Тёмная сторона

temno Нравится 0
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Бизнес, cтартапы, инвестиции. С опытом каждой стороны. © Аркадий Морейнис
Контакт: @amoreynis
https://www.facebook.com/amoreynis
https://vk.com/amoreynis
Язык канала
Русский

Категория
Бизнес и стартапы

Язык канала
Русский
Категория
Бизнес и стартапы
Добавлен в индекс
09.05.2017 23:31
Последнее обновление
23.04.2018 07:10
Агрегатор @finpol
Продвижение и реклама каналов фин., полит. и бизнес тематики
@TGStat_Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
Telegram Analytics
Самые свежие новости сервиса TGStat. Подписаться →
35 315
подписчиков
~20.8k
охват 1 публикации
~44k
дневной охват
~2
постов / день
59%
ERR %
191 + 68
репосты+упоминания
Репосты и упоминания канала
Things I read
Things I read
Небрехня
ЭнергоА++
Кролик с Неглинной
Караульный
Стартап дня
Kingyru Channel
Лена рекомендует
Nsk ФРИИ news
Nsk ФРИИ news
Nsk ФРИИ news
Things I read
Обрывки Ya
@Urban_Witch_digest
Караульный
Небрехня
Nsk ФРИИ news
Сергей Фалдин
Rocket Man🚀
Rocket Man🚀
MARKETOLOGY
Nsk ФРИИ news
Smart2smart
Nsk ФРИИ news
Последние публикации
Строчно в номер
Полезные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. Startup Genome выпустил новый отчет об экосистеме стартапов – 240 страниц фактов
– И что? Самый короткий вывод – Китай растет, США падает. Самый печальный – Китай умудрился сделать рывок в стартап-мире где-то за 5-7 лет, в России все началось в это же время…
https://techcrunch.com/2018/04/20/startup-ecosystem-report-china-is-rising-while-the-u-s-is-waning/

2. Германский суд отклонил претензии издательского дома Axel Springer к блокировщику рекламы AdBlock
– И что? Google уже поимел медиа своим поисковиком, теперь ему осталось сделать только один шаг и поиметь рекламодателей, размещающих рекламу не через него, заблокировав их всех в своем браузере
https://techcrunch.com/2018/04/20/adblock-plus-v-axel-springer/
Теперь я понял, в каком жанре пишу. Это "техно-хокку" :)
To block or not to block

1. В программировании есть понятия "блокируемых" и "неблокируемых" вызовов. Представим тупой пример: нам нужно выдать страницу для просмотра видео, на которой есть количество просмотров этого видео и количество лайкнувших его.

2. Блокируемое решение. Мы берем видео, потом обращаемся к базе данных за количеством просмотров и лайков. Получив их, мы формируем красивую страничку со всей нужной информацией. Если база данных тормозит или легла под нагрузкой – пользователь странички не дождется.

3. Неблокируемое решение. Мы берем видео, формируем и показываем страницу целиком. Бразуер затем выполняет вставленный нами на страницу асинхронный вызов к базе данных. При завершении этот вызов вставляет полученные количества в нужные места на странице. Если база тормозит – количества появятся позже, чем видео. Если база легла – ну не будет просто на странице этих чисел. Приемлемая функциональность просмотра видео от этого не пострадает.

4. Неопытные предприниматели, как и неопытные программисты, обычно строят бизнес на блокируемых вызовах – "когда клиент согласится…", "когда нам это одобрят…", "когда нам это дадут…" и так далее. А если не согласится, если не одобрят, если не дадут? А если согласятся, но позже? А если дадут – но когда неизвестно? Весь бизнес встал?

5. Переход от блокируемого способа к неблокируемому невозможен без того, чтобы выделить "критический путь", который мы всегда сможем выполнить сами доступными ресурсами no matter what. И этот критический путь должен давать приемлемый результат для пользователя.

6. Шансы на выживание стартапа кратно увеличиваются, если основатели обладают пониманием и компетенциями, способными обеспечить существование этого самого критического пути. Если выживание стартапа целиком зависит от "дадут – не дадут" – скорее всего, не дадут. Или дадут, но не тогда. Или тогда – но не то. Или то и тогда, но не на тех условиях.

7. Вообще-то, этот "критический путь" и есть то, что является ценностью самого стартапа. Все остальное – это ценность тех, кто дает.
Строчно в номер
Полезные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. Alibaba разрабатывает свой собственный процессор для нейронных сетей
– И что? Они утверждают, что он будет в 10 раз производительнее всего, что сейчас есть на этом рынке – если так, то это будет толчком к качественному прорыву в области ИИ
https://technode.com/2018/04/20/alibaba-npu/

2. GitHub запустил образовательную программу для разработчиков
– И что? Лишний раз подтверждает тезис о том, что образование в жизни – это прикладная, а не теоретическая задача
https://venturebeat.com/2018/04/19/github-launches-bot-powered-learning-lab-for-budding-developers/

3. Создан робот, научившийся собирать мебель из IKEA
– И что? Даже не у всех людей это получается
https://www.technologyreview.com/the-download/610929/robots-are-about-as-good-as-you-at-assembling-ikea-furniture/

4. Запущен фонд Fort Ross Ventures размером в $200M, который будет помогать американским стартапам выходить на российский рынок
– И что? Будут ли этого хотеть вообще стартапы из США? Будут ли этого хотеть топовые стартапы? Первый вопрос – интересный, второй – принципиальный.
https://venturebeat.com/2018/04/19/fort-ross-ventures-launches-200-million-fund-to-help-u-s-startups-expand-to-russia/
Давайте оценим шансы…

1. Если вы решили заняться бизнесом – то ваши шансы на удачу где-то 1 к 10, если вы разумно подходите к этому делу.

2. Найти хорошую работу или работу, которая значительно лучше по условиям и интересу, чем сейчас – шансы примерно 1 из 100.

3. Стать руководителем среднего звена в крупной компании – шансы порядка 1 из 1 000.

4. Стать топом крупной компании – не больше, чем 1 из 10 000.

5. И эти люди рассказывают нам о том, как рискованно заниматься бизнесом?

PS. О, да, конечно – сейчас придут в комментах говорить о том, как кошмарят бизнесы. Сорри, но когда кошмарят бизнесы – то достается не только основателям, но и всем сотрудникам. Чем выше – тем больше.
1. Маркетинг не может убедить человека купить то, чего он не хочет.

2. Маркетинг может объяснить человеку, как рекламируемый продукт связан с тем, что он уже давно хотел, но не мог получить.
Строчно в номер
Полезные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. Facebook ищет разработчиков интегральных схем для систем машинного обучения и искуственного интеллекта
– И что? Интересно, что они задумали с ними делать? Будут заниматься еще и железом?
https://techcrunch.com/2018/04/18/facebook-has-a-new-job-posting-calling-for-chip-designers/
https://www.facebook.com/careers/jobs/a0I1200000KujvKEAR?q=asic+fpga

2. ИИ-стартап Voicer после получения $13.5M инвестиций поглотил конкурента – стартап Wrappup
– И что? Обратил внимание на новость из-за прикольного применения ИИ – автоматическое создание резюме встреч и совещаний
https://techcrunch.com/2018/04/18/voicera-scoops-up-ai-note-taking-app-wrappup/
"Позиция бога" и "позиция дьявола"

1. Есть опасные фразы, которые часто можно слышать от стартапов: "людям нужно то-то и то-то" или "людям не нужно это или это". Это – "позиция бога", сидящего на облаке, который лучше знает, что нужно или не нужно людям, копошащимся внизу. Чаще всего, это означает, что основатель подсознательно пытается заставить людей делать или не делать то, что он считает нужным или не нужным. А не дать людям то, что они на самом деле хотят.

2. Более мягко, но не менее опасно – утверждать, что "люди хотят того-то" или "не хотят этого". Это "позиция дьявола" – только он знает, чем можно надежно искусить человека. Наши же предположения по поводу человеческих желаний приводят к одному из двух результатов – мы либо создаем "более быструю лошадь", либо ошибаемся. Представьте себе, например, Джобса с презентацией, в которой сказано что-то вроде: "люди хотят получить вместо привычного сотового телефона тяжелый кирпич без кнопок, в котором есть куча почти бесполезных для жизни программок, но по стоимости в несколько раз дороже, чем телефон"?

3. Единственное, о чем мы можем с уверенностью говорить – только о том, что люди делают. И предлагать им лучший способ делать то, что они уже делают. Или приемлемый способ добиться результата в том, что они уже пытались делать, но у них не получалось.
"Быстрее" – значит "меньше"

1. Еще часто слышу фразу от стартапов: "мы, конечно, можем это сделать и сами, но нам нужны деньги, чтобы сделать это быстрее".

2. "Стартап" – это этап, на котором мы честно должны признаться себе, что мы сами не уверены в жизнеспособности своих гипотез. Когда на этом этапе говорят: "нужны деньги, чтобы двигаться быстрее" – чаще всего на самом деле это означает: "мы еще ничего не зарабатываем, но мы полностью уверены в том, что делаем, поэтому нам нужны деньги, чтобы побыстрее допилить полноценный сервис или платформу". В 99% случаев – эта уверенность ошибочна.

3. "Стартап" – это этап, на котором мы только проверяем гипотезы, которые лежат в основе нашей идеи. Эти идеи надо проверять последовательно. Каждая итерация – одна гипотеза. Надо придумывать, как на проверку каждой из них нам потратить как можно меньше времени и денег. Успешность пути через "долину смерти" зависит не от того, сколько у нас есть денег, а от количества разных гипотез, которые мы успеем за эти деньги проверить.

4. Единственное значение слова "быстрее" для стартапа – это "меньше". Делать как можно меньше всего за одну итерацию. Изменяя и добавляя гипотезы по мере анализа результатов тестирования. Мы поймем, каким должен быть следующий шаг, только проанализировав результаты предыдущего шага. Каждая итерация – это не кусочек заранее нарисованного пути, а еще один маленький шажок в неизвестность.

5. Все, как в боксе. Чтобы победить, мы должны быстро-быстро перебирать ногами, танцуя по всему рингу и нанося кучу ударов. А не побыстрее ударить по сопернику со все дури, вложив в этот удар все свои силы – чтобы в ответку получить убийственный удар в челюсть на противоходе.
Строчно в номер
Полезные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. Apple собирается запускать сервис платной подписки на новости, построенный по принципу деления выручки между ними и издателями журналов и газет.
– И что? Если посмотреть на топ мировых сайтов, то новостных сайтов там больше всего. Будет ли Apple News таким же прорывом, каким был iTunes?
https://techcrunch.com/2018/04/17/apple-to-launch-a-premium-news-subscription-service-report-says/

2. Образовательный стартап General Assembly продан Adecco за $413M после $100M инвестиций, полученных в 2017 году – это немного ниже их инвестиционной оценки в $440M
– И что? Adecco – это компания по управлению персоналом, образовательные стартапы в поисках прибыльной бизнес-модели все чаще смотрят в сторону корпоративного обучения и обучения для поиска работы
https://techcrunch.com/2018/04/15/new-yorks-programming-ed-tech-startup-general-assembly-sells-to-adecco-for-413-million/
Если у вас не хватает денег, чтобы доделать MVP…

Значит либо у вас либо неполноценная команда, либо это не MVP. Неполноценность команды может иметь три стороны:

1. Среди основателей нет людей с необходимыми профессиональными компетенциями.

2. У основателей не хватает ума определить, в чем должен состоять MVP. Чаще всего это происходит, потому что они сами не могут четко и просто сформулировать одну рискованную гипотезу, которую хотят проверить. Нет, формулировка "мы хотим проверить, будут ли люди пользоваться нашим сервисом" – не является гипотезой. Скорее всего, гипотезы просто нет.

3. Основатели полностью уверены в своей идее и под MVP понимают первую полноценную версию своего продукта. Это значит, что они не допускают мысли, что они неправы. Как следствие, они не будут подстраиваться под то, что действительно нужно людям, а будут стараться подстроить людей под свой продукт. Этот путь ведет в тупик.
Полезные бесполезные сервисы

1. Общая беда сервисов, которые основатели предпочитают называть "полезными" – в том, что много кто признает их полезность, но мало кто ими пользуется.

2. Жизненные наблюдения подсказывают мне, что люди регулярно пользуются чем-то по одной из двух причин:
– Это нужно для того, что их заставляют делать. Большинство образовательных сервисов в мировом топе – решебники и подсказчики для выполнения школьных домашних заданий и подготовки к экзаменам.
– Это стало одним из регулярных жизненных паттернов (привычек), над которыми люди не задумываются – "зачем мне это?". Зачем мы в каждую свободную минуту утыкаемся в ФБ, Инстаграм или во что-то подобное?

3. Просто "полезными" сервисами, которые не превращаются в привычку, мы быстро прекращаем пользоваться. До конца обучения в Курсеровских курсах доходит около 3% начавших их проходить.

4. Если мы хотим, чтобы нашим полезным сервисом пользовались – не надо увеличивать количество полезных свойств, а надо вводить хоть какие-то процедуры, которые могут воспитывать у пользователей привычку использования сервиса.

5. Подсказка: "лучше и понятней объяснять, почему наш сервис полезен" – не поможет. Воспитание привычек происходит на уровне рутинных процедур и рефлексов, а не объяснений. Собаку Павлова помните? Придумывать надо звоночки и дофаминовую кормежку, а не новые полезные фичи.
Строчно в номер
Полезные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. Доля США в общем рынке инвестирования в стартапы на ранних стадиях падает – в частности, за счет огромных чеков, которые получают китайские стартапы на раунде А
– И что? Скоро за посевными деньгами надо будет ехать не в Кремниевую долину, а в Китай
https://techcrunch.com/2018/04/16/us-early-stage-investment-share-shrinks-as-china-surges/

2. Образовательная компания Pluralsight собирается проводить IPO – $200M предыдущих инвестиций, рост выручки и рост убытков
– И что? Интересно, как биржа реагирует на образование? Считает ли она, что "следующий Гугл будет в образовании"?
https://techcrunch.com/2018/04/16/utahs-pluralsight-unveils-ipo-filing/

3. "Туннельная компания" Илона Маска The Boring Company подняла $113M новых инвестиций
– И что? Интересно, что в этом раунде поучаствовал 31 инвестор – в среднем, по $4M на брата, что немного. Маск принципиально привлекает мелких инвесторов, которые готовы войти в крупную историю на выгодных для Маска условиях?
https://techcrunch.com/2018/04/16/elon-musks-boring-co-raises-113-million-to-chase-a-pipe-dream/

4. Бывший глава Google China поднимает фонд для инвестиций в ИИ-проекты на $500M
– И что? Интересно, что первые $50M пришли из Европы от испанского банка BBVA – европейцы хотят ИИ где угодно, китайцы начали пускать европейцев для поддержки своих ИИ-инициатив.
https://techcrunch.com/2018/04/16/sinovation-cofounded-by-the-ex-head-of-google-china-nabs-50m-from-bbva-for-its-500m-ai-fund/
Как сделать массовый продукт?

1. Банальная логика подсказывает нам – чтобы сделать массовый продукт, надо начать с массовой рекламы. Однако, зачастую банальная логика легко может заставить нас потратить кучу денег, не получив нужного результата.

2. Чтобы сделать продукт массовым – сначала лучше найти не очень большие группы людей, в которой мы сможем обеспечить подавляющее покрытие своим продуктом. PayPal начался с покрытия топ-продавцов на eBay. Facebook начался с покрытия Гарварда. Если мы не можем найти такую существующую группу – нам надо ее создать. Проникновение Apple начиналось с создания Apple (а потом и Macintosh) User Groups. Avon устраивал местные женские посиделки для демонстрации и продажи своих новинок, обеспечивая критическую массу локальных покупателей.

3. Продукт не станет массовым, пока его не "используют все". Фокус заключается в том, что мы подменяем тезис. Вместо "все – в смысле, все" подставляем "все – в смысле, все в какой-то группе". "Все в Гарварде уже пользуются Фейсбуком", "все топовые продавцы на eBay уже используют PayPal", "все в нашем районе уже пользуются Avon", "все в этой тусовке уже перешли на Маки" и так далее.

4. Массовый продукт начинается не с большого количества, но разрозненных пользователей – а с массового продукта, пусть и "районного значения".
Запись вчерашних вебинаров

1. Антистартап: "Как создать недооцененную компанию?". Гости: Роман Павлушко (технический директор Avito) - взгляд крупной компании, Алексей Гирин (управляющий партнер Starta Capital) - взгляд фонда, Александр Ларьяновский (управляющий партнер SkyEng) - взгляд стартапа. http://antistartup.darkside.vc/open150418-webinar

2. Бизнес для школьников: "Как начать и не бросить?". http://teenstarter.com/open150418-webinar
Чтобы чему-то научиться - надо разбирать примеры. Чтобы запустить свой стартап или начать в них инвестировать – надо разбирать примеры реальных стартапов.

Единственное место, где ежедневно и профессионально разбирают стартапы – это канал "Стартап дня", который ведет Александр Горный, главный по стартапам в Mail.ru.

https://t.me/startupoftheday
Завтра два открытых вебинара

Воскресенье, 15 апреля

19 часов по Москве. "Предпринимательство для подростков – как начать и не бросить? ". Гости: выпускники программы "Бизнес для школьников". Регистрация: http://teenstarter.com/open150418

21 час. "Как создать недооцененную компанию?". Гости: Алексей Гирин (управляющий партнер Starta Capital), Роман Павлушко (CTO Avito), Александр Ларьяновский (управляющий партнер SkyEng). Регистрация: http://antistartup.darkside.vc/open150418
Строчно в номер
Полезные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. Илон Маск заявил, что Tesla станет прибыльной в третьем, четвертом квартале этого года
– И что? А вот это будет очень интересно посмотреть – можно ли на хайпе не только расти и пиариться, но и зарабатывать?
https://techcrunch.com/2018/04/13/elon-musk-says-tesla-will-be-profitable-in-q3-and-q4/

2. Walmart собирается купить мажоритарную долю в индийском конкуренте Amazon – Flipkart, если его не опередит eBay
– И что? Интересно, собирается ли Walmart после этого выводить Flipkart на американский рынок? Для Walmart все средства борьбы с Amazon хороши.
https://www.recode.net/2018/4/13/17231086/walmart-flipkart-acquisition-ebay-india
Непользователи

1. Все сервисы делятся на два типа: а) с помощью которых люди что-то получают и б) с помощью которых они чего-то не теряют или не упускают.

2. В первом случае люди платят за использование. Чтобы заплатить, они привередливо взвешивают ценность того, что они за эти деньги получают. Будут продолжать платить, если они этим сервисом на самом деле регулярно пользуются.

3. Во втором случае они платят как правило за возможность использования. И тут главное – не стараться заставлять людей им пользоваться. Потому что тогда сервис автоматически перейдет в первую категорию, и люди станут задаваться вопросом: "а стоит ли то, что я получаю, тех денег, которые я за это плачу?".

4. Планируя запуск сервиса, надо четко осознать, к какому типу он относится – и выстраивать ожидания и сценарии взаимодействия с пользователями совершенно разными способами. Фитнес-клубы ведь как-то научились работать по второму типу. Прибыль они получают от тех, кто покупает членство, но в клуб не ходит. А те, кто ходят – это сплошной убыток :)
Ужин и парковка

1. Пару дней назад ужинали в компании вместе с одним знакомым. Знакомый – владелец строительной компании, вполне себе упакован. Закусили и запили на тыщи по три с носа. Выходим на улицу и проходим мимо парковки в ТЦ. Знакомый смотрит на вывеску и говорит: "150 рублей в час, 800 рублей в день – как-то очень дорого".

2. Здесь история заканчивается, и начинается мораль. Весь вопрос – что с чем сравнивать. Если сравнивать стоимость парковки со стоимостью "поесть, попить" – недорого, если со стоимостью обычных парковок – дорого. Цена принципиально зависит от позиционирования продукта – к какой категории он будет относится в глазах пользователя, с чем он будет сравнивать его цену.

3. Подумал о том, что если бы на парковке написать: "Место, где вы можете оставить свою машину, чтобы не попасть на штраф в 2500 рублей за неправильную парковку" – то цена даже в 800 рублей за день не покажется такой уж и страшной.

4. Еще одно подтверждение старой истине: продукт – это не то, что ты делаешь, а то, что ты продаешь. Важно понять, как назвать продукт, какими словами его описывать – чтобы в голове пользователя он уложился в нужную категорию с нужным уровнем цен. Обычная мясорубка ведь стоит дешевле, чем обычный блендер, хотя с точки зрения инженера – это практически одно и то же. Потому что мясорубка – это "обычная бытовая техника", а блендер – "ЗОЖ или кулинария".