Бессознательные смыслы | Психоанализ


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Unconscious meanings - канал, направленный на изучение обыденной жизни через призму психоанализа.
Анализ статей, книг, фильмов и мифов.
Запись на консультацию и психотерапию:
https://psy-derevyanko.ru/

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


😊Всем доброго дня!
Начнем исследование образа тела с рисунков Мерилин. В них можно рассмотреть ее отношение к телу человека, а также к своему образу тела.
Пишите, что вы видите в ее работах 🤗


Всем доброго дня! Начнём с известной личности, которая страдала дисморфофобией, Мэрилин Монро❤️
Краткую биографию прикрепляю для дальнейших рассуждений и разбора.

🔘Что же способствовало развитию отвращения к собственному телу у Мэрилин?
🔘Что заставляло ее использовать собственное тело и для чего?


https://jcc.ru/article/merilin-monro-biografiya--tajna-smerti-i-samye-znamenitye-roli-aktrisy/


Случаев с образом тела очень много, выберите, пожалуйста, с каким из них (можно несколько), вы хотели бы ознакомиться: (опубликую завтра)
Опрос
  •   Ребенок (младенец)
  •   Подросток
  •   Взрослый
  •   Известная личность, у которой есть дисморфофобия
28 голосов


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram


Делаем пост про стадии развития Образа тела?
Опрос
  •   Да 😍
  •   Нет, хочу другое 🙃
  •   Напишу в комментариях
21 голосов






Продолжая тему: «Образ тела» и «схема тела»








Если отойти от интерпретации З. Фрейда, которая является глубокой и интересной, то мы можем рассмотреть миф о Медузе с других сторон.

🫣Превращение в чудовище
Афина обвинила Медузу во всех грехах и отобрала у нее самое ценное, что та имела - внешность.
Афина Паллада в древнегреческой мифологии — богиня справедливой войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел, рожденная из головы Зевса.

Следовательно, мы можем думать о зависти, которая проявляется в желании проявлять женское, нежное.

Самые первые изображения Медузы, которые датируются периодом VII — начала V веков до нашей эры, далеки от наших современных представлений. Ее изображали с кабаньими острыми клыками, выпученными глазами и с густой бородой. А Гесиод в своей поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывал ее как безобразное чудовище с острыми стальными когтями, все тело которого покрыто сверкающей чешуей.


Медуза лишается всего земного, надежного и устойчивого; ноги, руки, способность стоять крепко на земле, теряет связь с женственностью и истинными желаниями.

Так, при насилии нарушается базовая безопасность, рамки тела и многое другое, поэтому образ Медузы символизирует акт насилия, так как ощущает свое тело жертва. Если будет интересно послушать про образ тела и схему тела в психоанализе - пишите в комментариях 🙏🏻

😰Защитный взгляд
Сияющий взгляд становится несущим смерть любой, кто посмотрит на нее испытывает страх и обращается в камень – проекция собственных внутренних умерщвленных в насилии частей души на других, жуткого страха, который она испытала во время насилия.

Также можно предположить следующий механизм защиты - «идентификация с агрессором» —
бессознательное отождествление человека с тем (теми), кто угрожает его безопасности. Если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, интроецируя его черты.


Но ее образ отпугивает все живое, она лишает себя новой жизни, поэтому мы можем допустить здесь мысль об агрессии направленной на саму себя. А вечные обвинения Афины в том, что именно она виновата в насилии, произведенном с ней, подтверждают ненависть к себе.

#myth


Зигмунд Фрейд. Голова Медузы

Мы не часто обращаемся к интерпретации мифологических тем, но, в случае пугающего обезглавливания Медузы Горгоны, интерпретация напрашивается сама собой.

Обезглавить = кастрировать. Вызываемый Медузой ужас — это страх кастрации, который связан с наблюдением чего-то, чему мы, благодаря множеству проведённых анализов, можем привести примеры. Такой ужас охватывает мальчика, прежде не расположенного к вере в опасность кастрации, который замечает окруженные волосами женские гениталии, принадлежащие, вероятно, женщине, например, его матери.

Волосы Медузы на произведениях искусства часто изображаются в виде змей, что, опять же, связано с комплексом кастрации. Примечательно, что несмотря на то, насколько пугающими они являются сами по себе, в действительности же, их функция состоит в смягчении страха, так как они замещают собой пенис, отсутствие которого и служит причиной этого страха. Что является подтверждением того технического правила, что умножение символов пениса означает кастрацию.

Взгляд на голову Медузы приводит к тому, что очевидец каменеет от ужаса. Заметьте, что тут мы снова сталкиваемся с комплексом кастрации, и разрядкой его аффекта, так как окаменение означает эрекцию. Таким образом, получается, что в такой инциденте очевидец сталкивается с неким утешением — ведь он всё ещё обладает своим пенисом, в чём он и убеждается ввиду затвердения пениса.

Афина, богиня-девственница, носила этот символ ужаса на своей эгиде. Таким образом она стала женщиной, абсолютно недоступной, отвращающей любые сексуальные желания этими внушающими ужас гениталиями Матери. Неудивительно, что среди греков, которые были в большинстве своём гомосексуальны, мы можем обнаружить изображение женщины как существа пугающего и внушающего неприязнь, ввиду её кастрации.

Если голова Медузы занимает место изображения женских гениталий, и скорее изолирует их пугающий эффект от тех, что обещают наслаждение, то нам стоит вспомнить о том, что демонстрация гениталий также известна своим апотропическим действием, то есть тем, что она способна оберегать от беды. То, что в ком-то вызывает ужас, может быть использовано им для защиты от его врага. У Рабле мы можем прочитать о том, как Дьявол был обращен в бегство женщиной, показавшей ему свои гениталии.

Эрегированный мужской пенис также обладал апотропическим эффектом, то есть защищал от бед и привлекал удачу, но этим мы обязаны другому механизму. Демонстрировать пенис (или же любой его заместитель) значит говорить следующее: “Я не боюсь тебя. Я бросаю тебе вызов. Я обладаю пенисом”, — таков еще один способ отпугивать Зло.

Для того, чтобы действительно аргументированно предоставить подобную интерпретацию, необходимо провести исследование происхождения этого отдельного символа ужаса как в греческой мифологии, так и его аналогий в других мифологиях.
 
Freud, S. (1963) Sexuality and the Psychology of Love. NY: Collier.  (pp.212-213).
[«Das Medusenhaupt». Впервые это эссе было опубликовано уже посмертно. Int. Z. Psychoanal. Imago, 25 (1940), 105; reprinted Ges. W., 17,47. Оригинал был датирован 14 мая 1922, и выглядел наброском к более серьёзной работе. На английский эссе было переведено и переиздано Джеймсом Стрейчи (James Strachey) в Int. J. Psychoanal.,22 (1941), 69.]

#myth


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram




Скрыв целомудренный лик. Чтоб грех не остался без кары,
В гидр ужасных она волоса обратила Горгоны. Ныне, чтоб ужасом тем устрашать врагов оробевших,
Ею же созданных змей на груди своей носит богиня.


Почему психоаналитики не ведут личные социальные сети? 👩‍💻

Сразу стоит оговориться, что ведут, но не напоказ. Почему?
Вы можете сказать мне, что тогда клиент может начать сравнивать свою жизнь, с жизнью терапевта. Это одна из причин, которая влияет на работу не только в рамках психоанализа/психоаналитической психотерапии.

В психоаналитической работе очень важен сеттинг.

Он предполагает установление внешних правил и границ (день, время, место) между клиентом и психотерапевтом/психоаналитиком для обеспечения пространства для необходимых психических процессов, в которых специалист находится в определённой позиции.


Одним из внутренних смыслов сеттинга, я сегодня выделю, возможность клиента свободно ассоциировать в кабинете психотерапевта, что возможно только при двух основных соблюдаемых принципах:
🫣нейтральности (воздержание от суждения, научения и других проявлений власти и превосходства);
😰абстиненции (принцип неудовлетворенности поверхностных желаний).

Первый принцип З. Фрейд описывал как «отсутствие отрицательного и положительного отношения к действительности или отсутствие внешних эмоциональных проявлений». Соблюдение такого принципа дает возможность клиенту свободно ассоциировать и не ждать осуждения, поучения и навязывания мнений другого.

Второй принцип в словаре Ч. Райкрофта определен так: «правило абстиненции как то, «согласно которому аналитическое лечение должно быть организовано так, чтобы гарантировать, что пациент находит как можно меньше замещающих удовлетворений для своих симптомов». Следовательно, удовлетворение потребностей клиента, также нарушает сеттинг.

Пример: клиент спрашивает на сессии «Как у Вас дела?» у терапевта. Мы понимаем, что он удовлетворяет какую-либо свою потребность (контроль, наблюдение, страх начать сессию и т.д.), на самом деле ему не интересна жизнь терапевта. Поэтому специалисты могут задать вопрос «Почему Вы сегодня меня об этом спрашиваете?» или если давно в работе «Вы хотели бы сказать мне что-то важное, но не знаете с чего начать?».

Но вы спросите, почему я пишу про это? Потому что наблюдение за жизнью специалиста нарушает все принципы и правила сеттинга, в которых впоследствии клиенту невозможно будет свободно ассоциировать, не фантазируя о жизни терапевта.

Пример: клиент увидел, что на выходных терапевт отдыхал с друзьями, а ему самому было ужасно плохо. Последний будет испытывать, н-р, обиду, гнев, ярость, грусть, одиночество. Что мы из этого имеем? Нарушение сеттинга и всей психоаналитической работы.

В дополнении скажу, что в других направлениях, возможно, к этому не относятся настолько жестко, но и методы работы у других специалистов другие. Так, я не рассказала здесь еще о переносе, который также нарушится. Если интересно ставь ❤️, и пишите свои вопросы к этому посту🤗


Репост из: Александра 🕊
Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram


Выбираем тему нового поста:
Опрос
  •   Миф про Мелузу Горгону
  •   Фильм «Красотка на всю голову»
  •   Анализ фрагмента «Помешанные на чистоте»
  •   Почему психоаналитики не ведут свои личные социальные сети?
39 голосов


Репост из: Москва сейчас
☎️Важные телефоны сейчас

«Горячая линия» Министерства здравоохранения Московской области
+7(498)602-03-01, +7 (498) 602-03-03

Поступление больных и пострадавших в больницы Москвы за сутки:
+7 (495) 621-43-31

Поступление больных и пострадавших в больницы Москвы за предыдущие дни
+7 (495) 621-78-87

Поиск пострадавшего по больницам Москвы
+7 (495) 624-31-52

Бюро регистрации несчастных случаев Московского региона
+7 (495) 688-22-52 

Единый телефон доверия МЧС России
+7 (495) 400-99-99, +7 (495) 983-79-01

«Горячая линия» центра экстренной психологической помощи МЧС России
+7 (495) 989-50-50 (круглосуточно)

Линия психологической помощи Российского Красного Креста
+7 (800) 250-18-59

Показано 20 последних публикаций.