Коноров Федор | гештальт-терапия


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Заметки, статьи и видео о гештальт-терапии и ПА. Анонсы мероприятий. Вебинары и учебные программы - figurafon.ru. Для связи @fedor_konorov
О себе: практика с 2004г, тренер МГИ, член ОППГП, EAGT, соавтор книги "Способность любить". Веду YouTube, VK и др.

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


Терапевт это человек, который постоянно находится в особых отношениях с господствующими дискурсами. Один из них сейчас это дискурс «рыночный» (я не знаю как его лучше называть - «товарно-денежный», «капиталистический»?).

Эта система знаков, символов, логических связей, привычных отношений, мысленных «тропинок» и тригеров имеет свои особо «заряженные слова» уже одно произнесение вслух которых запускает цепочку ассоциаций и рождает в терапевте настойчивое требование немедленных действий.

Одно из таких тригерных выражений это «завершение терапии». Если терапия переживается терапевтом (я подчеркиваю это слово здесь двумя жирными чертами - «переживается») как услуга, то слова клиента о ЖЕЛАНИИ (здесь тоже две жирные черты) ее завершить могут стремительно вызвать в сознании терапевта образ пункта 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ, где речь идет о свободе договора и вытекающие из нее соображения о навязывании услуг, махинациях, принуждении и прочее.

К чему приводит возникновение таких ассоциаций нетрудно догадаться. Терапевты замирают, теряют свободу необходимую для продолжения разговора, немедленно предлагают назначить дату завершения (и дата эта конечно не может стоять далеко, так как опять же - «навязывание», «нельзя удерживать» и т.п. Обычно предлагается 2-3 встречи).

То что я напишу далее не стоит никоим образом истолковывать как идею об игнорировании или неуважении к желанию клиента терапию завершить.

Важно учесть, что слова о желании завершить терапию, перенести обычное время сессий, сделать перерыв, встречаться реже это важные сообщения, которые не являются командой.

Сообщения, но не команда и не апелляция к пункту договора.

Сообщение в отличие от команды это то, что важно услышать, это то чему стоит уделить время, внимание, это то, что стоит обсудить, обдумать, почувствовать и успеть пережить. Довольно часто эти слова звучат в самые острые моменты терапии когда человек оказался чем-то сильно задет, затронут или обижен. Желание уйти от того кто тебя не понял, не услышал и задел это совершенно нормальное обычное человеческое желание.

Желание уйти «по английски» также совершенно понятно. Ведь в терапии мы часто имеем дело с людьми у которых есть опыт, где разговаривать с кем-то о своей боли было совершенно бесполезно - не слышали! (у кого из нас его нет?).

Если терапевт сразу же переходит к действиям находясь под давлением «рыночной» модели отношений, он рискует (совершенно этого не желая, но, к сожалению и не замечая) оставить клиента в сложный момент и прервать очень важный разговор, который мог бы состояться если бы не это давление и страх.


Провели с Евгенией Андреевой вебинар (анонс был выше). Было более 800 слушателей. Писали в конце в чате, чтобы было интересно, полезно и сложно. Думаю, что это хороший отзыв. Мы довольны.

1.2k 1 4 24 121

Фредерик Соломон Перлз, «Эго, голод и агрессия».

“Общий подход Фрейда к психогенным заболеваниям правилен. Смысл невроза в нарушении процессов развития и приспособления; инстинкты и Бессознательное играют не­измеримо большую роль в жизни человека, нежели кто-либо когда-либо подозревал.

Неврозы являются следствиями конфликта между организмом и окружающей средой. Наша психика определяется инстинктами и эмоциями более, чем разумом.

С другой стороны, мы видим, что Фрейд переоценивал случайное, прошлое и сексуальные инстинкты и отвергал важ­ность целенаправленного, настоящего и пищевого инстинкта. Его метод прежде всего был сосредоточен на патологичес­ких симптомах.

Благодаря погружению в детали этих симптомов (так называемые ассоциации), материал, который затруд­нялся раскрыть пациент, мог быть вынесен на поверхность. Концентрация на патологической сфере извратила сам про­цесс мышления в «свободных» ассоциациях, сделав его состязанием в остроумии между аналитиком и пациентом.

Пси­хоаналитический метод превратился, таким образом, из кон­центрации на симптоме в децентрацию, и предоставил слу­чаю и давлению Бессознательного определять, какая часть симптома выйдет на поверхность и станет доступной для пос­ледующей работы с ней.

Параллельно отказу от встречи с реальными симптома­ми идет отказ от непосредственного контакта с аналитиком: пациенту приходится лежать так, чтобы не видеть аналитика. Психоаналитический сеанс превратился из консультации в (почти навязчивый) ритуал, изобилующий неестественными, чуть ли не религиозными условиями”.


Фриц Перлз о фотографии, доброе утро и небольшой анонс предстоящих событий.

«Чувство действительности означает ничто иное, как осоз­нание того, что любое событие происходит в «настоящем».

Я обнаружил громадное количество людей, в основном с «цепляющимся» характером, которые с огромным трудом понима­ли, что это все время меняющееся нечто, ускользающее и бе­стелесное, и есть единственная существующая реальность. Они хотят уцепится за то, что они уже имеют. Они хотят замо­розить поток настоящего, наделить его свойствами прочности и постоянства.

Их приводит в замешательство, что та реаль­ность, которая была реальна в один момент времени, исчеза­ет уже в следующую секунду.

Вместо того, чтобы жить в настоящем, они питают склонность к консервированию настоя­щего при помощи фотографии. Они привязаны к обветшав­шим традициям»
.

Ф. Перлз

***

16 апреля в 18.00, как я уже говорил, мы проведем с Евгенией Андреевой открытый вебинар. Тема очень интересная и важная - теория терапевтического действия и теория общих факторов в терапии. Будем собственно о них и говорить - терапевтические факторы это, например - альянс, экспозиция, символизация, схемы эмоций и другие. Мы расскажем о каждом немного. Это такое своего рода терапевтическое «эсперанто» или латынь. А еще расскажем о том как личные кризисы терапевта влияют на его терапевтический стиль.

https://life-practic.ru/courses/grani-terapiya/formula-konorov-andreeva?utm_source=telegram&utm_medium=andreeva

21 апреля в 9.00 по мск мы с Женей прочтем лекцию на Пермской гештальт-конференции. Будем рассказывать о принадлежности, о причастности, о встрече и о диалоге.

Конференция называется "Создавая "МЫ". Привязанность, принадлежность, совместность."

Вот ее страница в ВК - https://vk.com/wall-217265420_113

В этот же день (тоже 21 апреля) в 11.30 я буду как приглашенный гость участвовать в круглом столе по теме «Актуальные теоретические модели гештальт терапии на фоне современности». Это часть программы замечательной ежегодной московской гештальт-конференции случаев. Я вам очень ее рекомендую.

Вот здесь подробная информация и полное расписание -

https://gestalt.ru/conference/xv-konferentsiya-sluchaev/

29 апреля - поедем проводить наш интенсив в Армении «Ближе, чем рай». Этот будет юбилейный, 10ый. Сейчас появилось по одному-два места в каждой категории участников. Наш сайт - http://gestalt-terapia.ru.

17 мая - я буду проводить открытую супервизию на конференции случаев, которую организует сервис «Ясно». Тема конференции «Работа с нарциссической динамикой». И еще сделаю теоретическое сообщение по теме супервизируемого случая. Информация и расписание здесь - http://conference.yasno.live/.

До встречи!


Дорогие коллеги!

Во вторник 16 апреля в 18:00 по Московскому времени мы с Евгенией Андреевой проведем бесплатный вебинар в рамках курса «Грани эффективной терапии», который проводит команда Life Practic.

Тема вебинара «Какие терапевтические факторы существуют в разных психотерапевтических школах».

На вебинаре мы рассмотрим общие терапевтические факторы, которые объединяют разные школы. А также расскажем, как, на наш взгляд, индивидуальные и профессиональные кризисы терапевта влияют на выбор той или иной теории и формируют его терапевтический стиль.

Вебинар для всех желающих, а не только для участников курса «Грани эффективной терапии».
Регистрируйтесь по ссылке :

https://life-practic.ru/courses/grani-terapiya/formula-konorov-andreeva?utm_source=telegram&utm_medium=andreeva

До встречи!

Реклама
ООО «ЛАЙФ ПРАКТИК»
ИНН 1686033224
erid 2VtzqwMpFQb


Что же произойдёт в ситуации, где «иерархии» пугают или напротив запрещены (потому, что пугают)…?

Жак Блез пишет о навязчивости -


«Если же потребности больше не могут быть опознаны, то тогда действительно все одинаково важно или одинаково неважно.

Осознание своих потребностей и позволяет индивиду ориентироваться в сущест­вующей среде и делать выбор того, что дает возможность действовать в интересах удовлетворения опознанных потребностей.

Установление иерархии господствующих в данный момент потребностей сопровож­дается установлением иерархии элементов среды: возвращаясь к нашей пациентке, мы могли бы сказать - разумеется, кратко и схематично, - что если ее потребность выйти на прогулку в данный момент времени явно была бы на первом месте, то вопрос о том. хорошо ли она, выходя из дому, закрыла дверь на ключ, превратился бы в «не самый сущест­венный».

С точки зрения все той же теории «self», можно дополнить этот анализ: если «ид ситуации» не присутствует в достаточной мере, тогда мобилизация функции «персоналити» терпит неудачу.

Эта неудача в нашем примере возникает в виде факта, что данная пациентка, прове­рив все, не интегрирует опыт проверки; иными словами, перед нами расстройство функции «персоналити», отвечающей, помимо всего про­чего, за усвоение опыта.

Такое усвоение опыта, с одной стороны, есть то, что позволяет оканчивать текущий опыт и обретать готовность для чего-то другого; и оно же постепенно ведет к осознанию личностной идентичности.

В этом контексте гештальт-терапевта интересует не содержание то­го, что можно было бы назвать фобией (невозможность покинуть класс или запереть дом, например), а способ, которым данное лицо структу­рирует свой опыт; в данном случае - то, что пациент не устанавливает иерархий.

Работа терапевта нацелена, таким образом, не столько на то, чтобы понять, что представляет из себя эта невозможность запереть дверь, сколько является попыткой восстановить в пациенте способность устанавливать иерархии вещей. Мое вмешательство, следовательно может быть такого рода: «Скажите, пожалуйста, что именно на этом се­ансе было для Вас самым важным?» или: «Есть ли в этой комнате пред­меты, их форма или цвет, которые в данный момент обращали бы на себя Ваше внимание?» и так далее.

Это работа по «возвращению» спон­танного структурирования опыта через установление иерархий».

Жак Блез «Невроз и изменение»


«Синие линии параллельны».

Очень кратко о том, что чем занимается гештальт-терапия.

Терапевт работает с тем, чтобы ригидный гештальт формирующийся согласно определенным принципам восприятия был разрушен и появился новый.

Увидеть линии параллельными довольно легко - посмотрите на картинку постоянно держа взгляд расфокусированным. Пока вы смотрите так - горизонтальные линии будут выглядеть параллельными, то есть именно так как есть в реальности.

Также происходит и в терапии - иногда нам достаточно одного инсайта после которого мы можем увидеть что-то и уже не можем развидеть это обратно. А иногда нам требуется каждый раз предпринимать определенное усилие, чтобы видеть вещи такими какие они есть. Хорошая новость в том, что с каждым разом это становится легче и главное - мы уже знаем, что это возможно.


Не секрет, что значительную часть времени своей профессиональной жизни психотерапевты разговаривают друг с другом о том, можно ли им что-то делать или нельзя.

Конечно, эти обсуждения и написанные после обсуждения статьи всегда выдержаны в довольно строгом жанре, можно сказать, что существует своего рода канон.

Ближе всего это к жанру приключенческому, такая своего рода научно-приключенческая драма или производственный роман, где внимание наивного читателя жестко удерживается до последней строчки с помощью известного художественного приема - ему нестерпимо хочется узнать - решится ли главный герой или нет? Посмеет он или все таки струсит?

Конечно, главный герой проходит сквозь различные метания и мучения. Он отчаивается, глубоко разочарован, зол и подавлен.

Один или два раза он обращается к Очень Опытному Супервизору (рекомендую описать обращение к двум разным, которые друг друга терпеть не могут, так будет сильнее), долго-долго очень-долго что-то терпит, от одного до трех раз вспоминает о своей первой личной терапии и страданиях в ней (также может быть помянут недобрым словом базовый курс обучения и обязательно отец-основатель подхода).

В некоторых современных вариациях может фигурировать даже мама главного героя.

И наконец-таки, пройдя все положенные герою испытания и тяготы - наступает развязка - герой решается и все-таки что-то нарушает.

Ах, да! Я забыл упомянуть, что в такой статье обязательно должен быть клиент (можно два, но честно говоря, мне кажется от этого теряется художественная сила произведения).

Клиента можно брать для описания какого хочется, это не так важно, важно, чтобы главный герой мучился и страдал.

Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы читатель подумал, что страдания главного героя как-то вызваны сложным характером клиента. Это недопустимо!

Дело должно быть не в этом и уже тем более не в том, что главный герой тоже какой-то там живой человек (напоминаю, это не документальные хроники, это художественное произведение в конце концов!).

Суть жанра в другом! Именно ограничения и запреты метода изобретенные отцом-основателем терапевтического подхода мешают главному герою дать клиенту то, что ему действительно, на самом деле, необходимо!

Но главный герой на то и герой, что ему удается вырваться из навязанных ему оков и не ради себя конечно, а во благо клиента, метода, будущей статьи, книги, второй книги, третьей… а также во благо благодарных учеников, которые непременно должны будут прочитать эти книги и неукоснительно следовать, следовать… следовать неукоснительно, чтобы однажды…

1.8k 0 14 5 119

Так. Ну а здесь вот можно подробно прочесть о понятии атмосферы и об идеях Германа Шмитца (и Беме) на которого так почему-то ругается Лотар Гутияр (выше о его книге). А Франчесетти как раз, если я правильно понимаю источники, любит и активно использует. Теперь бы еще разобраться в чем тут спор.

Статья «Атмосфера: о сути явления». Автор - Абрамова Анастасия.

https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22908


Я все мечтаю сделать тут раздел - "книжные новинки". Вот, кстати, напишите, пожалуйста, что вам свежее новое хорошее попадалось по ГТ!

И вот первый блин, так сказать...

Несколько взволнованный человек (так мне показалось) по имени Lothar Gutjahr (я его не знаю совсем) написал книгу, которая вышла вот только что (2024).

Название меня заинтриговало - "Поле центрированный подход в гештальт-терапии. Агентность и Ответ-ственность в меняющемся мире".

И вот я перевел оглавление, а также целиком введние, где он собственно рассказывает о чем его книга.

Теперь вот я думаю - покупать ли ее и переводить дальше или все же не надо...

Вот оглавление.

Содержание

Предисловие Линн Джейкобс

- Введение: Личное - политическое - личное - политическое (тут какая то хитрая игра слов - я не соображу)

- Homo homini emptor! Терапия во времена текучей современности

- Как немного уменьшиться: Индивидуализм, интерсубъективность и
"между"

- Контакт - первая реальность поля

- Ид ситуации: Атмосферы демистифицированы

- В контакте мы находимся в резонансе

- Заземляющий резонанс: Физическое и ощущаемое тело

- Персоналистическая гештальт-терапия и ее последующий реляционный поворот

- В центре терапии поле занимает свое место

- Моя гештальт-терапия: Последствия контакта - достигнутый рост

Эпилог
Литература
Указатель


А вот здесь введение целиком с его рассказом (по главам) о чем эта книга.

https://telegra.ph/Vvedenie-04-09-5



#книжные_новинки




Хорошее теоретическое подспорье для серьезного отношения к тому зачем в гештальт-терапии мы задействуем тело - жесты, перемещения в пространстве, движения, взгляд.

Для того, чтобы лучше думалось - вот для чего!)


Ниже небольшая цитата. Сама статья целиком - следующим постом.

ПОЧЕМУ БОЛЬШИЕ ЯЗЫКОВЫЕ МОДЕЛИ
НЕ (ВСЕГДА) РАССУЖДАЮТ КАК ЛЮДИ?

Д.В. Зайцев

В работе [17] на основе использования ФМРТ показано, что
в теменной коре головного мозга человека во время целенаправленного мысленного поиска формируются векторные представления
в концептуальных пространствах, сродни тем, которые наблюдаются
во время физической навигации. Возникающие при этом репрезентации соответствуют структуре, образованной клетками решетки
у грызунов.
Наконец, в недавней статье [19] исследуется связь между когнитивными репрезентациями и основополагающими идеями языка
мысли Дж. Фодора. В частности, как считают авторы, им удалось
показать, что «типы клеток, используемые в пространственной навигации, обеспечивают ключевые типы репрезентаций и вычислений,
необходимые для LoT (английская аббревиатура для Язык Мысли),
подчеркивая его нейробиологическую жизнеспособность».

Остается только вслед за авторами работы [15, 942] воскликнуть: «Почему природа использовала одни и те же структуры как
для пространства, так и для памяти, которые кажутся такими разными? Интригующая возможность заключается в том, что когнитивная карта представляет собой в некотором роде сцену, на которой
разыгрывается драма вспоминаемых жизненных событий. Таким
образом, она обеспечивает “мысленный взор” не только для запоминания пространств, но и событий, которые там происходили, и даже — согласно недавним данным нейровизуализации человека — для воображения».

Таким образом, основываясь на сказанном выше, можно предположить, что, во-первых, местоположение и пространство — это
универсальные понятия, характеризующие и внешний мир вещей,
и его субъективное представление, и внутренний, ментальный мир
мыслей, и что, во-вторых, осуществление интеллектуальных когнитивных процедур, связанных с обработкой информации, и в том
числе рассуждений, опирается на пространственные представления,
которые живые существа приобретают благодаря телесному взаимодействию с окружающим миром.


Репост из: Половинку никто не пишет
Различие кошки и собаки в точности соответствует различию включения и принадлежности в элементарной теории множеств, некогда важному для Бадью: собака является именно что «членом» множества, то есть она ему принадлежит, выступая, к примеру, членом семьи, тогда как кошка просто включена в дом или семью на правах подмножества. То есть она в доме, но на самом деле не принадлежит ему. Поэтому, в частности, в деревнях собака была обычно собственностью, цепным псом и полканом, тогда как собственность на кошку в изрядной степени была размыта, то есть кошка скорее где-то витает около дома. Значит ли это, что именно кошка, а не собака — революционный элемент? Впрочем, все изменилось с котиков, то есть мемефикации: котики - это уже присвоение только включенного, хотя бы в видео-форме. Соответственно, каждый революционный элемент теперь не столько покупается (профсоюз кошек и других домашних зверей, сбежавших от хозяев), сколько медиируется собственным мемом (примечательно, что правые, когда-то еще альт-райты, стали использовать ту же стратегию для себя рефлексивно и превентивно, сразу придумывать себя-как-мем).


Немного «весеннего» контента. Подставьте в посте ниже ⬇️ вместо слов «собака» - слова - «обычный человек, друг, приятель». А вместо слова «кошка» - психотерапевт.

Останется ли мемефицированный (и онлайнлизированный) психолог кошкой или станет «котиком»?

P.s. Хороший кстати канал. Там про квидич еще.


Можно ли сказать, что ChatGPT (и другие нейросети) это третий «удар» в этой серии?

Первый. Открытие Фрейдом бессознательной мотивации решений и поступков. Гипноз. Эксперименты с зонтиком.
Здесь хоть и ставится под сомнение разумность и рациональность, но хотя бы бессознательное пока «принадлежит» человеку. Оно у него внутри. Скрытые конфликты, сокровенные желания, все это мрачновато конечно и бросает тень на просвященный ум, но все же… «все это было нашим». А рациональный, сознательный ум мог бороться с темной бездной внутри и сделать беззознательное сознательным. Анализ, интерпретация, понимание.

Второй. Открытие Куртом Левиным мотивационной теории поля. Эксперимент с колольчиком и подобные. Бессознательное теперь оказывается не «внутри», а снаружи. То что определяет мое поведение теперь находится не внутри меня, а принадлежит ситуации. Власть переходит к ситуации. Меняется ситуация - меняется поведение. Конечно, все еще остается возможность «встать над полем», но все же немного обидно - очарование темных уголков души угасает. Маркетологи и мерчендайзеры делают шаг вперед. Хотя сознательное, разумное, сверхситуативное мышление все еще принадлежит человеку. Так - никто и ничто не умеет. Пока.

Третий. Программка, код, хоть и написанный человеком имитирует вполне сносный разговор, ищет информацию, пишет стихи, песни, анализирует, стилизует, рисует. Может составить план путешествия, перевести текст, сделать резюме и так далее. Дальше конечно будет больше. И все это на фоне «гениальных» решений принимаемых людьми…. Похоже придется разделить это место на пьедестале. Или нет?


Еще пара дней отпуска, поэтому пока тут только цитаты из романа и фотки.

«Ах, вот ты о чем… Да это вообще не пифия, Маркус. Просто воронье пугало в кресле. Если бы там сидела живая женщина, она бы давно задохнулась. Голос, который мы слышим, приходит по специальной глиняной трубе из-за стены.

У них есть список нарочито туманных советов, и жрица зачитывает их по очереди. Я засмеялся.

– Ты знаешь про это и все равно относишься к гаданию серьезно?

– Конечно, Маркус.

– Но если жрица читает заготовленные ответы, где здесь действие бога?

– Оно в том, Маркус, что тебе было сказано то, что сказано.

Если жрица поленилась перевернуть страницу своего списка или просто забыла, какой ответ дала последним и прочла его дважды, это тоже рок…»

В. Пелевин. «Путешествие в Элевсин».




Как возникает представление о совершенстве, об идеальном, то есть об «очень хорошем»?

Как возникает страдание вызванное постоянным поиском идеального?

Ошибкой будет предположить, что человек, который страдает от бесконечных поисков совершенства в себе и в мире, делает это потому, что у него есть какой-то прекрасный пример, эталон, то есть то с чем он мысленно сравнивает все происходящее и от этого оказывается постоянно не удовлетворен и разочарован.

Такого эталона нет и быть не может по определению.

Проблема в особенностях устройства нашего языка и еще в том, что тот кто страдает (можем здесь для удобства использовать выражение - нарциссически страдает) больше контактирует со словами, чем с тем на что эти слова указывают.

Например, когда мы говорим слово “чистота” то за ним скрывается для нас некий абстрактный образ. Это образ отсутствия грязи в неком ограниченном месте.

Допустим я смотрю на чашку и вижу что она пуста и не вижу никаких остатков кофе. Я думаю, - «чашка чистая», забывая в этот момент о том, что конечно же мои возможности ограничены и возможно какие- то частицы кофе остались на дне, на стенках и я просто не вижу их.

То есть более точным описанием ситуации было бы - это чашка в которой грязь невозможно увидеть.

Или даже так (привет - феноменологический подход) - я не вижу грязи в этой чашке. Такое описание включает в себя своего рода сообщение об ограничении, о том что я могу что-то видеть, различить, а что то нет. Но конечно мы так обычно не говорим и не думаем. Наше сознание стремится скорее к упрощению форм и к их большей однородности, однозначности, к законченности, чем к усложнению и открытости.

Усложнение и дифференцирование нам приходиться осуществлять волевым усилием.

Итак, чашка просто чистая. Чашка о которой я думаю - просто чистая. Реальная чашка всегда немного грязна, но это можно игнорировать.

То же самое работает и наоборот. Грязная чашка в реальности обычно всегда немного чиста. Но в воображении она обычно совершенно грязная, тотально (о том что на ее поверхности есть “островки чистоты” мы конечно никогда не думаем, ни к чему нам это). И здесь, кстати, становится понятно устройство нарциссических качелей - все идеально/все ужасно.

Итак, что у нас получается. Мысленная представления устроены более однозначно, идеально, чем реальность (под реальностью, давайте будем, чтобы сильно не устать будем пока тут понимать просто другой уровень сложности языкового описания чего-то там снаружи).

Приближение к реальности, осознавание реальности мероприятие крайне тревожное.

Это как открыть глаза в страшном месте. В каком-то смысле мы часто функционируем глаз не открывая, просто перемещаемся в пространстве, но не видим его, не ощущаем, а скорее лишь робко прикасаемся к нему… словами.

Можно представить это так , что мы лишь приоткрываем глаза на мгновение, чтобы только успеть различить, что находится вокруг (и лишь частично), а дальше уже утаскиваем небольшой процент увиденного к себе в пещеру и думаем там над увиденным, не решаясь на следующую вылазку.

Страдание, таким образом, возникает в попытке сопротивляться прорывам реальности в эту нашу «пещеру». Она ломится и ломится требуя себе описания, но нам обычно страшно или просто не хватает пока слов.




Внезапно. Виктор Олегович разъясняет принцип фигура-фон и в целом описывает сэлф-процесс.
Это, пожалуй, одно из лучших описаний функции персонелити из тех, что я встречал. Я так пока не могу. Рекомендую. Студентам особенно 📚📖📚

В посте часть цитаты. Целиком она - по ссылке. Курсив везде мой.

«Реконструировать римскую армию (а тем более битву двух армий) весьма сложно. Смоделировать ощущения римлянина, слышащего за окном звуки битвы, куда проще. Он не испытывает ничего специфически римского: это те же самые надежда и страх, злоба, сострадание и прочее. Просто они окрашены в римский пурпур – по самому, так сказать, краю ткани.

Но здесь и скрывается главная проблема. Римлянин слышит стук копыт, гром тележных колес, гул огромной толпы. Он видит электоральные надписи на стенах и лица проходящих мимо людей. В церебральной симуляции подобное воспроизвести несложно. Но если смотреть на это нашими сегодняшними глазами, в переживании не будет ничего древнеримского. Это будет опыт современного человека, изучающего римскую реконструкцию.

Аутентичность переживанию сообщает не точное воспроизведение вкуса фалернского вина или звука подкованных бронзой копыт – что толку, если все это слышит и чувствует скучающий в банке вечный мозг, сравнивающий опыт с недавней виртуальной экскурсией на Марс или спуском в Марианскую впадину.

По-настоящему античным переживание сделает лишь римская идентичность субъекта восприятия. То самое «быть летучей мышью», о котором я упомянул в начале. Когда цвет, звук и вкус значат то, что они значили для римлянина. Это и должна воссоздать симуляция.

Идентичность субъекта настолько важнее физиологического стимула, что нет большой разницы, будет ли звон копыт «бронзовым» или, скажем, «латунным». Главное, чтобы услыхало его римское ухо, помнящее грозный смысл такого звука. Но подделывать идентичность во всех деталях и подробностях нет ни смысла, ни возможности. Она нужна исключительно для того, чтобы сделать переживание древнеримским. Опыт, таким образом, возникает на стыке идентичности и внешнего мира.

Создаваемый нами римлянин помнит свое прошлое смутно. Он вообще мало что помнит – но в голову ему приходят вполне римские мысли, даже если вызывают их не совсем римские поводы. Это как съемки фильма, где декорации выставлены только там, куда смотрит камера, а камера поворачивается лишь туда, где выставлены декорации. Возникает своего рода баланс двух симуляций – внешней и внутренней. С одной стороны – поддельный мир, с другой – поддельная идентичность.

На их стыке бенгальским огнем зажигается Древний Рим. И он полностью аутентичен, ибо в свою реальную бытность Древний Рим был именно таким человеческим переживанием – и ничем иным.

Поскольку целью симуляции является переживание, а не порождающие его декорации, наши средства и методы могут показаться профану нелепыми и варварскими. Трудно будет даже объяснить их, но я попробую.

У человеческого мозга есть два одновременных модуса восприятия. Первый – невнимательное, но широкое сканирование всей реальности сразу. Второй – пристальный анализ того, на что направлено сознательное внимание. Нашу симуляцию можно считать своего рода волшебной линзой, все время перемещающейся вместе с сознательным вниманием.

Человеку кажется, будто линза увеличивает то, на что направлено внимание. А она в это время подделывает изображение.
Античность возникает именно там, в линзе…».

Продолжение здесь -

https://telegra.ph/kak-rabotat-funkciya-personeliti-v-GT-03-30

Показано 20 последних публикаций.