Стоунер


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Книги


Пишу о книгах и постоянно отвлекаюсь
Владимир Панкратов,
литературный обозреватель
@vkpank
fb.com/vkpankratov


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Книги
Статистика
Фильтр публикаций


​​Одна история про «ответ» писателя на реакцию читателей

В январе 1902 года в газете «Курьер» публикуют коротенький рассказ Леонида Андреева «Бездна» (ему тогда 30). По сюжету влюбленные Зиночка и студент Немовецкий, гуляя, забрели в лес и заблудились: читатель догадывается, что ничего хорошего это не сулит — и тем не менее, финал у рассказа совершенно неожиданный даже для тех, кто всё понимает по сгущающимся на небе тучам; «эпатирующий» финал, как осторожно изъясняются комментаторы.

Рассказ ругают все. В «Русских ведомостях» пишут, что автор «создал в погоне за оригинальностью «образцовую гнусность». Через две недели Андрееву приходится в той же газете объясняться с публикой. Еще через полгода (то есть вы понимаете, какого шума наделал рассказ) Лев Толстой пишет журналисту Мускаблиту: «Ведь это ужас!.. Какая грязь, какая грязь!..»

В итоге Андреев, то ли и правда засомневавшись в своем финале, то ли все же пытаясь как-то подискутировать с читателями, придумывает следующее. В газету приходит письмо якобы от того самого Немовецкого, про которого и написан рассказ. Студент пишет, что сей случай действительно произошел с ним и его Зиночкой, но закончилось всё СОВСЕМ ИНАЧЕ.

«Милостивый государь г. Редактор!
Прежде всего позвольте сказать, кто я. Я — герой «Бездны»… Да, да, герой той самой «Бездны», которую написал Леонид Андреев, — студент-техник Немовецкий.
И всё, что написал про меня Леонид Андреев, действительно было, хотя и не так, как он это написал.
...объявляю во всеуслышание, что никогда не был повинен в том, в чем меня обвиняет Л. Андреев. Никогда… Я повинен кое в чем, может быть, гораздо худшем, гораздо более гнусном, но не в том.
Теперь расскажу, как все было, расскажу все без утайки...»


Впрочем, на общественное мнение Андреев вряд ли повлиял. А после «письма Немовецкого» в редакцию даже приходили уже откровенно пародийные письма от лица самой Зиночки и даже от других героев рассказа — написанные, конечно, уже другими людьми


Интересную книжку начал читать — «Когда мы перестали понимать мир» Бенхамита Лабатута. Дурацкое название (особенно учитывая подпись: роман), но, как ни странно, заголовок очень подходящий к содержанию, причем не в таком прямо-лобовом смысле, как можно подумать.

Это такой роман-который-никакой-не-роман c невыдуманными историями об изобретателях, считавшихся фриками, энтузиастах, живущих в параллельных мирах, короче говоря — гениях, понятых и не очень, чьи творения в какой-то степени поменяли мир, заслужили Нобелевские медали, но иногда и стали причиной смерти многих людей. Я успел прочесть первые два сюжета, и замес в них именно такой: человек, признанный мировым научным сообществом за свои идеи, объявляется военным преступником за то, как эти идеи были использованы вооруженными силами, — при том, что использовались они в конце концов всеми против всех. Другой человек улучшил оптику танка — и первым в мире узнал, что звезды бывают разных цветов. Где-то здесь и кроется заглавное «непонимание» — как, зачем, для чего все это живет настолько рядом.

Всё это перекликаются с работами Арендт или Зебальда: здесь не только микробиографии героев, но и в целом описания работы Машины по перемалыванию костей. В целом же тексты всех этих авторов можно выстроить в такую большую Историю всемирного лицемерия, которая с легкостью обесценивает любой опыт и лозунги типа «Этого никогда не должно повториться».

https://admarginem.ru/product/kogda-my-perestali-ponimat-mir/


«Знаешь, я тут подумала, почему бы нам с тобой на ближайшие три дня не поменяться телефонами?»

Узнал о жанре японского сверхкороткого рассказа (яп. «сё:то сё:то», 4-8 тыс. знаков) — ну и дают сразу четыре исключительных (то есть не совсем традиционных) образца от корифеев японской прозы. Текст про телефоны лучший по-моему:

https://magazines.gorky.media/inostran/2022/7/na-dva-golosa-3.html

Если кому интересно про историю жанра и его особенности, тут об этом чуть побольше:

https://cyberleninka.ru/article/n/shverhkorotkie-rasskazy-v-tvorchestve-sovremennyh-yaponskih-pisateley-akagava-dziro-i-atoda-takasi

3k 1 74 3 10

В 2010 году журнал «Афиша» подводит итоги нулевых. Лев Данилкин выбирает 20 книжных цитат десятилетия


за благополучие одних всегда платят другие, угу


Всем привет

Писать об этом довольно неловко, и каждый новый день делает эти вещи еще более неуместными.

Да, я вижу, что разные другие институции (я сейчас про литературные премии) продолжают работу. И да, я знаю тезис о том, что в такие моменты нельзя бросать культуру, нужно ей заниматься по мере сил.

Но все-таки — нет. Я очень понимаю, что человеку как существу нужно отвлекаться на что-то, и пусть каждый на что-то отвлекается (я спасаюсь спортом, например). Но устраивать сейчас премии, кого-то называть лучшим — для меня сейчас не ок.

С членами жюри ФИКШН35 мы выбрали короткий список 20 февраля. Но публиковать его уже оказалось некогда. Я вывешу его сейчас и будем считать это завершением третьего сезона премии. Победителей выбирать не будем.

Я очень благодарю меж тем издательства, книжные сервисы и сайты, книжные клубы, которые продолжают работать. А премии — на мой взгляд — пусть подождут.

И — короткий список премии. Я вывешу все же его, члены жюри их читали и положительно о них отзывались, и я думаю, будет неправильно все это просто выбросить. Благодарю всех членов жюри и всех, кто помог с организациями встреч в городах. На этом третий сезон ФИКШН35 считаем оконченным.

Оксана Васякина — Рана
Саша Карин — Секция плавания для пьющих в одиночестве
Алексей Поляринов — Риф
Анаит Сагоян — Дом из парафина
Антон Секисов — Бог тревоги
Евгений Сологуб — Там, где мрак сгустел
Булат Ханов — Развлечения для птиц с подрезанными крыльями
Кира Ярмыш — Невероятные происшествия в женской камере #3


Репост из: Канал редакции Букмейта
И еще хорошая новость про подписку на Букмейт: теперь ее можно без проблем оплатить на сайте картой Visa, Mastercard или МИР любого российского банка. Эта подписка, как и раньше, будет работать на всех платформах, которыми вы пользуетесь.
Спасибо, что остаетесь с нами 🤍




Содержимое скрыто


две цитаты из Пелевина и Толстого. хм


​​Если представить, какими бы тремя словами некоторые писатели и ученые описали бы человечество, у Юваля Ноя Харари, скажем, получились бы язык, пшеница и наука, у Джареда Даймонда — ружья, микробы и сталь, у Али Смит — любовь, искусство и женщины, а вот у Альваро Энриге — искусство, игры и деньги.

Написал про интересный роман тут
https://moskvichmag.ru/lyudi/mgnovennaya-smert-alvaro-enrige-mir-gde-vse-reshayut-sila-i-dengi/


​​Еще одна попытка «разбирательства» со своим прошлым, без четкой цели, как прогулка по незнакомому лесу. На мой взгляд, излишне витиеватый стиль чуть путает читателя, да и саму авторку — но это такой жанр: блуждание. Мне в таких книгах интереснее всего наблюдать не что нашли герои в прошлом, а как теперь они из-за этого смотрят на быт настоящего. Коротко написал о «Кажется Эстер» Кати Петровской:

https://moskvichmag.ru/lyudi/kazhetsya-ester-kati-petrovskoj-rasskazyvaet-o-tom-kak-proshloe-menyaet-vospriyatie-nastoyashhego/




Из рубрики «Все прочитали сто лет назад, а я только-только». Примерно понимал, о чем «Горизонтальное положение» Дмитрия Данилова, и, наверное, поэтому его и откладывал. Ну теперь увидел, что зря откладывал: я так не смеялся уже давно


​​О чем НЕ пишут молодые авторы, что такое автофикшн на самом деле, и что там у нас с литературными кланами — всячески призываю вас посетить фестиваль Прочтения, и поздравляю их с 15-летием!
https://prochtenie.org/events/30741


​​Люблю книги, в которых автор признается, что никакого вывода у него нет, и никакие уроки из случившегося он извлечь, при всем желании, не может. Мне кажется, это ближе всего к реальности как раз. Почитайте книгу, советую очень! Тетю Мэгги Нельсон убили 35 лет назад и только сейчас нашли убийцу (это реальная история). И вот Нельсон пытается сама себе ответить на вопрос — кому теперь это нужно?

https://moskvichmag.ru/lyudi/v-knige-krasnye-chasti-meggi-nelson-izuchaet-fenomen-smakovaniya-nasiliya/


​​Так начинается рассказ «Кто-то взрослый» (What Do You Do) Гиллиан Флинн (это она написала роман «Исчезвнушая», по которому вы смотрели фильм), получивший в 2015 году премию Эдагар Аллана По, вручаемую Ассоциацией детективных писателей США. По-моему, тут надо бы еще премию за лучшее начало (а рассказ здоровский, почитайте)


Репост из: я просто текст
На всякий случай: реклама, которую вы тут можете увидеть под плашкой sponsored content, никаким образом со мной не согласована и с большой вероятностью представляет собой мошенничество или просто хуйню. Будьте осторожны.


​​«Они говорят: очевидно, в самых разных ситуациях факты проигрывают верованиям и убеждениям. Где это достигает самых больших масштабов? В религии. Может, тогда сделать так, чтобы верующие верили не только в жизнь Христа, но и во что-нибудь, имеющее отношение к сегодняшней жизни? Например, в глобальное потепление, с которым мы так плохо боремся просто потому, что в него мало кто верит. Если бы проповедники поверили в глобальное потепление и начали говорить о нем на службах, это дало бы большой эффект».

Продолжаю писать не-рецензии на книжки, так сказать, переношу опыт блогерского личного монолога в книжную журналистику, ахах

https://moskvichmag.ru/lyudi/kniga-illyuziya-pravdy-obyasnyaet-pochemu-my-lzhem-ne-tolko-drugim-no-i-sebe/


​​Вдруг кто в Питере или в Мурманске, мы там на ФИКШН35 собираемся

Завтра, 23 октября, в 14:00, Питер:
fb.com/356417381636028/posts/920766791867748/

25 октября, в 19:00, Питер:
fb.com/101577088057424/posts/427021078846355/

27 октября, в 19:00, Мурманск
https://vk.com/club207730061

Показано 20 последних публикаций.