Полюбить Свою Землю


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Познавательное


Пространство для размышления о любви к своей земле, истории, традиции и культуре.
Бот для обратной связи @polubi_svoyu_zemlu_message_Bot

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


Синий свет небес. Синий дым над горами. Перетомлённая в летнем зное, дышит миротворно земля спелостью трав и лесов, дышит, будто сдобный каравай, вынутый из русской печи.

Но прохладнее ночи. Обильнее росы. Крупнее ночные звезды.

Лето ушло за середину.

Астафьев В.П. «Затеси. Синий свет»

#Астафьев #лето #смыслжизни


95 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина (25 июля 1929 – 2 октября 1974), писателя, кинорежиссера, актера, сценариста

Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть ещё куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом.

И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

Родина… И почему же живет в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь непохоже по жизни-то… Отчего же? Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.

В. Шукшин. Слово о малой родине

#Шукшин #мояродина #роднаяземля


День преставления и церковной памяти святой равноапостольной княгини Ольги

Княгиня Ольга (примерно 893-969) правила Киевской Русью с 945 до 960 г. регентом при малолетнем сыне Святославе. Историки считают, что она была варяжского рода (Хельга-древнескандинавское имя). Однако в древнерусских памятниках Ольга почитается как русская святая, уроженка псковской земли, славянской крови и языка. Русская летопись говорит о том, что в 955 г. она путешествовала в Константинополь, где была крещена (первая из правителей России) с именем Елена патриархом при восприемнике византийском императоре.

В годы своего правления княгине Ольге не удалось привести Русь к крещению, хотя она этого желала. Не смогла она обратить к христианству и своего сына Святослава, но воспитала его в духе полной терпимости к христианской вере. При Святославе на Руси не было ни гонений, ни каких-либо притеснений христиан.

После крещения Ольга начала христианизацию Руси, насколько это было возможно. По возвращении из Константинополя она уничтожила в своих имениях языческих идолов и предприняла первые попытки храмового строительства.

Княгиня скончалась в преклонных годах, заповедав не совершать над ней языческой тризны, и была похоронена по христианскому обычаю. Её внук, великий князь Владимир, после своего крещения перенёс мощи бабки в построенную им в Киеве Десятинную церковь.

В 1547 г. Ольга была причислена к лику равноапостольных святых. До этого такой чести удостоились только пять женщин в христианской истории: Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина.

Древнерусский летописец спустя полтора столетия после смерти Ольги писал о первой правительницы-христианке: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

#княгиняОльга #русскиесвятые #русскийкалендарь

М.В. Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга


День памяти русского художника Виктора Михайловича Васнецова (15 мая 1848 – 23 июля 1926)

Виктор Васнецов родился в семье священника в Вятской губернии, учился в духовной семинарии и по благословению отца поступил в Академию художеств. Был участником выставок передвижников, его картины активно приобретали такие ценители как Савва Мамонтов, Павел Третьяков. Кстати, именно Васнецов нарисовал эскиз к главному фасаду здания Третьяковской галереи.

Ещё с детства он писал пейзажи окрестностей Вятской губернии с их истинно русскими чертами: полями и густыми хвойными лесами. Образы русской природы, воплощённые в сказочных сюжетах, были с ним в течение всей жизни. Виктора Васнецова с ранних лет интересовали темы, тесно связанные с народным творчеством. Например, ещё до поступления в Академию он создал иллюстрации к книге этнографа Николая Трапицина о пословицах. Первую картину по мотивам русских былин «Три богатыря» Васнецов начал писать в поездке с друзьями за границу, в мастерской Василия Поленова в Париже, и работал над ней около 20 лет.

Как и многие видные деятели той эпохи, Виктор Васнецов был членом Абрамцевского кружка, где вдохновлялся общением и творил с виднейшими деятелями своего времени. В картинах Васнецова часто можно встретить пейзажи Абрамцева (например, картина «Аленушка»).

Религиозная живопись занимает особое место в творчестве художника. Только на роспись Владимирского собора в Киеве ушло 11 лет (1880 – 1890-е). Это удивительные росписи, в которых Васнецов проявил своё новаторство: в ансамбле художественный акцент сделан на героев утверждения веры на Руси. Сама история христианства на Руси тем самым становится святой в восприятии зрителя.

Творчество Виктора Васнецова было очень богатым, разнообразным и в то же время целостным и узнаваемым. Для его работ характерно влияние разных жанров живописи друг на друга. При этом глубоко связываются и сами виды искусства: живопись, литература, архитектура. Такой пример, безусловно, можно найти и в сказочных картинах. Наверное, наибольшую известность на сегодняшний день художник имеет именно в связи со сказочными и фольклорными картинами.

В доме-музее Васнецова в мастерской можно увидеть огромные полотна на тему русских сказок, самые известные картины были написаны в 1910 – 1920-е годы. Это привычные сюжеты, знакомые каждому с ранних лет, но если посмотреть глубже, то откроется, что Васнецов видел в народных сказках на эти сюжеты не просто культурную ценность, но актуальные образы, применимые для современной ему эпохи.

И правда, давайте взглянем, например, на «Спящую царевну», написанную в 1926 году. Прекрасная царевна, подобно России, погружена в беспамятный сон, какой-то болезненный дух царит в воздухе, и из глубины тёмных дремучих лесов надвигается нечто нечистое, злое... «Битва Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 1918 года отражает трагичные времена, свидетелем которых был художник. Глядя на картину остро ощущается зловещее безумие и ужас, сопротивление которым пытается оказать богатырь, он крепко держит в руке меч и уже готов нанести удар, но свирепое чудовище нависло над ним во всей своей мощи и едва ли готово отступить.

Васнецов очень тонко чувствовал дух времени, когда терялась красота, и в прошлое уходило всё то, что он ценил и любил. Художник писал: «Я всегда был убеждён, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Всем сердцем Виктор Васнецов желал, чтобы подлинно русское заняло должное место в сердце, чтобы на родной земле сеялись семена любви, добра и красоты.

Анастасия Бурзак

#ВикторВаснецов #русскаякультура #русскиехудожники

В. М. Васнецов с внуком Витей, 1925 год

418 1 10 2 34

1 Васнецов В.М. Три богатыря. 1881—1898
2 Васнецов В.М. Спящая царевна. 1926
3 Васнецов В.М. Кощей Бессмертный. 1926
4 Васнецов В.М. Битва Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1918
5 Васнецов В.М. Алёнушка. 1881
6 Васнецов В.М. Иван-Царевич на Сером Волке. 1889


«Красное летичко». Уж кто только не воспел лета красного. И проза, и поэзия. Когда человек отдаётся природе, как не летом: лес, луга, грибы, ягоды, прогулки, купанье, дачная жизнь… Летом под каждым кустом и стол и дом. И одеваться не надо. Недаром тёплые страны, юг, представляются нам как некий рай, мечта.

Шергин Б.В. «Дневник. 1943 год»

#БорисШергин #лето #смыслжизни


Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Всё в зарницах трепетало…
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою…

Ф. Тютчев, 1851 г.

#лето #смыслжизни #гроза


Любовь похожа на море, сверкающее цветами небесными. Счастлив, кто приходит на берег и, очарованный, согласует душу свою с величием всего мира. Тогда границы души бедного человека расширяются до бесконечности, и бедный человек понимает тогда, что и смерти нет и нет того, что называется у бедных людей «сегодня» и «завтра»… Не видно «того» берега в море, и вовсе нет берегов у любви.

Но другой приходит к морю не с душой, а с кувшином и, зачерпнув, приносит из всего моря только кувшин, и вода в кувшине бывает солёная и негодная. «Любовь – это обман юности», – говорит такой человек и больше не возвращается к морю.

Пришвин М.М., Пришвина В.Д. «Мы с тобой. Дневник любви»

#Пришвин #русскиеписатели #русскаякультура #смыслжизни


Надо искать каждый проблеск человечности в окружающих, какими бы они ни казались нам чуждыми и неинтересными. Есть в каждом сердце струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

К.Г. Паустовский. «Беспокойная юность»

#житьвместе #смыслжизни


День памяти Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны (Романовой, 20 октября (1 ноября) 1864, Дармштадт, Германия – 18 июля 1918, шахта Нижняя Селимская под Алапаевском, Пермская губ.) – основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве

Родилась в семье Людовика IV, герцога Гессен-Дармштадтского, и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 20 лет вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова, и с этого времени её новой родиной стала Россия. В 1891 г. Елизавета Федоровна приняла православие, вдохновлённая путешествием в Святую землю.

После назначения Сергея Александровича московским генерал-губернатором и переезда в Москву Елизавета Фёдоровна стала активно участвовать в культурной жизни города: при её помощи и покровительстве открылись Императорское Строгановское училище, Исторический музей, Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина) и др. В это же время она начала милосердное служение: посещала больницы, детские приюты, дома престарелых, тюрьмы. Во время Русско-японской войны и Первой мировой войны княгиня Елизавета возглавляла все московские благотворительные организации.

После убийств мужа 4 (17) февраля 1905 г. террористом Каляевым Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности и в 1909 г. удалилась в созданную ею Марфо-Мариинскую обитель, служением которой было оказание материальной и нравственно-духовной помощи людям. Княгиня Елизавета начала возрождать в церкви институт диаконисс (особый древний чин женского церковного служения).

После прихода к власти большевиков Елизавета Фёдоровна решила остаться в России. В письме к брату она писала: «Ничто не заставит меня отсюда уехать, я буду или жить, или умру здесь. Мне кажется, что я вросла в это место, и мне не страшно». В мае 1918 г. она была арестована, а в июле убита – вместе с другими членами семьи Романовых сброшена в шахту под Алапаевском. В 1921 г. удалось перевезти останки Елизаветы Фёдоровны и её сподвижницы инокини Варвары (Яковлевой) в Иерусалим.

В 1992 г. Елизавета была причислена Русской православной церковью к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников церкви Русской.

#ЕлизаветаФёдоровнаРоманова #новомученикиисповедники #преодолениебеспамятства #русскийкалендарь


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге был расстрелян последний император России Николай II с семьёй

«Русские люди, которые в 1914 году приходили в экстатическое ликование и устраивали бесконечные манифестации во славу царствующего дома. И никого из них не нашлось, чтобы спасти царскую семью не от утраты власти, но от чудовищной расправы». Сергей Сергеевич Аверинцев, из проповеди 17 июля 1994 г.

#царскаясемья #преодолениебеспамятства #русскийкалендарь


День церковной памяти святителя Филиппа

Святитель Филипп (в миру Колычёв Фёдор Степанович, 11 (21) февраля 1507, Москва – 23 декабря 1569 (2 января 1570), Тверь) – митрополит Московский, пострадавший во времена опричнины за своё печалование перед царём за народ.

Фёдор происходил из древнего боярского рода. В молодые годы он был дружен с будущим царём Иваном IV, находился на великокняжеской службе, но в 30 лет ушёл из Москвы на Соловки. В 1539 г. Фёдор принял монашеский постриг с именем Филипп в Соловецком монастыре, а в 1545 г. стал его игуменом.

Своей деятельностью (за 20 лет превратил обитель в крупный хозяйственный центр Русского Севера) Филипп заслужил особое расположение царя Ивана Васильевича, который предложил ему свободную митрополичью кафедру. Однако Филипп, не поддерживавший опричнину Грозного, сначала отказался, но после уговоров дал согласие, обещав не вмешиваться в царские дела. Он был поставлен митрополитом Московским в июле 1566 г.

Через год гонимые царём бояре обратились к митрополиту за помощью, и Филипп, вопреки данному обещанию, решил заступиться за них. Он прямо обратился к царю в Успенском соборе с публичным обличением в жестокости. Рассерженный Грозный воскликнул: «Филипп, ужели ты думаешь изменить нашу волю? Лучше бы тебе быть единомысленным с нами», – «Тогда суетна была бы моя вера», – возразил митрополит. Этими словами он фактически подписал себе смертный приговор.

8 ноября 1568 г. в Успенский собор во время Литургии ворвались опричники, сорвали с Филиппа святительское облачение, вывезли его в московский Богоявленский монастырь, а затем в ссылку в Тверской Отроч-монастырь.

2 января 1570 года (н.ст) митрополит Филипп (Колычев) был задушен. Убийцей называют опричника Малюту Скуратова.

Митрополит Филипп был официально канонизирован Русской церковью в 1652 г., когда митрополит Новгородский Никон (Минов), будущий патриарх, торжественно перенёс мощи святителя в Успенский собор Московского Кремля, где царь Алексей Михайлович Романов принёс пред ними публичное покаяние за деяния своего деда Ивана IV.

#СвятительФилиппКолычёв #русскиесвятые #русскийкалендарь


День памяти протоиерея Иоанна Конюхова (1908—2000)

Иван Михайлович Конюхов родился 11 сентября 1908 г. недалеко от города Старобельск. Имя своё Иван получил в честь праведного Иоанна Кронштадтского. Отец, Михаил Андреевич, проходил военную службу в Кронштадте и был потрясён служением и личностью отца Иоанна, и назвал в его честь сына.

В 1927 г. Иван Михайлович поступил в Московскую Богословскую Академию. Хотя создана она была и «обновленцами», но немаловажно, что среди преподавателей было немало богословов ещё дореволюционной закалки. О. Иоанн одновременно получал духовное образование и учился в Украинской Театральной студии. Это влечение равносильно к церкви и театру он пронёс через всю свою жизнь. В 1936 г. его арестовали и отправили на Колыму, где о. Иоанн показал себя человеком подлинно евангельского духа.

Он вспоминал, что, входя в камеру, он приветствовал осуждённых: «Радуйтесь!» — за что они принимали его за сумасшедшего. Там же из бывших актёров ему удалось собрать в лагере Драмколлектив. Нельзя не удивляться тому, как этот человек перенёс тяготы жизни в лагере, ломавшей внешне куда более крепких людей, что заставляет задуматься о роли веры человека в становлении его характера и иммунитета к внешним обстоятельствам. Вот что он сам говорил о том времени: «Мы шли, а рядом батюшки, одному 80 лет, другому 60, семья, дети. А мне что, я молодой, говорю: “Пропоём песнь Господню, хвалите Имя Господне!” И поём. Надо было поднимать дух людям».

Из Колымы о. Иоанну удаётся выбраться только к 1947 г., и через какое-то время он возвращается в церковь, теперь уже юрисдикцию Московской Патриархии, в сане пресвитера. В 1953 г. о. Иоанн перебирается в Тульскую епархию, где и прослужит до самой своей кончины 15 июля 2000 г.

Биография этого пастыря является настоящим срезом эпохи, трагической, но вместе с тем и славной для истории нашей церкви и нашего народа. Зная не понаслышке о всех ужасах ХХ века, словно катком проехавшегося по России, о. Иоанн сумел не только сохранить в себе любовь и радость во Христе, но и укреплять ими тех, кого Господь даровал ему в качестве духовных чад и просто друзей. В его жизни мы не найдём ни тени компромисса с миром сим.

#ИоаннКонюхов #русскаяцерковь #исповедникиверы


День памяти Константина Георгиевича Паустовского (31 мая 1892 – 14 июля 1968)

Есть писатели, книги которых перечитываешь много раз и всегда находишь в них новые красоты. Одним из них был Константин Георгиевич Паустовский. Он не просто видел прекрасное, но умел передать это через яркие образы: «За хлебами, лежали, прикорнув к земле, сотни деревень. Они были разбросаны до самой нашей западной границы. От них долетал – так, по крайней мере, казалось – запах только что испечённого ржаного хлеба, исконный и приветливый запах русской деревни».

За свою жизнь Константину Георгиевичу довелось много путешествовать, он побывал в разных странах, исколесил всю Россию, и очень сожалел, «что не удалось - да, пожалуй, и не удастся - увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.

Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Всё зависит от пытливости и от остроты глаза».

Свои последние годы писатель провёл в Тарусе вдали от шума городской жизни. Каждая местность, которую он посетил, нашла отражение в его произведениях. Но одно место – Ильинский омут, что под Тарусой, Паустовский выделял особо.

«Такие места наполняют нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой. Поверьте мне, – я много видел просторов под любыми широтами, но такой богатой дали, как на Ильинском омуте, больше не видел и никогда, должно быть, не увижу.

Каждый раз, собираясь в далёкие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми вётлами, со всероссийскими этими полями. Я говорил себе: "Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. Если, конечно, туда попадешь. А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. Но, конечно, если и туда ты попадешь".

Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».

#КонстантинПаустовский #мояродина #смыслжизни


80 лет назад почил протоиерей Сергий Булгаков (16 [28] июля 1871, Ливны, Орловская губерния — 13 июля 1944, Париж) — русский философ, богослов, один из основателей и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже

«Моя родина, носящая священное для меня имя Ливны, небольшой город Орловской губернии, — кажется я умер бы от изнеможения блаженства, если бы сейчас увидел его, — в нагорье реки Сосны — не блещет никакими красотами, скорее даже закрыта некрасотами, серостью, одета не только в скромной, но и бедной и даже грязноватой одежде.

Однако она не лишена того, чего не лишена почти всякая земля в нашей средней России: красоты лета и зимы, весны и осени, закатов и восходов, реки и деревьев. Но всё это так тихо, просто, скромно, незаметно и — в неподвижности своей — прекрасно. То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей, — некричащую, благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия, всё это мне было дано в восприятии родины.

И ей свойственна также такая тихость и ласковость, как матери. Она задушевна, как русская песня, и, как она, исполнена поэзии музыки. Только её надо слышать самому, внутренним слухом, потому что она не насилует и не потрясает, не гремит и не кричит, но тихим шёпотом нашёптывает свои небесные сны. Она робко напоминает лишь о потерянном рае, о той надмирной обители, откуда мы пришли сюда».

Прот. Сергий Булгаков. «Моя Родина»

#СергийБулгаков #русскоебогословие #русскиеизгнанники #мояродина


12 июля отошёл ко Господу митрополит Гурий (Егоров) (1891–1965)

Митрополит Гурий (Егоров) — один из основателей и руководителей Александро-Невского братства. Отец Гурий духовно окормлял братьев и сестёр не только лично, находясь в Петрограде-Ленинграде, но и в своих пись­мах из лагерей и ссылок.

Перед очередным арестом в 1927 году он написал про­щальное письмо «моим духов­ным детям и всем во Христе братьям и сёстрам, духовно близким мне»: «Всех прошу и молю: мир имейте между собой. Старайтесь всегда не замечать чужих грехов и про­щать сразу. Единства держи­тесь всеми силами. Единство разумею не внешнее только, но ещё более внутреннее, во взглядах и любви... Сейчас повторю старое: не обмир­щайтесь... Любовь, радость о Господе и мир да будет всегда в вас. А для этого нужно самоограничение и терпение. Прошу у всех прощения и молитв...».

В 1930-е годы, после осво­бождения из лагеря, отец Гурий при поддержке членов братства основал в Узбекиста­не (Ташкент и Фергана) тайные общины, в которые собира­лись освобождавшиеся после заключения братья и сёстры.

После 1944 года был намест­ником Троице-Сергиевой лавры, а потом архиереем (при этом сменил шесть епар­хий). Погребён митр. Гурий на Первом Симферопольском кладбище рядом с могилой архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

Источник: газета «Кифа»

#ГурийЕгоров #исповедникиновомученики #АлександроНевскоебратство #житьвместе


В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грёзы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как берёзы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель…
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле…

Н. Рубцов, 1970

#Ферапонтово #русскаяцерковь #красота


День памяти прп. Амвросия Оптинского

Старец Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) — иеросхимонах Русской Православной Церкви. Родился в 1812 году. Обучался в Тамбовской духовной семинарии, поступил туда, как лучший выпускник гимназии. Тяжело заболев, дал обет принять монашеский постриг, но не сразу выполнил свой обет. После второй болезни ушел в Оптину пустынь. Стал прообразом старца Зосимы в романе Достоевского Ф.М. «Братья Карамазовы».

За силу веры преподобного Амвросия ещё при жизни почитали старцем. Русский духовный писатель Е.Н. Поселянин оставил свидетельство о личной встрече с прп. Амвросием: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нём. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли».

Земной путь старца Амвросия завершился в 1891 году в Шамординской обители. На его надгробии выгравированы слова: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу /я стал для немощных немощным, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, во что бы то ни стало, некоторых» (1Кор. 9:22).

Прп. Амвросий, один из самых почитаемых русских старцев, своими ироничными и остроумными рифмованными поучениями и сегодня помогает каждому, кто стремится жить благочестиво.

Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение.
Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.
Лицемерие хуже неверия.
Кто уступает, тот больше приобретает.
Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей.
Сама не юли и другим не вели.
От ласки у людей бывают совсем другие глазки.
Без смиренья невозможно иметь успокоенья.
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

#АмвросийОптинский #русскаяцерковь #русскиесвятые


Человечество обновится в Саду и Садом выправится — вот формула. Видите, как это было: сначала были замки, а подле замков землянки; в замках жили бароны, а в землянках вассалы. Затем стала подыматься буржуазия в огороженных городах, медленно, микроскопически. Тем временем кончились замки, и настали столицы королей, большие города с королевскими дворцами и с придворными отелями, и так вплоть до нашего века.

Теперь ждут третьего фазиса: кончится буржуазия и настанет Обновлённое Человечество. Оно поделит землю по общинам и начнёт жить в Саду. «В Саду обновится и Садом выправится». Итак, замки, города и Сад.

Если хотите всю мою мысль, то, по-моему, дети, настоящие то есть дети, то есть дети людей, должны родиться на земле, а не на мостовой. Можно жить потом на мостовой, но родиться и всходить нация, в огромном большинстве своём, должна на земле, на почве, на которой хлеб и деревья растут.

Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. 1876. Июль и август.

#Достоевский #сад #полюбитьсвоюземлю


День памяти Матвея Яковлевича Мудрова (23 марта 1776 – 8 июля 1831) – выдающегося врача, профессора Московского университета, «отца русской терапии»

Матвей Яковлевич родился в 1776 году в Вологде в бедной семье священника Якова Ивановича Мудрова. Матвей намеревался пойти по стопам отца, учился в семинарии. Однако у него было другое призвание. Поступил на медицинский факультет Московского университета, который завершил сразу с двумя золотыми медалями. После окончания университета Матвей Мудров служил в Петербурге в Медико-хирургической академии. Посещал лекции в Германии, Австрии, Франции. Каждый раз – по какой-нибудь новой отрасли медицины. Он считал, что лечат не болезнь, а человека, а значит, качественный врач должен знать всё про все недуги.

Матвей Мудров – один из основоположников самостоятельной русской национальной медицинской науки. Он первым начал составлять истории болезней, разработал систему клинического преподавания. В 36 лет Матвей Яковлевич стал деканом медицинского факультета Московского университета. Среди его учеников – будущее светило Николай Иванович Пирогов.

Современник Мудрова М.А. Дмитриев в своих мемуарах вспоминал: «Мудров был человек очень умный и глубоко верующий: вся жизнь его свидетельствовала об этих двух качествах. Как медик он имел кроме знания и опытности тот орлиный взгляд, который разом проникает в причину и седалище болезни, и в то же время он приступал к лечению всегда с внутреннею молитвою. Даже в заголовке своих рецептов он всегда ставил альфу и омегу как символ имени Божия, признавая, что Он начало и конец всего и что от Господа врачевание».

Жизнь Матвея Мудрова прервалась от холеры, когда он боролся с эпидемией этой болезни. В некрологе заслуги выдающегося врача отмечены такими словами: «Пока будет существовать Москва – имя Мудрова не придёт в забвение».

#МатвейМудров #русскиеврачи #русскийкалендарь

Показано 20 последних публикаций.