"Согласно доступной в СМИ прецедентной статистике, самыми активными пользователями средств массовой коммуникации на протяжении достаточно длительного времени остаются разведывательные органы Китайской Народной Республики.
Это связано в том числе и с тем, что в 2010-е гг. круг задач, на решение которых руководством КНР была нацелена национальная разведка, значительно расширился. Если ранее вектор интереса китайских спецслужб главным образом был направлен на добывание экономических и технологических секретов, то в последнее десятилетие, в ситуации постоянно возрастающей роли Китая на международной арене, у его разведывательных органов появился объективный интерес к вопросам внешней и оборонной политики США и их союзников.
Решая поставленные руководством страны задачи, разведывательные органы КНР применяют метод импровизированного сетевого бредня (невода), т. е. используют фейковые аккаунты/профили для персонального выхода от их имени на тысячи потенциальных целей-секретоносителей, зарегистрированных в социальных сетях или оставивших свои
контакты на рекрутинговых сайтах. В полной безопасности, непосредственно с территории КНР, они ведут широкий проактивный поиск и подбор потенциальных источников разведывательной информации.
Непосредственный вербовочный подход к отобранным кандидатам осуществляется на материальной основе во время их визита в КНР. В случае результативной вербовки встречи с источниками проводятся либо на территории самой
Поднебесной, либо в третьих странах, что также значительно снижает оперативные риски разведывательной деятельности.
В результате журналистского расследования британской газеты The Times в социальной сети LinkedIn был выявлен сотрудник китайской разведки, действовавший под псевдонимом Робин Чжан. По данным издания, разведчик, используя фотоматериалы из профилей реальных людей, создал ряд фейковых персональных аккаунтов и страниц несуществующих в действительности компаний из Шанхая. Затем в течение как минимум пяти лет китайский Джеймс Бонд, физически находясь на территории КНР, посредством LinkedIn осуществил почти тысячу вербовочных подходов к британским государственным служащим и ученым. [...]
Чтобы хоть как-то отреагировать на эту угрозу, министру по вопросам безопасности Великобритании Тому Тугендхату пришлось неоднократно публично предупреждать сограждан о том, как «китайские шпионы» активно используют LinkedIn для вербовки британских секретоносителей.
Несмотря на очевидную шаблонность и прямолинейность подобных вербовочных подходов, эти технологии на практике уже доказали свою высокую эффективность. А с учетом огромного потенциального вербовочного контингента и весьма скромного бюджета, требующегося на его отработку, периодические успехи контрразведывательных органов
США и НАТО в основном являются ситуативными и разовыми.
В этом плане понятен интерес разведывательных органов КНР именно к LinkedIn10 — крупнейшей мировой социальной сети деловых контактов. Пользователи сети составляют огромный релевантный банк данных высококвалифицированных специалистов, многие из которых находятся в поиске возможного трудоустройства и часто рассматривают предложения о нем от совершенно незнакомых им людей. Причем, чтобы улучшить свои перспективы получения
престижной вакансии, многие соискатели открыто информируют потенциального работодателя о том, что ранее у них имелся допуск к секретной или конфиденциальной информации.