Жанровая литература и я
Так сложилось, что я всю жизнь люблю фантастику, но пишу почему-то какую-то херабору.
Фантастика относится к жанровой литературе, а на днях я прочитала, что жанровая литература — это литература оправданных ожиданий. Читатель идёт за фантастикой и должен получить фантастику. А если он хочет фэнтези, то должен получить фэнтези. У меня с этим всегда были большие проблемы.
Первый роман, который я писала в 20 лет, начинался, как фэнтези. Там был принц, дракон, ведьма и эльф. Потом выяснялось, что дракон это человек в доспехе из наночастиц, ведьма и принц аномалии, а эльф вообще голограмма. Это было бредово и местами очень наивно, но та история никогда и не позиционировалась как серьёзная.
Видимо, меня с самого начала тянуло к
химерной прозе. И мне нравится, когда мои ожидания как читателя рушатся. Потому что по-другому не бывает.
"
Последняя секунда Вселенной" тоже начинается, как фэнтези. А потом оказывается то, что оказывается. Мне кажется, что поэтому она не понравилась ряду читателей. Они ожидали другого.
Хотя я понимаю, что кому-то она не понравилась просто потому, что не понравилась. Так тоже бывает. Может, её стоило бы позиционировать и продвигать, как "Беззвёздное море" Эрин Моргенштерн. Я вижу много общего.
Второе, что я прочитала про жанровую литературу, — это то, что на первом плане в ней сюжет. И опять же в моих произведениях сюжет не главное. Его может и не быть. Я люблю истории в жанре
ияшикей, где сюжета вообще по сути нет. Я люблю созерцание. Обожаю "Записки у изголовья". И
повесть, которая скоро выходит в "Лабрисе", тоже не про сюжет.
Мой любимый "Бог-император Дюны" это не про сюжет. Это про одинокую бесконечность, про борьбу животного, человеческого и сверхчеловеческого. Это — без преуменьшения — самая пронзительная история, которую я когда-либо читала. Видимо, она слишком сильно повлияла на меня и мой писательский путь.
Моя история про Университет тоже не про сюжет. Это скорее
этнографическая работа.
А может, я просто не умею писать. Такое тоже говорят.