Киноцентризм


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Видео и фильмы


Авторский канал о кино. Без референсов, жанровых рамок и снобизма.
О мире кино и мире вокруг кино.

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Видео и фильмы
Статистика
Фильтр публикаций


Попробуйте представить Голливудский фильм, в котором всадники ку-клукс-клана спасают Америку от взбунтовавшихся негров. Причем никаких темнокожих актеров, только белые с гримом блэкфейс.
Согласитесь, даже представить сложно, особенно на фоне новой экранизации какой-нибудь «Русалочки» или продукции Netflix за последние годы. А ведь такой фильм есть.
Не спешите доставать с чердака белые балахоны и факелы, фильм был снят больше ста лет назад и сегодня, осуждаем со всех сторон.

🎥 Рождение нации 1915г.
Режиссер - Д. У. Гриффит
Один из самых кассовых фильмов эпохи немого кино, был снят за 100 тыс. долларов, а принес рекордные 18 млн. Даже президент США Вудро Вильсон оценил ленту, он устроил просмотр фильма в Белом доме на одном из заседаний. Чем не показатель успеха?
Впрочем, успех обусловлен масштабом картины, полторы тысячи сцен, в самых массовых из которых снимались одновременно около тысячи человек. А это если не первые, то одни из первых крупных батальных сцен в кино.
Но самое важное — это понятно смонтированная история, показанная так, как еще никто не показывал. Гриффит первым начал использовать параллельный монтаж в драматических эпизодах. Это когда две истории развиваются параллельно, одна на фоне другой, сперва мы видим одну, потом другую, при этом истории у Гриффита стремятся соединиться в конце.
Например, одна из последних сцен - "В осаждённом доме южане отбиваются от темнокожих солдат. В этот же момент, показывается, как к ним на помощь скачет конница ку-клукс-клана. Чередование сцен ускоряется – борьба в доме – скачущий отряд – снова дом – у зрителя появляется чувство напряжения. Успеют или нет? Под конец, войны клана успевают."


Что делает Ельцин, когда у него заканчиваются сигареты? Стреляет парламент.
Что делает Пригожин, когда у него заканчиваются снаряды? Вы сами видели.

📽 "Russia 1985–1999: TraumaZone" 2022г
Режиссер - Адам Кёртис

Документальный сериал BBC о рождении постсоветской России, от краха коммунизма до краха демократии. Неплохой повод оторваться от новостей и попробовать понять как мы докатились до жизни такой.

Для проекта были оцифрованы ранее неиспользованные архивные пленки, а это около семи часов видео, сотни кассет с сырыми, несмонтированными исходниками для новостей.
Вот что про них говорил режиссер Адам Кёртис: "Ты смотришь первые 10 минут — это обычные кадры: вот репортер что-то говорит и делает, вот какие-то планы… Потом оператор понимает: все, работа сделана, а время-то осталось. И начинает снимать просто так — куда свободнее и расслабленнее. По-русски. И съемка превращается из сочинения в наблюдение."


📖 Осип Брик - «Фото и кино»

Осип был членом самого известного полигамного брака во всем СССР. Жил вместе с Маяковским и Лилей Брик как «шведская семья». А еще писал сценарии для Мейерхольда и Кулешова. В общем, был образцовым представителем пролетарской интеллигенции.

Не удивляетесь, это были 1920-е, странное время. В стране набирала популярность теория "стакана воды", смысл которой в том, что сексуальная потребность должна удовлетворяться, так же просто, как утоление жажды. Эту теорию одобряли даже в советской прессе.

С миром кино Осип был связан не менее плотно, чем c сомнительными идеями "всеобщей любви". Он возглавлял сценарный отдел киностудии «Межрабпом-Русь», а иногда снимался как актер. Однажды исполнил эпизодическую роль в фильме «Дон Диего и Пелагея». Редкие кадры, можете посмотреть по ссылке.

Сборник статей Брика «Фото и кино» - интересная деталь ранней Советской эпохи, времени когда фильм называли "фильмой", а съемку "засъемкой". И при всей политизированности тех лет, Брик пишет не столько о классовом сознании и прочих нелепостях, сколько про поиск нового утопического будущего кинокультуры.
Такие тексты редко публикуют, а зря. Суждения о кино рядового сотрудника индустрии это контекст времени, без которого фильмы тех лет теряют как минимум часть изначального смысла.


Два конца и один фильм

Когда Ильф и Петров решали судьбу Остапа, главного героя романа "Двенадцать стульев", выбор доверили случайности.
В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп и героя не стало.

Когда немецкий режиссер Вильгельм Мурнау решал судьбу портье, центрального персонажа в фильме "Последний человек" 1924г, обошлось без случайностей, а выбирать пришлось зрителю.
В фильме показано сразу две концовки, хорошая и плохая. Они идут последовательно и разделены только интертитрами, где сказано следующее:
«Здесь бы и должна закончиться эта история, поскольку в реальной жизни несчастного одинокого старика вряд ли бы ждало что-то иное, кроме смерти. Автор пожалел его и придумал довольно маловероятный эпилог».

Если знаете еще фильмы с двумя финалами, пишите в комментарии.


🪖 Празднуете День защитника Отечества?

Если да, то обязательно добавьте в праздничную программу фильм «Джонни взял ружье» 1971г. Актуальнее ленты на этот день не найти.

Джонни самый настоящий защитник отечества. Пошел добровольцем на фронт в Первую мировую, отвоевал свое и получил ранение в последний день войны.
Причем ранение весьма неприятное, герой лишился рук, ног, лица, зрения и слуха… Все что у него осталось - способность мыслить и шевелить головой.
Жизнь, в которой не всегда чувствуешь разницу между сном и явью, а поговорить можно разве что с самим собой, выглядит страшно даже на экране. Так что, берегите себя, не будьте как Джонни. С праздником.


🥀 Ни одно животное в фильме не пострадало.
Все они были мертвы еще до съемок.

Обычный человек находит мало прекрасного в разлагающейся плоти, гниении фруктов, плесени и червях. Но не художники Анна Сигритур и Джоэл Пеннер. В прошлом году они сняли самую красивую короткометражку о процессе разложения - «Кованое» (Wrought) 2022г.
Даже если вы не знаете английского, рекомендую посмотреть, такой эстетики безобразного я еще не видел. Разве что у Караваджо в его "Корзине с фруктами", но это совсем иной случай.
По экрану расползается плесень, композиция из фруктов на ваших глазах превращается в жижу, от рыбы остается один скелет и все это в 4К. Ну не прекрасно ли?
К слову, фильм даже не отбивает аппетит, изображение сочное и "конфетное".

Фильм в 4к на Vimeo - тут.
Wrought
Dazzling timelapse shows how microbes spoil our food – and sometimes enrich it. Directors: Joel Penner, Anna Sigrithur https://www.wroughtfilm.ca/about-us More…


⚫️🔺 Эксперимент Фрица Хайдера и Марианны Зиммель

Историю в кино можно рассказать через движение

В 1944 году участникам эксперимента показали фильм, в котором по экрану перемещались пара треугольников и кружок.
Из 34 зрителей, лишь один описал увиденное в геометрических терминах. Остальные трактовали происходящее на экране как действия живых существ.
За движениями фигур увидели социальные взаимодействия, им даже приписывали человеческие качества. Кто-то увидел любовную драму, кто-то историю о ведьме, которая хочет заманить двух детей в свое логово и т.д.
Магия экрана заключается в казуальной атрибуции, приписывании причин поведения. Проще говоря, механизму, с помощью которого человек объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает.
Этот феномен настолько фундаментален, что не требует ни речи, ни выражений лица, ни жестов, ни даже внешнего сходства объектов с людьми, достаточно лишь физических характеристик или движения. И как только зритель замечает лишь малейший намек на умышленное действие в характеристиках объекта, то сразу же наделяет его свойствами человеческого сознания. Как в нашем случае, геометрические фигуры были наделены свойством целеполагания и даже характерами.

Кстати, этот эксперимент может быть использован как диагностический инструмент расстройств аутистического спектра. И если вы вдруг не увидели в фильме сюжета, я вам не завидую.


🗡 Смотрели сериал «Ведьмак» от Netflix?

Лучше бы не смотрели.

Настоящий ведьмак живет в дороге, спит где придется, шляется по болотам и не всегда ест досыта. Перекаченный хипстер от Netflix вряд ли похож на такого героя.
Но! Есть кое-что, о чем мало кто знает. Польский сериал «Ведьмак» 2002г. И если вы читали Анджея Сапковского, знакомы с серией игр «the Witcher», или хоть что-то знаете об этой вселенной, то вам зайдет.
Этот сериал куда больше соответствует литературному источнику. А в некоторых местах без книги его вообще трудно понять.
Он даже снят в Польше, в пейзажах той природы, из которой происходит вселенная Ведьмака.
А самое главное - никаких чернокожих эльфов и прочей «толерантности на показ», которую так любят Netflix. Ну правда, откуда в средневековой Польше афроэльф? Ведьмаки - пожалуйста, кикиморы и чародеи - сколько хотите, любые фольклорные персонажи, но негры?

Сериал малобюджетный и небольшой, снято всего 13 серий, но захватывает не хуже экранизаций «Властелина колец», «Звездных войн» и т.д. Даже слабая анимация никак не портит впечатление, да и нет ее там практически.
Отличный вариант для просмотра в холодные январские вечера.


💥 С новым годом!

Будем надеяться, что год «чёрного кролика» не обернётся годом «зелёного слона».

После всего, что произошло в прошлом году, фильм «Зелёный слоник» кажется вовсе не таким жутким. Да и гауптвахту вместе с военными, которые медленно сходят с ума, лучше видеть на экране, чем в реальной жизни.

Смотрите хорошее кино, ешьте сладкий хлеб, с праздником!


🌲Новый год уже завтра, а украсить ёлку нечем?

Не беда! Повесьте на ней пару попов и буржуев.

Узнать как правильно это сделать и не облажаться, можете из мультфильма «Советские игрушки» 1924г. Режиссер Дзига Вертов плохого не посоветует.

Мультфильм уникальный! Где вы еще увидите "сиамского близнеца", состоящего из крестьянина и рабочего? В каком мультфильме хэппи-энд это расправа над «врагами народа»?
Пропаганда? Да! Но чертовски забавная.


👁 Есть мнение, что все любят подборки, топы, рейтинги и списки. А плейлисты? Любят ли их также?

Есть у меня в избранном плейлист из практически 100 часов самой уютной и ламповой передачи о мире кинематографа. Я про "Легенды мирового кино" c Константином Карасиком. И это точно любовь!

Все серии с 2005 по 2016 год, их 229 штук, каждая про свою легенду. От режиссеров вроде Альфреда Хичкока до актеров вроде Тосиро Мифунэ.
Хронометраж небольшой, серии всего по 26 минут. Но в них самые сливки истории кино. И подано все легко, без воды, но при этом нескучно.
Вообщем, если нужна доступная точка входа в мир кино, вот она.

Раз уж вы кликнули сюда, вот еще плейлист. Он точно не менее интересен чем первый. В нем около 100 часов лекций по общей психологии от профессора Петухова, прямо из МГУ 97г.
Полный курс, да еще с одним из лучших преподавателей. Хорошее начало чтобы подойти к вопросу психологии кино.


📽"Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" 1924 г.
Режиссер: Лев Кулешов

Первая советская комедия, агитка, но беззлобная и местами весёлая.

Пропаганда в фильме выглядит по-настоящему забавно. Для современного зрителя, свободного от навязанной идеологии коммунизма, уж точно. Особенно финал, где американец Вест, впечатлённый Советским Союзом, пишет жене - «Дорогая Медж! Шлю привет из Советской России. Сожги нью-йоркские журналы и повесь в кабинете портрет Ленина. Да здравствуют большевики!»

Кстати, Пудовкин, о его фильме шла речь в посте сверху, снимался в "Приключениях мистера Веста" в роли главаря банды мошенников.

📜Рассказал о фильме подробнее в небольшом тексте.


От «Собаки Павлова» к «Сиротам Красногорского»

Академик Павлов открыл условный рефлекс у собак, а его ученик Красногорский доказал наличие условного рефлекса у людей.
Доказал по методу Павлова, при помощи тех же экспериментов. С одним отличием, лабораторным материалом Красногорского были сироты в возрасте 6-15 лет.
Часть экспериментов можно увидеть в фильме Всеволода Пудовкина «Механика головного мозга» 1926г. Но только часть, некоторые эксперименты в фильм не вошли, по понятным причинам.


🎞 Завтра в прокат выходит фильм «Сестры».
Режиссер - Иван Петухов.

Аня — молодая мать, которая не знает, как спасти себя и ребенка от нарастающей агрессии мужа. Оказавшись в отчаянном положении, она узнает, что есть темные мистические силы, способные прийти на помощь таким, как она. Особым обрядом крови и огня девушка призывает потустороннее сестринство, но теперь ей нужно решить, действительно ли она готова идти до конца?
__________________________
__

Мистический хоррор о домашнем насилии мог бы стать отличной заменой новогодней "Иронии судьбы" или очередным "Елкам", выйдя он к середине декабря. Какой год, такая и новогодняя сказка.

Не знаю каким получился фильм, увидим, но высказался режиссер достаточно точно. В стране, где менты неспособны защитить человека от домашнего насилия, а церковь считает, что нет любви без жертвы, поможет разве что магия вуду.

P.S. В 2021 году почти 72% убитых в России женщин погибли от домашнего насилия.
По данным за период с 2016г по 2018г, 91% женщин, которые были осуждены по статье о превышении самообороны, защищались от домашнего насилия.

Ссылка на трейлер.


Читал на днях Гете «Страдания юного Вертера» и обратил внимание на одну цитату ⬇️

"Что нам мир без любви! То же, что волшебный фонарь без света. Едва ты вставишь в него лампочку, как яркие картины запестреют на белой стене! И пусть это будет только мимолетные мираж, все равно, мы, точно дети, радуемся, глядя на него и восторгаемся чудесными видениями."

Волшебный фонарь без света? Волшебный фонарь? Знаете что это? Это один из первых проекторов.
Написал о нем небольшой текст.


📖 Дэвид Линч "Поймать большую рыбу"

Представьте, что вы застряли в лифте вместе с Дэвидом Линчем. Молча стоите минуту, две, и чтобы не заскучать, Линч начинает рассказывать истории из своей жизни, часто разрозненные, но в общем связанные идеей о пользе медитации и прочих майндфулнес практик.
Пытаясь развернуть диалог в другую сторону, вы задаете вопросы о режиссуре, о фильмах и т.д. Иногда получаете чуть более развёрнутый ответ, иногда слишком короткий. Но... Линч одержим темой осознанности, так или иначе он возвращается к ней.
Лифт открывается, Дэвид спешно уходит, сказав напоследок что-то о том, что настоящее счастье всегда внутри. А вы остаетесь, потому что некуда идти, никакого лифта не было, вы просто читали книгу. Вместе с вами остаются идеи о «ловле больших рыб» и смутные представления о трансценденции.

Эта книга, больше предмет культа великого режиссера, чем книга. Мерч, если хотите. Не сборник советов, не мастер класс, а скорее легкое прикосновение к миру Дэвида Линча.

Рекомендую читать лишь от большой любви к автору.


💬 Любите цитаты из фильмов?

Часто нахожу каналы, полностью состоящие из цитат. Причем это успешные проекты с десятками тысяч подписчиков. А значит, формат рабочий, даже более чем. Как писал Маяковский: Значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Определенно, цитаты появятся и в этом канале, но позже.

А пока рекомендую текст об одном из самых известных монологов, созданных переводчиком Гавриловым. Чем не цитата дня?


🦉Слышали про легендарный перевод фильма «Гарри Поттер и философский камень»?

Это восхитительное безумие! Профессиональные актеры дубляжа, качество звука отличное и совершенно нелепый перевод. Как это еще не стало мемом? Почему я узнал об этом только сейчас? Это даже круче переводов Гаврилова.

Вот небольшой фрагмент диалога из начала фильма:
МакГонагалл: Добрый вечер, профессор Долмандор. Неужели пророчества сбываются, Элвис?
Дамблдор: Это сказал сам профессор. Лодка и музыканты!

В нарезку вошло далеко не все, рекомендую смотреть полностью. «Новое прочтение» фильма гарантировано.


⛓Цензура в кино принимала самые разные формы, а государство не всегда выступало на ее стороне.

Кодекс Хейса - уникальный опыт самоцензуры, свод жестких правил, без которого фильм практически не мог попасть в прокат.
Был принят Американской ассоциацией кинокомпаний и отменён благодаря антимонопольному законодательству.


🌑Тусклая комната завалена грудой коробок, папок и каким-то хламом, разобрать чем именно, сложно, но в центре хаоса отчётливо видны здоровенные бобины с киноплёнкой.
Так нейросеть Midjourney видит архивное кино.
А как оно выглядит на самом деле вы сможете узнать уже в следующем месяце.

⚡️С 16 по 30 ноября пройдет II Московский международный фестиваль архивных фильмов.

Обещают показать программу из забытых и недооцененных современниками лент, а также несколько фильмов, считавшихся прежде утраченными.

Большая часть показов пройдет с пленки и будет сопровождаться лекциями и дискуссиями с киноведами, реставраторами, кураторами и научными сотрудниками архива.

Фестиваль пройдет в кинотеатре «Иллюзион», билеты можно купить заранее по ссылке.

Показано 20 последних публикаций.

11

подписчиков
Статистика канала