⚫️🔺
Эксперимент Фрица Хайдера и Марианны Зиммель
Историю в кино можно рассказать через движение
В 1944 году участникам эксперимента показали
фильм, в котором по экрану перемещались пара треугольников и кружок.
Из 34 зрителей, лишь один описал увиденное в геометрических терминах. Остальные трактовали происходящее на экране как действия живых существ.
За движениями фигур увидели социальные взаимодействия, им даже приписывали человеческие качества. Кто-то увидел любовную драму, кто-то историю о ведьме, которая хочет заманить двух детей в свое логово и т.д.
Магия экрана заключается в казуальной атрибуции, приписывании причин поведения. Проще говоря, механизму, с помощью которого человек объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает.
Этот феномен настолько фундаментален, что не требует ни речи, ни выражений лица, ни жестов, ни даже внешнего сходства объектов с людьми, достаточно лишь физических характеристик или движения. И как только зритель замечает лишь малейший намек на умышленное действие в характеристиках объекта, то сразу же наделяет его свойствами человеческого сознания. Как в нашем случае, геометрические фигуры были наделены свойством целеполагания и даже характерами.
Кстати, этот эксперимент может быть использован как диагностический инструмент расстройств аутистического спектра. И если вы вдруг не увидели в фильме сюжета, я вам не завидую.