Незаслуженный учитель России

@leavethekidsalone Нравится 2
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Заметки сельского учителя. Для связи пишите @feld_bot
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Блоги


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Блоги
Добавлен в индекс
16.05.2017 22:01
реклама
Мужской блог "Каменный лес"
Личности, оружие, мода.
Беременность
Беременность! И всё что с ней связано!
TGStat Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
12 956
подписчиков
~8.1k
охват 1 публикации
~897
дневной охват
~15
постов / месяц
62.3%
ERR %
12.39
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
98 упоминаний канала
8 упоминаний публикаций
163 репостов
37запятая
Мел
Правый курс
КАШИН
Local crew
CHUZHBINA
Правый курс
Давно пора
Давно пора
CHUZHBINA
Правый курс
Правый курс
Правый курс
Череп и кости
Правый курс
Правый курс
Правый курс
Эйдос
Правый курс
Наша пища
Правый курс
Дика_Качка
TBDIM
Tvoya_Mamka88
Правый курс
Nicht die Wanga
Мои закладки ?
Ekvinokurova
Солнечный шторм
Fuck you That's Why
Fantastic Plastic Machine
kononenkome
Ход Конева
Каналы, которые цитирует @leavethekidsalone
Кофе съ кисой
Radix
Эйдос
Local crew
Мразеприжимошная
Наша пища
Просто о сложном
ПТУ
Campaign Insider
Fraternitas Ruthenica
Сундук на Чердаке
Sub Specie Aeternitatis
ТИХАЯ ОХОТА
Русские буквы
Русский диджитал
Русский шаффл
ΠΟΙΚΙΛΙΑ🔥
Смерть на рейве
Канал им. Гоббса
Stuff and Docs
Local crew
В смысле рожаем?!
WarGonzo
Русское будущее
RuGaijin - Токио и Япония.
Правый курс
provincial journalist
Беспощадный пиарщик
Korotko_o
КАШИН
Караульный
//АйТи интерн
Холмогоров
Блог хирурга. Айболит
Яндекс
WarGonzo
Злые Русские
Добрые русские люди
KNNRK
Signifer Legionis
Fraternitas Ruthenica
Сундук на Чердаке
provincial journalist
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Репост из: Кофе съ кисой
Дневникъ А. С. Суворина. Ред., предисловіе и примѣчанія Мих. Кричевскаго. Изд. Л. Д. Френкель. М.-Пг., 1923. С. 336. Русскіе люди высшаго образованія обыкновенно ничего не читаютъ поступивъ на службу и по прошествіи нѣкотораго времени русскій человѣкъ выходитъ невѣждой, ибо самъ считаетъ себя образованнымъ, и другіе считаютъ его такимъ, а у него остались смутныя понятія, ибо прежнее образованіе не обновлялось и не развивалось чтеніемъ; о научныхъ предметахъ начнетъ говорить — чепуха, поклоненіе старымъ богамъ; если что прочтетъ, хвалитъ на удачу, восхищается безъ толку и безъ толку ругаетъ, и все съ видомъ знатока; особенно, если успѣлъ попасть на службѣ въ большіе чины. Учителя не составляютъ изъ этого исключенія. Некогда читать!
Читать полностью
Отрекламирую канал (это Алексей Игоревич Любжин из Университета Пожарского). Любжин это, по-моему, финальная форма учителя.
На этом остановлюсь. Завтра я отбываю в Прагу, где буду выступать перед живыми людьми — а вернусь только через неделю. Список книг вышел пестрый и не очень организованный, но каждую из книг я рекомендую вам искренне. А если мало — пишите, я подумаю, что еще предложить.
9) Майкл Крайтон «Парк Юрского периода», «Затерянный мир», «Стрела времени» и «Штамм "Андромеда"». Крайтоном я зачитывался всю юность, это великолепная смесь популяризаторства и остросюжетного триллера. Про Крайтона иногда говорят через губу, потому что большая часть его книг была изрезана ради киносценариев — но его книги имеют самостоятельную ценность. Например, все, что я знаю про горилл, я прочел в его романе «Конго».

10) Гилберт Честертон «Еретики», «Ортодоксы», «Рассказы об отце Брауне», публицистика. Честертон был современником Киплинга, Льюиса (которого я тоже очень рекомендую детям и взрослым), Шоу — и всех их страшно и безвозвратно раскритиковал. Публицистика Честертона вся построена на парадоксах, добродушном мещанстве и великолепном понимании сути христианства. Мне очень уютно читать Честертона, к тому же перед дебатами я просто воровал у него тезисы. Читать рекомендую на английском, но это не критично.

11) Сергей Жарковский «Я, Хобо». За довольно дурацким названием скрывается чуть ли не лучшая фантастическая книга последних десяти лет. Космачи, люди, выращенные в чанах, всю свою жизнь работают в далеком космосе, протягивая Трассу от Земли к звездам. Всю книгу делает язык, которым она написана — Жарковский пишет о космачах языком самих космачей, который поначалу абсолютно непонятен и даже отталкивающ. Но страниц через 20 становится ясно, что автор продумал свою вселенную до мелочей, просто до слов-паразитов в выдуманном языке — и при этом в повествование вливаешься очень быстро. Я бы охарактеризовал книгу как «космический производственный роман».

12) Аркадий Аверченко и Надежда Теффи, рассказы и фельетоны. Эти два автора для меня идеал русского юмора, я замечаю, что Аверченко неосознанно стараюсь копировать. Открывайте любой их рассказ, или же сразу берите «Всемирная история, обработанная Новым Сатириконом». «Сципион смотрел на горящий Карфаген, читал стихи о горящей Трое и думал о Риме. Это было так сложно, что он даже заплакал».

13) «Новейший Плутарх» и «Злые песни Гийома дю Вентре». Вношу в один пункт, так как книги об одном и том же. Я бы сказал, что о величии человеческого духа — обе книги были написаны в тюрьмах. В «Плутархе» пародируются клише исторических учебников, а «Песни» - сборник сонетов выдуманного французского поэта с бурной биографией. Наверное, если не знать, в каких условиях все это было написано, впечатляет не так сильно — но вы почитайте о том, как и где все это писалось.

14) Дмитрий Балашов «Государи Московские». Рассказы про «да это как Игра Престолов» уже оскомину набили, но никак по другому это не опишешь. Огромный исторический цикл о хитросплетениях древнерусской политики, интригах князей, войне с татарами и просто о том, как создавалась Россия.

15) Сенека «О благодеяниях» и Марк Аврелий «Самому себе». Я понимаю, что это выглядит так, будто под конец списка я решил напомнить, как я начитан — но я абсолютно серьезен. «О благодеяниях» я рекомендую каждому молодому человеку, который любит мир и людей, но не понимает, почему мир не очень любит его в ответ. Я жалею, что прочел Сенеку так поздно — мне кажется, «О благодеяниях» стоит читать в подростковом возрасте. Это помогает, честно.
Читать полностью
Ну а теперь main event, те книги, которые я читал в юности и не стесняюсь порекомендовать на лето.

1) Михаил Успенский и Андрей Лазарчук «Посмотри в глаза чудовищ». Эта книга очень сильно сформировала мои вкусы и чувство юмора. Поэт Николай Гумилев переживает собственный расстрел и присоединяется к организации Пятый Рим, строящей вековые планы утопии. Книга насыщена литературными цитатами, стилизациями и вообще является, пожалуй, первой и лучшей постмодернисткой книгой, что я читал. Эта книга вообще повлияла на мое поколение, а последнее издание было выпущено в специально созданном для этого издательстве «Пятый Рим». Потому что Четвертому не быти.

2) Михаил Успенский «Чугунный всадник», «Устав соколиной охоты», «Райская машина». Чувство юмора и эрудицию Успенского я безуспешно пытаюсь копировать всю жизнь, а из «Всадника» просто воровал шутки. В разных сериях Успенский проходит под могильной плитой грифа «юмористическая фантастика» - но это очень умный, добрый и довольно грустный писатель.

3) Генрик Сенкевич «Крестоносцы», «Огнем и мечом», «Потоп». Эти книги сделают вас польским патриотом, а затем и полонофобом. В юности мне больше всего нравились «Крестоносцы», история о двух польских рыцарях, столкнувших с Тевтонским Орденом, захватившим части Польши и Литвы. Описания лютых рыцарских поединков прерываются долгими восторгами автора в адрес природы и величия Польши, но все искупает стиль. Фразой «Рыцари Тевтонского Ордена не боятся никого — в особенности Господа Бога!» я козырял всю школу.

4) Андрей Валентинов «Спартак». Это книга уровня «Занимательной Греции», очень легкое, но подробное описание восстания Спартака. Именно из этой книги я на всю жизнь запомнил, что владельца Спартака звали Гней Лентул Батиат, а первого разбитого гладиаторской армией военачальника — Клавдий Пульхр Глабр. «Спартак», на мой взгляд, вершина Валентинова — но очень рекомендую его романы «Дезертир» (про Французскую революцию), «Флегетон» (про Гражданскую войну в России), «Диомед, сын Тидея» (о герое Троянской войны) и «Капитан Филибер». «Филибера» иногда относят к литературе про попаданцев, но это лишь внешнее сходство, книга прекрасная.

5) Илья Гилилов «Игра об Уильяме Шекспире или Тайна великого феникса». Книга о том, писал ли Шекспир сам или же ему помогали. Про самого Шекспира мне было не очень интересно читать — самое интересное в этой книге это список тех, кого подозревали в истинном авторстве пьес. Не знаю, как назвать жанр — скажем, художественное литературное расследование.

6) Алексей Иванов «Сердце Пармы». В школе эта книга меня потрясла и я рекомендую ее всем, независимо от возраста. Русские осваивают Сибирь, сталкиваясь с местными племенами, богами и демонами, которых, скорее всего, нет — но читать все равно страшно. Книга читается как фентези про дальние страны и странные народы, пока не понимаешь, что все это находится под боком и стоит до сих пор. А когда я узнал, что зловещий и опасный народ вогулов сейчас зовется «манси», то проникся большим уважаение к Ханты-Мансийскому автономному округу. Из Иванова я бы еще порекомендовал «Золото бунта» (очень мрачная и тяжелая книга о последствиях пугачевского восстания) и «Тобол».

7) Антонин Ладинский «XV легион». Если вас зовут Антонин, то никакого другого выхода, кроме как написать потрясающую книгу об угасании Римской исперии у вас не остается. Ладинский тоже сейчас подзабыт — и тоже совершенно напрасно.

8) Юрий Стукалин «По закону револьвера». Прекрасная книга о легендарных ганфайтерах Дикого Запада — только с уточнениями о том, кем же они были на самом деле и что вытворяли. Книга одновременно романтическая и циничная, описывающая реальную жизнь Билли Кида, Хоакина Мурьеты, Дока Холлидея и Джейн-Беды. Помню, я был очень расстроен, когда из этой книги узнал, что Уайатт Эрп, Усмиритель Канзаса, убил народа куда меньше, чем о нем рассказывают. Кстати, об истории Билли Кида и его Регуляторов впервые я прочел в неплохой романе Олега Дивова «Молодые и сильные выживут», который тоже рекомендую.
Читать полностью
Начнем с книг для младших детей.

1) Кир Булычев «Девочка, с которой ничего не случится» и прочие книги про Алису Селезневу, простую земную школьницу из конца XXI века. Это первые книги, которые я в жизни прочел самостоятельно (до этого про Алису мне читал папа). Книги очень добрые, веселые и не слишком назидательные. Все хвалят фильм «Гостья из будущего», основанный на книге «Сто лет тому вперед» - но, уверяю вас, книжная Алиса гораздо лучше. Лет с 13 очень рекомендую цикл Булычева «Великий Гусляр», о маленьком провинциальном городке, где происходят чудеса.

2) Александр Говоров «Алкамен — театральный мальчик». Первая книга об античной Греции, что я прочел. История мальчика-раба, состоящего при театре в Афинах во время вторжения в Грецию персов.

3) Сергей Покровский «Охотники на мамонтов». Зарисовки из жизни племени пещерных людей. Они охотятся на мамонтов, боятся грозы и воруют друг у друга огонь — в детстве очень захватывало.

4) Людвик Керн «Фердинанд Великолепный» и Саша Черный «Дневник фокса Микки» - решил связать в один пункт, благо обе книги про собак. «Фердинанд» больше сказка про пса, важно ходящего в костюме и цилиндре (ах, как я хотел такой цилиндр!), а «Микки» просто отличная детская книга, написанная автором для своих детей о семейной собачке.

5) Михаил Гаспаров «Занимательная Греция» и «Капитолийская волчица». Я уже все уши прожжужал вам о Гаспарове, но это великий человек. Его книги об античности — главные книги моего детства. Уже потом я узнал, что Гаспаров переводил Цицерона, Овидия, Аристотеля (его перевод стиха Тимофея Милетского «Струг бил в струг, полосуя гладь Форкиады» я даже разбирал с ученицей, показывая, как можно блестяще использовать метафоры).

6) Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки» и «Записки институтки». Хит среди моих учениц (они, может, до конца и не прочли, но мысль о том, что девочки в школе мучились всегда очень их успокаивает). Чарская сейчас незаслуженно забыта, но вроде бы ее вновь начинают читать.

7) Александр Беляев «Последний человек из Атлантиды», «Ариэль». Беляев прекрасный фантаст, пищущий легко, остроумно и интересно. Из него чаще всего рекомендуют «Человека-амфибию», но, по-моему, напрасно — мне «Амфибию» было читать скучно. А вот истории о последних днях Атлантиды и индийском мальчике, умеющем летать, мне запомнились на всю жизнь.

8) Мария Семенова «Мы — славяне», «Я расскажу тебе о викингах» и художественные книги о Скандинавии - «С викингами на Свальбард», «Валькирия», «Сольвейг и мы все», «Хромой кузнец». Семенова больше известна как автор чумового славянского фентези «Волкодав», про изрезанного шрамами парня, который владеет волшебным боевым искусством и очень уважает женщин — но именно из ее научно-популярных книг я узнал о том, что такое Гардарика, как славяне уживались с варягами и как сделать неприятному тебе человеку «кровавого орла». Волкодава, впрочем, я тоже в детстве очень уважал.

9) Луи Буссенар «Капитан Сорвиголова». Книга о французском пареньке Жане, который попадает в Трансвааль во время Англо-бурской войны. Из этой книги я узнал, какие интересные бывают пулевые ранения, как воевать в саванне и почему буры гораздо лучше англичан.

10) Вадим Шефнер «Человек с пятью «не» или Исповедь простодушного», «Девушка у обрыва», «Дядя с большой буквы или Великая Пауза». Затрудняюсь сказать, для какого это возраста, но я читал лет в 11. Это бытовая фантастика, где в советский быт внезапно врывается что-то невероятное — инопланетяне, эликсир бессмертия или межзвезжный перелет. Даже в детстве мне эти книги казались немного печальными, но очень жизнеутверждающими.
Читать полностью
Мучительно составлял этот список, борясь с внутренним лицемерием. Размышлял, что надо, наверное, поискать какие-то списки рекомендованной литературы, или придумывать книги неочевидные, или просто забить все классикой и притворяться, будто я всерьез. Но потом я подумал, что через 30 лет несчастные люди будут выговариваться нейросети-психоаналитику и расскажут, что родители читали учительский блог какого-то сукина сына в интернете и воспитывали их по его советам — поэтому решил просто искренне порекомендовать те книги, которые читал сам и кратко объяснить, почему рекомендую именно это.
Читать полностью
Второй день общаюсь с читателями, удивляюсь каждое мгновение.

Оказывается, меня воспринимают в совершенно разных жанрах. Я пишу сюда то, что мне показалось любопытным и никакого плана никогда не имел — поэтому о своих планах узнаю только сейчас. Меня уже спрашивали, в чем состоит мой социальный эксперимент и не являюсь ли я рупором партии неких недовольных учителей и как давно я вернулся из Виттенбергского университета в родную Данию.

Еще поразило, что меня читают школьники. Это приятно, но очень неожиданно. Именно поэтому я подзатих — составляю список книг, которые порекомендовал бы прочесть подростку летом (это самый популярный вопрос).
Читать полностью
https://t.me/universitasdempozharscii/21

Не могу не отрекламировать - самый интересный университет России открывает набор.

Кстати, "Сумерки всеобуча" Любжина я рекомендую всем учителям.
Университет Дмитрия Пожарского
​​Друзья, мы с радостью объявляем о начале ежегодного набора на двухгодичную программу «История и культура античности»! Современный мир невероятно сложен, а любая специализация не расширяет горизонт, но лишь предоставляет список рецептов, работающих всего несколько раз. Однако наша цивилизация была создана греками и римлянами. Этот надёжный якорь позволяет отличить фальшивый ажиотаж мимолётных явлений от того, за чем действительно стоит идти. Жизнь коротка, и разобраться во всём невозможно. Мы предлагаем вам разобраться в главном. Впереди — два года латыни, древнегреческого, немецкого и французского языка, в сочетании с мощным курсом древней истории, истории России через призму элит под руководством Сергея Владимировича Волкова, математики под руководством Алексея Владимировича Савватеева, а также целым рядом вспомогательных дисциплин — от римского права до латинской палеографии и искусствоведения от наших проверенных преподавателей из МГУ, ПСТГУ и ВШЭ. Возглавляет программу Алексей Игоревич Любжин — филолог…
Спросили про моих учителей.

У меня было два любимых учителя — учительница литературы и учитель истории.

Учительница литературы в жизни была, как я теперь понимаю, несчастна — но я осознаю это только сейчас. С детьми она всегда была приветлива, интересовалась их чтением всерьез и целые уроки посвящала обсуждению популярных среди детей книг. Она всерьез выслушивала мои предложения обсудить на уроке книги Ника Перумова, одобряла их — но выдвигала встречное предложение обсудить Толкиена или Брэма Стокера. Даже тогда я понимал, как красиво она переводит разговор с фентези-чтива на что-то более культурно значимое, при этом не унижая подростковые вкусы и увлечения.

А учитель истории был одним из немногих мужчин-педагогов в школе и уже поэтому вызывал интерес. У него было историческое и педагогическое образование и опыт службы в Афганистане, что сразу же ставило его на недосягаемую высоту для всех мальчиков в школе. После того, как он однажды показал свою фотографию времен Афганистана, где он в горах лежит со снайперской винтовкой, мои одноклассники были так впечатлены, что по учительской рекомендации стали читать «Анабасис» Ксенофонта — там тоже про войну в горах. Я «Анабасис» читал и так, чем впечатлил уже учителя — и он стал подсовывать мне разнообразные книжки, особенно упирая на стилизации и интересные языковые решения. Рассказал мне про Хлебникова, объяснил Маяковского и, кстати, был первым, кто рассказал мне о «мономифе» Джозефа Кэмпбела.

По-моему, он хотел бы быть писателем.
Читать полностью
Читатели задают самый острый вопрос — про политические воззрения детей.

Я стараюсь об этом не писать, потому что взгляды детей сиюминутны и изменчивы. Ну да, как и все, иногда я слышу от детей комментарии — и либо сладко ёжусь внутри от того, что растет новое поколение, молодое и правильно мыслящее, либо содрогаюсь в ужасе перед будущим. Вот только ёжиться и содрогаться заставляет один и тот же ребенок с интервалом в пятнадцать минут.

Помните, я писал, что ученица рассказывала мне, что все люди братья и границы надо отменить? Практически через занятие она, щебеча о каких-то школьных новостях, мимоходом описала друзей.

- И еще есть В., она умная, только... - тут девочка понизила голос и сделала понимающие глаза, - ...наполовину украинка.

И тут бы хотелось написать, что я решил уточнить, что я решил либо поспорить, либо похвалить — но я просто хмыкнул и спросил, сама ли ученица выбирала новый портфель, потому что очень миленько. И мы стали беседовать о расцветках портфелей, выписывая слова в словарик.
Читать полностью
На лето канал замирает, писать мне по горячим следам не о чем, а рассказать что-нибудь хочется.

Я подумал и решил, что пускаться в пустые размышления не хочу - лучше расскажу что-нибудь по вашим заявкам. Пишите вопросы @feld_bot, на что-то отвечу так, интересные темы распишу. Под "интересными" я понимаю те темы, на которые и так хотел написать, но искал повода.
С утра получил сообщение от ученицы, девочка тоже мается летней скукой.

Но, если говорить серьезно, вот такие моменты очень трогают. Детское чтение это же сотворение вселенной практически, человек учится играть умом и фантазией, разум приобретает гибкость и быстроту - и мне очень приятно, что дети доверяют моему вкусу.

И еще мне очень понравилось это "о".
Сегодня беседовал с новой ученицей, живет в Ирландии.

Девочка маленькая, занятия недолгие — у нас получаются такие уроки по развитию кругозора (на русском, английский она узнает и без меня). У ребенка очень цепкая память и она уже разговорилась; на первом занятии она напряженно молчала и смотрела только в камеру, но сегодня уже перебивала, рассказывая сама. Говорили мы про смешные истории из жизни греческих философов (девочка очень зауважала Диогена), а на середине урока на экране внезапно появилась вторая девочка, еще меньше. Ученица представила мне свою сестру и быстро прогнала ее за пределы кадра — но продолжала косо поглядывать в сторону остаток занятия, из чего я сделал вывод, что сестра никуда не ушла.

Под конец разговора мы стали решать, о чем будем говорить в следующий раз. Я перебирал в голове темы и остановился на самой очевидной — про ирландский фольклор. Как оказалось, девочка была в курсе и кратко пересказала мне историю мифической Ирландии — имя «Фир Болг» она произнесла так, как его произносят в кино, с каким-то мягким и угрожающим акцентом. Мы договорились, кто к следующему занятию она расспросит знакомых о местной мифологии — и оказалось, что знаменитые зеленые холмы девочка видит практически из окна. Я почти предложил ученице пойти поискать жилища фей — и осекся, внезапно вспомнив все страшные истории про фей и детей в Ирландии.

Закончив урок, я даже серьезно об этом задумался. Я пытался соврать себе, что я просто взрослый человек и решил не советовать ребенку куда-то ходить самостоятельно... но безуспешно. Выходит, что в глубине души я считаю, что в Ирландии обитают феи, а за Вислой живут люди с собачьими головами.
Читать полностью
Отвлекусь от нагоняющих тоску постов и расскажу про забавное.

Пару дней назад я впервые поговорил с отцом ребенка, отправленного ко мне — это прямо веха. Обычно я говорю только с мамами — и «обычно» здесь означает «всегда». Мамы договариваются со мной о времени, дают краткие характеристики на детей и вообще заведуют детским обучением. Это, думаю, общее место для всех, кто работает с детьми — но погодите осуждать нынешние времена. Дело в том, что фигура отца у меня на уроках присутствует постоянно.

«Папа говорит, что все не так», «а папа выучил английский за три недели», «папа говорит, что летопись поддельная», «а папа сказал, что нужно больше вешать» - в занятиях с каждым учеником наступает момент, когда понимаешь, кто в действительности властвует над детскими умами. Вы сочтете меня лицемером, но я горячо поддерживаю любые тезисы пап в пересказе детей — главным образом потому, что возразить на «папа сказал» мне нечего.

Однажды я, кстати, совершил ошибку и оспорил отцовское мнение. Оспорил вежливо и не противопоставляя ему свое — но, клянусь, в это мгновение я заметил, как у ученицы раздраженно сузились глаза.
Читать полностью
Начинается лето и ученики по одному отваливаются — и я с удивлением чувствую, как у меня неуклонно портится настроение.

Очень странно, в прошлом году, к примеру, такого еще не было. С наступлением лета я с облегчением вздохнул и занялся какими-то другими делами (ну или не занялся, но какая разница, мама?!). Особой тоски по ученикам я не испытывал, да и они по мне тоже не особенно скучали. К сентябрю я даже размышлял с неудовольствием о скором начале занятий.

Собственно, в этом году дело обстоит точно так же — меня не угнетает мысль о том, что ученики уйдут. Это нормально и скорее приятно, процесс обучения закончен. Но настроение все равно минорное, настолько, что я всерьез подумываю летом попробовать влезть в воскресную школу по соседству. Видимо, я привык чувствовать себя нужным — и перспектива трех месяцев безделья теперь пугает, а не воодушевляют.

Вот так мир нас и ловит.
Читать полностью
Узнал, что у ученицы есть одноклассник по прозвищу Скворушка.

Это невероятно мило. «В детстве его звали Скворушкой». То есть бедный ребенок, конечно; он, наверное, это прозвище ненавидит и мечтает стрелять в скворцов — но ведь как литературно звучит. Сейчас человеку не очень, но потом, уверен, оценит.

Скворушка, держись.
Самая младшая из учениц дошла до меня после нескольких пропущенных занятий. Видимо, идти она волновалась, ожидая от меня упреков и порицаний — поэтому в качестве жеста доброй воли принесла мне мороженое. Никакого протокола на такие случаи я не знал, поэтому просто поблагодарил и пообещал съесть после занятия, что сейчас и делаю.

Ученица была в прекрасном настроении, так как выиграла медаль по баскетболу и накупила себе по этому поводу сладостей (мороженое, видимо, было именно из этой череды покупок). Перед началом занятия девочка забралась в портфель и шуршала там обертками до тех пор, пока не нашла банку газировки, сплошь украшенную иероглифами. Она гордо показала мне банку и предожила попробовать, поэтому урок я вел со стаканом какого-то мутного сахарного пойла со вкусом клубничного леденца.

Беседовали о ее планах на лето, провели небольшой диктант по временам, проверили словарные слова — девочка, набитая сахаром, отвечала бойко и верно. Так как все учебники ученица забыла, я решил вспомнить давнюю нашу тему: я периодически рассказываю детям о разнообразных английских акцентах и диалектах. Уже писал, как мы слушали шотландские песни и учили кокни — а сегодня читали на пиджине. Пиджин это язык, возникающий на территориях, где живут несколько народов, вынужденных общаться — самые известные диалекты пиджина это гавайский и креольский. Но на гавайском пиджине говорят только странные ютуберы, не дающие субтитров, а креольского я вообще не нашел. Как обычно, выручил английский империализм — есть целое BBC Pidgin (https://www.bbc.com/pidgin), которое я рекомендую читать в минуты печали. Во-первых, раздел «Most popular» там называется «De one we dem de read well well», а во-вторых уже не нужно.

Мы перевели статью про какого-то нигерийского музыканта, арестованного за искусство и уклонение от налогов («arrest am just a day afta e release im latest music video 'Am I a yahoo boy?'») — девочка переводила очень увлеченно, потому что на пиджине интересно читать. Ученица очень обрадовалась, к примеру, слову tori вместо story и dem-dey вместо them-they. Немного поупражнявшись в остроумии, она все же решила, что диалект интересный и она будет так иногда говорить в школе, чтобы позлить учителей. Я идею не оценил, но девочка уже билась над тем, как круче произнести слово «dis».

Расстались мы довольные друг другом — и только сейчас, доев мороженое и написав этот пост (это не художественное преувеличение, меня действительно только что осенило), я понял, что трогательная детская взятка полностью сработала. Я ведь так и не спросил, почему ученица не пришла на прошлые занятия.
Читать полностью
Мне написали из Московской филармонии. «Наконец-то!» - подумал я.

А если серьезно, то 22 мая сходите на интерактивный концерт «Язык музыки». Идея отличная : объяснят, что такое классическая музыка, как ее понимать и ответят на все наивные вопросы. Даже дадут поучаствовать в исполнении.

Рекомендую совершенно искренне. Я вот классическую музыку не понимаю, а надо ведь.
http://языкмузыки2019.рф
Ученица прислала смску о том, что мир прекрасен, погода идеальна, поют птицы — и она не придет. Начала она с «извиняюсь».
Набирая сообщение о том, что я принял к сведению и жду ее в следующий раз, я пережил неожиданную для себя внутреннюю борьбу. Меня невероятно тянуло высокомерным тоном поправить ее и рассказать вот эту бодягу, которую я слышал от собственных учителей: «Ах, кто же начинает предложение с «извиняюсь», вы знаете как это невежливо звучит?». Я даже начал набирать что-то в этом духе — но стер. Видимо, слабоват я еще как учитель, мне неловко занудствовать.
Но я над этим работаю.
Читать полностью