Научно-образовательная политика

@scienpolicy Нравится 1
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Политика наука, образование, цифра.
Аналитика и инсайды.
Связь и сотрудничество - sciedu@protonmail.com (резервная - sciedu@criptext.com) и @SciEdu_bot
Для пресс-релизов: nopnews@criptext.com
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Политика


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Политика
Добавлен в индекс
24.01.2018 16:02
реклама
TGAlertsBot
Мониторинг упоминаний ключевых слов в каналах и чатах.
Telegram Analytics
Подписывайся, чтобы быть в курсе новостей TGStat.
SearcheeBot
Ваш гид в мире Telegram-каналов
21 077
подписчиков
~2.2k
охват 1 публикации
~41.8k
дневной охват
~25
постов / день
10.6%
ERR %
338
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
3997 упоминаний канала
3566 упоминаний публикаций
5152 репостов
Русский research
Русский research
Валерия Касамара
Pervoe.Online
Cass&Ra
ПолитКоми
Кипящий МИФИ
Евгений Сжёнов
Валерия Касамара
Евроарктика
Евгений Сжёнов
Нашъ РГГУ
Нашъ РГГУ
ЧКХ
Нашъ РГГУ
Евгений Сжёнов
Евгений Сжёнов
Замгубернатора
Якутия 2100
A Y D A A N Today
АрхСвобода
🅰️ Архангельск
Русский research
РЕКТОРЫ.РФ
Оп-позиция29
Сила Поморья
Проект Кино
Нашъ РГГУ
ПолитКоми
Евгений Сжёнов
Нашъ РГГУ
GoArctic
Каналы, которые цитирует @scienpolicy
Кипящий МИФИ
ПМИ МИФИ (ЛаПлаз)
СНО НИЯУ МИФИ
kaf42
ЛаПлаз НИЯУ МИФИ
ИИКС НИЯУ МИФИ
uz.mephi
Pervoe.Online
ScienceULTRAS
Умная жаба
Научный хлам
Валерия Касамара
УрФУ
НИЯУ МИФИ
Русский research
Евгений Сжёнов
Нешиес
ПолитКоми
КОМЯКИЯ
bda-online
Возбужденная Коми
Евроарктика
Якутия 2100
Полярный взгляд
Мурманск инсайд
БалтИнфо
PRO выборы
TOMSKPOLIT
Cass&Ra
Степной Дозор
СКФО Telegraph 📰
ПолитЦентр
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Владимир Богатырев, ректор Самарского университета им. Королёва, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

Многие процессы в университете переведены в цифру: электронные зачетки, лекции, удаленный контроль выполнения и другие.

Обучение осуществляется в смешанном формате. У “очников” лекции проходят дистанционно, практические и лабораторные занятия – очно в малых групп. Дистанционно учатся "вечерники" и "заочники".

Реализуется комплекс профилактических мер на территории вуза: масочный режим, термометрия, санитарная обработка помещений и целый ряд других мер.

В случае выявления заболевших принимаются решения для оперативного перевода всей группы в онлайн.

Полный переход в дистант - крайняя мера. Дистанционное обучение не может заменить очное образование.

Университет снизил плату за проживание. Для тех, кто выехал, оплата снижена на 50%, для оставшихся - на 25%. Новый размер оплаты действует с 1 апреля.

В вузе созданы вакансии для студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Читать полностью
Владимир Богатырев, ректор СамГУ, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

Многие процессы в университете переведены в цифру: электронные зачетки, семинары, лекции, удаленный контроль выполнения работ.

Образовательный процесс в СамГУ осуществляется в смешанном формате. У “очников” лекции проходят дистанционно, практические и лабораторные занятия – на территории университета в составе малых групп.

В дистанционном формате учатся "вечерники" и "заочники".

Реализуется полный комплекс профилактических мер. При выявлении заболевших принимаются организационные решения для оперативного перевода группы в дистанционный режим.

Полный переход в дистант - это крайняя мера. Дистанционное обучение не может заменить очный образовательный процесс.

Для тех, кто выехал, но сохранил за собой место в общежитии, оплата снижена на 50%, для оставшихся - на 25%. Новый размер оплаты действует с 1 апреля.

Созданы дополнительные вакансии для студентов - 138 рабочих мест, еще 20 вакансий планируется.
Читать полностью
Весь 2018 год мы рассказывали вам, думающей элите России, почему в конкурсе НОЦ мирового уровня достоин победить Западно- Сибирский НОЦ, а в число победителей также должны войти НОЦ "Кузбасс" и нижегородский НОЦ "Техплатформа 2035".
В начале 2019 года Владимир Путин лично назвал коллег.

И мы тут же, ещё в 2019 году, вновь "сделали ставку" и сказали, какой НОЦ придёт к финишу первым в следующий раз: почти весь 2019-й и целый 2020 год НОП приводил экспертные доводы, почему победить должен НОЦ "Инженерия будущего" с базой в Самаре.

"Научно-образовательная политика" верит в победу тех, кто с нами в команде.
А наши партнёры знают, что НОП - это всегда успех.

В "битве" за НОЦ мирового уровня участвует 20 команд, а решение принимает исключительно Совет научно-образовательных центров мирового уровня, который возглавляют заместитель Председателя Правительства РФ и помощник Президента РФ.

Дождёмся официальных результатов итогов конкурса по отбору НОЦ мирового уровня!
Читать полностью
Через час, в 10:00, в Мастерской управления «Сенеж» состоится запуск нового потока программы «Наставничество».

В открытии примут участие:
◾️ актёр и режиссёр театра и кино, сценарист, кинопродюсер, художественный руководитель московского театра Олега Табакова Владимир Машков
◾️ капитан-наставник барка «Крузенштерн» Михаил Новиков вместе со своими курсантами
◾️ директор департамента кадровой политики и развития персонала Минэкономразвития РФ, председатель клуба Лидеров России «Эльбрус» Татьяна Дьяконова
◾️ проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина

Подключайтесь к трансляции:

https://xn--80aagaaqu0bdnwefdfg6f.xn--p1ai/live
Читать полностью
#пятничныйюмор
«45 команд попадут на наш гранд-финал, у них будет возможность представить свои проекты уже не просто серьезному жюри, а реальным заказчикам. Тогда мы уже действительно сможем говорить о настоящих историях успеха, когда успех определяется не просто победой в каком-то конкурсе, а реализованным проектом, задачей, которая решена благодаря ребятам, благодаря участникам», — сказал генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров.

https://www.1tv.ru/news/2020-11-27/397541-startoval_final_vserossiyskogo_konkursa_tsifrovoy_proryv
Читать полностью
Репост из: Кипящий МИФИ
Образовательная экосистема телеграмма

Нашему каналу уже 9 месяцев (и почти 2500 подписчиков). За это время мы не только развили сеть каналов университета, но и заняли своё место в общей экосистеме телеграм-каналов. Мы не знаем всех (к сожалению!), но благодарим тех, кто с нашей точки зрения делает телеграм таким интересным.

Официальный канал нашего учредителя Министерства науки и высшего образования
@minobrnaukiofficial

Гранды научно-образовательного телеграмма
@scienpolicy (первопроходцы, которые показали возможности телеграмма)
@youthpolicy (открытые дискуссии с молодёжью о молодёжи)
@trueresearch (серьёзное мнение опытного человека)

Университеты
@mephi_of (МИФИ)
@urfu_ru (УРФУ)

Лидеры среди деятелей научно-образовательной сферы
@vakasamara (Проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара)

Сыны полка, со своим особым взглядом
@Nauka_xlam
@EDU_FROG
@nauchnaya_iznanka
@Old_critic_cat
@scienceultras

Студенческие СМИ
@pervoeonline
@msuthefirst (Про МГУ и не только)
Кипящий МИФИ
Телеграм-среда МИФИ Все вопросы ждём в боте: t.me/nrnumephi_bot Официальный телеграм-канал МИФИ @mephi_of Неофициальный телеграм-канал МИФИ (Студенческий офис + Точка кипения) @boilingmephi О поступлении @priemmephi О трудоустройстве @mephicareer Телеграм-каналы филиалов Ташкентский филиал (ТФ): @uzmephi Телеграм-каналы институтов ИИКС: @icismephi ЛаПлаз: @laplasmephi ИФТИС: @iphtis_mephi Телеграм-каналы кафедр Кафедра 42 Криптология и кибербезопасность: @kaf42 Телеграм-каналы самоуправления Студенческое научное общество: @snomephi ОСО Озёрского технологического института (ОТИ): @one_oti Телеграм-каналы для абитуриентов Информационная безопасность: @kaf42_mephi_abitur Прикладная математика и информатика: @kaf31_mephi_abitur
Читать полностью
Борис Костишко, ректор УлГУ, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

Для нас «вторая волна» не стала серьезным испытанием в плане организации образовательного процесса, основные механизмы были отработаны еще во время «первой волны». Учебный процесс, и его документационное сопровождение были полностью оцифрованы.

Образовательный процесс организован через личные кабинеты студентов и преподавателей в ЭИОС – это предполагает и проведение занятий в формате видео-конференц-связи, и размещение тестовых заданий, и оперативное получение всей необходимой для обучения информации. Наши студенты имеют возможность сдавать сессию полностью удалённо.

В октябре в УлГУ начал работать ситуационный центр по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. Там проводится мониторинг состояния здоровья и оказывается помощь при выявлении признаков коронавирусной инфекции. Ситуационный центр создан на базе Института медицины, экологии и физической культуры УлГУ, в нем работают преподаватели-медики.
Читать полностью
Интервью Нурлана Киясова «Научно-образовательной политике»

Ставшая традиционной для тех, кто учит и учится, конференция EdCrunch пройдет в этом году в седьмой раз. Сфера образования в условиях пандемии претерпела существенные изменения - обучение в значительной степени перешло в онлайн. О новых трендах, технологиях и возможностях образования в эксклюзивном интервью НОП рассказал программный директор конференции EdCrunch on Demand Нурлан Киясов.

Подробнее: https://telegra.ph/Intervyu-Nurlana-Kiyasova-Nauchno-obrazovatelnoj-politike-11-27
Интервью Нурлана Киясова "Научно-образовательной политике"
Нурлан Киясов, программный директор конференции EdCrunch on Demand, в преддверии VII международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch on Demand, которая состоится 8-10 декабря 2020 года в онлайн-формате, дал эксклюзивное интервью НОП: В чём, по Вашему мнению, проявляются новые возможности образования в эпоху интенсивного развития новых технологий? Технологии позволяют педагогу персонализировать обучение, вовлечь невовлеченных, расширить образовательное пространство за пределами классной…
Читать полностью
Саров президентский

Президент Владимир Путин посетил Саров. Чем больше нюансов – тем больше политики.

Это первый за долгое время региональный вояж главы государства. Он планировался именно в Саров. Из-за плохой погоды визит был перенесен, но четко был удержан курс на то, чтобы он состоялся и именно первым после паузы и именно в Саров. Ради этого всерьез перетряхивали график первого лица, что случается крайне редко и никогда без крайней на то необходимости, подкрепленной желанием самого Владимира Путина.

Саров – город атомный. Визит главы государства – важный знак одобрения ядру «группы прорыва». Сергею Кириенко и Михаилу Ковальчуку – за максиму научно-технического прорыва и ее эффективную реализацию, а отдельно – за атомную отрасль – Росатому и Курчатовскому институту. Отечественному атому в этом году исполняется 75 лет, точно так же, как и Победе.

Отдельно визит Владимира Путина является выражением поддержки Сергею Комиссарову по вектору архитектуры политической системы и кадровой политики (преимущественно через Алексея Комиссарова и президентскую платформу «Россия – страна возможностей»).

Атом
Глава государства посетил Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, возложил цветы к памятнику одному из авторов советского атомного проекта Юлию Харитону. В последнем акте также четко видна идейная параллель с 75-летием победы в Великой Отечественной войне. А также – подтверждение того, что атомщики окончательно вливаются в пантеон национальных героев России. Почву для этого подготовил и сериал «Бомба».

А сама атомная промышленность лишний раз получила подтверждение своего статуса как одного из ключевых локомотивов научно-технологического прорыва.

Цифра
Также Владимир Путин познакомился с цифровыми продуктами госкорпорации «Росатом». Подобный акцент визита означает получение на самом высоком уровне поддержки Росатома по цифровым направлениям – он не намерен отступать в вопросах digital-экономики, квантовых технологий и суперкомпьютеров. Росатом становится полноценным столпом отечественной «цифры», и этот постулат поддержан главой государства.

Регион
Саров расположен в Нижегородской области и в ходе визита состоялась встреча главы региона с президентом. Акции губернатора Глеба Никитина пошли вверх – он смог презентовать свою работу с лучшей стороны. Проблем хватает, но все они эффективно решаются.

Одним из «козырей» Нижегородской области является научно-образовательный центр мирового уровня «Техноплатформа-2035». Он был создан в рамках пилотной волны НОЦ, назначен (как и вся первая пятерка) директивно, без конкурсных процедур. Оттого и спрос с этих центров был повышенным. На базе НОЦ благодаря активной позиции губернатора Глеба Никитина удалось собрать уникальные комбинации проектов, партнеров и компетенций. В том числе, по атомному и оборонному векторам.

При этом развитие Нижнего Новгорода и всего региона его глава тесно увязывает с поступательным улучшением городской среды. Эта работа ведется с опорой и на ключевые вузы области (например, Университет Лобачевского – ННГУ), и на НОЦ. Данный подход – через «третью миссию» (социальную) – сейчас является самым трендовым и эффективным.

Заметим, что серьезная насыщенность визита Владимира Путина научно-образовательной политикой касается не только чисто атомных вопросов. Глеб Никитин последовательно перестраивает и улучшает научно-образовательно-инновационно-технологическое пространство региона. Недавно с большим успехом прошло одно из ключевых событий 2020 года в области научно-образовательной политики – форум «Университеты 2030: Наука – Компетенции – Молодёжь». Именно на нем в концентрированной форме были сформулированы и транслированы основные смыслы прорыва в области науки и образования.

Итог
Визит президента в Саров – знак поддержки научно-технического прорыва, его идеологов и институтов, атомной отрасли, действий внутриполитического блока Кремля – по выстраиванию архитектуры политсистемы и кадровой полтики.
Читать полностью
Африканский вектор ядерного образования

Африка – поле внешнеполитических битв ведущих держав мира в XXI веке. Огромное количество ценных ресурсов и потенциально огромный рынок, с одной стороны, и чрезвычайная турбулентность, партизанские войны, распавшиеся государства, терроризм и пиратство, с другой.

Тем не менее, уже сейчас Китай занимает все более уверенные позиции на Африканском континенте. Образование в стратегии КНР играет далеко не последнюю роль – отправляя своих сограждан впитывать знания и компетенции в Россию, Европу или США, они с удовольствием приглашают к себе африканцев, устанавливая долгосрочные отношения с выпускниками, которые формируют элиты, вернувшись на родину.

Кооперация с государствами континента ведется как точечно по отдельным отраслям, так и комплексно в рамках многосторонних форматов сотрудничества, одним из них выступает БРИКС, куда вошла ЮАР и вокруг которого сфокусировано большое количество информации в 2020 году на фоне председательства РФ в организации. Регулярно мы видим оживленное внимание к африканскому вектору со стороны РАН.

Россия в научно-образовательной сфере по инерции сохраняет влияние в Африке, в основном базируясь на потенциале выпускников Российского университета дружбы народов – настоящих и будущих. Также позиции нашей страны усиливает развитие экспорта образования, в частности привлечение африканских студентов в ведущие вузы страны.

Бесспорным внешнеполитическим преимуществом России является атомная дипломатия, проводимая Росатомом. Это строительство АЭС, привлечение ученых из стран Африки к проведению исследований в атомной отрасли. И конечно, образование в этой сфере.

На базе РУДН при поддержке ГК «Росатом» и Международного координационного совета выпускников учебных заведений «Инкорвуз-XXI» 24 ноября прошел молодежный форум «Россия - Африка: ядерное образование для устойчивого развития». В приветственном слове к участникам форума Президент вуза Владимир Филиппов подчеркнул, что энергетика является основой развития любой экономики. Совместные проекты в ядерном образовании необходимы для формирования новой категории специалистов, поэтому сотрудничество России со странами Африки особенно важно.

Директор департамента международного сотрудничества Минобрнауки РФ Игорь Ганьшин рассказал об африканской линии в работе министерства. Сегодня практически все страны Африки используют возможность обучения в России, из них 22% от общего числа обучается на бюджетной основе. Регулярно проводятся совместные мероприятия, в том числе саммит «Россия – Африка» в Сочи.
Африка сегодня – континент возможностей. А успех политики любой страны на нем зависит от «битвы за умы». Именно наука и образование являются в ней очень мощным оружием.

Российский университет дружбы народов находится на передовой африканского вектора отечественной внешней политики. РУДН умело использует традиционные связи с выпускниками, а также активно развивает новые образовательные программы и форматы. Благодаря этому открывается окно возможностей для формирования целого пояса союзников в Африке.

Синтез образовательного и атомного вектора – одна из фундаментальных основ для будущих успехов на черном континенте. Также стоит отметить продуктивное сотрудничество РУДН и Росатома. У университета и госкорпорации есть много точек пересечения по образовательным и научным проектам.

Именно так переплетаются научно-технический, образовательный, атомный и внешнеполитический прорывы. РУДН в них играет одну из главных ролей.
Читать полностью
@szhenov для @scienpolicy

Отлично поговорили о задачах "третьей миссии" университетов с Артёмом Метелёвым (АВЦ) и Валерией Касамара (НИУ ВШЭ, АНО "РСВ").

В дискуссии приняли участие ректоры РГСУ (Наталья Починок), МГУПП (Михаил Балыхин), АГУ (Константин Маркелов).

Позитивный эффект пандемии covid-19 состоит в актуализации социальной миссии университетов. Важная в оперативном плане "третья миссия" закладывает мощный стержень и стратегически - потому что замыкает развитие региона на вуз. Мудрые руководители университетов это видят уже сейчас.
Читать полностью
Дума, РАН и ГКНТ 2.0 (2/2)

Второй – это ГКНТ 2.0. «[Для] совершенствования государственного управления развитием науки и технологий, для чего создать в структуре федеральной исполнительной власти под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации вневедомственный орган, отвечающий за формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики, создание национальной инновационной системы, обеспечивающий формирование и реализацию стратегических государственных научно-технических программ, проектов полного инновационного цикла, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации, а также ведение реестра финансирования научных исследований и разработок».

В очередной раз идет попытка воскресить Государственный комитет по науке и технологиях. Примечательно, что главой этого ГКНТ 2.0 должен стать вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Такие реверансы от двух Вячеславов (Никонова и Володина) случайными не бывают – Госдума пытается все более активно «играть в научно-технический прорыв».

Шансы на ГКНТ 2.0 невелики. Значительная часть его предполагаемой повестки «закрывается» Советом по науке и образованию при Президенте РФ и входящим в него Координационным советом советов по приоритетам Стратегии НТР во главе с президентом РАН. В том же ключе работает проектный комитет по нацпроекту «Наука» (будущая «Наука и университеты»). Также есть рабочая группа «Образование и наука» Госсовета. Но самое главное – именно этими вещами занимается Министерство науки и высшего образования, которое также отвечает за инновации (об этом аналитики и практики политики часто забывают). Площадок для согласования позиций масса.

Лоббирование ГКНТ 2.0 со стороны РАН понятно – она радеет за единую систему координации и оценки науки в стране. В рамках Госкомитета Академия предполагает все-таки сформировать единое научное пространство страны, включая отраслевую науку и подведов Правительства из числа университетов и научных центров. При этом, готова ли Академия делиться своими полномочиями с Комитетом и выполнять все его решения, до конца неясно.

Для парламентариев важно соотношение сил с Правительством и эффективное выполнение функций надзора и контроля за ведомствами со стороны депутатов. Однако, ГКНТ также легко может послужить инструментом усиления влияния Правительства. Нужно ли это Госдуме, весьма спорно.

Основной аргумент против ГКНТ – широта научно-технологической повестки. Попытаемся представить состав Комитета – скоро мы получим практически полный кабинет министров плюс подведы Правительства, РАН и госкорпорации. Грубо говоря, проще проводить тематические совещания на уровне премьер-министра, либо более узким составом у вице-премьера. Не говоря уже о системном мозговом штурме во время рабочих групп Госсовета по «ялтинскому формату», внедренному Сергеем Кириенко и получившему полное одобрение со стороны президента.

Также Комитет по образованию и науке просит Правительство и Академию представить позицию по необходимости введения в бюджетную классификацию Российской Федерации отдельного раздела «Фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы».

Идея «окрасить» всю науку одним цветом существует уже давно. Однако, в последнее время острота проблемы значительно снизилась – в недавно принятой госпрограмме «Научно-технологическое развитие РФ» аналитически учтены все расходы на науку в стране. Нацпроект второго поколения «Наука и университеты» входит в ГП НТР в полном составе. Тем более, что в такой формулировке, как предлагает Комитет Госдумы, это как раз и есть госпрограмма в своей расходной части. Было бы важнее и интереснее выделить средства именно на фундаментальные исследования. Но здесь по большому количеству мероприятий будет сложно отделить их от поисковых и прикладных, тем более в рамках полного инновационного цикла и комплексных научно-технических программ и проектов.
Читать полностью
Дума, РАН и ГКНТ 2.0 (1/2)

25 ноября под председательством Вячеслава Никонова состоялось заседание Комитета Госдумы по образованию и науке. На нем был рассмотрен доклад Российской академии наук «О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году». Презентовал его лично президент РАН Александр Сергеев. Со-докладчиком выступил запредседателя комитета Геннадий Онищенко.

Ключевые тезисы можно было спрогнозировать заранее: низкое финансирование науки, не до конца сбалансированная система управления наукой, сложности в интеграции с бизнесом, недостатки законодательного регулирования.

Значительно интереснее два сюжета – прозвучавшие в докладе РАН и включенные в проект решения Комитета.

Первый – разработка проекта «Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу», в котором нужно сформулировать целостную политику научно-технологического развития страны с последующим утверждением Президентом Российской Федерации.

Академия и Госдума, таким образом, предлагают создать еще один доктринальный документ – в дополнение к Стратегии научно-технологического развития. Парламентарии и РАН считают, что требуется более серьезная систематизация и детализация. Хотя Стратегия вместе с Планом реализации второго этапа как раз посвящены основному массиву вопросов предполагаемых к разработке Основ госполитики.

Напомним, что в настоящее время проводится сопряженная работа по созданию Плана реализации Стратегии НТР (второго этапа), нацпроекта второго поколения «Наука и университеты», а также Программы фундаментальных научных исследований (она является неотъемлемой частью СНТР и готовится Российской академией наук). В итоге будет сформирвано единое доктринальное пространство: Стратегия и План реализации, Программа, Нацпроект.

С этой точки зрения, Основы госполитики могут дублировать идеи и содержание этого триумвирата научной политики, тогда они не столь необходимы. Либо вносить новации, но затем их будет проблематично имплементировать «на ходу» в реализуемые мероприятия.

Однако, с научно-политической точки зрения подобный вектор является выигрышным, причем для всех участников. Комитет Никонова занимается своей прямой законотворческой активностью, Российская академия наук генерирует идеи и предложения, затем происходят обсуждения, идет согласование предварительных вариантов с университетами и Минобрнауки. Само по себе движение продуктивно, потому не столь важно, что «Основы госполитики…» превратятся в еще больший долгострой, чем новый закон «О науке…».

Сама постановка вопроса – об отсутствии единой научно-технической политики в стране – вполне безопасна и даже продуктивна для Госдумы. В этом ее функционал в новой политической системе – контроля и критики. А вот для Российской академии наук это более опасный кейс. РАН является высшим экспертным органом в стране, представители Академии возглавляют советы по приоритетам, а президент Александр Сергеев – координационный совет.

Подробнее: http://komitet8.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/24429964
Читать полностью
МГТУ «СТАНКИН» проектирует траектории будущих инженеров
 
Успех университета зависит и от того, насколько рано, далеко и глубоко он выстраивает индивидуальные образовательные траектории и программы поддержки талантов. Вузам нужно «идти в школу», поскольку готовить специалистов будущего нужно начинать со школьной скамьи. Эта связка должна дополняться мощной системой дополнительного образования. Особенно ярко подобная система функционирует при подготовке инженеров.
 
Пример системной и качественной работы – МГТУ «СТАНКИН». Он обучает не только студентов, но и школьников. Ежегодно в университете на базе Центра технологической поддержки образования более 850 школьников Москвы обучаются по дополнительным образовательным программам. Около 1,5 тысяч – участвуют в различных мероприятиях дополнительного образования, конкурсах, мастер-классах и экскурсиях.
 
Активными соорганизаторами и участниками мероприятий являются представители индустриальных партнеров СТАНКИНа.
 
«Участие в образовательных программах технического творчества позволяет ребятам научиться на практике применять знания, полученные в школе и организациях дополнительного образования и более осознанно подойти к выбору будущей профессии», - подчеркнула в комментарии для НОП ректор МГТУ «СТАНКИН» Елена Катаева
 
Применить полученные навыки ребята могут, участвуя во Всероссийских конкурсах и олимпиадах. Это дает признание и возможность пополнить свое резюме и предоставляет преимущество при обучении в университете – процесс формирования индивидуальной образовательной траектории непременно учитывает все способности и таланты такого мотивированного студента, а также уже имеющиеся на него «планы» у конкретного потенциального работодателя. Все это формирует непрерывную систему: Школа (СПО) + Дополнительное образование+ Университет+Работодатель.
 
Одна из возможностей для школьников – Всероссийская олимпиада по робототехнике и интеллектуальным системам. Федеральный центр технического творчества учащихся МГТУ «СТАНКИН» подвел итоги конкурса. В этот раз на олимпиаде ребята представили роботов-помощников по хозяйству и на производстве для бытовых, промышленных и спортивных работ.
 
Олимпиада ежегодно проводится в рамках Всероссийского открытого фестиваля научно-технического творчества учащихся «Траектория технической мысли» и собирает большое число участников со всей России от 10 до 18 лет, увлеченных технической наукой.
 
Главной целью олимпиады является выявление, развитие и поддержка талантливых детей в области научно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества. В этом СТАНКИН идет в ногу с государственной политикой по привлечению молодежи в сектор исследования и разработок. Программы и мероприятий университета на идеологическом уровне стыкуются по вектору работы с талантами – с «Сириусом», по инженерно-творческому – с IT-кубами, Кванториумами и Кружковым движением НТИ.
 
Университет и его управленческая команда во главе с ректором Еленой Катаевой демонстрируют, как на деле можно проектировать траектории будущих инженеров, работать с талантами совместно с бизнесом, активно приобщать детей к техническому творчеству. Затем, поступив в СТАНКИН именно такие школьники и студенты будут создавать старт-апы, являться лидерами инженерных команд технологического прорыва, вливаться в коллективы инжиниринговых центров, научно-образовательных и научных центров, а также резидентов «технополисов» и «технологических долин». Для этого МГТУ СТАНКИН формирует полноценную экосистему науки-образования-инноваций, призванную обеспечить профессиональное самоопределение и развитие научно-технического творчества и инновационной деятельности детей и молодежи.
Читать полностью
В дискуссии участвуют:

Валерия Касамара, Проректор НИУ ВШЭ, руководитель олимпиады "Я -профессионал"
Михаил Балыхин, ректор МГУПП
Константин Маркелов, ректор АГУ
Наталья Починок, ректор РГСУ

Начало дискуссии сегодня в 11:40 (Мск):

https://www.youtube.com/watch?v=A4nZ31bIa78&feature=youtu.be
Вакцина уже поступила в ТюмГМУ. В клинических исследованиях вакцины от COVID-19 "ЭпиВакКорона" примут участие 500 добровольцев старше 18 лет.

30 ноября начнется скрининг добровольцев для выявления возможных противопоказаний.
Игорь Максимцев, ректор СПбГЭУ, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

СПбГЭУ оперативно перешёл на дистант. Увеличены мощности информационных систем, проведено масштабное обучение преподавателей и сотрудников, организовано цифровое волонтерство.

В организации обучения используются Moodle, Zoom, BigBluButton.

Расписание не поменялось.
Дистанционный режим работы – это всего лишь формат, на который мы были вынуждены перейти из-за форс-мажорных обстоятельств.

Ведется мониторинг методического наполнения курсов, продолжительности занятий, результатов самостоятельной работы студентов.

Внеучебная жизнь также проходит в дистанционном режиме. Проведено более 30 онлайн-мероприятий с более чем 1500 участников.

Все общежития обеспечены средствами индивидуальной защиты, бесконтактными термометрами, антисептическими средствами. Ежедневно собираются данные о состоянии здоровья проживающих.

В общежитиях организован доступный выход в интернет. Усилилась индивидуальная работа со студентами.
Читать полностью
ДВФУ в автономном плавании

Дальневосточный федеральный университет, форпост российского образования в АТР, успешно прошел испытания природным катаклизмом. Оказавшись отрезанным от внешнего мира после форс-мажорного ледяного дождя, который буквально заморозил Владивосток на неделю, университет сумел оперативно организовать необходимые условия для жизнедеятельности кампуса, где проживают более 12 тысяч человек.

В Приморье прошел сильный дождь при отрицательной температуре — вода сразу замерзала на всех поверхностях, создавая толстую ледяную корку. Лед образовался на вантах Русского моста, поэтому власти временно закрыли мост. Кроме того, провода, протянутые над землей, обрывались под тяжестью льда, что привело к отключению электричества, водоснабжения и связи в половине Владивостока фактически на неделю.

В подобном положении мог оказаться и кампус ДВФУ, однако благодаря независимой инфраструктуре, жители кампуса почувствовали только кратковременные веерные отключения электроэнергии, которые были устранены в течение нескольких часов. Здесь стоит отметить хозяйственную предусмотрительность проректора по управлению кампусом Максима Ведяшкина.

«Кампус ДВФУ имеет качественную инфраструктуру, способную выдержать даже такие стрессовые ситуации, как ледяной дождь. Благодаря скоординированной и оперативной реакции сотрудников вуза, нам удалось в кратчайшие сроки организовать работу по обеспечению жителей кампуса жизненно необходимыми ресурсами. Безусловно, этот опыт наглядно показывает, насколько университету важно иметь собственные независимые системы для обеспечения базовых потребностей», — отметил проректор по управлению кампусом ДВФУ Максим Ведяшкин.

Во время этого энергетического «локдауна» у жителей материкового Владивостока возникла проблема с водоснабжением. Но и здесь вуз оказался автономен. Системы кампуса создавались по нормам надежности международных мероприятий: это и саммит АТЭС, и Восточный экономический форум, который ежегодно проходит в ДВФУ.

Ситуация с точками питания в кампусе также оказалась весьма устойчивой: кафе и столовые вуза могут одномоментно принять до 1 800 человек при 12 000 проживающих в кампусе на текущий момент (иностранные студенты учатся дистанционно из-за пандемии). С учетом того, что в гостиницах оборудованы еще и кухни, это в обычное время позволяет обеспечить студентам и сотрудникам комфортный режим питания. Кроме того, университет оперативно договорился с гипермаркетами о доставке еды на остров по городским ценам посредством паромного сообщения.

Как и в начале пандемии, когда учебные заведения спешно перешли в онлайн, ДВФУ оказался более чем готов для такого масштабного технологического вызова, так и сейчас – университет в очередной раз опередил обстоятельства, подготовившись заранее. Тем более, когда в управлении стоят профессионалы своего дела, такие как проректор ДВФУ Максим Ведяшкин, всего год назад переехавший во Владивосток из Томска по приглашению ректора Никиты Анисимова.
Читать полностью
https://t.me/scienpolicy/13218

Коллеги, мы с вами общаемся не так часто, но всё же, надеюсь, достаточно, чтобы меня нельзя было причислить к людям, отвергающим прогресс ради отвержения всякого прогресса. Это, так сказать, дисклеймер (впрочем, буду рад общаться и чаще, и вживую).

Что мир переживает цифровую трансформацию — в этом нет сомнений. Собственно, переживал он эту трансформацию и раньше. Реакция на коронавирус ускорила целый ряд процессов, позволила ударно создать, испытать или внедрить определённые технологии, уточнила акценты... Думаю, что уместно сравнение с военным временем, когда многие технологии, в том числе мирные, «вдруг» создаются или внедряются.

И нет сомнений в том, что после такого рывка всё обратно на те же места не встанет.

При этом:

1. Не отрицая положительных сторон цифровизации, дистанционных технологий, развития систем коммуникации, полагаю, что их внедрение на постоянной основе должно предваряться серьёзным общественным обсуждением (и главное, чтобы это не было «выпуском пара») и сопровождаться общественным договором. В перечисленных формах прогресса имеется достаточно много очевидных серьёзных рисков, от которых нельзя отмахнуться. Собственно, так же как это бывало с технологиями, созданными или внедрёнными в военное время.
Более того, часть этих рисков состоит в том, что для лиц, ответственных за реализацию и использование новых технологий таковые могут быть удобны и желанны, а для объектов воздействия, то есть большинства людей — нет. И не всегда и во всём следует людям директивно и патерналистически причинять добро (хотя иногда это нужно и полезно).

2. Не считаю термин «новая нормальность» удачным и приемлемым. Но это скорее вопрос философской дискуссии. На мой взгляд «нормальность» должна ассоциироваться с основополагающими сторонами бытия человека — религиозностью, нравственностью (этикой)... Чтобы быть здесь кратким: «нормальность» относится к тем категориям, о которых сказано в прошлогоднем установочном докладе Святейшего Патриарха Кирилла. Понимаю, что и вы, и госпожа Попова используете термин «новая нормальность» скорее в практическом смысле — организации жизни общества. В смешение терминологий вижу риск переноса стремления к организационно-практическим новшествам (с оговорками выше) на стремление к новшествам в отношении бытийной «нормальности» человека. Последнее, как вы понимаете, приемлемым считать не могу.

3. Что касается поста, на который вы отреагировали, то он относился к конкретной теме — ношению масок. Как бы не понимать термин «новая нормальность» — философски или практически — я действительно считаю, что ношение масок не может быть отнесено к таковой, а лишь к исключительным и временным мерам.

PS Да и просто лингвистически, стилистически... «новая нормальность» — это как мелом по стеклу. 🙂
Научно-образовательная политика
Владыка Савва, к сожалению или счастью – это «новая нормальность». Но под ней ношение масок надо понимать в последнюю очередь, хотя г-жа Попова об этом сказала первоочерёдно (у нее работа такая). Без всякого сомнения, пандемия короновируса в общечеловеческом масштабе поставила так много вызовов, что очевидно – как раньше, больше не будет. И это не всегда плохо. Планета повсеместно вышла на новый уровень коммуникации. Целые индустрии и шире, экономики – проходят цифровую трансформацию, которая (в конечном итоге) повысит эффективность функционирования. И это не только наши слова. Это, например, ключевые цели и линии работы Правительства России. В этой «новой нормальности», к примеру, всё больше художественных музеев переводят в онлайн-формат свои экспозиции, что делает искусство ближе широким массам пользователей интернета. А если говорить о системе образования – «новая нормальность» позволила продолжить функционировать школам и вузам. Пусть зачастую – в онлайн пространстве. Было бы недальновидно отказываться…
Читать полностью