Горе уму


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Искусство


Канал Егора Сартакова о культуре, искусстве и литературе. 18+

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Искусство
Статистика
Фильтр публикаций


Отчего мы утомились? Oтчего мы, вначале такие страстные, смелые, благородные, верующие, к 30 — 35 годам становимся уже полными банкротами? Отчего один гаснет в чахотке, другой пускает пулю в лоб, третий ищет забвения в водке, картах, четвёртый, чтобы заглушить страх и тоску, цинически топчет ногами портрет своей чистой, прекрасной молодости? Отчего мы, упавши раз, уже не стараемся подняться и, потерявши одно, не ищем другого? Отчего?

Разбойник, висевший на кресте, сумел вернуть себе жизненную радость и смелую, осуществимую надежду, хотя, быть может, ему оставалось жить не больше часа. У вас впереди ещё длинные годы, и я, вероятно, умру не так скоро, как кажется. Что если бы чудом настоящее оказалось сном, страшным кошмаром, и мы проснулись бы обновлённые, чистые, сильные, гордые своею правдой? Cладкие мечты жгут меня, и я едва дышу от волнения. Мне страшно хочется жить, хочется, чтобы наша жизнь была свята, высока и торжественна, как свод небесный. Будем жить! Cолнце не восходит два раза в день.

Антон Чехов


Hacтpoeниe: пpocтo cecть нa кaчeли и зaдумчиво cмoтpeть вдaль


Пока у ребенка каникулы между 2 и 3 классом, решил позаниматься с ним. Раздобыл летнюю программу на математике, русскому и чтению. Особенно прекрасно последнее.

Читаем народные сказки и отвечаем на вопросы после чтения. «Серебряное блюдечко и наливное яблочко». Я не знаю, может, для детей какой-нибудь адаптированный вариант существует, но мы читаем прямо народную (по Афанасьеву).

Там по сюжету две сестры – Маша и Глаша – завидовали третьей, которую зовут … внимание … ДУРОЙ. Так сильно завидовали, что заманили ее в лес и там камнем убили. Все в подробностях: по затылку стукнули так, что Дура упала. Они ее закопали, а батюшке сказали, что Дура потерялась.

Ну потом из могилы Дуры выросла березка, пастух сделал из нее дудочку, а дудочка запела и рассказала всем, что Маша с Глашей сделали. Заканчивается все хорошо: царь по просьбе Дуры простил Машу и Глашу.

Вопрос после сказки: чему учит эта сказка?
Федя: не будь Дурой. Чего она с ними в лес пошла? Понятно же, что они ей завидовали.

Это была русская народная. Следующая эвенкийская народная про то, как медведь крестьянина задрал. Воспитываем в детях гуманность и человеколюбие.

1.2k 0 46 5 175

Есть только два плеча, на которые ты можешь твёрдо положиться.
И каждый раз ты убеждаешься, что эти плечи твои собственные.

Иван Сергеевич Тургенев

1.2k 0 19 1 118

Это было в 1913 году.
Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди.

Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме 5 нотных линеек и четырех нот: соль-диез – си – фа-диез – ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала: – Дядюшка. я знаю, что здесь написано.
Ноты на медальоне означают: ” Я люблю Вас.”И вот здесь возникает вопрос.

Вы представляете себе, как учили эту девочку, если она, увидав четыре ноты, пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Оказалось, что этот медальон – столь оригинальное признание в любви, когда-то получен девочкиным дядюшкой в подарок от своей невесты перед их свадьбой. Но вы подумайте, ведь девочке только 11 лет!

Каким же образом ее успели так научить. И не в специальной музыкальной школе и не в музыкальном колледже, а в нормальной русской гимназии, да еще в начальных классах.

Вопрос: как учили эту девочку? – я уже задал, теперь задам еще один вопрос, ответ на который выходит за рамки рассуждений об уровне образования только, а касается вопросов генофонда.

Как нужно научить мальчика, чтобы он когда-нибудь подошел к такой девочке и заговорил с ней, заинтересовал ее как достойный собеседник, как личность, а со временем завоевал ее сердце?

Обучив девочку на таком уровне, ей как бы сделали прививку от бездуховности, от того потока примитивного однообразия, которое я условно называю “дискотечностью”.

К этой девочке лишь бы какой мальчик не подойдет. Но если даже подойдет, то вряд ли найдет взаимопонимание…

Таким образом, речь идет об уровне контакта, уровне духовного, культурного соответствия. Следовательно, обучая девочку искусству, музыке, поэзии, уже в младших классах русской гимназии воспитывая (или,лучше сказать формируя) духовную потребность, думали о генофонде, об интеллектуальном обществе будущего.

Но существовал ли в русском обществе мальчик – достойный партнер нашей маленькой гимназистки? Конечно, да! Вы не задумывались. почему все офицеры царской армии учились играть на рояле? Так ли это необходимо для боевой подготовки?

Для боевой, быть может, и нет, а вот для генофонда – конечно же, да!!! Вдумайтесь, что это за образ – офицер, играющий на рояле?
Да это же – символ мужской гармонии – сочетание офицерства и музыки.

С одной стороны, офицер – защитник, воин, а с другой – тонкий интерпретатор музыки Чайковского и Шoпена…

Высокое качество гуманитарного образования в России, начиная с 20-х годов XIX века и до начала 20-х годов века XX, породило невероятную потребность в культуре и подготовило культурный взрыв, подобно которому, думаю, история человечества до сих пор еще не знала…

Михаил Казиник “Тайны гениев”

1.3k 0 65 10 183

«Анюта» в Большом - идеальный спектакль для балетоманов-неофитов. Короткий, выразительный, не успеваешь устать. 🩰


«Bo сне видел, что жена меня любит. Ничего похожего наяву»

Лев Толстой. Дневниковые записи


Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре, включенные в список культурного наследия ЮНЕСКО, разбивают миф о том, что древнерусская живопись – темная, страшная, безрадостно-безысходная, сосредоточенная только на загробных муках. Эти фрески нежные, светлые, полные оптимизма. Дионисий в отличие от Рублева не использует ярких красок, но, искусно работая белилами, они создает то чудо, ради которого я и затеял эту поездку.

Вот маленькая Богородица, сидя на руках у своей мамы, протягивает одну ручку к папе (рис. 1). Всего один жест, а ничего нежнее мировая живопись не знает.

А вот уже у взрослой Марии сидит на руках маленький Спаситель (рис. 2), и все несут ее дары. Ангелы – песни, небо – звезды, волхвы – дары, евангелисты – тексты, а мы, смотрящие на фреску, что несем? А мы себя несем, ведь мы пришли в храм.

А на другой стене Она одета в синюю тунику (рис. 3), которая переходит синим цветом на все вокруг. Богородица здесь как небесная лестница, по которой в мир сошел Иисус Христос.

И в барабане уже взрослый Христос Пантократор наблюдает за нами, детьми своими, на таком же синем фоне неба, воды или материнской туники.


Вообще вологодское кружево – наше национальное достояние. Примечательно при этом, что родина кружева – Венеция, откуда потом через Голландию оно попадало на Русь. А Вологда просто была важным торговым пунктом. В какой-то момент местные смекнули, что можно и самим плести – льна хватает. И так родился этот зимний узор нетающей снежинки.

Точно как и снежинки, рассматривать можно бесконечно. Я специально уточнил: ткали изначально мужчины («кружавники»), а уже потом женщины подтянулись. Носили тоже вначале мужчины-модники, а уже потом женщины подтянулись.

Купил себе два отворота на рубашку нашить. 🪡


Фотозагадка. Уважаемые знатоки, чему/кому посвящен памятник в центре Вологды?

UPD: правы те, кто назвал это памятником букве «О». Все знают, что на севере России «окают» - вот эту местную особенность запечатлел неизвестный скульптор. А еще я вчера на улице услышал местные словечки – диалектизмы. Здесь их все используют: «отворотка» («Сейчас за отвороткой выйдешь») – поворот, «баский» («Какой у тебя вид баский!») – красивый; чередование ц/ч («лавоцька», «цяй»).

1.6k 0 19 20 55

Гении маркетинга 🦵🦵🦵


В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини,
девяносто процентов любви.

Даже если - как исключение -
вас растаптывает толпа,
в человеческом
назначении -
девяносто процентов добра.

Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне,
несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя.

А. Вознесенский, 1996



Показано 13 последних публикаций.