Ментальные модели

@mental_models Нравится 1
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Авторский канал, посвященный развитию мышления, полезным ментальным моделям и когнитивным искажениям. Оглавление: http://terekhin.ru. Обратная связь: @MentalFeedbackBot
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Психология
Добавлен в индекс
19.09.2017 19:33
реклама
Раскрутка и продвижение Tik Tok
Как набрать более 500к просмотров в TikTok за 2 недели
Авторский блог дэва о веб-разработке
Новости, мемы и фишки веб-дэва и дизайна. Ждем, друже!
Telega.in - раскрути канал за 5 тысяч
Пакетное продвижение каналов и чатов!
18 976
подписчиков
~6.1k
охват 1 публикации
~1.5k
дневной охват
~2
постов / нед.
32.2%
ERR %
98.98
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
207 упоминаний канала
10 упоминаний публикаций
29 репостов
КАТАЛОГ 🦊 lisTelegram
lisTelegram Каталог.
Air Drop Expert
Wee-wee channel
Wee-wee channel
lisTelegram Каталог.
КАТАЛОГ 🦊 lisTelegram
Eris.Storage
Дустории
Air Drop Expert
Книжная полка
Полезное образование
Книжный червь
Цели
Маркетинг и Бизнес
Cut The Crap
Хакерство
Психология
Story
Музей
Ван Гог
Классическая музыка
Eris.Storage
Air Drop Expert
Обрывки Ya
Психология
Психология
Обрывки Ya
Психология
Обрывки Ya
Психология
+1 Шаг
Психология.
Хакерство
Полезное образование
Story
Музей
Ван Гог
Классическая музыка
Cut The Crap
PLUSHEV/ПЛЮЩЕВ
🧗‍♂️СИЛЬНЕЕ СЕБЯ
Обрывки Ya
ed4change.ru
Каналы, которые цитирует @mental_models
Купи слона
Удовольствие от Х
Game Theory/Теория Игр
Game Theory/Теория Игр
SKOLKOVO Business School
Chief Financial Officer
Купи слона
Путь тропы
Хакнем
Футурист
Заметки для лидеров
Что мы знаем о мозге
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
155. Эмоциональная математика

Цифры. Числа. Статистика.
Насколько проще они сделали поиск истины! С помощью статистики мы можем определить вероятность того или другого события, определить ценность и выгоду товара или услуги.
Но даже с твердыми цифрами мы допускаем эмоциональные ошибки.

Вас не волнует падение курса дирхама на 15%, зато уменьшение на 10% стоимости рубля сразу привлечет внимание. Потому что рубль чаще оказывается в вашем кошельке. Сухие цифры говорят о том, что первая проблема серьезнее, но личные предпочтения перевешивают.

Ваше отношение в итоге является самой важной переменной в оценке. Например, вы жертвуете деньги на спасение 100 тигров. Но если бы тигров было 200, сумма пожертвования осталась бы примерно той же. Потому что вы исходите не из количества спасаемых особей, а из ресурсов, которыми располагаете.

Оценивая важность объекта, мы исходим из его положения внутри категории. Так, лекарство от чумы кажется важнее лекарства от насморка. Какое-то шмыганье против смертельной болезни! Вот только случаи заражения чумой единичны, а насморк – самая распространенная болезнь в мире. И вылеченный во всем мире насморк принесет несопоставимо больше выгоды по сравнению со смертельными, но редкими болезнями.

Ещё одна ошибка кроется в формулировках.
Кажется, что шанс успеха 9 из 100 выше, чем шанс 1 из 10. Но посмотрите на это с позиции математики.

Журналисты умело пользуются этим трюком, создавая сенсации на ровном месте: «Смерть с неба: каждый год молнии убивают до 24 000 человек» - звучит так, что впору в дождь из дома не выходить. (Данные из Википедии со ссылкой на статью Annual rates of lightning fatalities by country).

Но вот «вероятность быть пораженным молнией в этом году примерно 1 к 500 000» не заставит вас даже почесаться. (Это цифра с американского сайта CDC, центра контроля и предупреждения заболеваний).

Будьте внимательны.
Даже в самые логичные рассуждения, построенные на цифрах и фактах может закрасться эмоциональная ошибка.
Ведь сначала мозг спрашивает «повлияет ли это на меня», и только потом – «как сильно это влияет».
👍 199
👎 1
Читать полностью
Вдохновение приходит только во время работы.

💡Габриэль Гарсиа Маркес
154. Фальсифицируемость
как отличить научное знание от ненаучного.

Главный принцип науки: практика - критерий истины. Выдвигается теория, например, что трение приводит к нагреванию.
Если с помощью трения можно развести костер – утверждение верно. Если нет – теория отправляется на свалку.

Но всех проблем это не решает – да, мы согласны, что трение приводит к горению. Но ПОЧЕМУ это происходит? У одного факта могут быть разные объяснения.

Шаман и метеоролог предсказывают погоду. Метеоролог сказал, что-то про атмосферный фронт, а дождь не пошёл - бывает, давление изменилось. Шаман спросил у духов, дождь не пошёл - духи передумали.
Фактическая эффективность методов одинаковая. Значит, шаманство столь же научно.

Пользуясь подобной уловкой, псевдо-научные течения и секты, вроде креационизма или саентологии, обманывают миллионы людей. Взяли известный факт, придумали сверхъестественное объяснение.

В 1935 Карл Поппер сформулировал постулат, который позволит однозначно разграничить научный подход и богатую фантазию:
«Научная теория может быть экспериментально опровергнута».

Говоря проще, должен быть способ столкнуть ваши доводы с реальностью.
Метеоролог утверждает, что между давлением и осадками есть связь? Замеряем скорость конденсации в банках с разным давлением. Да, на облаках проверить не получится, но у нас хотя бы есть локальное подтверждение принципа. А вот духи невидимы, нематериальны и опровергнуть слова шамана нельзя. Значит, его теория ненаучна.

Занятно, что утверждение «Луна сделана из сыра» - научно. Мы можем слетать туда, взять образец грунта и опровергнуть предположение.
Сегодня критерий Поппера называется «фальсифицируемость теории» и является обязательной частью научного метода

Поэтому если от вас требуют принять что-то на веру - гороскоп, формула успешного успеха, удачливость - предложите поставить эксперимент-опровержение. Истина проверок не боится. Нет возможности? Значит, гипотеза несостоятельна.
Что нельзя опровергнуть – нельзя и доказать.
👍 238
👎 11
Читать полностью
Наш мозг потрясающий.
Исследовать его - как читать бесконечную книгу, как изучать картину размером с галактику - всегда остаётся что-то, что вы ещё не узнали.

Мы нескоро сможем сказать "я изучил мозг полностью, от А до Я". Зато никогда не заскучаем.

С Новым годом вас.
Праздники - самое время почитать отличные книги, которые мы проверили лично:

https://habr.com/ru/company/banzai/blog/473768/

Читайте и делитесь в комментариях своими книгами про ментальные модели и апгрейд мозга.
Читать полностью
Чтобы оправдаться в своих глазах, мы убеждаем себя, что не в силах достичь цели. На самом же деле мы не бессильны, а безвольны.

✒️Франсуа де Ларошфуко
153. Коэффициент Лосада
Сколько можно по-хорошему объяснять?

Психолог из Бразилии, Марсель Лосада тоже задался этим вопросом.
Известная беда: много хвалишь – человек рискует зазвездиться и перестать адекватно принимать критику. Много ругаешь – теряет веру в свои силы и перестаёт работать усердно.
Есть ли золотая середина?

Лосада провел исследования соотношения позитива/негатива в разных компаниях. В минус шли упрёки, оскорбления, наказания и грубые подколки. В плюс – похвала, комплименты, премии и так далее. Обнаружилась интересная закономерность – лучше всего работали команды, в которых соотношение хорошего к плохому было от 2.9 до 7. Затем эффективность постепенно снижалась и после 11.6 команда деградировала, как и те, у кого соотношение меньше 2.9 и отрицательное.

Причём количество не менее важно, чем качество. По прошествии времени выданная премия и похвала будут восприниматься почти одинаково, хотя похвала не стоила вам ни копейки. И не получится купить расположение команды премией на Новый год, если они слышат от вас одни упрёки.

Среда, в которой за ошибку не бьют по голове, а спокойно объясняют и дают второй шанс, раскрепощает. Любой нормальный человек запомнит добро и будет стремиться вернуть вам его – вспомните принцип взаимности Чалдини. А ещё сотрудник, который не боится «кнута» за любую оплошность, сможет экспериментировать и создавать новые подходы.

Но важно не превратить отношения в сироп: если человек ошибается снова и снова, он не сильно хочет исправиться. Об этом нужно сказать жестко и строго.
👍 308
👎 4
Читать полностью
Раньше я думал, что ошибаюсь редко, и любил людей, которые со мной во всем соглашаются. Теперь я знаю, что ошибаюсь часто, поэтому люблю людей, кто со мной конструктивно спорит. (c)
​​152. Теория швейцарского сыра

В бизнесе все ошибаются. И время от времени это приводит к разрушительным последствиям, особенно если компания работает в рискованной области. В медицине партия бракованного препарата отравит сотни покупателей. В ракетостроении ошибка обойдётся в десятки миллионов долларов госбюджета. Если упадёт самолёт, погибнут люди.
В 1990 психолог из Университета Манчестера, Джеймс Ризон решил – «если знать, где падать, можно подстелить соломки». И создал теорию, из-за чего в системе происходят катастрофы. А главное – как их избежать.

Компания похожа на кусочек сыра – «дыры» разного размера существуют на всех уровнях. Однако сыр – штука цельная, и несмотря на дырявость, стена из него будет непроницаема. Но давайте отрежем ломтик – сразу же появятся отверстия, в которые можно палец засунуть.
Ломтик – это один уровень системы: производство, доставка, сборка. Почему отдельные ломтики дырявые, а сыр – цельный? Пробоины в ломтиках находятся на разных уровнях. Так и в хорошей компании организационные дыры одного ломтика натыкаются на крепкий заслон в другом.

Предположим, что на производстве страдает упаковка и сделали партию препаратов с нарушенными условиями хранения. Но перед доставкой происходит вторичный контроль качества и брак сразу замечают. Коварные грузчики «ломтика доставки» могут прикарманить пачку-другую дорогих таблеток. Поэтому в аптеке при получении составляют акт приёма и проверяют количество лекарства.

Верная модель. Если вы попробуете напрямую пройти через уровни системы, у вас не выйдет.
____ ____ - производство
__ ____ _ - доставка
____ ____ - аптека

Проблемы есть на всех уровнях, но организация формирует ряд барьеров, чтобы избежать краха. И система работает.
Но представим, что проблемы каждого отдела в одном и том же месте. Например, груз принимают без проверки и доставляют в аптеку по-свойски, без бумажной волокиты. Если на этапе производства что-то пойдёт не так, бесполезный, а то и опасный препарат попадёт к вам в аптечку. Это называется траектория возможного происшествия.

Согласно модели Ризона есть 4 типа ошибок, к которым так или иначе относится любой провал:

Проблемы менеджмента – это плохие управленческие решения, которые потом выйдут боком. Например, экономить на обучении пилотов пассажирских самолётов.
Недостаток контроля – помните грузчиков, которые могут прикарманить товар? Если механизмы контроля деятельности отсутствуют, всегда найдутся те, кто этим воспользуется.
Предпосылка к небезопасным действиям – например, кнопка «пуск ядерных ракет» на столе генерала, размещённая возле кнопки «заказать кофе». Вы удивитесь, но история пестрит примерами почти таких же глупых катастроф.
Сами небезопасные действия – на кнопку «пуск ракет» должен кто-то нажать. Пока этого не произошло, опасность потенциальная. И если генерала много лет учили смотреть, куда тянешь палец, есть шанс, что взрыва всё же не случится.

Сегодня теория Ризона хорошо известна менеджерам в рискованных областях и активно используется в авиации, ракетостроении и, конечно, здравоохранении.

И если смотреть на системы через «сырную» призму, можно залатать «дыры» и избежать провала. А если уж он неизбежен, бросить на дно ямы батут и спустить туда лестницу.
👍 210
👎 9
Читать полностью
Ситуация, которую вы считаете реальной, станет реальной по изменениям поведения, которые она повлечет.

♻️Уильям Томас и Дороти Томас
151. Эмерджентные системы

Бывает ли такое, что сумма получается больше, чем отдельные слагаемые?
Да, и гораздо чаще, чем вы могли подумать.

Посмотрите на муравьёв. Одна букашка не удивит вас ничем, кроме таскания сверхтяжёлых веточек. Простейшее поведение, никаких признаков интеллекта. Но на самом деле социальное поведение муравьёв – самое сложное после человеческого. Колония муравьёв может построить небоскреб (сравните размер муравейника с его жителем), умеет эффективно распределять обязанности и запасы пищи – куда там человеческим менеджерам. У муравьев-листорезов «солдаты» появляются только в тех колониях, где живёт больше 100.000 рабочих. Потому что меньшему количеству рабочих сложно прокормить армию. А африканские кочевые муравьи могут строить живые мосты, чтобы перенести матку, например, через ручей. Чем больше муравьёв, тем они умнее. Можно сказать, у них эмерджентный разум.

В эмерджентной системе сумма частей обладает свойством, которого нет у элементов.

Вы можете сколь угодно долго исследовать муравья или маленький муравейник, но вы не сможете предсказать усложняющееся поведение и рождение новых подвидов. В изучении эмерджентной системы стандартный подход «разделить на составные элементы и изучить их по отдельности» не сработает. Нужно исследовать систему в целом.

Эмерджентность проявляется не только в социальном поведении. В некоторых композитных материалах встречается уникальное свойство, когда у конечного продукта количественный показатель свойства (электропроводность, прочность на разрыв и пр.), превышает эти свойства у составляющих.

А ещё эмерджентность встречается в бизнесе. Например, Фейсбук, начинался как соц.сеть, просто способ общения. Но сейчас зарегистрировано больше двух миллиардов пользователей – четверть человечества. Теперь это и соц.сеть, и СМИ, и рынок товаров и рабочих мест. Планировал ли Цукерберг делать Фейсбук таким? Едва ли, но когда эмерджентная система достигает определённых масштабов, новые свойства возникают самостоятельно. Помните про рождение муравьёв-солдатов?
Здесь то же самое: объединенные новой удобной системой передачи информации люди придумали новые способы поведения.

Исследуя что-либо, помните – мало изучить строение атомов в апельсине, чтобы понять, как появляются фрукты. Метод Шерлока Холмса от малого к большому даст сбой. Порой нужно увидеть целое, и только потом делить.
Создавая что-либо, бизнес или объект искусства, будьте готовы – ваше творение может выйти за рамки всех ожиданий. Да’Винчи, рисовал портрет жены дворянки со всей страстью. Но вряд ли думал, что его картина+широкая публика станут одним из самых популярных полотен в истории.
👍 229
👎 7
Читать полностью
Фильм
«Области Тьмы»

Жанр: фантастика, психологический триллер, детектив.
Темы: улучшение мозга, психология, криминал.
О чём:
Что, если одна таблетка может сделать вас богатыми, могущественными и гениальными? Нью-йоркский писатель Эдди Морра несчастен. У него проблемы в личной жизни и с в карьере. В общем, классика жанра.

Всё меняется, когда знакомый предлагает ему NZT – чудо-препарат, который задействует весь потенциал мозга. Эдди меняется на глазах: его память, восприятие, скорость мышления вырастают многократно. За четыре дня он пишет книгу, с легкостью зарабатывает огромные деньги на бирже. Слава, успех, женщины - кажется, мир должен упасть к ногам Эдди.

Но поставщик таблеток убит, новые взять неоткуда, а без них он – всего лишь посредственный писака. Кроме того, его догоняют побочные эффекты волшебных таблеток, и кажется, Эдди сходит с ума.
Какую цену он готов заплатить, чтобы остаться сверх-человеком?

Плюсы: интересно наблюдать за стремительными преображениями героя. Хорошая задумка: NZT – это почти что джин, исполняющий желания. Но становится не по себе, когда понимаешь, что в отличие от джина, такие таблетки могут появиться. Что бы вы сделали? Смогли бы отказаться от шанса ощутить свой предельный потенциал, стать Уорреном Баффетом и Эйнштейном в одном флаконе? Особенно зная, что потом вам придётся снова стать «всего лишь человеком».

Минусы: научным фильм назвать нельзя. Есть логические нестыковки и допущения в сюжете, механизм таблетки остаётся немножко волшебным.

Оценка: 8 из 10 на Кинопоиске.
Читать полностью
Многие люди считают, что им не хватает силы воли, чтобы начать что-то делать. Они путают причину со следствием.
Это как не ходить в спортзал, потому что нет сил поднимать тяжести. Сила воли - такой же навык, который нуждается в тренировке.

Начните с небольших изменений: чуть раньше встать, чуть дольше работать, чуть меньше сидеть в интернете.
Сначала гантели, потом штанга.
Но чтобы достичь прогресса, обязательно придется выйти из зоны комфорта и превозмогать трудности.
No pain - no gain.
👍 359
👎 13
Читать полностью
150. Метод Ферми: как посчитать что угодно

На испытаниях атомной бомбы в 1945 Ферми вместе с другими учеными-атомщиками наблюдал за взрывной волной из базового лагеря.
Пока другие настраивали сложные приборы для измерения мощности взрыва, Ферми разорвал на кусочки страницу из блокнота. Когда после детонации подул сильный ветер, физик подбросил обрывки в воздух и проследил за полётом. Куски, улетевшие дальше всех, показывали пик давления волны. Ферми прикинул, что мощность взрывной волны превысила 10 килотонн.
Другим наблюдателям нижний предел был неизвестен, а точные показания с приборов и цифра в 18,6 килотонн появились нескоро. Энрико же, используя смекалку и листок бумаги, смог сразу внести какую-то определённость.

Автор легендарного парадокса был уверен, что посчитать можно всё. Даже если вы не знаете тему, с минимальной эрудицией и сообразительностью, можно из известной вам информации скомбинировать точную догадку по поводу неизвестного.
Своим студентам физик любил задавать каверзные вопросы. Самый известный из которых: «Сколько настройщиков пианино работает в Чикаго?» Разумеется, студенты возмущались и говорили, что это практически невозможно посчитать. Ферми показывал следующие уравнения:

❓Примерное население Чикаго 2.7 млн человек. Предположим, в обычной семье живёт 2-3 человека. Делим население на среднее 2,5. Получается, в Чикаго живёт около миллиона семей. Почему нужны семьи? Потому если у семьи есть пианино, второе ей не понадобится.
❓У какого процента семей есть пианино? Вряд ли меньше, чем у 1%, вряд ли больше 8%. Возьмём примерное значение 5%. Итого: 5% от миллиона – это примерно 50.000 пианино, которые обслуживают где-то раз в год. Теперь мы знаем рынок.
❓Сколько дней в году работает настройщик? Из 365 дней вычтем 52 субботы, 52 воскресенья и несколько дней праздников. Выходит, около 250 рабочих дней. За день можно обслужить 3-4 инструмента. Больше будет тяжело (включите сюда дорогу до клиента), меньше – не слишком прибыльно. Итого: за 250 рабочих дней 1 рабочий может обслужить 800-1000 инструментов.
❓Теперь мы делим 50.000 инструментов на 1000 услуг от одного человека — это +/- 50 настройщиков.

Телефонный справочник подтверждал правоту физика.
У студентов ответ получался в размахе от 20 до 200.

Полученный интервал значений выглядит широким, но разве это не огромный шаг вперед по сравнению с позицией «неужели это вообще можно определить?», которую студенты занимали поначалу?
Суть метода Ферми в том, что грубая догадка, от которой можно оттолкнуться, лучше, чем фраза: «Я не знаю, это невозможно посчитать!»

А вот вам другой вопрос: сколько нужно кусочков попкорна, чтобы заполнить комнату?
Примеры расчётов можно отправить в комментарии. Посмотрим, какой получится диапазон значений.
Читать полностью
Вселенная - это ответ. Нам лишь осталось найти правильный вопрос.

🚀Илон Маск
149. Эффект Бенджамина Франклина

Что было раньше: мотив или поступок?
Не спешите с ответом.

В своей автобиографии Бенджамин Франклин рассказывает интересную историю. Когда он работал в законодательном органе Пенсильвании, у него был политический соперник.
«Услышав, что в его библиотеке имеется очень редкая книга, я послал записку», - пишет Франклин: «Не окажет ли он любезность, одолжив её мне на несколько дней? Политик прислал книгу немедленно. Примерно через неделю я вернул её с запиской, в которой горячо благодарил за услугу. Когда мы следующий раз встретились в Палате, он заговорил со мной, чего раньше никогда не делал, и притом весьма любезно. В дальнейшем он неизменно обнаруживал готовность помочь мне и в других делах. Вскоре мы стали большими друзьями, и наша дружба продолжалась до самой его смерти».

Из этой истории отец-основатель США выводит следующий принцип:
«Тот, кто оказал вам услугу, поможет снова с большей охотой, чем тот, кому вы сами сделали добро».

Эффект проверяли экспериментально. В 1969 Эккер и Лэнди пригласили студентов на конкурс, в котором можно выиграть деньги. После окончания, человек, проводивший исследование попросил треть победителей вернуть деньги, мол, для выплаты ему пришлось заплатить из своего кармана, а он испытывает нужду. Другую треть деньги попросил вернуть секретарь, сказав, что запас денег в отделе психологии очень мал. Последнюю треть участников не просили вернуть деньги. Затем у всех трёх групп поинтересовались, насколько им понравился человек, проводивший исследование. Второй группе он понравился меньше всего, а первой больше всего. Запрос на возврат денег через посредника уменьшил их симпатию, тогда как просьба напрямую увеличила.

Ещё Дейл Карнеги в своих «Принципах влияния» писал, что просьба – это тонкая форма лести. Человек, который вас не любил, думает: «Он просит меня о помощи, то есть признает мою значимость. Что ж, пусть знает, кто тут главный». Но затем возникает когнитивный диссонанс: «Я не люблю этого человека, но я ему помог. Так почему же?» Ему хочется избавиться от напряжения, вызванного противоречием. И мозг быстро находит решение: «Пожалуй, я неплохо к нему отношусь. Между нами были недоразумения в прошлом, но в целом он – неплохой парень».
Как видите, сначала вы совершаете поступок, а мозг задним числом генерирует мотив.

К сожалению, эффект Франклина работает и в обратную сторону. Если вы сделали хорошему человеку дурное, вы будете придумывать ему всяческие пороки, которые оправдают ваше подлое поведение. Так солдаты на войне лишают облик врага человечности, чтобы не испытывать стыда за убийство.

Эффект Франклина можно использовать в маркетинге для создания доверительной атмосферы с клиентом. Вместо того, чтобы предлагать помощь человеку, продавец может попросить его о помощи. Например, поделиться мнением, что ему нравится в продукте, а что клиент рекомендует улучшить. Эта чистая услуга, оставшаяся неоплаченной, может посадить зерно симпатии, которая повысит лояльность человека к бренду.
👍 381
👎 3
Читать полностью
Человек, который очень много ест, не становится здоровее того, кто питается лишь необходимым.
Так же и ученый — это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользою.

🔔Аристипп Киренейский
148. Эффект Барнума-Форера

Можно ли предсказать будущее? Вопрос тревожит людские умы не одно тысячелетие. Ведь как здорово было бы избавиться от неопределённости: знать, что сегодняшний маленький старт-ап превратится через 15 лет в гигантскую социальную сеть и сегодняшние старания окупятся.

Для предсказания будущего использовались кости, кофейная гуща, внутренности животных. И конечно, популярная до сих пор астрология. Древние мудрецы считали, что все упорядоченные системы связаны между собой. А значит, механизм, управляющий звёздами, влияет и на людей. Отчасти они были правы: вспышка на солнце подпортит день многим. Но вряд ли отношение Венеры к Юпитеру в выдуманной системе координат влияет на вероятность удачного свидания. Опрятная одежда и дезодорант в этом смысле гораздо более надёжный предсказатель.

Чтобы опровергнуть прорицание, достаточно простой логической цепочки – если астрологи предсказывают будущее, почему они не купили акции Apple 30 лет назад? Если предсказания работают, почему придворные гадатели пророчат победу каждому из враждующих полководцев?

Но почему-то даже в 21 веке можно найти армию фанатов, которые будут с пеной у рта доказывать, что гороскоп работает. В 1948 психолог Бертрам Форер провёл эксперимент, чтобы объяснить механизм предсказаний. Он раздал студентам специальный тест, по результатам которого можно дать чёткую характеристику их личности. После прочтения нужно было оценить точность характеристики. Средний результат - 4,26 из 5. Есть одно но – тест был выдуманный. Вдобавок учёный раздал всем одно и то же описание из случайного гороскопа.

Так Форер доказал, что персональное предсказание будущего и чтение личности, например, по руке – всего лишь психологический трюк. Достаточно соблюдать четыре условия:

🔮Используйте размытые и абстрактные формулировки – «Вижу, что вы умеете трезво оценивать свои возможности, но некоторые из них используете не в полную силу».
🔮Включайте в описание качества, которые присущи большинству людей – «У вас есть определённые слабости. Но вы умеете приглушить их, чтобы добиться результата».
🔮Выступайте, как авторитетный источник – «Я великий маг/профессор психологии/20 лет прожил в Тибетском монастыре».
🔮Описывайте человек в положительном ключе – «Вы горды тем, что принимаете решения самостоятельно и не поддаетесь влиянию извне».

Когда характеристика звучит размыто, сложно найти тезис, про который вы скажете: «Нет, это точно не про меня». Итак, нам трудно опровергнуть предсказание. При этом услышав что-то лестное в свой адрес, мы включаем предвзятость подтверждения – быстренько находим ситуации, которые показывают нас с лучшей стороны, и опускаем те, в которых проявились неприглядные качества. Ну а для того, чтобы поверить в прорицание окончательно, используем искажение малых чисел – на основании одной случайно сбывшейся части прогноза из серии «на этой неделе возможна встреча с другом», мы убеждаем себя – «ну вот же, один сбылся. Значит, и остальные сбудутся».

Попробуйте поставить несложный эксперимент: найдите пару гороскопов, относящихся к чужим знакам зодиака и читайте их, как будто речь о вас.

И не ведитесь на дешёвые уловки, играющие на вашем самолюбии.
👍 272
👎 7
Читать полностью
Если человек не знает, в какой порт он плывет, никакой ветер не будет для него попутным.

📜Сенека
147. Эффект Ресторофф или эффект белой вороны

🔵🔵🔴🔵🔵🔵

Мозг запоминает вещи не случайно.
Вы никак не выделите 5 синих мячиков в ряду. Но вы точно запомните единственный красный. Он отличается только цветом и чисто технически ничем не лучше. Но он такой один - и это ставит его на ступеньку выше.

В 1920-1930 последователи школы гештальт-психологов активно экспериментировали, чтобы проверить свои теории. Хедвиг фон Ресторофф в своём исследовании выяснила интересную закономерность: числа, включённые в ряд слогов, запоминаются лучше. Как и с красным шариком, из
пр до 13 ге ло вр
- вы запомните 13.

Это назвали эффектом Ресторофф - из ряда объектов мы выделяем отличающийся, замечаем "белую ворону".

Наше представление о мире - библиотека психических образов с привязанными к ним эмоциями. Когда в мозг поступает стимул - например, звук или визуальный образ - сознание находит в "библиотеке" полку, посвящённую образу. Увидели чашку кофе, автоматически связали с утренним подъёмом и увеличением бодрости, штамп "хорошо". Сверили с текущим состоянием - "не выспался" - и приняли решение отхлебнуть.

Этот процесс подсознательный и происходит без нашего участия.

Когда жизнь состоит из привычных стимулов с привычным значением, нет смысла включать высокую концентрацию. К стандартной кружке со стандартным кофе применяется отношение по умолчанию.

Но если объект резко отличается от окружающих, на то есть причина. Возможно, он очень важный или очень опасный. Если среди пяти кружек кофе одна выделяется цветом, формой или размером, её нужно поместить на отдельную полку в мозгу и внимательно изучить.

Эффект белой вороны активно используют в маркетинге. Если у всех вокруг горизонтальная вывеска, достаточно сделать вертикаль или диагональ - и на вас будут обращать больше внимания.

А ещё с помощью эффекта можно обмануть закон убывающей полезности: если любимое дело превращается в рутину, достаточно немного изменить формат - и вам снова станет интересно.

Так известные бренды сменой дизайна заново создают спрос на продукт.
👍 335
👎 3
Читать полностью
147. Эффект Ресторофф или эффект белой вороны

🔵🔵🔴🔵🔵🔵

Мозг запоминает вещи не случайно.
Вы никак не выделите 5 синих мячиков в ряду. Но вы точно запомните единственный красный. Он отличается только цветом и чисто технически ничем не лучше. Но он такой один - и это ставит его на ступеньку выше.

В 1920-1930 последователи школы гештальт-психологов активно экспериментировали, чтобы проверить свои теории. Хедвиг фон Ресторофф в своём исследовании выяснила интересную закономерность: числа, включённые в ряд слогов, запоминаются лучше. Как и с красным шариком, из
пр до 13 ге ло вр
- вы запомните 13.

Это назвали эффектом Ресторофф - из ряда объектов мы выделяем отличающийся, замечаем "белую ворону".

Наше представление о мире - библиотека психических образов с привязанными к ним эмоциями. Когда в мозг поступает стимул - например, звук или визуальный образ - сознание находит в "библиотеке" полку, посвящённую образу. Увидели чашку кофе, автоматически связали с утренним подъёмом и увеличением бодрости, штамп "хорошо". Сверили с текущим состоянием - "не выспался" - и приняли решение отхлебнуть.

Этот процесс подсознательный и происходит без нашего участия.

Когда жизнь состоит из привычных стимулов с привычным значением, нет смысла включать высокую концентрацию. К стандартной кружке со стандартным кофе применяется отношение по умолчанию.

Но если объект резко отличается от окружающих, на то есть причина. Возможно, он очень важный или очень опасный. Если среди пяти кружек кофе одна выделяется цветом, формой или размером, её нужно поместить на отдельную полку в мозгу и внимательно изучить.

Эффект белой вороны активно используют в маркетинге. Если у всех вокруг горизонтальная вывеска, достаточно сделать вертикаль или диагональ - и на вас будут обращать больше внимания.

А ещё с помощью эффекта можно обмануть закон убывающей полезности: если любимое дело превращается в рутину, достаточно немного изменить формат - и вам снова станет интересно.

Так известные бренды сменой дизайна заново создают спрос на продукт.
Ментальные модели
87. Закон убывающей предельной полезности Одной из целей на этот год я выбрал научиться читать тексты на китайском, и за первый месяц получилось выучить 400-500 иероглифов. Поначалу это было очень легко - с каждым новым иероглифом мои знания существенно вырастали, и это сильно мотивировало. Выучив 100 иероглифов, я стал разбираться в китайском в 100 раз лучше, чем зная 1. Выучив следующие 100, я удвоил свои знания. Еще 100 дало прирост в полтора раза. Но чем дальше, тем вклад каждого нового иероглифа становится меньше, а значит меньше и удовольствие. К сожалению, так происходит в большинстве областей жизни. Например, можно получить очень большое удовольствие, съев шоколадку. Съесть вторую тоже будет приятно. Третью придётся есть через силу, а от четвертой заболит живот. В экономике такой эффект называется Законом убывающей предельной полезности. Закон утверждает, что по мере увеличения количества потребляемого блага, предельная полезность от потребления дополнительной единицы будет сокращаться. Этим законом…
Читать полностью