УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА.
«Р Е К О Н С Т Р У К Ц И Я П О З И Т И В Н О Г О О Б Р А З А
Ч Е Р Е З Д Е Т С К И Е В О С П О М И Н А Н И Я »
Упражнение проводится в небольшой группе (5— 6 человек).
Один ребенок-доброволец усаживается на «горячий стул», остальные дети располагаются полукругом.
Ход игры:
1)ведущий просит детей внимательно посмотреть на сидящего на стуле (правило — «быть доброжелательным»). Дети должны постараться, опираясь на свои ассоциации, описать и высказать свои представления о том, каким был ребенок, сидящий на стуле, в более раннем детстве (ассоциации - свободные, конкретный возраст не обязателен):
•как он выглядел внешне; была любимая одежда; была любимая еда;
•чем любил заниматься;
•какие игрушки были любимыми;
•какой был характер;
•кто любимые сказочные герои;
•на свое усмотрение все, что считаете возможным сказать (любимые друзья, сказки, мультфильмы
и т.д.);
2)пока дети высказываются, ребенок, сидящий на «горячем» стуле, молчит. После того как выскажутся все дети, ведущий задает вопрос ребенку, сидящему на «горячем» стуле: «Что из того, о чем говорили дети, совпадает с твоими воспоминаниями, а что не совсем? Что ты любишь делать сейчас?»;
3)после того как все дети побывают на «горячем» стуле, проводится обсуждение:
•понравилось ли тебе быть на «горячем» стуле;
•если понравилось, то что именно;
•что не понравилось;
•Где ты себя лучше чувствовал: на «горячем» стуле или в группе;
4)занятие можно закончить рисунком на тему «Мои любимые детские воспоминания».
« М Н Е В ТЕБЕ Н Р А В И Т С Я . . . »
Упражнение выполняется в небольшой группе (5— 6 человек).
Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или небольшая мягкая игрушка.
Ход игры:
1)дети вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравится...». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно отметить можно цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т.п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила;
2)через несколько секунд (8—10 сек.) ведущий возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится...», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему;
3)не выходя из круга, следует обсудить с детьми, что они чувствовали, когда:
• получали клубок и слышали в свой адрес комплимент;
•сами передавали его и говорили комплимент соседу;
•что было для них труднее, а что проще; • что они чувствовали, когда нить объединила их?
Лучше, если ребенок, который захочет высказаться, будет держать в руках клубок.
«ХВАСТАЛ К И » ( и з Ф о н е л я )
Упражнение выполняется в небольшой группе (5-6 человек).
Для работы понадобятся лист бумаги для рисования, фломастеры или цветные мелки.
Ход игры:
1)дети садятся в круг. Ведущий раздает детям бумагу и фломастеры и просит вспомнить три своих поступка или подумать о трех своих качествах, которыми они гордятся. Например, кто-то научился хорошо плавать, а кто-то великолепно ныряет, кто-то хорошо поет или танцует, кто-то замечательно ответил урок у доски, а кто-то заступился за младшего и т.п. Затем ведущий просит детей поделить лист на три части и представить эти качества (поступки) в виде небольших рисунков;
2)после того как рисунки будут выполнены, дети по одному выходят в центр круга вместе с рисунком и рассказывают о своих поступках или качествах, которыми они гордятся, группе. Дети внимательно слушают, и в конце рассказа каждый ребенок говорит выступающему: «Я очень рад за тебя».