Mysteria antiquitatis


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Политика


Здесь красиво. Вконтакте: https://vk.com/mysteriaantiquitatis. По всем вопросам @olegvozovikov

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Политика
Статистика
Фильтр публикаций


👆🏻 Бюст царевича Анкхафа. Египет, Древнее царство, IV династия, правление Хафра, 2520–2494 гг. до н. э.

В Древнем Египте художники почти никогда не создавали достоверных портретов. Этот бюст Анххафа, наоборот, нарушает данное правило. Он выполнен из известняка, покрытого тонким слоем гипса, на котором рукой мастера смоделированы детали. Это не стилизованное изображение, а лицо конкретного человека. Из надписей в его гробнице мы знаем, что Анкхаф был сыном царя, вероятно, Снофру, и братом другого царя, Хуфу, и что он служил Хафра в качестве визиря и надзирателя за строительными работами. В этом качестве он, возможно, руководил строительством второй пирамиды и созданием сфинкса.

Черты лица Анкхафа — это черты зрелого мужчины. На его голове видна редеющая линия волос. Веки слегка прикрывают глаза, изначально выкрашенные в белый цвет с коричневыми зрачками. По-видимому, когда-то у него была короткая борода, сделанная из отдельного куска гипса. Она была утеряна в древности, как и уши. Его взгляд — взгляд властного и волевого человека, привыкшего к тому, чтобы его приказы выполнялись. Он хотел, чтобы именно таким его запомнили в веках.

Мастаба Анкхафа была самой большой на Восточном кладбище в Гизе. Его бюст был установлен в часовне из глинобитного кирпича, пристроенной к восточной стороне гробницы и ориентированной так, что она была обращена ко входу в часовню. Стены часовни были покрыты изящными рельефными изображениями.

Материал: окрашенный известняк.
Высота памятника: 50,48 см.
Место находки: Египет, Гиза, гробница G 7510.

Бюст был найден в 1925 году экспедицией Гарвардского университета и Бостонского музея изящных искусств; в 1927 году, передан правительством Египта в MFA в благодарность за кропотливую работу Гарвардско-Бостонской экспедиции по раскопкам и реставрации предметов из гробницы царицы Хетепхерес, обнаруженной в том же году, что и бюст.

Экспонируется в Галерее скульптур Древнего царства (Галерея 113).

Музей изящных искусств, Бостон, США.
Инвентарный номер: 27.442.
Фото: The Museum of Fine Arts.




Бутылка в виде виноградной грозди. Римская империя, III в. н. э.

Материал: стекло.
Размер: 13,6 x 7 см.
Место происхождения: Восточное Средиземноморье (возможно, Сирия).

Первоначально памятник принадлежал д-ру Азизу Хайату (Azeez Khayat, 1875–1943), коллекционеру древностей из Ливана. В 1919 году оказался во владении Галерей Андерсона (Anderson Galleries, Нью-Йорк, США), в том же 1919 году был приобретён Сент-Луисским художественным музеем на аукционе предметов из коллекции Хайата (лот № 245).

Сент-Луисский художественный музей, Сент-Луис, США.
Экспонируется в галерее 208.
Инвентарный номер: 420:1919.
Фото: Saint Louis Art Museum.


Ещё один Осирис, на этот раз из американского Сент-Луисского художественного музея. Согласно древней «Книге мёртвых» (сами египтяне называли эту книгу «Речения выхода (души) в свет»), в незапамятные времена Осирис был царём Египта. Он был убит своим братом Сетхом, но шакалоголовый бог Анубис совершил погребальный обряд, который воскресил Осириса и сделал его царём подземного мира. Египтяне рассматривали воскрешение Осириса как возможность для умерших вернуться к жизни в загробном мире.

Египет, Поздний период, 664–332 гг. до н. э.

Материал: бронза с инкрустацией из ляпис-лазури.
Высота: 67,3 см.

Памятник приобретён музеем в 1924 году.

Сент-Луисский художественный музей, Сент-Луис, США.
Экспонируется в галерее 313.
Инвентарный номер: 224:1924.
Фото: Saint Louis Art Museum.


Пробуждение Осириса. Египет, XXVI династия, 664–525 гг. до н.э. Расписанный стеатит, золото, электрум, бронза.

Египетский музей, Каир, Египет.
Инвентарный номер: 38424.
Фото: Christoph Gerigk.


👆🏻 Бронзовая курильница для благовоний, юго-западная Аравия, середина I тысячелетия до н. э.

Курильница состоит из цилиндрической чаши, установленной на коническом основании; прямоугольная архитектурная форма, напоминающая фасад, возвышается над передней частью чаши. Её лицевая сторона украшена рельефными изображениями двух змей, обрамляющих круглый диск, помещённый в полумесяц. Отдельно отлитый козёл, стоящий на постаменте, вероятно, исполняет роль ручки курильницы.

С середины I тысячелетия до н. э. и до VI века н. э. царства юго-западной Аравии приобрели значительное богатство и влияние благодаря контролю над торговлей благовониями между Аравией и странами Средиземноморья. Ладан и мирра, смолы деревьев, произрастающих на юге Аравии, широко ценились в древнем мире и использовались для приготовления благовоний, парфюмерии, косметики и лекарств, а также в религиозных и погребальных церемониях.

Важность благовоний в религии юго-западной Аравии отражена в этом предмете: козерог и змеи — мощные апотропеические (очищающие от злых духов, оздоравливающие) символы, олицетворяющие мужественность и плодородие, и часто ассоциировались с местными богами. Диск и полумесяц также, вероятно, представляют бога луны, главного бога местного пантеона. Учитывая эти религиозные образы, фасад здания, изображённого здесь, вероятно, является фасадом храма.

Материал: бронза.
Размеры: 27,7 × 23,7 × 23,2 см.
Диаметр основания: 14,8 см.
Диаметр чаши: 16,6 см.

Дар Музею искусств Метрополитен от доктора Сидни А. Шарлата (Sidney A. Charlat) в память о его родителях, Ньюмане и Адель Шарлат, 1949 г. В настоящее время не экспонируется.

Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Инвентарный номер: 49.71.2.
Фото: Metropolitan Museum of Art.




Новости из мира археологии: потрясающие фрески были обнаружены в ходе новых раскопок в Помпеях, древнем римском городе, похороненном во время извержения Везувия в 79 году н. э.

Персонажи греческих мифов изображены на высоких чёрных стенах большого банкетного зала, при этом мозаичный пол в помещении — белого цвета. Очень необычное дизайнерское решение!

По словам директора Археологического парка города Помпеи Габриэля Цухтригеля, стены были чёрными, чтобы не был заметен дым от светильников. При этом мерцающий свет масляных ламп заставил бы картины выглядеть так, как будто они двигаются, особенно после того, как гости выпили несколько бокалов хорошего вина.

На одной из фресок Аполлон пытается соблазнить жрицу Кассандру. Ещё одна изображает Париса, который встречает (или уже похищает?) Елену. Обратите внимание, какая выразительная, грустная морда у мастифа: похоже, он, как и Кассандра, знает, как печально закончится вся эта история…

Текст написан по материалам BBC Science News.
Фото: BBC/Tony Jolliffe.


👆🏻 Пара золотых серёг, стилизованных под египетскую корону «шути»*, украшенных камнями и стеклом. Эллинистический период, III–II вв. до н. э.

Во время правления Птолемеев в Египте (323–31 гг. до н. э.) египетские мотивы были модными в греческих украшениях и иногда воспроизводились в точности или более вольно интерпретировались, как в этих прекрасных серьгах. Верхний элемент, представляющий собой крючок, изображает египетскую корону «шути», состоящую из солнечного диска из полупрозрачного камня, над которым возвышаются сдвоенные перья, выполненные из непрозрачного чёрного и белого стекла. Оправа всех элементов отделана золотым бисером. Ниже на проволоке прикреплены стеклянные бусины (красные и белые на одной серьге, красные и зеленые — на другой). Треугольная пластина, украшенная зернью, частично скрывает петлю, на которой держится подвеска в форме сердца с красным камнем в центре, окаймлённая полосой из чёрного и белого стекла в виде зубцов и обрамлённой золотыми перегородками, окантованными бисером. Снизу на проволоке закреплены две стеклянные бусины, а третья, ныне отсутствующая, была закреплена между декоративными элементами в форме катушки и конуса.

Размеры памятника: 1,6 x 7 см.

Дар Христоса Бастиса (Christos G. Bastis) Музею искусств Метрополитен, 1995 год.

Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Инвентарный номер: 1995.539.11a, b.
Фото: Metropolitan Museum of Art.


* Интересно, что в описании памятника на сайте MET эта стилизованная корона ошибочно атрибутирована как корона «атеф» (обе были обрамлены парой стилизованных страусиных перьев).




На этой резной аметистовой камее I века н. э. изображена женщина в лавровом венке и палле — плаще, который носили римские аристократки. Она могла быть членом императорской семьи Юлиев-Клавдиев или богатым частным лицом. Своей прической, прямым носом и маленьким ртом с пухлыми губами женщина очень похожа на портретные камеи, идентифицированные как изображения Антонии Младшей, племянницы императора Августа и матери императора Клавдия. Использовать аметист могли только знатные римляне, так как эти пурпурные камни стоили огромных денег.

Размер камеи — 4,6 см. Металлическая оправа современная; скорее всего, первоначально этот камень имел форму круга.

Художественный музей Кливленда, Кливленд, США.
Инвентарный номер: 1958.92.
Фото: The Cleveland Museum of Art.


👆🏻Бюст пожилого мужчины. Римский поздний республиканский или ранний императорский период, I век до н. э.

От античности сохранилось лишь несколько терракотовых скульптурных портретов в натуральную величину, несмотря на то, что этот недорогой и легко обрабатываемый материал часто использовался для изготовления больших и малых статуй. Хотя некоторые из них могли быть сделаны по заказу тех, кто не мог позволить себе более дорогой материал, этот портрет мог быть сделан в качестве модели для более сложного произведения из мрамора или бронзы. Поскольку ваяние камня и отливка бронзы были трудоёмкими и длительными процессами, модель из воска или глины была необходима художнику для создания образца, с которым можно было работать. Такие модели, относительно лёгкие и портативные, могли также использоваться для распространения однотипных изображений важных персон, особенно римских императоров.

Ни один из сохранившихся терракотовых портретов не является таким ярким и живым, как этот. Недавние исследования с использованием технологии медицинской визуализации подтвердили теорию о том, что этот портрет был сделан, по крайней мере частично, по слепку, снятому непосредственно с лица живого человека. Глину вдавливали в форму, оставляя точный оттиск черт лица, вплоть до тонких линий губ и дряблой, свисающей кожи на шее; на лбу отчётливо виден шрам от травмы головы. После отливки лица художник добавил глину, чтобы завершить формирование головы, и дополнительно смоделировал части поверхности с помощью инструментов. Волосы были обработаны более грубо, но причёска, относительно короткая и зачёсанная вперёд от макушки, соответствует стандартной моде середины–конца I века до н. э.

Материал: терракота.
Размеры: 35,7 × 18 см.
Место находки: между Поццуоли и Кумами, Италия.

До 1901 года памятник находился в коллекции Эдварда Перри Уоррена (1860–1928), Лондон; в 1901 году продан Уорреном в Музей изящных искусств в Бостоне. Экспонируется в Галерее римских портретов (Галерея 206).

Музей изящных искусств, Бостон, США.
Инвентарный номер: 01.8008.
Фото: The Museum of Fine Arts.




Камея со львом. Римская империя, I–III век н. э.

Лев лежит, положив голову на передние лапы. Густая, косматая грива выделяет голову зверя на фоне гладкой шерсти туловища.

Камеи, драгоценные камни с рельефно вырезанными изображениями, появились в эллинистический период, но стали популярны только в римскую эпоху. Вырезанные из многослойных цветных камней, в большинстве случаев они имеют более светлый слой на тёмном фоне, как здесь, где голубовато-белый лев контрастирует с коричневым фоном. Подобные небольшие камеи часто вставляли в кольца.

На римских камеях довольно часто изображались животные. Хотя львы были хорошо известны римлянам по зрелищам и циркам, изображение льва на камее, вероятно, имело символическое значение, возможно, подчёркивало силу и стойкость её владельца.

Материал: сардоникс.
Размеры: 2,3 × 1,4 × 1,1 см.

Памятник приобретён Музеем Гетти в 1986 году. В настоящее время не экспонируется.

Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, США.
Инвентарный номер: 86.AN.739.
Фото: J. Paul Getty Museum.


👆🏻Погребальный рельеф Маки. Сирия, около 200 года н. э.

На этой погребальной стеле изображён бородатый мужчина, стоящий фронтально, одетый в тунику и гиматий (мантию). Его левая рука держится за край одежды, а правая завернута в складки гиматия, образующие подобие перевязи. Волосы уложены рядами тугих «улиточных» локонов, борода короткая и аккуратная. Над большими глазами с вырезанными радужкой и зрачком нависают тонкие брови.

Погребальные памятники такого типа, высеченные из белого известняка и изображающие фигуры в замысловатых одеждах и с элегантными причёсками, в большом количестве сохранились в Пальмире, древнем караванном городе в Сирии. Арамейская надпись на этом рельефе справа от головы мужчины идентифицирует его как Маки, сына Ма'ани. В надписи сохранились следы красного пигмента. Возможно, он был одним из многих богатых торговцев, живших в Пальмире.

Материал: известняк.
Размеры: 52,1 × 36,7 × 17,9 см .
Место находки: Пальмира, Сирия.
Датировка: около 200 года н. э.
Надпись (на арамейском): Маки, сын Ма'ани.

До 1983 года памятник находился в Галерее Сафани (Safani Gallery, Нью-Йорк, США); в 1986–88 годах — в частной коллекции (владелец Нерео Фиоратти, приобретён на аукционе Sotheby's); в 1988 году по обмену перешёл во владение Музея Дж. Пола Гетти (J. Paul Getty Museum).

Экспонируется на Вилле Гетти (Getty Villa Museum), галерея 201B, Верхний Перистиль.

Музей Виллы Гетти, Малибу, Калифорния, США.
Инвентарный номер: 88.AA.50.
Фото: J. Paul Getty Museum.




Золотой браслет в форме Гераклова узла. Греция, III–II век до н. э.

Узел Геракла на этом роскошном браслете дополнен цветочным декором и инкрустирован гранатами, изумрудами и эмалью. По словам римского писателя Плиния Старшего, если на рану наложить повязку, завязав её таким узлом, то заживление будет происходить намного быстрее. Популярность Гераклова узла в эллинистических украшениях говорит о том, что он считался способным отвести зло.

Материал: золото, инкрустированное гранатами, изумрудами и эмалью.
Диаметр браслета — 8,9 см.

Браслет был приобретён для Музея искусств Метрополитен известным американским ресторатором и коллекционером произведений искусства Христосом Г. Бастисом (Christos G. Bastis) в 1999 году.

Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Инвентарный номер: 1999.209.
Фото: Metropolitan Museum of Art.


Ещё один великолепный экспонат музея Фонда Абегга — шерстяной гобелен на льняной основе, один из самых масштабных живописных артефактов Поздней Античности, дошедших до нас. Первоначально он служил настенным украшением в римском частном доме или культовом сооружении. На нём изображён греческий бог вина и экстаза Дионис и его свита, стоящие под аркадами, богато украшенными вьющимися листьями и плетёными орнаментами. Культ Диониса был широко распространён в Поздней Античности. Он обещал своим приверженцам жизнь после смерти и был отражением стремления к жизни, полной счастья и изобилия.

Египет, IV век.
Материал: шерсть, лён.
Размеры: высота — 210 см; ширина — около 700 см.

Фонд Абегга, Риггисберг, Швейцария.
Инвентарный номер: 3100a.
Фото: Abegg-Stiftung / Christoph von Viràg.


Центральным элементом этого монументального полотна является Артемида, богиня охоты. Вооружённая луком и стрелами, она изображена здесь в своём храме, энергично шагающей вперед. Слева от неё изображены великие охотники греческой мифологии: Актеон, Нарцисс, Мелеагр и Адонис, а справа — сцены борьбы охотников с дикими зверями.

Изображения были получены методом стойкого окрашивания, который включал нанесение рисунков на светлую льняную ткань пастой, приготовленной из смолы и воска. Затем ткань погружали в чан с краской, и когда пасту позже удаляли, фигуры и орнаменты оказывались намного бледнее, чем окрашенная основа.

Египет, IV–VI вв.
Материал: окрашенный лён.
Размеры: высота — 194 см; ширина — около 600 см.

Фонд Абегга, Риггисберг, Швейцария.
Инвентарный номер: 1397.
Фото: Abegg-Stiftung / Christoph von Viràg.

Показано 19 последних публикаций.