Привет, ребята,
Я увидела твит Виталия Терлецкого, который спросил:
“Скажите пожалуйста, а только мне кажется, что "Крошка моя" группы "Руки Вверх" и "Кукла Колдуна" группы "Король и Шут" - это в принципе одна и та же песня, просто упакованная в разные оболочки слов и нот?”
Мне стало очень интересно послушать и сравнить эти две песни.
“Кукла колдуна” и
“Крошка моя”, вышли, к слову, в
1998 году, что и так уже помещает их в один хронотоп (то есть, они появляются в одно время в одном месте), заставляя людей помнить их как нечто близкое.
Что я выяснила?
Что евродэнсовая
“Крошка моя” гармонически интереснее
“Куклы”, потому что Сережа Жуков использует септаккорды, например, и создает неплохую аллюзию на увертюру к Севильскому цирюльнику (вот тот проигрыш между припевом и куплетом, взволнованное трепыхание на трех нотах).
При этом КиШ дают неплохую игру в минор и мажор, воплощающую “темный мрачный коридор” и живого теплого героя, который наблюдает жуткую историю, и подкрепляют свой романтический текст приемчиками из девятнадцатого столетия - практически фольклорная скрипка и аккомпанемент, буквально состоящий из аккордов плагального наклонения (связка, характерная для народной музыки, хотите, расскажу потом?). Это делает
"Куклу колдуна" образно интереснее.
Если сравнивать
тексты, что, конечно, обязательно надо делать при анализе такого
синтетического* жанра, как песня, где музыка и слово неразрывно связаны, то, конечно, роднить их будет:
- что главные герои - мужчины, обращающиеся к женщинам;
- что оба они пытаются воззвать к здравому смыслу и человечности этих женщин;
- что женщины эти помещены в какое-то другое время и место, т.е. проблема своеобразного сопоставления миров, даже двоемирия встает перед героями (и больше, конечно, перед героем
"Куклы колдуна").
Различие же между текстами в том, что одна песня - солдатская лирика, а вторая - сказочно-мистическая.
*синтетический от слова "синтез", собирать что-то из частей, антоним слова "анализ", где на части целое напротив, разбирают.
Мелодически обе песни, и
“Кукла колдуна”, и
“Крошка моя” достаточно подобны: обе в минорных тональностях, много нисходящих ходов в пределах сексты и квинты, разделяют общий приемчик, когда сначала мелодия поется ниже, а потом на октаву выше, для выразительности. Много топтаний в пределах терции.
Но главный сюрприз ждал меня в другом месте: в песне с того же альбома КиШ,
“Ведьма и осел” практически полностью повторяется мелодия куплета
“Крошки моей”: он очень милым парнем был, но зачем он изменил? и тогда все началось, предсказание сбылось. Нет, нет ни строчки от тебя, ни словечка от тебя, зря поверил я твоим признаньям. Послушайте
“Крошку” на скорости медленнее оригинальной, удивитесь.
При этом вряд ли один из них у кого-то слизал! Квазицитата, да и только.
Но и это точно работает на сближение двух очень разных коллективов и позволяет чувствовать, что между ними есть что-то общее.
Подытожу: на мой взгляд, сходство скорее обнаруживается, чем нет. Не полное, но достаточно заметное.
А еще мы узнали, какие вещи нужно учитывать при разборе жанра песня: мелодию, гармонию (аккомпанемент), текст, образы, эпоху.