Церковь Петра и Павла на Городянке. Смоленск, ≈1146 год.
Бесподобный образец исконно-царьградского зодчества Древней Руси.
Византия во всём — от грозных пропорций общего силуэта до гранёного барабана и opus testaceum. Соразмерность оконных и дверных порталов визуально уменьшает дверные, возвеличивая общий объём (последняя фотокарточка). Сквозь натиск Восточно-Римского стиля лишь скромные бегунцы угловых лопаток тихо шепчут о принадлежности русским просторам.
Отдельного внимания заслуживают «глухие» арки верхнего регистра апсид. Возникает желание прорубить в арках окна и любоваться поникающим в алтарь светом. Такая аркада — очень распространённый приём для византийского зодчества.
Внутри храма по-византийски невысокий, одноярусный иконостас. Всегда отрадно видеть подобные иконостасы взамен неуместным барочным, нечаянно очутившимся в некоторых домонгольских храмах.
Стоит отметить, что после постройки кладку сокрыли извёсткой. Весь храм кроме декора (аркатурных поясов, бегунцов, поребриков и пр.) был розовато-белым, а декор выступал кирпично-красным. Так суровый облик смягчался имитацией под народную вышивку — красной нитью по светлому льну. Неподражаемая стилизация.
Представьте, как это было. Представьте XII век.