День памяти русского художника Виктора Михайловича Васнецова (15 мая 1848 – 23 июля 1926)
Виктор Васнецов родился в семье священника в Вятской губернии, учился в духовной семинарии и по благословению отца поступил в Академию художеств. Был участником выставок передвижников, его картины активно приобретали такие ценители как Савва Мамонтов, Павел Третьяков
. Кстати, именно Васнецов нарисовал эскиз к главному фасаду здания Третьяковской галереи.
Ещё с детства он писал пейзажи окрестностей Вятской губернии с их истинно русскими чертами: полями и густыми хвойными лесами. Образы русской природы, воплощённые в сказочных сюжетах, были с ним в течение всей жизни. Виктора Васнецова с ранних лет интересовали темы, тесно связанные с народным творчеством. Например, ещё до поступления в Академию он создал иллюстрации к книге этнографа Николая Трапицина о пословицах. Первую картину по мотивам русских былин «Три богатыря» Васнецов начал писать в поездке с друзьями за границу, в мастерской Василия Поленова в Париже, и работал над ней около 20 лет.
Как и многие видные деятели той эпохи, Виктор Васнецов был членом Абрамцевского кружка, где вдохновлялся общением и творил с виднейшими деятелями своего времени. В картинах Васнецова часто можно встретить пейзажи Абрамцева (например, картина «Аленушка»).
Религиозная живопись занимает особое место в творчестве художника. Только на роспись Владимирского собора в Киеве ушло 11 лет (1880 – 1890-е). Это удивительные росписи, в которых Васнецов проявил своё новаторство: в ансамбле художественный акцент сделан на героев утверждения веры на Руси. Сама история христианства на Руси тем самым становится святой в восприятии зрителя.
Творчество Виктора Васнецова было очень богатым, разнообразным и в то же время целостным и узнаваемым. Для его работ характерно влияние разных жанров живописи друг на друга. При этом глубоко связываются и сами виды искусства: живопись, литература, архитектура. Такой пример, безусловно, можно найти и в сказочных картинах. Наверное, наибольшую известность на сегодняшний день художник имеет именно в связи со сказочными и фольклорными картинами.
В доме-музее Васнецова в мастерской можно увидеть огромные полотна на тему русских сказок, самые известные картины были написаны в 1910 – 1920-е годы. Это привычные сюжеты, знакомые каждому с ранних лет, но если посмотреть глубже, то откроется, что Васнецов видел в народных сказках на эти сюжеты не просто культурную ценность, но актуальные образы, применимые для современной ему эпохи.
И правда, давайте взглянем, например, на «Спящую царевну», написанную в 1926 году. Прекрасная царевна, подобно России, погружена в беспамятный сон, какой-то болезненный дух царит в воздухе, и из глубины тёмных дремучих лесов надвигается нечто нечистое, злое... «Битва Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 1918 года отражает трагичные времена, свидетелем которых был художник. Глядя на картину остро ощущается зловещее безумие и ужас, сопротивление которым пытается оказать богатырь, он крепко держит в руке меч и уже готов нанести удар, но свирепое чудовище нависло над ним во всей своей мощи и едва ли готово отступить.
Васнецов очень тонко чувствовал дух времени, когда терялась красота, и в прошлое уходило всё то, что он ценил и любил. Художник писал: «Я всегда был убеждён, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Всем сердцем Виктор Васнецов желал, чтобы подлинно русское заняло должное место в сердце, чтобы на родной земле сеялись семена любви, добра и красоты.
Анастасия Бурзак
#ВикторВаснецов #русскаякультура #русскиехудожники
В. М. Васнецов с внуком Витей, 1925 год