Минфин хочет изменить налог на вклады, дивиденды и акции: что нужно знать?
Главное
Минфин внёс в правительство бюджетный пакет на 2027–2029 г. (документ подан 24 сентября 2026 г.), в котором предлагается изменить налогообложение пассивных доходов россиян. Речь идет о процентах по вкладам, дивидендах, доходах от операций с ценными бумагами и цифровыми правами.
Сейчас эти доходы облагаются отдельно — по ставкам 13% и 15%.
По новой схеме их предлагается включить в основную налоговую базу, где применяется общая прогрессивная шкала от 13% до 22%.
Это пока проект: действующие правила налогообложения не изменились
Кого может коснуться повышение?
Важный нюанс: если поправки примут, пассивные доходы будут суммироваться с зарплатой и другими доходами человека в рамках одной налоговой базы. Из-за этого повышение способно затронуть даже тех, кто получает относительно скромные дивиденды — просто потому, что их доходы в сумме с зарплатой перейдут на более высокую ступень шкалы.
Кого изменения не затронут:
— участников специальной военной операции. Минфин прямо заявил об исключении для них (точные границы нужно будет уточнять по финальному тексту закона);
— тех, у кого нет облагаемого дохода — если проценты по вкладу не превысили годовой необлагаемый минимум, либо человек просто держит акции без продажи и дивидендов;
— тех, чья суммарная налоговая база не выходит за 2,4 млн рублей в год — для них ставка останется 13%;
— инвесторов, доход которых покрывается действующими вычетами (например, вычет за владение биржевыми бумагами более трёх лет или льготы по ИИС).
Как будет считаться налог:
шкала
• 13% — с части базы до 2,4 млн руб включительно;
• 15% — с части от 2,4 млн до 5 млн руб;
• 18% — с части от 5 млн до 20 млн руб;
• 20% — с части от 20 млн до 50 млн руб;
• 22% — с части свыше 50 млн руб.
Важно: 22% облагается не весь доход, а только сумма, превышающая 50 млн руб.
Пример расчёта
Человек получил за год 3 млн руб зарплаты и 1 млн руб дивидендов (без учёта вычетов и прочих доходов).
Сейчас: налог с зарплаты — 402 000 руб, налог с дивидендов (отдельно) — 130 000 руб. Итого — 532 000 руб.
Если поправки примут: зарплата и дивиденды сложатся в общую базу — 4 млн руб. Налог составит 552 000 рублей (2,4 млн × 13% + 1,6 млн × 15%). Разница — плюс 20 000 руб.
Итоговая сумма будет зависеть от индивидуального набора доходов, вычетов и окончательной редакции закона.
Что ещё входит в бюджетный пакет?
Помимо изменения шкалы НДФЛ, предложены ещё меры:
1. Налог на прибыль ПИФов. Паевые фонды предлагается обязать платить 15% с пассивных доходов, которые они получают. Это налог на уровне самого фонда, а не новая ставка НДФЛ для каждого пайщика — уплаченную фондом сумму планируется учитывать при расчёте налога пайщика.
Кстати, с начала СВО многие владения долями перешли в ПИФы
2. Налог на дивиденды отдельных нерезидентов.
Ставку налога на прибыль по дивидендам, перечисляемым на специальные счета типа «С», предлагается поднять до 35%. Мера касается не всех держателей российских акций, а узкой категории.
Главное
Минфин внёс в правительство бюджетный пакет на 2027–2029 г. (документ подан 24 сентября 2026 г.), в котором предлагается изменить налогообложение пассивных доходов россиян. Речь идет о процентах по вкладам, дивидендах, доходах от операций с ценными бумагами и цифровыми правами.
Сейчас эти доходы облагаются отдельно — по ставкам 13% и 15%.
По новой схеме их предлагается включить в основную налоговую базу, где применяется общая прогрессивная шкала от 13% до 22%.
Это пока проект: действующие правила налогообложения не изменились
Кого может коснуться повышение?
Важный нюанс: если поправки примут, пассивные доходы будут суммироваться с зарплатой и другими доходами человека в рамках одной налоговой базы. Из-за этого повышение способно затронуть даже тех, кто получает относительно скромные дивиденды — просто потому, что их доходы в сумме с зарплатой перейдут на более высокую ступень шкалы.
Кого изменения не затронут:
— участников специальной военной операции. Минфин прямо заявил об исключении для них (точные границы нужно будет уточнять по финальному тексту закона);
— тех, у кого нет облагаемого дохода — если проценты по вкладу не превысили годовой необлагаемый минимум, либо человек просто держит акции без продажи и дивидендов;
— тех, чья суммарная налоговая база не выходит за 2,4 млн рублей в год — для них ставка останется 13%;
— инвесторов, доход которых покрывается действующими вычетами (например, вычет за владение биржевыми бумагами более трёх лет или льготы по ИИС).
Как будет считаться налог:
шкала
• 13% — с части базы до 2,4 млн руб включительно;
• 15% — с части от 2,4 млн до 5 млн руб;
• 18% — с части от 5 млн до 20 млн руб;
• 20% — с части от 20 млн до 50 млн руб;
• 22% — с части свыше 50 млн руб.
Важно: 22% облагается не весь доход, а только сумма, превышающая 50 млн руб.
Пример расчёта
Человек получил за год 3 млн руб зарплаты и 1 млн руб дивидендов (без учёта вычетов и прочих доходов).
Сейчас: налог с зарплаты — 402 000 руб, налог с дивидендов (отдельно) — 130 000 руб. Итого — 532 000 руб.
Если поправки примут: зарплата и дивиденды сложатся в общую базу — 4 млн руб. Налог составит 552 000 рублей (2,4 млн × 13% + 1,6 млн × 15%). Разница — плюс 20 000 руб.
Итоговая сумма будет зависеть от индивидуального набора доходов, вычетов и окончательной редакции закона.
Что ещё входит в бюджетный пакет?
Помимо изменения шкалы НДФЛ, предложены ещё меры:
1. Налог на прибыль ПИФов. Паевые фонды предлагается обязать платить 15% с пассивных доходов, которые они получают. Это налог на уровне самого фонда, а не новая ставка НДФЛ для каждого пайщика — уплаченную фондом сумму планируется учитывать при расчёте налога пайщика.
Кстати, с начала СВО многие владения долями перешли в ПИФы
2. Налог на дивиденды отдельных нерезидентов.
Ставку налога на прибыль по дивидендам, перечисляемым на специальные счета типа «С», предлагается поднять до 35%. Мера касается не всех держателей российских акций, а узкой категории.