Надо было вчера


Гео и язык канала: Россия, Русский


Обзоры креативов, новости и тренды, которые могут вдохновить на идеи.
Семенова Анастасия, PR-консультант с 14-летним опытом.
Разрабыватываю и реализую разноформатные стратегии и идеи: от роликов до инфраструктурки и ESG.
Для связи @A_nastasiaSemenova

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


Apple VS Маск: антикризисный пиар по-яблоковски

После последней презентации Apple развернулась драма между гигантами.
Маск заявил, что запретит сотрудникам своих компаний пользоваться продуктами Apple, если будет внедрена технология OpenAI Сэма Альтмана (это давний конфликт: Маск обвиняет Альтмана в нарушении принципа создания искусственного интеллекта ради блага человечества, а не денег ради).

Антикризисные менеджеры Apple ответили старым-добрым харассментом.
Западные СМИ разгоняют обвинения в домогательствах со стороны Маска к сотрудницам SpaceX. В материале Wall Street Journal приводятся сомнительные воспоминания неопознанных женщин и комментарии «неназванных людей, знакомых с ситуацией».

В 2013 году женщина, работающая у Маска, утверждала, что он предлагал ей родить ему ребенка.
В 2017 году якобы после стажировки у Маска одна из сотрудниц имела с ним интимные отношения, позже он отправил ее на курорт на Сицилии, после чего они расстались.
В 2022 году Business Insider сообщили, что Маск якобы обнажился перед стюардессой SpaceX и предложил ей лошадь в обмен на секс.

Параллельно в The Washington Post выходит лаконичное интервью Тима Кука, в котором он защищает честь компании и рассказывает о её превосходстве. Но цель интервью — вскользь выбросить из кармана комментарий про искусственный интеллект: Apple то всегда на высоте, но вот на 100% Тим не уверен, что ИИ не будет дезинформировать людей. Штришок называется "я медленно снимаю с себя ответственность".

Антикризисный пиар – часто игра на грани фола. Apple использует один из старейших методов – дискредитацию, чтобы перенести внимание на Маска, выставив его злодеем. Однако, если обвинения окажутся необоснованными, это может ударить по репутации самого Apple.

Посмотрим дальше за антикризисными решениями великанов. Может там будет и что-то интереснее методов моего прадедушки.

Вы за кого?
🤡— Apple
🌚— Маск

@nadobulovchera


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Демография и веснушки на связи.

Дисклеймер: это не рекламный пост. Попасть ко мне в рекламу — сложнее, чем слетать в ЕС на выходные!

Ролику уже год, но я только вчера его увидела: отличный пример креативного подхода в работе с государственными темами.

Хотите объяснить что-то сложное? Делайте это через самое простое.

❤️ — хороший ролик
💔 — не понравился
🤡 — лайк за веснушки

@nadobulovchera


Сегодня выпустить сериал и впечатлить зрителя — всё равно что провести чемпионат по шахматам среди золотых рыбок. В 2023 году только в России было выпущено 175 новых оригинальных сериалов, а подписчики Netflix за тот же год посмотрели около 200 млрд часов контента.

Скажу что-то на революционном: специалистов по коммуникациям нужно привлекать с самых ранних стадий разработки сценария. У меня есть опыт консультирования сериалов в обратную сторону — «Что из сценария надо убрать, чтобы не накликать беду?», но «Что нужно добавить, чтобы всех зацепить?» — тоже актуальный вопрос. Пиарщики могут предлагать ключевые или второстепенные элементы, которые сыграют заметную роль в медиауспехе продукта. На Западе это наглядно продемонстрировал сериал «Олененок».

Здесь — спойлер. Если не хотите узнать сюжет, не открывайте: главный герой — не возродившийся Бэмби, а неудачный комик, которого преследует профессиональная сталкерша. В ходе сюжета выясняется, что герой подвергался насилию со стороны продюсера, а его отец — в церковной школе. Утрирует ситуацию факт, что неоднозначный сюжет основан на реальных событиях из жизни автора шоу.

Зрители быстро вычислили прототипы персонажей и начали преследовать их (буквально — сталкерить сталкера), публикуя личную информацию. Попутно обвинив Netflix в недостаточной анонимности. Прототипы начали молить о пощаде, а платформа заявила, что сделала всё возможное для соблюдения конфиденциальности. Случился большой пиар-хлопок.

Можно предположить, что это была многоходовка продюсеров и пиарщиков. История явно рассчитана на то, чтобы вызвать дискуссии, «кто тут истинный мученик», привлекая внимание к шоу. Реальных людей прикрыли полупрозрачной тряпочкой, зная, что зрители выйдут на охоту и потянут за собой публикации в соцсетях и СМИ. Так и случилось. А сталкерша, к тому же, постоянно подкидывает инфоповоды: вот, на днях заявила, что подаёт в суд на Netflix и требует 170 млн долларов.

Среди российских сериалов со шлейфом горячих обсуждений — «Слово пацана». Авторы и PR, возможно, заранее спрогнозировали реакцию аудитории. После первых двух эпизодов многие зрители восприняли шоу как пропаганду насилия среди подростков, посыпались обращения о проверке и закрытии шоу — сотни СМИ и тысячи публикаций в соцсетях. Двойной финал проекта, который опроверг ошибочные предположения критиков первых серий, разжег внимание до предельной величины. Крутой продукт и отличная работа PR обеспечили колоссальный медиауспех российского сериала.

Продвижение шоу — благодатная почва для пиарщиков. Каждый проект требует спецформатов и ходов, способных вызвать ажиотаж. В мире бесконечного мышиного клика и перелистываний оригинальные коммуникационные стратегии ключевой инструмент в борьбе за внимание зрителя.

Вы смотрите российские сериалы?
❤️ Да
💔 Нет
🗿 Я смотрю только в стену и на дно чашки по утрам

@nadobulovchera


Итак, ПМЭФ почти закончился, все инфоповоды отработаны, и вы наслаждаетесь игристым на катере по Неве с другими пиарщиками. Заслуженно, конечно. Но впереди еще ВЭФ и другие большие мероприятия.

Как реализовать на них свои инфозадачи?
(Осторожно — далее ирония)

👉Сильная подготовка?
Кому она нужна! Вы все отработаете на месте.
👉Контакт с журналистами — топ приоритет.
ПМЭФ и ВЭФ — идеальное время для знакомств, журналисты ничем не заняты на форуме, на котором очень заняты вы. Звоните им в любое время, не сверяясь с программой. Если сбросят ваш звонок — не сдавайтесь. В какой-то момент журналист подумает, что вы курьер Озон с их заветным горшком для авокадо, и ответит на звонок.
👉Загадочность как стратегия.
Без смятения заявляйте, что у вас материал для первой полосы. Говорите туманно, чтобы журналист ничего не понял, пусть терзается в ожидании горячей темы.
👉Никаких прямых ответов.
Дайте понять, что вы знаете намного больше, но рассказать не можете. Журналисты обожают шарады, особенно когда у них дедлайн в тот же день.
👉 Эффектные анонсы и неожиданные действия.
Объявите, что после вашего анонса мир больше не будет прежним. Даже если это всего лишь переименование корпоративного чата.
Ночные релизы — наше всё. Кидайте текст в Телеграм в 3-4 утра, ведь кроме переписки с мамой и ветеринаром, у журналиста там больше ничего нет. Проснулся — сразу окунулся в ваш шедевральный релиз капслоком.
👉 Интригующая активность на стенде.
Креативная и содержательная программа вашему стенду не нужна. Тащите журналистов к себе, даже если у вас из интересного только сыпь на лице вашего технического специалиста. Журналисты с удовольствием её порассматривают и потусуются с вами просто так.
👉 Массовка и незапланированные появления.
В нулевой день форума самое время собрать массовку. Приглашайте всех из списка контактов: любое знакомство идет в ход — "Василий курьер", "Артем рыбалка", "Аня не понял кто". Всё ради любимого спикера.
Если не успеваете организовать комментарий, водите спикера позади чужих записей синхронов и интервью. Пусть он попробует сказать, что не доволен своим появлением в кадре на Первом канале.

Все это точно поможет вам и вашим инфоповодам — запомниться.
И не беда, что никто ничего не опубликует, зато на следующем форуме журналисты вас точно узнают. Скорее всего, они сразу свернут к другому стенду, но вы-то знаете их номера и что делать дальше.
(здесь ирония закончилась)

Вы уже плывете на катере по Неве с бокалом?
❤️ Да, всё отлично
💔 Нет, мы с компанией не интегрировались на форум
🤡 Я с бокалом, но не на Неве

@nadobulovchera


Принесла вам тренд для всестороннего использования, который мне профессионально отзывается в этом году, — тренд на ностальгию. Теперь это не просто абстрактная концепция вроде эпического «мейк Америка грейт агейн», а целенаправленное возвращение к конкретным темам и продуктам, которые мы любили.

Экономическая неопределенность и быстрые технологические изменения усиливают у людей желание вернуться к «простым временам». У тренда два очевидных преимущества:

1) Широкий охват аудитории. Позволяет эффективно привлекать разнообразные целевые группы, избегая усложняющей всё жесткой сегментации: от 12–14 и до предела. Даже самые юные устали от бесперебойной цифровой бомбардировки, они ищут возможность «замедлить время» и обращаются к модным вещам из прошлого своих родителей.

2) Гибкость интеграции. Тренд пластичен — ностальгия с легкостью вплетается в разнообразные тематические кампании. К примеру, востребованная тема семьи — идеальный партнер для ностальгических форматов. В этом случае мы предлагаем семье ностальгировать вместе — это может срезонировать у аудитории лучшим образом для достижения целей и задач проектов.

Самым разным подгруппам наших ЦА хочется ухватить теплое, уютное прошлое и ненадолго в него вернуться. Ностальгия как немногие другие маркеры дает возможность установить эмоциональную связь с потребителями продуктов и проектов. Когда человек, к которому мы обращаемся, чувствует, что его опыт и воспоминания важны и разделяются брендом, он готов ответить взаимностью, как старый друг спустя годы, — он будет лоялен кампании и компании.

Ностальгия в коммуникациях хорошо используется многими компаниями при возрождении старых логотипов, возвращении любимых продуктов из прошлого, использовании ретро-стилистики в рекламе. В России наблюдаю за этим трендом в том числе в ТВ-форматах. Посмотрите на линейку передач — там правит балом перезапуск старых шоу: «Фабрика звезд», шоу «Звезды» (косплей на КВН), «Последний герой», сериалы «Универ», «Воронины», «Папины дочки» и многие другие. Ждем «Устами младенца» и «Любовь с первого взгляда». Причем каждый такой возврат усиливает общее настроение ностальгии и новые проекты хорошо ложатся уже на подготовленную аудиторию.

Однозначная фора этого тренда в его длительном сроке использования — чем жестче будут исторические времена, тем больше аудитории будет хотеть вернуться в свой домик из одеял на диване.

А сколько вам лет, лучшие читатели в мире?
😍— до 20
🔥— 20-40
🐳— 40+

@nadobulovchera


Нужно ли всегда идти на поводу у аудитории?

Порядочные посетители частного развлекательного парка в Крылатском, гуляя со своими цветочками жизни, наткнулись на крошечные надгробия — а там надписи «Лез через ограждения», «Мешал всем отдыхать», «Топтал газон» и прочее. Кошмар!

И что же сделали образцовые москвичи и гости столицы?
Похоронили SMM-щика парка под лавиной гнева.

Что сделал парк?
Решил обороняться через пресс-секретаря Татьяну Поповичеву, и выяснилось, что эти незатейливые могилки — часть оформления хоррор-комнаты «Дом страха». Стоят уже два года, никому не мешают. И вообще это зона для подростков, а им такой юмор — нормально.

Эти доводы рассерженными матерями ангелочков услышаны не были, и парк решил убрать инсталляцию.

Что не так?
Прогибание под аудиторию, у которой отсутствует ирония.
Признаюсь, в работе я лютую и задротствую, могу увидеть какие угодно отсылки и символы в чем угодно и просить 100 раз переделать. И в этом кейсе у меня тоже, конечно, есть некоторые ассоциации, но не всегда стоит высматривать льва в тени от барашка.

Если эти могилки существует уже 2 года, то зачем же давать заднюю так быстро?
Есть такое понятие, как потребительский терроризм, и аудитория часто перегибает в своем ощущении вселенского влияния на компании, на ходу теряя остатки иронии. Мой приятель Миша Конев хорошо написал про перегибы.

Пиарщикам стоило попробовать отстоять проект в публичном поле. 
А может быть, и добавить новую могилку «Их родители умерли от отсутствия чувства юмора».

Пиарщикам нужно было побороться за надгробия?

🔥— Да, в этом нет ничего оскорбительного
🤡— Нет, это ужасно, я — мать, я лучше знаю!

@nadobulovchera


У сладких брендов — несладкие проблемы. Потребление мороженого в мире начало сокращаться, и причина — влияние Оземпика и его аналогов

Оказалось, что Оземпик и ко не только помогают уменьшить аппетит, но и влияют на восприятие сладкого вкуса. Многие отмечают, что им стало легче контролировать своë пристрастие к сладкому, а некоторые вообще потеряли интерес к десертам (нелюди!). Производители мороженого — в панике.

Намечается битва коммуникаций. Что делать брендам?
В бизнесовом противостоянии ключевыми векторами могут быть: премиализация брендов мороженого (повышение цен для использования более качественных ингредиентов) и сокращение объема самих порций.

В области коммуникаций бренды должны кардинально менять стратегию.

1. Позиционировать мороженое как маленькую десертную закуски, которой все еще можно наслаждаться, — условно «Оземпик разрешает». (при стратегии уменьшения порций).

2. Эксплуатировать ностальгию. Мороженое — это ведь про детство, лето и бабушку. У «зеток» сейчас тренд на «бабушкину культуру»: любовь к уютному, безопасному и теплому, что ассоциируется с поездками к бабушке. А сама бабушка, кстати, с праздностью. На Pinterest даже есть эстетика Grandmacore. Это подхватил Макдоналдс: предлагает этим летом «бабушкин Макфлурри», чем бьет в самое узкое место эмоциональных переживаний аудитории.

Интересно, что на Западе идет активная кампания против Оземпика:
- Активисты и блогеры обвиняют производителей в искусственном завышении цен, что подрывает доверие части аудитории: не забываем, что Оземпик — изначально лекарство от диабета, а нечистоплотное повышение цен на жизненно важные препараты вызывает негодование.
- Для продвижения своих продуктов производители Оземпика активно сотрудничали с бодипозитивными блогерами — и за это тоже «поймали волну» критики, получив претензии в блогерской фальши.
Это вполне может быть частью стратегии сладких брендов, направленной на дискредитацию конкурента и возвращение лояльности потребителей.

В России бренды не столкнулись с такой проблемой: официальные поставки Оземпика в Россию прекращены, а наши аналоги пока в работе. Даже более того — отечественные сладкие компании наращивают производство. Но коммуникационные проблемы тоже могут появиться: сообщается о возможном росте цен на мороженое + новость за сегодня: Роскачество нашло в российском мороженом кишечную палочку и плесень. А лучше бы — фисташки!

Хочется увидеть от наших брендов классные креативы и спецпроекты. Например, жду, что кто-нибудь перепридумает и продвинет гениальную советскую маркетинговую идею с именами, которую отлично описал Даниил Гранин:
Летом появлялись тележки с мороженым. В тележках, среди битого льда, стояли бидоны с розовым, зеленым и кофейным мороженым.
Его намазывали на формочку и зажимали в две круглые вафельки. На вафельках красовались имена: Коля, Зина,Женя

Это как раз про ностальгию.

Вы любите мороженое?
❤️— Конечно, его не любят только люди без души
💔— Нет, я на Оземпике

@nadobulovchera


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Пример нестандартного и классного подхода в рекламе от консервативного бренда

Большой бренд матрасов успел вскочить в последний поезд успеха сериала «Слово пацана». Пригласили в свою рекламу не Пальто или Марата, а Желтого, он же актер Андрей Максимов — герой запоминающегося эпизода и свежий персонаж для рекламы. Ну и повеселились на желтенького на тоненького в ролике в стиле старого Саши Гудкова.

Похоже, решили «омолодиться» и привлечь новую аудиторию. Молодцы!

Вы захотели поменять свой матрас после этого ролика?
❤️— Да, и Андрея Максимова заверните.
🗿— Нет, я не готов расстаться со своим, нам обоим по 40 лет!

@nadobulovchera


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Давно я вам не писала про тренды

Один диплом — это как диск в эпоху стриминговых сервисов. Все еще нужен для чего-то (наверное), но впечатления уже не производит. Сегодня в тренде — переобучение и непрерывное образование. Если нужно срочно придумать идею для медийного спецпроекта, ориентируйтесь на эти направления.

Многие компании уже давно создают полезные проекты с образовательными элементами. В ближайшие годы можно смело продолжать. Это всегда заход к ЦА с нового угла (главное, не «из-за») и шанс вызвать интерес, зацепить в потоке контента. А если ваш спецпроект даст реальную пользу, то аудитория отблагодарит крепкой лояльностью. В таких кейсах я всегда рекомендую клиентам совмещать две задачи: помимо работы с внешней аудиторией, задействовать внутреннюю. Можно переобучить ряд сотрудников и получить более углубленных экспертов внутри компании.

Например, Яндекс Образование. Они, эти хитрые ребята, вместо того, чтобы звать гуру со стороны, делают ставку на своих (и правильно): в их программах обучают те, кто сам создавал все крутые продукты Яндекса (вот они, прямо перед вами в ролике). И главное, что они дают, — возможность переобучиться по направлению IT.

Непрерывное образование — решение, чтобы закрепиться в будущем, к которому, будем откровенны, надо было начать двигаться еще вчера. Но никогда не поздно: выбирайте у Яндекс Образования программу и переходите из форвард-менеджеров в создателей. Или посмотрите на них как на партнеров для своего образовательного спецпроекта. В любом случае — не прогадаете.

Вы хотите получить дополнительное образование?
❤️— Да
🐳— Я еще первое высшее не закончил
🤡— Я думал, что ща из школы выйду и учиться больше не надо


СДЭК столкнулся с информационным кризисом: что пошло не так и как это исправить?

Дано:
✖️ У компании глобальный сбой — там что-то нажали, и все сломалось. Вторые сутки сайт СДЭК не работает, доступ в личный кабинет закрыт, сотрудники не могут выдать посылки в пунктах выдачи заказов. То есть у огромного количества людей немножко остановился мир.
✖️Обвал сообщений в СМИ и в Телеграм.
✖️Разгневанная ЦА и ад в комментариях.

Что сделали пиарщики:
Оторвали от сирени палочку для самообороны — написали сухой короткий текст и опубликовали его на своих площадках. Дополнительно потыкали им в некоторые телеграм-каналы.

Что надо было сделать еще вчера (буквально вчера):
✔️Подготовить более личное и сопереживающее обращение с максимально доступными подробностями. Сухие и абстрактные формулировки еще никогда не смягчали сердитых пользователей. А в таких ситуациях их надо крепко обнять словом.

✔️Хорошо бы пообещать (а потом и сделать) какие-то реальные вознаграждения за ущерб.

✔️Не обещать «незамедлительного информирования обо всех изменениях», если на это нет реальных планов. Последняя новость в телеграм-канале компании была опубликована до полудня. Сейчас уже седьмой час вечера — и никаких обновлений. То есть изменений нет?

✔️ Если подробный релиз не удалось подготовить, стоило оставить контакты для ответов на все волнующие вопросы и оперативно обрабатывать запросы.

✔️Подключить к поддержке лояльных представителей аудитории с постами в духе: «Когда СДЭК не справлялся с проблемами? Всё будет отлично, ждём». Не видела таких постов, но если делается — ок. Только, пожалуйста, без лобовых отработок.

✔️Когда проблема будет решена, подготовить подробный отчёт о разрешении ситуации. Через некоторое время рассказать, что сделали, чтобы подобное не повторилось.

✔️Получить галочку в Телеграм (cейчас ее нет, не ясно — это официальный канал или фандом СДЭКа).

✔️Постить дальше свои мемасы с собачками.

Вас задела ситуация со СДЭК?
🗿— Да
🕊— Нет
🌚— Я — старовер, закупаюсь только на Садоводе

@nadobulovchera


Когда бабушка живет лучше, чем ты

Российский бренд одежды успешно использует тренд на бабушкоманию, популярный у поколения Z.

Видео с серебряными чикулями на Патриках набрали от 2 до 18 млн просмотров в запрещенограме.

Хорошо!

❤️— за тусовки в 80+

@nadobulovchera


Мечта любого заказчика: широкий пиар без вложений

Недалеко от аэропорта Перми появилась гигантская надпись "Добро пожаловать в Пензу!".

Это креатив местной арт-группы. Автор идеи так передал привет всем, кто путает Пермь и Пензу.

Тема хорошо зашла здесь — много больших телеграм-каналов взяли себе. И на ровном месте (в прямом смысле) получили СМИ: ТАСС, РИА, Лента, Афиша Daily и других, захватили регионалку.

Стоимость креатива: несколько банок краски и набор кистей.

Добро пожаловать:
❤️— в Пензу
💔— в Пермь

@nadobulovchera


Подборка полезных зарубежных ресурсов для поиска вдохновения и контента

Качаем ту самую насмотренность, которая так нужна хорошему специалисту по коммуникациям, особенно если хочется работать с уклоном в креатив.
Сохраняем!

📌Adweek — adweek.com
📌The Drum — thedrum.com
📌Mashable — mashable.com
📌Digiday — digiday.com
📌Dazed - dazeddigital.com
📌Ads of the World — adsoftheworld.com (все последние рекламные ролики брендов — здесь)
📌Конечно, Reddit - reddit.com
(Редакция канала «Надо было вчера» использует эти ресурсы с исключительной целью изучения креативов международных брендов. Редакция не поддерживает никакую контентную политику этих сайтов, которая расходится с УК РФ)

Русской версии на сайтах нет, нужен английский язык. Можно работать с онлайн-переводчиками, но это решение наполовину. Такие ресурсы хорошо просматривать во время завтрака: заказал свою «капучину на кокосовом», пробежался по заголовкам, зацепился за что-то для себя, прочитал, пошёл вдохновлённым работать. А для этого надо знать язык, и вот с этим уже помогу не я, а курсы от Яндекс Практикума.
В их программе, разработанной методистами с кембриджским дипломом DELTA, есть прекрасное:
✔️Преподаватели-профессионалы, которые не зададут вопрос «А голову ты дома не забыл?». Им не до этого — они сфокусированы на вашем результате.
✔️Адаптируемый план обучения: не надо начинать с букваря, сразу учите пока сложные для вас темы.
✔️Самое крутое: много разговорной практики, в том числе с носителями.

Можно взять консультацию, и вам подберут курс под текущий уровень языка. Выучитесь и будете смотреть международные рекламные ролики и своих любимых Бриджертонов на оригинальном языке!

Какой у вас уровень английского?
🐳— Всё читаю и смотрю на языке оригинала
🌭— Общаюсь в поездках с ресепшн отелей, но с лёгким стрессом
🤡— Ландан из зе кэпитал!


В соседних каналах коллеги-пиарщики рассуждают на пару тем: что такое хороший пиар & имеет ли право пиарщик на высокую оплату или тварь он дрожащая

Давайте сразу с базы: хороший пиар — это когда хороший пиар)

Серьезный ответ на этот вопрос всегда будет пространным и субъективным с извечным «каждому свое».

10 лет назад, когда я еще была штатным специалистом в одной государственной организации, мой руководитель с непреодолимой страстью грезил о Первом канале. Он часто повторял: «Это не я неинтересен Первому каналу, это ты меня плохо пиаришь». Для него было не важно количество и качество выполненной работы. Единственным истинным мерилом успешного пиара было его появление на Первом канале, и, конечно, в итоговой программе «Время», а не в утреннем эфире с секретами заваривания чайного гриба. Надо ли говорить, что итоговой программе «Время» он правда был неинтересен?)
Знаю, что такой рефрен до боли знаком многим пиарщикам, обнимемся!

Для меня хороший пиарщик — это:
«А» — многогранник: человек, мастерски владеющий множеством навыков и способный реактивно разобраться в вопросе любой сложности.
«Б» — иллюзионист. Каждый день, когда наши целевые аудитории просыпаются и открывают глаза, поток контента, обрушивающийся на них, ошеломляет, в нем уже физически больно разобраться. Что должен делать хороший PR? Как в «Дне сурка»: бесконечно создавать новое доверие, притягивать людей к своим брендам/компаниям и инфоповодам. Пиарщик — мастер иллюзий, точно знающий, где и на что нужно воздействовать, где зацепить и как спровоцировать (в хорошем или плохом ключе), чтобы вызвать нужный отклик и вовлечь нужную ЦА в нужную коммуникацию.
Если грубо, то в каком-то смысле хороший пиарщик — манипулятор, абьюзер и газлайтер, разве не так?)

Должны ли высококлассному пиарщику платить щедрые гонорары? Ответ как будто бы уже в формулировке вопроса. Если оставим в стороне новичков — это отдельная тема для разговора — то опытный, профессиональный PR-специалист совмещает в своей работе множество ролей: от чистильщика до духовника и заботливой матери. И, как сказал бы мой еврейский прадедушка, «А почему бы и не должны?».

Моя позиция в вопросе оплаты труда принципиальна: любая качественная работа заслуживает достойного вознаграждения. Я никогда не обсуждаю ни свою ставку, ни ставки людей, которых привлекаю, и категорически не люблю привлекать бесплатно.

Наш рынок коммуникаций — не усреднен, два человека могут выполнять работу схожего масштаба и качества, но получать при этом кардинально разную оплату. Материальная оценка понятия «хорошая оплата» в головах самих пиарщиков разнится — тотально и иногда фатально для них. Однако на любые амбиции найдется своя компания. Главное, чтобы они были здоровыми. Аминь.

PR-специалист должен получать хорошую оплату?
💯— Конечно, а как еще оплачивать ежедневные встречи с психотерапевтом?
🌭— Нет, зачем? Должен быть счастлив, что вообще работает

@nadobulovchera


Проекты с детьми: как не потерять рассудок

За 14 лет в коммуникациях было много форматов с детьми, и каждый раз я клялась не браться за идеи с людьми до 18-ти. Но захожу в клетку с тиграми снова.

Например, видеопроекты.
Работа с детьми (непрофессиональными актерами) — испытание, и неважно, как много стали в нервах.
На съемку студийного ролика в 1 минуту нужна смена до 12 часов. За кадром цветы жизни бегают по всем проводам, попадая в кадр во все ненужные моменты, и ржут коняшками сразу после «Тишина на площадке». Но когда они перед камерой — улыбка и способность говорить покидают их навсегда.

С этого момента режиссер — аниматор, психолог, матерь и Бабайка.
Опыт научил выходить на съемки с детальным сценарием. Если у ребенка в кадре способность мыслить уехала на поезде до Владивостока, всегда можно попросить повторить за тобой. Но не всех: однажды девочка на любую просьбу отвечала словом «хомяк» и так 40 раз. Всегда нужно больше детей, чем требуется, — позаикаетесь, но материал наберете.

Рекомендую пропить валериану за неделю до дня Х для общения с родителями — они начинают капризничать сразу. Помню, как двухметровый отец пытался уйти в середине съемки, фальцетом жалуясь на усталость, хотя его ребенок был ок. А сколько у меня было таких нежных на больших мероприятиях. Родители уверены, что проект с их ребенком — цель вашей жизни.

Обязательно вооружаемся электрошокером хорошим юристом. На любом проекте нужно подписывать с родителями стопки документов с их согласиями на использование изображения, на персональные данные и т.д. Без этого — ничего не опубликовать.

И когда думаешь, что больше не возьмешься за подобные проекты, то какой-нибудь ребенок говорит гениальное, что определяет всё. А после съемки, когда присел в режиссерское кресло, изучить пол, малыш просит сделать с тобой фото.
И вот уже — новая идея.

На фото я вчера и без ребенка, разрешение на использование его изображения здесь я не получила 🤪

Вы любите контент с цветами жизни?
🔥— да
🗿— нет
🤡— только если не я его готовлю!

@nadobulovchera


Классный проект Pedigree с ИИ: бренд поставил цель пристроить всех бездомных песелей

У компании сверхмощный медиаресурс, а для продвижения своих продуктов им всегда нужны в рекламе собаки.
Раньше это были профессиональные собачьи модели, с которыми готовили рекламу по всем правилам дорогого продакшена.

А теперь у маркетинга бренда есть модель ИИ, которая превращает обычную фотографию любого песеля, даже с самого «деревянного» телефона, в картинку студийного качества. Причем макеты сразу идут на все медиаповерхности бренда
с крутым механизмом таргетинга: ИИ распределяет собак по гео, которые больше всего подходят под ту или иную породу/особенности. Когда собака c плаката находит дом, она мгновенно исчезает из ротации.

С одной стороны, они все так же стимулируют свои продажи, а с другой — оптимизируют расходы на производство рекламы и реализуют глобальный соцпроект. Все это очень красиво.

Заявляют, что за первые две недели проекта было «усыновлено» 50% собак с рекламных плакатов, а посещаемость сайтов приютов увеличилась в 6 раз.

Вы бы взяли собаку с рекламного плаката?
❤️
— да
💔— нет
🗿— я кошатник

@nadobulovchera


Новая съемка Gloria Jeans с Ириной Шейк на побережье Тихого океанаок/не ок?
Разберу вторую съемку бренда с моделью.

Дисклеймер:
Автор этого поста всеми руками и ногами за продвижение русского / российского за рубежом / за успех наших брендов и тут, и там.
За продуманный стиль и современность, а не только кокошники на фоне берез.

А теперь к теме:
Бренду Gloria Jeans 40 лет, и компания делает тектонические сдвиги в коммуникациях. Им нужно кардинально сменить ассоциации от детского / подросткового бренда джинсиков к взрослому бренду с хорошим вкусом и разнообразной линейкой.

Работа GJ с Ириной Шейк — это блестящий выбор для такой задачи.

У модели отличный образ и крутая репутация — ее любят везде. Когда Ирина рассталась с Брэдли Купером, тысячи русскоговорящих писали ей в комментариях слова поддержки, а Леди Гаге, предполагаемой разлучнице, отправляли лучи ненависти. Мой любимый коммент у Гаги тогда был «Вернули Крым, вернем и Купера»)

Добиться контракта с Ириной сегодня — это и большое достижение команды, и показатель независимости Шейк, что тоже хорошо ложится в новосоздаваемый образ GJ.

Но из раза в раз меня смущают в этих съемках локации. Не считаю смешным спрашивать «А почему не снимали в Туапсе или Кабардинке?». Понимаю, название города Туапсе в контексте модной съемки, конечно, звучит смешнее и утрированнее, чем, например, Камчатка, но к чему крайности?)

Что не так с такими съемками, почему это режет глаз:
Возможное непонимание/нежелание понимать контекст командой бренда. Попытка сделать вид, что мир прежний и ничего не происходит.

✔Изучение настроений аудитории. Первая съемка в центре Лос-Анджелеса получила не только позитивный отклик.
Вы хотите эстетику Нью-Йорка или Рима, но как это влияет на продажи?
Вот список магазинов бренда в России (+ доставка в Казахстан и Беларусь). Неужели предварительные исследования перед созданием кампании показали, что основная аудитория в этих городах больше простимулируется на покупку, увидев Лос-Анджелес, а не условный Питер?

Москва  ( 5 ) • Санкт-Петербург  ( 22 ) • Екатеринбург  ( 8 ) • Нижний Новгород  ( 8 ) • Краснодар  ( 6 ) • Самара  ( 8 ) • Новосибирск  ( 7 ) • Казань  ( 5 ) • Челябинск  ( 6 ) • Иркутск  ( 4 ) • Уфа  ( 1 ) • Красноярск  ( 8 ) • Ростов-на-Дону  ( 1 ) • Ярославль  ( 2 ) • Владивосток  ( 5 ) • Тула  ( 1 ) • Саратов  ( 4 ) • Пермь  ( 1 ) • Тюмень  ( 6 ) • Омск  ( 7 ) • Воронеж  ( 4 ) • Волгоград  ( 6 ) • Сочи  ( 2 ) • Хабаровск  ( 4 )
(список с сайта, ни убавила, ни прибавила)

Бренд тратит много сил на привлечение селеба уровня Ирины Шейк, тратит кучу денег на это (и контракт, и организация съемок). Так почему же тогда не потратить еще — и не сделать хорошую дифференциацию? Возможно вы стелете себе соломку для выхода на западный рынок, — супер, но вы же ту рекламу и на российскую аудиторию хотите крутить. Давайте тогда на разные группы аудитории сделаем разную коммуникацию.

Съемки российских брендов за рубежом в одних и тех же затертых городах (это уже не столько про GJ, сколько про многих других) — это и про то, что мы до сих пор не сбросили тезис 90-х «Все лучшее — за границей», и про поездку на укатанных рельсах. Новые смыслы не создаются.

✔ Бренд GJ всех бы разорвал, если бы следующая съемка с Ириной была как-то связана с Россией.

А может быть, весь этот пост зря, и съемка была не на абстрактном побережье, а реально на Камчатке, ведь Тихий океан доходит и туда. Главное, не врите, если это было не так. Сделайте там в реальности — и вас внесут в повестку на троне.

Как вам съемка Gloria Jeans на побережье Тихого океана?
💔 — лучше бы на берегу Баренцева моря
🔥 — отличная съемка

@nadobulovchera


«Суд подарил нам посадку Бишимбаева» или пример плохой ситуативной реакции.

Дело Куандыка Бишимбаева получило большую вовлеченность.

Запрещеннограм и ТикТок — все в роликах по теме. Одна из трансляций из зала суда стала рекордной по подключениям — 250 тысяч в возрасте от 25 до 44 лет. В тему вписались десятки блогеров, один только ролик Собчак, которая везде поспевает, — 9,1 млн просмотров.

Судья и прокуроры в моменте стали необыкновенно медийными для их профессии.
Судебный процесс над экс-министром нацэкономики Казахстана превратился в виральное реалити-шоу, даже без Картозии.

В таких кейсах всегда найдутся смм-щики с плохим чувством юмора и желанием попасть в тренд. В комментах к посту креатив не оценили.

Как вам юмор в этой коммуникации?
🗿— не смешно
🤡— нормально, давайте еще мерч выпустим

@nadobulovchera


«После майских» и «после инаугурации» наступило, но «давайте уже после всех перестановок» еще в силе! 🤡

Рады возвращению в рабочий режим?
❤️ — Да, сколько можно отдыхать, с трудом вспомнил адрес работы.
🗿— Эээ, майские же только начались! Я еще не весь шашлык съел!
🤡 — Я — пиарщик, «выходной» у меня бывает только костюм.

@nadobulovchera


Канал и я немного отдохнули)
Не попадались интересные темы, чтобы вам было бы не лень читать на длинных выходных.
И была в Горном Алтае. А там озера, горы и барашки не вяжутся с онлайном. Но тему оттуда привезла: как добывать кедровые орехи как разработать туристический бренд российского региона/города.

Внутренний туристический поток растет, и важно не просто запускать глэмпинги, но и круто отрабатывать в коммуникациях. Территориальный брендинг влияет на турпоток, инвестиции и улучшение качества жизни местных.

На примере Республики Алтай (далее — РА)
За 2023 год РА посетило 2,6 млн человек. Это много или мало? Вот, например, Сочи за 2023-й посетило в два раза больше — 7,6 млн, и ожидают до 10 млн в ближайшие несколько лет. Для новых туристов нужны новые турпроекты: не один раз съездили, а много раз вернулись.

Что есть у Республики Алтай для своего бренда:
Разработано лого «Горный Алтай», но в поездке нигде его не увидела. Предположу, что коммуникации закончились на разработке логотипа, — частая ошибка регионов в работе с территориальным брендингом.

Содержание. Другая ошибка территорий — выдумывать, а не упаковывать существующее (чаще всего по этой причине брендинг не идет в народ).
В РА можно качать этнографический, гастрономический, экстремальный (сплавы по дикой горной реке Катунь), экологический, охоту и рыбалку, горнолыжный и другие виды туризма.
🕧 Картинная природа и яркая смена сезонности.
🕧 Длинный туристический сезон с мая по октярь. Это сейчас, а в ближайшие годы достроится курорт Манжерок — потенциальная альтернатива зимнему Сочи.
🕧вои фишки для запрещеннограма. Река Катунь в начале осени становится бирюзовой, как вода на Мальдивах. Ну или на Мальдивах вода, как Катуньская)
Вместо лавандовых полей — массовое цветение горного куста маральника, тоже сиреневого, только еще на склонах красивых гор.
История и мифология. В местах РА есть скифский след: в 90-х раскопали урочище, где нашли мумию как вчера похороненную, но жившую в IV–III веке до нашей эры. А в 60-х гробницы с Пазарыкскими царями железного века.
🕧Чу
десность и таинственное. Местные исповедуют язычество, и у них много непривычных ритуалов — например, не проводят свадьбы на старую Луну или выключают любимые треки на горных перевалах. Все их рассказы о таких штуках интригуют.

➕П
роблематика (навскидку).
Кажущаяся потенциальному туристу сложнодоступность Алтая = недостаточная мотивация сюда приезжать.
Непонимание/незнание различий с Алтайским краем (да, Алтая два, и они кардинально разные).
Большой объем некачественного контента от тревел-контор, которые пытаются заманить вас некорректной фактурой.

Что делать с таким богатством:
Не
автономно, а вместе с локальным дизайн-сообществом, краеведами, малыми предпринимателями и обычными жителями (если брендинг не отозвался у жителей — он мертв).

🔜 Поиск и формулировка основного смысла, что отличает/чем выделяется РА. Например, Нижний Новгород активно качает, что это столица закатов. Хабаровский край — родина китов и самолетов. Урюпинск — столица российской провинции. Евгений Гришковец замечательно сформулировал про Горный Алтай: «Сосредоточение всего в России».
🔜 Доработка линейки логотипов. Еще одна распространенная ошибка в работе с территориальным брендингом — сделать одно лого для всего и столкнуться с тем, что для всего-то оно не подходит. Нужна лого-семья.
🔜 Проработка событийного плана. Событийный туризм — один из ключевых инструментов. В РА пытаются качать цветение маральника. Нужно усилять и продолжать.
🔜 Стратегии внедрения бренда на 5 лет. Красивая презентация от модного бюро — это слишком мало, чтобы бренд прижился. Нужно контролировать его внедрение, помогать ему прорастать в жизнь региона/города.

Территориальный брендинг — это сложная работа на 3–5 и более лет, но она очень нужна.

Вы были на Алтае?
❤️
— Да
🔥— Планирую
🤡— Нет, пока Подмосковье осваиваю

@nadobulovchera

Показано 20 последних публикаций.