Классическая музыка


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Музыка


Кайфуйте под шедевры мировой классики везде и всегда
Реклама @neznayca

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Музыка
Статистика
Фильтр публикаций


Почти до конца 18 века в оркестрах не было привычного для нас дирижера с палочкой. Вместо него такт отбивал или сам композитор, или один из музыкантов с помощью инструмента или просто кивками. Кстати, для одного из композиторов 17 века Жана Батиста Люлли, основателя французской национальной оперы, трость, которой он отражал такт, стала причиной его смерти. Он поранил ногу концом тростника во время концерта, и гангрена, которая развилась, вызвала летальный исход.

Жан-Батист Люлли — основатель французской оперы


Жан-Батист Люлли (1632–1687) — один из самых влиятельных композиторов XVII века, основатель французской оперы и придворный музыкант Людовика XIV. Его творчество определило стиль барочной музыки во Франции, а его произведения до сих пор считаются эталоном величественного звучания эпохи.

Люлли начинал как скрипач и танцор, но благодаря своему таланту быстро стал музыкальным руководителем королевского двора. Он разработал особый стиль увертюры, который подчеркивал величие французской монархии. Его опера *«Атис»* была настолько любима королем, что получила прозвище *«Королевская опера»*.

Композитор прославился не только театральными постановками, но и религиозной музыкой, например, *Te Deum*, которое стало трагическим для него самого. Во время дирижирования этим произведением Люлли случайно ранил себя тростью-дирижерской палкой, что привело к заражению крови и его смерти.

Сегодня его музыка продолжает вдохновлять, а его вклад в развитие оперы и оркестровой музыки невозможно переоценить. Люлли был не просто композитором, а настоящим реформатором, который создал музыку, воплощающую дух французского двора XVII века.

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


Жан-Батист Люлли — основатель французской оперы

Жан-Батист Люлли (1632–1687) — один из самых влиятельных композиторов XVII века, основатель французской оперы и придворный музыкант Людовика XIV. Его творчество определило стиль барочной музыки во Франции, а его произведения до сих пор считаются эталоном величественного звучания эпохи.

Люлли начинал как скрипач и танцор, но благодаря своему таланту быстро стал музыкальным руководителем королевского двора. Он разработал особый стиль увертюры, который подчеркивал величие французской монархии. Его опера *«Атис»* была настолько любима королем, что получила прозвище *«Королевская опера»*.

Композитор прославился не только театральными постановками, но и религиозной музыкой, например, *Te Deum*, которое стало трагическим для него самого. Во время дирижирования этим произведением Люлли случайно ранил себя тростью-дирижерской палкой, что привело к заражению крови и его смерти.

Сегодня его музыка продолжает вдохновлять, а его вклад в развитие оперы и оркестровой музыки невозможно переоценить. Люлли был не просто композитором, а настоящим реформатором, который создал музыку, воплощающую дух французского двора XVII века.

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


🎵19 февраля 2025 года в 20:00 в Англиканской церкви Св. Андрея будет исполнена одна из жемчужин мировой барочной музыки «Stabat Mater» Дж.Б.Перголези.

Stabat Mater dolorosa («Стояла Мать скорбящая») - одна из наиболее известных католических секвенций, которые исполнялись во время католической мессы. Ее текст повествует о страданиях Девы Марии, во время того, как она видит своего Сына, распятого на кресте.

К этому произведению обращались многие величайшие композиторы - Палестрина, Гайдн, Шуман, Россини, Верди, Пендерецкий и др. Не стал исключением и Перголези.

Джованни Батиста Перголези прожил очень недолгую, но продуктивную и яркую жизнь. Наибольшую славу ему принесло его оперное творчество, в особенности оперы-буффа. Его оперы ставились в известнейших театрах Европы. Но в 25 лет заболев чахоткой, Джованни оставляет Неаполь, где он был в центре бурлящей жизни, переезжает в тихий городок неподалеку и обращается к духовкой музыке.

Работой над кантатой «Stabat Mater» юный Перголези занимался вплоть до своей смерти в 26 лет. Он до последнего вносил правки в уже написанное сочинение. Здесь строгое письмо удивительным образом сочетается с оперными чувственными пассажами, как будто отражая два начала — божественное и человеческое.

Но, как часто бывает со всяким шедевром, современники не сразу смогли по достоинству оценить его, упрекая в чрезмерной оперности и манерности. Сегодня кантата Stabat Mater Перголези исполняется лучшими музыкантами на лучших площадках мира.
Мы приглашаем вас насладиться музыкой Перголези в сочетании с уникальной акустикой англиканской церкви Св. Андрея.

⌨️ Исполнители:
Вера Трифонова (сопрано)
Екатерина Коломина (меццо-сопрано)
Дмитрий Максименко (орган)
Ангелина Николовска (виолончель)

🚫 Билеты по ссылке:

https://afisha.nethouse.ru/event/db-pergolezi-stabat-mater




Давайте сегодня отойдём всторонку и заглянем за угол времён и континентов.

Это Калимба - (мбира, малимба, нжары)
Калимба - этнический африканский инструмент, присущ для племен центральной и юг части этого континента. Используется в традиционных обрядах. К чему я это написал? Так вот.

Я очень много времени провожу просматривая кучу видео о том, как изготавливают различные музыкальные инструменты. Несколько недель назад наткнулся на видео, где парень стругает Калимба. В конце видео он сыграл короткую мелодию на этом инструменте, а я выпал в осадок на несколько минут. Первый вопрос - есть ли в интернете классические произведения на этом инструменте? Одним из первых видео я нашел - канон Пахельбеля и в дальнейших поисках не нашел качественного выполнения классического произведения на Калимба. Поэтому предлагаю и вам послушать этот невероятный кавер.

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


Большая прогулка. Гектор Берлиоз - Венгерский марш.

В ролике звучит фрагмент "Венгерского марша" Гектора Берлиоза, еще одно название произведения - "Марш Ракоци"

О сочинении Венгерского марша Берлиоз в своих «Мемуарах» рассказал почти детективную историю, достоверность которой, однако, вызывает серьезные сомнения исследователей. В ноябре 1845 года композитор гастролировал в Вене, дирижируя своими произведениями. Накануне отъезда к нему явился один любитель музыки, просивший сохранить его имя в тайне, и принес сборник старинных венгерских мелодий; он же посоветовал выбрать тему Ракоци, как пишет Берлиоз, — «священную тему, которая на протяжении стольких лет заставляет биться венгерские сердца и опьяняет их вином свободы и славы». Ференц Ракоци II (1676—1735) — правитель Трансильвании, в начале XVIII века возглавил народную борьбу против Австрии, поработившей Венгрию. В XIX веке освободительная борьба разгорелась с новой силой, и накануне революции 1848—1849 годов Ракоци-марш стал подлинным национальным гимном венгров. Его обрабатывали венгерские композиторы, в том числе Лист в Пятнадцатой рапсодии, однако именно версия Берлиоза, родившаяся, по его утверждению, за одну ночь, приобрела наибольшую популярность.

Впервые Венгерский марш прозвучал под управлением автора в Национальном театре в Пеште 6 марта 1846 года и имел потрясающий успех. «Крики и неслыханный топот потрясли весь зал. Затаенная ярость всех этих кипящих душ взорвалась с таким грохотом, что я задрожал от страха. Казалось, что мои волосы встали дыбом, и с этого рокового такта я должен был махнуть рукой на все заключение этой вещи: буря в оркестре оказалась бессильной побороть извержение этого вулкана, которое не могли удержать никакие силы». А 15 лет спустя Общество венгерской молодежи в память об этом событии прислало композитору серебряный венок с гербом города Дьёра.

https://www.youtube.com/watch?v=z6wk9lt1jTA

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


Бельгийский мастер Адольф Сакс, который изобрел саксофон, сначала назвал его совсем по другому - мундштучній офиклеид. Только два года спустя его друг, композитор Берлиоз, в журнальной статье назвал новый инструмент саксофоном, и это название всем понравилась гораздо больше.

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


Новый телеграм-канал, который помогает слушать и понимать классическую музыку. Создан при поддержке Радио Орфей.

На канале выходят посты, подкрепленные иллюстрациями, видеоразборы, записи новых концертов, а также анонсы прямых эфиров. Например, можно почитать о том, как привлечь внимание ребенка к музыке, узнать о том, как Бетховен изобразил в своей музыке пение птиц, посмотреть подборку из 12 мультфильмов о классической музыке, как отличить полонез, мазурку и вальс.

Посмотрите сам канал по ссылке → @orpheusvideo


Сергей Рахманинов и его феноменальный размах руки

Сергей Васильевич Рахманинов, один из величайших композиторов и пианистов XX века, обладал уникальной анатомической особенностью — невероятным размахом руки, который позволял ему охватывать сразу 12 белых клавиш на фортепиано. Этот физический дар оказал огромное влияние на его исполнительский стиль и композиторскую технику.

Размах руки как преимущество
Обычный пианист может охватить размахом руки максимум октаву (8 белых клавиш), реже — девятую или десятую. Но Рахманинов с лёгкостью дотягивался до двенадцатой клавиши, что соответствовало интервалу децимы (до ми) и даже больше. Такая особенность была обусловлена длинными пальцами и гибкостью суставов.

Это дало ему несколько ключевых преимуществ:
1. Исполнение широких аккордов. В его произведениях часто встречаются сложные гармонии, требующие большого размаха руки. Там, где другому пианисту пришлось бы арпеджировать (разбивать аккорд на несколько нот), Рахманинов мог сыграть их без труда.
2. Мощная техника левой руки. В его произведениях левая рука часто играет басовые линии с большими интервалами, создавая насыщенное и объёмное звучание.
3. Отличительная композиторская манера. Рахманинов писал музыку, исходя из своих физических возможностей, что делало его произведения сложными для исполнения большинством пианистов.

Наследие Рахманинова
Многие пианисты, исполняющие его произведения, сталкиваются с проблемой: широкий размах требует или адаптации нотного текста, или исключительной виртуозности. Однако его музыка остаётся популярной и считается вершиной пианистического мастерства.

Таким образом, феноменальные физические данные Рахманинова стали частью его музыкального гения, сделав его стиль уникальным и неподражаемым.

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


«Зеркальный дуэт» Вольфганга Амадея Моцарта: гениальность в симметрии

Вольфганг Амадей Моцарт известен не только своими знаменитыми симфониями и операми, но и оригинальными экспериментами в области музыкальной формы. Одним из таких уникальных произведений является «Зеркальный дуэт» (нем. «Der Spiegel»), представляющий собой короткую пьесу для двух скрипок.

Особенности композиции

Уникальность этого дуэта заключается в способе его исполнения и записи. Нотный лист размещается горизонтально между двумя скрипачами, сидящими или стоящими друг напротив друга. Каждая партия записана таким образом, что музыканты начинают играть с противоположных концов страницы, двигаясь навстречу друг другу к середине и затем снова расходясь. Ноты расположены зеркально, что позволяет исполнять произведение, читая одну и ту же страницу с разных сторон.

Музыкальная структура

С технической точки зрения, «Зеркальный дуэт» представляет собой канон, где обе партии идентичны, но исполняются в зеркальном отражении. Это требует от исполнителей не только мастерства, но и внимательности, поскольку синхронизация и точность являются ключевыми для успешного исполнения этой пьесы.

Гениальность Моцарта

Создание такого произведения демонстрирует не только техническое мастерство Моцарта, но и его творческую смелость. Способность композитора мыслить вне традиционных рамок и создавать инновационные формы музыки подтверждает его статус одного из величайших гениев в истории.

Заключение

«Зеркальный дуэт» — яркий пример того, как Моцарт умел сочетать математическую точность с художественной выразительностью. Это произведение продолжает восхищать музыкантов и слушателей своей оригинальностью и глубиной замысла, оставаясь актуальным и по сей день.

Для более полного понимания этого уникального произведения предлагаем ознакомиться с его исполнением:

Исполнение «Зеркального дуэта» Моцарта
https://www.youtube.com/watch?v=QcMYjR0vN_0&utm_source=chatgpt.com

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


Антонио Сальери (1750-1825)

Когда люди слышат это имя, первое, что им приходит в голову, "О, это он отравил Моцарта".

Эта история приобрела популярность благодаря Пушкину и его трагедии "Моцарт и Сальери", положенная на музыку Римским-Корсакова.

На самом деле, это один из самых известных композиторов того времени, автор более 40 опер, многих инструментальных и вокальных произведений. В течение 36 лет он занимал пост придворного капельмейстра - эта должность была одна из важнейших в музыке того времени.

В 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти Моцарта.

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


«Марш Черномора» — одно из самых известных музыкальных произведений Михаила Ивановича Глинки, входящее в его оперу «Руслан и Людмила». Опера была завершена в 1842 году и основана на одноимённой поэме Александра Пушкина. Марш представляет собой музыкальную характеристику злодея Черномора, коварного карлика-колдуна, похитившего Людмилу.

https://youtu.be/lm6xpwc-Ls0?si=6rJs8CyigqxzMF6X

Интересно, что сам Черномор не имеет вокальной партии в опере, и его образ раскрывается исключительно через музыку. Глинка использует маршевые ритмы и особую мелодическую структуру, чтобы передать могущество и зловещий характер персонажа. Марш часто исполняется как самостоятельное оркестровое произведение и стал популярным концертным номером.

В «Марше Черномора» Глинка применяет новаторские для своего времени музыкальные приёмы, включая использование целотоновой гаммы, что придаёт музыке особую таинственность и напряжённость. Это произведение оказало значительное влияние на последующих русских композиторов и стало важной частью музыкального наследия России.

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


Роберт Шуман, выдающийся немецкий композитор эпохи романтизма, в 1848 году создал музыкальное произведение «Манфред» (Op. 115), вдохновлённый одноимённой поэмой лорда Байрона. Это произведение включает увертюру и 15 музыкальных номеров, сопровождающих драматическую поэму.

https://youtu.be/B-OiqEMFLZI?si=msOmPpE_PiEjE4ij

Увертюра к «Манфреду» считается одной из наиболее значимых оркестровых композиций Шумана. Она передаёт внутренний мир главного героя — мятущегося, противоречивого и сложного персонажа, чьи душевные конфликты и трагическая судьба находят отражение в музыке. Шуман с бетховенской страстностью и драматизмом создаёт образ Манфреда, используя яркие контрасты и насыщенные темы.

Премьера увертюры состоялась 14 марта 1852 года в Лейпциге, а полная версия произведения была представлена 13 июня 1852 года в Немецком национальном театре под руководством Франца Листа.

Увертюра «Манфред» остаётся популярной в концертных программах и по сей день, привлекая слушателей своей эмоциональной глубиной и музыкальной выразительностью.

Для более глубокого погружения в атмосферу этого произведения рекомендуется прослушать его в исполнении Симфонического оркестра Франкфуртского радио под управлением Марека Яновского.

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


Симфония «Манфред» си минор, соч. 58 — программное произведение Петра Ильича Чайковского, созданное в 1885 году по мотивам одноимённой поэмы лорда Байрона. Она занимает особое место в творчестве композитора, находясь между его Четвёртой и Пятой симфониями.

https://youtu.be/S6Mn1UjggBY?si=j7N97S8zj3smkZ4b

История создания

Идея написать симфонию на сюжет «Манфреда» была предложена Чайковскому в 1881 году композитором Милием Балакиревым. Первоначально Чайковский отнёсся к этой идее скептически, но спустя несколько лет вернулся к ней и приступил к работе. С мая по август 1885 года он посвятил себя созданию симфонии, завершив её 19 сентября того же года. Премьера состоялась 11 марта 1886 года в Москве под управлением дирижёра Макса Эрдмансдерфера.
ВИКИПЕДИЯ — СВОБОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Структура и программа

Симфония состоит из четырёх частей, каждая из которых отражает определённые эпизоды из поэмы Байрона:

Lento lugubre: Манфред блуждает в Альпах, терзаемый муками совести и воспоминаниями о погибшей возлюбленной Астарте.

Vivace con spirito: Появление Альпийской феи, которая является Манфреду в радуге от брызг водопада.

Andante con moto: Пасторальная сцена, изображающая простую и мирную жизнь горных жителей.

Allegro con fuoco: Подземные чертоги Аримана, где происходит адская оргия. Появление тени Астарты, смерть и прощение Манфреда.

Каждая часть симфонии насыщена эмоциональными переживаниями героя, отражая его внутреннюю борьбу и стремление к искуплению.

Музыкальные особенности

Для исполнения «Манфреда» Чайковский использовал расширенный состав оркестра, включающий дополнительные духовые инструменты, арфы и орган. Это позволило композитору создать богатую палитру звуковых красок, передающих как мрачные, так и светлые стороны сюжета. Особое внимание уделено лейтмотивам, связанным с образами Манфреда и Астарты, которые проходят через все части симфонии, придавая произведению целостность и драматическую глубину.

Оценка и влияние

После премьеры симфония получила смешанные отзывы. Сам Чайковский поначалу считал «Манфред» одним из лучших своих симфонических произведений, но позже изменил своё мнение, называя его «отвратительным» за исключением первой части. Несмотря на это, симфония заняла достойное место в мировом музыкальном репертуаре и исполняется по сей день, привлекая слушателей своей эмоциональной глубиной и мастерством оркестровки.

Симфония «Манфред» остаётся ярким примером программной музыки XIX века, демонстрируя способность композитора передавать сложные литературные образы средствами оркестрового звучания.

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


🎶 29 января в Зале Зарядье прозвучит Реквием Верди для солистов, хора и оркестра ко дню памяти композитора

Реквием был написан композитором в память о писателе Алессандро Мандзони и считается одной из вершин творчества Верди. В нём композитор совместил черты оперного жанра и специфику духовной музыки.

🏦 В Зале Зарядье Реквием прозвучит в исполнении Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова и Московского государственного симфонического оркестра под управлением Ивана Рудина.

🎙 Солисты:
Мария Баянкина
, сопрано
Ксения Дудникова, меццо-сопрано
Иван Гынгазов, тенор
Алексей Тихомиров, бас


🎟 Билеты на сайте Зала Зарядье:
http://zaryadyehall.ru/afisha/klassika/verdi-rekviem-dlya-solistov-khora-i-orkestra/?utm_source=tg&utm_medium=post&utm_campaign=requiem&utm_term=scripca


Свиридов. «Маленький триптих»

https://youtu.be/_oOaFqzJdAU?si=212clkZx1wYscfXh

Георгий Васильевич Свиридов - выдающийся советский композитор, чье творчество оставило неизгладимый след в мировой музыке. Одним из самых ярких примеров его композиторского мастерства является произведение «Маленький триптих», написанное в 1964 году. Это произведение, состоящее из трех частей, обладает удивительным сочетанием простоты и глубины, что делает его особенно впечатляющим.

В основе «Маленького триптиха» лежит народная мелодика, которая в руках Свиридова приобретает новое звучание. Каждая часть триптиха отличается своей настроенностью и характером. Первая часть, мелодичная и спокойная, вводит слушателя в мир раздумий и мечтаний. Вторая часть, более энергичная и динамичная, несет в себе дух народного танца и веселья. Заключительная часть триптиха, полная драматизма и эмоциональной напряженности, подводит итог всему произведению, оставляя неизгладимое впечатление на слушателя.

Свиридов мастерски использует оркестровку, придавая каждой части триптиха свое уникальное звучание. Его музыка богата гармоническими оттенками и мелодическими линиями, что позволяет слушателю погружаться в атмосферу произведения и переживать вместе с ним все его эмоциональные коллизии.

«Маленький триптих» Свиридова является ярким примером того, как композитор может через музыку передать глубокие философские размышления и чувства. Это произведение не только демонстрирует виртуозное мастерство композитора, но и его глубокое понимание человеческой души и народной культуры.

Таким образом, «Маленький триптих» Георгия Свиридова - это не просто музыкальное произведение, а целый мир, полный эмоций и смыслов, в который каждый слушатель может найти что-то свое, близкое и понятное.


«Маленькая ночная серенада», или Серенада № 13 соль мажор, K. 525,

https://www.youtube.com/watch?v=Io4f_mv69Y8

Одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Завершённая 10 августа 1787 года в Вене, она была написана в период работы композитора над оперой «Дон Жуан». Интересно, что партитура этого произведения была опубликована лишь в 1827 году, спустя более 35 лет после смерти Моцарта, издательством Иоганна Антона Андре.

Первоначально серенада состояла из пяти частей, однако до наших дней дошли только четыре:

1. Allegro: Первая часть в сонатной форме, наполненная энергией и жизнерадостностью.

2. Romanze: Andante: Вторая часть представляет собой мелодичную и спокойную романтическую композицию.

3. Menuetto: Allegretto: Третья часть — изящный и танцевальный менуэт, характерный для того времени.

4. Rondo: Allegro: Завершающая часть возвращает слушателя к первоначальному настроению, используя повторяющуюся тему с контрастными эпизодами.

Серенада была написана для струнного квартета, включающего две скрипки, альт, виолончель и контрабас. Такая оркестровка позволяет добиться насыщенного и теплого звучания, где каждая партия играет свою роль. Моцарт мастерски использует возможности каждого инструмента, создавая гармоничное и сбалансированное звучание.

«Маленькая ночная серенада» стала ярким образцом венской классики, радующей слушателей своей легкостью, изяществом и красотой. Она оказала значительное влияние на развитие камерной музыки и продолжает вдохновлять музыкантов и композиторов по всему миру.

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.


Три рецепта: как за 1,5 часа получить культурного ребенка

💻Бесплатный вебинар 25 января в 13:00 по МСК

Когда ваш ребенок слышит слова «Моцарт», «Бах» или «Шопен», что он чувствует? Возможно, ничего. Эти имена могут звучать для него как абстракция — нечто далекое, сложное, неинтересное.

И это нормально. Мы живем в мире, где классическая музыка часто оказывается в тени других увлечений. Родителям сложно объяснить, зачем эта музыка, почему она важна, как она может стать частью жизни ребенка.

Но, возможно, вы замечали:

🔹 Дети быстро теряют интерес к музыкальной школе и занятиям, жалуясь на скуку.
🔹 Книги и фильмы о великих композиторах остаются непрочитанными, а музыка звучит «непонятно».
🔹 Вы хотите, чтобы ребенок рос гармонично, ценил красоту искусства, но не знаете, как это сделать без давления.

Вы не одни. Это боль многих родителей, которые хотят дать детям больше, но не хотят превращать процесс в «обязаловку».

На вебинаре Юлия Казанцева, приглашенный лектор Московской филармонии, кандидат искуствоведения, пианист и педагог с 20-летним опытом, расскажет:

🎵 Как за 1,5 часа вы сможете показать ребенку, что классика — это интересно и красиво.
🎵 Какие простые шаги помогут привить ребенку любовь к музыке.
🎵 Почему культурное развитие важно для успеха в будущем.

💡 Для кого этот вебинар:
— Для родителей, которые хотят видеть своих детей не только умными, но и культурно развитыми.
— Для тех, кто ищет способы привить детям тягу к искусству и гармонии.
— Для бабушек и дедушек, которые мечтают передать своим внукам любовь к классике.
— Для семей, где дети уже занимаются музыкой, но теряют интерес.

🎁 Подарок при регистрации:
Видео-урок «Как слушать с ребёнком «Времена года» Чайковского, чтобы привить любовь к прекрасному»

📅 Когда: 25 января, 13:00 по МСК
🌐 Где: Онлайн
💡 Участие: Бесплатное

🌟 Регистрируйтесь прямо сейчас:
https://yuliakazantseva.ru/webinarkids?utm_source=tg&utm_medium=posev&utm_campaign=webinarkids&utm_content=scripca

Пусть ваш ребенок почувствует мир искусства и сделает первые шаги к гармоничному и культурному будущему. Начните вместе уже 25 января!


Симфоническая поэма «Мазепа» Ференца Листа — яркий пример музыкального романтизма XIX века, отражающий интерес композитора к историческим личностям и драматическим судьбам. Созданная в 1850 году и впервые исполненная 16 апреля 1854 года, эта поэма стала шестой в цикле симфонических поэм Листа.

Образ Ивана Мазепы, украинского гетмана конца XVII — начала XVIII века, привлекал многих европейских романтиков. В частности, поэма Виктора Гюго «Мазепа» из цикла «Восточные мотивы» (1829) вдохновила Листа на создание музыкального произведения. В основе сюжета лежит легенда о молодом Мазепе, которого, за роман с женой польского шляхтича, привязали к дикому коню и отпустили на волю. Лошадь, родом с Украины, принесла его на родные земли, где местные крестьяне спасли Мазепу. Благодаря своему уму и образованию, он со временем стал гетманом.

Лист уже обращался к этому образу в своем фортепианном этюде «Мазепа», посвященном Виктору Гюго, изданном в Париже в 1847 году. Позднее этюд вошел в сборник «Этюды высшего исполнительского мастерства». В симфонической поэме композитор развил музыкальные идеи этюда, используя оркестровые краски для передачи драматизма истории.

Структура поэмы отражает основные этапы легенды:

- Вступление: изображает спокойную обстановку перед бурей событий.

- Главная часть: динамичная музыка передает стремительный бег коня с привязанным Мазепой, используя резкие ритмы и интенсивные оркестровые тембры.

- Кульминация: достигается мощными унисонами медных духовых инструментов на фоне фигураций струнных, подчеркивая драматизм момента.

- Заключение: музыка смягчается, отражая спасение Мазепы и его последующее возвышение.

Симфоническая поэма «Мазепа» демонстрирует новаторский подход Листа к оркестровке и форме. Он использует различные группы инструментов — струнные, деревянные и медные духовые — для создания контрастных звуковых образов. В кульминационных моментах композитор применяет мощные унисоны медных на фоне струнных фигураций, что придает музыке особую выразительность.

Это произведение Листа стало важной вехой в развитии жанра симфонической поэмы, сочетая литературную основу с музыкальной интерпретацией, и продолжает вдохновлять исполнителей и слушателей по всему миру.

#классическаямузыка #композитор

🎼 Ставьте ⭐️ и подписывайтесь на Культурные каналы
.

Показано 20 последних публикаций.