Садись, два!

@sitdownplz Нравится 2

Для тех, кто забыл правила русского языка или соскучился по школе.
🔹Автор @lyaysan_z
🔹По вопросам сотрудничества @denzjama
🔹Условия размещения: @stdwnplz_adv
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Лингвистика


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Лингвистика
Добавлен в индекс
07.07.2017 00:08
реклама
Продажа рекламы на полном автопилоте!
TAGIO профессиональная рекламная платформа для админов
Админ канала? Добро пожаловать!
TAGIO - Самый желанный инструмент 2021 года стартовал!
Нужна дешевая реклама в ТГ?
От 100Р за 1000 показов в чистых каналах в 2 клика.
13 578
подписчиков
~6k
охват 1 публикации
~3.2k
дневной охват
~3
постов / нед.
44.4%
ERR %
33.77
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
96 упоминаний канала
38 упоминаний публикаций
77 репостов
Цифровой этикет
Архангельский Кот
Калейдошкоп
Записки редакторки
Сиванова
PRO Факты
Русский Мат
Новости ФАДМ
Отложки
Теории и Практики
Современный филолог
Лингвошутки
кру_обзор
кру_обзор
BWN - Новости
ТОП каналов Telegram
Valevich Public
Ленка на севере
Hot Idioms
Ленка на севере
Психология
Русский Язык
Просто заметки
#школа2094
А как правильно?
Пирожки
Грамотная речь!
Лингвошутки
Вашу мать!
Инициал
Дорога к океану
Наш русский язык!
+/- из Литвы
Зори Табасарана
СМИныч
Русский Язык
СМИныч
СМИныч
НОП — ТМН I ХМАО I ЯНАО
Каналы, которые цитирует @sitdownplz
Ъудни учителя
Бути-фея говорит
Без aspera ad astra
Fucking French
Теории и Практики
Свинкины финансы
Зачем я это написал?
Занудный редактор
Вашу мать!
ПедСоветы
Oxana Dolinka
Крокодил полетел
Чилик
📌Простые Правила
Букварик
MamaPro
Не знали!?
Английский за полгода
Пирожки
Cultpop
Cultpop
Хакнем
Хакнем
Cultpop
Бизнес Атланты
Angry Translator
Polina was online
Немецкий язык в словах
unpublished
Korotko_o
greenlampbooks
Мел
Центральный Телеграф
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Смайлик как новый знак препинания?

Сразу несколько оговорок (или, как сейчас модно говорить, дисклеймеров):
– под словом «смайлик» я подразумеваю любое графическое обозначение эмоции;
– речь идет о неформальном общении, я не призываю использовать смайлики везде и всюду;
– правила использования смайликов пока нигде не прописаны, поэтому я не претендую на истину в последней инстанции, но опираюсь на опыт и здравый смысл.

Итак, первое и самое важное: смайлик – это не полноценный знак препинания, поэтому его нужно отделять пробелом от предыдущего слова.

❌ Ура, весна!:)
✅ Ура, весна! :)

Если предложение оканчивается точкой, то ее лучше опустить. В этом случае смайлик выполняет не только эмоциональную функцию, но и сигнализирует о конце предложения.

❌ Хочется тепла:)
✅ Хочется тепла :)

Но! Если вы используете усеченную версию и вместо :) или :( ставите просто скобки, то их уже надо прилепить к слову:

❌ Когда же это тепло придет? (((
✅ Когда же это тепло придет?(((

*После дискуссии в комментариях решила дополнить этот фрагмент. Мне кажется, что в таком усечённом виде смайлик становится абстрактнее и приближается к знаку препинания. Именно поэтому я предлагаю не писать его через пробел. Но если вам хочется быть последовательными и отделять любые смайлики, я не могу этому препятствовать)))

А есть тут у нас противники смайликов? Или только поклонники? Давайте обсудим, как вообще это явление изменило нашу жизнь 😉

#как_быть_пунктуальным
Читать полностью
Садись, два! 28 Feb, 11:37
И чтобы вас повеселить, делюсь недавней находкой! Вот умеет наш народ креативить 👍
Садись, два! 28 Feb, 11:36
Результаты конкурса! 🎉

Дорогие все, спасибо вам огромное, что так активно комментировали этот пост. Было очень весело! Кто-то даже предложил распечатать всю ветку, повесить на стену и перечитывать в минуты печали. Отличная идея, считаю!

Выбрать одного победителя было о-о-о-очень сложно! Но в итоге я решила, что приз в виде книжки «Сто текстов о языке» отправится Юлии Ажимовой (надеюсь, правильно написала), которой слышалось «Затянулась Буратиной гладь старинного пруда». Даже сейчас пишу и смеюсь!

Юлия, постучитесь мне в личку, пожалуйста. А всем остальным желаю отличного воскресенья! ☀️
Читать полностью
Садись, два! 26 Feb, 11:14
Робот, ты живой или все-таки нет?

Есть в русском языке грамматическая категория одушевлённости. Она именно грамматическая, а не смысловая: одушевлённое существительное не всегда обозначает что-то живое.

Возьмем слова мертвец и труп. По смыслу вроде одинаковые: маловато в обоих жизни и души, да? А теперь просклоняем эти слова.
🔹 Именительный (кто, что?): мертвецы, трупы.
🔹 Родительный (нет кого, чего?): мертвецов, трупов.
🔹 Винительный (вижу кого, что?): мертвецов, трупы.

Оп, вот и разница! Если у существительного совпадает форма именительного и винительного падежей, то это существительное неодушевленное. А если винительный совпадает с родительным — одушевленное! (Потренируйтесь со снеговиком, куклой и матрёшкой.)

На самом деле логика есть. Вспомните череду поверий и народных страшилок: в них всегда действуют именно мертвецы, но не трупы. Вот вам и подтверждение того, что язык и мышление очень тесно связаны.

Другой пример — робот. Казалось бы, противостояние человека и машины уж точно должно сделать из робота неодушевлённое существительное, ан нет: вижу роботов, нет роботов. Снова совпадают винительный и родительный! Робот одушевленный! И это тоже логично, учитывая, как круто продвинулись технологии. Искусственный интеллект уже умеет переводить и создавать тексты, играть в шахматы, сочинять музыку... Ух, чего он только не умеет!

#грамматичное
Читать полностью
Садись, два! 25 Feb, 09:41
На голубом глазу

Это усеченный вариант фразеологизма врать на голубом глазу, что означает врать и не краснеть. Вот списал человек сочинение из ГДЗ и на голубом глазу утверждает, что сам полночи строчил.

Как часто бывает с фразеологизмами, этимология этого выражения окутана тайной. Чаще всего встречается версия, что голубые глаза – это символ наивности и искренности. Пишут, что у многих новорожденных поначалу голубые глаза. А еще голубоглазыми изображали ангелов. Короче, голубые глаза – это атрибут всех невинных и чистых душой. Очень удобно врать, когда можно закосить под младенца или ангела, правда?

#откуда_ноги
Читать полностью
Садись, два! 22 Feb, 11:05
Обсуждать гендерные праздники не будем, просто напомню:

🔹 День защитника Отечества (не защитников),
🔹 23 Февраля.

#а_как_пишется
Садись, два! 19 Feb, 11:02
Сейчас будет пост в защиту ЕГЭ (да, снова шок-контент!)

Дело было в 2005 году, когда я поступала не абы куда, а на филфак МГУ. ЕГЭ ещё не ввели, хотя Татарстан был в пилотном проекте, так что мы этот экзамен сдавали одними из первых во всей стране. Но в МГУ результаты ещё не принимали, так что пришлось идти традиционным путём: сочинение и три устных экзамена (история, литература, русский язык).

Сочинение я написала на «4» (пятёрки там просто не ставили никому). Историю тоже сдала на «4». Ну, думала я, уж на устной литературе развернусь. А какой мне попался билет! «Образы Наполеона и Кутузова в романе „Война и мир“» и «Тема России в поэзии Блока и Есенина». Сказка!

Сажусь отвечать перед двумя тетечками. В руках — пара исписанных листов А4. Говорю, говорю... И тут одна экзаменаторша прерывает меня и таким скучаааааающим тоном спрашивает:
— А когда Наполеон впервые появляется в романе?
— В конце первого тома, — отвечаю, — в Аустерлицком сражении.
Женщина морщится:
— Ну да, да... Но это реальный Наполеон, а мы же про образ!
— Ах, в таком случае уже на самых первых страницах...
Дальше я в подробностях рассказываю о том, что Болконский мечтал о своём Тулоне, о том, как Наполеон владел умами... В какой-то момент меня прерывает вторая дама (удивительно, но тоже скучающим тоном):
— А какие ещё исторические фигуры описаны в романе, кроме Наполеона и Кутузова?
Перечисляю: Багратион, Барклай де Толли, Раевский, Ермолов...
— Хм... Ну, а французы?
Тут мне становится не по себе, но я вспоминаю генерала Мака. Наверное, кого-то ещё.
— Так-так... — экзаменаторша прям не сдаётся! — А как... Звали адъютанта Наполеона?
У меня округляются глаза:
— Я... Не помню.
Тут бы мне спросить у ученой женщины, каким образом это знание помогает раскрыть образ Наполеона, но в 16 лет на вступительном экзамене не всякий такое сможет провернуть.
— Ну что ж, — вздыхает первая. — Думаю, мы услышали достаточно. Давайте ко второму вопросу.
Надо ли говорить, что толком мне ничего не дали сказать? Прервали через минуту:
— Ладно, понятно... А что вы получили за сочинение?
— Четверку.
— Да неужели? А тема какая?
— «Тема дома в прозе Толстого и Тургенева».
— А, это самое легкое было... Так, ну что... — поворачивается к коллеге, — двойку?
Меня трясёт: как это... двойку?!
— Нет, ну что-то же она там ответила... Давай уж «три» поставим...

Знаете, почти шестнадцать лет прошло, а я помню этот разговор до мелочей. Настолько это было цинично и несправедливо. С тех пор я недолюбливаю МГУ, честно сказать 😂 И думаю, что ЕГЭ — при всех его минусах! — хорош уже тем, что он избавил выпускников от необходимости сидеть перед такими тетечками, которые методично тебя унижают.
Читать полностью
Садись, два! 18 Feb, 11:16
У меня бывают опечатки в постах. Простите, пожалуйста, это я...
Опрос
  • спросони
  • спросонья
2600 голосов
Садись, два! 16 Feb, 15:45
Шумелка-мышь, скрипка-лиса и другие чудные штучки (а ещё конкурс в конце!)

Андрей Макаревич в автобиографической книжке «Сам овца» рассказывает: «Два моих товарища в разное время признались мне, что первая строчка русской народной песни Шумел камыш, деревья гнулись вызывала в их сознании образ некой мыши-шумелки. Которая, видимо, шумела так, что гнулись деревья».

🙉 Причина этой забавной «ослышки» кроется в явлении под названием омофония. Это когда слова или фразы не различаются нами на слух. Ещё один практически хрестоматийный пример – песня Игоря Саруханова, в которой то ли «скрип колеса, лужи и грязь дорог», то ли скрипка, похожая на лису. У загадки, кстати, нет ответа!

А вот подборка таких ослышек из книги «Сто текстов о языке»:
🙉 Есть одна нога на всех вместо Есть одна награда – смех (Алла Пугачева, «Арлекино»)
🙉 Кончи цыплёнка – ты ждешь ребёнка вместо Кончится пленка – ты ждешь ребёнка (Би-2, «Моя любовь»)
🙉 Я никак несла бачок, но тут такие перестрелки вместо Я никак не слабачок… (Земфира, «Самолет»)

Теперь ваша очередь! Поделитесь, пожалуйста, своими историями: кто что слышал странного в песнях? Автору самого смешного комментария я подарю книжку «Сто текстов о языке»!
Читать полностью
Садись, два! 12 Feb, 11:06
Рефлексировали, рефлексировали, да не вырефлексировали

Сразу шок-контент: слово рефлексия произносится с ударением на второй слог. Словари разрешают только рефлéксию, не рефлекси́ю (по крайней мере, пока).

🧐 Эта путаница с ударениями, мне кажется, связана с тем, что рефлексия сравнительно недавно, но очень стремительно вошла в нашу жизнь. (Если раньше это был термин философов и психологов, то сейчас рефлексируют все: от учеников начальной школы до серьезных дяденек и тётенек из международных компаний.) Да и со словами на -ия все непросто, ударения в них могут ставиться на разные слоги, в том числе и на предпоследний: асимметри́я, мимикри́я, психиатри́я. Но вот рефлексии в этом ряду пока нет.

#ударяй_правильно
Читать полностью
Попал как кур (кто-о-о?) в ощип (или во щи?)

Смысл этого выражения понятен (спасибо и на том) — попасть в передрягу, вляпаться в историю. А вот кто куда на самом деле попал — это дело непростое. Попробуем разобраться!

🐥 Кто такой кур?
Раз есть кура (это та, которая с под ручку с гречей гуляет под сосулями), то есть и кур. Более того, кур первичен: это общеславянский корень, получившийся в результате звукоподражания. А там уж потом, как Ева из ребра Адама, от кура родилась кура, со временем прокачавшаяся до курицы.

Но интересно, что куром на Руси называли ещё... тетерева. Они родственники, оказывается, так что логика есть. Это знание нам важно, потому что мы переходим ко второй части фразеологизма.

🐥 Бедный-бедный кур, куда же ты попал?
Первый вариант — во щи. Противники этой версии считают, что быть такого не может, потому что щей с петухами не варят. Но, во-первых, это не так: Валерий Мокиенко в книге «Почему так говорят» указывает, что уже в древних кулинарных руководствах можно почерпнуть сведения о щах с куром. Во-вторых, есть в этом и экономическая причина: летом крестьянину проще зарезать петуха, чем курицу-несушку. Наконец, обратимся к литературе. У Тараса Шевченко есть занимательная фраза: «А твой-то великодушный дурак и бух, как кур во щи» («Художник», 1856). Бух во щи — это почти как плюх во щи, согласитесь? Бултых, я бы даже сказала!

Второй вариант – в ощип. Речь здесь, правда, не об ощипывании, а о ловушке. Щип (или щап) представлял собой расщепленную палочку с подпоркой, своеобразную ловушку для птицы. Вот тут-то и пригодится второе значение кура: все-таки странно предполагать, что домашнего петуха будут таким образом ловить. А вот дичь – вполне возможно.

🐥 И как же правильно?
Оборот известен с XVII века именно в варианте попасть как кур во щи, и многие авторитетные словари, включая Малый академический, придерживаются этой версии. Понятно, что и кура в ощипе мы встретим, потому что споры ведутся до сих пор и, конечно, отражаются в языке.

P. S. Кстати, обратите внимание: во фразеологизмах мы не ставим запятые! Поэтому куда бы ни попал кур, перед сравнительным союзом как никаких знаков препинания не будет.

❓А вам какой кур ближе? Во щах или в ощипе? Или, может, лучше говорить попал как кур ваще? 😂 Чтобы ни нашим ни вашим! Делитесь в комментариях))

#откуда_ноги
Читать полностью
Новости нашего городка: если судить по этой новости, беременность теперь длится полтора года 🤦‍♀️
Садись, два! 29 Jan, 10:02
Татарские песни, или самый неожиданный конфликт с мамой ученика

Я пришла работать в школу в марте 2011 года и была, как это водится, неопытная, но очень воодушевленная. Глаза горят, идеи брызжут фонтаном — короче, вы поняли.

Примерно через месяц в программе шестого класса ожидалась тема «Литература народов России». Один урок был посвящён творчеству Габдуллы Тукая (это такой татарский Пушкин) — беглый обзор и анализ простенького стихотворения. Но креативная молодая учительница решила использовать свои, прямо скажем, скромные познания в татарском языке и провести необычное занятие: сначала прочитала детям оригинальный текст (тут, конечно, не обошлось без смешков и удивлённых взглядов — звучит-то странно и забавно), а потом раздала им подстрочный перевод, который нужно было сверить с литературным. Честно говоря, я до сих пор горжусь этой задумкой! Тут тебе и проблемы перевода, и знакомство с другим языком, и просто расширение кругозора. В общем, урок прошёл хорошо, дети работали и были довольны. А потом случилось странное...

Меня вызвала завуч и с серьёзным видом спросила: «Ляйсан Рафатовна, вы зачем на уроке 6Б классу татарские песни пели?» Я чуть со стула не упала. Хотя бы потому, что пою я плохо и ни в каком бреду не стала бы этого делать перед учениками 😂 Оказалось, что это одна мама, недовольная молодой училкой, так интерпретировала мои педагогические приёмы. Со слов своего ребёнка или силами собственной фантазии — тут уж не скажу. К счастью, завуч наша с юмором и сразу поняла, что к чему. Видите, как тяжело молодым специалистам приходится?)))

#будни_училки
Читать полностью
Садись, два! 26 Jan, 11:17
Я всё понимаю, но есть один...
Опрос
  • ньюанс
  • нюанс
3357 голосов
Садись, два! 26 Jan, 11:15
Садись, два! 22 Jan, 13:30
Ты что, дворником хочешь стать?!

Все имена в этой истории вымышлены, а события совершенно реальны.

В девятом классе у Любови Петровны училась девочка Настя. Плохонько так училась, с двойки на тройку. В какой-то момент ситуацией обеспокоился Настин папа Иван Сергеевич и предложил устроить разговор на троих. И вот они беседуют, девочка толком ничего сказать не может, и обессиленный папа восклицает:

— Настя! Ну ты так докатишься, будешь улицы мести! Представь: Любовь Петровна на улице увидит тебя и скажет: «Настя, ё... твою мать, до чего докатилась!»

Выражение было произнесено громко, со смаком... Иван Сергеевич, как только осознал, какие слова (пусть и гипотетически) вложил в уста авторитетной учительницы, весь обмяк и обессилел ещё больше.

Благо, Любовь Петровна не растерялась:
— Так, предположим, я не скажу... Но буду очень удивлена, Настя, это правда...

😂😂😂

#будни_училки
Читать полностью
Садись, два! 22 Jan, 13:27
Ты что, дворником хочешь стать?!

Все имена в этой истории вымышлены, а события совершенно реальны.

В девятом классе у Любови Петровны училась девочка Настя. Плохонько так училась, с двойки на тройку. В какой-то момент ситуацией обеспокоился Настин папа Иван Сергеевич и предложил устроить разговор на троих. И вот они беседуют, девочка толком ничего сказать не может, и обессиленный папа восклицает:

— Настя! Ну ты так докатишься, будешь улицы мести! Представь: Любовь Петровна на улице увидит тебя и скажет: «Настя, ё... твою мать, до чего докатилась!»

Выражение было произнесено громко, со смаком... Иван Сергеевич, как только осознал, какие слова (пусть и гипотетически) вложил в уста авторитетной учительницы, весь обмяк и обессилел ещё больше.

Благо, Любовь Петровна не растерялась:
— Так, предположим, я не скажу... Но буду очень удивлена, Настя, это правда...

😂😂😂

Согласитесь, сюжет (за исключением некоторых деталей) очень жизненный. Родители вечно чего-то хотят от своих детей, а чуть что — стращают дворницкой судьбой. И очень часто эти разговоры случаются потому, что ребёнка не слушают или не помогают ему раскрыться.

Если вас волнует эта тема, обязательно приходите на бесплатную встречу «Ясный образ себя — фундамент и вдохновение для жизни».

Если вас волнует эта тема, обязательно приходите на бесплатную онлайн встречу «Ясный образ себя — фундамент и вдохновение для жизни».

Эксперты Московского Института непрерывного образования «МИРНО» расскажут:
➡️как помочь детям понять собственные ценности и цели
➡️ как отделить подлинную жизнь ребёнка от родительско-учительских амбиций.
➡️Что говорить и делать, чтобы ребенок раскрыл потенциал

Регистрируйтесь по ссылке и записывайте в календаре: 29 января (пятница), 16:00 по Москве

А вы этот вопрос в свой адрес слышали когда-нибудь? Или сами произносили, может быть?

#партнерский_пост #будни_училки
Читать полностью
Садись, два! 19 Jan, 13:16
мАнты или мантЫ?

Спешу вас обрадовать: правы все, можно ударять любой слог!

Вероятно, такой либерализм связан с тем, что это блюдо готовят разные народы — и называют тоже по-разному. (В комментариях писали про извечный спор между узбеками, казахами и киргизами.) И даже в словарях согласья нет: «Русский орфографический словарь» РАН под редакцией В.В. Лопатина советует мантЫ, а «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова — мАнты 🤷‍♀️

Вывод: говорим так, как хотим и привыкли! Ура!

#ударяй_правильно
Читать полностью
Садись, два! 18 Jan, 10:57
Я вот про эти мАнты/мантЫ спрашивала, не про скатов 🙈
Садись, два! 18 Jan, 10:52
Как вы говорите?
Опрос
  • мАнты
  • мантЫ
2807 голосов