
Давайте копнём глубже.

Как герой выйдет из конфликта?
Не совсем.

Чем закончится конфликт?
Это уже ближе к сути.

Как конфликт изменит героя?
Да!

Что конфликт сделает с героем! Съест его, переварит и выплюнет в жалком состоянии? Или заставит его действовать, хотя очевидно, что изначально наш герой намного слабее в этом конфликте...
Читать далее на канале "Тусовка Тарантино"


Репост из: Не Скорсезе
В комментариях к предыдущему посту задали вопрос: как договор сценариста на создание произведения регулирует ситуацию с правками. Прикладываю выжимку из одного своего договора. Вот так.

1. По договору сценарист вносит правки в соответствии с точными комментариями продюсера, данными в письменной форме. В реальности этим правилом все пренебрегают, потому что правки обычно обсуждаются на зумах / по телефону, и никто потом протокол этих обсуждений не составляет. Однако, если с заказчиком возникают прям разногласия-разногласия, можно настаивать на соблюдении этого правила. (Я так делала, заказчик выделил специального человека, который стенографировал наши звонки.)
2. Количество кругов правок ограничено. С одной самой невменосной компанией у меня несколько лет назад было прописано 5 раундов правок. Справедливости ради, они уморили меня намного раньше, чем эти 5 раундов закончились. Не подписывайтесь на 5 раундов.
3. Стандартно в договоре стоит 2 раунда правок, причём эти правки – не глобального характера (то есть не «мы тут решили, что у нас будет не историческая драма, а водевиль»), а «давайте поправим арку героини».
4. Надо понимать, что ориентируемся мы всегда на здравый смысл. Если проект будет сниматься через месяц и вас просят поправить диалоги одного персонажа – ну, можно и поправить, даже если раунд правок 4й (проект ваш, это стоит в титрах – откажетесь править, возможно, в титрах появится второй сценарист). Если вас гондошат и требуют переписать то одно, то другое, то двадцать пятое, то надо искать другой проект, а здесь заканчивать. Бесконечные комментарии появляются, когда заказчик (продюсер / представляющий его редактор) не может понять, чего он(а) хочет (или не может это сформулировать).
5. Есть заказчики, с которыми я дружу и правлю всё для них просто бесконечно. Называть не буду, но там это особенность личности, а не злонамеренность. Из разряда «просто такой человек». Но зато «просто такой человек» меня в других вопросах всегда поддерживает и финансово не обижает. Короче, это вопрос отношений.
6. Надо ли быть известным сценаристом, чтобы у тебя было ограниченное количество правок в договоре? НЕТ. Это стандартная нормальная практика.
7. Могут ли мне позвонить через 20 лет и сказать «поправьте тут сцену»? Позвонить могут. Но, если с вами рассчитались за драфты (подписали акты выполненных работ), у вас ноль юридических обязательств что-то делать. Вдобавок, в договоре прописаны сроки, в которые вносить правки допустимо (это дни, а не годы).

В очередной раз подчеркну: общаясь с продюсерами / редакторами, стройте ОТНОШЕНИЯ. Не падайте в обморок от файла «комментарии», назначайте звонки, по возможности, неформальные, проясняйте, возражайте, ищите, в чём сходитесь. Если не сходитесь ни в чём – это проблема. Если сходитесь в 20% – найдёте общий язык.

Всем удачи.


Обнаружил, что совсем перестал читать что-либо кроме сценариев, и решил дополнять список просмотренного списком прочитанного (книг, не драфтов) – глядишь, выработаю хорошую привычку.

🏷🎟#зрительскийдневник


Конечно, это была «Матрица».

Расхожая голливудская байка гласит, что никто не смог разглядеть гениальности сценария Вачовских и давал им от ворот поворот, пока драфт не попал в руки Лоренцо ди Бонавентуры, который подписал братьев.

Правда, как обычно, сложнее. Продвинуть сценарий не удавалось из-за невнятно собранного сюжета – дорогие экшн-сцены не имели смысла, агентов-антагонистов было больше, сценарию требовались реструктуризация, уплотнение и ясность целей. Все это заняло массу времени – первый драфт датирован 1994 годом, съемочный – 1998-м.

Обо всех этих проблемах пишет студийный редактор в разборе «Матрицы»-94.

Редакторский разбор «Матрицы»

И как бы анекдотично не воспринимался его отзыв сегодня, стоит обратить внимание, сквозь какую оптику смотрят на материал редакторы, и проверить – нет ли таких ошибок и у вас. «Матрице» этой весной исполнилось 25 лет.

🏷🎟 #индустрияизнутри #разбор


Угадайте фильм по студийной рецензии.

ЛОГЛАЙН: Отряд виртуально-реальных бунтарей рекрутирует компьютерного хакера для сражения с компьютерными роботами-киберпехотинцами, захватившими мир. Битва пройдет в постоянно обновляемой «реальности» нашего мира (1989-2009 годы), где утратившие память люди используются для питания энергии киберпехоты.

КОММЕНТАРИЙ: СЛАБОЕ “МОЖЕТ БЫТЬ”. Первые 35 страниц великолепны. В них есть интересная идея, касающаяся виртуальной реальности, несколько впечатляющих экшн-сцен и привлекательные главные герои. Дух приключения и загадочность происходящего задают им тон. Если судить только по ним, то сценарий мог бы быть крайне востребованным.

К сожалению, он попадает в ту же ловушку запутанности, что и любой другой сценарий о виртуальной реальности. Ровно с момента, когда герой с больничной койки попадает в виртуальный мир, визуал истории становится очень высокобюджетным, странным и неясным – плохая комбинация.

Становится сложно проследить за судьбами персонажей, сюжет расплывчатый и остается таким на протяжении всей истории. Экшн никогда не получает должного объяснения, а все действие разворачивается в странном междумире, которое я так и не понял.

После 35 страницы сценарий не очень кинематографичен, это скорее запутанный религиозно-фантастический роман, чем фильм. Отсюда он напоминает фильм «Дюна» – обилие футуристических сцен, внутренней работы человеческого разума, странные (и крайне дорогие в производстве) сцены в странных ландшафтах, и очень запутанный сюжет, забывающий о своих идее и потрясающей завязке, и никогда не объясняющий свои повороты.

Кажется, из этого может получиться фильм в духе «Терминатора». Это заявлено в начале и ожидается читателем. Такой подход может сработать, но в нем масса проблем, которые могут привести к кассовому провалу.

🏷🎟 #индустрияизнутри #разбор


В издательстве Harper вышла биография Яна Флеминга The Complete Man, автор которой нашел интересные свидетельства о том, как до утверждения Шона Коннери на роль Джеймса Бонда, агент 007 мог стать женщиной.

Идея принадлежала продюсеру Грегори Рэтоффу («Все о Еве»), который первым купил опцион на роман «Казино Рояль» и лоббировал на роль пятикратную номинантку «Оскара» Сюзан Хэйуорд.

Сценарной адаптацией занимался Лоренцо Сэмпл младший («Три для Кондора»), который пояснял гендерную рокировку: «Откровенно говоря, Бонд казался нам неправдоподобной и в некоторой степени глуповатой идеей. Поэтому Грегори предложил превратить его в женщину, в “Джейн Бонд”, если изволите».

Но сценарий получился настолько плохим, что проект был закрыт, и история не сохранила ни одного драфта – даже в архивах самих Сэмпла и Рэтоффа.

Когда новый опцион были куплен Кабби Брокколи, на главную роль рассматривались только мужчины. Выбором самого Яна Флеминга был Ричард Бартон, который отказался от участия в картине. Книга перечисляет других рассматривавшихся претендентов: Питера Финча, Кэри Гранта, Дирка Богарда, Тревора Ховарда, Рекса Харрисона, Ричарда Тодда, Майкла Редгрейва, Патрика МакГуэна, Ричарда Джонсона и даже Роджера Мура.

По воспоминаниям агента Флеминга Роберта Фенна, «мы пробовали 20 или 30 человек. Но ни один крупный актер не захотел подписываться больше, чем на один фильм – а мы не могли заключить дистрибуционную сделку без согласия ведущего актера».

Роль досталась Шону Коннери, чье утверждение шокировало Флеминга – он представлял себе Бонда элегантным джентльменом, а Коннери был не в состоянии говорить на королевском английском». Тем не менее, именно это решение привело франшизу к успеху и бессмертию, хотя первым исполнителем роли Джеймса Бонда был американец.

Вот здесь я собираю сто 💯, чтобы завершить #кинопленки об истории бондианы.

🏷🎟 #Бонд60


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
На персональной выставке Джеймса Кэмерона в Парижской Синематеке побывал подписчик «Самоучителя сценариста» Дмитрий Белый, известный как крипто-режиссер Dima White, и снял для нас репортаж!

Галерея эскизов и концептов Джеймса Кэмерона в соседнем канале

🏷🎟 #письмосамоучителю #ДжеймсКэмерон


🏆 В 2022 году «Всё везде и сразу» получил премию «Оскар» как лучший фильм года. Одновременно картину наградили и за лучший монтаж. Годом ранее те же награды получила «Дюна», а в 2019-м — «Богемская рапсодия».
Это не удивительно: от работы режиссёра монтажа во многом зависит, как публика отреагирует на картину.
Хотите стать одним из главных героев в видеопродакшне? Присоединяйтесь к курсу «Профессия Режиссёр монтажа» от Skillbox! Всего за 9 месяцев вы изучите софт для монтажа и добавите до 10 работ в портфолио.
🚀 После курса сможете профессионально монтировать фильмы, рекламные ролики и видео для YouTube.
Почему этот курс?
☝️Выпускники монтируют сериалы от студии Yellow, Black & White и побеждают в фестивалях
☝️Спикеры курса — профессионалы из индустрии кино и видеопродакшна
Хотите попробовать бесплатно? Открыт доступ к 4 модулям. Переходите по ссылке: https://epic.st/laiP6?erid=2VtzqwEQNaH
Реклама. ЧОУ ДПО «Образовательные технологии «Скилбокс (Коробка навыков)», ИНН: 9704088880


Сеттинг «Джокера» [2/2]

Мир истории является важной сюжетно-эмоциональная частью картины, оказывающей непосредственное воздействие на всех ее персонажей. Для экспозиции мира режиссер использовал простой, но действенный прием.

Экран обжигает красно-черный ретро-логотип студии Warner Bros. («мы хотели, чтобы фильм будто вышел летом 1979 или 1980» – говорит Тодд Филллипс в аудиокомментарии), а затем мы переносимся в гримерку.

За грязными окнами – промышленная архитектура Готэма, нетерпеливые клаксоны, вой полицейских сирен и раздраженные крики.

Пространство заполняет радиоэфир: ведущий рассказывает о продолжающейся уже 18 дней забастовке мусорщиков и горах отходов, растущих со скоростью 10 тыс тонн в сутки. Мусор превращает город в трущобы и впервые за несколько десятков лет в Готэме вводится режим чрезвычайного положения.

«Когда ты делаешь хара́ктерную картину, особенно когда она об одном персонаже, то персонажами становятся все – даже сам Готэм, как в данном случае».

В завершение Филиппс замечает, что любит открывающую сцену еще по одной причине. Мы видим Артура в первый раз, но нам сходу продемонстрирована эссенция персонажа – он гадает перед зеркалом, чем же является его жизнь: трагедией или комедией.

Интересно, что в сценариях этой сцены нет.

🏷🎟 #разбор #Джокер


Прямой эфир с автором сериала «Точка ноль» сегодня в 20:00 на «Самоучителе сценариста».

Инструменты драматурга, структура сериала, руда, разгон истории, работа над арками – обсудим все это на примере сериала @official_iviru. Заводите напоминалки и не забудьте подключиться вечером к нам с Кириллом Притулой.

Мне помогут ваши лайки. Ставьте⚡️если смотрели сериал, 💯 если ждете эфир.

🏷🎟#самоучитель_live


Сеттинг «Джокера» [1/2]

Говорят, для каждой истории есть только один способ рассказать ее правильно. Имеется в виду одна из ключевых функций сценариста – поиск ответа на вопрос, как сделать еще острее?

Тодд Филлипс поставил себе задачу показать рождение Джокера.

То есть, создать трагическую арку для персонажа, хорошо знакомого зрителю. В этой зрительской осведомленности кроются одновременные простота и сложность решения.

Простота, потому что необязательно тратить усилия на базовую экспозицию (кто такие Джокер и Уэйн, и почему Готэм так похож на Нью-Йорк). Сложность, потому что нельзя отмахнуться от полувекового бэкграунда и ярких экранных трактовок, начав конструировать с нуля, чтобы вывести главного героя «хорошим парнем, ступившим на кривой путь».

Для зрителя Джокер всегда порочен.

Как вызвать сочувствие к порочному герою?

Поместить его в еще более порочный мир. А поскольку с легкой руки Кристофера Нолана художественный прием «более мрачно, более реалистично» прижился в комиксах DC-Warner, Филлипсу требовалось только правильно выбрать эпоху.

Одна из главных тем «Джокера» – влияние социальных сетей на повседневную реальность. Фильм показывает, как вирусное видео способно превратить рядового человека в медиа-сенсацию, и как своевременно сформулированные идеи одного могут увлечь недовольных социальным несовершенством многих.

Выбор времени действия пал на стык 70-80-хх.

Это уникальный момент в истории, когда прошедший индустриальную реструктуризацию Нью-Йорк особенно сильно страдал от экономических проблем и захлебывался в преступности, мало напоминая сегодняшний мегаполис. «Жажда смерти», «Таксист» или «Мисс .45 калибр» довольно хорошо ухватили дух того времени.

Не отставало и главное масс-медиа – телевидение. По насмешливому определению The Washington Post, оно проживало «не самые лучшие времена, не самые худшие времена», и представляло собой смесь секса, насилия и Фары Фосетт.

Есть ли более идеальная эпоха для правдоподобного возникновения Джокера?

🏷🎟 #разбор #Джокер

2.9k 0 20 11 50

«Дюну» Дени Вильнева разобрали в новом выпуске шоу Decoders. Какого персонажа на самом деле играет Тимоти Шаламе и в чем художественное высказывание режиссера? Почему действие происходит именно в пустыне, причем тут мировая политика, Матрица и Звездные Войны?

Блогеры, Таня Старикова и Даня Трабун, обсудили магию киновоплощения одного из сложнейших сай-фай романов XX века.

Проект Decoders о скрытых смыслах и пасхалках в работах популярных режиссеров и музыкантов. В прошлых выпусках Таня и Даня декодили студию А24 и Аллу Пугачеву, а теперь погрузились в мир песчаных червей!

Это надо посмотреть!

Реклама. ИП Старикова Татьяна Витольдовна, ИНН 526221524137. Erid 2SDnjdx3XCD


Создатель «Карточного домика» Бо Уиллимон станет соавтором «Звездных войн».

Уиллимон будет работать с Джеймсом Мэнголдом («Логан») над «Звездными войнами: Рассветом джедаев», которые Мэнголд поставит. Действие фильма развернется за 25 тысяч лет до всех уже существующих «Звездных войн» и расскажет о происхождении Силы.

Референсы Мэнголда – «Бен Гур» и «Десять заповедей». Ему интересно узнать, что является источником Силы, откуда она взялась, кто обнаружил ее и как, и кто был первым джедаем.

→ На днях Disney анонсировала еще одни полнометражные «Звездные войны». Это спин-офф сериала «Мандалорец», который выйдет в прокат 22 мая 2026 года.

→ Уиллимон не новичок в далекой-далекой Галактике: он написал первый сезон «Андора», приквела «Изгоя-Один».

→ Другие полнометражные «Звездные войны» в разработке, это «Новый орден джедаев» (сценарист – Стивен Найт), «Новая республика» (сценарист – Дэйв Филони), трилогия Райна Джонсона (в неприоритетной работе), фильм Тайки Вайтити, «Эскадрон Изгоев» (антология Пэтти Джонсон, которая может стать телесериалом), «История дроидов» (мультфильм для Disney+) и «Лэндо» (сценаристы Дональд и Стивен Гловеры).

[В апреле экспериментирую с форматом канала: добавил в ленту сценарные новости, которые будут выходить не подборками, а день в день (и самое горячее из недавнего)]

🏷🎟#новости #звездныевойны


Разбор сцены из «Дюны» – да, возвращаю еще один формат, о котором вы просили.

Что мы делаем внутри рубрики? Разбираем конструкцию сцены, смотрит как она устроена и почему работает так хорошо. Перевод сцены на русский язык выложен⬇️здесь (знатоки лора, указывайте на неточности).

Итак, вы читаете сцену и выкладываете в комментарии свой разбор. Базовые вопросы:

→ Что является исходным событием (нечто, что случилось до начала этой сцены, но привело ее в движение), где поворотное событие (нечто, меняющее статус-кво) и что здесь основное событие (выбор, который делает главный герой).

→ Кто является главным героем сцены и почему. Какие у него цель и ставка, кто антагонист.

→ Какими техническими приемами авторы создают и удерживают напряжение на протяжении сцены.

→ Какое эмоциональное изменение происходит в сцене.

→ Что делает диалоги напряженными.

Неправильных ответов нет. По такой же схеме мы работаем в 🤓🥸, но там мы разбираем сценарии целиком. В этом особенность наших занятий: они не лекционные, а дискуссионные – поэтому, если вам нравится этот формат и хочется его не раз в месяц, а каждую неделю, то оформляйте подписку.

⏰ Жду ваши ответы в комментариях до вечера субботы, 20:00 по Москве. Не стесняйтесь ошибиться, это не экзамен, а обсуждение.

🏷🎟 #разборсцены #база #практика


Любимые рубрики возвращаются на канал! На @official_iviru вышел контагиозный триллер «Точка ноль», и в этот четверг на «Самоучителе сценариста» состоится прямой эфир с автором сериала Кириллом Притулой.

Поговорим об инструментах сценариста, разгоне и написании «Точки ноль» и входе в индустрию. В конце эфира передам вам микрофон, и вы сможете поговорить с Кириллом сами. А если говорить не сможете или стесняетесь, то оставляйте свои вопросы в комментариях к этому посту.

Предыдущие записи подкаста:

Эфир с Алексеем Попогребским о пакете творческих документов
Эфир с Александром Фоминым о «Молодом человеке»
Эфир с Егором Чичкановым о «И снова здравствуйте»
Эфир с Максимом Марковым об учебнике «Левиафан. Разбор по косточкам»
Эфир с Данилом Люмерцом и Ярославом Туровым о «Лэйт найт скул»
Эфир с Александром Фоминым о «Караморе»

А также:

Как рассказать одну историю четырьмя разными способами на примере «Вторжения похитителей тел»
Как создать интересную историю
Как написать хоррор

🏷🎟 #самоучитель_live


Создатель «Бортпроводницы» Стив Йоки стал новым сценаристом «Стартрека 4».

Содержание истории держится в строжайшем секрете, но намерение студии Paramount Pictures и компании Bad Robot сделать эту часть заключительной для актерского состава перезагрузки, начатой в 2009-м.

Проект рождается тяжело и уже срывался как минимум трижды.

В последний раз его планировалось выпустить в конце 2023 года, режиссером должен был стать Мэтт Шекмен («ВандаВижн»), а авторами сценария – Линдси Бир («Сьерра Берджесс – неудачница») и Женева Робетсон-Доурет («Капитан Марвел»).

Параллельно на студии разрабатывается самостоятельный ориджин «Стартрека» с обновленным актерским ансамблем, который пишет Сет Грэм-Смит («Авраам Линкольн: Охотник на вампиров») под режиссуру Тоби Хейнса («Черное зеркало – USS “Каллистер”»).

И еще один «Стартрек» со сценаристкой Калиндой Васкес («Бойся ходячих мертвецов»), анонсированный в 2021 году, тоже остается в девелопменте.

→ «Стартрек 4» находится в производстве с 2015 года
→ Один из вариантов фильма, действие которого разворачивалось на планете, похожей на земные гангстерские 1920-е, продюсеру Дж Дж Абрамсу питчил Квентин Тарантино
→ Другими авторами, работавшими над сиквелом, были Си Джей Кларксон («Мадам Паутина») и Ноа Хоули («Фарго»)

[В апреле экспериментирую с форматом канала: добавил в ленту сценарные новости, которые будут выходить не подборками, а день в день (и самое горячее из недавнего)]

🏷🎟 #новости


Как видеомейкеру выбрать курс, чтобы не слить деньги и не переучиваться потом? 🤔

Разбираем признаки качественной учебной программы на примере курса «Режиссер монтажа» от онлайн-школы дизайна и технологий Bang Bang Education.

Во время учебы собираешь крутое портфолио. В нем будет 6 проектов — имиджевый фэшн-ролик, выпуск Youtube-шоу, музыкальный клип, трейлер фильма, короткометражка и рекламный ролик.
Каждое задание — реальный заказ от бренда или медийной персоны.

Преподаватели — практики с крутыми кейсами. Эксперты Bang Bang Education сотрудничают с Netflix, «Амедиатека» и блогерами-миллионниками.

Реальная возможность устроиться на работу в крупную компанию сразу после обучения. На защиту дипломов приходят очень известные заказчики. Выпускники Bang Bang Education работают в Nike и «Кинопоиске».

А еще вас ждет много обратной связи и интересных профессиональных фишек, которые нельзя загуглить.

По промокоду VIDEOEDIT скидка 50% на обучение до 10 апреля + подарок — курс «Свет. Основы и практика».

Остались вопросы? Бесплатная консультация по профессии и обучению – ТУТ


Я, например, не знал, что зло в названии «ЗЛОfest», посвященного развитию индустрии ужасов, расшифровывается как Забота. Любовь. Общение.

Фестиваль пройдет на ставшей уже родной студии им. Горького в следующие выходные, у меня в конкурсе участвует «Настоящая жизнь Анны Б.» про косплееров.

В программе много всего: питчинг, мастер-классы по пластическому гриму и трейлермейкингу, отдельно выписал себе встречу с экспертом-криминалистом и психиатром, который будет читать про психические расстройства у преступников.

Из подписчиков канала как минимум двое тоже вошли в злофестовые шорт-листы – Андрей и Артем, оба с рассказами.

Рассчитываю быть на фестивале лично – хочу пообщаться с коллегами по жанру и с косплеерами, чтобы набрать материал на сериал. Тем более, что и героиня моего фильма там тоже будет, но уже в новом образе (в каком – не скажу, но видел тесты костюма, выглядит отлично).

🏷🎟 #моиработы #АннаБ


Стипендиальная программа «Автор» от Фонда Кино начала новый прием заявок.

Напомню, что у меня есть пост, в котором я собираю все актуальные сценарные конкурсы, лаборатории и программы со ссылками на условия участия, дедлайнами и требованиями по творческой документации.

Если вам нужен редакторский взгляд на сценарий, если не получается написать ванпейджер, если не уверены в правильности заявки – обращайтесь ко мне за индивидуальными консультациями@geekvault

🏷🎟 #возможность #консультация #скриптдоктор

Показано 20 последних публикаций.