❓Можно ли работать на больничном?
📍Работа на больничном
Как вы знаете, с 1 января 2022 года все листки нетрудоспособности оформляются в электронном виде. То есть после визита к врачу создается электронный больничный, который попадает в базу Фонда социального страхования (ФСС), далее ФСС сообщает работодателю о заболевшем. После выхода работника на работу работодатель должен сообщить в ФСС: человек лечился или работал.
Если человек уже оформил больничный, то он вправе отдыхать и поправлять здоровье на законных основаниях, а также получать пособие. По закону трудиться на больничном и принуждать к работе запрещено. Однако отстранять от обязанностей из-за болезни тоже нельзя. Если работник трудится на больничном, то он должен получить заработную плату за эти дни, но из-за нарушения режима лечения пособие могут снизить. Этого не произойдет, если сотрудник работал дистанционно по договоренности с руководителем, для этого необходимо оформить заявление в произвольной форме.
📍Расчет пособия по нетрудоспособности
На размер больничного пособия влияет несколько факторов: первый — общий страховой стаж за весь период работы, второй — средняя зарплата за последние два года. Соответственно, чем выше стаж и заработная плата, тем больше выплаты. Также стоит отметить, что все дни, включая выходные и праздники, оплачиваются.
Размер выплаты по нетрудоспособности рассчитывается по следующей формуле: СДЗ (средний дневной заработок) / коэффициент страхового стажа *количество дней больничного. Сам СДЗ = заработок сотрудника за расчетный период (2 последних года) / 730. При этом база для расчета ограничена лимитами: для 2020 года — 912 000 рублей, для 2021 года — 966 000 рублей, а для 2022 года — 1,032 миллиона рублей.
А коэффициент стажа составляет 60% заработка при стаже менее 5 лет, 80% — от 5 до 8 лет, 100% — от 8 лет. Если трудовой стаж менее полугода, то размер больничного составляет не более МРОТ.
Например, сотрудник болел 10 дней. Его страховой стаж 6 лет. За 2020 год он заработал 310 000 рублей, а за 2021–420 000 рублей, таким образом его доход за расчетный период 730 000 рублей. Его СДЗ будет равен 1 000 рублей, так как мы 730 000 рублей делим на 730. С учетом его страхового стажа сумма составит 800 рублей (1 000*80%). Следовательно, за 10 дней болезни сотрудник получит 8 000 рублей, но стоит помнить, что больничные листы облагаются НДФЛ, кроме пособия по беременности и родам.
Есть категории выплат, которые не зависят от опыта: пособие по беременности и родам и больничный по уходу за ребенком до семи лет — в этих случаях выплачивается 100% от среднего заработка.
📍Каждый год ФСС устанавливает минимальный и максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности. В 2022 году максимальный — 2 572,60 рубля в день, минимальный — 502,32 руб.
📍Оплата больничного после увольнения
Трудовое законодательство гарантирует сотруднику сохранение зарплаты на весь период болезни в виде пособия по нетрудоспособности.
📌После увольнения в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудовой деятельности в конкретной организации больничный также оплачивается (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Его размер составляет 60% среднего заработка независимо от стажа. Первые три дня оплачивает работодатель — теперь уже бывший, остальное — ФСС (п. 2 ст. 3 255-ФЗ). Это правило распространяется на больничные, перечисленные в ч. 1 ст. 5 255-ФЗ:
-больничный из-за болезни или травмы;
-уход за больным;
-карантин застрахованного или его ребёнка;
-протезирование;
-долечивание.
📌Обратиться за таким пособием бывший сотрудник может в течение 6 месяцев с момента восстановления трудоспособности или установления инвалидности (п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 12 255-ФЗ).
На случай если сотрудник устроился на другую работу, но не сказал работодателю об этом, можно взять с него заявление с подтверждением, что на момент ухода на больничный он нигде не работал. Если потом обнаружится, что это не так, у ФСС будут претензии к работнику, а не к компании.
Ваш,
@myhrexpert
🛎 услуги:
https://myhrexpert.ru/
📍Работа на больничном
Как вы знаете, с 1 января 2022 года все листки нетрудоспособности оформляются в электронном виде. То есть после визита к врачу создается электронный больничный, который попадает в базу Фонда социального страхования (ФСС), далее ФСС сообщает работодателю о заболевшем. После выхода работника на работу работодатель должен сообщить в ФСС: человек лечился или работал.
Если человек уже оформил больничный, то он вправе отдыхать и поправлять здоровье на законных основаниях, а также получать пособие. По закону трудиться на больничном и принуждать к работе запрещено. Однако отстранять от обязанностей из-за болезни тоже нельзя. Если работник трудится на больничном, то он должен получить заработную плату за эти дни, но из-за нарушения режима лечения пособие могут снизить. Этого не произойдет, если сотрудник работал дистанционно по договоренности с руководителем, для этого необходимо оформить заявление в произвольной форме.
📍Расчет пособия по нетрудоспособности
На размер больничного пособия влияет несколько факторов: первый — общий страховой стаж за весь период работы, второй — средняя зарплата за последние два года. Соответственно, чем выше стаж и заработная плата, тем больше выплаты. Также стоит отметить, что все дни, включая выходные и праздники, оплачиваются.
Размер выплаты по нетрудоспособности рассчитывается по следующей формуле: СДЗ (средний дневной заработок) / коэффициент страхового стажа *количество дней больничного. Сам СДЗ = заработок сотрудника за расчетный период (2 последних года) / 730. При этом база для расчета ограничена лимитами: для 2020 года — 912 000 рублей, для 2021 года — 966 000 рублей, а для 2022 года — 1,032 миллиона рублей.
А коэффициент стажа составляет 60% заработка при стаже менее 5 лет, 80% — от 5 до 8 лет, 100% — от 8 лет. Если трудовой стаж менее полугода, то размер больничного составляет не более МРОТ.
Например, сотрудник болел 10 дней. Его страховой стаж 6 лет. За 2020 год он заработал 310 000 рублей, а за 2021–420 000 рублей, таким образом его доход за расчетный период 730 000 рублей. Его СДЗ будет равен 1 000 рублей, так как мы 730 000 рублей делим на 730. С учетом его страхового стажа сумма составит 800 рублей (1 000*80%). Следовательно, за 10 дней болезни сотрудник получит 8 000 рублей, но стоит помнить, что больничные листы облагаются НДФЛ, кроме пособия по беременности и родам.
Есть категории выплат, которые не зависят от опыта: пособие по беременности и родам и больничный по уходу за ребенком до семи лет — в этих случаях выплачивается 100% от среднего заработка.
📍Каждый год ФСС устанавливает минимальный и максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности. В 2022 году максимальный — 2 572,60 рубля в день, минимальный — 502,32 руб.
📍Оплата больничного после увольнения
Трудовое законодательство гарантирует сотруднику сохранение зарплаты на весь период болезни в виде пособия по нетрудоспособности.
📌После увольнения в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудовой деятельности в конкретной организации больничный также оплачивается (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Его размер составляет 60% среднего заработка независимо от стажа. Первые три дня оплачивает работодатель — теперь уже бывший, остальное — ФСС (п. 2 ст. 3 255-ФЗ). Это правило распространяется на больничные, перечисленные в ч. 1 ст. 5 255-ФЗ:
-больничный из-за болезни или травмы;
-уход за больным;
-карантин застрахованного или его ребёнка;
-протезирование;
-долечивание.
📌Обратиться за таким пособием бывший сотрудник может в течение 6 месяцев с момента восстановления трудоспособности или установления инвалидности (п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 12 255-ФЗ).
На случай если сотрудник устроился на другую работу, но не сказал работодателю об этом, можно взять с него заявление с подтверждением, что на момент ухода на больничный он нигде не работал. Если потом обнаружится, что это не так, у ФСС будут претензии к работнику, а не к компании.
Ваш,
@myhrexpert
🛎 услуги:
https://myhrexpert.ru/